Методика преподавания в высшей школе
УДК 378+008.001+338.24 о. А. ЗАЙЦЕВА
Челябинская государственная академия культуры и искусств
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ К ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
На основании анализа психолого-педагогической литературы уточнено понятие готовности студентов — будущих менеджеров социально-культурной сферы к принятию управленческих решений, раскрыты компоненты исследуемой готовности, определено соотношение компонентов, критериев и показателей готовности, что может служить ориентиром в процессе подготовки менеджеров.
Анализ современных исследований и практика педагогического образования свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме профессиональной подготовки студентов — будущих менеджеров к управленческой деятельности.
В данной статье мы предполагаем уточнить понятие готовности студентов — будущих менеджеров СКС к принятию управленческих решений, а также определить компоненты готовности, критерии и показатели её сформированности.
Рассмотрим основные подходы к изучению категории «готовность».
В общетеоретическом аспекте «готовность» понимается как фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности.
Готовность выступает в виде «установки» (Д.Н.Уз-надзе), «предстартового состояния» (В.А.Алаторцев,
А.Д.Ганюшкин, А.Ц.Пуни), «мобилизации сил» (Д.А. Белухин, Ф.Генов), «состояния бдительности» (Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин), «настроя, актуализации и приспособления возможностей личности для успешных действий в данной ситуации» (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович), «части мировоззрения человека» (Д.А. Белухин).
В психологии категория «готовность» употребляется как психологическое состояние, установка и наличие у субъекта определённых потребностей, как синтез свойств личности и т.п. (Д.И. Водзинский, А.Д. Ганюшкин, М.И. Дьяченко, Ф.И. Иващенко и др.). Анализ существующих подходов показывает, что чаще всего готовность исследуется как определённое состояние сознания, психики, функциональных систем в ситуации ответственных действий или подготовки к ним.
В психологии под готовностью также понимают личностное образование, включающее три взаимосвязанных компонента: мотивационный, познавательный, эмоционально-волевой. Причём мотивационный компонент готовности определяет отношение будущего специалиста к профессиональной деятельности, познавательный компонент включает в себя совокупность необходимых для этой работы интегрированных знаний, умений и навыков, а эмоциаль-
но-волевой компонент предполагает целеустремлённость, настойчивость, работоспособность, самоорганизацию и самоконтроль (В.В. Давыдов, Б.Ф. Ломов, Л.А. Регуш).
Готовность к действию трактуется как состояние мобилизации всех психофизических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определённых действий [2].
В своей работе мы опирались на исследования о готовности к профессиональной деятельности, так как принятие управленческих решений — это одна из функций профессиональной управленческой деятельности менеджера.
Проблеме готовности человека к эффективной профессиональной деятельности посвящены исследования А. Д. Ганюшкина, М. И. Дьяченко, Н. Д. Левитова, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, Б. Д. Парыгина, К. К. Платонова. В научной литературе обозначились два подхода к изучению готовности к деятельности: функциональный (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович,
В.А. Сластёнин), в котором выявляются процессуальные качества, непосредственно значимые для деятельности, и личностный подход (В.С. Мерлин, В.С. Ильин, Е.С. Кузьмин, Я.Л. Коломинский, В.В. Сериков, В.А. Ядов, П.М. Якобсон), который предполагает изучение готовности как комплекса интегрированных, но разнородных свойств, различающихся по их месту и функциям в регуляции деятельности. При этом ведущую интегрирующую роль выполняют личностные качества, выражающие направленность на соответствующую деятельность.
По мнению М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, возникновение готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов. Далее идёт разработка планов, установок, моделей, схем, предстоящих действий, и, наконец, завершающей стадией является претворение появившейся готовности в предметных действиях, применение определённых средств и способов деятельности, сопоставление полученных результатов с поставленными целями деятельности [3].
Мы согласны с мнением В. В. Серикова, что, определяя понятие «готовность к деятельности», преж-
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
Соотношение компонентов, критериев, показателей готовности студентов — будущих менеджеров социально-культурной сферы к принятию управленческих решений
Компоненты готовности к прпнятпю управленческих решений
Мотивационный
Гностический
Содержат ельно-процессуальный
Критерии готовности к принятию управленческих решений
Показатели
Развитость мотивов
Развитие качеств личности
познавательные мотивы профессиональные мотивы
интеллект (уровень интеллектуального развития) воля
рефлексия (уровень развития рефлексивности: сформированносгь рефлексивных действий самонаблюдения, самоанализа, самоконтроля, самооценки, самокорректировки) креативность (уровень развития творческих способностей) коммуникативность
1. Система усвоенных знаний по теории принятия управленческих решений в социальнокультурной сфере
2. Умение принимать
управленческие
решения
1. Общие знания по теории принятия решений:
• знание понятийного аппарата теории принятия УР
• знание структуры, функций, классификаций,
технологий УР
• знание процесса принятия УР
• знание условий и факторов, влияющих на
эффективность УР
• знание методов обеспечения качесг ва УР в условиях
неопределенности внешней и внутренней среды
• знание методов анализа, прогнозирования УР
2. Специальные знания о конкретных объектах и процессах, происходящих в СКС
1. Умение сориентироваться в управленческой ситуации;
2. умение определить цель управленческого решения;
3. умение определить объём и содержание ин формации,
необходимой для выработки и принятия УР;
4. умение собрать, переработать, систематизировать и
проанализировать информацию;
5. умение выбрать и сформулировать показатели достижения
цели:
6. умение разрабатывать варианты УР_________________________
де всего необходимо ориентироваться на обозначенный в литературе как личностно-ценностный подход, предполагающий изучение готовности к профессиональной деятельности как комплекса интегративных, но однородных свойств, различающихся по их месту и функциям в структуре личности [6].
Вопросы профессиональной готовности специалиста рассматриваются и в современных зарубежных исследованиях (G. Moskowitz, R.I. Oxford, E.Tarone, D.Yule). Как показывает анализ работ по данной проблематике в ведущих зарубежных странах (США, Англия, Германия, Франция), в требованиях к современному менеджеру делается акцент не столько на его квалификацию, образование, сколько на личностные качества.
К.М. Дурай-Новакова считает, что содержание готовности к профессиональной деятельности соединяет в себе осознание роли и социальной ответственности, стремление активно (самостоятельно, творчески) выполнять профессиональные задачи, установку (настрой) на актуализацию и мобилизацию приобретённых в вузе качеств, знаний, умений.
Г.В. Балахничева определяет готовность как сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов, включающих мотивационно-ценностный (личностный) и исполнительский (процессуальный) [1].
На основе проведённого выше анализа мы рассматриваем готовность студентов — будущих менеджеров социально-культурной сферы к принятию управленческих решений как результат целенаправленно организованного педагогического процесса, включающего формирование познавательных и профессиональных мотивов, развитие таких качеств
личности (интеллект, воля, рефлексивность, креативность, коммуникативность), которые обеспечивают успешное принятие управленческих решений, овладение системой общих знаний по теории принятия решений и специальных знаний о конкретных объектах и процессах, происходящих в СКС, а также системой частных умений, представляющих сложные интеллектуальные и практические действия по принятию управленческих решений.
На наш взгляд, готовность студентов — будущих менеджеров социально-культурной сферы к принятию управленческих решений представляет собой динамическое структурно-уровневое образование, включающее три взаимосвязанных компонента: мотивационный, гностический и содержательно-процессуальный.
Кратко охарактеризуем каждый из компонентов.
1. Мотивационный компонент готовности предполагает сознательное отношение к принятию управленческих решений как необходимой, творческой деятельности, самовыражению, самоутверждению, ориентацию на освоение профессиональных знаний и умений для принятия управленческих решений. Мотив — это определённая потребность или направленная активность того или иного субъекта на определённый объект. Мотив включает содержательную сторону потребности, именно содержание мотива формирует важную регуляторную линию любой деятельности человека и её структуру, которая через вектор «мотив-цель» ведёт действия к искомому результату.
2. Гностический компонент готовности. Он определяет уровень интеллектуального развития студента и его творческие способности. Кроме того, он оп-
ределяется рефлексивностью человека, уровнем развития его рефлексивного мышления. Все гностические действия человека (например, перцептивные, мыслительные, мнемические и др.) включаются в реализацию данного компонента. Его основу также составляют коммуникативность и воля.
3. Содержательно-процессуальный компонент готовности студентов — будущих менеджеров СКС отражает базисную технологическую готовность, который включает в себя овладение студентов общими знаниями по теории принятия решений и специальными знаниями о конкретных объектах и процессах, происходящих в СКС, а также системой частных умений, представляющих сложные интеллектуальные и практические действия по принятию управленческих решений.
Все изложенные компоненты готовности взаимосвязаны, однако степень их использования изменяется в зависимости от уровня её сформированности.
Рассматривая структуру готовности как единство её компонентов и движущих сил, необходимо выделить критерии, позволяющие получить наиболее полное представление о качественном и количественном состоянии составных компонентов готовности.
Под критериями понимаются научно обоснованные эталоны, по которым устанавливается степень достигнутого в развитии, формировании, обучении, воспитании учащихся [4]. В.М. Полонский отмечает, что для разработки критериального аппарата необходимо точно определить смысл каждого критерия и добиться его однозначного понимания. «Семантическая определенность — важнейшее методологическое требование к разработке критериального аппарата» [5, с. 36].
Итак, критерий нами рассматривается как эталон, на основании которого производится оценка сформированности готовности будущего менеджера СКС к принятию управленческих решений. Причём каждый критерий находит своё проявление в определённых показателях.
Выделенные нами критерии и показатели готовности студентов — будущих менеджеров СКС к при-
нятию управленческих решений представлены в виде таблицы 1.
Материал данной статьи имеет следующую научную новизну и теоретическую значимость: уточнено понятие готовности студентов — будущих менеджеров СКС к принятию управленческих решений, которое может служить ориентиром для использования в педагогических теориях модернизации системы профессионального образования менеджеров как социально-культурной сферы, так и других отраслей с учётом специфики той или иной отрасли. Разработанная структура готовности студентов — будущих менеджеров СКС к принятию управленческих решений может использоваться в процессе подготовки к принятию управленческих решений как менеджеров СКС, так и адаптированная с учётом специфики той или иной отрасли — и в других отраслях.
Библиографический список
1. Балахничева Г.В. Активные методы обучения / Г.В. Балах-ничева. — М.: Профиздат, 1986. — 150 с.
2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
3. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряжённых ситуациях. Психологические аспекты / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. — Минск: Университетское, 1985. — 320 с.
4. Журавлев В.И. XXVII съезд КПСС и проблемы методологии педагогической науки / В.И. Журавлев. — М.: Педагогика, 1988. - 201 с.
5. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В.М. Полонский. — М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
6. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду / В.В. Сериков. — М. Педагогика, 1988. — 192 с.
ЗАЙЦЕВА Ольга Александровна, аспирант кафедры педагогики и психологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 03.04.2007 г.
© Зайцева О.А.
Книжная полка
Галазий Григорий Иванович: Рыцарь Байкала. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - 184 с.
Книга посвящается видному ученому и государственному деятелю, почетному гражданину города Иркутска, академику Григорию Ивановичу Галазию, посвятившему всю свою жизнь защите уникального озера Байкал. В ней отражены главные вехи его научной и общественной деятельности и оценен вклад в современную экологию, геоботанику, лимнологию. В книге собраны воспоминания о личности Г.И. Галазия и многогранности его деятельности. В книгу вошло более трех десятков очерков, написанных коллегами, близко знавшими Григория Ивановича — выдающегося сибирского лимнолога, организатора и бессменного руководителя Лимнологического института Сибирского отделения РАН на протяжении более 30 лет.
Очерки пронизаны чувством уважения и восхищения личностью Григория Ивановича. В них отражены отдельные грани его научного и организационного таланта и в целом создан яркий портрет незаурядной личности. Книга иллюстрирована фотографиями В.А. Короткоручко, Л.Н. Тюлиной, Б.Ф. Лута, Г.В. Матя-шенко, Э. В. Максимовой, из семейного архива. Портрет художника В.Ф. Жемерикина. Большую помощь в сборе материалов оказала Э.В. Максимова.
Книга будет интересна широкому кругу лимнологов, дендрохронологов, байкаловедов, людей, интересующихся историей науки, и любителей родной природы.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007