УДК 796.01:376
Л.В. Акатьева, Э.Р. Рогозина
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПО ТУРИЗМУ
В статье представлены результаты проведенного исследования на базе МКПО «Удмуртский государственный университет», цель которого - выявление наиболее профессионально значимых (общих и профессиональных) компетенций, представленных в ФГОС СПО 43.02.10 по направлению «Туризм». Исследование построено на основе методологии Tuning, ориентирующей образовательные организации на согласование результатов образования с тремя целевыми группами: представителями академического сообщества (преподавателями), профессионального сообщества (работодателями) и студентами выпускного курса. Социальное партнерство позволяет учитывать специфику регионального рынка труда и запросы работодателей, что является нормативным требованием ФГОС. В работе по результатам онлайн-анкетирования проводится анализ выраженности показателей значимости компетенций для профессиональной деятельности выпускника по 4-балльной шкале; осуществляется ранжирование компетенций по степени важности для каждой целевой группы. В целом компетенции выпускника по ФГОС СПО 43.02.10 высоко оцениваются представителями всех целевых групп. Средняя оценка важности общих компетенций - 3,33 балла; профессиональных - 3,22 балла. Мнения представителей академического и профессионального сообществ имеют больше точек пересечения, их оценки состава компетенций ФГОС выше, чем оценки студентов. Исследование показало, что отдельные компетенции по группам респондентов либо переоцениваются, либо недооцениваются.
Ключевые слова: компетентностная модель, общие компетенции, профессиональные компетенции, профессиональная подготовка по туризму, выпускник среднего профессионального образования.
DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-4-454-462
Введение
Одна из ключевых задач любого образовательного учреждения - подготовка для рынка труда выпускника, способного достаточно быстро включиться в производственные отношения. Быстро -это значит безболезненно, с минимальными потерями как собственных, так и организационных ресурсов. Для этого образовательное учреждение должно иметь представление о наиболее востребованных на рынке труда компетенциях выпускников. В соответствии с ФГОС СПО 43.02.10 по направлению подготовки «Туризм» модель выпускника представлена общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями. Академическое сообщество, осуществляя инновационное движение в образовании, совершенствуя программы подготовки и преследуя образовательные и воспитательные цели, заинтересовано в развитии и коррекции состава компетенций выпускника, установленных ФГОС. Студенчество, являясь активным субъектом образовательного процесса, также заинтересовано в повышении качества получаемого образования и его соответствии потребностям рынка труда. В силу стремления образовательной системы удовлетворять требованиям динамичного общества проблема постоянного совершенствования модели выпускника, безусловно, актуальна. Систематическая оценка состава компетенций ФГОС представителями целевых групп позволит готовить выпускников, адаптированных к региональному рынку труда в соответствии с ожиданиями работодателей. Именно поэтому данное исследование представляется актуальным.
Среди работ, раскрывающих основные подходы к модернизации профессионального образования на основе компетентностного подхода и совершенствованию образовательного процесса в учебных заведениях на основе модели специалиста, можно назвать работы В.К. Байденко [2], В.А. Галя-миной [3], А.В. Хуторского [8; 12; 13], Н.В. Емельяновой [4], Э.Ф. Зеер [5],О.В. Котляровой [9; 10], И.В. Носко [11] и др. [1; 4; 7]. Анализ имеющихся публикаций и опыта учреждений высшего образования показал, что активный поиск эффективных путей обучения на основе компетентностного подхода продолжается. Нет единства в определении таких понятий, как «компетенция», «компетентность», «компетентностная модель». В данном исследовании под компетентностной моделью выпускника понимается научная результативно-целевая основа процесса вузовской подготовки, содержательно представленная сложным составом общих и профессиональных компетенций, выраженная
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
системным качеством - компетентностью, обеспечивающей готовность и способность выпускников к продуктивной деятельности в социальной и профессиональной сферах.
За последнее время появилось достаточно много публикаций, посвященных анализу характерных особенностей деятельности и личности представителей сферы туризма, вопросам управления персоналом туристских предприятий [7; 10]. Анализ и описание методологии Tuning, попытки ее адаптации к современным российским реалиям представлены в литературе недостаточно полно [6; 14; 15].
Цель, задачи и методы исследования
Целью данного исследования является выработка согласованного набора наиболее профессионально значимых общих и профессиональных компетенций, представленных в ФГОС СПО 43.02.10 по направлению «Туризм». Формирование этих компетенций в процессе обучения имеет приоритетное значение и поэтому должно быть ориентировано на высокий уровень достижения.
Задачи исследования:
- проанализировать основные требования к профессиональной компетентности персонала в сфере туризма;
- изучить теоретические аспекты профессиональной подготовки СПО по туризму в условиях компетентностного подхода;
- проанализировать проблемы профессиональной подготовки выпускников по туризму с точки зрения работодателей;
- оценить в ходе анкетного опроса общие и профессиональные компетенции, установленные ФГОС СПО43.02.10. «Туризм»;
- обобщить результаты практического исследования для определения компетенций, наиболее значимых для профессиональной деятельности выпускника СПО по туризму.
Для достижения поставленных задач были использованы как теоретические методы (анализ и обобщение научной литературы, документов Министерства просвещения РФ по теме исследования), так и практические (анкетный опрос, статистические методы обработки полученных данных, подвергнутых количественному и качественному анализу).
Поставленные задачи решались на базе Многопрофильного колледжа профессионального образования (МКПО) при Удмуртском государственном университете.
Исходные гипотезы были следующие:
1. Подходы к формированию компетенций в образовательной организации могут отличаться в зависимости от востребованности в конкретный момент времени на рынке труда выпускников, обладающих определенным набором навыков, умений и знаний. Кроме того, мнение о результатах образования, представленных составом компетенций ФГОС, может отличаться у ключевых сообществ -преподавателей, работодателей и студентов.
2. Уровень важности и востребованность компетенций, включенных в компетентностную модель СПО 43.02.10. «Туризм», представленную перечнем из 9 общих (ОК) и 20 профессиональных (ПК) компетенций, могут по-разному оцениваться представителями этих трех групп сообществ.
Исследование осуществлялось поэтапно. На первом этапе были разработаны анкеты для трех групп респондентов. Каждая анкета состояла из вступительной части, в которой раскрывается цель исследования, и основной части, представляющей шкалу оценки общих и профессиональных компетенций выпускника СПО по туризму. Разница в анкетах для каждой целевой группы заключалась во вступительной части. В опроснике нужно было дать ответы двух типов.
1. Оценить каждую компетенцию. Для этого была предложена шкала от 1 (нулевая / нулевой) до 4 (высокая/«высокий). Согласно методологии Tuning, на которую мы опирались, формируя анкеты для опроса и анализируя его результаты, внимания заслуживают те значения, которые равны 3,0 баллам либо превышают их по горизонтальной шкале оценки.
2. Ранжировать компетенции по степени важности для профессиональной деятельности. Внимания заслуживали компетенции, занявшие пять верхних позиций рейтинга.
Респонденты имели возможность дополнить перечень компетенций и дать комментарии к опросу.
На втором этапе формировались выборки и проводился анкетный опрос. В опросе участвовали три группы респондентов:
- группа «Преподаватели» - педагогические кадры, осуществляющие подготовку студентов СПО по направлению 43.02.10. «Туризм», имеющие высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и опыт деятельности на предприятиях сферы туризма (14 человек);
- группа «Работодатели» - руководители и специалисты ведущих туристских предприятий города Ижевска, партнеры МКПО УдГУ по организации и проведению производственной и научно-исследовательской практик, члены государственной аттестационной комиссии, рецензенты студенческих ВКР и работодатели (15 человек);
- группа «Студенты» - студенты выпускных курсов МКПО УдГУ, обучающиеся по направлению «Туризм» (27 человек).
Опрос проводился онлайн, в период с апреля по май 2020 года. Выборка составила 56 человек. Обработка полученных данных проводилась с помощью программ Microsoft Excel.
На третьем этапе был проведен анализ результатов по каждой из выборок и представлен обобщенный результат оценок и ранжирования всеми группами. Описана компетентностная модель выпускника, состоящая из ядра - ключевых компетенций (ОК и ПК) и дополняющих компетенций. Следует еще раз подчеркнуть, что данная модель включает все компетенции ФГОС СПО 43.02.10 «Туризм» и представляет собой согласованную оценку предлагаемого ФГОС состава компетенций, структурированного в соответствии с актуальными потребностями референтных групп и региональными (Удмуртская Республика) особенностями рынка туристских услуг.
Результаты исследования
Оценивались следующие общие компетенции ФГОС СПО 43.02.10 по направлению подготовки
«Туризм»:
ОК-1 - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК-2 - организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК-3 - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК-4 - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК-5 - использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК-6 - работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК-7 - брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
ОК-8 - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК-9 - ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Оценки важности общих компетенций в группах «Преподаватели» и «Работодатели» показали, что все 9 ОК (100 %) достигли либо превысили 3-балльное значение. Это позволяет нам сделать вывод о высоком уровне признания установленного ФГОС СПО 43.02.10. «Туризм» состава ОК. Максимальную оценку (4,0 балла) в группе «Работодатели» получила ОК-6, формирующая готовность к работе в команде и эффективным коммуникациям с целевыми группами. Представители академического сообщества оценили ОК-6 ниже - 3,6 балла, однако это самая высокая оценка важности компетенции, которую дает данная группа респондентов.
В группе «Студенты» значения в 3,0 балла и выше достигли 6 общих компетенций (66 %). Максимальную же оценку в 4,0 балла не получила ни одна компетенция. При оценке ОК-6 студенты были единодушны с преподавателями и работодателями, оценив ее достаточно высоко - в 3,5 балла. Представители студенчества невысоко оценили важность компетенций ОК-7, ОК-8 и ОК-9 (значение ниже 3-х баллов - 2,9; 2,9; 2,8 соответственно). Данные компетенции ориентируют выпускника на самоконтроль, саморазвитие, ответственность за себя и членов команды, готовность к адаптации к условиям изменяющейся среды. Отметим также, что в целом оценка важности состава ОК, представленных как результаты образования в ФГОС СПО по направлению подготовки, у студентов ниже, чем у преподава-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
телей и работодателей. Несмотря на определенную критичность студентов при оценке важности представленного состава компетенций, предложений по включению других ОК от них не поступило.
На рис. 1 представлены обобщенные результаты по трем группам респондентов. На этом графике отчетливо видно, по каким компетенциям мнения сходятся, а по каким различаются больше всего. Рисунок показывает, что мнения различаются в оценке важности большинства ОК. Очевидно также, что точек пересечения в графиках оценки важности ОК преподавателей, студентов и работодателей немного. Наиболее принципиальное расхождение в оценке важности компетенций видно по ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОК-9.
4
3
2
1
0 -
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9
Преподаватели Студенты1 ^^—Работодатели
Рис. 1. Оценка важности общих компетенций работодателями, преподавателями и студентами
Существенным результатом опроса стала выявленная общая точка зрения, а также разница оценок важности общих компетенций каждой целевой группой. Исследовательская задача состояла в том, чтобы выявить наиболее важные общие компетенции по каждой группе и соотнести результаты. Согласно методологии Tuning внимания заслуживают первые 5 компетенций рейтинга. Именно они и составляют ядро компетентностной модели выпускника и требуют особого внимания при их формировании в рамках реализации образовательной программы СПО по туризму. Анализ результатов ранжирования показал, какие компетенции респонденты отнесли к наиболее приоритетным, а какие - к наименее приоритетным. Можно сделать вывод о высокой общности представлений, так как область пересечений высока. Единство мнений мы наблюдаем по двум общим компетенциям: ОК-4 заняла второе место в рейтингах всех экспертных групп, компетенцией-аутсайдером в каждой группе респондентов стала ОК-7.
Как видно, наиболее важным представители всех целевых групп считают умение работать с информацией, решать типовые задачи, способность к социальному взаимодействию и понимание сущности профессиональной деятельности в сфере туризма. Представляется обоснованной невысокая степень важности способности к ответственности за результаты труда подчиненных, поскольку среднее профессиональное образование не предполагает решения управленческих задач, с которыми соотносится данная компетенция. Существенный разрыв мнений наблюдается по ОК-8. Так, преподаватели и студенты отнесли способность к самообразованию и самообучению к наименее приоритетным, в то время как в рейтинге работодателей данная компетенция вошла в пятерку лидеров.
Итак, распределение общих компетенций по степени важности для профессиональной деятельности будущего менеджера по туризму представлено в таблице, распределение идет сверху вниз - от самой важной к наименее важной компетенции (табл. 1).
Таблица 1
Распределение общих компетенций по степени важности среди фокусных групп
Важность ОК Преподаватели Работодатели Студенты
1 ОК-1 ОК-6 ОК-6
2 ОК-4 ОК-4 ОК-4
3 ОК-6 ОК-5 ОК-1
4 ОК-2 ОК-1 ОК-9
5 ОК-5 ОК-8 ОК-5
6 ОК-3 ОК-2 ОК-3
7 ОК-9 ОК-9 ОК-2
8 ОК-8 ОК-3 ОК-8
9 ОК-7 ОК-7 ОК-7
Следующей задачей данного исследования являлась выработка согласованного набора наиболее важных профессиональных компетенций.
В группе «Преподаватели» оценки в 3,0 балла и выше получили 16 ПК (80 % от общего числа). Максимальную оценку в 4,0 балла не получила ни одна компетенция. Лидером стала ПК-1.5, формирующая умение оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы), она получила самую высокую оценку в 3,7 балла. Самые низкие значения оценки важности получили компетенции, относящиеся к управленческому блоку. Можно предположить, что предпочтения преподавателей основаны на практико-ориентированности, учете структуры и специфики туристского рынка Ижевска и республики. Выбор преподавателями приоритетных ПК демонстрирует образ выпускника, реализующего профессиональную деятельность в качестве турагента.
Представители профессионального сообщества оценили как важные 18 ПК (90 %), что говорит о высоком уровне признания работодателями установленного ФГОС СПО состава ПК. Максимальное значение в 4,0 балла в группе «Работодатели» получила ПК-1.1, формирующая умение выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации. Значения, близкие к максимуму, получили еще несколько профессиональных компетенций. В оценках ПК работодатели и преподаватели были более-менее согласованы. Но стоит отметить, что преподаватели всё же более критичны, их оценки по целому ряду компетенций ниже. В разделе «Ваши комментарии» ряд респондентов-работодателей указали следующее: давать побольше практики студентам, ориентировать их на высокую исполнительность, снизить уровень амбиций выпускников и завышенных ожиданий (оплата труда, позиция в компании) на старте карьеры. Новых профессиональных компетенций, которые необходимо добавить в ФГОС СПО, работодатели не указали.
В группе «Студенты» значений в 3,0 и более баллов достигли 15 ПК (75 %). Оценки ПК в этой группе респондентов существенно ниже, чем у групп «Преподаватели» и «Работодатели». Очевидно, что уровень признания студентами представленного состава ПК невысок. По результатам опроса студентов добавлений компетенций тоже не было. В разделе «Ваши комментарии» студенты выразили желание больше практиковаться по программам бронирования и поиска туров, приглашать практиков турбизнеса на мастер-классы по продажам.
Сравнительный анализ представлений о значимости ПК по группам респондентов представлен на рис. 2. Анализ коэффициентов значений уровня важности ПК СПО по туризму, по мнению всех целевых групп, свидетельствует о том, что в настоящее время востребованы не все компетенции. Особого внимания заслуживают компетенции, которые во всех выборках прошли порог в 3,0 балла.
Ранжирование позволило нам выделить наиболее важные для будущего менеджера по туризму профессионально значимые компетенции (по мнению трех групп респондентов). Стоит отметить высокую общность представлений о рейтинговых ПК. Несмотря на то, что полного совпадения мнений нет, область пересечений рейтинговых мест достаточно высока. Важно, что рейтинг представителей академического сообщества находит больше точек соприкосновения как с рейтингом студентов, так и с рейтингом работодателей.
Обобщенный рейтинг пяти компетенций с учетом ранжирования тремя группами респондентов представлен в табл. 2, распределение идет сверху вниз - от самой важной к наименее важной компетенции.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2
1
0 -
ПК ПК ПК ПК ПК ПК ПК ПК ПК ПК ПК ПК ПК ПК ПК ПК ПК ПК ПК ПК 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3.1 3.2 3.3 3.4 4.1 4.2 4.3
Преподаватели студенты! ^^—работодатели
Рис. 2. Оценка важности профессиональных компетенций работодателями, преподавателями
и студентами
Таблица 2.
Распределение профессиональных компетенций по степени важности среди фокусных групп
Важность ПК Преподаватели Работодатели Студенты
1 ПК 1.5. Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы) ПК-1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации ПК 1.5. Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы)
2 ПК 3.3. Рассчитывать стоимость туристского продукта ПК-1.4. Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации
3 ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации ПК-1.5. Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы) ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте
4 ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте ПК-1.7. Оформлять документы строгой отчетности ПК-1.6. Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю
5 ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта ПК 2.6. Оформлять отчетную документацию о туристской поездке
Самые низкие строчки в рейтинге преподавателей заняли ПК-4.1, формирующая готовность планировать деятельность подразделения, и ПК-4.2, формирующая способность организовывать и контролировать деятельность подчиненных. Замыкает рейтинг преподавателей ПК-4.3, формирующая способность оформлять отчетную документацию. ПК-аутсайдеры в рейтинге работодателей (в порядке убывания степени важности): ПК-4.2 («Организовывать и контролировать деятельность
подчиненных»); ПК-2.3 («Координировать и контролировать действия туристов на маршруте»); замыкает рейтинг работодателей ПК-4.1 («Планировать деятельность подразделения»). Последние позиции в рейтинге студентов (в порядке убывания степени важности): ПК-2.5 («Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной»); ПК-2.3 («Координировать и контролировать действия туристов на маршруте»); ПК-2.1 («Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут»).
Выводы и рекомендации
Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы.
Во-первых, входе эмпирического исследования апробирована практика социального партнерства образовательной организации, включающая участие работодателей и студентов в оценке результатов образования выпускника СПО по туризму. Апробирована также общая методика определения наиболее профессионально значимых компетенций выпускника по туризму (с учетом мнения и оценок референтных групп - преподавателей, работодателей, выпускников). Данная методика может быть использована и для других образовательных направлений.
Во-вторых, под компетентностной моделью выпускника понимается научная результативно-целевая основа процесса подготовки, содержательно представленная сложным составом общих и профессиональных компетенций, их состав обусловлен целями образовательного процесса, потребностями рынка труда, региональной, отраслевой спецификой и рядом других факторов. Структура компетентностной модели выпускника в настоящем исследовании представлена «ядром» - наиболее профессионально значимыми компетенциями (ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-6; ПК-1.1, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5-1,7, ПК-2.2, ПК-2.6, ПК-3.3) и дополнительными компетенциями. Очевидно, что при общем нормативном требовании о сформированности у выпускника всех компетенций, представленных в ФГОС, особого внимания со стороны педагогов требуют компетенции, выделенные как приоритетные референтными группами. Состав и структура каждой компетенции подлежат наполнению, дополнительному изучению и проверке практикой. Особый интерес и актуальность представляют определение и корректировка состава общих и профессиональных компетенций.
В-третьих, мы увидели, что компетентностная модель выпускника, представленная составом общих и профессиональных компетенций ФГОС СПО 43.02.10 по направлению подготовки «Туризм», высоко оценивается представителями трех целевых групп - преподавателями, работодателями, студентами. Средняя оценка важности ОК - 3,33 балла; ПК - 3,22 балла. Более критичны в оценке предлагаемого состава компетенций студенты. Мнения представителей академического и профессионального сообществ более согласованы, их оценки состава компетенций ФГОС выше, чем оценки студентов.
К сожалению, в последние годы работодатели невысоко оценивают профессиональную подготовку в учебных заведениях, отмечая, что выпускников потом приходится переучивать. Практика разработки образовательных стандартов с привлечением специалистов из профессиональной среды дает свои положительные результаты. Работодатели включаются в процесс подготовки будущего специалиста. Теперь у них есть возможность указать компетенции (общие и профессиональные), которые, возможно, не отражены в настоящем образовательном стандарте. Исследование показало, что отдельные компетенции по группам респондентов либо переоцениваются, либо недооцениваются.
Итак, компетентность выпускника является показателем качества подготовки образовательного учреждения. Однако сам процесс профессиональной подготовки в образовательных учреждениях сегодня имеет некоторые ограничения, поэтому его необходимо пересмотреть в соответствии с актуальным запросом со стороны работодателя, с учетом потребностей студентов и общества. Это в свою очередь потребует сущностных изменений во всех звеньях образовательной системы, в первую очередь - изменения подходов к определению качества образования и технологиям его оценивания, созданию и развитию образовательной среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акатьева Л.В. Компетентностная модель бакалавра как условие эффективной подготовки в ВУЗе. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/13972 (дата обращения: 10.12.2020).
2. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М., 2009.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
3. Галямина И.Г. О деятельности УМО по разработке компетентностной модели выпускника. М.; Уфа, 2008.
4. Емельянова Н.В. Методика построения компетентностной модели бакалавра. URL: http://www.engectver.ru/ Konferenciya/5s/emelyanova.php (дата обращения: 13.12.2020).
5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М., 2005.
6. Акатьева Л., Богданова Л., Калинин И. [и др.]. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Туризм». Бильбао, 2013.
7. Шакирова Т.И., Бутенко А.П., Кузьминова М.В., Миронова Н.Ю. Компетентностная модель конкурентоспособного выпускника в контексте реализации профессиональных и образовательных стандартов: монография. Калуга, 2015.
8. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. М., 2007.
9. Котлярова О.В. Практико-ориентированная концепция профессиональной подготовки специалиста по сервису и туризму // Вестн. Рос. нового ун-та. Сер. Туризм и культурное наследие. М., 2005. Вып. 6. С. 145-152.
10. Котлярова О.В. Проблемы инновационного подхода к формированию профессиональных компетенций специалиста туриндустрии в методике преподавания естественнонаучных дисциплин // Омск. науч. вестн. Сер. Общество. История. Современность. 2008. № 5 (72). С. 214-218.
11. Носко И. В. Модель выпускника как основа формирования компетенций студентов в процессе вузовской подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Дальневосточный государственный университет. 2007. C. 36
12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
13. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М., 2005.
14. Developing Graduate Competency Model for Bachelors of Tourism. [Электронный ресурс] / L. Akatieva, L. Batalova, G. Merzlyakova [et al.] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. Worldwide trends in the development of education and academic research, 15-18 June 2015. P. 375-384. Ref.: p. 384 (7 назв.). URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/14492
15. Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001-2003. Phase 1. URL: http://www.relint.deusto.es/Tuning Project/ index.htm
Поступила в редакцию 16.03.2021
Акатьева Лариса Валерьевна, старший преподаватель кафедры туризма и бизнес-технологий в социокультурной сфере Института социальных коммуникаций E-mail: [email protected]
Рогозина Эльвира Расилевна, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой туризма и бизнес-технологий в социокультурной сфере Института социальных коммуникаций E-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
L.V. Akat'eva, E.R. Rogozina
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TOURISM MANAGER
DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-4-454-462
The article presents the results of a study conducted on the basis of the INCD "Udmurt State University" in the "Tourism" course. The purpose of this research was to study key general and professional competencies presented in the Federal State Educational Standard SPO 43.02.10 in the "Tourism" course. The research is based on the Tuning methodology, which orients educational organizations to coordinate the results of education with three target groups: representatives of the academic community (teachers), the professional community (employers) and graduate students. Social partnership allows you to take into account the specifics of the regional labor market and the demands of employers, which is a regulatory requirement of the Federal State Educational Standard. The main research method is online survey. On the results of the online survey, the authors carry out the analysis of the severity of indicators of the importance of competencies for the professional activity of a graduate on a 4-point scale; competencies are ranked according to the degree of importance for each target group.
In general, the graduate's competencies in the Federal State Educational Standard SPO 43.02.10 are highly appreciated by representatives of all target groups. Average assessment of the importance of general competencies - 3.33 points; professional competencies - 3.22 points. The opinions of representatives of the academic and professional communities
are more consistent, their assessments of the composition of the GEF competencies are higher than those of students. The study also showed that certain competencies are either overestimated or underestimated by groups of respondents.
Keywords: competence model, general competencies, professional competencies, professional training in tourism, graduate of secondary vocational education.
Received 16.03.2021
Akat'eva L.V., Senior lecturer at Department Tourism and Business Technologies in sphere of social culture E-mail: [email protected]
Rogozina E.R., Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head of Department E-mail: [email protected]
Udmurt State University
Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034