Научная статья на тему 'РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
246
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шацилло Виктория Алексеевна

Актуальность и цели. Проблема выбора молодыми людьми профессии в настоящее время является одной из самых актуальных, что обусловлено рядом объективных причин, связанных с трансформациями рынка труда, а также субъективных ориентаций и установок молодежи. Цель исследования - анализ роли социальных стереотипов о гуманитарных направлениях подготовки и специальностях в процессе профессионального самоопределения молодежи. Материалы и методы. Методологическую базу исследования составили методы научного анализа и обобщения положений классических социологических теорий, современной научной литературы, а также статистической информации по проблемам исследования. Эмпирической базой исследования является авторский социологический опрос, проведенный среди студентов Поволжского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Саратовского государственного национального исследовательского университета имени Н. Г. Чернышевского (2022 г., n = 632). Результаты. Проведенное автором социологическое исследование свидетельствует о том, что существование социальных стереотипов о профессиях является одним из существенных факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения молодежи. Информация, содержащаяся в социальных стереотипах, зачастую искажает представления молодых людей о профессиях и осложняет выбор. Наиболее подверженными стереотипизации являются гуманитарные профессии. Выводы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости системной работы с существующими социальными стереотипами о профессиях. Однако такая работа должна вестись не только высшими учебными заведениями, но и другими социальными институтами и организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шацилло Виктория Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL STEREOTYPES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH

Background. The problem of young people’s choice of profession is currently one of the most pressing, which is due to a number of objective reasons associated with the transformation of the labor market, as well as subjective orientations and attitudes of young people. The purpose of the study is to analyze the role of social stereotypes about humanitarian training areas and specialties in the process of professional self-determination of young people. Materials and methods. The methods of scientific analysis and generalization of the provisions of classical sociological theories, modern scientific literature, as well as statistical information on the research problems constituted the methodological basis of the study. The empirical basis of the research is the author’s sociological survey conducted among the students of the Volga Institute of Management - Branch of RANEPA and Saratov State National Research University named after N.G. Chernyshevsky (2022, n = 632). Results. The sociological research conducted by the author indicates that the existence of social stereotypes about professions is one of the significant factors influencing the process of professional self-determination of young people. Information contained in social stereotypes often distorts young people's ideas about professions and complicates their choice. Humanities professions are the most susceptible to stereotyping. Conclusions. The results of the study indicate the need for systematic work with existing social stereotypes about professions. However, such work should be carried out not only by higher education institutions, but also by other social institutions and organizations.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316

doi:10.21685/2072-3016-2022-4-4

Роль социальных стереотипов в процессе профессионального самоопределения молодежи

В. А. Шацилло

Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Саратов, Россия shacillo93@mail.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Проблема выбора молодыми людьми профессии в настоящее время является одной из самых актуальных, что обусловлено рядом объективных причин, связанных с трансформациями рынка труда, а также субъективных ориентаций и установок молодежи. Цель исследования - анализ роли социальных стереотипов о гуманитарных направлениях подготовки и специальностях в процессе профессионального самоопределения молодежи. Материалы и методы. Методологическую базу исследования составили методы научного анализа и обобщения положений классических социологических теорий, современной научной литературы, а также статистической информации по проблемам исследования. Эмпирической базой исследования является авторский социологический опрос, проведенный среди студентов Поволжского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Саратовского государственного национального исследовательского университета имени Н. Г. Чернышевского (2022 г., n = 632). Результаты. Проведенное автором социологическое исследование свидетельствует о том, что существование социальных стереотипов о профессиях является одним из существенных факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения молодежи. Информация, содержащаяся в социальных стереотипах, зачастую искажает представления молодых людей о профессиях и осложняет выбор. Наиболее подверженными стереотипизации являются гуманитарные профессии. Выводы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости системной работы с существующими социальными стереотипами о профессиях. Однако такая работа должна вестись не только высшими учебными заведениями, но и другими социальными институтами и организациями.

Ключевые слова: социальные стереотипы, профессиональное самоопределение, профессия, высшее образование, молодежь

Для цитирования: Шацилло В. А. Роль социальных стереотипов в процессе профессионального самоопределения молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 4. С. 48-57. 10.21685/2072-30162022-4-4

The role of social stereotypes in the process of professional self-determination of youth

V.A. Shatsillo

Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saratov, Russia

shacillo93@mail.ru

Abstract. Background. The problem of young people's choice of profession is currently one of the most pressing, which is due to a number of objective reasons associated with the

© Шацилло В. А., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

transformation of the labor market, as well as subjective orientations and attitudes of young people. The purpose of the study is to analyze the role of social stereotypes about humanitarian training areas and specialties in the process of professional self-determination of young people. Materials and methods. The methods of scientific analysis and generalization of the provisions of classical sociological theories, modern scientific literature, as well as statistical information on the research problems constituted the methodological basis of the study. The empirical basis of the research is the author's sociological survey conducted among the students of the Volga Institute of Management - Branch of RANEPA and Saratov State National Research University named after N.G. Chernyshevsky (2022, n = 632). Results. The sociological research conducted by the author indicates that the existence of social stereotypes about professions is one of the significant factors influencing the process of professional self-determination of young people. Information contained in social stereotypes often distorts young people's ideas about professions and complicates their choice. Humanities professions are the most susceptible to stereotyping. Conclusions. The results of the study indicate the need for systematic work with existing social stereotypes about professions. However, such work should be carried out not only by higher education institutions, but also by other social institutions and organizations.

Keywords: social stereotypes, professional self-determination, profession, higher education, youth

For citation: Shatsillo V.A. The role of social stereotypes in the process of professional self-determination of youth. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2022;(4): 48-57. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2022-4-4

Введение

В условиях функционирования современного общества ни один из протекающих в нем социальных процессов нельзя интерпретировать однозначно, что обусловлено не только сложной социальной структурой, но и постоянными социальными изменениями и трансформациями, характерными практически для любой сферы общественных отношений. Сложность современной социальной структуры характеризуется тем, что происходящие изменения в условиях протекания одних социальных процессов влекут за собой неизбежные трансформации и смежных сфер общественного устройства. Исходя из этого, очевидным становится тот факт, что анализ любой социальной проблемы необходимо осуществлять комплексно, с учетом всех особенностей и ведущих факторов, влияющих на социальные процессы.

Рынок труда как один из социальных институтов изучается уже достаточно давно, одним из ведущих понятий в контексте данного анализа является «профессия». Профессия интерпретируется М. Вебером как спецификация, специализация и комбинация функций индивида, которые составляют основу постоянной возможности обеспеченности или заработка [1, с. 11-17]. Профессия как социологическая категория стала распространяться в научных трудах с появлением предпосылок для разделения труда индивидов, усложнения социально-профессиональной структуры общества. Классики социологической науки характеризовали разделение труда как один из критериев развития общества. Так, Э. Дюркгейм связывал эволюционный путь трансформации общества с развитием социальной солидарности, а именно переходом от механического типа к органическому типу солидарности, характерному для более развитых обществ. Органическая солидарность предполагает новый формат организации профессионального труда и общественных отношений в целом, что выражается в резком увеличении и дифференциации

профессиональных структур и связанных с ними специфических функций [2, с. 324-326].

Более поздние социологические теории характеризуют основные тенденции функционирования рынка труда с учетом закономерностей социального взаимодействия индивидов в условиях процесса еще большей дифференциации профессиональных функций. По мнению некоторых отечественных исследователей, понятие «профессия» не только усложняется и характеризуется с точки зрения специфики вида трудовой деятельности, но и дополняется психологическими и социальными составляющими. К таким составляющим, в частности, относят возможность самореализации личности в профессии, удовлетворенность работой и своим социальным положением, обусловленным причастностью к определенному виду профессиональной деятельности. Существенным фактором социальных трансформаций в данной сфере являются установки на необходимость предоставления свободного выбора профессии для каждого члена общества, а также неотъемлемым признаком профессии становится наличие специфической подготовки и определенной квалификации [3, с. 190-193].

В условиях неразрывной связи процессов получения профессионального образования и дальнейшей реализации индивидом своего потенциала в определенной отрасли проблема выбора профессии стала одной из самых актуальных, так как осуществление неправильного выбора провоцирует новые сложности, связанные с функционированием рынка труда и общества в целом. К проблемам подобного характера можно отнести незаинтересованность в обучении в высших и средних специальных учебных заведениях, дальнейшее трудоустройство не по профилю полученного образования, трудности с поиском работы, неудовлетворенность своим социальным и материальным положением, социальные разногласия и конфликты [4, с. 31-42]. Усугубляются проблемы в данной сфере тем, что выбор профессии должны осуществлять молодые люди, которые зачастую к этому не готовы в силу различных объективных причин: недостаточность необходимого жизненного опыта, неумение работать с большими объемами информации, отсутствие единой системы профориентационной работы, в которую были бы интегрированы все молодые люди, существование социальных стереотипов, связанных с различными профессиями.

Под социальным стереотипом понимается полученная индивидами в процессе ежедневного взаимодействия информация о каком-либо объекте или явлении, применяемая в дальнейшем для социальной оценки ситуации в сходных условиях [5]. Отметим, что существуют позитивные и негативные социальные стереотипы, которые в свою очередь могут как значительно облегчать процесс социального взаимодействия индивидов в обществе, так и искажать существующую социальную реальность и способствовать развитию деструктивных процессов в обществе [6, с. 131-134].

Материалы и методы

Тезис о том, что социальные стереотипы оказывают влияние на принятие решения о выборе профессии, был исследован в рамках авторского социологического исследования. В качестве метода исследования был выбран анкетный опрос, который проводился среди студентов Поволжского института

управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Саратовского государственного национального исследовательского университет имени Н. Г. Чернышевского, обучающихся на направлениях подготовки и специальностях, относящихся к профессиям гуманитарного профиля, в июне - июле 2022 г. Объем выборки - 632 человека. Отбор участников исследования осуществлялся на основе гнездовой двухступенчатой выборки, в качестве кластеров выделялись высшие учебные заведения г. Саратова, имеющие в своей структуре образовательные программы гуманитарного профиля. В рамках самих гнезд отбор респондентов проводился по методу многоступенчатой квотной выборки, репрезентативной по отношению к социально-демографической структуре представителей современной студенческой молодежи. Квотными признаками выступали: пол, курс обучения, направление подготовки / специальность.

В общей массе респондентов преобладают лица в возрасте от 20 до 22 лет (57,7 %), далее по возрасту группы респондентов распределились следующим образом: опрошенные от 17 до 19 лет - 32,28 %, также 9,81 % респондентов, принявших участие в опросе, были старше 23 лет. Если говорить о половой принадлежности участников опроса, девушек и юношей оказалось примерно равное количество - 51,27 и 48,73 % соответственно.

Результаты и обсуждение

Для понимания роли социальных стереотипов в процессе выбора профессии современными молодыми людьми необходимо выявить и проанализировать структуру факторов, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение молодежи. Так, участникам нашего исследования был предложен ряд индикаторов, которые могли бы оказать существенное влияние на выбор профессии и высшего учебного заведения, представленных на рис. 1.

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос «Какими факторами в большей степени обусловлен выбор вами вуза, направления подготовки / специальности?»,

проценты

Схожие данные были получены в опросе Всероссийского центра исследования общественного мнения в январе 2021 г. Так, половина молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет отметили, что выбирали профессию под влиянием собственных увлечений и интересов (48 %), одинаково часто они полагались на оплату труда и престиж (по 23 %), а также на востребованность профессии на рынке труда и стечение обстоятельств (по 13 %) [7].

На наш взгляд, те факторы, которые были отмечены молодыми людьми как существенные при выборе будущей сферы профессиональной деятельности, в определенной степени основываются на социальных стереотипах. Так, одним из ключевых ориентиров для абитуриентов является мнение родителей, родственников и друзей, однако считаем, что большая часть подобных убеждений и точек зрения сформированы под влиянием социальных стереотипов, которые можно классифицировать на несколько видов в зависимости от источника их возникновения:

- стереотипы, формируемые представителями профессионального сообщества;

- стереотипы, появление которых обусловлено распространением продуктов массовой культуры (кинематограф, современные литературные произведения);

- стереотипы, формируемые средствами массовой информации, а также активными пользователями социальных сетей;

- стереотипы, транслируемые старшими поколениями с позиции собственного социального опыта, но в иных социально-экономических условиях;

- стереотипы, формируемые самими молодыми людьми, например в процессе обучения в высшем учебном заведении.

В целом чуть более 93,2 % опрошенных молодых людей отметили, что в повседневной жизни сталкивались со стереотипами, связанными с профессиями, лишь 6,8 % респондентов указали, что с подобные стереотипы совсем не слышали. Но наиболее сложная и противоречивая ситуация в контексте выбора направления подготовки или специальности, а соответственно, и будущей профессии, на наш взгляд, стоит перед абитуриентами, рассматривающими возможность получения образования по гуманитарному профилю. Это обусловлено тем, что в настоящее время профессиональных направлений в данной сфере деятельности существует достаточно много, они зачастую схожи между собой, а также специалистов подобного рода готовят практически во всех высших учебных заведениях. Так, даже технические вузы имеют несколько направлений подготовки / специальностей гуманитарного профиля. Размытость профессиональных границ таких направлений подготовки и специальностей, а также большая конкуренция на рынке труда приводят к ряду негативных реакций со стороны общества, которые выражаются в том числе и в формулировке устойчивых убеждений о гуманитарных профессиях, которые не всегда соответствуют действительности и искажают объективное восприятие информации о некоторых видах профессиональной деятельности.

Е. А. Климов в своей концепции о специфике организации профориен-тационной работы предлагает типологию профессий, в соответствии с которой принадлежность личности к определенному типу профессий обуславливается специфическими качествами характера, склонностями и интересами к различным видам профессиональной деятельности [8, с. 120-131]. В контексте

нашего исследования интересным представлялся вопрос о соотношении упоминания социальных стереотипов и типов профессий. Так, высказанный тезис о том, что профессии гуманитарного профиля (в теории Е. А. Климова профессии типа «человек - человек») чаще остальных упоминаются в социальных стереотипах, подтвердился. Профессии типа «человек - природа» и «человек - знаковая система» по результатам исследования подвержены наименьшей стереотипизации со стороны современного общества, что представлено на рис. 2.

■ Профессии типа "человек -человек"

■ Профессии типа "человек -техника

■ Профессии типа "человек -художественный образ"

■ Профессии типа "человек -природа"

■ Профессии типа "человек -знаковая система"

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос «На ваш взгляд, профессии какого типа наиболее часто встречаются в социальных стереотипах?»

Говоря о том, какая информация о профессиях чаще всего встречается в формулировках социальных стереотипов о профессиях, 43,99 % респондентов отметили уровень возможного заработка, 24,37 % молодых людей слышали стереотипы, характеризующие перспективы дальнейшего трудоустройства. Также в стереотипах формулируются факты о личностных и профессиональных качествах типичного представителя профессии и престиже профессии в целом, что отметили 17,25 и 14,39 % респондентов соответственно.

Для более детального анализа выдвинутого тезиса о содержании социальных стереотипов в отношении существующих профессий респондентам был задан открытый вопрос, какие стереотипы им приходилось слышать о своей будущей профессии. Обобщая полученные ответы, можно констатировать, что социальные стереотипы отражают как позитивные, так и негативные стороны различных сфер профессиональной деятельности, однако и та и другая группа стереотипов не соответствует объективной действительности. Например, студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция», чаще всего в качестве социального стереотипа о своей будущей профессии указывают тезис о том, что юристам легко устроиться на работу, так как в любой сфере деятельности необходимо качественное юридическое сопровождение, также имеется широкий спектр учреждений для трудоустройства, характерных только для этого направления подготовки. Образ

профессии юриста ассоциируется с серьезностью, солидностью и определенной степенью влиятельности в обществе, что чаще всего транслируется представителями старшего поколения в качестве аргумента в адрес молодых людей, размышляющих о возможном выборе этой профессии. Однако уже не первый год статистические данные о занятости констатируют тот факт, что современный рынок труда переполнен специалистами с юридическим и экономическим образованием. Так, во Всероссийском научно-исследовательском институте труда сообщили, что в стране наблюдается переизбыток специалистов с высшим образованием в сфере бизнеса, права и администрирования - в том числе экономистов и юристов [9].

Студенты, получающие образование по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», чаще всего сталкиваются с высказываниями о том, что все чиновники причастны к коррупции, данный вид профессиональной деятельности устойчиво ассоциируется с бюрократией и равнодушием к проблемам граждан. Данный социальный стереотип характерен не только на этапе выбора профессии, но и в процессе непосредственного осуществления профессиональной деятельности. Представление в общественном сознании о государственных служащих как о специалистах, которые не качественно выполняют свои профессиональные обязанности, негативно влияют на их продуктивность, а также способствуют появлению симптомов эмоционального выгорания. Также существование негативных предубеждений в общественном сознании в отношении специалистов данной сферы осложняет процесс построения эффективного взаимодействия между обществом и органами власти [10].

С рядом устойчивых социальных стереотипов сталкиваются и будущие специалисты по работе с молодежью. Так, большая часть опрошенных студентов, обучающихся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью», в качестве стереотипов о своей будущей профессии назвали утверждения о том, что такой специалист будет работать в основном с детьми в сфере организации их досуга - летние оздоровительные лагеря, развлекательные учреждения и центры. Однако в 2020 г. был принят Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации», который четко определяет сущность профессиональной деятельности специалистов по работе с молодежью, спектр возможных направлений для дальнейшего трудоустройства, а также важность и необходимость подготовки специалистов для реализации молодежной политики на различных уровнях. Описываемый нормативно-правовой акт опровергает и мнение о том, что специалист по работе с молодежью работает с детьми, так как четко определяет возрастные границы молодежного возраста - от 14 до 35 лет, большая часть данной социально-демографической группы никак не соотносится с категорией «дети»1.

Заключение

Безусловно, описываемые социальные стереотипы представляется возможным опровергнуть и скорректировать в процессе обучения в высшем учебном заведении, однако на этапе поступления не все абитуриенты могут убедительно аргументировать свое желание в выборе профессии и грамотно

1 О молодежной политике в Российской Федерации : федер. закон № 489-ФЗ от 30 декабря 2020 г. // Российская газета. 2021. №> 1 (8352). URL: https://rg.ru/2021/01/11/molodez-dok.html

подобрать информацию о недостоверности общественных убеждений в отношении какого-либо вида профессиональной деятельности. В некоторых случаях такое положение дел приводит к выбору социально одобряемого направления подготовки или специальности, но совершенно не интересного для самого молодого человека. Обобщая полученные результаты исследования, отметим, что студенты считают влияние социальных стереотипов на выбор профессии одним из ведущих факторов, однако однозначного ответа о позитивном или негативном влиянии подобных общественных установок не дают. Значительная часть наших респондентов считает, что в зависимости от конкретной ситуации наличие социальных стереотипов может оказать как позитивное, так и негативное влияние на эффективность процесса профессионального самоопределения.

Таким образом, отметим, что анализ существующих социальных стереотипов о современных профессиях позволяет не только получить информацию о текущих общественных установках, но и спрогнозировать некоторые изменения в будущем. Так, повсеместное распространение социальных стереотипов о какой-либо конкретной сфере профессиональной деятельности в перспективе может привести к дефициту или профициту таких специалистов на рынке труда, трансформации или ликвидации соответствующих направлений подготовки / специальностей в высших учебных заведениях.

Анализ существующих социальных стереотипов, влияющих на молодых людей, является одним из приоритетных направлений научного исследования, что обусловлено особым положением молодежи как отдельной социально-демографической группы. Именно молодежь является наиболее восприимчивой ко всем социальным установкам, транслирующимся современным обществом, искаженное восприятие таких установок может спровоцировать ряд затруднений и проблем в молодежной среде, что негативно скажется на развитии государства и общества в целом. Говоря непосредственно о социальных стереотипах в отношении существующих профессий, стоит отметить недостаточную их изученность, однако также неоспоримым является тот факт, что подобные стереотипы оказывают влияние на формирование итогового образа существующих профессий. Исходя из вышесказанного, представляется необходимым тщательно исследовать и грамотно корректировать существующие социальные стереотипы в соответствии с реальным состоянием современного рынка труда и специфики современных направлений профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Александрова Т. Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социологические исследования. 2000. № 8. С. 11-17.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М. : Канон, 1996. С. 324-326.

3. Шубкин В. Н. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность. М. : Наука, 1984. С. 190-193.

4. Тугускина Г. Н., Рожкова Л. В., Кошарная Г. Б. Высшее образование во взглядах молодежи: от обучения к работе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 31-42.

5. Вервейко О. И. Социальные стереотипы в структуре управленческой деятельности : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08. Белгород, 2015. 210 с.

6. Белобрагин В. В. Социально-психологические проблемы имиджа как социального стереотипа и результата социальных установок // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2018. № 1. С. 131-134.

7. Профессия, которую мы выбираем: факторы и мотивы решения // Официальный сайт Всероссийского центра исследования общественного мнения URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professija-kotoruju-my-vybiraem- fak-tory-i-motivy-reshenija

8. Толочек В. А. Профессиональная карьера: линейно-стадиальный и стадиально-процессуальный подходы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. № 2. С. 120-131.

9. Официальный сайт Всероссийского научно-исследовательского института труда Министерства труда Российской Федерации. URL: https://vcot.info/

10. Самсонова Ю. С. Имидж государственной службы в условиях административного реформирования в российском обществе : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08. Ростов н/Д., 2011. 154 с.

References

1. Aleksandrova T.L. Methodological problems of the sociology of professions. So-tsiologicheskie issledovaniya = Sociological researches. 2000;(8):11-17. (In Russ.)

2. Dyurkgeym E. O razdelenii obshchestvennogo truda = On the division of social labor. Moscow: Kanon, 1996:324-326. (In Russ.)

3. Shubkin V.N. Trudyashchayasya molodezh': obrazovanie, professiya, mobil'nost' = Working youth: education, profession, mobility. Moscow: Nauka, 1984:190-193. (In Russ.)

4. Tuguskina G.N., Rozhkova L.V., Kosharnaya G.B. Higher education in the eyes of young people: from education to work. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Pov-olzh-skiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2022;(1):31-42. (In Russ.)

5. Verveyko O.I. Social stereotypes in the structure of management activities. PhD dissertation. Belgorod, 2015:210. (In Russ.)

6. Belobragin V.V. Socio-psychological problems of the image as a social stereotype and the result of social attitudes. Vestnik Rossiyskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek i obshchestvo = Bulletin of the Russian New University. Series: Human an society. 2018;(1):131-134. (In Russ.)

7. The profession we choose: factors and motives for the decision. Ofitsial'nyy sayt Vse-rossiyskogo tsentra issledovaniya obshchestvennogo mneniya = Official website of the All-Russian Public Opinion Research Center. (In Russ.). Available at: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professija-kotoruju-my-vybiraem-fak-tory-i-motivy-reshenija

8. Tolochek V.A. Professional career: linear stage and stage process approaches. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikho-logiya razvitiya = Proceedings of Saratov University. New series. Series: Acmeology of education. Developmental psychology. 2019;(2):120-131. (In Russ.)

9. Ofitsial'nyy sayt Vserossiyskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta truda Ministerstva truda Rossiyskoy Federatsii = Official website of the All-Russian Scientific Research Institute of Labor of the Ministry of Labor of the Russian Federation. (In Russ.). Available at: https://vcot.info/

10. Samsonova Yu.S. The image of the civil service in the context of administrative reform in Russian society. PhD dissertation! Rostov-on-Don, 2011:154. (In Russ.)

Информация об авторах I Information about the authors

Виктория Алексеевна Шацилло старший преподаватель кафедры социологии и социальной политики, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Саратов, ул. Московская, 164)

E-mail: shacillo93@mail.ru

Victoria A. Shatsillo Senior lecturer of the sub-department of sociology and social policy, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (164 Moskovskaya street, Saratov, Russia)

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 19.08.2022

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 05.10.2022 Принята к публикации / Accepted 10.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.