Научная статья на тему 'Формирование профессионально-исследовательской компетентности экономистов в процессе контекстной иноязычной подготовки'

Формирование профессионально-исследовательской компетентности экономистов в процессе контекстной иноязычной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИСТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЭКОНОМИСТОВ / КОНТЕКСТНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING OF ECONOMISTS / PROFESSIONAL AND SCIENTIFIC COMPETENCE OF ECONOMISTS / CONTEXT-BASED FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобелева Елена Павловна, Матвиенко Елена Николаевна

Компетентность современного экономиста определяется способностью решать профессиональные задачи методами научного исследования. В статье обосновывается актуальность проблемы формирования профессионально-исследовательской компетентности экономиста, а также рассматривается возможность использования контекстной иноязычной подготовки как инструмента формирования заданной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобелева Елена Павловна, Матвиенко Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND SCIENTIFIC COMPETENCE OF ECONOMISTS IN THE PROCESS OF THE CONTEXT-BASED FOREING LANGUAGE TEACHING

Professional competence of modern economists is determined by their ability to apply scientific approaches in solving professional problems. Development of economists’ professional and scientific competence is an urgent issue to be discussed. The potential of context-based foreign language teaching in development of the above-mentioned competence is considered.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-исследовательской компетентности экономистов в процессе контекстной иноязычной подготовки»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКОНОМИСТОВ В ПРОЦЕССЕ КОНТЕКСТНОЙ

ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

Кобелева Елена Павловна

канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка Сибирского государственного университета путей сообщения, РФ, г. Новосибирск

E-mail: eleko70@mail.ru Матвиенко Елена Николаевна доцент кафедры английского языка Сибирского государственного университета путей сообщения, РФ, г. Новосибирск

E-mail: elenanick13@mail.ru

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND SCIENTIFIC COMPETENCE OF ECONOMISTS IN THE PROCESS OF THE CONTEXT-BASED FOREING LANGUAGE TEACHING

Elena Kobeleva

сandidate of pedagogical sciences, associate professor of the English Language Department at the Siberian Transport University, Russia Novosibirsk

Elena Matvienko

associate professor of the English Language Department at the Siberian Transport

University, Russia Novosibirsk

АННОТАЦИЯ

Компетентность современного экономиста определяется способностью решать профессиональные задачи методами научного исследования. В статье обосновывается актуальность проблемы формирования профессионально-исследовательской компетентности экономиста, а также рассматривается возможность использования контекстной иноязычной подготовки как инструмента формирования заданной компетентности.

ABSTRACT

Professional competence of modern economists is determined by their ability to apply scientific approaches in solving professional problems. Development of economists' professional and scientific competence is an urgent issue to be discussed. The potential of context-based foreign language teaching in development of the above-mentioned competence is considered.

Ключевые слова: профессиональная подготовка экономистов; профессионально-исследовательская компетентность экономистов; контекстная иноязычная подготовка.

Keywords: professional training of economists; professional and scientific competence of economists; context-based foreign language teaching.

Успешность деятельности специалистов в экономической сфере определяется их готовностью понимать, теоретически обосновывать и практически решать профессиональные задачи, самостоятельно и результативно пользоваться современными источниками информации, а также использовать научные подходы к выполнению своих профессиональных функций. При этом потребности общества в экономистах с качественно новым уровнем подготовки, владеющих технологией научного исследования, будут постоянно возрастать [3].

Теоретические основы профессиональной подготовки экономистов нашли отражение в работах учёных (Е.И. Джалилова, О.А. Зарубина, Н.Н. Кормягина, А.В. Муханова, М.А. Паутова, В.Н. Пищулин, Е.А. Попова, Л. А. Ролдугина и др.). Однако ещё недостаточно исследованы вопросы развития экономического образования, обеспечивающего готовность специалистов к результативному участию российских экономистов в международных профессиональных и исследовательских проектах.

С целью подготовки грамотного, творческого, динамичного специалиста, способного самостоятельно осваивать экономическую сферу деятельности и решать профессиональные задачи методами научного исследования, необходимо формировать его профессионально-исследовательскую компетентность.

Идея формирования профессионально-исследовательской компетентности специалистов является не только отображением тенденции развития инновационной экономики, но и модернизации российского образования в трехуровневую систему (бакалавриат-магистратура-аспирантура). Аспирантура

стала рассматриваться как третья ступень высшего образования для подготовки кадров высшей квалификации в научно-исследовательской сфере. В связи с этим обучение в системе профессионального образования должно быть ориентировано на подготовку экономистов, демонстрирующих готовность самостоятельно спланировать и организовать исследовательский проект в своей профессиональной сфере, осуществить его, оценить достигнутые результаты и определить перспективу развития.

Сложившаяся система подготовки экономических кадров объективно требует пересмотра и уточнения её содержания, структуры, организации, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в экономике [4], что непосредственно связано с проектированием новых профессионально-ориентированных образовательных технологий при изучении конкретных учебных дисциплин в системе профессионального образования.

Интеграция России в международное профессиональное и научное сообщество обусловливает необходимость повышения эффективности иноязычной подготовки в системе высшего профессионального образования, что делает возможным результативное участие российских экономистов в международных профессиональных и исследовательских проектах. Возрастающая потребность в экономистах, владеющих иностранными языками, делает этот учебный предмет одним из основных в формировании профессионально-исследовательской компетентности данной категории специалистов.

Практика подготовки студентов-экономистов в Сибирском государственном университете путей сообщения (кафедра «Английский язык») позволяет сделать вывод о целесообразности внедрения контекстной иноязычной подготовки [5] вообще, и контекстно-ориентированной проектной деятельности на иностранном языке, в частности. Контекстно-ориентированная проектная деятельность представляет собой субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, имеющее

исследовательский, комптентностно-ориентированный характер, направленное на решение моделируемых и реальных проблемных профессиональных ситуаций средствами иностранного языка [2].

Контекстно-ориентированная проектная деятельность [1] имеет определенные этапы, которые коррелируют с основными требованиями к подготовке и реализации исследовательского проекта, отбору наиболее оптимального решения, а также презентации результатов проекта на иностранном языке. Содержание деятельности студентов представлено на рис. 1.

1) Подготовительны и этап: определение проблемного поля изучаемого материала путем «мозгового штурма», дискуссии Отбор оптимальных Г\ Принятие вариантов 1-, . решения \ _ решения ^ ^ 2) Определение / 1 1) Аргумен :ация 1 \ 2) Определение негативных аспектов у решения 1-у положительных решения, аспектов корректировка решения

2) Поисковоаналит необходимой для проз Синтез: сбор различных данных, формирующих общую картину проблемного поля. ический этап: работ; зедения исследования ( Анализ: переработка информации с целью выделить относящуюся к проблеме. а с информацией на синтез, анализ, опенка. Оценка: осуществление экспертной опенки проблемной ситуации на основе собранной информации. иностранном языке, презентация) Презентация: представление информации аудитории.

3) Презентационный этап: устная презентация результатов исследования на английском языке в форме «круглого стола», дискуссии; предоставление письменного отчета о проведенном исследовании на английском языке; демонстрация «продукта» проекта

4) Оценочный этап: само- и взаимооценка результатов исследования по критериям, разработанным на подготовительном этапе; формулирование предложений по развитию

Рисунок 1. Содержание деятельности студентов в процессе контекстно -ориентированной проектной деятельности на иностранном языке

Список литературы:

1. Кобелева Е.П., Матвиенко Е.Н. Организация синхронной и асинхронной самостоятельной работы студентов в процессе контекстной иноязычной подготовки в системе профессионального образования. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. — 2014. — № 1. — с. 113—117.

2. Кобелева Е.П. Компетентностно-ориентированное обучение иностранному языку студентов экономических специальностей. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: педагогика. — 2010. — № 2. — с. 125—129.

3. Кобелева Е.П. Формирование профессиональной иноязычной компетенции будущих экономистов транспортной отрасли: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул. 2012. — 23 с.

4. Плюхина С.В., Силкина Н.В. Модернизация и компетенции. Профессиональное образование. Столица. — 2012. — № 3. — С. 33—34.

5. Тенищева В.Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. М., 2008. — 399 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.