Научная статья на тему 'Формирование профессиональной (коммуникативной) компетентности бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»'

Формирование профессиональной (коммуникативной) компетентности бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЕРБАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СВОЙСТВА ЭМОЦИЙ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL COMMUNICATIVE COMPETENCE / VERBAL INFLUENCE / PROPERTIES OF EMOTIONS / COGNITIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарифуллина Н. К.

В статье говорится о значении эмотивной функции, и её влиянии на механизмы когнитивных процессов. Отмечена важность умения педагога ориентироваться в эмоциональном и содержательном многообразии речи. Интонационная палитра речи учителя влияет на деятельность, поведение, эмоциональное состояние ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article stated the great importance of emotional function and its impact on the mechanisms of cognitive processes. The ability of the teacher to diversify the speech both emotional and substantial is especially important. Intonation palette of speech affects the activities, behavior and emotional state of the students.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной (коммуникативной) компетентности бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»»

Н. К. Гарифуллина

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ (КОММУНИКАТИВНОЙ) КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Ключевые слова: педагогическая коммуникативная компетентность, вербальное воздействие, свойства эмоций,

познавательный процесс.

В статье говорится о значении эмотивной функции, и её влиянии на механизмы когнитивных процессов. Отмечена важность умения педагога ориентироваться в эмоциональном и содержательном многообразии речи. Интонационная палитра речи учителя влияет на деятельность, поведение, эмоциональное состояние ученика.

Keywords: pedagogical communicative competence, verbal influence, properties of emotions, cognitive process

The article stated the great importance of emotional function and its impact on the mechanisms of cognitive processes.

The ability of the teacher to diversify the speech both emotional and substantial is especially important. Intonation palette of speech affects the activities, behavior and emotional state of the students.

На базе кафедры обучения на двуязычной основе Казанского национального

исследовательского технологического университета открыто направление «Педагогическое

образование», цель которого подготовить специалистов, компетентных в сфере агропромышленных, нефтехимических и

строительных технологий, а также преподавателей технологии, призванных обеспечить

промышленность региона специалистами среднего звена и высококвалифицированными рабочими.

Чему в первую очередь следует учить студента,выбравшего своей будущей

специальностью ответственный труд учителя?

Так, по мнению Я. С. Турбовского, «...изучение самого предмета не является основной целью подготовки специалиста педагогического вуза. Целью же является и должно являться профессиональное умение учить и воспитывать. Само знание, сколь угодно глубокое, такого умения по определению обеспечить не может» [1].

Следовательно, важно научить наших выпускников, которые призваны осуществлять учебно-воспитательную деятельность,устанавливать контакты с людьми, что предполагает готовность к диалогу, овладение навыками полилога, стремление позитивно воспринимать точку зрения партнера по общению, способность корректировать свою позицию в соответствии с дискурсом, что в свою очередь предполагает умение строить аргументированное высказывание.

Профессионально ориентированные

дисциплины «Педагогическая риторика» и «Основы коммуникативной культуры педагога» позволяют сформировать коммуникативную компетентность студентов, обучающихся по этому направлению, а это предполагает:

— формирование профессиональной педагогической коммуникативной компетентности, умение находить оптимальные средства речевого воздействия и взаимодействия как важнейшего компонента педагогического мастерства;

— воспитание речевой личности как коммуникативного лидера, способного применить

верную технологию воздействия и добиться взаимодействия;

Основная функция педагогической риторики - информативность. Ее задача - не только пробудить любознательность, но и дать новое

представление о предмете.

Особенность педагогической речи заключается в необходимости поддержания интереса к своему предмету. Цель педагогического общения успешно реализуется в том случае, если педагог, хорошо знающий свою аудиторию, умеет выбирать из личного арсенала речевых средств те слова речевого воздействия, которые будут наиболее адекватны и эмоционально созвучны данной ситуации [2].

Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми. Речевая деятельность учителя в основном направлена на предметное информирование, а речевое поведение включает и передачу экспрессивной информации, обеспечивающей регуляцию взаимоотношений с учащимися.

Эмоции - одна из наиболее сложно организованных психофизиологических систем человека. И именно эмоции выступают в качестве пусковых механизмов когнитивных процессов, поскольку смыслом человеческого существования должна быть именно познавательно-интеллектуальная деятельность. В отношении к познавательным процессам эмоции являются важнейшим фактором стимуляции процессов познания, определяющим возникновение

эмоционально-интеллектуальных состояний при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, и способствуют поиску новой информации, тем самым, повышая вероятность достижения цели. Установлено, что различные эмоциональные состояния отражаются в лингвистических

особенностях построения фраз - их структуре, выборе лексики, наличии или отсутствии

формулировок, ошибках, самокоррекции, в интонации, интенсивности и частоте основного тона голоса [3].

Для педагогической теории и практики умение ориентироваться в интонационном и содержательном многообразии человеческой речи необычайно важно, поскольку большая часть учительского труда связана с вербальным воздействием на эмоционально-интеллектуальное сознание адресата. Интонационная палитра речи учителя влияет на деятельность, поведение, эмоциональное состояние ученика.

Ученые отмечают такие свойства эмоций, как заразительность, удержание в памяти, иррадиация. Заразительность как свойство

эмоцийнапрямую связана с характеристикой личности педагога - носителя учебно-научной информации. Учитель, стимулирующий в своем речевом поведении стиль общения, заключающийся в совместной увлеченности познавательным процессом, будет работать в режиме получения и отдачи положительных эмоций, так как именно положительные эмоции, по мнению ученых, способствуют лучшему усвоению информации, выполняя роль «очистителей» каналов головного мозга.

Понятие речевое поведение

учителя включает лингвистическую, эмоциональноличностную и педагогическую характеристики, которые определяют успешность коммуникативного взаимодействия с учащимися.

Эмоционально-интеллектуальные особенности речевого поведения учителя в жанре объяснительной речи проявляются в егоумении просто, доступно доходчиво изложить учебный материал, привлекая для этой цели разнообразные риторические приемы.

Объяснительная речь должна быть эмоциональна, что может быть достигнуто за счет применения в ней экспрессии, образности, средств поэтики, риторических тропов и фигур, фразеологических единиц. Эмоциональные оттенки педагогической речи придают естественно возникающие в процессе учебно-научного общения невербальные средства - интонация, мимика, жесты. Однако, прежде всего эмоциональная установка учителя во время подачи знаний демонстрируется речевыми средствами, среди которых особо следует выделить фразеологические единицы.

Фразеологические единицы, выполняя познавательную, воспитательную, развивающую функции, заметно оживляют объяснение и включаются как средство поддержания интереса у

учащихся, стилистического

контраста, актуализируют важные элементы высказывания, возбуждают мыслительную деятельность учащихся посредством создания эмоциогенных ситуаций, выступают как важные элементы текста объяснения.

Разговорные фразеологизмы (чаще всего фразеологические сращения и единства), в силу способности называть реалию и одновременно давать ей эмоциональную оценку, делают объяснительную речь учителя

впечатляющей, популяризируют информацию, предназначенную для усвоения, и, следовательно, могут быть выступать в качестве средства, стимулирующего эмоциональноинтеллектуальную активность школьников [4].

Таким образом, наши выпускники должны осознать, что результативная передача знаний в учебно-научном общении возможна лишь при условии соблюдения определенных требований к эмоционально-интеллектуальному образу оратора-преподавателя, поэтому принципиально важным является изучение таких дисциплин, как «Педагогическая риторика», «Основы

коммуникативной культуры педагога», которые ведут к пониманию индивидуального стиля в речевом поведении учителя и предполагают гармонизацию эмоциональной и интеллектуальной составляющих процесса образования.

Необходимость обучения будущих учителей определенной модели речевого поведения, с помощью которой педагог мог бы не только реализовывать свой интеллектуально-

эмоциональный потенциал, но и активизировать его в своих учениках, наиболее наглядно проявляется в рамках педагогического дискурса, одним из структурных компонентов которого

является объяснительная речь учителя.

Литература

1. Турбовской Я.С., Концепция высшего профессионального педагогического образования // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 4.

2. Далецкий Чеслав, Риторика: Заговори и я скажу, кто ты.

- М.: Омега. - Л., 2003. - 488 с.

3. О.Н. Тимофеев, Вестник Казанского технологического университета 2, 2011,2011,18-324.

4. Н.К. Гарифуллина, Вестник Казанского технологического университета, 12, 2010, 97-101.

© Н. К. Гарифуллина - ст. препод. каф. обучения на двуязычной основе КНИТУ, nailyak@list.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.