© Л.Е. Млечко, 2005
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ЧИТАТЕЛЕЙ-ШКОЛЬНИКОВ О ПОНЯТИИ «ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА»
(на материале сказки Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»)
Л.Е. Млечко
Изучению литературной сказке в школе отведено особое место. Не секрет, что именно пятый класс является своеобразным «трамплином» к постижению структуры курса литературы. В силу особенностей возраста общие «законы» литературного произведения рассматриваются прежде всего на сказках, как произведениях, которые в этом возрасте воспринимаются легче, нежели произведения других жанров. Думается, в этом смысле литературная сказка является своего рода «пограничным» явлением между фольклорным произведением и литературой как таковой — это можно назвать первым опытом анализа авторского текста учениками.
Сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» не во всех программах вынесена в качестве обязательного изучения, хотя текст этого произведения, на наш взгляд, очень интересно можно использовать для формирования представления у читателей-школьников о понятии «литературная сказка».
Как показывает практика, вопрос «почему это произведение можно определить как сказку?» не вызывает затруднений у школьников. Как правило, ребята сразу обращают внимание на чудесные превращения курицы Чернушки в человечка-министра, который в качестве благодарности за то, что главный герой Алеша спас его жизнь, открыл ему тайну существования мира подземных жителей.
Именно этот вопрос заставляет сразу погрузиться в анализ текста, сосредоточить свое внимание на эпизодах, которые определяют «сказочность» текста.
Поэтому вполне оправданна, на наш взгляд, рекомендация начать анализ текста не «вслед за автором», а с того момента, когда перед Алешей появляется Чернушка в облике маленького человечка и когда мальчик отправляется вместе с ним к подземным жителям.
В этом поможет первая задача, которую ставит учитель перед учениками: Давайте обратимся к тем эпизодам, в которых, на ваш взгляд, начинаются разворачиваться настоящие чудеса.
Анализируя текст, ребята под руководством учителя отмечают сходство с другими сказками. Выделяются традиционные сказочные элементы. Однако учитель, на наш взгляд, также должен обратить внимание на то, что в этих эпизодах традиционные сказочные элементы коррелируют с сугубо авторским началом.
Безусловно, ребята должны отметить, что Алеша, как и многие герои сказок, совершает путь. Пропп, комментируя «снаряжение героя в путь», пишет: «Отправка в путь на первый взгляд не содержит в себе ничего сколько-нибудь интересного. “Пошел стрелок в путь-дорогу”, “Сын сел на коня, отправился в далекие царства”, “Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель”, — вот обычная формула этой отправки. <...> Важны, однако, не слова, а важен факт отправки героя в путь»1. Однако необходимо отметить, что в народных сказках этот путь вынужденный. Мотив дороги появляется в определенный сюжетнокомпозиционный момент. Как правило, после нарушения запрета (например, сказка «Гуси-лебеди» и т.д.), в результате какой-либо беды («Морозко» и другие сказки с общим мотивом об изгнанных детях), по чьему-либо указу или (что характерно для идеального героя русских сказок Ивана-цареви-ча) из-за непреодолимого, мучительного желания увидеть, познать, обрести «запредельное», «неизреченное». Именно такие мотивации ухода из дома чаще всего мы встречаем в народных сказках. Легко можно заметить, что здесь герой никогда по собственной воле не ходит в иное царство, в иной мир. Однако, отправляясь туда, он всегда знает цель своего путешествия.
В сказке Антония Погорельского все происходит наоборот. Алеша отправляется в путь, сам не зная зачем, из простого любопытства. Он много слышал о том, что «комнаты старушек убраны по-старинному», что там есть большой серый попугай и умная серая кошка, которая «умеет прыгать через обруч и подавать лапку». Мальчик никогда не был в этих комнатах, но ему очень хотелось видеть все, о чем рассказывают, поэтому сильно обрадовался, когда «дверь в покои старушек отворилась».
Учитель обращает внимание ребят на то, что в «другой мир» находится совсем рядом. «Дверью» туда являются комнаты, где жили столетние старушки-голландки. С ними читатель встречается еще в самом начале сказки («...спальные комнаты детей находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки, голландки, из которой каждой было более ста лет и которые собственными глазами видели Петра Великого и даже с ним говаривали...»). Учитель в ходе беседы должен отметить, что перед ребятами сугубо авторский прием отправки героя в путь: достаточно открыть «дверь», чтобы совершить переход. Это совсем нарушает традицию народных сказок, где герои обычно проходят через лес, или горы, или переплывают реку и т. д. В сказке «Черная курица, или Подземные жители» происходит так называемое пространственное усечение. Поэтому нет долгой дороги, где можно было бы «три железных посоха сломать» или «износить три пары обуви». Более того, «порог» между двумя мирами в традиционных текстах как раз представлен лесом, рекой, горой и т. п. «Порогом» миров в авторской сказке является буквально порог двери комнат. Иногда загадочные «проходы» открываются еще ближе — прямо в комнате: «Он взглянул на стоявшую подле него кровать, немного освещенную месячным сиянием, и заметил, что белая простыня, висящая почти до полу, легко шевелилась. <...> Вдруг белая простыня приподнялась, и из-под нее вышла... черная курица!»
Анализируя текст, ребята под руководством учителя начинаю сравнивать «иной мир» народной сказки и «иной мир» сказки Погорельского. Это приведет их к бесспорному выводу, что по сути своей они совершенно различны. Учитель напоминает учащимся, что в сказках разворачиваются мифологические представления о профанном пространстве. В далекие времена в «ином мире» (тридевятом/тридесятом царстве) жили духи мерт-
вых, добрые или злые, поэтому его часто называли «царством мертвых». Мир этот воспринимался людьми совершенно реально, и все чудеса, происходившие в нем, тоже вполне реальны. Для Антония Погорельского, представителя эпохи романтизма, «иное царство» представляется прежде всего миром чудес, волшебства. Этот мир не является продолжением того пространства, с которым связана обыденная действительность. Но, по представлениям романтиков, он есть, только его нужно открыть.
Путь, который проходит Алеша, во многом напоминает путь сказочных героев: есть ряд запретов, которые нельзя нарушать. Чернушка запрещает Алеше останавливаться, прикасаться к чему-нибудь, подавать какие-либо знаки. Нарушение запрета повлечет за собой разные неприятности: разбудит рыцарей в блестящих латах, которые охраняют вход к подземным жителям. Здесь автор сохраняет сказочную традицию табуирования, уходящую своими корнями в мифологическое прошлое. Мальчик трижды забывает об опасности. Сначала он хочет остановиться, чтобы получше рассмотреть мебель и фигурки в первой комнате, но Чернушка не позволяет ему этого. Потом, оказавшись во второй комнате, Алеша видит большого серого попугая, о котором много слышал, и хочет к нему подбежать. Но Чернушка опять его не пускает («— Не трогай здесь ничего, — сказала она. — Берегись разбудить старушек!»). Однако по закону движения сюжета сказки запрет нарушается. Мальчик, проходя мимо серой кошки, «не мог утерпеть, чтоб не попросить у ней лапки...». Чернушка не успевает его остановить. «Кошка громко замяукала, попугай нахохлился и начал громко кричать. <...> Старушки приподнялись с постели. <...> Чернушка поспешно удалилась, Алеша побежал за нею, дверь за ними сильно захлопнулась...»
В ходе беседы ребята обращают внимание на «сказочное» число три. Алеша три раза пытается нарушить запрет, через три комнаты проходят герои, три люстры висят в тронном зале подземных жителей. Учитель может напомнить, что в народных сказках это число появляется не случайно, что история этого числа связана с мифологическими представлениями людей о мире. В народных сказках это число выступает уже как рудимент древнего сознания. А в литературных сказках — как прием стилизации.
Конечно, учащиеся не могут не заметить еще один признак сказочного текста —
наличие волшебного предмета. Алеша в награду за смелый поступок награжден королем подземных жителей. Как в сказке, мальчику обещают выполнить любое его желание. Но, в отличие от сказочных героев, он не знает, что пожелать. Однако автор вынужден выполнить еще один закон движения сказочного сюжета. Несмотря на то что герой не может придумать «чего-нибудь хорошенькое», он все-таки не отказывается от такого предложения и поэтому говорит первое, что пришло ему в голову: «— Я бы желал, — сказал он, — чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали». Автор далее сохраняет сказочную традицию выполнения желания, однако привносит свою оценку: «— Не думал я, что ты такой ленивец, — отвечал король, покачав головою. — Но делать нечего: я должен исполнить свое обещание».
В награду мальчик получает волшебное зернышко. Учитель вопросом «Почему автор в качестве волшебного предмета выбирает именно зернышко?» заставляет учащихся вспомнить такое выражение, как «зерно знания».
Безусловно, это не все «сказочные» черты текста. Однако, как показывает опыт, именно на эти признаки в первую очередь обращают внимание учащиеся.
Таким образом, учащиеся под руководством учителя проанализировали ту часть произведения, которая помогла ребятам увидеть в нем именно сказку. Однако учитель возвращает ребят к жанровому определению «Черной курицы» и уточняет, что перед читателем не просто сказка, а литературная сказка.
Далее уроки (занятия) должны быть подчинены анализу авторского начала в тексте.
Учитель отмечает наличие экспозиции в тексте. Действительно, автор перед тем, как приступить непосредственно к передаче событий, немного рассказывает об истории города Петербурга, о семье Алеши, о чувствах мальчика, который остался в пансионе без родителей.
Далее учитель также может сориентировать учащихся на эпизоды, где наличествуют подробные описания. Например, в самом начале сказки дается подробное описание пансиона, в котором живет мальчик. Здесь же необходим комментарий учителя о том, что подробное описание места действия, равно как и точное указание времени событий, дано автором для того, чтобы убедить читателя в подлинности происходящего.
Очень интересно и ярко проявились авторские черты в тех моментах сказки, где дается подробная характеристика психологического состояния Алеши. Переживания героя становятся доминирующим элементом. Нередко здесь звучит «внутренний голос» героя: «Принесли розги... Алеша был в отчаянии! В первый еще раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же — Алешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!.. »
Безусловно, нельзя не сказать также о том, что в анализируемой сказке звучит постоянно голос автора. Он возникает то ли в наставлениях Чернушки («...не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх»), то ли в негодующих восклицаниях наставника («Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, — сказал он Алеше, — тем скромнее и послушнее вы должны быть»), то ли в сочувственных высказываниях о поступках и наказаниях мальчика («И бедного Алешу высекли!», «Увы! Бедный Алеша не знал, что для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» и т. д).
Действительно, авторская оценка поступков мальчика постоянно проявляется в тексте, иногда непосредственно, иногда через слова разных героев. Так, высказав свое желание, Алеша услышал неодобрительное замечание короля подземных жителей: «Не думал я, что ты такой ленивец...» Необходимо отметить, что на протяжении всего текста автор касается этических норм. Именно они заложены в идейную основу текста. Перед нами разворачивается урок: как не должен поступать ребенок, чтобы потом стать хорошим человеком (это своего рода авторское представление социализации героя). Прежде всего дети не должны быть ленивыми, иначе это приведет к большим грехам, таким как гордыня, обман, неблагодарность, предательство.
Здесь учитель может обратиться к учащимся с вопросом: «Какой, по мнению автора, грех наиболее тяжкий?» Если ребята были внимательными и проследили, каким становится мальчик после получения зернышка, какие проступки он совершает, что они движутся по нарастающей, то без особых затруднений ответят, что именно предательство — наиболее тяжкий, так как влечет за собой зло другим. Автор предупреждает мальчика об этом в самом начале сказки во время по-
сещения дворца короля подземных жителей: «...если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти далеко-далеко, в другие страны. ...И потому убедительно тебя прошу быть как можно более скромнее. В противном случае ты нас всех сделаешь несчастными». И как доказательство того, что, совершив этот проступок, человек уже ничего не может изменить, автор рисует последнюю сцену прощания мальчика и Чернушки: «Министр поднял обе руки кверху, и Алеша увидел, что они были скованы золотою цепью... Он ужаснулся!»
Также учитель должен сказать учащимся о том, что в этом произведении Погорельский проявил себя как ярчайший пред-
ставитель романтизма. Это касается прежде всего романтического «двоемирия» — непосредственная близость мира чудесного обусловлена обыденностью и рутинностью мира реального, что так хорошо ощущает Алеша.
Итак, подводя итоги, следует сказать, что обращение школьных программ к текстам литературных сказок вызвано необходимостью выработки начальных навыков анализа текстов, а также приобщения к жанровой теории литературы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996. С. 48.