ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ________________БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ________________
УДК 378.6
ДД Дондоков
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
В статье рассматривается формирование профессионально-политической компетентности учителя технологии и предпринимательства в области использования электрической энергии на основе приобретения студентами комплекса электротехнических и электротехнологических знаний и умений в условиях интегративного учебного процесса.
Ключевые слова: политехническая подготовка, интегративный курс электротехники.
D.D. Dondokov
THE FORMATION OF PROFESSIONAL-POLYTECHNIC COMPETENCE OF TEACHER OF TECHNOLOGY AND ENTREPRENEURSHIP IN THE FIELD OF ELECTRICAL ENERGY APPLICATION
The article deals with the formation of professional-polytechnic competence of teacher of technology and entrepreneurship in the field of electrical energy application on the base of students mastering of the complex of electrotechnical and electro-technological knowledge and skills in the conditions of integrative educational process.
Keywords: polytechnic training, interactive course, electrotechnics.
В современных условиях развития технологического образования на первый план выходит проблема профессиональной мобильности будущих специалистов. Искомую подвижность к профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства можно обеспечить при реализации новой концепции политехнического образования, способствующей высокому уровню духовного развития специалиста в условиях технологической цивилизации.
У учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной деятельности возникает необходимость повышения наукоёмкости, творческой и интеллектуальной насыщенности труда учащихся, включения их в научно-производственный цикл, выполнения функций «совокупного работника». В условиях вариативности форм общего среднего образования появляется потребность в определении стабильного инвариантного компонента политехнического образования. В специальной концепции политехнического образования школьников, разработанной П.Р. Атутовым [1], были переосмыслены его место и функции в общем и технологическом образовании, в духовном развитии личности, формировании ее общей культуры, обоснованы цели и задачи в современных условиях, пересмотрены традиционные представления о его сущности, определены общие подходы, принципы, условия его реализации, пути обеспечения социальной, экологической насыщенности политехнизма.
В новом столетии основной целью образования является основанная на совокупности знаний, умений и навыков личная, социальная и профессиональная компетентность, характеризующаяся умением самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать необходимую информацию.
В профессионально-педагогической литературе [2, 3 и др.] понятие «профессиональная компетентность» трактуется как совокупность профессиональных знаний, умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности.
В психологии труда компетентность часто отождествляется с профессионализмом. Но профессионализм как высший уровень выполнения деятельности обеспечивается помимо компетентности еще и профессиональной направленностью, а также профессиональными качествами личности специалиста.
Политехническая компетентность складывается в результате формирования и усвоения политехнических знаний и умений. Политехнические знания, требуя от обучающихся обобщенных понятий и более высокой абстракции, выступают как более действенное средство познания объективной действительности. Политехнические знания и особенно умения формируются и конкретно проявляются в трудовой и производственно-технической деятельности человека. Поэтому связь образовательного процесса с производством и трудом обучающихся выступает как необходимое условие усвоения рассматриваемых знаний. Труд студентов во время технологической практики, а также труд, связанный
2011/1
с выполнением конструкторско-технической, учебно-исследовательской деятельности, служит дидактическим средством: он обобщает, подкрепляет политехнические знания по основам наук.
Формирование политехнической компетентности проявляется в умениях, которые выступают как сложное сочетание многообразных систем знаний, творчески синтезируемых студентами в процессе решения моделей производственно-технических, опытно-конструкторских, изобретательских задач. Вместе с тем это проявляется в результате потребностей индивида в расширении своих политехнических знаний, в их систематизации, в поиске более эффективных путей решения проблем в процессе будущей трудовой деятельности. Реализация растущих творческих потребностей требует волевых усилий, преодоления многих трудностей объективного и субъективного порядка. Поэтому проблема политехнической познавательной деятельности - проблема развития личности в целом. Формирование политехнической компетентности у студентов происходит в процессе изучения учебных предметов с политехническим содержанием. Политехническая содержательность изучаемых научных понятий определяется степенью и широтой их использования в производственных процессах.
Процессуальный аспект политехнической подготовки учителя технологии и предпринимательства в области использования электрической энергии должен осуществляться с учетом особенностей, отмеченных в концепции политехнического образования в условиях технологического этапа научнотехнического прогресса. Современный научно-технический прогресс характерен глобальным внедрением научных достижений во все сферы человеческой деятельности. А уровень развития человеческого общества определяется уровнем энергетического потенциала страны и возможностями эффективного его использования. Известно, что получение, передача, распределение и потребление энергии в основном производятся в форме электрической энергии, имеющей ряд преимущественных особенностей перед другими видами энергии.
Компетентность учителя технологии и предпринимательства в области использования электрической энергии должна быть тесно взаимосвязана с такими понятиями, как «энергетика», «энергетическая система» и «энергетическая наука». Электроэнергетика - это основная часть общей энергетики, используемой в человеческом обществе.
Энергетика как сфера деятельности человеческого общества является большой глобальной системой, включающей как подсистемы окружающую среду [4] и различные отрасли производственной деятельности.
Энергетика в ее современном состоянии и тем более в ее развитии должна рассматриваться в трех аспектах - техническом, социально-политехническом и биосферическом, или экологическом [4].
В политехнической компетентности учителя технологии и предпринимательства в области использования электрической энергии важную роль играет знание технического аспекта энергетики. Технический аспект энергетики характеризуется, прежде всего, огромными мощностями, которые получает человек, используя энергетический потенциал планеты. При этом КПД использования взятых у природы энергетических ресурсов не очень велик - не более 0,2% [4]. Отсюда возникает одна из основных задач энергетики - снижение потерь энергии на всех стадиях ее преобразования (от получения энергетических ресурсов до конечного их использования). Для этого необходимо и улучшение оборудования, и более разумное использование полученной энергии, что уже выходит из сферы чисто технической и должно рассматриваться в социальном аспекте.
Вопросы быстро нарастающего использования энергетических ресурсов планеты должны рассматриваться не только в техническом аспекте, но и в аспекте влияния энергетических установок и процессов добычи топлива на окружающую среду, т. е. в аспекте экологическом. При этом возникает общий технико-экологический вопрос: при существующих высоких темпах развития энергетики не наступит ли полное истощение запасов традиционного энергетического топлива и не произойдет ли это раньше, чем человечество получит в свое распоряжение новые ресурсы термоядерной энергии.
В политехнической подготовке учителя технологии и предпринимательства сейчас следует особо выделить вопросы экологии и рассмотрение влияния работы энергетических устройств на окружающую среду.
В целом электроэнергетика и производственная деятельность оказывают следующие воздействия на окружающую среду: механическое загрязнение воздуха, воды и земли частицами непереработан-ного продукта (зола и др.); химическое загрязнение воздуха, воды и земли; радиоактивное загрязнение воздуха, воды и земли; тепловое загрязнение; ионизационное загрязнение; электромагнитное высоко- и низкочастотное загрязнение; шумовое загрязнение; расход кислорода; расход воды и земли.
Д.Д. Дондоков. Формирование профессионально-политехнической компетентности учителя технологии и предпринимательства в области использования электрической энергии________________________________________________________
Важным моментом в политехнической подготовке студентов в области использования электрической энергии является изучение электротехники в условиях интеграции не только с физикой, математикой и экологией, но и современными перспективными видами электротехнологии.
Изучение некоторых вопросов современной электротехнологии может быть проведено в форме выполнения творческих проектов. Студенты по линии УИРС и НИРС включаются в разработки и экспериментальные исследования действующих моделей устройств, используемых в электротехноло-гических процессах.
Компетентность учителя технологии и предпринимательства в области использования электрической энергии
Рис.1. Структурная схема профессиональной политехнической компетентности учителя технологии и предпринимательства
в области использования электрической энергии
Выполнение творческих проектов по электротехнологической тематике способствует формированию у студентов важных элементов профессиональной компетентности, к которым можно отнести:
- приобретение знаний в области современной перспективной энергосберегающей электротехнологии;
- умение применения интегративных электротехнических знаний к конструкторско-технологической учебной деятельности;
- решение элементов изобретательских, рационализаторских задач при разработке устройств (действующих моделей) электротехнологии;
- знание техники безопасности при работе с электрифицированным оборудованием;
- приобретение навыков организации проектной деятельности в школе при изучении вопросов электротехнологии.
В результате изложенного следует, что приобретение студентами комплекса электротехнических и электротехнологических знаний и умений в условиях интегративного учебного процесса способствует формированию профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства в
2011/1
области использования электрической энергии. На рисунке дана структурная схема профессиональной политехнической компетентности учителя технологии и предпринимательства в области использования электрической энергии (рис. 1).
Таким образом, профессиональная политехническая компетентность учителя технологии и предпринимательства в области использования электрической энергии осуществляется на основе интеграции содержания знаний при изучении курса электротехники, естественнонаучных, общетехнических, технологических дисциплин и целостного системного восприятия технико-технологических реалий применения электрифицированных процессов в различных областях человеческого общества.
Литература
1. Атутов П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы: избранные труды в 2 т. / под ред. Г.Н. Никольской.- М., 2001. - Т. 1.
2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования. Компетентностный подход: учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. - 216 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 509 с.
4. Веников В.А., Путятин Е.В. Введение в специальность «Электроэнергетика»: учебник для вузов / под ред. В.А. Веникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1988. - 239 с.
Дондоков Дамба Дондокович, кандидат технических наук, доцент кафедры общетехнических дисциплин Бурятского гос-университета, тел. (301-2) 442395.
Dondokov Damba Dondokovich, candidate of technical sciences, associate professor of general technical disciplines, Buryat State University, tel. (301-2) 442395.
УДК 378.147
ИН Егоров, ГА. Калачев
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В работе анализируется состояние здоровья, уровень компетенций студентов педагогического колледжа к ведению здорового образа жизни. Предлагаются пути повышения уровня готовности студентов к ведению ЗОЖ на основе компетентно-стного подхода.
Ключевые слова: студенты, уровень здоровья, компетентностный подход, здоровый образ жизни.
IN Egorov, G.A. Ka/achyov
FORMING OF PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS’ READINESS TO HEALTHY LIFESTYLES BASED ON COMPETENCE APPROACH
The article examines the state of health, level of readiness of pedagogical colleges students to healthy lifestyle. It suggests the ways to improve students' readiness to HLS, based on competence approach.
Keywords: students, health level, competence approach, healthy lifestyle.
Интерес к проблемам среднего профессионального образования, обусловленный присоединением России к Болонскому процессу, предопределил понимание отечественной педагогической общественностью необходимости принятия компетентностного подхода как одной из стратегий профессионального образования [1]. В настоящий момент социальные ожидания связаны с модернизацией среднего профессионального образования, ориентацией его на реализацию компетентностного подхода, индивидуализацию образовательных маршрутов; взаимодействие учреждения среднего профессионального образования с окружающей социальной средой [2].
В силу необходимости подготовки студентов к жизни, их самоопределению в стенах учебного заведения, а также общей подготовки всего спектра жизненных функций, происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность», «подготовленность», «знание» на понятия «компетентность», «компетенция» [3].
Современная трактовка компетентностного подхода в образовании определяется проектом «Tuning Project» - «Настройка образовательных структур в Европе», согласно которому компетенции включают «знание и понимание», «знание как действовать», «знание как быть». В проекте ФГОС