Научная статья на тему 'Формирование профессионально-педагогической готовности к деятельности в социально-культурной сфере'

Формирование профессионально-педагогической готовности к деятельности в социально-культурной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1548
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / КОМПОНЕНТЫ / УРОВНИ / КРИТЕРИИ / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL READINESS / SOCIAL-CULTURAL SPHERE / COMPONENTS / LEVELS / CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коренева Е. Н.

В статье автором анализируются процесс формирования профессионально-педагогической готовности будущих специалистов к деятельности в социально-культурной сфере. В связи с этим рассматриваются ее компоненты, уровни и критерии сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of professional pedagogical readiness for activity in the social-cultural sphere

The author of the article analyses the process of shaping professional pedagogical readiness of future specialists for activity in the social-cultural sphere. In this connection its components, levels and criteria of shaping are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-педагогической готовности к деятельности в социально-культурной сфере»

Е. Н. Коренева

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Работа представлена кафедрой теории и методики профессионального образования

Белгородского государственного института культуры и искусств.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. Б. Игнатова

В статье автором анализируются процесс формирования профессиональнопедагогической готовности будущих специалистов к деятельности в социальнокультурной сфере. В связи с этим рассматриваются ее компоненты, уровни и критерии сформированности.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая готовность, социальнокультурная сфера, компоненты, уровни, критерии.

The author of the article analyses the process of shaping professional pedagogical readiness of future specialists for activity in the social-cultural sphere. In this connection its components, levels and criteria of shaping are considered.

Key words: professional-pedagogical readiness; social-cultural sphere; components; levels; criteria.

Профессионально-педагогическая готовность рассматривается нами как определенная и необходимая совокупность качеств, знаний, навыков, приобретенных в процессе профессиональнопедагогической подготовки и формирующих профессиональную компетенцию личности, которая обеспечивает ей результативность в выполнении профессионально-педагогических функций, осознание высокой роли и социальной ответственности.

Сегодня актуальность профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы не вызывает сомнений, поскольку от работника сферы социально-культурной деятельности в огромной степени зависит культура человека на всех уровнях его деятельности и культура нашего общества в целом. Подготовка специалиста, обладающего высоким уровнем профессионально-педагогической готовности к деятельности в новых реалиях, является условием и предпосылкой эффективности его будущей деятельности. Про-

блемным остается вопрос о том, каким должно быть содержание и методы оптимизации процесса профессионального обучения.

Сегодня много внимания уделяется изучению проблем, связанных с профессиональной деятельностью, ставшей сферой практического человекознания, одним из основных условий развития личности. С этими вопросами неразрывно связана проблема профессиональнопедагогической готовности к профессиональной деятельности, ставшая предметом пристального внимания как педагогических, так и психологических исследований (О. А. Абдулина, Б. Г. Ананьев, Л. И. Дементий, К. М. Дурай-Новакова, М. И. Дьяченко, И. А. Зимняя, В. С. Ильин, Л. А. Кандыбович, Л. Н. Король,

Н. В. Кузьмина, Н. Д. Левитов, Н. В. Майорова, С. И. Рабикович, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В. А. Ядов и др.).

Специфика рассматриваемой готовности обусловлена особенностями профессионально-педагогической деятельности педагога-организатора соци-

ально-культурной деятельности. Готовность выступает основной категорией профессиональной педагогики, системной характеристикой социальной активности личности, интегративным индикатором его профессиональной подготовки и уровня мастерства в профессиональной деятельности. В структуре готовности мы выделяем мотивационноценностный, интеллектуальный, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты, совокупность которых составляет сущность профессионально-педагогической готовности к деятельности специалиста в современных условиях.

Предпосылкой формирования профессионально-педагогической готовности к будущей деятельности является сформированная в высшей школе готовность выпускника к педагогической деятельности. Несмотря на то что студенты вузов культуры и искусств не имеют специального педагогического образования, уровень теоретической и практической готовности к ведению профессиональной деятельности в качестве педагога-организатора социальнокультурной деятельности может считаться достаточной предпосылкой для формирования компонентов профессионально-педагогической готовности.

Анализ и обобщение теоретических положений, касающихся профессионально-педагогической готовности к будущей деятельности, сформулированных в целом ряде исследований (Б. Г. Ананьев, К. М. Дурай-Новакова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Сластенин и др.), материалы практики дают нам основание полагать, что профессионально-педагогическая готовность к деятельности является интегральным состоянием личности, которое включает в себя четыре основных компонента: мотивационно-ценностный, интеллектуальный, эмоционально-волевой и рефлексивный.

Мотивационно-ценностный ком-

понент формирует гуманистическую позицию личности будущего специалиста, вырабатывает систему отношений к обучающимся, стиль взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. В содержательную сущность мотивационно-ценностного

компонента входит позитивное отношение к личности учащегося, потребность в самопознании и саморазвитии собственных духовно-нравственных и профессиональных ценностей, удовлетворенность педагога взаимодействием с обучающимися.

Интеллектуальный компонент профессионально-педагогической готовности предполагает присутствие профессиональных знаний и умений у педагога, которые составляют его содержательную сущность. При этом особое значение имеют антропологические и психолого-педагогические знания, помогающие педагогу понять законы и закономерности развития личности, ее психофизиологические особенности на различных возрастных этапах.

Содержательная сущность эмоционально-волевого компонента представляет собой совокупность личностных и волевых качеств, направленных на выполнение профессиональной деятельности.

Присутствие рефлексивного компонента обеспечивает самопознание, саморазвитие, самооценку и саморегуляцию личности педагога в контексте гуманизма и профессионализма, что позволяет строить поведение адекватно ситуации и направленности самой личности; позволяет контролировать его собственное поведение в соответствии с различными педагогическими ситуациями; отвечать за результаты своей деятельности; осуществлять анализ собственной деятельности, оценивать и корректировать ее.

По степени сформированности мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, рефлексивной составляющих можно судить и о степени сформированности профессионально-

педагогической готовности к будущей деятельности. В связи с этим одним из главных моментов является разработка критериев сформированности профессионально-педагогической готовности студентов вузов культуры к деятельности в современных условиях.

В педагогической литературе, в частности у Е. П. Белозерцева, «критерии общей готовности педагога к реализации педагогического процесса формулируются следующим образом: стремление к работе с детьми, подростками, молодежью; профессиональные знания, умения, навыки, установка на постоянное самовоспитание, самообразование; умение выбирать различные варианты методов, средств и приемов с целью наиболее рационального решения учебно-воспитательных задач в определенных условиях, желание осмысливать свою ежедневную деятельность» [1, с. 155].

Применительно к образовательному процессу вузов культуры и искусств в структуре готовности к профессиональнопедагогической деятельности критериями выступают следующие компоненты: мо-тивационно-потребностная готовность;

интеллектуальная готовность; рефлексивная готовность.

Показателями мотивационно-пот-ребностной готовности являются: наличие позитивного отношения к профессии и системы профессионально-ценностных ориентаций, проявление профессионального интереса к работе, стремление передать свои знания, потребность в педагогической деятельности. Для интеллектуальной готовности характерны: понимание сущности педагогического процесса как объекта деятельности специалиста, знание основ-

ных закономерностей и воспитательных механизмов, особенностей управления педагогическим процессом, умение планировать деятельность, находить адекватные методы включения вовлечения воспитанников в активную деятельность, способность импровизировать. К показателям рефлексивной готовности мы относим: способность к рефлексии педагогической деятельности, способность к самоконтролю на основе личностно-значимых мотивов и установок, профессиональную самооценку.

Указанные показатели представляются нами как признаки сформиро-ванности компонентов профессионально-педагогической готовности к деятельности и являются отправной точкой в определении уровней ее развития.

«Понятие “уровень” отражает качественную дискретность, структурность процесса развития готовности и считается показателем целостности, системности данного качества, степени его развития» [2, с. 17].

«Критериями определения уровня являются: а) принадлежность систем к различным классам сложности; б) специфичность законов и закономерностей каждого уровня; в) подчинение законов и систем низших уровней высшим; г) происхождение систем каждого последующего уровня из основных структур предыдущего; д) образования каждого последующего уровня относятся к образованиям предыдущего как система к своим элементам» [3, с. 73].

Нами выделены три уровня сфор-мированности профессионально-педагогической готовности к деятельности в социально-культурной сфере.

Низкий уровень готовности - низкая мотивация профессионально-педагогической подготовки, отсутствие системы знаний о целостном педагогическом процессе как объекте его деятельности, безответственное отношение к

приобретению знаний; отсутствие мотивации изучения психологических основ поведенческих стереотипов воспитанников различных возрастных категорий, отсутствие готовности и способности к организации деятельности обучающихся; недостаточное проявление коммуникативных умений, трудности в общении; низкая самооценка уровня подготовленности к будущей профессионально-педагогической деятельности.

Средний уровень готовности - у студента наблюдается наличие положительной профессионально-педагогической направленности на педагогическую деятельность, стремление делиться знаниями и опытом; недостаточность теоретических знаний об объекте деятельности; интуитивное решение проблемных ситуаций; уверенное проявление коммуникативных способностей; уровень подготовленности к профессионально-педагогической деятельности

оценивается как удовлетворительный.

Высокий (творческий) уровень готовности - отличается наличием ярко

выраженной мотивации профессионально-педагогической деятельности и потребности в этой деятельности; системностью теоретических знаний об объекте профессиональной деятельности: пониманием сущности педагогического процесса; регулярным применением знаний и умений в процессе непосредственной работы по организации досуговой деятельности. Системные знания психологических основ поведенческих стереотипов воспитанников различных возрастных категорий сформированы хорошо. Имеется потребность в общении. Подготовленность к профессионально-педагогической деятельности оценивается как хорошая. Отмечается творческий подход в деятельности.

Представленные нами компоненты, уровни и критерии профессионально-педагогической готовности предполагают разработку целостной технологии ее формирования у студентов в специфических условиях вузов культуры и искусств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989.

208 с.

2. Крюкова Е. А. Теоретические основы проектирования и применения личностноразвивающих педагогических средств: Дис. на соис. учен. степени д-ра пед. наук. Волгоград, 2000. 232 с.

3. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.