Психология, педагогика, социология
В.А. Кобак*
Формирование профессиональной деятельности учащихся с использованием системы технических задач в процессе обучающего эксперимента
В период проведения обучающего этапа эксперимента широко использовался метод наблюдения за учащимися в ходе обучения на уроках и метод беседы, осуществляемый после уроков.
В процессе наблюдения за учащимися на уроке при решении ими продуктивных задач необходимо было выяснить:
а) как, каким образом, на каком уровне, с применением каких методов и средств, приемов и навыков, с проявлением каких индивидуальных мыслительных, характерологических и типологических особенностей занимаются учащиеся решением технических задач?
б) какими путями протекает их мышление в процессе решения репродуктивной и продуктивной
задач?
В процессе наблюдения можно собирать односторонний материал в виде отдельных коротких устных дополнений, вопросов, реплик, черновых набросков учащихся и т.д., которые не попадают в протокол урока (сюда же относились все индивидуально направленные реплики, замечания, вопросы преподавателя, производимые иногда умышленно вполголоса или совсем тихо и не попадающие в протокол урока, а также форма и содержание реакции на них учащихся).
Применение метода беседы с учащимися после проведения уроков по опорным темам или соответствующим им уроков производственного обучения в исследовании преследовало следующие цели:
1. Выяснить, как быстро, с помощью каких мыслительных операций, на какой стадии (или в какой фазе) процесса решения задачи учащиеся определяют (в соответствии с условиями и требованиями каждой продуктивной задачи в отдельности) - где искать? что искать? с помощью какого эвристического метода искать? как искать?
2. Установить индивидуальные особенности технического творческого мышления учащихся в процессе прохождения основных этапов решения продуктивных задач в соответствии с примерной схемой порядка и психолого-педагогического содержания этих этапов.
3. Определить характер общих методов и приемов, и особенностей индивидуальных эвристик, используемых учащимися в процессе решения продуктивных задач, а также выявлению этапности, оперативности и скорости их использования.
4. Провести самостоятельно анализ ошибок, допущенных в процессе решения продуктивной задачи, осуществляемого учащимися в данной беседе; определение поэтапного места допущения ошибок, характера ошибок, причины ее допущения.
5. В процессе беседы уточнить вопросы, решение которых являлось целью наблюдения за учащимися в процессе обучения, а также вопросы, возникшие в ходе предварительного изучения протоколов.
Индивидуальный эксперимент был использован по программе данного исследования для изучения индивидуальных особенностей формирования профессиональных знаний, умений и навыков у учащихся. Так, более активно развивающимся в этом направлении учащимся давались продуктивные задачи и задания более высокой степени сложности (в соответствии с определенными в исследовании критериями сложности). Соответственно, более слабо развивающимся в этом направлении учащимся давались более простые продуктивные задачи. Такая дифференциация задач
* Доцент ЛОИРО (Санкт-Петербург), кандидат педагогических наук.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005
Психология, педагогика, социология
также являлась особенностью технологии задачного обучения. В ходе работы первой и второй групп учащихся над соответствующим комплексом продуктивных задач осуществлялось исследование применяемых ими навыков, эвристических методов в процессе решения отдельных задач.
Монографическое изучение учащихся предполагало длительное (в течение всего периода обучения в профессиональных училищах) и систематическое изучение отдельных учащихся с целью более глубокого проникновения в особенности умственной деятельности человека в процессе его активного технического творческого мышления. Для монографического изучения учащихся в каждой экспериментальной и каждой контрольной группах было выделено по три учащихся: один учащийся, по материалам первого констатирующего «среза», первых обобщенных характеристик и наблюдений, выделяющийся высоким уровнем развития технического творческого мышления (по сравнению с остальными испытуемыми); другой учащийся со средним уровнем развития технического творческого мышления, определенный на тех же основаниях; третий учащийся с низким уровнем развития технического творческого мышления.
Монографическое изучение личности предполагало использование всех методов данного исследования применительно к одному человеку. Особым приемом монографического изучения являлось систематическое ведение психо лого-педагогических дневников, регистрирующих все проявления личности, связанные с проблемой исследования, его основными задачами в аспекте психологического формирования соответствующих качеств и свойств личности (в данном случае интеллекта, мышления, мыслительных операций) и педагогических условий, способствующих (или препятствующих) этому формированию.
Вспомогательными методами в данном исследовании служили:
1. Посещение и анализ уроков соответствующего курса спецтехнологии по опорным для исследования темам у передовых преподавателей и мастеров профессиональных училищ Санкт-Петербурга и Ленинградской области с целью обогащения экспериментальных уроков новыми методическими «находками» в области решения с учащимися продуктивных задач и совершенствования экспериментальной системы творческих задач и технологии обучения.
2. Систематический и своевременный анализ всех видов письменных самостоятельных и контрольных работ учащихся (как с решением продуктивных, так и репродуктивных задач) с целью прослеживания процесса формирования технических умений как основы профессиональной деятельности учащихся и выявления его психологических особенностей.
После осуществления поискового и обучающего этапов эксперимента с учащимися (на первом и на втором году обучения) была проведена комплексная педагогическая обработка всех полученных в ходе исследования материалов и их результатов.
Важный этап в научном исследовании - это выбор объектов наблюдения. В нашем исследовании наблюдения проводились за учащимися, преподавателями профессионального цикла и мастерами производственного обучения профессиональных учебных заведений. На первом этапе (1982-1986 гг.) опытно-экспериментальная работа осуществлялась в профессиональных училищах № 29 (экспериментальное) и № 45 (контрольное) города Ленинграда (1968-1977 гг.). Экспериментом было охвачено 30 учебно-производственных групп учащихся: из них - 15 групп слесарей механосборочных работ (390 человек) и 15 групп слесарей-ремонтников (380 человек) общим числом 770 учащихся.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать ряд существенных выводов, раскрывающих особенности технологии задачного обучения учащихся:
1) наличие системы технических задач, построенной по принципам «парности» в каждой учебной теме (репродуктивная - продуктивная) и «восходящего усложнения» от одной учебной темы к другой;
2) последовательность этапов в организации процесса обучения, отражающих процесс развития творческого технического мышления учащихся:
- анализ производственного опыта решения технических задач;
- формирование системы технических понятий;
- система упражнений по решению репродуктивных, поисковых и творческих задач;
- обобщение алгоритма решения учебно-технических задач;
- проектирование и решение творческих производственно-технических задач по конструированию и рационализации;
3) отработка алгоритма решения учебно-технических задач в каждой учебной теме:
- поиск принципа решения;
- соотнесение его с условиями задачи;
- решение, создание образа идеи (конструкции или технологического процесса);
- воплощение образа идеи в материальную форму;
4) вариативность однотипных и одноуровневых по степени сложности задач по форме их предъявления в структуре урока и дифференциация уровней сложности задач для учащихся с разными профессиональными знаниями и умениями;
5) включение в структуру процесса обучения интегративных модулей (тем, общих для спецгехнологии и производственного обучения) и укрупненных дидактических единиц «преподаватель
- учащийся - мастер».
На втором этапе - поисковый эксперимент - исследование проводилось на факультете повышения квалификации Всесоюзного института повышения квалификации руководящих работников и специалистов профессионально-технического образования (ВИПК) (1987-1992 гг.), где свою квалификацию повысили сотни слушателей: руководители профессиональных училищ, преподаватели различных предметов, мастера производственного обучения, наставники предприятий и отделов технического обучения, другие категории.
Общая цель профессионального образования, которая охватывает начальное профессиональное, среднее специальное и высшее образование, а также систему повышения квалификации кадров, состоит в профессиональном развитии личности. Эта цель предполагает решение таких задач, как формирование профессиональной компетентности, профессиональной направленности личности специалиста, способного к принятию нестандартных решений на практике.
Специальные задачи системы повышения квалификации кадров определяются как:
- компенсация пробелов в базовом образовании инженера-педагога (восполнение педагогических знаний для лиц с инженерным образованием и технических знаний для лиц с базовым педагогическим образованием), овладение компьютерной грамотностью;
- адаптация к новым условиям профессиональной деятельности на основе компенсации недостающих и обновления имеющихся знаний, умений, навыков и сочетания учебной и профессиональной (педагогической, управленческой, производственной) деятельности в учебных заведениях профессионального образования;
- творческое и культурное развитие личности инженера-педагога.
Каждая группа задач повышения квалификации конкретизируется относительно отдельных категорий инженерно-педагогических работников, в нашем случае преподавателей общетехнических и специальных дисциплин, нуждающихся в психолого-педагогической переподготовке и модернизации технических знаний в связи с переходом учебных заведений на подготовку рабочих по новым, совмещенным профессиям;
- мастеров производственного обучения, имеющих разные потребности в повышении их педагогической или профессионально-производственной квалификации в зависимости от уровня базового образования (без специального образования, со средним специальным, индустриальнопедагогическим средним, высшим техническим или инженерно-педагогическим) и производственного разряда. Развитие системы повышения квалификации инженерно-педагогических работников возможно на системно-интегративной основе, раскрывающей теоретические и практические аспекты проблемы с позиций непрерывного профессионального образования, в структуру которого входит и профессионально-педагогическое образование.
Основные методологические идеи, которые в современных условиях могут обеспечить качество системы повышения квалификации, - это идеи интеграции и интенсификации. С позиций этих идей существующая система повышения квалификации инженерно-педагогических работников нуждается в упорядочении и совершенствовании.
В целях эксперимента нас интересовали инженерно-педагогические работники, которые преподавали общетехнические и специальные дисциплины, а также мастера производственного обучения.
Для проведения сравнительного анализа в контрольной группе, которые обучались по традиционной методике, мы взяли равное количество слушателей, как и в экспериментальной - 57 человек. Это позволило наглядно увидеть эффективность применения задачной технологии обучения по сравнению с традиционной.
Экспериментальные работы в профессиональных училищах и профессиональных лицеях проводилась нами по трем основным направлениям:
1) посещение и анализ деятельности преподавателей на уроках (первая половина дня);
2) проведение лекционных и практических занятий с педагогическим коллективом (вторая половина дня);
3) консультации, написание отзывов по результатам уроков, проведенных преподавателями, обработка экспериментальных материалов (во внеурочное время).
В результате поискового эксперимента была отработана модель дидактической подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения к применению технологии задачного обучения учащихся и модель организационно-педагогической системы обучения учащихся профессиональной деятельности.
Таким образом, были созданы предпосылки перехода к формирующему эксперименту по проектированию целостной интегративной образовательной системы начальной профессиональной подготовки рабочих технического профиля.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (28) 2005