Современные проблемы управления Modern management problems
EDN: LXGTPL
Ю.С. Афанасьева - к.ф.н., доцент кафедры бизнеса и управления, филиал ЧОУВО «Московский университет имени С.Ю. Витте» в г. Рязани, Рязань, Россия, [email protected],
Yu. S. Afanasyeva - phd in philosophy, associate professor of the department of business and management, Ryazan branch of the "Moscow Witte University", Ryazan, Russia;
Ю.Б. Кострова - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой бизнеса и управления, филиал ЧОУВО «Московский университет имени С.Ю. Витте» в г. Рязани, Рязань, Россия, [email protected],
Yu.B. Kostrova - phd in economy, associate professor, head of the department of business and management, Ryazan branch of the "Moscow Witte University", Ryazan, Russia.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-AWARENESS AND SELF-DETERMINATION AMONG MODERN YOUTH
Аннотация. Данная научная статья посвящена рассмотрению механизмов формирования профессионального самосознания и самоопределения у современной молодежи в контексте новых реалий современного рынка труда. Современный мир требует от молодежи высокой профессиональной компетентности и готовности к постоянному обучению и развитию. В условиях быстрого развития технологий и изменения требований рынка труда, молодые люди должны уметь быстро адаптироваться и выбирать наиболее подходящую для себя профессию. Авторами указывается, что процесс профессионального самоопределения и самосознания является сложным и многогранным, и может зависеть от многих факторов, таких как социальный статус, образование, семейное положение, культурные и религиозные убеждения и т.д. Изучение этих механизмов может помочь в разработке более эффективных программ поддержки молодежи в процессе профессионального самоопределения. Сформулирован вывод о том, что профессиональное самоопределение и самосознание молодежи имеют важное значение для развития личности и ее успешной адаптации в обществе. Изучение механизмов профессионального самоопределения и самосознания молодежи является важным направлением научных исследований, которое может помочь в разработке эффективных стратегий поддержки и сопровождения молодых людей на пути к профессиональному успеху и личностному росту.
Abstract. This scientific article is devoted to the consideration of the mechanisms of formation of professional self-awareness and self-determination among modern youth in the context of the new realities of the modern labor market. The modern world demands from young people high professional competence and readiness for continuous learning and development. In the conditions of rapid development of technology and changing labor market requirements, young people should be able to adapt quickly and choose the most suitable profession for themselves. The authors point out that the process of professional self-determination and self-awareness is complex and multifaceted, and may depend on many factors, such as social status, education, marital status, cultural and religious beliefs, etc. The study of these mechanisms can help in the development of more effective programs to support young people in the process of professional self-determination. The conclusion is formulated that professional self-determination and self-awareness of young people are important for the development of personality and its successful adaptation in society. The study of the mechanisms of professional self-determination and self-awareness of young people is an important area of scientific research that can help in the development of effective strategies for supporting and accompanying young people on the path to professional success and personal growth.
Ключевые слова: профессиональное самосознание, профессиональное самоопределение, выбор профессии, «Я - концепция», профессиональная идентичность, профессиональная компетентность, профессиональное обучение, молодежь.
Keywords: professional self-awareness, professional self-determination, choice of profession, "I am a concept", professional identity, professional competence, vocational training, youth.
Введение
Выбор профессии представляет собой важнейший акт, который определяет одно из направлений жизни человека, а также желание занять определенный статус в обществе, выступать в определенной роли. [11].
Профессиональное самосознание формируется в онтогенезе как часть целостного самосознания личности и регулирует деятельность человека в определенной сфере социальных отношений. В своих процессах оно подчиняется тем же закономерностям, что и самосознание личности. Выступая итогом осмысления результативности своей деятельности в процессе профессионального обучения, оно является регулятором и когнитивным ресурсом при инициации деятельности.
Результаты исследований
Содержание профессионального самосознания формируется как динамическое соотнесение представления об идеальных профессионально важных качествах, позволяющих соответствовать требованиям в профессиональной сфере, представления о своих возможностях и личностных особенностях, эмоциональное отношения к себе, как к субъекту [5]. Формируется Образ-Я профессионала, установки по отношению к нему.
Самоактуализация представляет мотивационный компонент профессионального самосознания. Другие компоненты:
- когнитивный, реализующийся в самопознании;
- эмоциональный, реализующийся в самопонимании;
- операциональный, реализующийся в саморегуляции [4].
Профессиональное самосознание подчиняется общепсихологическим закономерностям функционирования самосознания, блестяще представленным в трудах В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, И. С. Кона, М. И. Лисиной, И. И. Чесноковой и др.
Также структуру профессионального самосознания по аналогии со структурой общего самосознания можно представить таким образом: ценности и этические нормы, принятые в профессиональном сообществе, выступают основаниями для критериальной самооценки субъектом в профессиональной деятельности.
В качестве механизмов развития профессионального самосознания рассматривается диалектика последовательной смены процессов «идентификация - обособление». Обобщенный образ профессионала становится эталоном, относительно которого выстраивается собственная идентификация. Однако по мере понимания тонкостей профессии происходит как развитие эталонного образа, так и трансформация собственного профессионального самосознания. В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, то есть профессио-
нально важных качеств. Степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор уровня сложности задач, способы достижения цели, на уверенность в себе. Рост отрефлексированного субъектом числа признаков (личностных черт, характерологических особенностей, способностей и навыков) является признаком расширения профессионального сознания, позволяющим преодолеть стереотипы образа профессионала, целостно осознать себя в профессии. Сталкиваясь в повседневной профессионально ориентированной деятельности с ситуациями, требующими постоянного поиска и новых эффективных способов преодоления трудностей, субъект анализирует эти способы и оценивает результаты своего труда, формирует когнитивный «образ Я» [4] Существует широко транслируемая, согласованная позиция авторов в сфере психолого-педагогических исследований, о том, что процесс становления профессионального самосознания требует управления, а не должен складываться стихийно. Именно в процессе обучения должно уделяться внимание рефлексии формируемых профессионально -личностных новообразований.
В то же время наблюдения показывают, что для студентов часто обучение рассматривается как необходимый, но не приятный этап допуска к профессиональной деятельности. Раскрытие внутреннего потенциала, самореализация непосредственно в учебной деятельности, как условие будущей успешности профессиональной деятельности - недооцениваются ими.
Часто в учреждениях профессионального образования акцент делался на некритичное, усвоение большого объема специализированных знаний, а для самореализации студентам предлагалась система воспитательной работы в контексте конкурсов, праздников и иных воспитательно -развлекательных мероприятий. Вопрос о педагогических действиях, создающих условия для самореализации личности студента в процессе учебной деятельности, не ставится, что порождает дефекты профессиональной подготовки.
В процессе профессионального обучения формируется субъектная позиция личности обучающегося, отношение к профессиональным нормам и ценностям. Это становиться основой будущей профессиональной компетентности, формирует профессиональную идентичность. Исследования многих ученых свидетельствуют, что по результатам факторного анализа было выявлено два ведущих фактора, детерминирующих самореализацию студентов. Первый интерпретируется как фактор субъективной значимости обучения, которое рассматривается как позволяющее. Второй фактор отразил социальные условия, способствующие успешной самореализации: наличие положительной «Я - концепции» у студентов, особенно в смысловом отношении, в осознании студента себя как сильной личности.
Ядром профессиональной идентичности будущего специалиста становятся инструментальные ценности эмпатии, толерантности, умения сотрудничать, коммуникативности. Это невозможно без развития профессиональной рефлексии, умения оценивать Я-действующее, творчески преодолевать возникающие противоречия между Я-действующим и Я- отраженным [2].
Индикаторами сформированности профессиональной компетентности выпускника учреждения профессионального образования выступают: умение работать самостоятельно, способность самостоятельно формулировать цели и творчески подходить к формированию программы деятельности при учете стандартизированных процедур осуществления профессиональной деятельности.
Таким образом, уровень сформированное™ профессионального самосознания связан с отношением обучающегося к учебной деятельности, через которую происходит актуализация себя как профессионала. Важно иметь согласование общей Я-концепции и Я-концепции профессиональной. Человек целостен и рассогласование аспектов его жизни (а профессия или учеба это только часть целостной жизни человека) приведет к деформации социального развития. Физические, интеллектуальные, гендерные, социокультурные и профессиональные аспекты Я-концепции, в идеале, не должны вступать в противоречия, а призваны служить факторами си-нергетического усиления друг друга. Однако недостаточный уровень развития рефлексивных способностей обучающихся может снизить способность к интеграции различных аспектов Я-концепции. Опыт деятельности должен быть рефлексивно отражен, представлен в самосознании, иначе не возможно преодоление ошибок «действенного поля», приводящее к нарушению привычного хода деятельности. Рефлексивная способность к профессиональной самооценке (ретроспективной, актуальной, потенциальной) является необходимым условием развития профессионального самосознания [9].
Противоречия «Я-действующего», «Я-отраженного» разрешаются исключительно на внутриличностном уровне. Важно, что для самореализующейся личности противоречие разрешается конструктивно, расширяя пространство самореализации, актуализируя потенциал. Таким образом, Я-концепция, в частности образ профессионального Я, выступает значимым регулятором самореализации в профессиональной деятельности.
Важным компонентном, позволяющим преодолеть проблемы действенного поля в процессе самореализации, выступает Я-концепция. Процесс профессионального обучения является этапом становления профессионального самосознания будущего специалиста, которое является значимым регулятором и на этапе его учебно-профессиональной и будущей деятельности. Таким образом, эффективность самореализации в значимых социальных практиках определяется соотношением качества развития профессионального сознания и способностью личности к самоактуализации.
Сфера профессиональной деятельности традиционно рассматривается как пространство самореализации. А современная методология психолого-педагогических исследований технологий профессионального обучения позволяет рассматривать его как один из этапов профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение, понимаемое как выбор и утверждение своей позиции в профессиональной деятельности невозможно без опоры на систему вербализированных представлений о собственных качествах - профессионального самосознания. Оно выступает результатом самоопределения субъекта в системе личных и интериоризуемых профессиональных ценностей и оформляется в профессиональную Я-концепцию.
Профессиональное самоопределение человека начинает формироваться еще в подростковом возрасте, то есть во время обучения в школе. Выбор конкретного учреждения профессионального образования и специальности, по которой будет обучаться человек, может быть обусловлен самыми разными причинами: от стремления посвятить свою жизнь конкретной профессии до следования указаниям родителей. Но в любом случае будущие студенты уже обладают определенными представлениями о той профессии, которой они будут овладевать в процессе обучения. Эта база во многом определяет их дальнейшую социальную и профессиональную адаптацию.
Поддержка молодых людей в самоопределении является важной задачей развития молодежного сеттин-га. Здесь мы более подробно рассмотрим процессы мотивации и самоопределения и определим некоторые способы поддержки молодых людей на их пути к самоопределению.
Одна из наиболее влиятельных теорий благополучия, теория самоопределения, рассматривает человека как активный организм, нацеленный на рост и социальную интеграцию. Эта теория определяет три основные психологические потребности человека как ключевые ингредиенты благополучия: потребность в автономии, компетентности и родстве. Потребность в автономии относится к желанию иметь возможность принимать собственные решения относительно опыта и поведения, а также заниматься деятельностью, соответствующей собственному интегрированному самоощущению. Речь идет об ощущении свободы выбора собственного пути. Ощущение компетентности и способности использовать свои возможности приводит к чувству владения собой и уверенности в себе, чтобы принимать вызовы. Потребность в родстве связана с развитием отношений, чувством принадлежности, возможностью получать и дарить любовь и заботу, а также чувствовать себя принятым. Родство - одна из самых фундаментальных человеческих потребностей и основа нашего общества и молодежной среды [10].
Согласно теории социального доминирования, удовлетворение этих основных потребностей является необходимым условием для личностного роста, психического здоровья и благополучия. Молодежная среда играет важную роль в этом процессе. Она обеспечивает условия, помогающие молодым людям удовлетворять эти потребности, в равной степени обеспечивает основные ингредиенты для личностного роста, оптимального функционирования, благополучия и развития социально-активных граждан. В целом, удовлетворение всех трех основных человеческих потребностей считается необходимым и существенным для жизненно важного, здорового функционирования человека, независимо от культуры или стадии развития. Как правило, уникальное выражение этих трех основных потребностей отличается от человека к человеку, поскольку каждый индивид принадлежит к различным (суб)культурам, со своим набором ценностей и потребностей. Удовлетворение потребности в автономии, например, будет отличаться в зависимости от каждого человека и его культуры. Однако, несмотря на различия в выражении, было установлено, что три основные потребности имеют транскультурное значение.
Развитие самоопределения у молодых людей имеет множество преимуществ. Оно позволяет им стать субъектами собственного жизненного развития и делать независимый выбор. Более конкретно, хорошо развитый уровень самоопределения играет важную роль в нескольких сферах позитивного психического здоровья, включая благотворное влияние на общую удовлетворенность жизнью в более позднем возрасте, способствует физическим упражнениям, укрепляет физическое здоровье и предотвращает профессиональное и учебное выгорание [8]. Это лишь несколько примеров преимуществ внутренней мотивации и самоопределения в поведении.
Как правило, в молодежных проектах участвуют молодые люди с разными типами мотивации. Всегда важно принимать во внимание и уважать их реальную и уникальную ситуацию. Мотивация молодых людей является следствием их прошлого, и отсутствие внутренней мотивации не означает, что они не справляются с работой. Действительно, самоопределяющееся поведение имеет не меньше преимуществ, и хорошо то, что молодые люди имеют естественную склонность и потребность в личностном росте [13].
Самоопределению молодых людей способствует множество способов, включая молодежную работу, которая направлена на расширение возможностей, вовлечение и объединение молодых людей. Самоопределяющийся молодой человек способен мыслить и действовать автономно, чувствует себя компетентным и связанным с другими людьми. Существует несколько способов, с помощью которых молодежная среда и специалист по работе с молодежью могут способствовать развитию самоопределяющегося поведения молодых людей. Одним из них является содействие развитию компетенций самоопределения, таких как саморегуляция, принятие решений и планирование действий, которые, как показала практика, помогают молодым людям стать более автономными, повысить чувство контроля над личным развитием и научиться оценивать и ставить личные цели [1].
Это справедливо и для молодых людей с (тяжелой) инвалидностью, которые часто и несправедливо считаются не обладающими навыками контроля над своей жизнью. Несмотря на то, что эти молодые люди имеют определенные ограничения в плане возможностей, поощрение их к выражению предпочтений и содействие са-моадвокации является эффективным способом повышения их чувства власти над собственной жизнью. Содействие самоопределению является важной функцией работы с молодежью и может осуществляться как в форме обучения, так и в форме постижения. Когда существует накопленный опыт, который учит молодых людей так
называемым навыкам самоопределения, это считается обучающей практикой. С другой стороны, когда сама учебная среда предоставляет возможность освоить эти навыки, например, когда молодежная организация способствует активному вовлечению молодых людей в процесс принятия решений, это считается «пойманной» практикой [7].
Для разработки эффективных молодежных программ, направленных на повышение самоопределения и, следовательно, позитивного психического здоровья, на уровне планирования следует учитывать навыки самоопределения. Эти навыки поддаются измерению и наиболее эффективно развиваются посредством регулярной практики.
Для молодежной среды удовлетворение трех основных психологических потребностей человека (автономии, родства и компетентности) посредством молодежных программ является эффективным способом развития внутренней мотивации и благополучия. Навыки самоопределения, как часть социальных и эмоциональных компетенций, могут быть специально направлены на поддержку развития самоопределения у молодых людей как важного качества.
Подростку необходимо принять ответственное решение в отношении профилирующего направления будущей профессиональной деятельности, направлений для получения дальнейшего продолжения профессионального образования. Необходимо знакомить старшеклассников с важнейшими институтами общества, вариантами будущих рабочих мест и различными сферами профессиональной деятельности, а также устраивать встречи с потенциальными работодателями и выдающимися работниками из выбранных подростками отраслей. Важно предоставлять подростку возможность самостоятельно решать настоящие проблемы, с которыми сталкиваются члены общества в разных сферах жизни.
Важной характеристикой для построения траектории профессионального развития, исходя из постоянно меняющихся условий реальности, является поиск путей интеграции с обществом [6].
Молодежь, в силу своего незнания и неготовности принимать серьезные решения чаще всего осуществляет профессиональный выбор под влиянием различных людей на них: в первую очередь семьи, а именно родителей. Существует множество способов, с помощью которых родители способны повлиять на выбор профессии их детьми. Один из вариантов - прямое наследование профессии: проще идти по знакомому пути, чем, ошибаясь, идти своей дорогой. Другой способ - прямая передача своей профессии путем обучения с раннего детства. Ребенка посвящают во все тонкости работы: начиная от базовых вопросов, заканчивая технологиями производства. Даже если родители не оказывают влияние на выбор профессии своими детьми, они так или иначе делают это своим примером, особенно если дети тесно идентифицируют себя с ними [12].
Зачастую подростки не способны отстоять свое мнение перед родителями и следуют их советам, чтобы не обидеть их или в силу неопределенности, чтобы переложить ответственность за выбор своего будущего профессионального пути со своих плеч. Распространенным случаем у родителей является исполнение своих несбывшихся детских мечтаний. Иногда влияние родителей проявляется косвенно. Родители желают, чтобы их дети приобрели профессию, по своему статусу относящуюся к той же категории, что и их собственная. В последнее время наблюдается следующая тенденция: влияние родителей ослабевает и все более усиливается роль других факторов, таких как средства массовой информации (в первую очередь это ресурсы сети Интернет).
Когда между родителями нет разногласий по поводу будущего образования и целей детей, подростки чаще соглашаются с их предположениями. Общая обстановка и атмосфера в семье оказывает значительное влияние на образовательные цели и устремления молодых людей. Если родители высокообразованны, при условии, что они всегда следят за учебой своих детей и проявляют живой интерес к их будущему, подростки с большей вероятностью достигнут высокого уровня образования, что, в свою очередь, влияет на их планы относительно будущей профессии.
Многочисленные исследования показали: важным фактором в выборе профессии является интеллект.
Во-первых, интеллект определяет способность человека принимать решения.
Во-вторых, интеллект оказывает большое влияние на уровень устремлений подростка. Учащиеся, которые стремятся постоянно приобретать знания, обычно ставят перед собой более высокие цели.
В-третьих, способность человека преуспеть или потерпеть неудачу в выбранной им работе зависит от уровня его интеллекта. В связи с этим консультант по карьере обычно определяет уровень интеллекта человека, прежде чем приступить к оценке его пригодности к определенной работе. Некоторые профессии требуют более высокого уровня способностей, чем другие. Способные и целеустремленные люди, как правило, более рационально подходят к изучению материала и ставят более высокие цели для своей карьеры и профессии, чем способные, но менее целеустремленные [3].
Заключение
Исходя из вышеперечисленных возрастных особенностей современного самоопределяющегося подростка или молодого человека, организация профориентационной работы в учебном заведении должна:
- исходить из необходимости раннего выбора будущей профессиональной деятельности в рамках выбранного профиля;
- создавать виды работы, ориентированные на анализ обучающимся своих чувств и действий, как следствие понимание возможных последствий, что позволит ему проявлять свою независимость от окружающих;
- знакомить обучающихся с потенциальными работодателями и выдающимися личностями из выбранных ими сфер профессиональной деятельности;
- создавать условия для формирования навыков эффективного целеполагания, тайм-менеджмента и не-творкинга;
- способствовать интеграции личности и общества.
Источники:
1. Герова Н.В. Проблемы и пути совершенствования системы отечественного высшего профессионального образования // Российский научный журнал. - 2010. - № 1(14). - С. 91-94.
2. Карягина Т.Д. Откуда в психотерапии эмпатия: К. Роджерс, его психоаналитические предшественники и последователи // Консультативная психология и психотерапия. 2012. - Том 20. - № 1. - С. 8-33.
3. Козина О.А., Афанасьева Ю.С. Проблемы управления интеллектуальным капиталом сотрудника // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. - № 3(35). - С. 155-163.
4. Кон И.С. Открытие «Я». - М., Политиздат, 1978. - 367 с.
5. Кострова Ю.Б. Новые подходы к организации работы по профессиональной ориентации молодежи // Экономика труда. - 2021. - Т. 8. - № 10. - С. 1105-1118.
6. Ксенофонтова Х.З. Новые требования рынка труда к компетенциям персонала промышленных компаний в условиях цифровизации экономики // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2022. - № 2(41). - С. 89-96.
7. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М. : Смысл, 2002. - 462 с.
8. Салихов Б.В., Салихова И.С. Качественная целостность человеческого капитала как основа его новых экономических форм // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2022. - № 4(43). - С. 7-16.
9. Социальная и профессиональная адаптация молодежи : Монография / Ю. С. Афанасьева, Ю. Б. Кострова, И. В. Саттарова, О. Ю. Шибаршина. -Москва : Московский университет им. С.Ю. Витте, 2023. - 194 с.
10. Столин В.В. Самосознание личности. - М. : Изд-во МГУ, 1983. -284 с.
11. Шибаршина О.Ю. К вопросу о положении молодежи на современном рынке труда // Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте. - Москва : МУ им. С.Ю. Витте, 2020. - С. 110-119.
12. Эриксон Э. Детство и общество. - Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - СПб. : Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.- 592 с.
13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.
EDN: LYYJRL
О.Н. Васюков - доцент департамента прикладной экономики Школы экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, [email protected],
O.N. Vasyukov - associate professor, department of applied economics, School of Economics and Management, Far Eastern federal university, Vladivostok, Russia;
Н.Н. Масюк - д.э.н., профессор кафедры экономики и управления, Владивостокский государственный университет, Владивосток, Россия, [email protected],
N.N. Masyuk - doctor of economics, professor, professor of the department of economics and management, Vladivostok state university, Vladivostok, Russia;
Л.К. Васюкова - к.э.н., доцент департамента финансов Школы экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, [email protected],
L.K. Vasyukova - candidate of economics, associate professor of the department of finance, School of Economics and Management, Far Eastern federal university, Vladivostok, Russia;
М.А. Бушуева - к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и прикладной информатики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Ивановский филиал), Иваново, Россия, [email protected],
M.A. Bushueva - candidate of economics, associate professor of the department of economics and applied informatics, Russian university of economics. G.V. Plekhanov (Ivanovo branch), Ivanovo, Russia.
МЕТОДИКА ВЫБОРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ METHODOLOGY FOR SELECTING MANAGERIAL TOOLS FOR THE RESOLUTION OF CONTRADICTIONS IN PRODUCTION SYSTEMS
Аннотация. Статья посвящена описанию методики принятия управленческих решений, позволяющей осуществлять направленный поиск нужного управленческого инструмента для разрешения противоречий, возникающих в производственных системах, с использованием аппарата теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Проведено уточнение понятийно-категориального аппарата, а именно: определены такие понятия, как управленческое и параметрическое противоречие; систематизированы ключевые моменты возникновения противоречий в производственных системах; показаны возможности использования управленческих бизнес-инструментов для разрешения типовых управленческих и параметрических противоречий, возникающих в производственных системах. Предложена авторская методика выбора управленческих инструментов для принятия управленческих решений, основанная на модификации инструментария ТРИЗ, отличительной особенностью которой является предварительно созданный банк типовых управленческих и параметрических противоречий, а также алгоритм выбора нужного инструмента. Банк представляет собой матрицу противоречий и управленческих инструментов, пригодных для их разрешения, что позволяет руководителю сократить время и повысить точность управленческих решений. Использование предложенной методики позволит руководителям предприятий систематически разрешать возникающие противоречия с помощью использования наиболее приемлемых для данного случая управленческих инструментов.
Abstract. The article is devoted to the description of the method of making managerial decisions, which allows one to carry out a directed search for the necessary managerial tool to resolve contradictions that arise in production systems, using the apparatus of the theory of inventive problem solving (TIPS). The clarification of the conceptual and categorical apparatus has been carried out, namely: such concepts as managerial and parametric contradiction have been defined; systematized the key moments of the emergence of contradictions in production systems; the possibilities of using managerial business tools to resolve typical managerial and parametric contradictions that arise in production systems are shown. The author's method for choosing management tools for making management decisions is proposed, based on the modification of TRIZ tools, the distinctive feature of which is a pre-created bank of typical management and parametric contradictions, as well as an algorithm for choosing the right tool. The bank is a matrix of contradictions and management tools suitable for their resolution, which allows the manager to reduce time and improve the accuracy of management decisions. The use of the proposed methodology will allow the heads of enterprises to systematically resolve emerging contradictions by using the most appropriate management tools for this case.
Ключевые слова: управленческие решения, управленческие инструменты, противоречия, производственная система, бизнес-инструменты, ТРИЗ, бережливое производство, потери.
Keywords: management decisions, management tools, contradictions, production system, business tools, TIPS, lean production, losses.
Введение
Противоречия в производственных системах относятся к конфликтным ситуациям или противоположным требованиям, которые существуют внутри системы, что затрудняет принятие управленческих решений. Систематизируем кратко некоторые ключевые моменты.