Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности специалиста по рекламе'

Формирование профессиональной компетентности специалиста по рекламе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Тамара Николаевна, Осипова Ольга Петровна

Представлены приоритетные направления формирования профессиональной компетентности у студентов специальности «Реклама». Развивается положение о том, что для реализации компетентностного подхода необходимо взаимодействие учебных курсов, важнейшим дидактическим условием которого является междисциплинарный синтез.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Тамара Николаевна, Осипова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности специалиста по рекламе»

ВЕСТНИК ЯГУ, 2010. таи 7. Л*> 3

УДК 37.01

Т.Н. Данилова, О. П. Осипов а

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКЛАМЕ

Представлены приоритетные направления формирования профессиональной компетентности у студентов специальности «Реклама». Развивается положение о гом, что для реализации компетентностного подхода необходимо взаимодействие учебных ку рсов, важнейшим дидактическим условием которого является междисциплинарный синтез.

Ключевые слова: компетентность, информационная компетентность, профессиональная готовность, компетентностный подход, образовательная деятельность, модель специалиста.

Подготовка профессиональных кадров происходит сегодня в сложной обстановке, которая в значительной степени детерминирует направленность и содержание профессиональных интересов и потребностей молодежи. В период изменения общественных отношений, перехода к рыночной экономике, рынку труда, когда Россия находится в поиске экономических и социально-нравственных приоритетов, актуализируется вопрос о способности современного молодого человека взять на себя бремя ответственности за свое будущее, так как именно будущим определяются его истинные оценки и способности выбора. Реалии настоящего и нацеленность молодежи и общества в целом на будущее в значительной степени определяют поиск новых технологий образования, формируют соответствующий социальный заказ, влияют на отдельные структурные подсистемы и сферы, связанные с подготовкой специалистов в той или иной отрасли, в частности, - в области рекламы.

Социальный заказ в сфере рекламы определяет обобщенную и технологическую структуру целеполагающей установки государственного образовательного стандарта, а, по сути, профессионально-личностных качеств будущего специалиста. Последние в совокупности с функциональной составляющей процесса формирования профессионально важных качеств специалиста по рекламе определяют технологическую структуру профес-сиограммы специалиста по рекламе и замыкаются на его профессиональной готовности.

Нельзя не учесть и тот факт, что под влиянием процесса информатизации в настоящее время складывается новая общественная стру ктура - информационное общество, которое характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможности доступа к информационным потокам. Для того, чтобы специалист по рекламе мог зани-

ДЛНИЛОВЛ Тамара Николаевна - ст. преподаватель ФЛФ ЯГУ.

E-mail: tamara_danilova@mail.ru

ОС И НОВА Ольга Петровна - доцент ПИ ЯГУ.

E-mail: tamara danilova^mail.ru

маться профессиональной деятельностью и чувствовать себя комфортно в современном информационном пространстве, свободно применять на практике полученные во время учебы в вузе знания, он должен обладать информационной компетентностью.

В условиях информационного общества возрастает роль информационной компетентности специалиста, и особое внимание уделяется ее развитию. Информационная компетентность специалиста указывает на уровень овладения и использования информации в профессиональной сфере.

Очевидно, что информационная культура человека и то, насколько эффективно решает он стоящие перед ним задачи, зависит от его информационной компетентности. Сама же компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о мире техники и людей.

В психолого-педагогической литературе до сих пор нет унифицированного определения информационной компетентности.

Информационную компетентность специалиста связывают с возникновением информационного общества и новой информационной культуры на основе средств и методов информатики, информационных и коммуникационных технологий с целью осуществления профессиональной деятельности и информационного взаимодействия между всеми участниками производственного процесса.

Современный человек использует информационные технологии для решения задач, позволяющих достичь конкретной цели. При этом компьютеры и программное обеспечение выступают в качестве продуктов информационной деятельности и исследовательского инструментария, с помощью которого человек организует поиск необходимой информации из множества источников (независимо от места их расположения). В набор профессиональных умений информационно компетентного специалиста должны входить умения работать с отобранной информацией, структурировать и систематизировать ее, синтезировать, осмыслять и представлять в дискретном виде, доступном другим пользователям. Специалист,

Т.Н. Данилова, О.П Осипова ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКЛАМЕ

рассчитывающий на профессиональную карьеру в информационном обществе, должен взаимодействовать как с другими пользователями современных средств информатики, так и непосредственно с продуктами информационной среды.

Информационная компетентность - системный объект, поэтому ее целесообразно рассматривать, с одной стороны, как самостоятельную структуру, обладающую специфическим содержанием, а с другой - как целостное образование, «элемент», занимающий определенное место и выполняющий специфические функции в общей системе профессиональной деятельности человека [1].

Профессиональная готовность специалиста по рекламе определяется профессиональными знаниями, степенью их абстракции, обоснованностью, осознанностью, интеллектуальными способностями к объяснению, переносу, анализу, синтезу, прогнозированию, конструктивно-проектным действиям, творческим умениям формирования знаний.

Профессиональная культура личности специалиста по рекламе состоит из блока мотивационно-ценностных ориентации, интересов, установок, убеждений, потребностей, имеющих как личностно значимую, так и социально значимую основу. Социально-духовные ценности детерминируют общекультурный кругозор будущего специалиста по рекламе, определяют культурологическую сообразность его профессиональной деятельности, гуманизируют и демократизируют процесс его обучения и воспитания.

Технологические умения, в зависимости от структуры целеполагающей установки Государственного образовательного стандарта в сфере филологии, конкретизируются в педагогических умениях, которые наполняются следующим содержанием: последовательно передавать знания от феноменологической ступени абстракции к аналитико-синтетической, прогностической, аксиоматической с учетом степени осознанности и уровня усвоения; формировать интеллектуальные способности (анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы и заключения, объяснять и переносить знания в другие сферы культуры, научные дисциплины, практику; формировать профессиональные навыки, используя разнообразные методы обучения и принимая во внимание индувидуальные возможности занимающихся; вести обучающихся от репродуктивного уровня усвоения к продуктивному, учитывая логику используемых методов; формировать мотивационно-ценностные ориентации (интересы, установки, убеждения, потребности); создавать условия, обеспечивающие ситуацию воспитания всех видов мотивов и потребностей (личностно и социально ориентированных); пробуждать познавательные интересы через мотивационную поддержку каждой дидактической единицы; формировать научное мировоззрение, гражданственность, активное отношение к труду, эстетические и нравственные качества; выполнять педагогиче-

ские воспитывающие действия по привлечению учащихся к учебному процессу; решать задачи комму никации опыта методических знаний, практико-методической подготовки; обучать методам самовоспитания, самосовершенствования, самоконтроля и коррекции; создавать условия для реализации профессиональных интересов у будущих специалистов.

Согласно концепции разработчиков отечественной «Стратегии модернизации образования», компетентность включает в себя, помимо когнитивной и операционально-технологической составляющих, также мотивационную, этическую, социальную и поведенческую компоненты, значение которых гораздо шире продуктов обучения (знаний, умений и навыков). Объединив в себе знания, умения, навыки и социальный опыт, детерминированные личностно окрашенными качествами конкретного индивида (студента, учителя, преподавателя и др.), компетентность реализуется через систему сложных действий.

Многочисленные аспекты профессиональной готовности представлены в трудах отечественных ученых [2, 3, 4, 5]. Их взгляды на модельные характеристики профессионального образования и качеств личности отражают обширный диапазон представлений на содержание и структуру профессиональной готовности и подготовки специалистов с позиций содержания и структуры личности; личностно-ориентированного образования; личностно-деятельностного подхода; специальных и гражданских аспектов; инновационной деятельности; динамических характеристик; проблем способностей и компетентности и др.

Б.С. Гершунский рассматривает профессиональную компетентность в контексте онтогенетического развития личности, когда в результате последовательного восхождения личность осваивает ступени образовательных уровней:

I - элементарная и функциональная грамотность;

II - общее образование;

III - профессиональная компетентность;

IV - овладение широкой культурой;

V - формирование индивидуального менталитета [6].

По его трактовке, третья из выделенных ступеней связана с «...формированием на базе общего образования таких профессионально-значимых для личности общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования наиболее продуктивного и конкурентоспособного функционирования работника той или иной квалификации и профиля» [6, с. 608].

Интересна трактовка Ю.Г. Татура, акцентирующего внимание на креативный подход к рассмотрению компетентности в системе высшего образования. Так, компетентность специалиста с высшим образованием он определяет как «проявленные им на практике стремления и

ВЕСТНИК ЯГУ. 2010. там 7, № 3

способность (готовность) реализовать собственный потенциал (знания, умения, опыт, личные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сферах, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [7, с. 186].

Компетентностная модель высшего профессионального образования предполагает следующие важные целевые ориентиры при проектировании образовательного процесса в вузе: студентоориентированную направленность образовательного процесса; органичное включение образовательной среды вуза во все виды жизнедеятельности ее субъектов, приводящие к активизации внутренних ресурсов личности; развитие личности студента в профессиональном становлении; ориентацию на «компетенции» как «результаты образования» с учетом требования рынка труда и международных тенденций; насыщение личностными смыслами и гуманизацию содержания образования [7, с. 40].

С позиции системного анализа институт подготовки кадров в сфере рекламы обладает всеми признаками научного понятия «система». Она предполагает концеп-туальность, целостность, структурность, взаимосвязь, иерархичность и множественность. Как исторически определенный тип социальной практики она зависит от конкретных условий. Состояние ее отдельных составляющих элементов определяет развитие системы в целом.

Возможности технологизации, обеспечивающие профессиональную готовность специалиста по рекламе в отношении инструментальной составляющей, в значительной степени определяются наличием программного и учебно-методического оснащения, и в современных условиях эффективность их реализации полностью зависит от научной дееспособности преподавательского состава. Социальная составляющая технологии (кадры) является основополагающим звеном системы образования. Понятие сущности технологических систем, владение способами технологизации учебного процесса, целеустремленность и профессионализм - основные критерии педагога, реализующего современную цель образования в сфере филологии и рекламы.

Изучение и обобщение социальных и личностно-ориентированных потребностей и опыта образовательных технологий позволили рассмотреть их конструирование, включающее следующий ряд последовательно расположенных операций: уточнение структурных, содержательных и критериальных характеристик профессионально важных качеств личности менеджера по рекламе с позиции диагностируемой и проверяемой цели; определение оптимального варианта содержания и объема учебной нагрузки; распределение программного материала и форм содержания занятий; разработку операционального компонента основных составляющих профессиональной готовности менеджера по рекламе.

Процесс постоянного обновления содержания высшего профессионального образования в сфере рекламы обусловлен и развитием соответствующих наук; изменением целевых установок социального заказа; уточнением требований профессии к ее исполнителю, организации содержания образования; определением основных критериев, методических и технологических принципов учебно-воспитательной работы, оптимальными вариантами распределения и освоения программного материала, детерминирующими научную организацию учебной деятельности в аспекте филологического образования.

В 1998 г. на базе филологического факультета Якутского государственного университета имени М.К. Ам-мосова была открыта кафедра рекламы и связей с общественностью, выпускающая специалистов в области менеджмента, психологии, связей с общественностью и рекламы.

Важное место в профессиональной подготовке будущих специалистов по рекламе занимают интегрированные спецкурсы. Овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта использования знаний за пределами дисциплин, в содержании которых они представлены. Для реализации компетентностного подхода необходимо взаимодействие нескольких учебных курсов. Важнейшим дидактическим условием является междисциплинарный синтез, при котором процесс обучения приобретает новый смысл, превращается в процесс приобретения методов получения недостающих знаний, умений и навыков и опыта деятельности с целью достижения необходимого уровня компетентности.

Нами разработаны авторские программы по спецкурсам: «Эффективная реклама в прессе» и «Теле-радиореклама». По окончании курса студент должен иметь представление о системе вещания в России, об истории развития телевидения и радио, знать задачи и виды рекламы, международный кодекс рекламной практики, уметь оценивать качество передач, пользоваться методами рекламы. Структу ру курса составляют модули. Модуль «Государственная, общественная и коммерческая системы вещания» включает темы «Развитие ТВ в России», «Тенденции развития региональных телевизионных рынков России» и др. Модуль «Телевидение и радио как виды искусства. Творческий потенциал новой техники» раскрывается темами: «Коммерческое ТВ», «Понятие товара», «Понятие рекламы», «Создание рекламного обращения» и д. Модуль «Методика и управленческие технологии рекламы» включает темы: «Понятие управления», «Маркетинговый подход», «Планирование экономической деятельности вещания», «Смета расходов».

Для достижения целей курса и реализации принципов его программы студент должен выполнить следующие виды работ: ознакомиться с программой курса, прослушать лекции по курсу, принять участие в работе семинаров, сдать зачет, пройти учебную практику (специальную). Контроль за знаниями студента осуществля-

Т.Н. Данилова, О.П Осипова ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКЛАМЕ

ется с помощью рейтинговой системы оценки знаний и заключение по ряду различных факторов, определяющих

контрольных точек, и конце программы предлагаются вопросы к зачету, такие как: «История развития телевидения в России», «Основные тенденции развития ре-

причинно-следственные связи различных составляющих данный процесс.

Подготовка студентов по рекламе возможна через

гиональных телевизионных рынков России», «Пробле- создание и реализацию такой педагогической системы, мы рекламирования на теле-радиоканалах», «Понятие которая учитывает современные тенденции развития ре-рекламы для торгом и».

Практическая ориентация связана с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную

кламы, имеет четкую технологическую структуру, эффективно осуществляет формирование профессиональной готовности, строится на основе взаимосвязи социального заказа и профессионального ГОСТ специалиста в

среду, соотнесения своего представления о профессии с этой области. Педагогическая технология формирования

требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом.

профессиональной готовности будущего специалиста по

Практику студенты проходят в рекламных и PR- рекламе представляет собой упорядоченную совокуп-

агентствах, в пресс-службах, отделах маркетинга и рекламы предприятий города Якутска и в улусах республики, в издательских домах, в редакциях газет, на радио и ционных способов управления учебной и практической

ность педагогических действий, операций, процедур и рассматривается как функциональная система организа-

телевидении и т.д.

деятельностью студентов. В определяющие ее принципы В целом, при изучении данного вопроса выявляется включены: принцип единства основных элементов (ин-

формационного, инструментального и кадрового); функциональная взаимосвязь форм и методов; объективная

Литература

ряд противоречий: между социальными и личностно ориентированными потребностями в получении дополнительной специальности по рекламе и отсутствием на- оценка конечного результата, учно разработанной технологической модели удовлетворения этой потребности; становлением нового качества общества и действующим институтом профессиональной подготовки кадров в сфере рекламы.

Моделирование педагогической технологии подготовки специалистов по рекламе начиналось с рассмотрения социального заказа в сфере формирования рынка услуг республики и социального заказа на подготовку специалиста по направлению «Реклама» и с учетом составляющих культуру личности будущего специалиста по рекламе, его умения определять основные структурные, содержательные и критериальные характеристики профессионально важных качеств, которые, в целом, трансформируются в профессиональную готовность, а также уровни преподавания (методологический, эмпирический, фактологический). Последние находят свое выражение в результате профессионально-педагогической деятельности - в уровнях подготовленности учащихся (творческом, образованности, начальной грамотности).

В процессе научного обоснования подготовки специалистов по рекламе в системе профессионального образования были получены результаты, позволяющие сделать

1. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, методология, технологии // Мат. межд. научно-практической конференции. 11-12 ноября 2008 г. - М:

НОУ ВПО «СФГА», 2008. - 290 с.

2. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967.-181 с.

3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998. - 203 с.

4. Хуторской A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО. Центр «Эйдос», 2002. www.eidos.ru/ news/compet.html (дата обращения: 19.05.2010).

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. -М.: Между нар. гуманитар, фонд «Знание», 1996. - 308.

6. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство. 1998. - 608 с.

7. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандаргов высшего профессионального образования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 186 с.

Т./V. Danilova, O.P. Osipova

Professional in Advertising: competence formation

The article studies the priorities of formation of professional competence for students majoring in "Advertising". There has been

developed a statement that interaction of academic courses is considered to be necessary for implementation of the competence- based

approach, and the most important didactic condition is an interdisciplinary synthesis.

Key words: competence, informational competence, professional commitment, competence approach, educational activity, model of a

professional.

^■Hsr^r

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.