Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ УМЕНИЙ КУРСАНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ УМЕНИЙ КУРСАНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова М.В., Коган Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ УМЕНИЙ КУРСАНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

Главное не цена, а результат Большинство университетов,было, поставили перед фактом, что обучающийся обязан оплачивать своё обучение самостоятельно. TheEconomist, опубликовал информацию, о том, что за последние 5 лет университеты подняли стоимость обучения на 26%. Через 20 лет в США прогнозируется ликвидацию частных вызов. Поэтому большому количеству вузов придётся перенастраивать систему под новые реалии. Сейчас вузы тратят деньги на модернизацию, но скоро это будет уже ненужно.

Диплом на втором месте, главное практические навыки. Нынешнему работодателю уже не важно какого цвета у его работника диплом, сейчас куда важнее ка-кие качествами и умениями владеет выпускник вуза. Поэтому большинство Топовых вузов вводят систему повышения практических навыков у выпускников. Так, к примеру, выпускники с огромным багажом теоретического материла очень мало. Часто терпят поражение, профессионалам с опытом, и желание получать новые знания. Поэтому фактически везде необходимы специалисты с высоко технологической подготовленностью и способностью использовать новые методики.

Использованные источники:

1. https://www.eduget.com/news/ glavnye_trendy_v_obrazovanii-815

2. Брэндон Мендельсон. «Социальные медиа - это бред. Откровения маркетолога» изд.Манн, Иванов и Фербер 2014.- 253 с .

3. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / Под ред. д.п.н., проф. В.И.Подобеда, д.п.н., проф. А.Е.Марона. -СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2003. - 406 с.

Бирюкова М. В., к.пед.н.

доцент

кафедра иностранных языков Коган Ю. Н., к. пед. н.

доцент

кафедра иностранных языков ФВА РВСН им. Петра Великого Россия, г. Серпухов ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ УМЕНИЙ КУРСАНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Современный учебный процесс, построенный на основе использования презентаций, предоставляет обучаемым большие возможности для формирования у них навыков самостоятельной работы с информацией, ее поиском и усвоением. При обучении практическому использованию иностранного языка работа с презентациями помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая высокую мотивацию обучаемых при изучении иностранного языка.

В настоящее время не все презентации удовлетворяют дидактическим, эргономическим и другим требованиям в процессе обучения, что вызывает подчас справедливые нарекания. Поэтому при создании презентаций необходимо руководствоваться научными, педагогическими, эргономическими и иными критериями, среди которых отметим следующие:

• наличие в учебном материале научно достоверной и педагогически обоснованной информационной системы понятий, законов, теорий и других образовательных элементов по изучаемому объекту; развитая система поиска; функции контроля, рефлексии и оценки учебной деятельности;

• удовлетворение гигиеническим требованиям, направленным на сохранение зрения, предупреждение переутомления обучаемых; учет возрастных особенностей, познавательных возможностей, различной интеллектуальной подготовки участников учебного процесса;

• соответствие материала стандартам соответствующей образовательной области, возможность сочетания с "бумажными" материалами и другими средствами обучения;

• интерактивность и личностная ориентация материала; возможность индивидуальной траектории его создания; разделение учебной информации по уровням сложности и способам восприятия (логического, эмоционально-образного);

• наличие учебно-познавательных и творческих заданий, связанных с изучаемым материалом и способствующих развитию критического мышления, аналитического отношения к рассматриваемым объектам и проблемам; возможность создания обучаемыми образовательной продукции при работе с материалом и ее сохранения на жестком диске компьютера;

• живая эмоциональная форма преподнесения информации, связанной с изучаемым объектом; преобладание зрительного ряда с речевым и музыкальным, наличие взаимосвязанного потока информации, подаваемого порциями в понятной и логической последовательности, в доступном для обучаемых темпе; возможность выбора ведущим презентации темпа и ритма деятельности, объема изучаемого материала;

• дружественный и интуитивно понятный интерфейс учебного объекта; применение стандартных меню и кнопок на панелях инструментов; использование возможностей современной компьютерной техники для организации интерактивной работы обучаемого с учебным материалом.

Характерные особенности презентаций подчеркивают их коммуникативную направленность, которая соответствует характеристикам публичного выступления. Одна из них - это цель презентации, которая направлена на:

- мотивирование кого-либо к рассмотрению того или иного вопроса, принятию решения и выполнению действия;

- убеждение кого-либо в реальности, значимости и потенциальном успехе вашего предложения;

- информирование о чем-либо заинтересованной стороны [7].

Известно, что командиры должны обладать развитыми

коммуникативными умениями, необходимыми для воспитания подчиненных, и коммуникативная деятельность для военного педагога -основное средство решения профессиональных и жизненных задач. Исходя из того, что командир должен уметь выслушать, "услышать", понять и объяснить, доказать, ответить, убедить, создать позитивную атмосферу для доверия или делового настроения, найти подход к подчиненному, то каждый специалист должен владеть определенными профессиональными качествами - знаниями и умениями, которые можно отнести к "коммуникативной профессиограмме" военного:

- уметь формулировать цели и задачи делового общения;

- уметь задавать вопросы и профессионально на них отвечать;

- владеть навыками делового общения и уметь управлять им в зависимости от определенных целей;

- уметь анализировать конфликтные и кризисные ситуации и делать адекватные выводы;

- уметь доказывать, аргументировать, опровергать, убеждать, достигая в то же время согласованности и компромисса;

- уметь вести беседу, полемику, дискуссию, спор, собеседование, деловой разговор, диспут, круглый стол, переговоры, направляя их на решение спрогнозированного, позитивного и мотивированного результата;

- владеть техникой и логикой речи;

- владеть определенными речевыми структурами и лексическими единицами, которые влияют на эмоционально-экспрессивное состояние подчиненного;

- уметь говорить лишь тогда, когда есть что сказать собеседнику;

- знать речевой этикет и владеть им [9].

Согласно П. Соперу существует две группы средств общения:

I) речевые (вербальные) - лексика, стилистика, грамматика, семантика, правильность, стиль;

II) невербальные - оптокинетические (мимика, жесты, позы), паралингвистические (тембр, интонация, тональность), экстралингвистические (паузы, темп речи, смех, покашливание), проксемические (пространственность), предметно-контактные (прикосновение, поглаживание, обнимание) [8].

На основании исследований в области психологии и педагогики можно вычленить два блока речевых умений, которые обеспечивают оптимальный вариант проявления коммуникативности командира. Первый блок речевых умений охватывает преимущественно те, которые обеспечивают качественный характер речи; второй блок содержит речевые умения, которые усиливают эффективность коммуникативного процесса вообще и

социально-воспитательного влияния в частности. Номенклатуру выделенных двух блоков можно сгруппировать следующим образом (табл. 3):

Таблица 3

Первый блок Второй блок

- владение техникой речи - формулирование цели речи

- владение логикой речи - отбор и реализация видов речи

- владение интонационной вариативностью - адаптация коммуникативных умений к социально-воспитательным условиям и конкретному лицу

- прогнозирование коммуникативного поведения - использование результатов анализа речи и коммуникативного процесса

- осуществление взаимодействия - управление речевым процессом и его коррекция

- осуществление эмоционального воздействия

- владение речевым этикетом

Знания и умения коммуникативной деятельности, войдя как обязательный компонент в понятие современного профессионализма, превратились в необходимый компонент образования. Создание условий, разработка целостной системы по развитию речевых умений будущих командиров гарантируют подготовку компетентных специалистов.

Актуальность внедрения компьютерных презентаций в учебный процесс по иностранному языку соотносится с государственными целевыми программами развития образования. Решение стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;

- реализация системы мер в целях повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и получения возможности участия российской учащейся молодёжи и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования. В соответствии с новыми государственными образовательными стандартами деятельность военных вузов направлена на поиск путей совершенствования учебно-воспитательного процесса и, в большей степени, за счет его интенсификации: использования новых технологий, активного задействования компьютерных мультимедийных средств обучения, разработки эффективных методик их применения.

Еще до появления НИТ эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью

восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 25% его объема. Если информация была представлена визуально - около 35-40%. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75% [2]. Такая статистика не могла не подтолкнуть лингводидактов к активному использованию компьютерных технологий в языковой подготовке.

Первые компьютерные презентации представляли собой грамматические и лексические языковые упражнения. Позднее разработчики стали обращать больше внимания на содержательную сторону программ. Исследования в области мультимедиа позволили улучшить программы и сориентировать их на формирование коммуникативных умений курсантов. Однако проблема коммуникативной направленности компьютерных презентаций по-прежнему остается актуальной и далека от разрешения.

Аргументы в пользу компьютерных презентаций заключаются в том, что компьютерная мультимедийная информация оказывает эффективное воздействие на того, кому она предназначена. Несмотря на бесспорную ценность проведенных в этом направлении исследований, следует отметить, что они не в полной мере решают комплекс задач по применению компьютерных презентаций при обучении иностранному языку курсантов военных вузов. Основными условиями эффективности формирования умений работы над презентациями являются следующие:

- разработка эффективных методик комплексного использования компьютерных презентаций в процессе языковой подготовки курсантов;

- определение методов и приемов этой работы, отвечающих индивидуальным особенностям обучаемых;

- создание методики выявления готовности курсантов работать в мультимедийной среде обучения;

- разработка содержания и порядка проведения учебно-методических семинаров с педагогами, направленных на ознакомление с последними разработками в области компьютерных презентаций и подготовку высококвалифицированных педагогических кадров и т.п.

В обучении иностранному языку при помощи компьютерных технологий высокие требования предъявляются к достоверности, репрезентативности и полноте материала. Если преподаватель-предметник владеет инструментами для создания компьютерных презентаций, знает специфику этого компьютерного жанра и психологию восприятия информации, представленной на экране компьютера, он может разработать полноценный продукт в соответствии с целями и задачами учебного курса. Поэтому необходимо подчеркнуть важность обучения разработке мультимедийных продуктов непрограммирующим пользователем, прежде всего, в преподавательской среде. Разработчики программного обеспечения должны предлагать простые в обучении и в то же время не слишком

ограниченные по функциональности средства для компоновки мультимедийных продуктов.

Кроме технологических проблем освоения средств подготовки презентаций и курсов могут быть проблемы методического и психолого-педагогического плана, связанные с неготовностью многих преподавателей к эффективной реализации развивающих презентаций. Среди них: усложнение деятельности преподавателя, интенсификация подготовки к занятиям, снижение внимания обучаемых к объяснению преподавателя. Основные причины неэффективности использования мультимедийных средств обучения могут быть связаны как с низкой интерактивностью, так и с недостаточной квалификацией преподавателей в использовании современных информационных и коммуникационных технологий.

В то же время нельзя забывать и о том, что необходимо формировать медиакомпетентность курсантов, совершенствовать навыки и умения по добыванию, критической оценке и самостоятельному созданию медиатекстов. Процесс изучения средств массовой коммуникации - прессы, телевидения и радиовещания, ресурсов Интернета - как в рамках профессиональной языковой подготовки, так и как необходимое любому современному человеку освоение существующих информационных и коммуникационных технологий, формирует способность к восприятию, анализу, оценке и созданию информационных сообщений.

Будучи средством обучения иностранному языку, компьютерная презентация выполняет основную дидактическую функцию и нацелена на повышение эффективности языковой подготовки. Английский язык, являясь средством общения, как и любой другой язык, представляет собой средство получения и передачи информации. Поскольку иноязычное общение является необходимой учебной деятельностью курсантов на занятиях по иностранному языку, компьютерные презентации становятся эффективным средством обучения языку, так как дают огромные возможности аутентичной коммуникации. Однако, как указывалось выше, в отсутствии безопасного подключения к глобальной сети речевые навыки курсантов формируются не на должном уровне или не формируются вообще в условиях отсутствия практики речи с представителями англо-говорящих стран.

Решить эту задачу, учитывая особенности организации учебного процесса в военном вузе и требования по защите информации, можно, организовав общение с ведущими педагогами и наиболее подготовленными курсантами, а презентация позволит совершить виртуальное путешествие в любую страну по выбору, изучить реалии, традиции, научные достижения государства, ознакомиться со структурой вооружённых сил, особенностями организации службы и быта военнослужащих. Успех обучения, как известно, во многом зависит от интереса курсантов к предмету, от их желания заниматься им. Порой же занятия проходят, не оставляя следа в образовании курсантов. В.П. Беспалько считает, что важным аспектом современного

образования является "персонализированное обучение", в котором обучение осуществляется "с участием компьютеров". Именно при таком подходе преподаватель управляет познавательной деятельностью обучаемых [1]:

- обеспечивает высокую мотивацию курсантов к изучению иностранного языка, используя компьютерные презентации;

- дает разнообразие форм обучения - от прослушивания аудиозаписей и просмотра видео до работы с компьютерными приложениями;

- формирует профессиональную информационно-коммуникационную компетенцию преподавателя иностранного языка для решения профессиональных проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности;

- создает профессионально-ориентированные программы повышения квалификации преподавателей в области использования информационных компьютерных технологий в преподавании языка и приобретения навыков производства мультимедийных презентаций;

- способствует созданию междисциплинарных предметно-методических комиссий по разработке требований к мультимедийным компьютерным презентациям и методическим рекомендациям по использованию презентаций на занятиях по иностранному языку;

- реализует создание подразделений (на базе научно-исследовательских лабораторий вуза) по разработке универсальных интерактивных мультимедийных презентаций с возможностью для каждого преподавателя адаптировать их под конкретную дисциплину.

Мультимедийные презентации рассматриваются как интерактивное средство обучения, своего рода маркетинговый инструмент (special event), состоящий из поэтапных графических опор, направленных на формирование умений профессионально-ориентированного общения будущего специалиста. А. А. Киченко посвящает свое исследование частной методической проблеме - подготовке обучаемых неязыкового вуза профессионально-ориентированному иноязычному общению. Он выявил в более широком контексте роль обучаемого и определил виды компьютерных презентаций: 1) по интерактивности: а) линейная, б) презентация со сценарием, в) обучающая презентация, г) самовыполняющаяся презентация, д) интерактивная презентация; 2) по содержанию: а) презентация поддержки учебного процесса, б) презентация для обучаемых, в) презентация для преподавателя [4].

Исследователь Н. И. Клевцова вводит понятие мультимедийной учебной презентации, которую определяет как электронное учебное пособие, разработанное с помощью мультимедийных технологий для занятий по иностранному языку с компьютерным сопровождением, выполняющим роль наглядного представления нового учебного материала и предъявляемым обучаемым на мониторе или на специальном экране посредством компьютера [5].

Согласно такому подходу презентация рассматривается исключительно с точки зрения преподавателя, организующего и управляющего учебной деятельностью обучаемого. Е. О. Иванова и И. М. Осмоловская, которые под презентацией понимают средство рефлексивного представления полученных результатов учебно-познавательной деятельности, образовательный продукт, состоящий из набора слайдов, на которых информация предъявляется в виде текста, изображения, аудио- и видеоматериалов [6].

Компьютерные презентации - это качественно новый подход к изучению иностранных языков. Их применение в учебном процессе является необходимым условием интенсифицирования усвоения учебного материала курсантами и проведения занятий на новом уровне. Для подготовки такой презентации курсант должен провести аналитическую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в процесс индивидуального творчества. Необходимо отметить, что курсанты выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще и стимул к развитию интереса курсантов к изучению языков и культуре стран, в которых эти языки являются доминирующими. В процессе подготовки презентации создаются условия для развития мотивации к изучению иностранных языков, расширяются фоновые знания курсантов, их кругозор и информативность. Компьютерные презентации также помогают им развить самоконтроль и чувство ответственности за выполненную работу, расширить возможности общения, стимулируют их к самостоятельному поиску дополнительной информации, создают возможности творческого саморазвития личности.

Можно обозначить преимущества использования компьютерных презентаций для курсанта. Итак, компьютерная презентация:

• адаптирует курсанта к виртуальной среде для последующего компьютерного тестирования, к контрольным работам и другим видам оперативной проверки знаний;

• дает возможность интенсифицировать и персонифицировать процесс повторения заданного материала обучаемым;

• позволяет курсантам использовать учебный материал в электронном виде для дополнительных занятий в часы, отведенные для самостоятельной работы;

• обеспечивает наглядность, способствующую комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;

• повышает эффективность восприятия информации при проигрывании аудиофайлов и позволяет закреплять материал подсознательно на уровне интуиции;

• оказывает значительное эмоциональное воздействие на курсантов;

• является одной из форм проектной деятельности курсантов;

• повышает уровень практического владения иностранным языком и

компьютером;

• формирует навыки самостоятельной учебной деятельности;

• формирует умения учебно-творческой деятельности;

• осуществляет одновременное запоминание учебного материала несколькими способами: визуально, на слух, при комментировании курсантом, а также ассоциативно через воспроизводимые на экране изображения;

• создает предпосылки для большего понимания и усвоения материала, так как курсанты освобождаются от традиционного механического записывания лекций;

• исключает вероятность ошибочной трактовки мыслей преподавателя;

• создает предпосылки для овладения речевым мастерством и формирования личностно - валеологической компетенции (знание собственных личностных качеств и способностей; понимание нравственных общепринятых норм и умение следовать этим нормам; знание культуры внешнего облика оратора в ситуациях научного общения и умение соответствовать данным параметрам).

При этом особо следует подчеркнуть, что курсант использует компьютерную презентацию и как конечный пользователь, и как её создатель. Можно отметить также преимущества использования компьютерной презентации и для преподавателя. Компьютерная презентация:

• акцентирует внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации, позволяет сделать изложение учебного материала более ярким, выразительным;

• создает наглядные эффектные образы благодаря контаминации -смешению, перетасовке информации, включающей текстовую, графическую информацию (схемы, композиции), подвижные диаграммы, мультипликацию, видеоинформацию и т. д.;

• позволяет эффективно сочетать во времени устный лекционный материал с непрерывной автоматической демонстрацией слайд-фильма во время лекции;

• осуществляет интеграцию гипертекста и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию;

• позволяет преподавателю использовать презентацию в качестве раздаточного материала для курсантов (справочного материала, памяток и т. д.);

• представляет возможность демонстрации динамических процессов (опытов, экспериментов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• дает возможность показать структуру занятия;

• позволяет преподавателю упорядочить мысли, классифицировать материал;

• обеспечивает быстроту, удобство воспроизведения, универсальность (программа Power Point входит в пакет программ Microsoft Office),

возможность проигрывания презентации на любом компьютере;

• позволяет демонстрировать изображение в больших размерах;

• повышает информативность и эффективность лекционного материала при его изложении ввиду того, что у курсантов задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия;

• способствует повышению методического мастерства преподавателя;

• снижает интенсивность труда преподавателя во время практических занятий, поскольку часть функций заменяется готовыми электронными презентациями.

Обозначенные выше преимущества позволяют судить о полифункциональности компьютерных презентаций как подвида компьютерной педагогической технологии, которая благодаря интерактивности, гибкости, интеграции различной наглядной информации позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых и способствует повышению их мотивации. Особенность компьютерной презентации заключается также в том, что, с одной стороны, она "позволяет приспособить процесс обучения к социальным и культурным особенностям курсантов, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам" [9], например, при выборе темы индивидуального исследовательского проекта, проблемы изучения и т. д., с другой стороны, развивает навыки сотрудничества, ведения диалога с сокурсниками в коллективной творческой деятельности: участие в групповом исследовательском проекте.

"Быть с веком наравне" - это требование ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, в том числе - и к образованию. Как повлиять на будущее, чтобы оно не несло угрозу, а наоборот, привело человечество к процветанию, миролюбию, взаимопониманию? В этом вечная гуманная роль преподавателя. Мультимедийные учебники, Интернет - технологии для профессионального педагога - это еще один инструмент, еще одна среда для диалога с обучаемым. В настоящее время ускорения научно-технического прогресса, когда владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача - научить нашу молодёжь жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. В новом информационном обществе преподаватель уже не может быть основным и единственным источником знаний об окружающем мире, что несомненно ведет к изменению форм учебной работы.

Современные компьютерные информационные технологии находят широкое применение в образовательном процессе, в том числе и в ходе обучения иностранным языкам. Неслучайно образовательная сфера стоит на одном из первых мест по внедрению новейших компьютерных мультимедийных систем обучения. Создание презентаций активизирует развитие умений коммуникативной деятельности будущих офицеров и дает возможность готовить компетентных специалистов. Разработка и внедрение презентаций в учебный процесс приводит к появлению новых

организационных форм обучения. Это обеспечивает реализацию таких моделей учебной деятельности, как самостоятельное и управляемое усвоение знания. Так, компьютерные презентации могут быть использованы как для организации самостоятельной работы обучаемых, так и в ходе занятия по иностранному языку на этапе объяснения нового учебного материала. В последнем случае обучаемые имеют возможность непосредственного контакта с педагогом и учебным содержанием, представленным посредством мультимедийной презентации.

В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает специально созданными для объяснения нового учебного материала электронными программами, у преподавателя возникает потребность в разработке собственными силами относительно несложных мультимедийных учебных приложений. Выделим общедидактические функции компьютерной презентации по отношению к обучаемому и преподавателю.

1. Основные функции компьютерной презентации по отношению к обучаемому:

- продуктивно-творческая функция реализуется в применении элементов творчества при решении учебно-творческих задач проблемного характера (в ходе разработки и внедрения презентации);

- развивающая функция связана с возможностью укреплять память, тренировать критическое мышление, формировать умения и навыки применения знаний на практике в нестандартных условиях, измененной ситуации, которые активизируют способности обучаемых анализировать, обобщать, оценивать информацию, отбираемую для компьютерной презентации;

- коммуникативная функция предполагает, что процесс обучения иностранному языку проводится как обучение средству общения участников образовательного процесса посредством учебной презентации, в которой отражается последовательность шагов этого общения, задаются содержание, ключевые опоры и т. д.;

- информационная функция означает, что обучаемый активно пользуется информацией, предварительно отобранной, проанализированной, систематизированной и особым образом представленной преподавателем в учебной презентации или при разработке собственной презентации;

- тренировочная функция сводится к тому, что обучаемые могут применять учебную презентацию в самостоятельной работе под контролем и без контроля преподавателя, при выполнении заданий на самоподготовке, при подготовке к зачету или экзамену;

- рефлексирующая функция предполагает возможность осуществлять планомерный, систематический, текущий, итоговый контроль за ходом и результатами учебной деятельности, определять состояние усвоенных знаний, умений и навыков, уровень сформированных компетенций, находить свое отражение в оценке учебных достижений и рефлексии;

- воспитывающая и мотивирующая функции проявляются в становлении таких позитивных качеств личности обучаемого, как познавательный интерес, умение систематически работать, навыки самоконтроля и самооценки, в формировании мотивационной основы учебно-творческой деятельности.

2. Основные функции компьютерной презентации по отношению к преподавателю:

- контролирующая функция предполагает возможность осуществлять планомерный, систематический, текущий, итоговый контроль за ходом и результатами обучения, определять состояние усвоенных курсантами знаний, умений и навыков, а также уровень сформированных компетенций;

- управляющая функция связана с возможностью координировать процесс обучения курсантов дисциплине учебного плана; проблематика сообщений задается программой обучения согласно выделенным разделам -блокам - модулям - темам;

- организация коллективной творческой деятельности обучаемых при разработке мультимедийной презентации, предполагающей моделирование социального взаимодействия в учебной группе, кооперацию, распределение обязанностей, деловое общение в процессе занятия, самоконтроль, самоответственность за учебный результат и образовательный продукт [3].

Одним из условий эффективного использования компьютерных презентаций является следование следующим основным дидактическим принципам применения компьютерных презентаций через призму коммуникативного компонента обучения:

- эвристичность - организация серии образовательных ситуаций, последовательно приближающих курсантов к созданию емкого образовательного продукта, конструируя который с помощью методов разных наук курсанты постигают сущность самостоятельного исследования изучаемого объекта;

- опосредованность - взаимодействие субъектов образовательного процесса происходит с помощью компьютерных средств обучения и взаимодействия;

- оперативность - одним из достоинств любой презентации является своевременное получение ответа на поставленные вопросы, получение необходимого сообщения, передача выполненной работы. Сетевые коммуникационные технологии именно в этом аспекте сводят к минимуму потери времени при общении субъектов образовательного процесса и всех других участников процесса общения, предоставляют возможности общения в on- и off-line режимах работы;

- индивидуальность - выбор собственного собеседника (собеседников) и маршрута общения/обучения;

- корпоративность - выступление в группах по интересам, возможно конфиденциальное;

- компенсаторность - облегчение процесса обучения, уменьшение

затрат времени и сил обучаемых на понимание и изучение материала;

- доступность - любая отрытая тема может быть интересна и доступна для обсуждения любому количеству обучаемых;

- независимость - от времени и места - главная отличительная особенность компьютерных презентаций в отличие от традиционных форм общения;

- эстетичность - формирование культуры общения, умение кратко, грамотно и корректно выразить свою мысль;

- многоаспектность - компьютерная презентация позволяет вести разностороннее обсуждение проблем, с привлечением межпредметных связей, представления информации и собеседников из других областей знаний;

- многосторонность - не просто выступление одного субъекта образовательного процесса, но и участие всей группы в оперативном обсуждении вопроса (в том числе общение и курсантов между собой, причем с возможностью расширения аудитории за счет просто заинтересованных в обсуждении поставленного вопроса), позволяет сделать процесс общения активным и более эффективным;

- интеркультурность - очень важная характеристика презентации в условиях компьютерных коммуникаций - общение с собеседниками другой языковой среды и культуры, выход в другое культурное и национальное пространство; важно научиться общению с представителями других взглядов и вероисповеданий; компьютерные средства коммуникации способствуют воспитанию толерантности (терпимости), дружелюбия всех участников процесса общения;

- технологичность - важной характеристикой презентации в условиях информатизации образования является высокотехнологичность и многообразие средств, предоставляющих разнообразные формы общения. Главным условием технологичности коммуникаций являются сетевые компьютерные технологии (без которых немыслимо современное общество) и разнообразие готовых программных продуктов, позволяющих в разной степени сложности, простоты и удобства вести общение разного направления.

Умение критически взглянуть на образовательный продукт товарища, его устный ответ, на языковой материал, просмотренный видеофильм, проанализировать их содержание, выделить главные моменты -необходимые условия самоопределения курсантов. Введению метода рецензий на презентации предшествует подготовительная работа. Первые рецензии составляются с помощью специальных опорных схем. Оценки и суждения курсантов поощряются, закрепляется положительное отношение к рецензиям. Приведём схему рецензии выступления (презентации):

1. Что понравилось в выступлении, о чем рассказано наиболее удачно.

2. Как построено выступление, общая структура и логика

изложения.

3. Полностью ли раскрыта тема, достаточно ли приведено примеров.

4. Замеченные неточности, ошибки, противоречия. Возражения выступающему.

5. Общая оценка выступления.

Рецензии курсантов оцениваются наравне с другими продуктами их творческой деятельности. Анализ курсантских рецензий позволяет установить обратную связь с курсантами, осуществить диагностику их знаний, скорректировать дальнейшую творческую деятельность. Оценка презентации проводится по таким параметрам, как степень творчества, новизна, оригинальность, личный вклад, логичность, оформление, аргументированность ответов на вопросы, умение привлечь внимание присутствующих на презентации, трудоемкость, полезность работы и др.

По каждому критерию экспертная группа выставляет оценку выступающему в трех-, пяти- или десятибалльной шкале. В таблице, помещенной ниже, приведен фрагмент сводной ведомости по итогам выполненных творческих презентаций. Подобные таблицы позволяют судить не только о комплексных изменениях уровня выполнения курсантами презентационных работ, но и об обобщенных изменениях отдельных параметров образовательной продукции курсантов. Приведем пример обобщенной трехуровневой шкалы оценки образовательной продукции обучаемых (табл. 4).

Таблица 4

Фрагмент сводной ведомости по итогам проведения презентаций

Параметры оценки

Учебная группа Фамилия, имя курсанта Название презентации Руководитель Степень творчества Профессионализм Трудоемкость Практическая польза Умение защищаться Общая сумма баллов Место

Высоким уровнем характеризуются компьютерные презентации курсантов, которые во время их представления оцениваются экспертной группой десятибалльной шкалой. Высокий уровень имеют презентации, которым дана высокая оценка (рецензия) компетентного специалиста. Высокий уровень творческой работы курсанта означает, что она сопоставима с общеизвестным образовательным аналогом.

Творческую работу относят к среднему уровню, если курсант реализовал в ней свою идею или принцип, а также достаточно хорошо, по

мнению специалиста или экспертной группы, справился с поставленной целью. Такие работы оцениваются, как правило, 4-7 баллами по десятибалльной шкале или аналогичным образом по другим шкалам.

Работа низкого уровня представляет собой завершенную работу курсанта, которая выполнена им по образцу или аналогии, либо с незначительной модернизацией уже известной им работы. Степень новизны такой работы незначительна для ее автора. (Термин "низкий уровень" употребляется условно, поскольку даже низкий уровень творческой работы говорит о том, что курсант выполнил и представил свою работу). В качестве творческих работ низкого уровня назовем презентации, в которых не выражена собственная точка зрения автора. Низким уровнем характеризуются работы, получившие оценку 1-3 балла по десятибалльной шкале.

Сложившаяся практика внедрения презентаций в образовательный процесс в военном вузе значительно улучшает управление образовательным процессом и повышает его педагогическую эффективность.

Внедряя презентации в учебный процесс на кафедре иностранных языков ФВА им. Петра Великого в г. Серпухове в течение 10 лет и анализируя данную технологию, можно выделить ряд существенных позитивных факторов, повышающих эффективность обучения курсантов. Использование презентаций в учебной деятельности:

- позволяет индивидуализировать обучение;

- повышает активность курсантов;

- помогает интенсифицировать обучение;

- повышает мотивацию учения;

- создает условия для самостоятельной работы.

Однако, следует иметь в виду, что применение презентаций в обучении по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы образования. При работе над презентациями необходим обдуманный и четко аргументированный подход. Их подготовка требует разнообразных форм учебной деятельности: это - и фронтальная работа по актуализации знаний, и групповая или парная работа обучаемых по овладению конкретными презентационными умениями, и дидактические игры, и работа консультационной службы, это - и интересные устные и письменные задания. Все они должны быть скомпонованы таким образом, чтобы быть логическим дополнением к учебному процессу.

Рассматривая возможности использования презентаций в учебном процессе по иностранному языку, не нужно идеализировать и абсолютизировать их место и роль в реализации учебных целей и заданий, что не означает отказа от традиционных методов обучения, а предоставляет педагогу новые возможности в организации учебного процесса, позволяя достичь результата с затратой меньших усилий и времени, повысить эффективность усвоения информации, активизировать и во многом способствовать развитию познавательной деятельности курсантов.

Использованные источники:

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002.

2. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: уч. пос. для студентов вузов. - М.: "Академия", 2008. С. 336.

3. Маханькова Н.В., Мокрушина Л.В. Мультимедийная презентация в иноязычном образовании: учеб. пособие /под ред. Т.И. Зелениной. - Ижевск: Изд-во "Удмуртский университет", 2012. - С. 125.

4. Низамова А.Ф. Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе.) [Электронный ресурс] / А.Ф. Низамова. http://pedsovet.org/component/optюn,com_mtree/task, viewlink/link_id,4561/Itemid, 118/.

5. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] / Филолингвия - http://virtlab.ioso.ru/method.htm.

6. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка - потребность времени / Л.П. Петрова // Иностранные языки в школе, 2005.-№ 5. - С. 18-21.

7. Руководство по проведению презентаций на стажировке в Германии. -М.: МАКС Пресс, 2001. -С. 180.

8. Сопер П.Л. Искусство речи. - М.: Искусство, 1992.

9. Сощальна педагопка: Пщручник. 4-те вид. виправ. та доп. / За ред. проф. А.Й. Капсько!. - К.: Центр учбово! лггератури, 2009. - С. 488.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.