Lingua mobilis №3 (22), 2010
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Л. А. Милованова
Настоящая статья посвящается формированию презентационных умений старшеклассников на уроках английского языка. В профильной школе в рамках иноязычного обучения подлежат формированию и развитию следующие умения: поиск и отбор информации с использованием локальных и глобальных сетей, передача информации на иностранном языке в соответствии с целью презентации, отбор необходимого языкового и речевого материала, использование офисных и мультимедиа-технологий: Word, Excel, Power Point и т.д.
Ключевые слова: презентация, профильная школа, коммуникативные навыки и умения, проектная методика, подготовленная монологическая речь, диалогическая речь, поиск и передача информации, офисные технологии, мультимедиа-технологии.
На современном этапе развития общества важнейшей задачей для выпускников высших учебных заведений и, несомненно, средней школы, становится не только практическое овладение иностранным языком, но и приобретение тех коммуникативных навыков и умений, которые в дальнейшем помогут им эффективно использовать иностранный язык в сфере профессионального общения. К таким профессионально значимым коммуникативным навыкам и умениям относятся навыки и умения проведения презентации.
Современный словарь русского языка дает следующее определение презентации: «Презентация - (от латинского - представление, вручение) - общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного» [6. С. 241].
Термин «презентация» встречается чаще всего в контексте профессионального обучения в высшей школе и определяется как публичное выступление человека перед аудиторией с целью убеждения или побуждения к каким-либо действиям. Но презентация это не просто выступление, это межличностное общение, успешность которого зависит от уровня сформированности ком-
160
Методика преподавания языка
муникативных навыков и умений и собственно умения проведения презентации.
Признание необходимости развития коммуникативно-успешного в личностной и деловой сфере человека обусловливает уже в школе обращение к таким видам работы, в которых упомянутые навыки и умения развиваются эффективнее всего.
Одной из практических задач преподавания иностранных языков в школе является развитие у учеников умения свободно и правильно говорить публично, поэтому необходимость формирования и развития презентационных умений в средней школе очевидна [7. С. 60].
Презентация - не самый распространенный прием работы на уроках иностранного языка в школе, но у него большой потенциал, особенно в профильных классах и элективных курсах, направленных на будущую профессиональную деятельность учащихся.
При проведении уроков иностранного языка учителя всё чаще прибегают к проектной методике, которая в полной мере даёт возможность развивать самостоятельность учащихся, их творческое мышление, умение анализировать полученную информацию, выбирая и используя то, что необходимо для достижения поставленной задачи. Презентация является итоговым этапом проекта, когда учащиеся представляют результаты своей исследовательской деятельности. В то время как промежуточным этапам проекта уделяется много внимания: развиваются умения аналитической деятельности, исследовательские умения, - презентационные умения остаются недооцененными и не становятся целью обучения. Не разработана методика использования презентации как средства развития навыков и умений говорения на уроках иностранного языка в школе. Более того, в работах методистов термин «презентация» как таковой не употребляется. Среди презентационных умений немаловажную роль играют личностные характеристики учеников, их артистизм, умение выступать на публике, отбирать соответствующие наглядные пособия и технические средства. Обучение презентации не должно сужаться до обучения исключительно монологической речи, это целый комплекс задач, направленных на общую цель.
В учебных целях презентация представляет собой относительно короткий речевой акт - представление учеником (группой учеников) результатов проделанной работы, будь то проектная деятельность, либо индивидуальная самостоятельная работа ученика. Презентации могут быть как устными, так и опосредованными аудиовизуальными
161
Lingua mobilis №3 (22), 2010
и другими техническими средствами. Презентация может быть коллективной и индивидуальной.
Особенность презентации на уроках иностранного языка состоит в том, что это преимущественно подготовленная речь ученика, сообщение, доклад, основанный на полученной или изученной самостоятельно информации. Помимо монологической речи важную роль играет умение учащихся задавать вопросы презентатору и, в свою очередь, умение на них отвечать, то есть умение вести дискуссию. Во время этой дискуссии подразумевается, что учащиеся приводят примеры в подтверждение своей точки зрения; они спорят, отстаивают своё мнение, выдвигают аргументы, соглашаются или же выражают несогласие с точкой зрения другого учащегося. Во время этого обсуждения в речи учащихся активизируются и закрепляются устойчивые словосочетания, речевые клише, грамматические конструкции.
Презентация на уроке иностранного языка может являться как целью обучения, так и средством для овладения и совершенствования умений и навыков говорения. Успешность презентации зависит от следующих факторов:
• достижение учениками определённого уровня сформирован-ности умений и навыков как подготовленной, так и неподготовленной иноязычной монологической речи;
• овладение речевыми клише, необходимыми для осуществления коммуникативных намерений говорящего на разных стадиях презентации;
• знание структурных особенностей презентации и логической последовательности её компонентов.
В структуре презентации традиционно выделяются три основных компонента:
1. Введение (Introduction);
2. Основная часть (Main body);
3. Заключение (Conclusion).
Каждая часть презентации - вступление, основная часть и заключение - реализует соответствующие коммуникативные задачи презентатора и определяется с помощью речевых моделей.
Одним из важных этапов формирования презентационных навыков и умений является обучение логическому структурированию презентационной речи и использованию речевых моделей или формул, которые помогают выступающему добиться запланированной
162
Методика преподавания языка
цели. Схема работы учителя и учащихся при организации презентации может быть следующей [1]:
• Выбор темы для презентации. Если учитель не формулирует точно тему, то ученики должны для себя решить «О чем я (ученик) буду говорить?». Можно помочь с выбором, не называя конкретно тему, а вызывая интерес учащегося с помощью подсказок, вопросов: «Можешь написать о своём увлечении или о работе, о которой ты мечтаешь. Может, с тобой что-нибудь интересное приключилось на прошлой неделе?».
• Временные рамки. Уточнение, сколько по времени должна занимать готовая презентация. Это очень важный момент при подготовке учеников, он учит их выбирать только ту информацию, которая будет актуальна по данной выбранной теме и, соответственно, планировать своё речевое поведение.
• Оборудование. Ученики могут использовать различные наглядные пособия и технические средства.
• Подготовка. Выступление требует времени на подготовку -сбор информации, анализ, выбор языковых средств, подготовку оборудования.
• Собственно презентация. На данном этапе можно предложить помощь ученикам, разъяснив ключевые моменты по подготовке, использованию вспомогательных средств, аудиовизуальных устройств.
• Ключевые слова и подсказки. Следует показать ученикам целесообразность использования подсказок-записок и плана вместо цельного текста. При использовании подсказок речь ученика не превращается в заученный текст, а звучит более естественно.
• Вопросы. Выступающий обычно уточняет, когда от аудитории ожидаются вопросы, от учителя требуется настроить ученика воспринимать даже негативные и провокационные вопросы положительно, видя в них интерес слушателей к выступлению.
• Отзыв учителя. Для оценки презентации можно пользоваться вопросами-подсказками, планом оценивания, позволяющими обратить внимание на важные моменты презентации.
• Отзыв учеников, слушателей. Важно поощрять желание учеников оценить презентации одноклассников, прокомментировать их. Это поможет лучше уяснить положительные и отрицательные моменты презентации, чтобы в дальнейшем избежать тех же ошибок.
163
Lingua mobilis №3 (22), 2010
• Как вариант, можно записывать на видео презентации учеников, чтобы они могли просмотреть своё выступление и проанализировать его сами или с учителем.
Презентация как вид работы наиболее актуальна для старших классов профильной школы в силу того, что уровень развития памяти, творческого мышления, навыков и умений иноязычного говорения у учеников этой возрастной группы может быть достаточно высоким. Активный словарь школьников также обширен, к тому же он постоянно пополняется новыми словами профильной предметной области, новыми значениями уже изученных слов и новыми выражениями с этими словами. И все эти навыки и умения активизируются и закрепляются при подготовке к выступлению и непосредственно во время самого выступления учеников. Для того чтобы работа была результативной, необходимо уделить внимание развитию умений, способствующих успешному публичному выступлению, в том числе умений планировать своё речевое и неречевое поведение. Помимо этого продолжается работа над усовершенствованием умений и навыков диалогической речи, а именно умений вести дискуссию, высказывать и аргументировать свою точку зрения, расспрашивать собеседника, уточняя информацию.
Обучение монологической речи направлено на овладение умением логически раскрыть мысль, выделить главное, сделать выводы или заключение, что способствует повышению культуры общения и вносит вклад в гуманитарное образование. Успешному развитию навыков и умений монологической речи способствуют задания, которые носят творческий, индивидуальный характер, требующие мотивированных высказываний учащихся.
Если же говорить о методе проектов, в котором презентация является этапом представления результатов работы (то есть заключительным), то помимо того, что дети учатся аргументировано излагать свои мысли, они с помощью таких презентаций учатся анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Важно, чтобы ученики рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.
Так, мы можем говорить о формировании таких навыков и умений, как [3; 4; 5]:
164
Методика преподавания языка
• умение кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
• демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
• демонстрировать найденное решение;
• анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
• проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
Принимая во внимание перечисленные выше требования к подготовке и проведению презентации на уроках иностранного языка, мы пришли к выводу о необходимости развития у учащихся следующих презентационных навыков и умений:
1. Осуществлять поиск информации в различных иноязычных источниках, использовать ресурсы Интернета;
2. Выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;
3. Осуществлять систематизацию и обобщение информации;
4. Передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно либо выборочно);
5. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства и использовать подходящие примеры для иллюстрации;
6. Использовать необходимые языковые и речевые средства для выражения согласия, несогласия, отказа, то есть участвовать в дискуссии;
7. Распознавать и употреблять устойчивые словосочетания и клишированные формулы речевого этикета;
8. Создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедиа-технологий.
Все эти умения составляют основу информационной культуры учащихся и играют немаловажную роль в подготовке и проведении презентаций.
Процесс обучения целесообразно разделить на несколько этапов, на каждом из которых развиваются определённые презентационные умения и навыки. На первом этапе - подготовительном - происходит введение и отработка лексического и грамматического материала, речевых конструкций, клише, устойчивых словосочетаний. Помимо этого, упражнения первого этапа направлены на развитие таких умений, как: а) осуществление поиска необходимой информа-
165
Lingua mobilis №3 (22), 2010
ции в иноязычных источниках, включая ресурсы Интернета; б) умение выбирать вид чтения в зависимости от поставленной цели; в) систематизация информации, обобщение полученных данных.
На следующем этапе работы над презентацией развиваются умения учащихся передавать полученную или найденную информацию в нужном формате, который напрямую зависит от поставленной цели. При этом развиваются и отрабатываются умения обосновывать свои выводы, приводить примеры, опираясь на изученную и переработанную информацию или используя другие источники, относящиеся к теме.
На заключительном этапе, когда происходит уже непосредственная подготовка выступления, обговариваются организационные моменты презентации, определяется время выступления. В зависимости от длительности презентации учащимся необходимо решить, о чём они будут говорить, будут ли это сжатые факты, или довольно развёрнутое выступление. На этом этапе происходит закрепление и активизация всех умений и навыков, выработанных на предыдущих этапах.
Нестандартный метод подготовки презентации предлагает Tessa Woodward. Каждый ученик подписывает листок бумаги, написав своё имя и тему, о которой он может рассказать (можно ограничить выбор темы, задав критерии). Затем все листки передаются по классу, и ученики на листочках пишут по одному вопросу, который их интересует по данной теме. Таким образом, когда листок возвращается к хозяину, у него оказывается список вопросов, которые ему необходимо затронуть в своей презентации. Отвечая на эти вопросы, ученик готовит речь своего выступления. Этим методом можно воспользоваться при подготовке мини-презентаций, не требующих длительной подготовки [2].
Отдельно стоит выделить умение работать с мультимедиатехнологиями на уроке иностранного языка. Во время устного выступления мультимедийные презентации могут быть использованы учащимися для иллюстрации, для схематичного отображения основных фактов из того, о чём будет сообщать ученик. Или наоборот -устное выступление будет являться кратким изложением информации, а мультимедийная презентация обеспечит более полный и развёрнутый ответ. Обучение использованию таких наглядных средств занимает не последнее место в системе работы над презентационными умениями. Компьютерные технологии не ограничиваются мультимедийными презентациями, для поддержания межпредметных связей можно стимулировать учащихся использовать при подготовке
166
Методика преподавания языка
презентаций различные программы, например, редакторы изображений, различные программы пакета Microsoft Office - текстовый редактор, табличный, редактор для создания web-страниц. Для того, чтобы подготовить материал к устной презентации, ученик должен уметь оформить этот материал. Информационные и коммуникационные технологии позволяют оперативно работать с мультимедийной информацией - текстовой, табличной, графической, звуковой.
Итак, при обучении презентационным навыкам и умениям на уроках иностранного языка могут быть использованы основные информационно-коммуникационные технологии, такие как:
• Офисные технологии, позволяющие подготовить большинство учебных материалов в Word, Excel, PowerPoint, Access;
• Сетевые технологии, осуществляющие доставку учебных материалов в рамках локальной школьной и глобальной Интернет сети;
• Телекоммуникационные технологии, организующие взаимодействие между пользователями в рамках электронной почты, телеконференций, форумов и чатов.
Презентационные умения и навыки определены как одна из профессиональных компетенций, которыми необходимо обладать специалисту для успешного выстраивания своего профессионального пути. Наработка этой компетентности происходит в процессе профессионального обучения в вузе, но основы ее закладываются и начинают формироваться еще в средней школе [5. С. 28].
Таким образом, презентация развивает навыки и умения выступать на публике, что пригодится ученикам в будущем, независимо от того, какую профессиональную сферу они выберут.
Список литературы
1. Teaching presentation skills to ESL students / Всё для изучающих английский язык. URL: http:// www.englishclub.com, свободный.
2. Woodward, Tessa. Planning
lessons and courses. Designing sequences of work for the language classroom. UK : Cambridge
University Press, 2001.
3. Гордина, Е. А. Эффективное проведение презентаций: учебное
List of literature
1. Teaching presentation skills to ESL students / Всё для изучающих английский язык. URL: http:// www.englishclub.com, свободный.
2. Woodward, Tessa. Planning lessons and courses. Designing sequences of work for the language classroom. UK : Cambridge University Press, 2001.
3. Gordina, E. A. Effektivnoe pro-
vedenie prezentatsiy: uchebnoe
167
Lingua mobilis №3 (22), 2010
пособие. Новосибирск: НГУЭУ, 2005. 75 с.
4. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991. 158 с.
5. Панфилова, А. Эффективная презентация как фактор делового успеха // Новые знания. 2003. № 2. С. 27.
6. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. М. : Ридерз Дайджест, 2004. 960 с.
7. Щерба, Л. В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики: учебное пособие для студентов филологического факультета. 3-е изд. СПб. : Филологический факультет СПбГУ ; М. Издат.центр «Академия». 2002. 160 с.
posobie. Novosibirsk: NGUEU, 2005. 75 s.
4. Zimnyaya, I. A. Psihologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole. M., 1991. 158 s.
5. Panfilova, A. Effektivnaya pr-ezentatsiya kak faktor delovogo uspeha // Novye znaniya. 2003. № 2. S. 27.
6. Sovremennyj tolkovyj slovar' russkogo yazyka / Gl. red. S. A. Kuznetsov. M. : Riderz Daydzhest, 2004. 960 s.
7. Scherba, L. V. Prepodavanie yazykov v shkole. Obschie vo-prosy metodiki: uchebnoe posobie dlya studentov filologicheskogo fakul'teta. 3-e izd. SPb. : Filo-logicheskiy fakul'tet SPbGU ; M. Izdat.tsentr «Akademiya». 2002. 160 s.
168