Научная статья на тему 'Формирование профессионального технологического мышления в дисциплинах общекультурного цикла системы высшего образования'

Формирование профессионального технологического мышления в дисциплинах общекультурного цикла системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ТЕХНОГЕННАЯ СРЕДА / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ / СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / ANTHROPOGENIC ENVIRONMENT / INDEFINITENESS OF DEVELOPMENT / SUBJECT OF DEVELOPMENT / PROFESSIONAL QUALITIES / PROFESSIONAL AND TECHNOLOGICAL THINKING / FORMATION CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоселов Сергей Аркадьевич, Чуб Яна Владимировна

Раскрывается проблема профессионального образования студента будущего специалиста в условиях современного динамично изменяющегося мира. Показано, что основополагающим условием его устойчивости и успешности в реальной действительности является сформированное на высоком уровне профессиональное технологическое мышление, а процесс формирования этого мышления может происходить с участием всех учебных дисциплин общекультурного цикла, и в частности на занятиях по дисциплине «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of prefessional and technological thinking in disciplnes of general cultural cycle in the system of hugher education

The article exposes the problem of professional student's education, future specialist in the conditions of modern and dynamically changing world. The basic condition of his stability and successfulness in the real world is formed at the high level professional and technological thinking, and the process of this thinking formation may take place in all disciplines of general cultural cycle, in particular, at the lessons of Physical training.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального технологического мышления в дисциплинах общекультурного цикла системы высшего образования»

УДК 37.015.3

С. А. Новоселов, Я. В. Чуб

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ДИСЦИПЛИНАХ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО ЦИКЛА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: постиндустриальное общество; техногенная среда; неопределенность развития; субъект развития; профессиональные качества; профессиональное технологическое мышление; условия формирования.

АННОТАЦИЯ. Раскрывается проблема профессионального образования студента — будущего специалиста в условиях современного динамично изменяющегося мира. Показано, что основополагающим условием его устойчивости и успешности в реальной действительности является сформированное на высоком уровне профессиональное технологическое мышление, а процесс формирования этого мышления может происходить с участием всех учебных дисциплин общекультурного цикла, и в частности на занятиях по дисциплине «Физическая культура».

S. A. Novosyolov, Y. V. Chub

FORMATION OF PREFESSIONAL

AND TECHNOLOGICAL THINKING IN DISCIPLNES

OF GENERAL CULTURAL CYCLE IN THE SYSTEM OF HUGHER EDUCATION

KEY WORDS: post-industrial society; anthropogenic environment; indefi-niteness of development; subject of development; professional qualities; professional and technological thinking; formation conditions.

ABSTRACT. The article exposes the problem of professional student's education, future specialist in the conditions of modern and dynamically changing world. The basic condition of his stability and successfulness in the real world is formed at the high level professional and technological thinking, and the process of this thinking formation may take place in all disciplines of general cultural cycle, in particular, at the lessons of Physical training.

Социально-экономическое развитие и устойчивость России в современном глобализирующемся мире возможны в направлении совершенство-

вания культурно-технологической основы общества, входящего в постиндустриальную стадию своего существования и испытывающего существенные качест-

венные (парадигмальные) перемены в системе ценностных ориентаций, принципов и норм социального взаимодействия. При этом центральной фигурой (субъектом) культурно-технологических трансформаций в условиях динамичных перемен и неопределенностей является человек, созидающий общественный продукт с помощью, прежде всего, инновационных подходов и средств.

Подготовка человека к такой созидательной деятельности становится приоритетной задачей всей системы образования и, в частности, ее составной части — профессионального образования. Многие исследователи (Э. Ф. Зеер,

A. М. Новиков, С. А. Новоселов,

B. П. Овечкин, А. В. Хуторской и др.) отмечают, во-первых, необходимость модернизации отечественного образования и перевода его на качественно более высокий уровень, адекватно соответствующий вызовам времени, и, во-вторых, обозначают трудности реформирования высшего профессионального образования, которые связаны как в теоретическом, так и в практическом плане с несколькими одновременно действующими факторами. К этим существенным факторам, могут быть отнесены:

• интеграционные, возникающие как следствие формирующегося единого цивилизационного пространства и вхождения в него России;

• научные, отражающие экспоненциальный рост научного знания;

• социально-экономические, проявляющие усложнение связей между социальными группами и сообществами, связанные, в том числе, с повышением их мобильности;

• технологические, отражающие тенденцию перехода технических систем и технологий на качественно иной, более высокий, уровень;

• информационные, возникшие в результате резкого (в историческом

измерении) возрастания объемов и скоростей преобразования информационных ресурсов общества; • образовательные, связанные, по-существу, с зарождением новой образовательной парадигмы, переходом от принципов передачи обучающимся знаний, умений, навыков (когнитивно-репродуктивная парадигма) к принципам самообразования и самоидентификации (личностно ориентированная, компетентностная, креативно-продуктивная образовательная парадигма) и др.

В этих условиях актуальность построения (совершенствования) системы профессионального и, в особенности, высшего профессионального образования становится особенно острой, а ее исходные основания и технологии реализации являются существенно неопределенными. Иными словами, современная система высшего профессионального образования находится в противоречивом состоянии. Основное ее противоречие состоит в том, что складывающаяся социально-экономическая и культурно-технологическая реальность испытывает острую потребность в компетентных, мобильных и ответственных специалистах во всех отраслях общественного производства, а выпускники этой системы профессионального образования не готовы и не в полной мере способны быть субъектами профессиональной деятельности в этой изменяющейся реальности. Высшее профессиональное образование в недостаточной степени обеспечивает качественную подготовку специалиста-профессионала на востребованном в современных условиях уровне.

Система высшего профессионального образования, обладая значительным научным потенциалом, ограничена в реализации своих возможностей бюджетом времени, отводимым на подготовку специалиста, и сложившимися образова-

тельными традициями. А также, что наиболее существенно, она не обладает достаточно определенными и системными основаниями и критериями выбора наиболее эффективного подхода к совершенствованию процесса обучения и воспитания студентов из множества возможных, которые предлагаются представителями научного педагогического сообщества.

В развернутом и конкретизированном виде противоречия развития высшего профессионального образования могут быть обозначены следующим образом:

• возрастание объема и сложности научного знания, необходимого для усвоения студентами, требует увеличения бюджета времени на освоение всей основной образовательной программы, а темпы перемен реальной профессиональной действительности требуют ускорения процесса подготовки специалиста, т. е. сокращения сроков обучения;

• качество подготовки специалиста в значительной степени зависит от объема приобретаемых студентом знаний, а человек как биологическое существо имеет ограничение (предел возможностей) по объему, сложности и скорости усвоения и преобразования информации;

• каждый учебный компонент (цикл, блок, модуль, дисциплина) основной образовательной программы подготовки специалиста, реализующей соответствующий государственный образовательный стандарт, обладает свойством самодостаточности и направлен на достижение некоторых частных целей и решение собственных образовательных задач. При этом достижение общего (кооперативного, сверхсуммарного) результата, проявляющегося в виде компетентного специалиста, происходит не в полной мере;

• основу компетентностей и компетенций специалиста составляют не столько знания, опыт и отношения студента, сколько сформированное и развитое мышление (в том числе и, прежде всего, — профессиональное технологическое мышление), а образовательный процесс ориентирован на интеграцию знаний, опыта и отношений в структуру профессиональной деятельности, что составляет основу компетентностного подхода. При этом профессиональное технологическое мышление формируется стохастически на вероятностной основе.

Нам в связи с этим представляется, что профессиональное технологическое мышление является универсальным (инвариантным) основанием компетентно-стей, компетенций и квалификационных качеств человека в любой отрасли его профессиональной деятельности.

Профессиональное технологическое мышление является одним из системообразующих качеств специалиста, адекватно соответствующего свойствам современного технологизирующегося мира, который обозначается терминами «техносфера», «глобальная техногенная среда », « культурно-технологическая среда жизнедеятельности» и др.

Каковы же педагогические условия, содержание и технология образовательного процесса в техническом вузе, способствующие (повышающие вероятность) формированию профессионального технологического мышления студента — будущего специалиста, которые в той или иной степени снижают остроту указанных противоречий?

На этот вопрос можно ответить, если провести исследования по формированию профессионального технологического мышления не только в процессе изучения студентами вуза учебных дисциплин общепрофессионального и от-

раслевого (предметно-профессионального) циклов, но и в процессе изучения учебных дисциплин других циклов. Целью исследования должно стать выявление педагогических условий, определение содержания подготовки и проектирование образовательной технологии, способствующих формированию профессионального технологического мышления студентов технического вуза.

Основная идея исследования состоит в том, что в современных условиях глобализации, технологизации и информатизации общества любая деятельность, и прежде всего профессиональная (производственная, спортивная, художественная, научная, политическая и др.), становится все более технологичной.

Технологичная деятельность — это деятельность, представляющая собой логичную, рационально организованную структуру, которая включает в себя совокупность определенных упорядоченно расположенных процедур, обеспечивающих получение требуемого результата в реальной (конкретной) социокультурной действительности. При этом успешность профессиональной деятельности человека и его устойчивость как субъекта культурно-технологического развития зависят, как нам представляется, от степени сформированности его профессионального технологического мышления.

Следовательно, формирование профессионального технологического мышления как инвариантного качества человека не только возможно, но и необходимо в системе высшего профессионального образования как средствами учебных дисциплин общепрофессионального и предметного (отраслевого) циклов, так и в дисциплинах других циклов, например, в дисциплинах общекультурного цикла (гуманитарные, социально-экономические дисциплины). Однако для этого необходимо определенное преобразо-

вание содержания, структуры и образовательной технологии последних.

Отличительной особенностью структуры дисциплин общекультурного цикла должна стать такая учебная деятельность студентов, которая отражает структуру профессионального технологического мышления, но содержание (наполнение) этой структуры учебным материалом определяется требованиями общекультурной подготовки студентов. При этом общекультурная подготовка студентов способствует формированию профессионального технологического мышления не прямо, а опосредованно в соответствии с закономерностями теории переноса (латентное влияние).

Учитывая, что исследование условий, содержания и образовательных технологий по всем дисциплинам общекультурной подготовки не представляется возможным и целесообразным, мы остановились на исследовании условий, содержания и образовательной технологии по формированию профессионального технологического мышления в процессе общекультурной подготовки студентов на примере учебной дисциплины «Физическая культура». Эта учебная дисциплина является, с одной стороны, одним из характерных представителей общекультурного цикла дисциплин, а, с другой — она не связана явным образом с профессиональным технологическим мышлением.

Нами при этом постулируется, что полученные результаты исследования могут быть применены по отношению к другим дисциплинам общекультурной подготовки с соответствующей их адаптацией. Выбор дисциплины «Физическая культура» в качестве представителя дисциплин общекультурной подготовки обосновывается также и тем, что возраст студента (юность, молодость) является наиболее сензитивным периодом развития их абстрактного эмпирического

мышления (в том числе и профессионального технологического) в процессе и на основе предметно-практической деятельности, к числу которых может быть отнесена и спортивно-физическая деятельность.

Предполагается, что профессиональное технологическое мышление студента технического вуза как будущего субъекта развития в современной культурно-технологической среде постиндустриального общества будет формироваться на занятиях «Физической культуры», если:

• уточнено понятие «профессиональное технологическое мышление» с учетом свойств и особенностей профессиональной деятельности в условиях глобализации экономики, формирования унифицированного культурно-технологического пространства общества и потребности человека в самореализации;

• построена модель образовательного процесса по общекультурной подготовке студента, учитывающая профессионально значимые качества специалиста, проявляющиеся в структуре его технологического мышления;

• содержание «Физической культуры» (учебный материал) включает инвариантные компоненты процесса профессионального технологического мышления, соотнесенные с культурными универсалиями современного общества и с содержанием спортивно-физической деятельности;

• образовательная технология основана на теоретической модели, учитывает личностные качества и потребности студентов и построена в контексте проблемно-проектных схем профессиональной деятельности в реальной среде.

Образовательные технологии общекультурных дисциплин могут оказывать существенное влияние на формирование ключевых квалификаций (Э. Ф. Зеер) среднего и широкого «радиуса действия». Имеется в виду успешная деятельность специалиста в рамках родственных профессий или не связанных с конкретными профессиональными функциями совсем, что тесно связано с формированием профессионального технологического мышления ориентированного на различные роды деятельности. В связи с этим блок общекультурных дисциплин, и в частности блок «Физическая культура», должен ставить своей целью, кроме развития общеобразовательных и общепрофессиональных знаний, развитие и формирование:

• когнитивных способностей (способностей к переносу знаний и умений из одного вида профессиональной деятельности в другой, самостоятельность и критичность мышления);

• общих психомоторных способностей (координация действий, выносливость, быстрота реакций, ручная сноровка, концентрация внимания и пр.);

• личностные качества (надежность, ответственность, оптимизм, мотивация достижения, стремление к повышению качества работы)

• социокультурные качества (ориентация на сотрудничество, готовность к кооперации, коммуникативность, толерантность, справедливость). Формирование профессионального

технологического мышления возможно на основе внедрения принципиально новых стратегий обучения, ориентированных на подготовку человека к неопределенному будущему.

Получено 07.11.0 8 © Новоселов С. А., Чуб Я. В., 2 00 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.