Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ МОНОГОРОДОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ МОНОГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОДА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC DIVERSIFICATION / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СПО) / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ / OCCUPATIONAL RETRAINING OF THE POPULATION / MONOTOWNS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюличева Лидия Дмитриевна

Настоящее исследование направлено на изучение предпосылок создания и реализации проектов профессиональной переподготовки населения моногородов как неотъемлемой части диверсификации их развития. Цель. Усилить комплексный характер программы развития моногорода путем включения в нее проекта профессиональной переподготовки населения. Задачи. Определить сформировавшиеся к настоящему моменту предпосылки создания и реализации таких проектов. Методология. Использованы как общенаучные (анализ и синтез), так и частнонаучные методы исследования (традиционный анализ документов, метод классификаций). Результаты. Выявлены области предпосылок создания и реализации проектов профессиональной переподготовки населения моногородов. Проанализировано отражение проблем преодоления монопрофессиональной структуры предложения труда в Комплексных инвестиционных планах развития моногородов, выявлены различия, предложена типология этих документов. Также разработана типология моногородов РФ, получивших статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), по степени диверсификации профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО). Выводы. Проект профессиональной переподготовки населения необходимо вводить в качестве обязательной составляющей программы развития моногородов. Важной предпосылкой такого проекта является анализ состояния городской системы профессионального образования, поскольку моногорода сильно различаются по степени диверсификации профессиональных образовательных организаций (ПОО) СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Occupational Retraining Projects for Economic Diversification of Monotowns

This study examines the prerequisites for the development and implementation of occupational retraining of the population in monotowns as an integral part of their development diversification. Aim. This study aims to bolster a monotown development program by implementing an occupational retraining project. Tasks. This study determines the prerequisites for the development and implementation of occupational retraining of the population in monotowns. Methods. This study uses general scientific (analysis and synthesis) as well as specific scientific research methods (traditional document analysis and classification method). Results. Prerequisites for the development and implementation of occupational retraining of the population in monotowns are determined. Problems associated with overcoming the multi-occupational structure of labor supply in complex investment plans for monotown development are analyzed, identifying differences and proposing a classification of the documents. Russian monotowns are classified on the basis of socioeconomic status according to the degree of diversification of occupational educational organizations of secondary vocational education. Conclusion. The occupational retraining project should be implemented as an integral part of the monotown development program. Analysis of the current state of the town’s vocational education system is an important prerequisite of such a project since monotowns are significantly different in terms of the degree of diversification of occupational educational organizations of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ МОНОГОРОДОВ»

Формирование проектов профессиональной переподготовки населения в условиях диверсификации экономики моногородов

Occupational Retraining Projects for Economic Diversification of Monotowns

Ш

Тюличева Лидия Дмитриевна

ведущий научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук, доцент

190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38

Lidiya D. Tyulicheva

Institute of Problems of Regional Economy (St. Petersburg) of the Russian Academy of Science (RAS)

Serpukhovskaya Str. 38, St. Petersburg, Russian Federation, 190013

Настоящее исследование направлено на изучение предпосылок создания и реализации проектов профессиональной переподготовки населения моногородов как неотъемлемой части диверсификации их развития. Цель. Усилить комплексный характер программы развития моногорода путем включения в нее проекта профессиональной переподготовки населения.

Задачи. Определить сформировавшиеся к настоящему моменту предпосылки создания и реализации таких проектов. Методология. Использованы как общенаучные (анализ и синтез), так и частнонаучные методы исследования (традиционный анализ документов, метод классификаций). Результаты. Выявлены области предпосылок создания и реализации проектов профессиональной переподготовки населения моногородов. Проанализировано отражение проблем преодоления монопрофессиональной структуры предложения труда в Комплексных инвестиционных планах развития моногородов, выявлены различия, предложена типология этих документов. Также разработана типология моногородов РФ, получивших статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), по степени диверсификации профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО). Выводы. Проект профессиональной переподготовки населения необходимо вводить в качестве обязательной составляющей программы развития моногородов. Важной предпосылкой такого проекта является анализ состояния городской системы профессионального образования, поскольку моногорода сильно различаются по степени диверсифи-

кации профессиональных образовательных организаций (ПОО) СПО.

Ключевые слова: моногорода, диверсификация экономики, среднее профессиональное образование (СПО), профессиональная переподготовка населения

This study examines the prerequisites for the development and implementation of occupational retraining of the population in mono-towns as an integral part of their development diversification.

Aim. This study aims to bolster a monotown development program by implementing an occupational retraining project. Tasks. This study determines the prerequisites for the development and implementation of occupational retraining of the population in monotowns.

Methods. This study uses general scientific (analysis and synthesis) as well as specific scientific research methods (traditional document analysis and classification method). Results. Prerequisites for the development and implementation of occupational retraining of the population in monotowns are determined. Problems associated with overcoming the multi-occupational structure of labor supply in complex investment plans for monotown development are analyzed, identifying differences and proposing a classification of the documents. Russian monotowns are classified on the basis of socioeconomic status according to the degree of diversification of occupational educational organizations of secondary vocational education.

Conclusion. The occupational retraining project should be implemented as an integral part of the monotown development program. Analysis

* Статья подготовлена по результатам исследований по теме НИР «Разработка теоретико-методологических основ стратегии трансформации социального и эколого-экономического пространства, ее влияния на развитие человеческого капитала инновационной экономики» (№0170-2014-0005) в 2017 г. (№ Г.Р. АААА-А16-116071210037-1).

ш of the current state of the town's vocational

^ education system is an important prerequisite

m of such a project since monotowns are signifi-

es cantly different in terms of the degree of di-

2 versification of occupational educational or-

o ganizations of secondary vocational education.

Keywords: monotowns, economic diversification, secondary vocational education, occupational retraining of the population

Проблема развития моногородов является одной из актуальных проблем гармонизации российской экономики. В настоящее время к моногородам отнесены 319 населенных пунктов (из которых 100 относятся к моногородам 1-й категории с наиболее сложным социально-экономическим положением), расположенные на территории 61 субъекта РФ.

Одна из целей программы «Комплексное развитие моногородов» — диверсификация структуры занятости их населения. По этому аспекту программы намечены достаточно амбициозные целевые показатели.

К 31 декабря 2018 г. в моногородах намечено создать 230 000 рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, к 31 декабря 2025 г. — уже 600 000 рабочих мест [1].

Выводы, сделанные Счетной палатой в мае 2017 г. по результатам экспертно-аналитиче-ского мероприятия «Анализ результативности мер, принимаемых органами государственной власти по поддержке моногородов», оказались неутешительными не только относительно реализации программы, но и по поводу ее исходного качества как стратегического документа: «систематизированная, сбалансированная и комплексная программа развития моногородов, рассчитанная на долгосрочный период, так и не создана» [2].

Статья посвящена повышению комплексности программ развития моногородов, необходимости предусматривать в программах процессы целенаправленного изменения профессионально-квалификационной структуры населения.

Проблема актуализировалась в связи с процессами присуждения определенным муниципальным образованиям статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

ТОСЭР является одним из недавно введенных [3] инструментов повышения деловой активности и активизации экономической жизни моногородов.

Анализ документов, отражающих структуру видов экономической деятельности, допускаемых в уже созданных ТОСЭР, показывает значительную предполагаемую степень диверсификации структуры экономики моногородов.

В связи с этим во всей полноте начинает проявляться следующее противоречие. Профессиональный состав населения моногородов различен, он зависит от отраслевой принадлежности градообразующих предприятий. Но в любом случае всякий моногород характеризуется однородным профессиональным составом его населения.

Диверсификация экономики приводит к возникновению спроса на труд в довольно широком диапазоне профессий. Разрешение этого противоречия возможно путем реализации проекта профессиональной переподготовки населения.

Мы определяем такой проект, как совокупность организованных действий в моногороде, выполняемых в отрезок времени, предшествующий и совпадающий с периодом диверсификации городской экономики и направленных на достижение соответствия профессионально-квалификационной структуры работников трансформирующейся структуре рабочих мест.

Проект профессиональной переподготовки населения должен быть обязательно включен в комплекс проектов, из которых состоит программа развития моногорода. В связи с этим встает исследовательский вопрос о предпосылках создания и реализации подобных проектов, в частности о наличии готовности принимать организационно-управленческие решения с учетом необходимости обеспечить сопровождение диверсификации экономики моногорода своевременным изменением профессионально-квалификационной структуры населения моногорода.

Нам показалось небесполезным диагностировать наличие у управленцев комплексного видения проблемы диверсификации экономики города, что мы решили осуществить с помощью анализа комплексных инвестиционных планов (КИП) развития (модернизации) моногородов. Этот тип документа был выбран нами по следующим причинам:

• он является, по сути, программой диверсификации экономики моногородов;

• методические указания к составлению КИП не содержат требований осветить проблему профессиональной переподготовки населения [4].

Таким образом, если в КИП оказывается отраженной проблема профессиональной переподготовки населения, это происходит потому, что в сознании составителей плана она неразрывно связана с диверсификацией экономики моногорода. КИПы рассмотрены исключительно как продукт управленческой мысли, поэтому год создания документа не является значимым.

Анализ КИП развития (модернизации) моногородов показал:

• во многих КИП совершенно отсутствует упоминание о профессиональной переподготовке населения;

• во многих КИП организация профессиональной переподготовки населения заявлена как значимое для успеха всего плана направление достижения главной цели, но далее это направление никак не раскрывается;

• в некоторых КИП присутствуют обращения к данной проблеме, которые можно рассматривать как определенный задел к разработке проекта профессиональной переподготовки населения в условиях диверсификации экономики моногорода.

Проанализируем фрагменты КИП, относящихся к третьей группе.

Разработка проекта, входящего в программу, требует соотнесения входящих в него мероприятий со стадиями развития более широкой городской программы. В очень немногих КИП, где признана значимость проблемы своевременной переподготовки населения, сделана попытка такого соотнесения.

Так, КИП г. Белая Холуница предполагает, что на первом этапе социально-экономических преобразований моногорода, когда стартуют все КИП, инициируемые администрацией и предпринимателями города, надо успеть за 3 года модернизировать систему переподготовки кадров для растущих секторов экономики и социальной сферы с учетом прогнозных запросов крупнейших работодателей города. Это дает возможность на втором этапе, когда крупные объекты выйдут на полную проектную мощность, полностью сосредоточиться на организации полной занятости работников, их перемещении с сокращаемых рабочих мест градообразующего предприятия на вновь создаваемые в диверсифицированной экономике моногорода [5].

В Комплексном инвестиционном плане модернизации монопрофильного города Ковдор:

• выявлены отраслевые направления развития трудового потенциала работников (определены программы профессиональной переподготовки населения, увязанные с направлениями диверсификации экономики моногорода);

• определено, какие именно формы развития трудового потенциала работников (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) предпочтительнее для кадрового обеспечения определенных направлений диверсификации экономики моногорода;

• определены учебные заведения и центры переподготовки (повышения квалификации) граждан в моногороде и близлежащих городах области;

• количество переобучаемых определено на базе прогноза численности вновь создаваемых рабочих мест;

• определены денежные суммы, необходимые ^ для реализации переподготовки по каждому < направлению [6]. о

С- со

точки зрения анализа возможностей, кото- <

сг

рые предоставляют профессиональные образо- ш вательные организации моногорода и региона в целом, проанализированные нами КИП можно разделить на несколько групп:

1) КИПы, в которых система профессионального образования города никак не рассматривается;

2) КИПы, в которых дано описание системы профессионального образования города с разной степенью подробности и безотносительно проблемы дополнительного профессионального образования (либо в контексте кадрового обеспечении вообще, либо в контексте состояния социальной сферы города);

3) КИПы, в которых проводится обобщенная (без детализации) оценка пригодности городской системы профобразования для профессиональной переподготовки взрослого населения;

4) КИПы, в которых проводится краткая оценка пригодности городской системы профобразования для профессиональной переподготовки взрослого населения для работы в конкретно обозначенном новом сегменте экономики;

5) КИПы, в которых дано подробное описание возможностей города предоставить образовательные услуги по переподготовке населения для работы в нескольких областях экономики, которые собираются развивать для преодоления монопрофильности города;

6) КИПы, в которых в качестве возможного места переподготовки рассмотрен только сам моногород, что позволяет пройти профессиональную подготовку без временной смены места жительства;

7) КИПы, в которых в качестве возможного места переподготовки рассматриваются профессиональные образовательные организации не только моногорода, но и всего региона. Разработка любого проекта предполагает

определение порядка и объема обеспечения проекта товарами и услугами, приобретаемыми у сторонних организаций. В контексте рассматриваемой проблемы это поиск поставщиков образовательных услуг в сфере профессионального образования.

В большинстве КИПов практически не ставится проблема выбора организаций, которые смогли бы подготовить незанятых или высвобождаемых с градообразующего предприятия работников. Это неудивительно, учитывая, что эта проблема не ставится и в более широком плане — должно ли население города (или часть населения) быть переобучено.

^ Тем не менее в КИП нескольких моногородов < эта проблема поднимается. о Какие организации рассматриваются в ка-3 честве поставщика таких услуг? из Чаще всего — служба занятости населения, действующая в моногороде. Она (особенно если она располагает собственным учебным центром) привычно ассоциируется с профессиональной подготовкой тех, кто ищет новое место работы. Но нельзя упускать из виду, что обычно счет безработных, прошедших в течение текущего года профессиональную переподготовку в рамках действующих программ поддержки занятости населения, идет на десятки, редко (в крупных моногородах) на сотни человек. Открывать же собираются тысячи новых рабочих мест. Но вопрос о том, справится ли служба занятости с увеличившейся нагрузкой, даже не ставится.

Таким образом, при создании комплексных программ преобразования моногородов заметны попытки создателей таких программ по собственной инициативе рассмотреть проблему профессиональной переподготовки населения в контексте более широкой задачи диверсификации экономики моногородов. Однако это только предпосылки создания органично входящих в программу развития моногорода специальных проектов.

Кроме предпосылок, связанных со сферой управления моногородами, важно также проанализировать предпосылки, содержащиеся в сфере профессионального образования. Как известно, региональные системы профессионального образования разных субъектов РФ различаются между собой по многим характеристикам.

Различаются также характеристики образовательных систем разных моногородов, что может в дальнейшем сказаться на эффективности кадрового обеспечения развития этих городов. Для выявления устойчивых различий на примере нескольких моногородов сделана попытка выделить основные их типы.

Сердцевиной региональных систем профессионального образования до сих пор является уровневое образование. В инфраструктуре СПО по критерию диверсификации выделяют два типа профессиональных образовательных организаций (ПОО).

Первый тип — это специализированные ПОО СПО, готовящие кадры для системообразующих предприятий. Применительно к моногородам это образовательные организации, готовящие кадры для градообразующего предприятия. Второй тип — многопрофильные ПОО, работающие на потребности населения территории. Применительно к моногородам это ПОО СПО, готовящие квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для обеспечения жизнедеятельности города.

Признаки активно идущих диверсификаци-онных процессов:

• пополнение в ПОО СПО списков направлений подготовки, не связанных с кадровыми потребностями градообразующего предприятия;

• создание и пополнение списка образовательных программ дополнительного профессионального образования;

• пополнение списка предприятий — социальных партнеров ПОО СПО (преимущественно за счет среднего и малого бизнеса);

• возрастание предложения образовательных услуг со стороны образовательных организаций — резидентов других регионов (в том числе в форме открытия филиалов);

• появление в городе новых образовательных организаций, в том числе негосударственных.

Мы предлагаем типологию моногородов по степени ориентированности образовательной инфраструктуры на градообразующее предприятие и степени сформированности тенденций диверсификации профессионального образования (типология базируется на определении соотношения в инфраструктуре образовательной системы моногорода двух типов образовательных организаций).

Типология базируется на проведенном нами анализе образовательных программ, реализуемых в 2016/17 учебном году в 25 ПОО СПО моногородов, относительно которых принято решение о создании в них ТОСЭР.

На данном этапе автору удалось выделить четыре типа моногородов.

1-й тип. Моногорода, в которых образовательная инфраструктура обслуживает градообразующее предприятие, но в ее рамках осуществляются диверсификационные процессы, подразделения образовательных организаций по мере возможности удовлетворяют образовательные потребности горожан и других организаций, либо в городе сосуществуют ПОО двух типов.

Примером может служить г. Анжеро-Судженск Кемеровской области. Кадры для градообразующего предприятия обеспечивают политехнический колледж, Ресурсный центр по подготовке кадров для нефтегазоперераба-тывающей отрасли при этом колледже, горный техникум, профессиональное училище горного профиля.

Диверсификационные процессы происходят в рамках государственных бюджетных образовательных учреждений (ГБОУ) СПО на базе тех же образовательных организаций — на базе политехнического колледжа открыт многофункциональный центр прикладных квалификаций, в профессиональном училище ведется подготовка не только по профессиям горного профи-

ля. К тому же Кемеровский государственный университет готов разнообразить предложение на городском рынке образовательных услуг СПО, открыв в своем филиале обучение по направлениям подготовки, связанным с экономической диверсификацией города.

На наш взгляд, есть основания отнести к этой группе моногородов также Набережные Челны (Республика Татарстан), Тольятти (Самарская обл.), Усолье-Сибирское (Иркутская обл.), Сарапул (Удмуртская Республика), Гуково (Ростовская обл.), Белебей (Республика Башкортостан), Юрга (Кемеровская обл.), Краснока-менск (Забайкальский край), Невинномысск (Ставропольский край).

2-й тип. Моногорода с единственной, как правило, ПОО СПО в форме многопрофильной образовательной организации, работающей в основном на потребности мелкого бизнеса и населения территории и в то же время продолжающей обслуживать кадровые потребности градообразующего предприятия.

Примером может служить моногород Доро-гобуж Смоленской области. В действующем на его территории технологическом техникуме представлена довольно широкая палитра востребованных профессий и специальностей. Он связан с градообразующим ОАО «Дорогобуж» (завод азотных удобрений), ведя подготовку по специальности «Химическая технология неорганических веществ», а также по ряду других профессий. Но у него также налажено взаимодействие с другими предприятиями города (Дорогобужская ТЭЦ, ОАО «Дорогобуж-Ремстрой» и др.). Также для населения предлагаются услуги краткосрочного профессионального обучения (сроком от 1 до 6 месяцев).

К этому типу можно отнести, по нашему мнению, моногорода Бакал (Челябинская обл.), Чусовой (Пермский край), Краснотурьинск (Свердловская обл.), Оленегорск (Мурманская обл.).

3-й тип. Моногорода с единственной ПОО СПО для обслуживания кадровой потребности градообразующего предприятия, в рамках которой протекают процессы диверсификации, делаются попытки приобрести черты многопрофильного ПОО СПО, работающего на потребности мелкого бизнеса и населения территории.

В качестве примера может выступать моногород Емва Княжпогостского района Республики Коми. Княжпогостский политехнический техникум» (до октября 2013 г — учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 11» г. Емвы, некогда кадровая база Княжпогостского завода по изготовлению древесно-волокнистых плит. Ныне вводит подготовку по профессиям, не имеющим отношения к деревообработке).

Также в эту группу можно отнести, на наш ^ взгляд, моногорода Каспийск (Республика Да- < гестан), Сатки (Челябинская обл.), Котовск о (Тамбовская обл.), Сосенский (Калужская 3 обл.), Рузаевка (Республика Мордовия), Ки- ш ровск (Мурманская обл.), Петровск (Саратовская обл.).

4-й тип. Моногорода, не имеющие ПОО СПО. Включают п. Надвоицы (Республика Карелия), Лесновское городское поселение (Рязанская обл.).

Проект профессиональной переподготовки населения должен быть согласован с выбранной концепцией развития моногорода, т. е. должен строиться на учете многофакторного влияния процессов развития моногорода на потребность в преобразовании профессионально-квалификационной структуры его населения, способного обеспечить все потребности экономической и социальных сфер жизнедеятельности моногорода, переходящего от моно- к диверсифицированной структуре экономики. Поэтому предпосылки проекта, рассмотренные в статье, будут дополнены другими, которые авторы проекта сочтут значимыми.

Принцип учета многофакторного влияния должен реализоваться при составлении проекта на базе соответствующих методических, информационных, организационных и кадровых ресурсов. Должны быть оценены возможные организационные, финансовые и иные риски. Желательна также хорошо продуманная формализация работы, в которую обычно входят единые методики, шаблоны документов, формы отчетности и типовые процедуры, регламентирующие действия участников проектов в соответствии с их ролями и фазами проекта.

Для того чтобы проект профессиональной переподготовки населения стал органичной частью программы развития моногорода, его содержание должно быть увязано с содержанием разделов, посвященных:

• развитию образования;

• снижению напряженности на рынке труда;

• повышению инвестиционной привлекательности моногорода;

• созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• содействию реализации инвестиционных проектов.

Сроки входящих в него мероприятий должны быть соотнесены со стадиями развития более широкой программы развития моногорода.

Таким образом, проект профессиональной переподготовки населения необходимо вводить в качестве обязательной составляющей программы развития моногородов. Важной пред-

^ посылкой такого проекта должен быть анализ < состояния городской системы профессиональ-о ного образования.

m

о Литература

1. Паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» / Утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11): [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://government.ru/ media/files/hZyhI428KMh69292CtUNqfVPFZF1cTAo. pdf.

2. В 2016 г. численность занятого населения моногородов сократилась на 288 000 человек, или на 5% // Счетная палата Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// сп.рф/press_center/news/30165.

3. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.garant.ru/hotlaw/federal/592487/.

4. Методические рекомендации по подготовке и реализации комплексных инвестиционных планов развития монопрофильных населенных пунктов: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fgov.cap. ru%2FHOME%2F24%2Foip%2F17.doc&name=17. doc&lang=ru&c=58b9afa62b27.

5. Комплексный инвестиционный план модернизации монопрофильного муниципального образования Белохолуницкое городское поселение Кировской области на 2010-2020 гг.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bhregion.ru/public/ document/settlements/1/ekonomika/1068cdaeb8230a 1b4ea5130a481b3249.pdf.

6. Комплексный инвестиционный план модернизации монопрофильного города Ковдор городского округа Ковдорский район Мурманской области. 2011:

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// minec.gov-murman.ru/activities/devel_city/sub06/ sub04.

References

1. The passport of the priority program "Integrated development of monotowns". Approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and Priority Projects (Protocol №11 of November 30, 2016). Available at: http://government.ru/media/ files/hZyhI428KMh69292CtUNqfVPFZF1cTAo.pdf (in Russ.).

2. In 2016, the number of employed population of single-industry towns decreased by 288 thousand people, or by 5%. May 18, 2017. The Accounting Chamber of the Russian Federation. Available at: http:// cn.p$/press_center/news/30165. (in Russ.).

3. Federal Law of December 29, 2014 № 473-FZ "On the territories of advanced social and economic development in the Russian Federation". Available at: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/592487/. (in Russ.).

4. Methodical recommendations for the preparation and implementation of integrated investment plans for the development of mono-profile settlements. Available at: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2 Fgov.cap.ru%2FHOME%2F24%2Foip%2F17.doc& name=17.doc&lang=ru&c=58b9afa62b27. (in Russ.).

5. Integrated investment plan for the modernization of the mono-profile municipal entity Belokholunitskoye urban settlement of the Kirov region for 2010-2020. Available at: http://www.bhregion.ru/public/docu-ment/settlements/1/ekonomika/1068cdaeb8230a1b4 ea5130a481b3249.pdf. (in Russ.).

6. Integrated investment plan for the modernization of the mono-profile city of Kovdor in the Kovdor district of the Murmansk region, 2011. Available at: http:// minec.gov-murman.ru/activities/devel_city/sub06/ sub04. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.