УДК 378:330:51 Грушевский Сергей Павлович
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой
информационных образовательных технологий Кубанского государственного университета spg@math.kubsu.ru
Шмалько Светлана Петровна
соискатель кафедры
информационных образовательных технологий Кубанского государственного университета, старший преподаватель кафедры математики и вычислительных систем Академии маркетинга и социально-информационных технологий shmalko_sis@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Grushevskiy Sergey Pavlovich
Doctor of Pedagogics, professor, head of the chair of informational educational technologies, Kuban State University spg@math.kubsu.ru
Shmalko Svetlana Petrovna
post-graduate student of the chair of informational educational technologies, Kuban State University senior lecturer of the chair of mathematics and computer systems, Academy of Marketing and social and informational technologies shmalko_sis@mail.ru
FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF STUDENTS’ PERSONALITY OF ECONOMIC DEPARTMENTS DURING THE PROCESS OF MATHEMATICAL TRAINING
Аннотация:
Предлагаемая статья презентует теоретически обоснованный, практически значимый и реализованный вариант решения проблемы математической подготовки специалистов экономической направленности, с учетом формирования профессионально-значимых качеств личности. Основой дидактического проектирования и реализации такой подготовки является профессиональноориентированный подход, синтезирующий современные инновационные педагогические технологии обучения математике.
Ключевые слова:
инновационные технологии обучения, линейноконцентрическая модель, математическая подготовка, параметры экономического и математического мышления, профессионально-значимые качества, профессионально ориентированное дидактическое обеспечение.
The summary:
The article presents the theoretically grounded, practical significant and realized variant of solution of the problem of mathematical training of the specialists of economic orientation, taking into account the formation of professionally meaningful personal qualities. The basis of the didactic projection and the realization of such training is the professionally orientated approach, synthesizing modern innovative pedagogical technologies of mathematics training.
Keywords:
innovative training technologies, linear-concentric model, mathematical training, parameters of economic and mathematical thinking, professionally meaningful qualities, professionally oriented didactic providing.
Рынок труда, товаров и услуг определяет специфику и новый характер общественных отношений. Работодатели, в свою очередь, предъявляют жесткие требования к личности профессионала. Совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов, и развитие психических процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности, входят в понятие профессионально-значимых качеств личности специалиста. Они многофункциональны, и вместе с тем каждая профессия имеет свой набор таких качеств.
Профессиональная деятельность экономиста, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпретацию данных, предложение новых решений, выполнение конкретных задач с применением специальных навыков труда. От уровня профессиональной компетентности экономиста зависит рациональность принимаемых решений, сроки реализации экономических планов, и, соответственно, результативность хозяйственной деятельности, что требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат и предполагает наличие развитого профессионального мышления.
Одной из важнейших задач дидактического проектирования в реализации курса математики для подготовки студентов, обучающихся по экономическим направлениям, является решение проблемы разработки такого дидактического обеспечения и методического инструментария, которые позволяли ли бы наряду с эффективной математической подготовкой добиваться формирования и развития профессионально-значимых качеств личности будущих специалистов, позитивно влияющих на эффективность профессиональной экономической деятельности.
Сравнительный анализ профессиональной деятельности экономистов, в частности, методы экономического анализа и методы, используемые при изучении математических категорий, показывает существование глубоких межпредметных взаимосвязей. Следовательно, усматривается возможность опереться на них для создания профессионально ориентированного дидактического обеспечения курса математики, направленного на формирование и развитие профессионально-значимых качеств личности специалиста.
Для решения указанной задачи нами предлагается функциональная модель конструирования дидактического обеспечения курса математики для подготовки студентов по экономическим направлениям (рис. 1), явившаяся основой построения образовательного процесса. В предлагаемой конструкции отражена поэтапная процедура построения профессионально ориентированного дидактического обеспечения курса математики для подготовки студентов, обучающихся по экономическим направлениям.
Образовательное информационное пространство функциональной модели курса математики для подготовки студентов, обучающихся по экономическим направлениям, подразделяется на внешнее и внутреннее информационное поле экономического образования.
Внешнее информационное поле экономического образования, по нашему мнению, представляет собой: социальный заказ, основные направления модернизации образования, конъюнктуру рынка, государственные стандарты.
Внутреннее информационное поле формирования профессионально-значимых качеств личности студентов экономических направлений в процессе математической подготовки представлено содержательным ядром и оболочками (методической, профессионально-ориентированной, технологической, информационнокоммуникативной), опирающимися на интеграционные процессы и модульную структуру курса.
Рис. 1. Фрагмент функциональной модели конструирования дидактического обеспечения курса математики для подготовки студентов по экономическим направлениям
Рассматриваемое дидактическое обеспечение включает в себя учебно-информационный комплекс, в состав которого входят: интегрированная с профессиональными дисциплинами учебная программа по математике; профессионально ориентированный дидактический комплекс, состоящий из теоретического материала, практических заданий, методических рекомендаций. Важными компонентами учебно-информационного комплекса являются пособия, ориентированные на профессионально-значимую информацию, способствующие более продуктивной самостоятельной познавательной деятельности студентов [1].
В процессе проектирования указанного профессионально ориентированного дидактического обеспечения происходило уточнение основных параметров профессионально-значимых качеств личности студентов экономических направлений, которые можно развивать в процессе изучения математики.
На начальном этапе исследовательской работы была установлена взаимосвязь параметров математического и экономического мышления, опирающихся на индивидуально-психологические характеристики личности. В процессе исследований свойств и качеств экономического мышления [2, 3], были конкретизированы основные параметры экономического мышления (системность, рациональность, альтернативность, гибкость); выделены параметры математического мышления (конкретное, функциональное, абстрактноаналитическое, абстрактно-логическое, интуитивное и т.п.) [4]. При подведении итогов эксперимента учи-
тывались индивидуально-психологические характеристики личности [5], которые, по мнению авторов, влияют на успешность формирования экономического мышления (память, внимание, интеллект).
С целью выявления взаимосвязей параметров экономического и математического мышления студентов использовался метод тестирования. Применялись традиционные методики [6, 7].
Статистический анализ результатов тестирования показал наличие устойчивой взаимосвязи параметров формирования математического и экономического мышления, опирающихся на индивидуальнопсихологические характеристики личности студента.
Многосторонний анализ деятельности экономиста, с учетом его профессиональных компетенций (общенаучных, инструментальных, профессиональных, социально-личностных, общекультурных и т.п.), позволил выделить основные блоки параметров профессионально-значимых качеств личности экономиста (рис. 2). Такие качества можно изучать на трех уровнях:
Рис. 2. Профессионально-значимые качества будущих экономистов при проектировании профессионально ориентированного курса математики
на уровне свойств личности, на интеллектуальном уровне, на уровне успешности в профессиональной деятельности. Обоснование модели специалиста, включающей общую и профессиональную культуру, а также профессионально-значимые качества личности провели ученые Г.У. Матушанский,
В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко, Т.А. Юзефавичус и др.
Основой совершенствования профессионально-значимых качеств личности экономиста являются развитые способности: мотивационно-волевые, интеллектуальные, коммуникативно-организаторские; а также ряд умений (исследовать, анализировать, прогнозировать и т.д.). Способности и умения, требующие от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат и предполагающие наличие развитого профессионального мышления, можно развивать в процессе изучения математики.
Таким образом, можно сделать вывод, что целый ряд системообразующих профессиональнозначимых качеств личности экономиста целесообразно развивать через освоение конкретных математических навыков в процессе обучения математике. Для этого необходимо использовать специализированный профессионально ориентированный учебно-методический комплекс по математике, опирающийся на
деятельностный подход и современные технологии продуктивного обучения. Его системообразующей основой является профессионально ориентированный подход, в котором синтезируются современные информационные и инновационные педагогические технологии обучения математике.
Кратко опишем основные подходы к конструированию дидактического комплекса. Его проектирование осуществлялось с использованием линейно- концентрической модели, предложенной А.И. Архиповой,
С.П. Грушевским, А.В. Кармановой [8]. В соответствии с этим подходом структурная модель указанного комплекса включает блоки заданий, отражающих теоретическое ядро изучаемой дисциплины (инвариантная часть), и блоки заданий, образующих профильно-ориентированные оболочки (вариативная часть). Вариативная часть состоит из профессионально ориентированных заданий, развивающих содержание фрагментов экономической информации, используемых при изучении различных тем математического содержания.
В качестве основных способов составления математических профессионально ориентированных заданий экономической тематики возможно использование следующих: введение профессиональнозначимой информации в сюжет исходного математического задания; насыщение математического содержания (тождества, отношения, уравнения, неравенства и т.д.) подходящим сюжетом, несущим профессионально-значимую информацию; замена сюжета исходного математического задания аналогичным сюжетом, содержащим профессионально-значимую информацию.
Одним из этапов проектирования дидактического комплекса является структурно-семантический анализ содержания учебных курсов. Для этого используется следующая схема: анализ профессиональных умений; выявление математических умений; определение конкретной дидактической цели; выявление предметных, общеинтеллектуальных и профессиональных умений; планирование учебных действий и видов учебной деятельности; разработка заданий, отражающих инвариантную составляющую (содержательное ядро); построение заданий профильных блоков, реализующих отражение и интерпретацию элементов теоретического ядра в профессиональных дисциплинах; разработка системы практических заданий традиционных и инновационных форм, образующих целостную технологию обучения математике.
Одним из важных структурных элементов становится освоение системы специфических и логических приемов мыслительной деятельности, ориентированных на будущую профессиональную деятельность экономистов. Следовательно, в процессе математической подготовки особую роль приобретают инновационные задачные методики и технологии получения и усвоения знаний, отражающиеся в практических заданиях инновационных форм, которые реализуются через инновационные локальные технологии обучения математике. Важная роль в структуре комплекса отводится технологии сжатия учебной информации [9], которая опирается на исследования проблем приобретения, представления и практического использования знаний.
Инновационные технологии обучения математике представляют собой нестандартное представление учебной информации в виде учебных заданий, оригинальных по форме, методикам применения в учебном процессе и обработке его результатов, но в тоже время базирующиеся на традиционном содержании учебного курса математики с профессиональной направленностью. Такой подход был впервые предложен А.И. Архиповой [10] в технологическом учебнике по физике, а затем для курсов математики развит в работах С.П. Грушевского и их учеников [1, 8, 11].
В учебно-информационном комплексе используются достаточно разработанные тесты, такие как фасетный, «Интеллектуальной лабильности», «Да-Нет» и т.д. [1], но их адаптированность заключается в использовании экономической профессионально - значимой информации в заданиях.
Одной из технологий оценки уровня сформированности навыков умственной деятельности, умений преобразовывать знания и использовать их в новых ситуациях является подбор тестовых заданий обучения математике «Интеллектуальная лабильность». Она нацелена на развитие концентрированного внимания, оперативной и долговременной памяти, способности анализировать и сопоставлять элементы учебной информации, моделировать простейшие учебные ситуации. Представим фрагмент теста «Интеллектуальная лабильность» экономической направленности по теме «Приложения определенного интеграла» (рис. 3).
/ВДс1х=
Ізіпх2сІх
=Р(х)с1х [0:тт]
=Р(*)+С =Р'(х)
1
1/х5 - С
+ е’1 2х
к 1пх
(ІГ(х)сІх)’=(Ід(х)сІх)
ВД=д<х)
Г(х)=д(х)+С
Г(х)с1х=д(х)с1х
\ Г \ ,/\ И
\ 5 К / 2
Ау -Ву
Ау
Ву
Рис. 3. Фрагмент теста «Интеллектуальная лабильность»
В учебно-информационном комплексе используются разработанные нами нестандартные схемы и задания, такие как «Потоки и стоки», творческие задания «Составь свой проект», лабораторные работы по экономической тематике и т.д. [1]. Приведем пример проекта по теме «Экономические приложения производной». Целью такой работы является развитие таких параметров математического мышления будущего экономиста как функциональное, абстрактно-аналитическое, абстрактно-логическое.
Чтобы составить проект, необходимо выбрать одну из экономических величин потоков и стоков (рис. 4), а затем выполнить следующие действия:
Рис. 4. - Потоки и стоки
1) сформулировать условие экономической задачи для этой величины с указанием места и времени решить ее; действия; 2) составить математическую модель экономической задачи; 3) решить ее; 4) изобразить график потоковой и стоковой величин; 5) уменьшить параметры стоков и потоков задачи на 10 % и 15 % соответственно (реальная ли ситуация получилась?); 6) сделать выводы для этой экономической ситуации.
Тактика формулирования реальной экономической ситуации, затем ее моделирование математическими методами, графическое представление и описание выводов способствуют формированию и развитию определенных профессионально-значимых качеств личности будущего экономиста. В данном случае это развитие альтернативности, гибкости, системности мышления; познавательных навыков студентов; умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Отметим, что разработанный на таких принципах дидактический комплекс в течение ряда лет прошел экспериментальную апробацию в Кубанском государственном университете на факультетах: экономическом, географическом, управлении и психологии; а также в Академии маркетинга и социальноинформационных технологий на факультете экономики и управления (г. Краснодар).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Существует высокий уровень корреляции многих видов профессиональной деятельности экономистов и математической деятельности.
2. Проведенный анализ компонентов профессиональной деятельности, позволил выявить систему профессионально-значимых качеств личности специалиста в области экономики, которые могут эффективно развиваться в процессе их математической подготовки.
3. Указанный подход позволяет создать такую модель математической подготовки, и такое профессионально ориентированное дидактическое обеспечение курса математики, которые обеспечивают эффективное формирование и развитие профессионально-значимых качеств будущего экономиста, что подтверждается многолетним педагогическим экспериментом.
Ссылки:
1. Боровик О.Г., Грушевский С.П., Засядко О.В., Карманова 1.
А.В., Шмалько С.П. Приложения в экономике функции, производной и интеграла: учебное пособие: под общ.
ред. С.П. Грушевского. Краснодар, 2007.
2. Гринюк Ж.В. Экономическое мышление. Социально- 2.
психологические аспекты развития. 1999. ULR: http://www.satio.by/publications/marketing/33.html.
References (transliterated):
Borovik O.G., Grushevskiy S.P., Zasyadko O.V., Karmanova A.V., Shmal'ko S.P. Prilozheniya v ekonomike funktsii, pro-izvodnoy i integrala: textbook: general ed. by S.P. Grushevskogo. Krasnodar, 2007.
Grinyuk Z.V. Ekonomicheskoe myshlenie. Sotsial'no-psihologicheskie aspekty razvitiya. 1999. ULR: http://www.satio.by/publications/marketing/33.html.
3. Картежникова А.Н. Контекстный подход к обучению математике как средство развития профессионально значимых качеств будущих экономистов-менеждеров: дис. „.канд. пед. наук. Омск, 2005.
4. Калукова О.М. Система профессиональноориентированной подготовки студентов технических вузов: дис. „.канд. пед. наук. М., 2003.
5. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. М., 1998.
6. Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2006.
7. ULR: http://www.VseTesti.ru.
8. Архипова А.И., Грушевский С.П., Карманова А.В. Конструирование профильных компонентов курса математики с применением новых технологий обучения. Краснодар, 2004.
9. Грушевский С.П., Гузенко В.В., Карелина З.Г., А.А. Касатиков, Остапенко А.А., Прохорова Н.Г., Шубин С.И. Графическое сгущение учебной информации / под научн. рук. и ред. Остапенко. Краснодар, 2005.
10. Архипова А.И. Механика: технологический учебник.
Краснодар,2000.
11. Грушевский С.П., Засядко О.В. Математика и информатика: учеб.-метод. комплекс. Краснодар, 2006.
3. Kartezhnikova A.N. Kontekstniy podhod k obucheniyu ma-
tematike kak sredstvo razvitiya professional'no znachimyh kachestv budushchih ekonomistov-menezhderov: dis.
...kand. ped. nauk. Omsk, 2005.
4. Kalukova O.M. Sistema professional'no-orientirovannoy podgotovki studentov tehnicheskih vuzov: dis. .kand. ped. nauk. M., 2003.
5. Shadrikov V.D. Psihologiya deyatel'nosti i sposobnosti che-loveka: ucheb. posobie. M., 1998.
6. Bol'shaya entsiklopediya psihologicheskih testov. M., 2006.
7. ULR: http:/ www.VseTesti.ru.
8. Arhipova A.I., Grushevskiy S.P., Karmanova A.V. Konstruiro-vanie profil'nyh komponentov kursa matematiki s prime-neniem novyh tehnologiy obucheniya. Krasnodar, 2004.
9. Grushevskiy S.P., Guzenko V.V., Karelina Z.G., A.A. Kasatik-ov, Ostapenko A.A., Prohorova N.G., Shubin S.I. Grafich-eskoe sgushchenie uchebnoy informatsii / scientific leading and ed. by Ostapenko. Krasnodar, 2005.
10. Arhipova A.I. Mehanika: technological textbook. Krasnodar, 2000.
11. Grushevskiy S.P., Zasyadko O.V. Matematika i informatika: educational and methodical complex. Krasnodar, 2006.