УДК 792 ГРНТИ18.45.09
DOI 10.24412/2409-3203-2021 -28-349-3 53
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА В СИБИРИ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. A.C. ПУШКИНА
Мымликова Инна Александровна
кандидат искусствоведения, профессор кафедры мастерства актёра Оленцов Александр Евгеньевич
студент 3 курса кафедры мастерства актёра
ФГЪОУ ВО «Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия
Хворостовского» Россия, г. Красноярск
Аннотация: До настоящего времени практически не велось научной разработки и публикации материалов и документов, касающихся истории регионального театрального искусства. Авторами данной статьи впервые проанализированы и систематизированы архивные документы, позволяющие проследить процесс становления драматического искусства и формирования профессиональных актерских кадров в Красноярске. В публикации рассмотрена специфика эволюции драматических театральных трупп на разных этапах исторического развития - от любительского искусства в XIX веке, до объединения и профессионального роста в XX веке и профессионального совершенствования драматической труппы на современном этапе. Это позволило авторам определить направления развития актерского искусства драматического театра в современных условиях, что актуально для взаимодействия с различными аспектами художественной и социально-культурной жизни общества.
Ключевые слова: Театр, труппа, история, современность, Красноярск, актёр, репертуар, режиссёр.
FORMATION OF A PROFESSIONAL THEATER IN SIBERIA ON THE EXAMPLE OF THE KRASNOYARSK DRAMA THEATER NAMED AFTER A.S. PUSHKIN
Mymlikova Inna Alexandrovna
Candidate of Art History, Professor of the Acting Department Olentsov Alexander Evgenievich
3rd year student of the Acting Department Dmitry Hvorostovsky Siberian State Institute of Arts Russia, Krasnoyarsk
Abstract: To date, there has been practically no scientific development and publication of materials and documents related to the history of regional theatrical art. The authors of this article for the first time analyzed and systematized archival documents that help to trace the process of the organizing dramatic art and the organizing professional actors in Krasnoyarsk. The publication examines the specifics for the evolution of dramatic theater troupes at different stages of historical development - from amateur art in the XIX century, to unification and professional growth in the XX century and professional improvement of the drama troupe at the present stage. This helped the authors to determine the directions of development of the acting art of the drama theater in modern conditions, which is relevant for interaction with various aspects of the artistic and socio-cultural life of society.
Keywords: Theater, troupe, history, modernity, Krasnoyarsk, actor, repertoire, director.
Становление театрального искусства в Сибири началось в середине XIX века, когда Сибирь охватила «золотая лихорадка». Богатые купцы и предприниматели, уставая от ежедневной работы, жаждали зрелищных увеселений, которые бы отвлекали их от рутины. Одним из доступных развлечений и стали театральные постановки.
Первооткрывателем была труппа антрепренера Иосифа Маркевича, выступавшая в Красноярске и других сибирских городах в 1845 и 1848-49 годах [9].
В 1852 году из Ярославля в Красноярск приехал антрепренер Александр Харитонович Ярославцев (Астапов), который законтрактовал странствующую труппу Н. П. Петрова, и 9 лет ее выступления шли в шатрах на торговых площадях, куда зрители приходили со своими стульями и шубами. Таким образом, театральные представления становились все более популярными среди населения города, поэтому 22 января 1873 году почетные граждане Красноярска А. П. Кузнецов и И. С. Щеголев выдвинули требование — отвести место под строительство театра на Староострожной площади. В 1874 году они начали строительство деревянного здания театра, зал которого вмещал примерно триста человек.
1 мая 1875 года антрепренер А. Н. Егоров объявил конкурс среди местных жителей и набрал постоянную театральную труппу. В октябре 1875 года начали давать спектакли. Хорошо расходились фарсы, водевили, одноактные комедии, оперетки — «На хлебах из милости» В. А. Крылова, «Свекровь былина» И. А. Чаева, «Омут» М. Н. Владыкина. Но в 1877 году труппа распалась из-за актерского непрофессионализма, невежественности и малочисленности публики, ограниченности вкладываемых в спектакли средств.
В 1887 году в Красноярске создаётся общество любителей драматического искусства, состоявшее из чиновников, предпринимателей, «засидевшихся граций» и мещан, главной целью которого стала поддержка Красноярского городского театра [12]. Драматическое общество сделало капитальный ремонт здания городского театра: сменило крышу и полы, значительно расширило здание. Но по-прежнему в театре ставили спектакли любители, они же устраивали музыкальные вечера и литературные концерты, благотворительные лекции и народные чтения. Надо отметить, что в 1870-80 гг. большой процент населения Сибири и Красноярска составляли политические ссыльные, имеющие университетское образование и знакомые с лучшими образцами европейского и русского театрального искусства. Составляя ядро газет «Сибирь», «Сибирской газеты» и «Восточного обозрения», они также играли в спектаклях, постепенно воспитывая вкус и любовь местных зрителей к театральному искусству.
Современное здание городского драматического театра в Красноярске было воздвигнуто в начале XX века в 1902 году. Тогда же ему было присвоено имя А. С. Пушкина. После торжественного открытия, в Красноярск стали приезжать столичные гастролёры. Многих знаменитостей приглашал красноярский антрепренер Иосиф Моисеевич Суходрев (1909-1912). Это и артисты труппы московского Малого театра, петербургского театра Веры Комиссаржевской и театра Павла Гайдебурова, а также зарубежные артисты — Альма Форстрем, итальянская труппа Гонсалеса и другие. О Комиссаржевской писали: «Она не простирала на сцене, а воистину священнодействовала». После спектакля восторженные студенты несли актрису до гостиницы на руках. Так как театральных школ в это время в Красноярске не было, можно считать, что приезд таких столичных и зарубежных гастролеров вдохновляли местных актеров-любителей, ведь играя вместе, на одной сцене с профессионалами, они учились актерскому ремеслу.
После революции 1917 года в городе существовали уже несколько полупрофессиональных трупп, которые играли как в здании театра, так и в кинотеатре «Синема», и в железнодорожном собрании, которое тогда называли клубом им. К. Либкнехта. Театр был национализирован, и антрепренерские труппы исчезли. В этот период в молодой советской стране театральное искусство, благодаря ПРОЛЕТКУЛЬТУ, было направленно на вовлечение рабочих масс. И в 1925 году в Красноярске была
350
образована театральная труппа Рабтемаст (Рабочая театральная мастерская), состоявшая из грузчиков, котельщиков, продавцов и домохозяек, под управлением Сергея Ивановича Прокофьева, профессионального актера и режиссера, который закончил Петербургское театральное училище. Труппа показывала свои представления в театре, который стал одним из первых рабочих театров в Сибири [8].
Спектакли Прокофьева, имея большой успех, получали хвалебные отзывы столичной прессы. В 1925-28 гг. были поставлены спектакли: «Овод» Этель Лилиан Войнич, «Шторм» Владимира Билль-Белоцерковского, «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова, которые считались очень сложными в постановке и актерской игре. Затем театр был закрыт по финансовым причинам, и труппа выступала в Ачинске в течении сезона. Гастролируя по стране, труппа остановилась в Москве, где продолжила работу до 1936 года. Из этой труппы вышли известные артисты С. Колофилин, А. Сергеев, П. Силин.
Следующий этап образования профессиональной театральной труппы в Красноярске относится к началу Великой Отечественной войны. 30 июня 1941 года ЦК Союза работников искусств СССР постановил, что репертуары театров должны быть насыщены военно-патриотическими, антифашистскими произведениями. Также организовывались бригады по обслуживанию призывных пунктов, колхозов, действующих частей Красной армии. Взамен ушедших в армию артистов областные и краевые театры доукомплектовывались кадрами районных и колхозных театров [10]. В период войны с запада России в Красноярск были эвакуированы Днепропетровский оперный театр и Одесский театр оперы и балета. Это были ведущие театральные труппы и театры, которые внесли колоссальный труд в воспитание профессиональных актерских кадров.
Несмотря на сложное военное положение, красноярский драматический театр работал, ставил спектакли, в том числе и для школьников. Выпускались такие художественные постановки, как «Иван Грозный», «Гроза» и другие.
С 1944 по 1951 гг. главным режиссёром драматического театра стал заслуженный артист РСФСР, политический ссыльный Або Волгин. Своей главной задачей он считал формирование труппы, уменьшившейся за военные годы. Або Волгин расширил репертуар театра, привлек в него талантливую молодежь. В Красноярске им были поставлены спектакли «Дубровский» А. Пушкина, «Закон чести» А. Штейна, «Отверженные» В. Гюго, «Великий государь» В. Соловьёва, «Комедия ошибок» У. Шекспира [10]. В послевоенные годы Або Волгиным была создана студия актерского мастерства при драматическом театре, в которой в 1946 году обучался будущий великий актер, герой Социалистического Труда (1990), народный артист СССР (1974), лауреат Ленинской премии (1965) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1971), кавалер трёх орденов Ленина (1975, 1985, 1990) Иннокентий Смоктуновский.
Сменив Волгина, в 1952-1954 гг. главным режиссёром драматического театра стала Лина Самборская. Будучи смелым и выносливым режиссером, имея властный характер, она справлялась с организационными сложностями репетиционного и постановочного процессов. Долгое время и с триумфом шли поставленные ею спектакли: «Варвары» М. Горького, «Солнечная сторона» С. Голованивского, «Песнь о черноморцах» Б. Лавренева [10].
В 1954 году главным режиссером был назначен заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Леонидович Дунаев. При нем труппа начала активную гастрольная деятельность. Особенно значимыми для труппы стала поездка в Москву в 1957 году со спектаклями «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Хребты Саянские» С. Сартакова.
Став главным режиссером театра в 1959 году, заслуженный деятель искусств БССР, лауреат Государственной премии Семен Казимировский не только ставил спектакли на сцене красноярского театра, но еще и гастролировал со своей труппой по
351
городам Советского союза. Эти гастроли помогли Красноярскому драматическому театру «сделать имя» на театральном пространстве страны [4]. При нем были поставлены сложнейшие постановки — «Гамлет» У. Шекспира, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.
В 1961 году Красноярском училище искусств открылась специальность «актёр драматического театра», а в 1978 году в Красноярске начал работать институт искусств, выпускающий до сегодняшнего времени актеров театра драмы и кино высшей квалификации.
В 1980-е годы профессионализм актерской труппы драматического театра вышел на новый уровень. За спектакль «Спутники» по пьесе В. Пановой режиссер Н. Басин и актеры В. Дьяконов, С. Зима, В. Трущенко становятся Лауреатами Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1982 год).
С 2006 года по настоящее время красноярскую актерскую труппу возглавляет О. Рыбкин, став главным режиссером театра. Приглашение на российские и международные фестивали, номинирование спектаклей режиссеров и актерских работ на самую престижную российскую театральную премию, свидетельствует о постоянно возрастающем ее профессионализме. Это и «Чайка», поставленная О. Рыбкиным по пьесе А. Чехова в 2008, и «Похороните меня за плинтусом» режиссера А. Крикливого по произведению П. Санаева. В этом спектакле роль Бабушки сыграла заслуженная артистка России, Лауреат Государственной премии Галина Саламатова. В 2019 году блестящие актерские работы заслуженной артистки России Натальи Горячевой в «Путешествии Алисы в Швейцарию» по пьесе Л. Бэрфуса, сыгравшей Алису Галло, и артистки Марии Алексеевой, Гражданки в спектакле «Я. Другой. Такой. Страны.» по пьесе 3. Пр иле пина, удостоились номинации Российской Национальной премии «Золотая маска».
В мае 2008 года в театре родился новый проект - ДНК. Это фестиваль современной драматургии «Драма. Новый Код», который был поддержан фондом Михаила Прохорова. Началась работа с современными молодыми драматургами, что позволило труппе искать, находить и развивать современные методы своего творчества, облекая их в новые формы, а также разнообразя репертуар театра.
Таким образом, мы видим, что в любом современном городе театральное искусство является неотъемлемой частью культурной жизни. Труппе Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина пришлось пройти долгий путь профессионального становления. Она с достоинством перенесла трудный военный период и сегодня занимает достойную нишу в многообразии театральных форм. Из проведенного исследования видно, что профессиональная труппа в драматическом театре активно начала формироваться во второй половине XX века. Ключевым фактором этого процесса, на наш взгляд, стало открытие в Красноярске театральных школ. И сегодня у актерской труппы есть достаточный уровень профессионализма, который может составить конкуренцию лучшим столичным труппам как в нашей стране, так и за рубежом. Также у труппы появился свой зритель, образованный, восторгающийся актерским мастерством в постановках любых жанров и разных режиссеров.
Список литературы:
1. Клеймиц И. Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина. 1970.
2. Коченов А.Ю. Кто есть кто в Красноярском крае: информационно-представительское издание: в 2 томах. 2001
3. Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина: рекламный проспект. 1979.
4. Лейченко Л. Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина: семейный альбом, 140 лет. 2015.
5. Лифшиц Л.И. Театр в Красноярске. 1957.
6. Оленцов А.Е. Штрихи к творческому портрету Кирилла Серебренникова.
2021.
7. Паздникова Е., Баженова С. Театральный альманах: сезон 2008-2009. 2009.
8. Силина И. «Красноярский Рабтемаст», альманах «Енисей», №3, с. 69-73.
1973.
9. Старынина О. Театр в Красноярске: история и современность. 2006.
10. Липатова К.Ю. «Красноярск театральный». Режим доступа: http://xn— 7sbbimrdkb3alvdfgd8eufwc.xn--plai/gosudarstvennyi-arkh/deyatelnost/vystavki/559
11. «Историческая архитектура | Драматическая история драмтеатра». Режим доступа: http s: //www. sib dorn. ru/j ournal/1208/
12. «Красноярский драматический театр им. A.C. Пушкина». Режим доступа: https://www.culture.m/institutes/10172/krasnoyarskii-dramaticheskii-teatr-im-a-s-pushkina