Научная статья на тему 'Формирование профессионально-педагогической компетентности мастера профессионального обучения на основе использования учебно-методического комплекса'

Формирование профессионально-педагогической компетентности мастера профессионального обучения на основе использования учебно-методического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФУНКЦИИ / КРИТЕРИИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ / COMPETENCE / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE / FUNCTIONS / CRITERIA / LEVELS OF FORMATION / EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX OF DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузеванова Ольга Михайловна

Рассматривается актуальная проблема формирования профессионально-педагогической компетентности мастера профессионального обучения, определены функции, критерии, уровни ее сформированности. Представлен учебно-методический комплекс дисциплины «Общая и профессиональная педагогика». Проанализированы результаты экспериментального использования сборника практических и самостоятельных работ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузеванова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Professional and Pedagogical Competence of the Vocational Training Master Basing on Educational Methodical Complex

The author considers an urgent problem of forming professional and pedagogical competence of vocational training master, functions, criteria, levels of its formation. In the article the educational-methodical complex of discipline General and Professional Pedagogy is presented. Results of experimental use of the collection of practical and independent works are analyzed

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-педагогической компетентности мастера профессионального обучения на основе использования учебно-методического комплекса»

ББК 74.56

О.М. Кузеванова

Формирование профессионально-педагогической компетентности мастера профессионального обучения на основе использования учебно-методического комплекса

O.M. Kuzevanova

Formation of Professional and Pedagogical Competence of the Vocational Training Master Basing on Educational Methodical Complex

Рассматривается актуальная проблема формирования профессионально-педагогической компетентности мастера профессионального обучения, определены функции, критерии, уровни ее сформированности. Представлен учебно-методический комплекс дисциплины «Общая и профессиональная педагогика». Проанализированы результаты экспериментального использования сборника практических и самостоятельных работ.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессионально-педагогическая компетентность, функции, критерии, уровни сформированности, учебнометодический комплекс дисциплины.

В ситуации перехода общества в постиндустриальную стадию компетентностная парадигма выступает как одно из оснований для обновления содержания общего образования и вызывает переориентацию оценки его результата с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся [1].

Активно входит компетентностная парадигма и в систему профессионального образования. «Профессиональная компетентность» как психическое состояние и обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах его труда, дает специалисту возможность действовать самостоятельно и ответственно.

В настоящее время профессиональное образование все более ориентировано на специализированную подготовку кадров, обладающих высоким уровнем компетентности.

Ключевыми категориями компетентностного подхода являются понятия «компетенции» и «компетентности», не имеющие к настоящему времени общепризнанного содержания и толкования. Зарубежные и отечественные ученые предприняли немалое количество попыток их определить (Н. Хомский, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер и др.).

The author considers an urgent problem of forming professional and pedagogical competence of vocational training master, functions, criteria, levels of its formation. In the article the educational-methodical complex of discipline “General and Professional Pedagogy” is presented. Results of experimental use of the collection of practical and independent works are analyzed.

Key words: competence, professional-pedagogical competence, functions, criteria, levels of formation, educational-methodical complex of discipline.

Профессиональная компетентность мастеров профессионального обучения определяется синтезом двух составляющих: профессионально-педагогической компетентности и специальной профессиональной компетентности. Мы будем рассматривать формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих мастеров профессионального обучения (п/о).

На различных этапах развития педагогического знания ученые размышляли о самой личности мастера п/о, ее профессионально значимых качествах, различных способностях и умениях, определяли сущность осуществляемых ею видов деятельности. В целом на каждом историческом этапе развития социума проявлялся ряд требований, определявших назначение и функции специалиста как личности и профессионала.

В.В. Нестеров и А.С. Белкин рассматривают педагогическую компетенцию как «совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе», а профессиональнопедагогическую компетентность - как «совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций» [2, с. 4].

Р.В. Овчарова считает, что педагогическая компетентность - это проявляющаяся готовность

к педагогической деятельности, определенный набор психологических качеств (характер, темперамент, тип нервной системы). Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала [3, с. 410].

В словаре профессионально-педагогических понятий профессионально-педагогическая компетентность рассматривается как «результат профессионально-педагогического образования, заключающийся в достижении высокого уровня профессионального само сознания, в цело стном видении профессионально-педагогической деятельности мастера профессионального обучения, в наличии системы “потребностей-способностей” к самоопределению и творческой самореализации в жизненных и профессиональных ситуациях» [4, с. 87].

В нашем исследовании мы шли от понимания профессиональной компетентности как интегративного (системного) свойства личности мастера п/о, характеризующего его глубокую осведомленность в психолого-педагогической и предметной (специальной) областях знания, профессиональные умения и навыки, личностный опыт и образованность специалиста, нацеленного на перспективность (про-гностичность) в работе, открытого к динамичному общению, уверенного в себе и способного достигать значимых результатов и качества в профессиональной деятельности.

Наша позиция близка к подходам ученых екатеринбургской научной школы, и мы вслед за Г.Н. Жуковым, В.Г. Матросовым, С.Л. Каплан, Г.Д. Бухаровой под профессионально-педагогической компетентностью будущего мастера профессионального обучения будем понимать результат профессионально-педагогического образования, заключающийся в достижении необходимого уровня подготовленности, для которого характерно профессиональное самосознание, целостное видение профессионально-педагогической деятельности, наличие системы потребностей - способностей к самоопределению и творческой самореализации в жизненных и профессиональных ситуациях [5].

Как отмечалось выше, наряду с понятием «компетентность», особую актуальность приобрело понятие «компетенция».

Под профессионально-педагогической компетенцией мастера профессионального обучения будем понимать совокупность свойств его личности, обеспечивающую само стоятельное выполнение профессионально-педагогической деятельности и выражающуюся понятием «быть способным» [5].

Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности, по мере накопления опыта.

Мы считаем, что при получении образования в колледже речь идет о формировании и развитии только профессиональной компетентности (квали-

фикации), в то время как ключевые компетенции присущи уже опытным специалистам, а их формирование - задача последипломного образования. Ключевые компетенции приобретаются на базе уже имеющегося профессионального опыта, высокой квалификации и развитых ключевых квалификаций (компетентно стей).

В дальнейшем в результате самостоятельной работы, при наличии установки на самореализацию через профессию, компетентность трансформируется в профессионализм, который является высоким мастерством, характеризует глубокое овладение специальностью, выражается в умении творчески пользоваться усвоенной в процессе обучения информацией. Только самообразование, саморазвитие, самодвижение личности может обеспечить этот переход. Учебное же заведение должно заложить базовые знания и умения, сформировать и развить навыки самостоятельной работы, которые станут фундаментом для дальнейшего углубления в теорию и практику профессиональной деятельности.

Профессионально-педагогическая компетентность мастера п/о реализуется через его функции.

В Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения определено, что мастер п/о готовится к следующим видам деятельности:

• организация учебно-производственного процесса;

• педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и неурочной деятельности;

• методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения студентов, обучающихся профессиям рабочих;

• участие в организации производственной деятельности;

• выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

В структуре педагогической деятельности выделяют пять взаимообусловленных компонентов, связанных с функциональными видами деятельности педагога (Н.В. Кузьмина): гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.

Система функций позволила нам определиться в структуре профессионально-педагогической компетентности мастера п/о. За основу мы взяли разработки

А.Л. Смятских и Т.М. Туркиной [6].

Анализируя компоненты, характеризующие профессиональную компетентность мастера п/о, можно утвержать, что данная компетентность состоит из теоретической и практической подготовки специалиста к осуществлению педагогической деятельности, которая, в свою очередь, представляет собой совокупность общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражается в способности самостоятельно, ответствен-

но, эффективно выполнять определенные трудовые функции.

Профессионально-педагогическая компетентность студента не может иметь те же проявления, что и у зрелого педагога, обладающего жизненным и профессиональным опытом. Мы допускаем, что в профессионально-педагогической компетентности студентов присутствуют лишь основы компетенций. Тем не менее и их необходимо выявлять, чтобы устанавливать, насколько эффективен процесс профессионального обучения. С этой целью вырабатываются критерии сформированности профессиональной компетентности, по которым мы можем судить о том, насколько обучаемый подготовлен к сознательному выполнению своих обязанностей.

Определяя критерии сформированности профессионально-педагогической компетентности, мы руководствовались ее сущностными характеристиками и положениями критериального подхода (критерии должны фиксировать деятельностное состояние субъекта, нести информацию о характере деятельности, мотивах и отношении к ее выполнению).

Вопрос определения уровней развития (сфор-мированности) личностных свойств и качеств всегда привлекал внимание педагогов и психологов (Л.И. Божович, Г.А. Бокарева, О.С. Гребенюк, В.С. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина).

Для выявления уровней сформированности профессионально-педагогической компетентности мы использовали опросники и методики: методика оценки профессиональной направленности личности учителя; тест на оценку уровня общительности

В.Ф. Ряховского; тест на определение уровня личностной тревожности (методика Ч.Д. Спилбергера); тест на оценку уровня мотивации к успеху (методика Т. Элера); тест Т. Матвеевой на определение организаторских способностей; методика «Потребности в общении» (по Ю.М. Орлову); методика «Потребность в достижении» (по Ю.М. Орлову); методика «Шкала самооценки мотивации одобрения» (по Д. Марлоу и Д. Краун); тест В.И. Андреева «Умеете ли Вы слушать»; способность к эмпатии (И.М. Юсупова).

Опираясь на существующий теоретический и практический опыт и ранее проведенные педагогические исследования, мы выделили четыре группы студентов, профессионально-педагогическая компетентность которых проявлялась типичными способами.

Обобщенные свойства каждого уровня мы определяли посредством анализа монографических характеристик, полагаясь на установленные нами критерии: интуитивный (низкий), нормативный (средний), активный (высокий), креативный (высший).

Известно, что каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности. Оценка или

измерение конечного результата - это единственный научный способ судить о чем-либо вообще и о компетентности в частности. Неправомерно судить о компетентности не по результату, а по тому, что вкладывается в его достижение. Вследствие этого уровень сформированности у студентов профессиональнопедагогической компетентности следует выявлять в конце обучения, после прохождения комплексной педагогической практики.

Содержание профессионального образования обусловлено целями и потребностями общества, а также совокупностью требований, которые будут предъявляться к специалистам в предстоящей сфере деятельности. При подготовке кадров для образовательных учреждений целью всего учебного процесса должно стать формирование социально активного человека с высокими нравственными установками, владеющего педагогическими знаниями и умениями, готового реализовывать их на практике, т.е. обладающего высоким уровнем компетентности.

Ход развития педагогической науки показывает, что результативным, полностью реализующим намеченные цели является лишь тот процесс, который обеспечен методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям науки и практики. Такое обеспечение учебного процесса называют научно-методическим. Организующим началом всех разработок является представление о структуре, составляющих элементах и функциональных связях в создаваемой педагогической системе. Описание будущей педагогической системы осуществляется в форме различных методических документов, совокупность которых называется учебнометодическим комплексом (УМК). Пользуясь таким комплексом, студент сможет самостоятельно организовать усвоение нового материала. Функции педагога при этом сводятся к информационно-контролирующей и консультативно-координирующей.

Нами разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика», основанный на использовании компетентностного подхода к обучению. В него входят: учебная программа, курс проблемных лекций, сборник «Средства когнитивной визуализации», сборник практических и самостоятельных работ [7], электронные рабочие тетради для самостоятельной работы, комплекты контроля знаний, дневники индивидуального саморазвития.

Сборник практических и самостоятельных работ прошел апробацию в экспертных группах [7].

В учебном пособии предложены задания для практической и самостоятельной деятельности студентов, которые помогут им не только осознанно и прочно усвоить материал курса, но и научат разнообразным способам анализа и оценки дидактических ситуаций, творчески проектировать учебный процесс, анализировать и оценивать результаты самостоятельной работы.

Цель пособия - практическое и систематическое освоение студентами научных положений дисциплины, установление связи теории с практикой, овладение приемами самостоятельной и творческой работы, формирование профессионально-педагогической эрудиции на основе совместной с педагогом поисковой познавательной деятельности, формирование готовности к расширению функционально-ролевого репертуара специалиста в области образования.

В задачи практикума входят психологическая поддержка и педагогическая помощь в преодолении учебно-познавательных затруднений и барьеров при изучении учебных дисциплин, информационное, технологическое и методическое сопровождение обучения студентов колледжа.

Реализация цели и задач практикума и отбор содержания осуществлялись на основе принципов ценностно-смыслового и системно-деятельностного подходов.

Практикум рассчитан на активную самостоятельную работу студентов. Часть заданий и тестов направлена на расширение личных представлений студентов о себе и развитие его рефлексивных умений. Задания для ведения дневника нацелены на осуществление саморазвития и наращивание профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов. Поскольку для практической работы принципиально важна установка на сопоставление компетентного (общего нормативнопрофессионального, праксеологического) подхода к реализации педагогической деятельности с личным опытом обучения и общения студента, то мы советуем решить задачу самостоятельно («я считаю так»), а затем сверить свое решение с ключом или с мнением специалистов, справочников, словарей («правильно так»). Дневники, которые необходимо вести студентам, должны иметь индивидуальный характер.

Большинство заданий, предлагаемых в пособии, ориентировано не столько на поиск правильных ответов в учебниках, сколько на эвристическую поисковую деятельность студентов, которая должна подвести их к выработке личной позиции.

Студентам предложены также занимательные задания - ребусы, кроссворды и другие творческие задания, выполнение которых позволит не только закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания, но и будет способствовать развитию смекалки и формированию интереса к изучаемой дисциплине.

После каждой практической работы даны задания для самостоятельной работы, которые рассчитаны на творческую деятельность, а также материал на усвоение и проверку, который может использоваться преподавателем как контрольный для оценки степени усвоения знаний, умений и навыков изучаемого раздела.

Одной из задач нашего практикума является развитие академической зрелости студентов и на ее основе повышение готовности к самостоятельной учебной работе, что может служить в будущем базой для самореализации в профессиональной деятельности. Для этого студенту предлагаются задания по анализу научной информации, ее свертыванию и развертыванию.

Каковы результаты использования практикума?

В 2009-2010 гг. мы апробировали данное пособие в трех группах Алтайского государственного колледжа. В конце учебного года студентам была предложена анкета по изучению их мнения по вопросу эффективности использования сборника практических и самостоятельных работ по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика». Вот некоторые мнения студентов.

89% респондентов назвали сборник целостным комплексным учебным пособием. 60% студентов считают, что содержание носит практически ориентированный характер, 33% - личностно ориентированный, 58% - компетентностный. 48% обучаемых полагают, что сборник способствует формированию устойчивого интереса к проблемам образования, 39% - формированию собственной профессиональной позиции, 70% определили, что содержание практических работ нацелено на осуществление саморазвития будущего мастера профессионального обучения.

Работа по данному пособию помогла 67% студентов научиться самостоятельному поиску учебного материала, 52% - развить практические навыки творческой деятельности, 38% - рефлексивному анализу своего индивидуального стиля профессиональной деятельности, 58% - развитию гностических, проектировочных, конструкторских, организаторских, коммуникативных навыков и умений.

Студенты отмечают, что пособие сделано качественно и понятно, вызывает заинтересованность к изучению дисциплины, помогает развитию самостоятельности, способствует саморазвитию, очень удобное и доступное даже для среднего «студента», способствует глубокому формированию педагогических знаний, задания на усвоение и проверку знаний дают возможность оценить уровень усвоения материала, выявить пробелы в знаниях.

Суммируя первые результаты использования сборника практических и самостоятельных работ по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика», мы можем констатировать, что данное пособие поможет качественнее освоить материал курса, научит творчески проектировать учебный процесс, анализировать и оценивать педагогические ситуации и результаты своей самостоятельной работы. Это, в свою очередь, будет способствовать формированию профессиональной педагогической компетентности мастера профессионального обучения.

Библиографический список

1. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методологический аспект) // Проблемы качества образования : материалы XIV Всероссийского совещания. -Кн. 2. - М., 2003.

2. Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность: учеб. пособие / отв. за вып. В.Ю. Банных. -Екатеринбург, 2003.

3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования : учеб. пособие. - М., 2001.

4. Профессионально-педагогические понятия : словарь / сост. ГМ. Романцев, В.А. Осипова, О.В. Тарасюк ; под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург, 2005.

5. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики : учеб. пособие / под общ. ред. проф. Г.П. Скам-ницкой. - М., 2005.

6. Смятских А.Л., Туркина Т.М. Формирование профессиональной компетентности студентов педколледжа. -М., 2003.

7. Кузеванова О.М., Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Общая и профессиональная педагогика : сборник практических и самостоятельных работ. - Барнаул, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.