Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОРДИНАТУРА / ВРАЧ-ПЕДИАТР / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яцевич Наталья Анатольевна

Настоящая статья поднимает проблему, связанную с формированием педагогических компетенций специалистов, обучающихся в ординатуре. Трудовые функции врачей-педиатров расширяются благодаря педагогическим компетенциям, которые позволяют воспитывать у детей и их родителей ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, развивать мотивацию в овладении здоровьесберегающими навыками. Принимая во внимание сложность формирования педагогических компетенций врачей-педиатров на этапе ординатуры, в 2021-2022 учебном году в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете было проведено теоретическое исследование, предполагающее изучение данного вопроса. Цель исследования. Изучить теорию и практику формирования профессионально-педагогических компетенций врачей-педиатров на этапе обучения в ординатуре. Методы и методология. В основу данного исследования положен социоориентированный подход, позволяющий рассмотреть состояние заявленной проблемы в российском медицинском образовании. Исследование осуществлялось с помощью теоретического анализа литературы по педагогике и психологии высшей школы, истории медицинского образования. Результаты. Материалы теоретического исследования позволили актуализировать проблему формирования педагогических компетенций у врачей-педиатров, описать подходы к интерпретации понятия «педагогические компетенции», уточнить особенности формирования педагогических компетенций специалистов, обучающихся в ординатуре. Заключение. Результаты теоретического исследования свидетельствуют о необходимости переосмысления организационно-технологических составляющих педагогической подготовки врачей-педиатров в процессе профессионального образования, а также о значимости моделирования такой образовательной подготовки, в ходе которой формируются педагогические компетенции специалистов. Область применения результатов. Содержание теоретического исследования может быть интегрировано в систему подготовки врачей на этапе додипломного и последипломного медицинского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCIES OF PEDIATRICIANS AS AN URGENT PROBLEM OF MODERN MEDICAL EDUCATION

This article raises the problem associated with the formation of pedagogical competencies of specialists studying in residency. The labor functions of pediatricians are expanding thanks to pedagogical competencies that allow children and their parents to cultivate a value attitude to health and a healthy lifestyle, to develop motivation in mastering health-saving skills. Taking into account the complexity of the formation of pedagogical competencies of pediatricians at the residency stage, in the 2021-2022 academic year, a theoretical study was conducted at the St. Petersburg State Pediatric Medical University, involving the study of this issue. Purpose. To study the theory and practice of the formation of professional and pedagogical competencies of pediatricians at the stage of training in residency. Methodology. This study is based on a socio-oriented approach that allows us to consider the state of the stated problem in Russian medical education. The study was carried out with the help of a theoretical analysis of the literature on pedagogy and psychology of higher education, the history of medical education. Results. The materials of the theoretical study made it possible to actualize the problem of the formation of pedagogical competencies among pediatricians, to describe approaches to the interpretation of the concept of “pedagogical competencies”, to clarify the features of the formation of pedagogical competencies of specialists studying in residency. Conclusions. The content of theoretical research can be integrated into the system of training doctors at the stage of pre-diploma and postgraduate medical education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.12731/2658-4034-2022-13-3-56-69 УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.А. Яцевич

Настоящая статья поднимает проблему, связанную с формированием педагогических компетенций специалистов, обучающихся в ординатуре. Трудовые функции врачей-педиатров расширяются благодаря педагогическим компетенциям, которые позволяют воспитывать у детей и их родителей ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, развивать мотивацию в овладении здоровьесберегающими навыками.

Принимая во внимание сложность формирования педагогических компетенций врачей-педиатров на этапе ординатуры, в 2021-2022 учебном году в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете было проведено теоретическое исследование, предполагающее изучение данного вопроса.

Цель исследования. Изучить теорию и практику формирования профессионально-педагогических компетенций врачей-педиатров на этапе обучения в ординатуре.

Методы и методология. В основу данного исследования положен социоориентированный подход, позволяющий рассмотреть состояние заявленной проблемы в российском медицинском образовании. Исследование осуществлялось с помощью теоретического анализа литературы по педагогике и психологии высшей школы, истории медицинского образования.

Результаты. Материалы теоретического исследования позволили актуализировать проблему формирования педагогических ком-

петенцийу врачей-педиатров, описать подходы к интерпретации понятия «педагогические компетенции», уточнить особенности формирования педагогических компетенций специалистов, обучающихся в ординатуре.

Заключение. Результаты теоретического исследования свидетельствуют о необходимости переосмысления организационно-технологических составляющих педагогической подготовки врачей-педиатров в процессе профессионального образования, а также о значимости моделирования такой образовательной подготовки, в ходе которой формируются педагогические компетенции специалистов.

Область применения результатов. Содержание теоретического исследования может быть интегрировано в систему подготовки врачей на этапе додипломного и последипломного медицинского образования.

Ключевые слова: высшее медицинское образование; педагогические компетенции; ординатура; врач-педиатр; здоровье; здоровый образ жизни

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCIES OF PEDIATRICIANS AS AN URGENT PROBLEM OF MODERN MEDICAL EDUCATION

N.A. Yatsevich

This article raises the problem associated with the formation ofpedagogical competencies of specialists studying in residency. The labor functions of pediatricians are expanding thanks to pedagogical competencies that allow children and their parents to cultivate a value attitude to health and a healthy lifestyle, to develop motivation in mastering health-saving skills. Taking into account the complexity of the formation of pedagogical competencies of pediatricians at the residency stage, in the 2021-2022 academic year, a theoretical study was conducted at the St. Petersburg State Pediatric Medical University, involving the study of this issue.

Purpose. To study the theory and practice of the formation of professional and pedagogical competencies ofpediatricians at the stage of training in residency.

Methodology. This study is based on a socio-oriented approach that allows us to consider the state of the stated problem in Russian medical education. The study was carried out with the help of a theoretical analysis of the literature on pedagogy and psychology of higher education, the history of medical education.

Results. The materials of the theoretical study made it possible to actualize the problem of the formation ofpedagogical competencies among pediatricians, to describe approaches to the interpretation of the concept of "pedagogical competencies", to clarify the features of the formation of pedagogical competencies of specialists studying in residency.

Conclusions. The content of theoretical research can be integrated into the system of training doctors at the stage ofpre-diploma and postgraduate medical education.

Keywords: higher medical education; pedagogical competencies; residency, pediatrician; health; healthy lifestyle

Введение

Важнейшей проблемой нашего общества является выраженная тенденция ухудшения состояния здоровья граждан, вызванная, в частности, их неумением осуществлять профилактику болезней и нежеланием нести ответственность за свое здоровье и здоровье своих детей [11]. Можно предположить, что одним из факторов, повлиявших на сложившуюся ситуацию, является российская мен-тальность, сформировавшаяся в период существования СССР, когда государство декларировало заботу о здоровье населения.

Социально-экономические условия нынешнего этапа развития российского государства выступают своеобразным стимулом того, чтобы люди занимались профилактикой болезней, стремились сохранять свое здоровье, здоровье подрастающего поколения, формируя у них здоровьесберегающий образ жизни.

Семья закладывает основы ценностного отношения к здоровью. Факторами, влияющими на формирование ценностных ориентаций,

являются следующие: способность и желание родителей развивать детей, создавать для них комфортные условия жизни, воспитывать у них ценностное отношение к здоровью.

Изучение данных российской статистики свидетельствует о том, что только 50% детей школьного возраста и 12% детей дошкольного возраста относятся к первой группе здоровья. В последнее десятилетие прослеживается тенденция, свидетельствующая об увеличении этих чисел. Например, число функциональных нарушений здоровья увеличилось в полтора раза [7].

Руководители российского государства издают приказы, разрабатывают нормативные документы, специалисты учреждений здравоохранения и образования - социальные программы, задачи которых направлены на профилактику болезней, формирование здорового образа жизни граждан.

Условием реализации социальных инициатив государства может рассматриваться медицинская деятельность специалистов сферы здравоохранения. В связи с распространением здравоцентрической парадигмы в обязанности врачам-педиатрам вменяется воспитание ценностного отношения людей к здоровью, принятие ими ответственности за его состояние и за качество здоровья своих детей, т.е. формирование здоровьесберегающих навыков. Научить таким навыкам членов семьи способен врач-педиатр [5]. Одним из видов профессиональной деятельности врачей-педиатров рассматривается психолого-педагогическая деятельность, а задачами - «формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих» [12].

Заявленные профессиональные компетенции в полной мере описаны в содержании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, в частности, на этапе подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры [там же]. Профессиональные компетенции обусловливают качество межличностного взаимодействия врача-педиатра с ребенком и его родителями и могут рассматриваться сугубо педагогическими.

Современный этап развития последипломного медицинского образования характеризуется инновационными поисками подходов, моделей, педагогических систем и технологий обучения врачей-ординаторов в области педагогики и психологии. Знания этих наук выступают основой формирования профессионально-педагогических компетенций специалистов.

В настоящее время целый ряд российских исследователей демонстрирует попытки в решении задачи формирования профессионально-педагогических компетенций врачей на этапе обучения в ординатуре [3]; [4]; [5]; [9]. Однако в полной мере заявить, что данная проблема полностью решена, нельзя, и это свидетельствует о научной новизне данного исследования и актуализирует тему профессионально-педагогических компетенций.

Материалы и методы

В 2021-2022 учебном году в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете на факультете клинической психологии состоялось теоретическое исследование, предполагающее изучение теории и практики формирования профессионально-педагогических компетенций врачей-педиатров на этапе обучения в ординатуре. Задачи исследования включали в себя: определение понятий «компетентность» и «компетенция»; анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры); моделирование понятия «профессионально-педагогические компетенции врача-педиатра»; формирование представлений о дидактических подходах к обучению врачей-педиатров ординатуре.

Данное исследование осуществлялось с помощью теоретического анализа литературы по педагогике и психологии высшей школы, а также истории медицинского образования, что позволило сформировать представление о профессионально-педагогических компетенциях врачей-педиатров и охарактеризовать этот феномен как актуальную проблему современного медицинского образования.

Результаты исследования

Изучение литературы по педагогике и психологии высшей школы позволило сделать вывод о том, что в настоящее время в связи с распространением идеи компетентностного подхода в подготовке к профессиональной деятельности различных специалистов, актуализировался вопрос, касающийся компетентностей и компетенций.

Профессиональная компетентность - это свойство профессиональных действий, которые обеспечивают эффективное решение профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях, с использованием квалификации, жизненного опыта и ценностей профессионала [8].

Компетенции - показатель готовности специалиста осуществлять свою профессиональную деятельность. Профессиональные компетенции являются компонентами профессионального поведения, основывающимися на знаниях и действиях, усиливаемых качествами личности субъекта [2]. Заглядывая в историю образования, можно узнать, что еще в 2007 году коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации закрепила в качестве компетенций динамичное сочетание знаний, понимания, а также способностей и навыков субъектов профессиональной деятельности [11]. Можно провести параллель между традиционно принятыми знаниями, умениями и навыками, которые в этом документе утверждались как компетенции.

Таким образом, в начале XXI века в России компетенции выступили результатом профессионального образования, что было закреплено как в педагогическом сообществе, так и в государственных документах [11]. В частности, заявленное имеет отношение и к деятельности врача-педиатра.

Квалифицированный врач-педиатр, который осуществляет не только лечебную и профилактическую работу, но и демонстрирует умения, направленные на изменение отношения человека к своему здоровью, формирование ответственности за качество здоровья, безусловно, является привлекательным специалистом для системы здравоохранения. Способность объяснить, научить, помочь закрепить полученные навыки и проконтролировать применение знаний

является ежедневной рутиной врача-педиатра [3]. В свою очередь, знание врачом-педиатром личностных особенностей пациента, специфики его возраста дает ему возможность наиболее успешно применить свои профессионально-педагогические компетенции. Такое взаимодействие врача-педиатра, маленького пациента и его родителей повышает удовлетворенность семьи качеством медицинского обслуживания, увеличивает продуктивность системы первичной медико-санитарной помощи, наконец, улучшает качество жизни людей и ведет к снижению затрат на лекарственное обеспечение и других фондов здравоохранения.

Врач-педиатр должен обладать особыми профессиональными и личностными качествами, например: профессиональным клиническим мышлением, милосердием, ответственностью, терпимостью, дисциплинированностью, стремлением к самообразованию и др. Все эти качества формируются на основе познавательных и творческих способностей личности, в связи с чем, современное медицинское образование задает вектор личностного развития будущего специалиста, способного к реализации профессиональной цели.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что профессионально-педагогические компетенции врача-педиатра - это сложная система, объединяющая в себе профессиональную мотивацию, медицинские и психолого-педагогические знания, а также готовность к сотрудничеству с пациентами для решения задач профилактики болезней, сохранения и укрепления их здоровья, формирования установок на поддержание здорового образа жизни.

Профессионально-педагогические компетенции рассматриваются как значимые для медицинской практики, имеющей психолого-педагогическую направленность, обусловливающую результативность взаимодействия специалиста помогающей профессии и с пациентами, и с их родителями, и с коллегами. Закономерно, что такие компетенции нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры) [12]. На этапе последипломного образования врачу-педиатру важно

освоить большое число разнообразных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций психолого-педагогической направленности, которые позволят ему эффективно взаимодействовать, обучать и воспитывать не только детей, но и просвещать их родителей.

Все это позволяет утверждать, что профессионально-педагогические компетенции врача-педиатра, основу которых составляют его знания по педагогике и возрастной психологии, приобретенные на этапе обучения в ординатуре, являются важнейшей составляющей в модели профессиональной деятельности, реализуемой в условиях здравоцентрической парадигмы. Актуальность формирования профессионально-педагогических компетенций у ординаторов обусловлена тесной взаимосвязью процессов лечения, воспитания и обучения пациентов в современной превентивной медицине. Ведь на современном этапе развития здравоохранения решающую роль играет профессионализм, составной частью которого являются педагогические смыслы деятельности врача-педиатра.

Целый ряд российских ученых, изучая отдельные аспекты медицинской деятельности, имеющей выраженную психолого-педагогическую направленность, пришли к выводу, что практическое здравоохранение остро ощущает потребность в специалистах, владеющих профессионально-педагогическими компетенциями [5]; [9]. Большинство претензий населения к медицинскому обслуживанию связаны с неумением врача выслушать пациента, понять, объяснить, выразить сочувствие и т.д. Причину такого положения дел в практическом здравоохранении ученые видят в господстве патогенетической парадигмы, распространенной в медицинском образовании: основное внимание в профессиональной подготовке врача направлено на принятие того, что человек болеет и умирает, на изучение болезни, ее течение и лечение [3]. Возможно, поэтому мало внимания уделяется изучению профилактических подходов к болезни, а также обучению пациентов здоровому образу жизни. Наряду с этим, российские исследователи отмечают, что ординаторы имеют весьма несформированное представление о процессах воспитания, обучения, развития своих маленьких пациентов и о формировании у них здоровьесберегающих навыков [4].

Результаты анкетирования ординаторов свидетельствуют о том, что из них лишь 3,7% демонстрируют сформированные представления о педагогических знаниях, что вызывает необходимость организации их активной познавательной деятельности, развития научного кругозора на этапе обучения в ординатуре. Возможно, это позволит им воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни у пациентов, учить их принимать ответственность за свое здоровье, формировать здоровьесберегающие навыки [9]. Исследования, иллюстрирующие отдельные вопросы непрерывного медицинского образования, указывают на то, что в современном обществе формированию профессиональной картины мира как нравственному ориентиру подготовки ординаторов уделяется значительное внимание [13]; [1]. Огромную часть такой картины мира составляют педагогические знания, имеющие тенденцию к совершенствованию [6].

Решение проблемы, связанной с формированием профессионально-педагогических компетенций врачей, лежит в плоскости разработки концептуальных основ модели профессиональной подготовки, реализующей психолого-педагогические смыслы медицинской деятельности, ее апробации и последующему внедрению в процесс обучения на этапе ординатуры [13].

Важнейшими аспектами модели рассматриваются следующие: определение цели профессиональной подготовки ординаторов, содержание профессионально и практико-ориентированного образования, обоснование принципов, подходов и методов обучения, связанных со спецификой профессиональной деятельности врачей-педиатров, формирование диагностического инструментария, внедрение в процесс обучения авторского курса «Медицинская педагогика». В качестве дидактических подходов, обеспечивающих формирование профессионально-педагогических компетенций, могут рассматриваться: компетентностный, личностно-ориентирован-ный, деятельностный подходы. Компетентностный подход позволит сформировать систему медицинских и психолого-педагогических знаний, личностно-ориентированный подход - поддержать и обеспечить развитие профессиональной мотивации, в свою очередь,

деятельностный подход сформирует готовность к сотрудничеству с пациентами для решения задач профилактики болезней, сохранения и укрепления их здоровья, формирования установок на поддержание здорового образа жизни.

Резюмируя, необходимо сказать, что на современном этапе развития непрерывного медицинского образования профессионально-педагогические компетенции ординаторов рассматриваются актуальной проблемой, решение которой возможно благодаря тесному сотрудничеству врачей, ученых, педагогов и психологов.

Выводы

1. В связи с предложенной государством здравоцентрической парадигмой в обязанности врачей-педиатров входит организация воспитания, направленного на формирование ценностного отношения граждан к здоровью, принятие ими ответственности за его состояние и за состояние здоровья своих детей, т.е. формирование у населения комплекса здоровьесберегающих навыков.

2. На современном этапе развития здравоохранения решающую роль играет профессионализм, составной частью которого являются профессионально-педагогические компетенции врача-педиатра, позволяющие осуществлять процесс воспитания и обучения пациентов, просвещения их родителей.

3. Решение проблемы, связанной с формированием педагогических компетенций врачей-педиатров лежит в плоскости разработки концептуальных основ модели профессиональной подготовки, реализующей психолого-педагогические смыслы медицинской деятельности, ее апробации и последующему внедрению в процесс обучения на этапе ординатуры.

Заключение

Результаты проведенного теоретического исследования свидетельствуют о необходимости переосмысления организационных, содержательных, технологических, диагностических компонентов профессиональной подготовки врачей-педиатров и разработки

концептуальных основ модели профессиональной подготовки, реализующей психолого-педагогические смыслы медицинской деятельности, с целью ее апробации и последующего внедрения в процесс обучения на этапе ординатуры.

Теоретическое исследование в перспективе может иметь прикладное значение, возможность разработки и внедрения модели профессиональной подготовки, характеризующейся глубокими психолого-педагогическими смыслами медицинской деятельности личностно ориентированной направленности.

Список литературы

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста, 2005. 114 с.

2. Белов Е.В. Медицинская педагогика и ее роль в профессиональной деятельности врача (преподавателя медицинского вуза) // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 3 (5). С. 67-69.

3. Васильева Е.Ю., Гайкина М.Ю., Тагаева Т.В. Педагогика в клинической практике врача. Учебное пособие. Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. 118 с.

4. Вацкель Е.А, Денишенко В.А. Педагогические аспекты развития рефлексии у клинических ординаторов первого года обучения // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Том 10, № 38. С. 8-14.

5. Гринько Е.Н. Педагогика в подготовке врачей-педиатров на уровне ординатуры // Вопросы современной педиатрии. 2018. Том 17, №1. С.16-18.

6. Евстегнеева В.А., Смольянинова О.Л., Логвинов С.И. Системный и процессный подход при обеспечении качества образовательных процессов в медицинских вузах // Инновации в науке. 2016. № 3 (52). С. 7-16.

7. Здравоохранение в России: Стат. сб. / Росстат. М., 2015. 174 с.

8. Медведев В.Е., Татур Ю.Г. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46-56.

9. Петрова В.Н. Роль педагогики в процессе обучения ординаторов // Медицинское образование и вузовская наука. 2017. № 1(9). С. 39-42.

10. Подольная Н.Н. Ответственность за собственное здоровье как условие предотвращения преступлений против здоровья населения // Виктимология. 2019. № 2(20). С. 53-57.

11. Решение коллегии Министерства образования и науки РФ от 22 августа 2007 г. № ПК-4/1 "О ходе реализации приоритетного национального проекта в сфере образования" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6281587/

12. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/opendata/7707778246-fgosvo

13. Шатравкина А.В. Методологические ориентиры подготовки медицинских кадров высшей квалификации // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 60-1. С. 389-393.

References

1. Baidenko V.I. Kompetentnostnyj podhod kproektirovaniyu gosudarst-vennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obra-zovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosy): metodicheskoe posobie [Competence-based approach to the design of state educational standards of higher professional education (methodological and methodological issues): a methodological guide]. Moscow: Research Center for Quality Problems in Specialist Training, 2005, 114 p.

2. Belov E.V. Medicinskaya pedagogika i ee rol' v professional'noj deya-tel'nosti vracha (prepodavatelya medicinskogo vuza) [Medical pedagogy and its role in the professional activity of a doctor (teacher of a medical university)]. Pedagogicheskoe masterstvo ipedagogicheskie tekhnologii [Pedagogical skill and pedagogical technologies]. Cheboksary: CNS "Interactive plus", 2015, no. 3 (5), pp 67-69.

3. Vasil'eva E.U., Gajkina M.U., Tagaeva T.V. Pedagogika v klinicheskoj praktike vracha. Uchebnoe posobie [Pedagogy in the clinical practice of a doctor. Tutorial]. Arkhangelsk: Publishing House of the Northern State Medical University, 2017, 118 p.

4. Vackel' E.A, Denishenko V.A. Pedagogicheskie aspekty razvitiya re-fleksii u klinicheskih ordinatorov pervogo goda obucheniya [Pedagogical aspects of the development of reflection in clinical residents of the first year of study]. Voprosy metodikiprepodavaniya v vuze [Questions of methods of teaching at the university], 2021, vol. 10, no. 38, pp 8-14.

5. Grin'ko E.N. Pedagogika v podgotovke vrachej-pediatrov na urovne or-dinatury [Pedagogy in the training of pediatricians at the residency level]. Voprosy sovremennojpediatrii [Questions of modern pediatrics], 2018, vol. 17, no. 1, pp 16-18.

6. Evstegneeva V.A. Smol'yaninova O.L. Logvinov S.I. Sistemnyj i pro-cessnyj podhod pri obespechenii kachestva obrazovatel'nyh processov v medicinskih vuzah [System and process approach in ensuring the quality of educational processes in medical universities]. Innovacii v nauke [Innovation in science], 2016, no. 3 (52), pp 7-16.

7. Health care in Russia, 2015: Statistical compendium. Moscow: Rosstat, 2015, 174 p.

8. Medvedev V.E. Tatur Y.G. Podgotovka prepodavatelya vysshej shkoly: kompetentnostnyj podhod [Higher school teacher training: competency-based approach]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2007, no. 11, pp 46-56.

9. Petrova V.N. Rol' pedagogiki v processe obucheniya ordinatorov [The role of pedagogy in the process of training residents].Medicinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka [Medical education and university science]. 2017, no. 1 (9), pp 39-42.

10. Podol'naya N.N. Otvetstvennost' za sobstvennoe zdorov'e kak uslovie predotvrashcheniya prestuplenij protiv zdorov'ya naseleniya [Responsibility for one's own health as a condition for preventing crimes against public health]. Viktimologiya [Victimology]. 2019, no. 2 (20), pp 53-57.

11. Reshenie kollegii Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 avgus-ta 2007 g. № PK-4/1 "O hode realizaciiprioritetnogo nacional'nogo proekta v sfere obrazovaniya " [Decision of the Board of the Ministry

of Education and Science of the Russian Federation dated August 22, 2007 No. PK-4/1 "On the implementation of the priority national project in the field of education"]. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/6281587/ (accessed May 1, 2022).

12. Federal 'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazo-vaniya (uroven' podgotovki kadrov vysshej kvalifikaciipoprogrammam or-dinatury) [Federal state educational standards of higher education (the level of training of highly qualified personnel in residency programs)]. https:// minzdrav.gov.ru/opendata/7707778246-fgosvo (accessed May 3, 2022).

13. Shatravkina A.V. Metodologicheskie orientiry podgotovki medicinskih kadrov vysshej kvalifikacii [Methodological guidelines for the training of highly qualified medical personnel]. Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern teacher education]. 2016, no. 60-1, pp 389-393.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Яцевич Наталья Анатольевна, ассистент кафедры общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

ул. Литовская, 2, г. Санкт-Петербург, 194100, Российская

Федерация

nyazevich@gmail.com

DATA ABOUT THE AUTHOR Natalya A. Yatsevich, assistant of the department of general and applied psychology with courses in biomedical disciplines and pedagogy St. Petersburg State Pediatric Medical University 2, Litovskaya Str., St. Petersburg, 194000, Russian Federation nyazevich@gmail.com

Поступила 29.05.2022 Received 29.05.2022

После рецензирования 05.06.2022 Revised 05.06.2022

Принята 19.06.2022 Accepted 19.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.