Научная статья на тему 'Тенденции и особенности развития моногородов в России и повышение их конкурентоспособности'

Тенденции и особенности развития моногородов в России и повышение их конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1720
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОД / ГРАДООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОБЛЕМЫ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / MONOTOWN / CITY-FORMING ENTERPRISE / PROBLEMS OF MONOPROFILE MUNICIPAL UNITS / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова М.В.

С целью преодоления кризисного вектора развития моногородов необходимо формирование стратегии повышения уровня их конкурентоспособности, что должно базироваться на комплексе взаимодополняющих действий как со стороны градообразующего предприятия, так и со стороны моногорода. В статье представлен анализ тенденций развития монопрофильных образований России, показаны основные проблемы развития моногородов. На основании полученных результатов предложены базовые направления повышения конкурентоспособности монопрофильных образований. В качестве предмета исследования определены тенденции и направления развития моногородов России. Целью работы является рассмотрение особенностей функционирования моногородов в России, выявление наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на повышение их конкурентоспособности, определение перспективных направлений развития моногородов с учетом деятельности градообразующего предприятия. В статье автором применены методы библиографического, исторического, сравнительного, экономико-статистического, а также анализа динамики и структуры исследуемых параметров. Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных результатов исследования при формировании стратегии повышения конкурентоспособности и роста социально-экономических показателей моногорода. Полученные автором в ходе анализа данные о социально-экономическом состоянии моногородов свидетельствуют об усилении негативных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN MONOTOWNS AND THEIR COMPETITIVE RECOVERY

To overcome the crisis vector in the development of monotowns, it is necessary to form a strategy that would increase the level of their competitiveness. The procedure should be based on a complex of complementary actions, both from the city-forming enterprise and from the monotown itself. The paper features an analysis of development tendencies in Russian monoprofile urban settlements, as well as the main problems of development of monotowns. The results obtained have made it possible to offer some basic directions for competitive recovery of monoprofile settlements. The subject of the research is the tendencies and development directions of Russian one-industry urban settlements. The research goal includes 1) consideration of functioning features of Russian monotowns, 2) identification of the most significant factors in competitive recovery of monotowns, 3) determination of perspective directions for monotown development that would take into account the peculiarities of the city-forming enterprise. The author used bibliographic, historical, comparative, economical and statistical methods as well as an analysis of dynamics and structure of the parameters in question. The practical implication of the research is that the results obtained can be used for strategy forming of competitive and socio-economic recovery of a single-industry urban settlement. The current data suggest a decline in social and economic conditions of monotowns.

Текст научной работы на тему «Тенденции и особенности развития моногородов в России и повышение их конкурентоспособности»

УДК 332.146.2

ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ В РОССИИ И ПОВЫШЕНИЕ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Марина В. Иванова1, @

1 Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6 @ 830413@ngs.ru

Поступила в редакцию 31.01.2018. Принята к печати 12.03.2018.

Ключевые слова: моно- Аннотация: С целью преодоления кризисного вектора развития моногородов необходи-город, градообразующее мо формирование стратегии повышения уровня их конкурентоспособности, что должно предприятие, проблемы мо- базироваться на комплексе взаимодополняющих действий как со стороны градообра-нопрофильных муниципаль- зующего предприятия, так и со стороны моногорода. В статье представлен анализ тен-ных образований, социаль- денций развития монопрофильных образований России, показаны основные проблемы но-экономическое развитие, развития моногородов. На основании полученных результатов предложены базовые конкурентоспособность. направления повышения конкурентоспособности монопрофильных образований. В ка-

честве предмета исследования определены тенденции и направления развития моногородов России. Целью работы является рассмотрение особенностей функционирования моногородов в России, выявление наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на повышение их конкурентоспособности, определение перспективных направлений развития моногородов с учетом деятельности градообразующего предприятия. В статье автором применены методы библиографического, исторического, сравнительного, экономико-статистического, а также анализа динамики и структуры исследуемых параметров. Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных результатов исследования при формировании стратегии повышения конкурентоспособности и роста социально-экономических показателей моногорода. Полученные автором в ходе анализа данные о социально-экономическом состоянии моногородов свидетельствуют об усилении негативных процессов.

Для цитирования: Иванова М. В. Тенденции и особенности развития моногородов в России и повышение их конкурентоспособности // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 1. С. 86-91. DOI:10.21603/2500-3372-2018-1-86-91.

Исследование особенностей и тенденций развития монопрофильных муниципальных образований и разработка стратегий повышения их конкурентоспособности требуют системного подхода, включающего: изучение существующей нормативно-правовой базы, социальных, правовых, политических проблем территории, анализ истории и предпосылок возникновения градообразующих предприятий и монопрофильных образований, определение роли градообразующего предприятия в социально-экономическом развитии моногорода.

Исторические аспекты возникновения монопоселений являются определяющими для развития монопрофильных образований и градообразующих предприятий на современном этапе.

Функционирование многих российских градообразующих предприятий приобрело массовый проблемный характер в начале 90-х гг. XX века, когда после распада СССР произошла отмена государственных плановых закупок продукции и контроля ценообразования, эти факторы произвели негативное воздействие на деятельность градообразующих предприятий, поставив их перед реалиями рыночной экономики. С этого периода произошло сокращение прироста количества моногородов [1].

Градообразующие предприятия, выпускаемая продукция которых оказалась неконкурентоспособной, вынуждены

были снизить или прекратить свою деятельность. Значительные производственные площади градообразующих предприятий были приватизированы, оказавшись в собственности крупных российских промышленных групп, которые в своем большинстве отказывались от выполнения социальных обязательств. Узкая, специфическая профессиональная направленность населения не позволяла оперативно отреагировать на возникшие изменения, что привело к росту социальной напряженности.

На современном этапе продолжается начавшийся в конце XX века процесс рецессии значительной доли градообразующих предприятий. Мировой финансовый кризис и санк-ционные ограничения усугубили проблемы несостоятельности многих российских организаций, особенно тех, деятельность которых ориентирована на выпуск экспортной продукции. В условиях санкций и падения спроса на продукцию российского производства на внешних рынках сбыта градообразующие предприятия вынуждены идти на значительное снижение объемов выпускаемой продукции.

В связи с низкой диверсификацией экономики моногородов это предопределяет сокращение налоговых поступлений в бюджет от основного налогоплательщика, рост уровня безработицы и социальной напряженности, снижение доходов населения и, как следствие, его платежеспособного спроса.

С целью разработки адресных программ поддержки моногородов и объективной оценки выявленных проблем градообразующих предприятий в России принято выделение категорий монопрофильных муниципальных образований в зависимости от рисков ухудшения социально-экономической ситуации: с наиболее сложной, с риском ухудшения и со стабильной социально-экономической ситуацией.

На 01.01.2018 в России зарегистрировано 319 населенных пунктов, имеющих статус монопрофильного муниципального образования, 100 из которых характеризуются наиболее сложным социально-экономическим положением, в 148 муниципальных образованиях возможны риски ухудшения социально-экономической ситуации, 71 характеризуется стабильным социально-экономическим развитием [2; 3]. Учитывая, что общая численность населения Российской Федерации на 1 ноября 2017 г. - 146,9 млн человек, доля населения, проживающего в монопрофильных образованиях, составляет 9 % [4]. При этом 31,5 % от общего числа населения монопрофильных образований проживает в моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением.

К основным проблемам моногородов относятся:

- отсутствие отраслевой диверсификации;

- зависимость бюджета города от результата функционирования градообразующего предприятия как основного налогоплательщика;

- острая реакция всех сфер жизнедеятельности города на внешние экономические процессы;

- социальная и экономическая незащищённость населения ввиду узкой специализации;

- однородность профессионального состава населения;

- угроза длительной безработицы из-за дисбаланса между спросом и предложением на труд;

- отток экономически активного населения по причине низкого уровня заработных плат;

- нарастание социальной напряженности;

- износ непроизводственных фондов градообразующего предприятия, которые представлены объектами инфраструктуры и социальной сферы города;

- ухудшение состояния жилищного фонда;

- существующие административные сложности при получении государственной поддержки.

В стратегии решения проблем моногородов существует три базовых направления: повышение диверсификации экономики; поддержка существующей социально-экономической базы моногорода и переселение постоянно проживающего населения из моногорода [5; 6].

Третий вариант решения проблем моногородов является наиболее трудновыполнимым, чтобы рассматривать его в качестве инструмента для систематического использования, в первую очередь это связано с высокими финансовыми затратами. В. Я. Любовный произвел расчет требуемых финансовых вложений со стороны государства для переселения жителей двадцати моногородов с численностью населения 20 тыс. человек исходя из того, что на одного человека полагается 18 кв. метров жилья, при средней стоимости кв. метра в 30 тыс. рублей для реализации данной программы потребуется 600 млрд рублей [7, с. 53].

В 2014 г. Президентом России В. В. Путиным и Правительством Российской Федерации была поставлена стратегическая задача: «Обеспечить развитие российских моногородов в

первую очередь через диверсификацию их экономики, создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций» [8].

Одним из инструментов выполнения данных программ является привлечение в моногорода инвестиций путем реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов, повышения конкурентоспособности монотерриторий. Конкурентоспособность монопрофильного муниципального образования предполагает способность эффективного использования ресурсного потенциала территории, находящегося в тесной взаимосвязи с конкурентными параметрами градообразующего предприятия, для обеспечения достижения превосходства в факторах, оказывающих положительное влияние на социально-экономическое развитие монопрофильного муниципального образования.

В монопрофильности можно выделить положительные аспекты, такие как: высокие профессиональные качества основной массы населения; приверженность населения традициям; сосредоточенность на выпуске определенной, нередко высокотехнологичной продукции, что позволяет добиваться высоких результатов ее конкурентоспособности; моногорода могут рассматриваться в качестве точек роста для близлежащей территории. Тем не менее нельзя не согласиться, что все моногорода - проблемные.

Конкурентоспособность моногорода, определяемая совокупностью значимых факторов, оказывает прямое воздействие не только на степень инвестиционной привлекательности территории со стороны бизнеса, но и на уровень государственной помощи.

В 2014 г. Внешэкономбанком при поддержке правительства Российской Федерации учреждена некоммерческая организация «Фонд развития моногородов», целью которой является формирование необходимых условий для создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций в моногорода с наиболее сложной социально-экономической ситуацией [9].

30 ноября 2016 г. на заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждён паспорт программы «Комплексное развитие моногородов». Цель программы -уменьшение зависимости моногородов от деятельности градообразующих предприятий, создание к концу 2018 г. 230 тыс. новых, не связанных с такими предприятиями рабочих мест, а также сокращение количества моногородов на 18 к 2018 г.

По данным на 1 января 2017 г. «Фондом развития моногородов» заключено 18 соглашений с регионами о софи-нансировании расходов по реализации проектов строительства и реконструкции объектов инфраструктуры на общую сумму 11,1 млрд рублей. На поддержку моногородов уже перечислено 4,4 млрд рублей, из которых более 1 млрд рублей (30 %) направлено в Кемеровскую область, где в моногородах проживает 60 % населения области [10]. Общий объем финансовой поддержки моногородов за период 2010-2017 гг. (без учета поддержки градообразующих предприятий) составил 116 млрд рублей.

Важно заметить, что помощь была оказана моногородам, имеющим потенциал для создания новых инфраструктурных объектов и производств. Небольшие депрессивные монопоселения, не обладающие возможностью для привлечения инвестиций и развития, независимо от деятельно-

сти градообразующего предприятия, остались вне государственной поддержки [11].

Поддержка моногородов со стороны государства не ограничивается исключительно финансовыми трансферами. Активное создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в кризисных моногородах является действенным инструментом регулирования проблем моногородов. Сегодня 36 моногородов обладают статусом ТОСЭР с законодательно закрепленными для них преференциями [12]. Предполагается, что создание ТОСЭР позволит повысить уровень диверсификации экономики территории за счет привлечения инвестиционного капитала. Статус ТОСЭР не может быть получен закрытыми административно-территориальными образованиями [13]. Для этих территорий предусмотрены иные

Количественный анализ развития моногородов указывает на снижение доли населения, занятого на градообразующих предприятиях, что сбалансировано ростом числа занятых в сфере малого и среднего бизнеса. Положительную динамику показывает показатель общей численности безработных граждан, который снизился в рассматриваемом периоде на 2,2 %. Полученные данные могут свидетельствовать об успешном проведении программ диверсификации экономики моногородов.

Однако общая численность населения моногородов в исследуемом периоде сократилась на 60 тыс. человек, при

адресные варианты государственной поддержки, которые в первую очередь нацелены на решение существующих проблем градообразующих предприятий.

Для анализа результативности проводимых программ поддержки развития моногородов важен систематический контроль целевых количественных и качественных показателей их социально-экономического развития.

В России нет единой методической базы оценки социально-экономического состояния моногородов, что снижает точность анализа показателей монопрофильных образований и оказывает негативное воздействие на объективность определения стратегического вектора их развития.

В таблице представлена динамика изменений основных социально-экономических параметров моногородов в период с 2013 по 2017 гг.

этом наблюдается рост монопрофильных образований с уровнем регистрируемой безработицы, превышающем среднероссийский в 2 и более раз. Учитывая, что в программу поддержки вошли крупные моногорода (Тольятти, Набережные Челны), то на общую положительную динамику социально-экономических процессов моногородов оказали влияние позитивные сдвиги в социально-экономических процессах данных монопрофильных образований.

По результатам опроса, проведенного Счетной палатой Российской Федерации в 2017 г. среди 584 жителей 60 моногородов, 73 % респондентов оценили социально- экономи-

Таблица. Динамика изменений социально-экономических показателей моногородов [14; 15] Table. Dynamics of changes in socio-economic indicators of single-industry towns [14; 15]

Показатели 01.07.14 01.07.17 Показатели темпа прироста 2014/2017

Численность населения, млн человек 13,57 13,51 Численность населения, % -0,45

Численность занятого населения, млн человек, в том числе: 5,7 5,9 Численность занятого населения, % в том числе: 3,5

на градообразующих предприятиях, млн человек 1,0 0,92 на градообразующем предприятии, % -8,4

в сфере малого и среднего бизнеса, млн человек 1,2 1,5 в сфере малого и среднего бизнеса, % 25

Численность безработных граждан, тыс. человек 95,2 93,1 Численность безработных граждан, % -2,2

Доля безработных граждан относительно общей численности занятого населения, % 1,67 1,57 Доля безработных граждан относительно общей численности занятого населения, % -6

Уровень регистрируемой безработицы превысил среднероссийский показатель 1,2 %, количество моногородов, шт. 162 173 Уровень регистрируемой безработицы превысил среднероссийский показатель 1,2 % (количество моногородов), % 6,79

Уровень регистрируемой безработицы превысил среднероссийский показатель в 2 и более раза, количество моногородов, шт. 66 77 Уровень регистрируемой безработицы превысил среднероссийский показатель в 2 и более раза (количество моногородов), % 6,06

ческую ситуацию на территории своего проживания как «неблагоприятную» или «терпимую с трудом» (2015 г. такого мнения придерживалось 60 % респондентов), 42 % респондентов считают высоким уровень безработицы, при этом возможность найти работу в своем населенном пункте 89 % опрошенных считают «невозможным» или «возможным с трудом», 41 % респондентов считает, что власть не предпринимает мер для улучшения социально-экономической ситуации в моногороде [3].

Полученные в ходе анализа данные о социально-экономическом состоянии моногородов свидетельствуют об усилении негативных процессов. Это связано с неблагоприятным состоянием градообразующей отрасли в большинстве моногородов России, которое приводит к резкому ухудшению социально-экономических показателей в моногородах, отрицательно сказываясь на качестве жизни населения.

На основании изучения динамики изменения количественных параметров социально-экономического развития конкретного моногорода, а также исходя из результатов анализа его качественных показателей, можно выделить основные конкурентные преимущества моногорода и сделать заключение о стратегических направлениях повышения его конкурентных преимуществ, к которым относятся:

1. Повышение уровня диверсификации экономики моногородов путем осуществления программ поддержки малого и среднего бизнеса; привлечения инвестиционного капитала на территорию моногорода с помощью: продвижения территорий опережающего развития и особых экономических зон, привлечения специалистов по формированию общественного мнения для развития брэндинга территории, создания его положительного имиджа путем формирования деловой среды, развития транспортной и логистической инфраструктуры, обеспечения кадрового потенциала, создания программ поддержки для предприятий, чья деятельность направлена на замещение импортной продукции, инновационных разработок, развитие кластеров.

2. Улучшение качества городской среды и качества жизни населения: благоустройство и модернизация мест массового отдыха; создание комплекса центров досуга для молодежи; реставрация объектов культурного наследия; модернизация объектов социальной инфраструктуры; развитие программ, способствующих улучшению жилищных условий, программ, направленных на помощь в приобретении жилья молодым семьям, реконструкция жилищно-коммунального хозяйства.

Важную роль в развитии моногородов играют меры, направленные на улучшение экологической обстановки; обеспечение социальной защиты населения и его общественной безопасности; модернизацию системы здравоохранения; разработку образовательных программ, направленных на изменение профиля подготовки средне-специальных и высших образовательных учреждений в соответствии с условиями рынка труда; повышение доступности и качества дошкольного и дополнительного образования; усиление динамики роста доходов населения, снижение уровня дифференциации доходов, формирование положительных условий занятости трудоспособного населения на территории моногорода с целью снижения уровня механической миграции; оптимизацию механизмов и мер поддержки социально незащищенных слоев населения.

Приведенный анализ социально-экономического положения монопрофильных муниципальных образований показывает лишь общую тенденцию их развития в условиях современных экономических процессов, не учитывая индивидуальных факторов, оказывающих воздействие на функционирование конкретного муниципального образования.

Разнохарактерная направленность эволюционной составляющей монопрофильных территорий, обусловленная историческими, географическими, климатическими, институциональными, социальными, экономическими, культурными факторами воздействия, требует точечной оценки для определения и разработки стратегий повышения их конкурентоспособности.

Литература

1. Тургель И. Д. «Города компаний»: прошлое или будущее городского развития // Россия и ее регионы в полимасштабных интеграционно-дезинтеграционных процессах: материалы международной научной конференции в рамках VIII Ежегодной научной ассамблеи Ассоциации российских географов-обществоведов (26.09.2017-01.10.2017). Пермь, 2017. С. 441-445.

2. Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов). Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р. Режим доступа: http://government.ru/media/ filesZ41d4f68fb74d798eae71.pdf (дата обращения: 09.11.2017).

3. Опрос жителей моногородов (муниципальных образований, на территории которых находятся «градообразующие» предприятия) (30.09.2016-01.02.2017) // Портал государственного и муниципального финансового аудита. Режим доступа: https://portal.audit.gov.rU/#/surveys/announcements/view/144358222 (дата обращения: 11.12.2017).

4. Демография // Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения: 11.12. 2017).

5. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Моногорода России: от аутсайдеров к лидерам экономического развития // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2017. №2 5. С. 7-21. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7monogoroda-rossii-ot-autsayderov-k-lideram-ekonomicheskogo-razvitiya (дата обращения: 05.01.2018).

6. Ряховская А. Н., Полякова А. Г. Модернизация российских моногородов: стратегические ориентиры институционального реформирования // Эффективное антикризисное управление. 2016. №2 4. С. 54-65. Режим доступа: //cyberleninka. ru/article/n7modernizatsiya-rossiyskih-monogorodov-strategicheskie-orientiry-institutsionalnogo-reformirovaniya (дата обращения: 29.12.2017).

7. Любовный В. Я. Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации. М.: Дортранспечать, 2009. 110 с.

8. Фонд развития моногородов. Режим доступа: http://www.frmrus.ru/?page_id=2 (дата обращения: 03.09.2017).

9. Поддержка моногородов России // ВЭБ Банк развития. Режим доступа: http://veb.rU/strategy/region/mono/#fond/ (дата обращения: 06.09.2017).

10. В 2016 г. численность занятого населения моногородов сократилась на 288 тыс. человек или на 5 % // Счетная палата РФ. 18.05.2017. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/30165?sphrase_id=4306619 (дата обращения: 17.06.2017).

11. Отчет о результатах деятельности некоммерческой организации «Фонд развития моногородов». 2016. Режим доступа: http://www.frmrus.ru/upload/manual-upload/report_2016/report.html#p=1 (дата обращения: 10.11.2017).

12. Единый перечень мер поддержки монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) // Минэкономразвития России. 15.04.2016. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ econreg/monitoringmonocity/20160415# (дата обращения: 10.01.2018).

13. Внесены изменения в закон о территориях опережающего социально-экономического развития в России. 05.12.2017. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/news/56311 (дата обращения: 10.01.2018).

14. О текущей социально-экономической ситуации в моногородах // Правительство России. 17.09.2017. Режим доступа: http://government.ru/orders/selection/405/29731/ (дата обращения: 30.10.2017).

15. О мониторинге социально-экономического положения в моногородах // Правительство России. 21.09.2014. Режим доступа: http://government.ru/orders/selection/405/14958/ (дата обращения: 30.10.2017).

TENDENCIES AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN MONOTOWNS AND THEIR COMPETITIVE RECOVERY

Marina V. Ivanova1 @

1 Siberian Institute of Management - branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 6, Nizhegorodskaya St., Novosibirsk, Russia, 630102 @ 830413@ngs.ru

Received 31.01.2018. Accepted 12.03.2018.

Keywords: monotown, Abstract: To overcome the crisis vector in the development of monotowns, it is necessary to

city-forming enterprise, form a strategy that would increase the level of their competitiveness. The procedure should be

problems of monoprofile based on a complex of complementary actions, both from the city-forming enterprise and from

municipal units, social and the monotown itself. The paper features an analysis of development tendencies in Russian economic development, monoprofile urban settlements, as well as the main problems of development of monotowns.

competitiveness. The results obtained have made it possible to offer some basic directions for competitive

recovery of monoprofile settlements. The subject of the research is the tendencies and development directions of Russian one-industry urban settlements. The research goal includes 1) consideration of functioning features of Russian monotowns, 2) identification of the most significant factors in competitive recovery of monotowns, 3) determination of perspective directions for monotown development that would take into account the peculiarities of the city-forming enterprise. The author used bibliographic, historical, comparative, economical and statistical methods as well as an analysis of dynamics and structure of the parameters in question. The practical implication of the research is that the results obtained can be used for strategy forming of competitive and socio-economic recovery of a single-industry urban settlement. The current data suggest a decline in social and economic conditions of monotowns.

For citation: Ivanova M. V. Tendentsii i osobennosti razvitiia monogorodov v Rossii i povyshenie ikh konkurentosposobnosti [Tendencies and Features of Development of Russian Monotowns and Their Competitive Recovery]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 1 (2018): 86-91. DOI:10.21603/2500-3372-2018-1-86-91.

References

1. Turgel' I. D. «Goroda kompanii»: proshloe ili budushchee gorodskogo razvitiia [«Company cities»: past or future of city development]. Rossiia i ee regiony v polimasshtabnykh integratsionno-dezintegratsionnykh protsessakh: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii v ramkakh VIII Ezhegodnoi nauchnoi assamblei Assotsiatsii rossiiskikh geografov-obshchestvovedov (26.09.2017-01.10.2017) [Russia and its regions in large-scale integration and disintegration processes: materials of the international scientific conference within the VIII Annual scientific assembly of Association of the Russian geographers-social scientists (26.09.2017-01.10.2017)]. Perm, 2017, 441-445.

2. Ob utverzhdenii perechnia monoprofil'nykh munitsipal'nykh obrazovanii Rossiiskoi Federatsii (monogorodov) [On the approval of the list of monoprofile municipal units of the Russian Federation (monotowns)]. Order of the Government of

the Russian Federation of 29.07.2014 No. 1398-r. Available at: http://government.ru/media/files/41d4f68fb74d798eae71.pdf (accessed 09.11.2017).

3. Opros zhitelei monogorodov (munitsipal'nykh obrazovanii, na territorii kotorykh nakhodiatsia «gradoobrazuiushchie» predpriiatiia) (30.09.2016-01.02.2017) [Poll of monotown residents (municipal units with «city-forming» enterprises) (30.09.2016-01.02.2017)]. Available at: https://portal.audit.gov.ru/#/surveys/announcements/view/144358222 (accessed 11.12.2017).

4. Demografiia [Demography]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography/ (accessed 11.12.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ivanov O. B., Buhvald E. M. Monogoroda Rossii: ot autsajderov k lideram jekonomicheskogo razvitija [Monotowns of Russia: from outsiders to leaders of economic development]. ETAP: ekonomicheskaia teoriia, analiz, praktika = ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice, no. 5 (2017): 7-21. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/monogoroda-rossii-ot-autsayderov-k-lideram-ekonomicheskogo-razvitiya (accessed 05.01.2018).

6. Riakhovskaia A. N., Poliakova A. G. Modernizatsiia rossiiskikh monogorodov: strategicheskieorientiry institutsional'nogo reformirovaniia [Modernization of the Russian monotowns: strategic reference points of institutional reforming]. Effektivnoe antikrizisnoe upravlenie = Effective Crisis Management Journal, no. 4 (2016): 54-65. Available at://cyberleninka.ru/article/n/ modernizatsiya-rossiyskih-monogorodov-strategicheskie-orientiry-institutsionalnogo-reformirovaniya (accessed 29.12.2017).

7. Lybovniy V. Ia. Monoprofil'nye goroda v usloviiakh krizisa: sostoianie, problemy, vozmozhnosti reabilitatsii [The monoprofile cities in the conditions of crisis: condition, problems, possibilities of rehabilitation]. Moscow: Dortranspechat', 2009, 110.

8. Fond razvitiia monogorodov [Fund of Development of Monotowns]. Available at: http://www.frmrus.ru/?page_id=2 (accessed 03.09.2017).

9. Podderzhka monogorodov Rossii [Support of the monotowns of Russia]. Available at: http://veb.ru/strategy/region/ mono/#fond/ (accessed 06.09.2017).

10. V 2016 g. chislennost'zaniatogo naseleniia monogorodov sokratilas' na 288 tys. chelovek ili na 5 % [In 2016 the number of an occupied population of monotowns was reduced by 288 thousand people or for 5 %]. 18.05.2017. Available at: http:// www.ach.gov.ru/press_center/news/30165?sphrase_id=4306619 (accessed 17.06.2017).

11. Otchet o rezul'tatakh deiatel'nosti nekommercheskoi organizatsii «Fond razvitiia monogorodov» [Report on the results of the activities of the nonprofit organization «Fund for Development of Monotowns»]. 2016. Available at: http://www.frmrus. ru/upload/manualupload/report_2016/report.html#p=1 (accessed 10.11.2017).

12. Edinyi perechen' mer podderzhki monoprofil'nykh munitsipal'nykh obrazovanii Rossiiskoi Federatsii (monogorodov) [The single list died supports of monoprofile municipal units of the Russian Federation (monocities)]. 15.04.2016. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/econreg/monitoringmonocity/20160415# (accessed 10.01.2018).

13. Vneseny izmeneniia v zakon o territoriiakh operezhaiushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia v Rossii [Changes have been made to the law on the territories of the advancing social and economic development in Russia]. 05.12.2017. Available at: http://kremlin.ru/acts/news/56311 (accessed 10.01.2018).

14. O tekushchei sotsial'no-ekonomicheskoi situatsii v monogorodakh [On the current socio-economic situation in single-industry towns]. 17.09.2017. Available at: http://government.ru/orders/selection/405/29731/ (accessed 30.10.2017).

15. O monitoringe sotsial'no-ekonomicheskogo polozheniia v monogorodakh [On monitoring the economic and social situation in monotowns]. 21.09.2014. Available at: http://government.ru/orders/selection/405/14958/ (accessed 30.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.