Научная статья на тему 'Формирование проектно-конструкторской компетентности будущих инженеров в процессе инженерно-графической подготовки'

Формирование проектно-конструкторской компетентности будущих инженеров в процессе инженерно-графической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деятельность / формирование / подготовка / требование / компетентность / компетенция / будущий инженер / activity / formation / training / requirement / competence / competence / future engineer

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вялкова Оксана Сергеевна

Статья посвящена процессу профессиональной подготовки инженерных кадров для отрасли строительства. Подчеркивается, что проектно-конструкторская деятельность всегда будет важнейшей составляющей любой инженерной деятельности. Внедрение технологии BIM проектирования в строительство диктует новый подход к организации процессов в строительной отрасли, в связи с этим актуальной является проблема подготовки квалифицированных кадров, обладающих необходимыми компетенциями для эффективного использования BIM-технологий. В статье рассмотрена корреляция требований федерального государственного образовательного стандарта подготовки будущих инженеров с требованиями профессиональных стандартов в области строительства на основе компетентностного подхода. Приводятся определение и покомпонентное структурирование проектно-конструкторской компетентности будущего инженера. Обозначен маршрут формирования проектно-конструкторской компетентности в инженерно-графической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вялкова Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DESIGN COMPETENCE OF FUTURE ENGINEERS IN THE PROCESS OF ENGINEERING AND GRAPHIC TRAINING

The article is devoted to the process of professional training of engineering personnel for the construction industry. It is emphasized that the basic component of any engineering activity is design activity. The introduction of BIM-design technology in construction dictates a new approach to the organization of processes in the construction industry, in this regard, the problem of training qualified personnel with the necessary competencies for the effective use of BIM-technologies is urgent. The article considers the correlation of the requirements of the federal state educational standard for training future engineers with the requirements of professional standards in the field of construction based on the competence approach. The definition and component-by-component structuring of the design competence of the future engineer are given. The route of the formation of design competence in engineering and graphic training is indicated.

Текст научной работы на тему «Формирование проектно-конструкторской компетентности будущих инженеров в процессе инженерно-графической подготовки»

Формирование проектно-конструкторской компетентности будущих инженеров в процессе инженерно-графической подготовки

Вялкова Оксана Сергеевна,

старший преподаватель, кафедра «Вычислительная техника и компьютерная графика», ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» E-mail: [email protected]

Статья посвящена процессу профессиональной подготовки инженерных кадров для отрасли строительства. Подчеркивается, что проектно-конструкторская деятельность всегда будет важнейшей составляющей любой инженерной деятельности. Внедрение технологии BIM- проектирования в строительство диктует новый подход к организации процессов в строительной отрасли, в связи с этим актуальной является проблема подготовки квалифицированных кадров, обладающих необходимыми компетенциями для эффективного использования BIM-технологий. В статье рассмотрена корреляция требований федерального государственного образовательного стандарта подготовки будущих инженеров с требованиями профессиональных стандартов в области строительства на основе компетентностного подхода. Приводятся определение и покомпонентное структурирование проектно-конструкторской компетентности будущего инженера. Обозначен маршрут формирования проектно-конструкторской компетентности в инженерно-графической подготовке.

Ключевые слова: деятельность, формирование, подготовка, требование, компетентность, компетенция, будущий инженер.

Особенностью современной инженерной деятельности является ее полифункциональный характер и социально-инженерное содержание. Ученые выделяют в процессе инженерной деятельности такие основные виды деятельности как планирование, проектирование, конструирование, подготовка проектно-конструкторской документации, организация, реализация процесса производства, и др.

Особенно ценны для нашего исследования определения и выводы Р.И. Шарафутдиновой, И.И. Галимзяновой о системном характере инженерной деятельности. Мы сходимся во мнении, что «специфика инженерной деятельности обусловлена развитием производственных отношений в обществе и субъективным отражением этих отношений личностью» [20].

Важно заключение И.М. Воробьевой о том, что «реализация инженерной деятельности переходит от стадии единоличного проектирования к командной работе» [6]. Это требует от современного инженера навыков управления и командной работы, видения всего профессионального процесса с системных позиций.

Особую трансформацию инженерной деятельности в области строительства произвело внедрение технологии BIM проектирования - Building Information Modelling (информационное моделирование зданий). BIM-технологии - это абсолютно другой подход к организации процессов в строительной отрасли. Он позволяет охватить весь «жизненный цикл» строительных объектов от их проектирования до утилизации. В России разработка такой технологии запланирована на 2024 год [10]. В 2017 году утверждена «дорожная карта» по внедрению BIM-технологий на всех циклах создания капитального строительного объекта [11].

Одной из проблем по внедрению BlM-техноло-гий Президентом РФ обозначена проблема в квалифицированных кадрах, владеющих компетенциями уверенного пользования BIM-технологиями [17]. В этом же указе одной из национальных целей определено «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды».

В связи с современными тенденциями инженерной деятельности, основанными на глобальной цифровизации экономики, изменился подход к характеристике инженера, основной его характеристикой есть инженерная компетентность. Следуя тому, что основным видом инженерной деятельности является проектно-конструкторская деятельность, следовательно, важнейшей составляющей инженерной компетентности есть проектно-конструкторская компетентность.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Ученые - исследователи понятие «компетентность» наиболее полно связывают с деятельност-ным результатом обучения, который ориентирован на развитие способности соединять профессиональные элементы (знания, умения и навыки) в единое целое для достижения высокого уровня исполнения действия в зависимости от цели, ситуации и др. [4, 1, 14, 23].

Проектно-конструкторская компетентность будущего инженера понимается нами как способность будущего инженера, проявляющаяся в деятельности проектно-конструкторского характера на основе владения специальными знаниями и умениями с использованием постоянно совершенствующихся технологий и средств проектирования, системном видении предмета деятельности, включающая его индивидуальное отношение к предмету деятельности.

Приступая к исследованию процесса формирования проектно-конструкторской компетентности будущих инженеров в образовательном процессе вуза уточним понимание дефиниции «формирование».

Анализ словарей Т.Ф. Ефремовой, С.И. Ожегова позволяет рассматривать указанную дефиницию как «придание кому (чему) - либо определенной формы или законченности» [7, 12]. Можно заключить, что смысл формирования есть целенаправленное наделение объекта набором определенных характеристик. Причем, процессу формирования присуще направление к заданному конкретному результату.

Являясь общенаучным, понятие «формирование» находит широкое применение в педагогике и рассматривается с различных научных позиций. При этом, во всех педагогических исследованиях процессу формирования придается личностное направление. Так, В.Д. Симоненко, Г.М. Коджа-спирова и А.Ю. Коджаспиров указывают на развивающую роль процесса формирования личности под внешним воздействием социальной среды и специально организованного воспитания и обучения с нацеленностью на становления человека как субъекта различных видов деятельности [16, 9]. В.С. Безрукова дополняет вышеобозначенную точку зрения на процесс формирования личности, указывая на сознательный аспект управления [2]. Е.Н. Семенова, переосмыслив выводы В.Д. Симоненко, Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова сформулировала понимание дефиниции «формирование» как целенаправленного процесса развития обучающегося, указала на использование внутренних источников развития субъекта образовательной деятельности [15].

Следовательно, педагогическое понимание термина «формирование» базируется на личностном факторе, направленности, наличии конечной 5 цели.

о Мы определим, в пределах нашего исследова-S ния, под «формированием» процесс изменения ° личностных характеристик обучающегося за счет ¡в приращения существующих или возникновения

новых личностных качеств, полученного в результате целенаправленных образовательных воздействий и собственной активности обучающегося, в соответствии с заданными целями профессиональной подготовки.

Инженерное образование, основанное на теории компетентностного подхода, предполагает такой образовательный процесс, который нацелен на профессионально-образовательный результат, измеряемый в компетенциях/компетентности. Проектно-конструкторская компетентность будущего инженера - одна из составляющих «портрета» выпускника вуза.

В образовательный процесс вуза включаются предметы, формирующие проектно-конструк-торскую компетентность будущих инженеров.

Следовательно, будем считать, что стадии формирования компетентности тождественны длительности и последовательности изучения учебных дисциплин, способствующих приращению профессионально важных качеств у будущего инженера.

На основании сущности проектно-конструктор-ской деятельности определимся с требованиями к профессиональной подготовке будущих инженеров в вузе в контексте формирования проектно-конструкторской компетентности.

Таблица 1. Виды профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство»

Виды профессиональной деятельности Содержание деятельности

Производственно -техно -логическая Разработка организации технологического процесса, календарных графиков производства работ

Производст венно-управ-ленческая Организация проектной деятельности по раз -работке проекта строительства; экспертиза разрабатываемой проектно -конструкторской документации на соответствие нормам и стандартам на проектирование объектов строительства,

Изыскатель -ская Разработка топографических схем, планов земляной поверхности участка проектирования строительного объекта, построение про дольных и поперечных разрезов поверхности участка строительства в соответствии с требованиями норм проектирования и конструирования

Проектно конструк торская Разработка пояснительной части проекта объ -екта строительства; Разработка графической части проекта объекта строительства; Разработка узлов строительных конструкций, спецификаций, экспликаций, графиков, диаграмм; Выполнение расчетов и графической части с использованием систем автоматизированно -го проектирования и др.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» прямо направляет профессиональное образование на формирование ком-

петенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в выбранной профессиональной области [18], а реализуемый в образовательном процессе вуза компетентностный подход предполагает обозначение и формулирование формируемых компетентностей/компетенций.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) -бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» регламентирует сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут осуществлять профессиональную деятельность: архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн и др. [19].

Выпускник по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» подготовлен к решению определенных профессиональных задач, представленных в таблице 1.

Понятны цели профессиональной подготовки, к какой профессиональной деятельности готовятся будущие инженеры - строители. После освоения образовательной программы будущие инженеры будут готовы к решению задач профессио-

нальной деятельности, ведущей из которых является - проектно-конструкторская.

Указанный стандарт регламентирует общепрофессиональные и универсальные компетенции, которые, если проанализировать, все направлены на подготовку будущего инженера к проектно-конструкторской деятельности. В блоке общепрофессиональных компетенций определяем ОПК-2, в блоке универсальных - УК-1. Профессиональные компетенции формируются на основе ФГОС, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями. Проделанная работа позволила образовательной организации «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» установить достаточный перечень обязательных и рекомендуемых профессиональных компетенций. Из которых мы смогли выделить профессиональную компетенцию ПК-3.

Таким образом, мы определили значимые для нас, как исследователей проектно-конструктор-ской компетентности будущих инженеров в образовательном процессе вуза, компетенции - УК-1, ОПК-2, ПК-3 (рисунок 1).

Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез пнформации ПрИМеНДТЬ системный подход длл решения поставленных здлач

УК-1

ПК-3

ОПК-2

Сп особн ОС1Ь Пр ОЕОДН т ь

п редварн тел ьное тсм1н ко-экон ом н ческое ибосн ()НЛН 1!« иркш ых решен нй разрабатывать проектную н

рабочую техническую документацию, оформлять законченные проекгно-конструкторские работы, кон троп нровать соответствие разрабатываемые проектов н тех н н ЧМ7кой доку мен та цн и заданию, стандартам, техническим условиям н другим нормативным документам

Способен вести обработку, анализ

и представление информации в професен он ал ьн ой деятельности с и спопьзад^ннем

икфорлзинонныя Н коми ьготерн ых технологи N

Рис. 1. Компетенции, составляющие проектно-конструкторскую компетентность будущего инженера

Обозначенными компетенциями на основе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, в совокупности с самоактуализацией этой личности в образовательной и профессиональной деятельности обязательно должен обладать будущий инженер-строитель на момент окончания вуза, а приобрести, закрепить и проконтролировать этот процесс мы должны в процессе инженерно-графической подготовки.

Вместе с тем, наряду с требованиями федерального государственного образовательного стандарта подготовки будущих инженеров, в образовательном процессе вуза при разработке основной образовательной программы учитываются требования профессиональных стандартов в области строительства. Давайте проследим корреляцию этих требований.

Как показывает анализ необходимых знаний для профессиональной деятельности будущего инженера в области строительства, необходимые знания тождественны знаниям, которые получает будущий инженер в процессе инженерно-графической подготовки. К ним относятся: требования нормативных технических документов для выполнения чертежей; правила оформления раздела проектной и рабочей документации; современные средства автоматизации, включая автоматизированные информационные системы, что позволяет констатировать, что инженерно-графические дисциплины формируют знаниевую основу для изучения дисциплин профессионального цикла и успешного прохождения практик.

Наши выводы можно представить в виде схемы (рисунок 2).

Рис. 2. Схема сопряженности ФГОС ВО 3++ и сводного профессионального стандарта (дескрипторы «знать»)

Проанализируем необходимые умения, представленные на рисунке 3, выделив следующие: оформлять чертежи комплекта проектной документации; применять требования нормативных документов для разработки чертежей; выполнять расчет и составлять спецификации; конструировать узловые соединения строительных

конструкций; использовать специализированное программное обеспечение и САПР для разработки проектно-конструкторской документации, что позволяет констатировать направленность инженерно-графической подготовки на формирование умений и навыков будущей профессиональной деятельности.

Рис. 3. Схема сопряженности ФГОС ВО 3++ и сводного профессионального стандарта (дескрипторы «уметь»

о с

и

см и?

На основе формируемых в процессе инженерно-графической подготовки умений и навыков (рисунок 4) будущий инженер приобретает способность к выполнению трудовых действий, таких как: разработка эскизного проекта; детализация в ходе разработки рабочей документации; подготовка текстовой части проектной документации; нормо-

контроль оформления чертежей комплекта проектной документации; составление и оформление спецификаций в составе проектной документации; составление чертежей стыковых и узловых соединений строительных конструкций.

Таким образом, в ходе нашего исследования подробно рассмотрен механизм сопряжения це-

лей профессионального образования и планируемых результатов профессионального обучения с требованиями работодателей на основе компе-тентностного подхода, сформулированных в соот-

ветствующих документах - Федеральных государственных образовательных стандартах по направлению 08.03.01 «Строительство».

Рис. 4. Схема сопряженности ФГОС ВО 3++ и сводного профессионального стандарта (дескрипторы «владеть»

Покомпонентное структурирование компетентности подробно рассматривалось учеными В.А. Адольфом, И.Д. Белоновской, И.А. Зимней, Е.Б. Ерцкиной, С.И. Осиповой, С. Kramsh, S. Savignon и др.

B.А. Адольф, И.С. Волегжанина разработали структурно-уровневую модель компетентности, состоящую из мотивационного, целеполагающе-го и содержательно-операционного компонентов. Обозначенные компоненты характеризуют систему побудительных сил личности, определенных потребностей, притязаний, намерений, жизненных планов и предложений, обозначающие его субъективную социально-профессиональную позицию [5].

И.А. Зимняя выделяет в структуре компетентности когнитивный (познавательный), мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты [8].

Исследуя профессиональную компетентность, Белоновская И.Д. выделила следующие компоненты, применительно к проектно-конструкторской компетентности: концептуальный, специальный, контекстуальный, функционально-технологический, операциональный, праксиологический, адаптивный, аксиологический, экстремальный, коммуникативный, социальный, личностный, индивидуальный, интегрированный [3].

C. Kramsh, S. Savignon разделили компоненты компетентности на следующие: когнитивный, проявляющийся в определении препятствий на пути достижения целей; эффективный, проявляющий-

ся в удовольствии от деятельности; волевой, проявляющийся в настойчивости, решимости, воле [21, 22].

Наиболее значимой для предмета нашего исследования является покомпонентное структурирование проектно-конструкторской компетентности учеными Е.Б. Ерцкиной и С.И. Осиповой. Оно заключается в выделении следующих компонентов: мотивационно - ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный [13].

Покомпонентное структурирование компетентности различными учеными дало основание для определения каждого компонента проектно-конструкторской компетентности будущего инженера в образовательном процессе вуза с учетом профессиональной специфики, которые связаны с формированием его характеристик и свойств как части целостной системы - мотивационного, когнитивного, операционально-деятельностного и рефлексивного, которые рассмотрим подробнее.

Опираясь на понимание проектно-конструктор-ской компетентности как деятельностной характеристики инженера, важно раскрыть потенциальные возможности инженерно-графического наполнения мотивационного, когнитивного, опера-ционально-деятельностного и рефлексивного компонентов каждой из формируемых компетенций для ориентации и использования потенциала инженерно-графической подготовки в формировании вышеобозначенной компетентности, представленной на рисунке 5.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Мотивационный компонент

Желание причасности к профессиональным реалиям и возможностям личностного развития, заключающимся в аккуратности, скурпулезности, критическом оценивании информации для решения проектных задач

Когнитивный компонент

Знание механизмов анализа, синтеза, систематизации проектной информации, приемов систематизации собственной проектно-конструкторской деятельности

Операционально-деятельностный компонент

Анализ инженерной задачи, подбор с структурирование нормативной базы проектирования, выдвижение идей по решению инженерной задачи, подбор подходов, выбор оптимальной траектории решения проектно-конструкторской

задачи

Рефлексивный компонент

Оценка соответствия продукта проектной задачи поставленным целям, валидности технологии и инструментария для решения проектной задачи

Мотивационный компонент

Устойчивый интерес к современной идеологии проектирования, системное видение собственной профессиональной деятельности с использованием возможностей технологий в реализации проектных идей

Когнитивный компонент

Знание современных графических редакторов, необходимых для информационного моделирования зданий и современной идеологии проектирования в строительстве

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Операционально-деятельностный компонент

Разработка проектно-конструкторской документации с использованием САПР

и В1М - технологий,

Рефлексивный компонент

Проявление позитивного интереса к современной идеологии проектирования в строительстве, осознание необходимости постоянного самообразования для

возможности использования современных технологий проектирования

+

Мотивационный компонент

Положительное отношение к проектно-конструкторской деятельности, направленность на ее качественное исполнение, заинтересованность в результатах деятельности

Когнитивный компонент

Знание требований к разработке и оформлению проектно-конструкторской документации, норм ЕСКД, СПДС

Операционально-деятельностный компонент

Сформированности умений и навыков разработки проектно-конструкторской документации, оформления ее в соответствии с требованиями ЕСКД СПДС,

Рефлексивный компонент

Осознание собственных профессиональных дефицитов в разработке проектной и рабочей документации, правил оформления проектно-конструкторской

документации

Рис. 5. Схема покомпонентного формирования проектно-конструкторской компетентности будущих инженеров

Как наглядно представлено на рисунке 5, потенциал проанализированных компетенций прямо направлен на формирование проектно-конструкторской компетентности будущего инженера и предъявляет определенные требования к содержанию и наполнению дисциплин учебного плана. Каждый компонент проектно-конструкторской компетентности формируется поступательно и целенаправленно.

Содержательное наполнение учебных дисциплин «Начертательная геометрия», «Инженер-

ная графика», «Инженерная графика в строительстве», «Архитектурно-строительные чертежи в графических приложениях» позволяет развить интеллектуальный потенциал личности, включающий развитие визуально-пространственного мышления будущего инженера, воспитание его визуальной культуры, визуальное представление объектов строительства. Содержательное наполнение дисциплин «Компьютерная графика», «Основы цифровизации в строительстве», «Техноло-

гии информационного моделирования в строительстве»

посредством изучения и сравнительного анализа различных систем автоматизированного проектирования (САПР) и возможностей цифровиза-ции в строительстве подготавливает будущего инженера к проектно-конструкторской деятельности и формирует у него конкурентоспособные характеристики с использованием систем САПР и BIM.

Литература

1. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности: [сб. статей] / АН СССР, Институт психологии; [отв. ред. Л.И. Анцыферова]. - Москва: Наука, 1981. - 365 с.

2. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь) / В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000. - 937 с.

3. Белоновская, И.Д. Формирование инженерной компетентности специалиста: предпосылки, тенденции и закономерности. / И.Д. Белоновская // Вестник ОГУ. Гуманитарные науки. -2006. - Том 1. - № 1. - С. 95-100.

4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе, контекстный подход / А.А. Вербицкий. -Москва: Высшая школа, 1991. - 207 с.

5. Волегжанина, И.С. Становление и развитие профессиональной компетентности инженера в отраслевом научно-образовательном комплексе: монография/ И.С. Волегжанина, В.А. Адольф. - Красноярск, 2019. - 419 с.

6. Воробьева, И.М. Усиление роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе / И.М. Воробьева // Молодой ученый. -2015. - № 11. - С. 1304-1307.

7. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - Москва: Русский язык, 2000.

8. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании / И.А. Зимняя. -Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-41 с.

9. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. -176 с.

10. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Правительство России официальный сайт. - URL: https://PsB79I5v7ystatic.government.ru/media/ files/9gFM4FHj4LVuPgu4bvR7M0.pdf (Дата обращения 22.03.2020).

11. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204. - URL: http://static.kremlin. ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf (Дата обращения 11.07.2019).

12. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов/ С.И. Ожегов; под общ. ред.проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - Москва: ООО «Издательство Оникс»: ООО«Издатель-ство Мир и образование», 2007. - 640 с.

13. Осипова, С.И. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов -будущих инженеров в образовательном процессе / С.И. Осипова, Е.Б. Ерцкина // Сибирский педагогический журнал, 2007. - № 14. -С.154-160.

14. Павлютенков, Е.М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе / Е.М. Павлютенков. - Владивосток: Дальневосточный государственный университет, 1990. - 171 с.

15. Семенова, Е.Н. Формирование готовности курсантов военных вузов к информационно-аналитической деятельности / Е.Н. Семенова // диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук. - Хабаровск, 2019. - URL: http://www.kspu.ru/upload/ documents/2019/06/05/a8c12487de18bc2f93d59 0fd62b51cdbZsemenova-en-dissertatsiya.pdf (Дата обращения 23.07.2020).

16. Симоненко, В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования) / В.Д. Симоненко. - Брянск: Изд-во БГПУ,

2011. - 214 с.

17. Стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203. -URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/ files/0001201705100002.pdf (Дата обращения 13.07.2018).

18. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Опубликован: 31 декабря 2012 г. Вступил в силу: 1 сентября 2013 г. - Статья 2.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство / Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.05.2017 № 481. - Москва, 2017.

20. Шарафутдинова, Р.И. Профессиональная деятельность современного инженера// Р.И. Шарафутдинова, И.И. Галимзянова // Вестник Казанского технологического университета. -

2012.- № 6. - С. 255-257.

21. Kramsh, C.J. From Language Proficiency to Interactional Competence / ^J. Kramsh // Modern Language Journal. - 1986. - N 70. - P. 366-372.

22. Savignon, S. Evaluation of Communicative Competence: The ACTEL Provisional Proficiency Guidelines / S. Savignon // Modern Language Journal. - 1985. - N 69. - P. 129-134.

23. Vronsky, N. Vronsky // Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives. -2012. - Vol. 10. - Part 2. - Р. 4-15.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

FORMATION OF DESIGN COMPETENCE OF FUTURE ENGINEERS IN THE PROCESS OF ENGINEERING AND GRAPHIC TRAINING

Vyalkova O.S.

Far Eastern state transportation University

The article is devoted to the process of professional training of engineering personnel for the construction industry. It is emphasized that the basic component of any engineering activity is design activity. The introduction of BIM-design technology in construction dictates a new approach to the organization of processes in the construction industry, in this regard, the problem of training qualified personnel with the necessary competencies for the effective use of BIM-technologies is urgent. The article considers the correlation of the requirements of the federal state educational standard for training future engineers with the requirements of professional standards in the field of construction based on the competence approach. The definition and component-by-component structuring of the design competence of the future engineer are given. The route of the formation of design competence in engineering and graphic training is indicated.

Keywords: activity, formation, training, requirement, competence, competence, future engineer.

References

1. Antsyferova, L.I. Psychology of formation and development of the personality: [sat. articles] / AN SSSR, Institute of Psychology; [ed. by L.I. Antsyferov]. - Moscow: Nauka, 1981. - 365 p.

2. Bezrukova, V.S. Fundamentals of spiritual culture (encyclopedic dictionary) / V.S. Bezrukova. - Yekaterinburg, 2000 — 937 p.

3. Belonovskaya, I.D. Formation of engineering competence of a specialist: prerequisites, trends and patterns. / I.D. Belonovskaya // OSU Bulletin. Humanities. - 2006. - Volume 1. -No. 1. - pp. 95-100.

4. Verbitsky, A.A. Active training in higher education, contextual approach. - Moscow: Higher School, 1991. - 207 p.

5. Volegzhanina, I.S. Formation and development of professional competence of an engineer in a branch scientific and educational complex: monograph/ I.S. Volegzhanina, V.A. Adolfov. -Krasnoyarsk, 2019. - 419 p.

6. Vorobyova, I.M. Strengthening the role of engineering education and the practical component of educational programs in a technical university / I.M. Vorobyova // Young scientist. - 2015. -No. 11. - pp. 1304-1307.

7. Efremova, T.F. Novy slovar ' russkogo yazyka [New dictionary of the Russian language]. Explanatory-word-forming. - Moscow: Russian language, 2000.

8. Zimnyaya, I.A. Key competencies as a productive and target basis of the competence approach in education / I.A. Zimnyaya. -Moscow: Research Center for Problems of quality of Training of Specialists, 2004. -41 p.

9. Kojaspirova, G.M. Pedagogical dictionary: for students. higher. and sred. ped. ucheb. institutions / G.M. Kojaspirova, A. Yu. Ko-

jaspirov. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2003. -176 p.

10. National program "Digital Economy of the Russian Federation" // Government of Russia official website. - URL: https:// PsB79I5v7ystatic.government.ru/media/files/9gFM4FHj4LVuP-gu4bvR7M0.pdf (Accessed 22.03.2020).

11. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of 07.05.2018. - URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/ files/0001201805070038.pdf (Accessed 11.07.2019).

12. Ozhegov, S.I. Dictionary of the Russian language: about 53000 words / S.I. Ozhegov; under the general editorship of prof. -24th ed., ispr. - Moscow: Onyx Publishing House, LLC: Mir i Obrazovanie Publishing House, LLC, 2007. - 640 p.

13. Osipova, S.I. Formation of design and design competence of students-future engineers in the educational process / S.I. Osipova, E.B. Ertskina // Siberian Pedagogical Journal, 2007. -No. 14. - pp. 154-160.

14. Pavlyutenkov, E.M. Management of professional orientation in a comprehensive school / E.M. Pavlyutenkov. - Vladivostok: Far Eastern State University, 1990. - 171 p.

15. Semenova, E. N. Formation of readiness of cadets of military universities for information and analytical activities / E.N. Semenova // Dissertation for the degree of Candidate of pedagogical Sciences. - Khabarovsk, 2019. - URL: http://www.kspu.ru/up-load/documents/2019/06/05/a8c12487de18bc2f93d590fd62b-51cdb/semenova-en-dissertatsiya.pdf (Accessed 23.07.2020).

16. Simonenko, V.D. Technological culture and education (cultural and technological concept of the development of society and education) / V.D. Simonenko. - Bryansk: BSPU Publishing House, 2011. - 214 p.

17. Strategy for the development of the Information Society in Russia for 2017-2030: Decree of the President of the Russian Federation No. 203 of 09.05.2017. - URL: http://static.kremlin.ru/me-dia/acts/files/0001201705100002.pdf (Accessed 13.07.2018).

18. Federal Law of the Russian Federation No. 273-F3 of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation". Published: December 31, 2012 Entered into force: September 1, 2013-Arti-cle 2.

19. Federal State educational standard of higher education-Bachelor's degree in the field of training 08.03.01 Construction / Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 481 of 31.05.2017. - Moscow, 2017.

20. Sharafutdinova, R.I. Professional activity of a modern engineer/ / R.I. Sharafutdinova, I.I. Galimzyanova // Bulletin of the Kazan Technological University. - 2012. - No. 6. - pp. 255-257.

21. Kramsh, C.J. From Language Proficiency to Interactive Competence / S.J. Kramsh // Modern Language Journal. - 1986. -N 70 - P. 366-372.

22. Savignon, S. Evaluation of Communicative Competence: The ACTEL Provisional Proficiency Guidelines / S. Savignon // Modern Language Journal. - 1985. - N 69. - P. 129-134.

23. Vronsky, N. Vronsky // Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives. - 2012. - Vol. 10. - Part 2. -p. 4-15.

o d

u

CM

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.