ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Саляева Елена Юрьевна
Нижегородский государственный педагогический университет
vgipu@ vgipu.nnov.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования профессионально-коммуникативной компетентности. Автором раскрыты понятия «компетенция» и «компетентность» и представлены условия формирования данной компетентности.
Ключевые слова: профессионально-коммуникативная компетентность, компетенция, бакалавр, высшая школа, организационно-педагогические и технологические условия.
Поиск путей повышения качества образования, обеспечения рынка труда компетентными специалистами - одна из главных социально - экономических задач всех развитых стран. В контексте этого в июне 1999 года в Болонье министрами образования 29 европейских стран была подписана Декларация о европейском пространстве высшего образования, долгосрочная цель которой - повышение мобильности граждан на рынке труда и усиление конкурентоспособности европейского высшего образования.
Изменения, происходящие в экономике нашей страны, вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное пространство потребовали новых подходов и в образовательной политике России. В сентябре 2003 года на Берлинской Конференции министров образования стран Европы Россия присоединилась к Болонскому процессу, тем самым взяв на себя, кроме других обязательств, обязательство по сокращению нормативных сроков обучения и переходу национальной системы на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (бакалавр-магистр), что породило множество проблем в высшем профессиональном образовании. В проекте Макета ФГОС ВПО были впервые нормативно закреплены инструменты формирования единого образовательного пространства: компетентностный формат образовательного процесса, 2-х уровневая система подготовки, система ECTS [1].
К числу основных проблем высшего профессионального образования в этом документе отнесены несоответствие содержания и технологий образования требованиям современного общества и экономики, отставание системы образования от требований социально-экономического развития страны и дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.
Тенденции дальнейшего развития общества, технический и технологический прогресс требуют от высшей школы качественно новых результатов -подготовки не только хорошего исполнителя про-
фессиональных функций, но и субъекта профессиональной деятельности, осознающего цели и несущего ответственность за ее результаты, способного самостоятельно и компетентно принимать решения, готового к саморазвитию и саморегуляции в профессиональной деятельности.
С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов и переходом российского образования на двухуровневую систему в соответствии с принципами Болонской декларации, на высшее образование проектируются новые стратегии профессионального становления, позволяющие будущему специалисту в соответствии со склонностями, возможностями и интересами формировать индивидуальную траекторию обучения, более четко удовлетворять потребность в новых знаниях [2].
В рамках двухуровневого высшего образования базовым специалистом становится бакалавр. Главная характеристика статуса бакалавра в нормативах болонских документов - общее высшее образование. Это совершенно новая проекция нашего высшего образования, которое всегда являлось профессиональным. Поэтому новые Федеральные государственные образовательные стандарты отчетливо демонстрируют наше стремление по возможности сохранить и вместить в четырехлетний срок подготовки бакалавра содержание прежнего специалиста. Для того чтобы бакалавр смог занять свою нишу, необходимо, чтобы в процессе обучения он сформировал набор профессиональных компетенций, достаточных для успешной профессиональной деятельности. Бакалавр должен получить не только фундаментальную и общетехническую, но и определенную специальную подготовку. А это должно быть обеспечено соответствующим содержанием образовательной программы бакалавра.
Кроме того предполагается, что бакалавр по роду профессиональной деятельности не исполнитель, а фигура достаточно самостоятельная. Он должен уметь решать текущие задачи в изменяющихся условиях, используя достаточно широкий
© Саляева Е.Ю., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N«4
69
спектр технологических операций. Значит, он должен иметь опыт практической деятельности, участия в осуществлении проектов. Неслучайно в образовательной программе бакалавра предусмотрены учебная и производственные практики. Бакалавр должен постоянно профессионально развиваться, ведь технологии не вечны, более того, в наше время их век достаточно короток.
В конечном итоге, система подготовки бакалавров призвана формировать у выпускников профессиональные компетенции, соответствующие быстро меняющимся условиям жизни и работы, для чего требуется формирование профессиональной компетентности. На сегодняшний день не существует общепринятого определения базовых понятий «компетентность» и «компетенция». Разными авторами они определяются как способность, готовность, свойство, качество личности, что существенно затрудняет практическую реализацию компетен-тностного подхода.
На наш взгляд, наиболее правильные и емкие определения даны в словаре, изданном в 2010 году Федеральным институтом развития образования:
- «компетенция (англ. competence) -способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности»;
- «компетентность (англ. competence, competency) - наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности» [3].
Компетентность бакалавра зафиксирована в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата в виде нескольких групп компетенций, к числу которых относят общекультурные компетенции и профессиональные компетенции, последние включают в себя общепрофессиональные и профессиональные компетенции в различных областях профессиональной деятельности. Так, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки «Сервис» (квалификация (степень) «бакалавр») предусматривает формирование у студентов профессионально-коммуникативных компетенций как системной характеристики готовности выпускника к эффективному решению задач в «области профессиональной деятельности, которая включает процессы сервиса, обеспечивающие предоставление услуг потребителю в системе согласованных условий и клиентурных отношений» [4].
Вместе с тем, анализ содержательной структуры обучения студентов по направлению подготовки «Сервис», показывает, что недостаточно внимания уделяется формированию коммуникативной компетенции, которая, по нашему глубокому убеждению, составляет основу готовности выпускника к успешному выполнению им профессиональной деятельности.
Выявлению педагогических, психолого-педаго-гических, дидактических и методических условий формирования профессионально важных качеств и компетенций студента как будущего специалиста, закономерностей его профессионального и личностного развития посвящены исследования многих авторов (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, О.Г. Ларионова, Т.А. Матвеева, Н.Н. Нечаев, Дж. Равен, В.В. Сериков, Л. Спенсер, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и многие другие). Эти исследования показывают важность педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, однако, отражают разные аспекты образовательного процесса и не связаны какой-либо общей концепцией. Изучение научно-теоретической литературы показало, что проблема формирования профессионально-коммуникативной компетентности бакалавров требует специального исследования.
Все вышеизложенное позволяет сформулировать научное противоречие между насущной потребностью в создании системы формирования профессионально-коммуникативной компетентности бакалавров и отсутствием экспериментально обоснованного содержательного, технологического и методического наполнения этой системы. Потребность в разрешении данного противоречия подтверждает актуальность избранной темы исследования «Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих бакалавров сервиса в условиях введения ФГОС ВПО».
В данном исследовании дано экспериментальное обоснование необходимости создания оптимальных организационно-педагогических, технологических и методических условий для эффективного формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих бакалавров сервиса.
Рассмотрен процесс формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих бакалавров сервиса, при этом использовался активный для современной науки метод проектирования педагогической деятельности.
Формированию у студентов мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, профессионально-коммуникативных качеств, повышение личностного потенциала и самореализацию каждого студента способствуют, на наш взгляд, психологические условия, которые были спроектированы в системе мероприятий.
В исследовании были разработаны и апробированы дидактические средства традиционного и инновационного характера, оптимально направленные на формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих бакалавров сервиса.
В исследовательской работе раскрыты сущность и структура профессионально-коммуникативной компетентности, разработано содержание вариативной части учебного плана подготовки бакалавров
70
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
по направлению «Сервис», проанализировано, представлено и экспериментально обосновано технологическое обеспечение процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих бакалавров в вузе.
В условиях реформирования высшего профессионального образования, модернизации экономики России и введения Федеральных государственных образовательных стандартов актуальным и практически значимым становится процесс проектирования любого вида деятельности. Поэтому опыт экспериментальной работы по проектированию системы формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих бакалавров сервиса может быть рекомендован к практическому использованию в образовательном процессе учебных заведений высшего профессионального образования.
Библиографический список
1. План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего професси-
онального образования Российской федерации на 2005-2010 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mo/Data/d05/prm40-1.htm
2. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006.
3. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авт.-сост.: В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков. Вып. 1. - М.: ФИРО, 2010.
4. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) «бакалавр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 18.11.2009 г. № 627.
5. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100100 Сервис (квалификация (степень) «магистр») Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 22.12.2009г. № 796.
УДК378.14; 159.923
Смирнова Валентина Михайловна
Саратовский государственный университет им. Н.Г Чернышевского
ФОРМИРОВАНИЕ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕТНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА
В статье обосновывается необходимость формирования аутопсихологической компетентности у студентов педагогических специальностей вуза. Автор освещает степень научной разработанности данной проблемы. Акцентируется внимание на объективных и субъективных обстоятельствах, затрудняющих формирование аутопсихологической компетентности у будущих педагогов.
Ключевые слова: компетентность, аутопсихологическая компетентность, изменение собственного внутреннего состояния, профессионализм, успешность педагогической деятельности.
Социальный запрос на высокий профессионализм и компетентность выпускников высших учебных заведений выразился в предъявляемой системе требований к личности специалиста: необходимости продуктивного отношения человека к своим собственным ресурсам и возможностям, умению их объективно оценивать и использовать с целью повышения эффективности профессиональной деятельности.
В связи с этим современная парадигма образования ориентирует на активизацию личностного потенциала путем обращения к аутопсихологической компетентности, сущность которой, по мнению ученых (Н.В. Кузьмина, Г.И. Метельский, Л.А. Степнова, Н.Е. Паевская и др.), заключена в формировании системы знаний о себе, а также умений и навыков, позволяющих использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изме-
нения своего внутреннего состояния для достижения значимых результатов в профессиональной деятельности.
Особую важность аутопсихологическая компетентность приобретает при подготовке студентов педагогических специальностей вуза. Неслучайно в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (050100) подчеркивается необходимость формирования у студентов «знаний способов профессионального самопознания и саморазвития, ... умений использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач, . умений на практике создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду» [9, с. 12-13].
Вместе с тем, реализация задачи обеспечения высокого уровня сформированности аутопсихоло-
© Смирнова В.М., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №4
71