Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ (BLENDED LEARNING)'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ (BLENDED LEARNING) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКУ / ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зудина Алена Игоревна

В статье рассматривается вопрос эффективности использования технологии смешанного обучения для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов при обучении иностранному языку. В настоящее время уровень владения иностранным языком специалистом любой сферы деятельности определяется стремительными процессами всемирной политической, экономической, культурной и религиозной интеграции и возрастающей в связи с этим ролью межкультурной коммуникации. Ключевой целью преподавания иностранного языка становится подготовка специалиста, готового к непрерывному совершенствованию своих профессиональных компетенций, в том числе иноязычной коммуникативной компетенции. Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции будет более эффективным при условии активного использования технологии смешанного обучения. Смешанное обучение рассматривается как комплексная образовательная технология, сочетающая традиционную форму очного обучения в аудитории под руководством преподавателя в режиме реального времени и обучения посредством цифровой образовательной среды, что позволяет выстраивать процесс преподавания иностранного языка в соответствии с современными требованиями к выпускникам ВУЗов. Особое внимание в статье уделяется понятию, а также различным подходам к применению различных моделей технологии смешанного обучения в процессе формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку. Технология смешанного обучения способствует формированию самостоятельности и ответственности студентов, развитию их способности к самообразованию и непрерывному совершенствованию своих профессиональных компетенций, в том числе профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции. Цель. Статья посвящена актуальной в условиях современного образования теме эффективности использования инновационных технологий в преподавании иностранного языка. Предметом анализа выступает технология смешанного обучения. Автор ставит целью раскрыть потенциал использования технологии смешанного обучения для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции. Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют методы изучения и анализа публикаций, в которых рассматриваются аспекты данной проблемы, обобщение собственного опыта работы по использованию технологии смешанного обучения, а также систематизация изученной информации. Результаты. Технология смешанного обучения (Blended Learning) представляет собой один из современных подходов к преподаванию иностранного языка в ВУЗе. Сочетая в себе традиционные формы обучения в аудитории и инновационные формы обучения, реализуемые посредством электронных образовательных платформ и онлайн ресурсов, данная технология способствует формированию самостоятельности и ответственности студентов, развитию их способности к самообразованию и непрерывному совершенствованию своих профессиональных компетенций, в том числе профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в преподавании иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE THROUGH THE USE OF BLENDED LEARNING TECHNOLOGY

The objective of the research is to study the effectiveness of using blended learning technology to develop professional-oriented foreign language communicative competence of students in teaching a foreign language. Currently, the rapid processes of global political, economic, cultural and religious integration and the increasing role of intercultural communication determine the level of proficiency of a foreign language specialist in any field. The key goal of teaching a foreign language is a specialist ready to continuously improve his professional competencies, including foreign-language communicative competence. The process of developing a foreign language communicative competence is more effective provided if blended learning technology is actively used. Blended learning is considered as a comprehensive educational technology that combines the traditional form of face-to-face education in the audience under the guidance of a teacher in real time and learning through a digital educational environment, which allows to build the process of teaching a foreign language in accordance with modern requirements for university graduates. The article pays special attention to the concept, as well as various approaches to the use of various models of blended learning technology in the process of developing a professional-oriented foreign language communicative competence in teaching a foreign language. The results of the study show that blended learning technology contributes to the formation of independence and responsibility of students, their self-education and development of the ability to continuously improve their professional competencies, including professional-oriented foreign language communicative competence. Purpose. The article is devoted to the topic of efficiency of using innovative technologies in teaching foreign languages, which is relevant in the conditions of modern education. The subject of analysis is blended learning technology. The author aims to unlock the potential of using blended learning technology to form a professional-oriented foreign language communicative competence. Methodology. The basis of the research is the methods of studying and analyzing publications that examine aspects of this problem, summarizing our own experience in using blended learning technology, as well as systematizing the information studied. Results. Blended learning technology is one of the modern approaches to teaching a foreign language in a university. Combining traditional forms of education in the audience and innovative forms through electronic educational platforms and online resources, this technology contributes to the formation of independence and responsibility of students, their self-education and development of the ability to continuously improve their professional competencies, including professional-oriented foreign language communicative competence. Practical implications. The results of the study can be applied in teaching foreign languages.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ (BLENDED LEARNING)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL STUDIES

DOI: 10.12731/2658-4034-2022-13-3-7-21 УДК 372.881.111.1

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ (BLENDED LEARNING)

А.И. Зудина

В статье рассматривается вопрос эффективности использования технологии смешанного обучения для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов при обучении иностранному языку.

В настоящее время уровень владения иностранным языком специалистом любой сферы деятельности определяется стремительными процессами всемирной политической, экономической, культурной и религиозной интеграции и возрастающей в связи с этим ролью межкультурной коммуникации. Ключевой целью преподавания иностранного языка становится подготовка специалиста, готового к непрерывному совершенствованию своих профессиональных компетенций, в том числе иноязычной коммуникативной компетенции.

Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции будет более эффективным при условии активного использования технологии смешанного обучения.

Смешанное обучение рассматривается как комплексная образовательная технология, сочетающая традиционную форму очного обучения в аудитории под руководством преподавателя в режиме реального времени и обучения посредством цифровой образовательной среды, что позволяет выстраивать процесс преподавания иностранного языка в соответствии с современными требованиями к выпускникам ВУЗов.

Особое внимание в статье уделяется понятию, а также различным подходам к применению различных моделей технологии смешанного обучения в процессе формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку.

Технология смешанного обучения способствует формированию самостоятельности и ответственности студентов, развитию их способности к самообразованию и непрерывному совершенствованию своих профессиональных компетенций, в том числе профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции.

Цель. Статья посвящена актуальной в условиях современного образования теме эффективности использования инновационных технологий в преподавании иностранного языка. Предметом анализа выступает технология смешанного обучения. Автор ставит целью раскрыть потенциал использования технологии смешанного обучения для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции.

Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют методы изучения и анализа публикаций, в которых рассматриваются аспекты данной проблемы, обобщение собственного опыта работы по использованию технологии смешанного обучения, а также систематизация изученной информации.

Результаты. Технология смешанного обучения (Blended Learning) представляет собой один из современных подходов к преподаванию иностранного языка в ВУЗе. Сочетая в себе традиционные формы обучения в аудитории и инновационные формы обучения, реализуемые посредством электронных образовательных платформ и онлайн

ресурсов, данная технология способствует формированию самостоятельности и ответственности студентов, развитию их способности к самообразованию и непрерывному совершенствованию своих профессиональных компетенций, в том числе профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в преподавании иностранного языка.

Ключевые слова: иноязычное общение; коммуникативная компетенция; иноязычная компетенция; методы и приемы обучения иностранному языку; инновационные технологии в преподавании иностранного языку; технология смешанного обучения

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE THROUGH THE USE OF BLENDED LEARNING TECHNOLOGY

A.I. Zudina

The objective of the research is to study the effectiveness of using blended learning technology to develop professional-orientedforeign language communicative competence of students in teaching a foreign language.

Currently, the rapid processes of global political, economic, cultural and religious integration and the increasing role of intercultural communication determine the level ofproficiency of a foreign language specialist in any field. The key goal of teaching a foreign language is a specialist ready to continuously improve his professional competencies, including foreign-language communicative competence.

The process of developing aforeign language communicative competence is more effective provided if blended learning technology is actively used.

Blended learning is considered as a comprehensive educational technology that combines the traditional form of face-to-face education in the audience under the guidance of a teacher in real time and learning through a digital educational environment, which allows to build the

process of teaching a foreign language in accordance with modern requirements for university graduates.

The article pays special attention to the concept, as well as various approaches to the use of various models of blended learning technology in the process of developing a professional-oriented foreign language communicative competence in teaching a foreign language.

The results of the study show that blended learning technology contributes to the formation of independence and responsibility ofstudents, their self-education and development of the ability to continuously improve their professional competencies, including professional-oriented foreign language communicative competence.

Purpose. The article is devoted to the topic of efficiency of using innovative technologies in teaching foreign languages, which is relevant in the conditions of modern education. The subject of analysis is blended learning technology. The author aims to unlock the potential of using blended learning technology to form a professional-oriented foreign language communicative competence.

Methodology. The basis of the research is the methods of studying and analyzing publications that examine aspects of this problem, summarizing our own experience in using blended learning technology, as well as systematizing the information studied.

Results. Blended learning technology is one of the modern approaches to teaching a foreign language in a university. Combining traditional forms of education in the audience and innovative forms through electronic educational platforms and online resources, this technology contributes to the formation of independence and responsibility ofstudents, their self-education and development of the ability to continuously improve their professional competencies, including professional-oriented foreign language communicative competence.

Practical implications. The results of the study can be applied in teaching foreign languages.

Keywords: foreign-language communication; communicative competence; foreign language competence; methods of teaching foreign languages; innovative technologies in teaching foreign languages; blended learning

Введение

В настоящее время уровень владения иностранным языком специалистом любой сферы деятельности определяется стремительными процессами всемирной политической, экономической, культурной и религиозной интеграции и возрастающей в связи с этим ролью межкультурной коммуникации. Закономерно в современных условиях ключевой целью преподавания иностранного языка становится подготовка специалиста, отличающегося самостоятельностью и мобильностью, способного к быстрому поиску, обработке и анализу информацию, быстрому решению проблемных ситуаций, готового к непрерывному совершенствованию своих профессиональных компетенций, в том числе профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция определяется, как умение корректно подбирать и употреблять ситуативные лексические и грамматические языковые средства в зависимости от социальных и других экстралингвистических параметров общения. Иными словами, коммуникативная компетенция - это совокупность коммуникативных умений, основанная не только на лингвистических, но и в равной мере на психологических, культурологических и социальных знаниях [4, с. 32]. Таким образом, коммуникативная компетенция рассматривается, как готовность и способность студентов осуществлять межличностное и межкультурное иноязычное общение с представителями других стран в тех или иных коммуникативных ситуациях, в том числе в ситуациях профессионального общения, что обусловливает в свою очередь формирование иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции.

Под иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетентностью понимается способность человека организовывать свою иноязычную речевую деятельность адекватно ситуациям профессионально-ориентированного общения (по цели, форме, содержанию, ролевым отношениям и т.д.), то есть студенты должны владеть лексическим и грамматическим минимумом, необходимым для осуществления устной и письменной коммуникации

профессионального характера, уметь свободно общаться с зарубежными коллегами на иностранном языке, иметь навыки ведения диалога, дискуссии на профессиональные темы, уметь выполнять перевод профессиональных текстов.

Как отмечается многими исследователями (Дарамилова З.Г., Жандарова А.В.[1], Хлыбова М.А. [8]и др.), процесс формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции будет более эффективным при условии активного использования технологии смешанного обучения, что позволит оптимизировать данный процесс.

Вопросу использования технологии смешанного обучения для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку посвящены многочисленные научные исследования, в том числе Шмульской Л.С., Зыряновой О.Н., Славкиной И.А. [9], Шуша Н.В. [10], и др. [11, 12, 14].

Материалы и методы

Основная цель исследования заключается в изучении теоретических положений и практических подходов к применению технологии смешанного обучения в преподавании иностранного языка, его эффективности в формировании профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции. Для достижения данной цели необходимо проанализировать понятие, а также рассмотреть различные подходы. При проведении исследования используются методы изучения и анализа публикаций, в которых рассматриваются аспекты данной проблемы, обобщение собственного опыта работы по использованию технологии смешанного обучения, систематизация изученной информации.

Результаты

Смешанное обучение (blended learning) рассматривается как комплексная образовательная технология, сочетающая традиционную форму очного обучения в аудитории под руководством преподавате-

ля в режиме реального времени и обучения посредством цифровой образовательной среды, что позволяет выстраивать процесс преподавания иностранного языка в соответствии с современными требованиями к выпускникам ВУЗов.

Существует несколько моделей использования технологии смешанного обучения:

- модель face-to-face driver предполагает обучение в традиционном формате в аудитории, при этом работа на онлайн платформах, в том числе во время занятия, используется как вспомогательный элемент в случае необходимости;

- ротационная модель (rotational model) подразумевает чередование традиционной формы обучения в аудитории и самостоятельного онлайн обучения;

- гибкая модель (flex model), при которой обучение происходит самостоятельно в основном на онлайн-платформе. Преподаватель выступает в роли координатора, выделяет наиболее сложные темы, чтобы в дальнейшем обсудить их со студентами во время аудиторных занятий индивидуально или в группе;

- при реализации модели online driver студенты осваивают учебный материал удаленно, но имеется возможность получения личной консультации и поддержки со стороны преподавателя в аудитории;

- онлайн лаборатория (online lab) - модель смешанного обучения, предполагающая преподавание всего курса дисциплины посредством онлайн платформ, но обучение происходит в аудитории при поддержке и непосредственном участии преподавателя;

- модель self-blended реализуется в формате очных занятий в аудитории, но при этом студенты имеют возможность использовать дополнительные онлайн ресурсы для более углубленного изучения отдельных тем, вызвавших особый интерес [10, с. 458].

Приведем примеры использования некоторых моделей технологии смешанного обучения.

При реализации модели поддержки очного обучения (face-to-face driver), которая предусматривает обучение на онлайн платформах в

формате дополнительного к традиционным аудиторным занятиям, целесообразно использовать электронную образовательную платформу Moodle. Данный ресурс позволяет совершенствовать лингвистический компонент коммуникативной компетенции, включающий навыки грамотного оперирования лексико-грамматическими средствами общения, необходимыми для осуществления устной и письменной коммуникации профессионального характера. Во время аудиторных занятий студентам предлагается на платформе Moodle выполнить языковые упражнения, предполагающие тренировку профессионально окрашенных языковых средств сначала вне условий речевой коммуникации. К таким упражнениям можно отнести упражнения в идентификации и дифференциации (на базовом этапе предлагается соединить части предложений для получения связанных утверждений; на повышенном уровне необходимо переписать предложение, сохранив его смысл); упражнения в субституции (на базовом уровне требуется составить предложения из данных слов; на повышенном уровне - составить предложения, используя таблицу); упражнения в трансформации (на базовом уровне необходимо расширить предложения по указанному образцу, используя новые лексические единицы; на повышенном уровне требуется изменить исходный текст, добавляя новые предложения, уточняющие его содержание) и т.д. Преимуществом платформы Moodle является возможность увидеть сразу после выполнения упражнения свой результат, допущенные ошибки и на этом же аудиторном занятии проанализировать их с преподавателем.

Для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов при обучении иностранному языку также весьма эффективно использование ротационной модели (rotational model) смешанного обучения, подразумевающей чередование традиционной формы обучения в аудитории и самостоятельного онлайн обучения. Следует отметить, что наиболее эффективно формирование профессионально ориентированной коммуникативной компетенции осуществляется путём изучения иностранного языка в реальных ситуациях взаимодействия с носителем языка. Для этого студентам вне аудиторных занятий предлагается

использовать Skype, Zoom, Mirapolis (например, в рамках тем раздела «Стандарты качества пищевых продуктов» необходимо обсудить с партнером стандарты качества пищевых продуктов тех стран, в которых проживают собеседники, результат беседы представить студентам своей группы в виде сообщения); электронную почту (в рамках тем раздела «Закупки» предлагается написать письмо-запрос на заказ продуктов в соответствующую зарубежную организацию, получить ответ на письмо-запрос, результат переписки представить на аудиторном занятии); социальные сети (в рамках тем раздела «Кухни народов мира» необходимо создать запись с описанием рецепта недавно приготовленного национального блюда, предложить другим пользователям обсудить получившееся блюдо и различные варианты его приготовления и подачи, посетить страницы своих друзей с записями о рецептах других национальных блюд и оставить свои комментарии); тематически онлайн конференции и т.д.

Модель self-blended, реализуемая в формате очных занятий в аудитории с возможностью использовать дополнительные онлайн ресурсы для более углубленного изучения отдельных тем, вызвавших особый интерес, также может быть эффективной при формировании профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, но исключительно в случаях высокого уровня мотивации студентов.

Основным недостатком таких моделей смешанного обучения, как flex model, online driver, online lab, предполагающих преподавание всего курса дисциплины «Иностранный язык» в основном посредством онлайн платформ, на наш взгляд, является отсутствие живого общения. Таким образом, данные модели не могут способствовать формированию коммуникативной компетенции, в том числе профессионально ориентированной.

Изучив особенности каждой модели смешанного обучения, можно сделать вывод, что наиболее эффективными для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку являются модель поддержки очного обучения (face-to-face driver) и ротационная модель (rotational model).

Обсуждение результатов

Большое количество исследователей, чьи научные труды посвящены формированию профессионально ориентированной иноязычной компетенции через использование технологии смешанного обучения, уверены, что в современных условиях данная технология является неотъемлемой частью образовательного процесса. Но при использовании моделей данной технологии необходимо акцентировать внимание на целом ряде факторов. Учитывая специфику преподаваемой дисциплины, уровень подготовки студентов, а также условия обучения, преподаватель при использовании данного формата обучения должен основательно разрабатывать содержание дисциплины, осознанно подходить к выбору онлайн платформ и онлайн ресурсов, грамотно распределять данный материал для аудиторной и самостоятельной работы, а также необходимо тщательно проработать способы контроля сформиро-ванности профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции.

Выводы

Технология смешанного обучения (blended learning) представляет собой один из современных подходов к преподаванию иностранного языка в ВУЗе. Сочетая в себе традиционные формы обучения в аудитории и инновационные формы обучения, реализуемые посредством электронных образовательных платформ и онлайн ресурсов, данная технология способствует формированию самостоятельности и ответственности студентов, развитию их способности к самообразованию и непрерывному совершенствованию своих профессиональных компетенций, в том числе профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции.

Список литературы 1. Дарамилова З.Г., Жандарова А.В. Технологии смешанного обучения как фактор развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов ВУЗа // Актуальные аспекты лингвистики, лингводидак-

тики и межкультурной коммуникации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 58-64.

2. Елашкина Н.В. Интерпретация сущности иноязычной коммуникативной компетенции и понимание учебной компетенции зарубежными лингводидактами в методической науке // Молодежный вестник ИрГТУ. 2019. Т. 9, № 2. С. 162-165.

3. Карасева Е.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции средствами инновационных технологий // Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики. Сборник по материалам Всероссийской с международным участием конференции. 2019. С. 75-78.

4. Местанко Н.А. Профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция: подходы к определению понятия // Научные исследования, открытия и развитие технологий в современной науке. Сборник материалов XX-ой международной очно-заочной научно-практической конференции. 2019. С. 31-34.

5. Морозова А.Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых ВУЗов // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы. Материалы III Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Э.И. Забнева. 2019. С. 122-124.

6. Пономарева Т.А. Развитие иноязычных профессионально - коммуникативных компетенций студентов в неязыковом ВУЗе // Инструменты и механизмы современного инновационного развития. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 114-117.

7. Преснухина И.А. К вопросу о формировании иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 175-177.

8. Хлыбова М.А. Особенности смешанного обучения иностранному зыку в неязыковом ВУЗе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 311-313.

9. Шмульская Л.С., Зырянова О.Н., Славкина И.А. Технология смешанного обучения в ВУЗе // Kazakhstan Science Journal. 2019. Т. 2, № 7 (8). С. 55-62.

10. Шуша Н.В. Смешанное обучение (Blended Learning) как тренд в современном образовании, его основные модели // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. Материалы XIII Международной научной конференции, посвященной 98-летию образования Белорусского государственного университета. 2019. С. 456-460.

11. Aini Binti Haron N.Q., Aziz R.H.A., Ismail R.F. Enhanced blended learning within teaching and learning // Opción. 2019. Т. 35, № 20. С. 915-929. https://produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/article/ view/24560

12. Bessert O. Teaching languages for profession: learning strategies in blended learning course // The priorities of the world science: experiments and scientific debate Proceedings of the X International scientific conference North Charleston, SC, USA 17-18 February 2016 / Part II. Social and Humanitarian Sciences. Материалы X международной научной конференции. Научно-издательский центр «Открытие». 2016. С. 88-92.

13. García-Martínez I., Quijano-López R., Pérez-Ferra M., Sierra-Arizmen-diarrieta B. Communicative competence in student teaching degrees: a systematic review // La revista Publicaciones de la Facultad de Educación y Humanidades Del Campus de Melilla (Universidad de Granada). 2020. Т. 50, № 3. С. 37-54.

14. Lertnattee V., Pamonsinlapatham P. Blended learning for improving flexibility of learning structure query language (SQL) // Lecture Notes in Computer Science. 2017. Т. 10309 LNCS. С. 343-353.

15. Peng B. Intercultural communicative competence teaching and assessment based on modern information technology // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2021. Т. 16, № 7. С. 175-190.

References

1. Daramilova Z.G., Zhandarova A.V. Tekhnologii smeshannogo obucheni-ya kak faktor razvitiya inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii studentov VUZa [Blended learning technologies as a factor in the development of foreign language communicative competence of university

students]. Aktual'nye aspekty lingvistiki, lingvodidaktiki i mezhkul'tur-noy kommunikatsii. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual aspects of linguistics, linguodidactics and intercultural communication. Materials of the All-Russian scientific-practical conference]. 2018, pp. 58-64.

2. Elashkina N.V.MolodezhnyyvestnikIrGTU, 2019, vol. 9, no. 2, pp. 162-165.

3. Karaseva E.V. Formirovanie inoyazychnoy kommunikativnoy kompe-tentsii sredstvami innovatsionnykh tekhnologiy [Formation of foreign language communicative competence by means of innovative technologies]. Filologiya, lingvistika i lingyodidaktika: voprosy teorii i prakti-ki. Sbornikpo materialam Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem konferentsii [Philology, linguistics and linguodidactics: questions of theory and practice. Collection based on the materials of the All-Russian conference with international participation]. 2019, pp. 75-78.

4. Mestanko N.A. Professional'naya inoyazychnaya kommunikativnaya kompetentsiya: podkhody k opredeleniyu ponyatiya [Professional foreign language communicative competence: approaches to the definition of the concept]. Nauchnye issledovaniya, otkrytiya i razvitie tekhnologiy v sovremennoy nauke. Sbornik materialovXX-oy mezhdunarodnoy och-no-zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Scientific research, discoveries and development of technologies in modern science. Collection of materials of the XX-th international part-time scientific-practical conference], 2019, pp. 31-34.

5. Morozova A.L. Razvitie inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii studentov neyazykovykh VUZov [Development of foreign language communicative competence of students of non-linguistic universities]. Vo -prosy sovremennoy nauki: problemy, tendentsii i perspektivy. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Questions of modern science: problems, trends and prospects. Materials of the III International Scientific and Practical Conference]. ed E.I. Zabneva. 2019, pp. 122-124.

6. Ponomareva T.A. Razvitie inoyazychnykh professional'no - kommunika-tivnykh kompetentsiy studentov v neyazykovom VUZe [Development of foreign language professional and communicative competencies of students

in a non-linguistic university]. Instrumenty i mekhanizmy sovremennogo innovatsionnogo razvitiya. Sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii: v 2 chastyakh [Instruments and mechanisms of modern innovative development. Collection of articles of the international scientific-practical conference: in 2 parts]. 2017, pp. 114-117.

7. Presnukhina I.A. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry, 2019, no. 3, pp. 175-177.

8. Khlybova M.A. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psik-hologiya, 2021, vol. 10, no. 2 (35), pp. 311-313.

9. Shmul'skaya L.S., Zyryanova O.N., Slavkina I.A. Kazakhstan Science Journal, 2019, vol. 2, no. 7 (8), pp. 55-62.

10. Shusha N.V. Smeshannoe obuchenie (Blended Learning) kak trend v sovremennom obrazovanii, ego osnovnye modeli [Blended learning as a trend in modern education, its main models]. Mezhkul 'turnaya kom-munikatsiya i professional'no orientirovannoe obuchenie inostran-nym yazykam. Materialy XIIIMezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 98-letiyu obrazovaniya Belorusskogo gosudarstven-nogo universiteta [Intercultural communication and professionally oriented teaching of foreign languages. Materials of the XIII International Scientific Conference dedicated to the 98th anniversary of the Belaru-sian State University]. 2019, pp. 456-460.

11. Aini Binti Haron N.Q., Aziz R.H.A., Ismail R.F. Enhanced blended learning within teaching and learning. Opción, 2019, vol. 35, no. 20, pp. 915-929. https://produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/arti-cle/view/24560

12. Bessert O. Teaching languages for profession: learning strategies in blended learning course. The priorities of the world science: experiments and scientific debate Proceedings of the X International scientific conference North Charleston, SC, USA 17-18 February 2016 / Part II. Social and Humanitarian Sciences. 2016, pp. 88-92.

13. García-Martínez I., Quijano-López R., Pérez-Ferra M., Sierra-Arizmen-diarrieta B. Communicative competence in student teaching degrees: a systematic review. La revista Publicaciones de la Facultad de Educación y Humanidades Del Campus de Melilla (Universidad de Granada), 2020, vol. 50, no. 3, pp. 37-54.

14. Lertnattee V., Pamonsinlapatham P. Blended learning for improving flexibility of learning structure query language (SQL). Lecture Notes in Computer Science, 2017, vol. 10309 LNCS, pp. 343-353.

15. Peng B. Intercultural communicative competence teaching and assessment based on modern information technology. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2021, vol. 16, no. 7, pp. 175-190.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Зудина Алена Игоревна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин

Институт пищевых технологий и дизайна

ул. Горная, 13, г. Нижний Новгород, Нижегородская область,

603062, Российская Федерация

[email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DATA ABOUT THE AUTHOR Alena I. Zudina, Senior Lecturer of the Department of Humanities

Institute of Food Technologies and Design

13, Gornaya Str., Nizhny Novgorod, Nizhegorodskaya oblast,

603062, Russian Federation

[email protected]

SPIN-code: 3609-2211

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3103-2473 Researcher ID: AGQ-6076-2022

Поступила 29.04.2022

После рецензирования 09.05.2022

Принята 19.06.2022

Received 29.04.2022 Revised 09.05.2022 Accepted 19.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.