Научная статья на тему 'Формирование профессионально-коммуникативной компетентности бакалавров как актуальная проблема современной профессиональной школы'

Формирование профессионально-коммуникативной компетентности бакалавров как актуальная проблема современной профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / БАКАЛАВР / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PROFESSIONAL COMMUNICATION COMPETENCY / COMPETENCE / BACHELOR / HIGHER SCHOOL / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGIC AND TECHNOLOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саляева Елена Юрьевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования профессионально-коммуникативной компетентности. Автором раскрыты понятия «компетенция» и «компетентность» и представлены условия формирования данной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саляева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional communicative competence bachelors as actual problem of modern professional school

The article deals with actual problems of formation of professional communicative competence. The author discloses the concept of «competence» and «competence» and describes the conditions of formation of this competence.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-коммуникативной компетентности бакалавров как актуальная проблема современной профессиональной школы»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Саляева Елена Юрьевна

Нижегородский государственный педагогический университет

vgipu@ vgipu.nnov.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования профессионально-коммуникативной компетентности. Автором раскрыты понятия «компетенция» и «компетентность» и представлены условия формирования данной компетентности.

Ключевые слова: профессионально-коммуникативная компетентность, компетенция, бакалавр, высшая школа, организационно-педагогические и технологические условия.

Поиск путей повышения качества образования, обеспечения рынка труда компетентными специалистами - одна из главных социально - экономических задач всех развитых стран. В контексте этого в июне 1999 года в Болонье министрами образования 29 европейских стран была подписана Декларация о европейском пространстве высшего образования, долгосрочная цель которой - повышение мобильности граждан на рынке труда и усиление конкурентоспособности европейского высшего образования.

Изменения, происходящие в экономике нашей страны, вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное пространство потребовали новых подходов и в образовательной политике России. В сентябре 2003 года на Берлинской Конференции министров образования стран Европы Россия присоединилась к Болонскому процессу, тем самым взяв на себя, кроме других обязательств, обязательство по сокращению нормативных сроков обучения и переходу национальной системы на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (бакалавр-магистр), что породило множество проблем в высшем профессиональном образовании. В проекте Макета ФГОС ВПО были впервые нормативно закреплены инструменты формирования единого образовательного пространства: компетентностный формат образовательного процесса, 2-х уровневая система подготовки, система ECTS [1].

К числу основных проблем высшего профессионального образования в этом документе отнесены несоответствие содержания и технологий образования требованиям современного общества и экономики, отставание системы образования от требований социально-экономического развития страны и дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.

Тенденции дальнейшего развития общества, технический и технологический прогресс требуют от высшей школы качественно новых результатов -подготовки не только хорошего исполнителя про-

фессиональных функций, но и субъекта профессиональной деятельности, осознающего цели и несущего ответственность за ее результаты, способного самостоятельно и компетентно принимать решения, готового к саморазвитию и саморегуляции в профессиональной деятельности.

С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов и переходом российского образования на двухуровневую систему в соответствии с принципами Болонской декларации, на высшее образование проектируются новые стратегии профессионального становления, позволяющие будущему специалисту в соответствии со склонностями, возможностями и интересами формировать индивидуальную траекторию обучения, более четко удовлетворять потребность в новых знаниях [2].

В рамках двухуровневого высшего образования базовым специалистом становится бакалавр. Главная характеристика статуса бакалавра в нормативах болонских документов - общее высшее образование. Это совершенно новая проекция нашего высшего образования, которое всегда являлось профессиональным. Поэтому новые Федеральные государственные образовательные стандарты отчетливо демонстрируют наше стремление по возможности сохранить и вместить в четырехлетний срок подготовки бакалавра содержание прежнего специалиста. Для того чтобы бакалавр смог занять свою нишу, необходимо, чтобы в процессе обучения он сформировал набор профессиональных компетенций, достаточных для успешной профессиональной деятельности. Бакалавр должен получить не только фундаментальную и общетехническую, но и определенную специальную подготовку. А это должно быть обеспечено соответствующим содержанием образовательной программы бакалавра.

Кроме того предполагается, что бакалавр по роду профессиональной деятельности не исполнитель, а фигура достаточно самостоятельная. Он должен уметь решать текущие задачи в изменяющихся условиях, используя достаточно широкий

© Саляева Е.Ю., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4

69

спектр технологических операций. Значит, он должен иметь опыт практической деятельности, участия в осуществлении проектов. Неслучайно в образовательной программе бакалавра предусмотрены учебная и производственные практики. Бакалавр должен постоянно профессионально развиваться, ведь технологии не вечны, более того, в наше время их век достаточно короток.

В конечном итоге, система подготовки бакалавров призвана формировать у выпускников профессиональные компетенции, соответствующие быстро меняющимся условиям жизни и работы, для чего требуется формирование профессиональной компетентности. На сегодняшний день не существует общепринятого определения базовых понятий «компетентность» и «компетенция». Разными авторами они определяются как способность, готовность, свойство, качество личности, что существенно затрудняет практическую реализацию компетен-тностного подхода.

На наш взгляд, наиболее правильные и емкие определения даны в словаре, изданном в 2010 году Федеральным институтом развития образования:

- «компетенция (англ. competence) -способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности»;

- «компетентность (англ. competence, competency) - наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности» [3].

Компетентность бакалавра зафиксирована в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата в виде нескольких групп компетенций, к числу которых относят общекультурные компетенции и профессиональные компетенции, последние включают в себя общепрофессиональные и профессиональные компетенции в различных областях профессиональной деятельности. Так, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки «Сервис» (квалификация (степень) «бакалавр») предусматривает формирование у студентов профессионально-коммуникативных компетенций как системной характеристики готовности выпускника к эффективному решению задач в «области профессиональной деятельности, которая включает процессы сервиса, обеспечивающие предоставление услуг потребителю в системе согласованных условий и клиентурных отношений» [4].

Вместе с тем, анализ содержательной структуры обучения студентов по направлению подготовки «Сервис», показывает, что недостаточно внимания уделяется формированию коммуникативной компетенции, которая, по нашему глубокому убеждению, составляет основу готовности выпускника к успешному выполнению им профессиональной деятельности.

Выявлению педагогических, психолого-педаго-гических, дидактических и методических условий формирования профессионально важных качеств и компетенций студента как будущего специалиста, закономерностей его профессионального и личностного развития посвящены исследования многих авторов (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, О.Г. Ларионова, Т.А. Матвеева, Н.Н. Нечаев, Дж. Равен, В.В. Сериков, Л. Спенсер, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и многие другие). Эти исследования показывают важность педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, однако, отражают разные аспекты образовательного процесса и не связаны какой-либо общей концепцией. Изучение научно-теоретической литературы показало, что проблема формирования профессионально-коммуникативной компетентности бакалавров требует специального исследования.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать научное противоречие между насущной потребностью в создании системы формирования профессионально-коммуникативной компетентности бакалавров и отсутствием экспериментально обоснованного содержательного, технологического и методического наполнения этой системы. Потребность в разрешении данного противоречия подтверждает актуальность избранной темы исследования «Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих бакалавров сервиса в условиях введения ФГОС ВПО».

В данном исследовании дано экспериментальное обоснование необходимости создания оптимальных организационно-педагогических, технологических и методических условий для эффективного формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих бакалавров сервиса.

Рассмотрен процесс формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих бакалавров сервиса, при этом использовался активный для современной науки метод проектирования педагогической деятельности.

Формированию у студентов мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, профессионально-коммуникативных качеств, повышение личностного потенциала и самореализацию каждого студента способствуют, на наш взгляд, психологические условия, которые были спроектированы в системе мероприятий.

В исследовании были разработаны и апробированы дидактические средства традиционного и инновационного характера, оптимально направленные на формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих бакалавров сервиса.

В исследовательской работе раскрыты сущность и структура профессионально-коммуникативной компетентности, разработано содержание вариативной части учебного плана подготовки бакалавров

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

по направлению «Сервис», проанализировано, представлено и экспериментально обосновано технологическое обеспечение процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих бакалавров в вузе.

В условиях реформирования высшего профессионального образования, модернизации экономики России и введения Федеральных государственных образовательных стандартов актуальным и практически значимым становится процесс проектирования любого вида деятельности. Поэтому опыт экспериментальной работы по проектированию системы формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих бакалавров сервиса может быть рекомендован к практическому использованию в образовательном процессе учебных заведений высшего профессионального образования.

Библиографический список

1. План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего професси-

онального образования Российской федерации на 2005-2010 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mo/Data/d05/prm40-1.htm

2. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006.

3. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авт.-сост.: В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков. Вып. 1. - М.: ФИРО, 2010.

4. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 18.11.2009 г. № 627.

5. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) «магистр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 22.12.2009г. № 796.

УДК378.14; 159.923

Смирнова Валентина Михайловна

Саратовский государственный университет им. Н.Г Чернышевского

smirnowa04@bk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕТНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА

В статье обосновывается необходимость формирования аутопсихологической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза. Автор освещает степень научной разработанности данной проблемы. Акцентируется внимание на объективных и субъективных обстоятельствах, затрудняющих формирование аутопсихологической компетентности у будущих педагогов.

Ключевые слова: компетентность, аутопсихологическая компетентность, изменение собственного внутреннего состояния, профессионализм, успешность педагогической деятельности.

Социальный запрос на высокий профессионализм и компетентность выпускников высших учебных заведений выразился в предъявляемой системе требований к личности специалиста: необходимости продуктивного отношения человека к своим собственным ресурсам и возможностям, умению их объективно оценивать и использовать с целью повышения эффективности профессиональной деятельности.

В связи с этим современная парадигма образования ориентирует на активизацию личностного потенциала путем обращения к аутопсихологической компетентности, сущность которой, по мнению ученых (Н.В. Кузьмина, Г.И. Метельский, Л.А. Степнова, Н.Е. Паевская и др.), заключена в формировании системы знаний о себе, а также умений и навыков, позволяющих использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изме-

нения своего внутреннего состояния для достижения значимых результатов в профессиональной деятельности.

Особую важность аутопсихологическая компетентность приобретает при подготовке студентов педагогических специальностей вуза. Неслучайно в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (050100) подчеркивается необходимость формирования у студентов «знаний способов профессионального самопознания и саморазвития, ... умений использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач, . умений на практике создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду» [9, с. 12-13].

Вместе с тем, реализация задачи обеспечения высокого уровня сформированности аутопсихоло-

© Смирнова В.М., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №4

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.