УДК 372.882.161.1:821.161.1-3(Платонов А. П.) ББК Ч426.839(=411.2)-270+Ш33(2Рос=Рус)6-8,444
Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма (на примере анализа рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле» в 5 классе)
Ф. Е. Соловьёва Смоленск, Россия
Аннотация. Реализации целей литературного образования максимально содействует осмысление аксиологии гуманизма — экзистенциальных, социальных, политических, нравственных, эстетических и др. ценностей. В процессе изучения курса литературы необходимо формировать представление о жизни как процессе, в ходе которого происходит реализация человечности, всех положительных качеств и добродетелей, всех ценностей.
Ключевые слова: гуманистическое мировоззрение, аксиология гуманизма, жизнь и смерть, познание мира.
F. E. SOLOVYOVA. Forming notions about life as an existential value of humanism (the analysis of A. P. Platonov's story "A flower on the Earth" in the 5th form)
Abstract. Realisation of aims of literary education helps as much as possible to understand axiology humanism-existential, social, political, moral, aesthetics and other values. While studying the course of literature one should form understanding life as process of realisation of humanity, all positive qualities and virtues, all values.
Keywords: humanistic world outlook, axiology of humanism, life and death, cognition of world.
Ценностными ориентирами содержания литературы как учебного предмета являются «воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике, формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей» [Примерные программы по учебным предметам 2011: 6].
Преподавание литературы в школе должно быть ориентировано на осмысление аксиологии гуманизма, включающей область ценностей (экзистенциальные, социальные (общество, народ и государство), политические ценности (патриотизм и космополитизм, национальная и международная безопасность, мир и международное сотрудничество), нравственные ценности (принципы и основы этики человечности, совершенствование и совершенство), ценности познания, эстетические ценности), псевдоценностей и антиценностей [Борзенко, Кувакин, Кудишина 2002].
Базис всех других ценностей, связанных с фундаментальными смыслами человеческого существования, составляют экзистенциальные: жизнь, смысл жизни, смерть, свобода, участие, труд, отдых, творчество и др.
Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, призванное обеспечить в сфере личностного развития «осознание
ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности» [Данилюк, Кондаков, Тиш-ков 2011: 13].
Современные светские гуманисты рассматривают жизнь или существование как базовую ценность человека.
Существование предшествует сущности (личностному началу) человека, являющемуся его смысловым и ценностным центром. Жизнь — это процесс, в ходе которого происходит реализация человечности, всех положительных качеств и добродетелей, всех ценностей. Благодаря этому человеческая жизнь становится универсальной ценностью. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться, поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Победа антигуманного в человеке означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие деградацию и смерть физические. Эти суждения являются отправной точкой для осмысления понятий, связанных с представлениями о необходимости обогащения жизни как стержневой, базовой ценности гуманизма, духовном богатстве человека (трудолюбии, доброте, терпении, искренности чувств).
Схема процесса формирования представлений о ценностях гуманизма на уроках литературы в 5-8 классах включает следующие этапы: 1) выявление эмпирических, идущих от упрощённых обыденных представлений суждений о жизни как гуманистической ценности; 2) знакомство с базовым определением жизни как гуманистической ценности, выявление его смысла; 3) обогащение представлений в процессе знакомства с этапами формирования мировоззрения писателя, составления интерпретации литературных произведений; 4) формирование убеждения как мотивированного мнения и внутренней духовной потребности, проявляющейся в глубокой уверенности личности в правильности своих принципиальных взглядов и постоянной готовности вести борьбу за их осуществление.
Целью урока — анализа рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле» является формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; определение значения образа «цветка на земле» как воплощения принципа усиления и накопления жизни на земле и представлений писателя о предназначении человека; формирование навыка лексической работы, исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении.
Филологический класс № 1 (39), 2015
Анализ рассказа следует начать с выявления первоначальных впечатлений, составления характеристики времени и места событий.
Воссозданию деталей эпохи содействуют обращение к репродукции картины А. А. Пластова «Сенокос» и комментарии учащихся.
Картина была написана художником летом 1945 года. Страна возвращалась к мирной жизни, тяжело поднимаясь из руин. Война незримо присутствует на полотне: косят только старики, женщины, подростки. Мужчины ещё не вернулись с фронта. Однако картина полна оптимистического звучания и воспринимается как гимн всепобеждающей силе жизни, гимн свободному труду.
Учащиеся отмечают, что многое сближает произведение живописи с рассказом А. П. Платонова «Цветок на земле»: отец Афони на войне, мать ушла работать. Афоня по совету деда Тита собирает жёлтые цветы, чтобы отец на войне «не болел от ран». Учитель отмечает, что в тяжелые послевоенные годы писатель обращается к теме детства, для того чтобы выявить источник жизненных сил человека. В понимании писателя грань между войной и миром относительна. И в дни мира, и в дни войны человек, правильно определивший свое место и назначение в мире, ведет упорную борьбу против смерти во имя жизни. Эту борьбу писатель представляет как тяжелый повседневный труд рабочего, крестьянина, солдата.
Направления работы на уроке определяют следующие вопросы и задания.
Исследовательская работа с текстом
Мать — Родина — Отец — Отечество — семья — дом — природа — пространство — земля — эти понятия являются опорными в послевоенном творчестве А. П. Платонова. Выпишите из теста слова, словосочетания и предложения, соотнесённые с указанными в таблице образами и понятиями.
Дом Лавка, деревянный стол, русская печь, часы-ходики
Семья
Мать Мать с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме
Отец Отец на войне
Афоня «Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь»; «он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет».
Дедушка «Руки дедушки лежали на столе; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые черные жилы, эти руки много земли испахали». «Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем».
Пространство
Небо
Небо На дворе солнце горит, солнце высоко стояло на небе.
Земля
Природа Дорога, пастбище, трава растет, зреющий хлеб на полях, цветы, сладкий клевер.
Цветок на земле «Голубой цветок, терпеливо росший корнем из мелкого чистого песка, жалконький такой, живой, пахнет от него самого чистым духом». «Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь». «Ты спи, а когда умрешь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха живут, и ты опять будешь жить из своего праха». «Дед кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него, как на цветок, растущий на земле».
Итоги работы
(озвучивание материалов таблицы)
Беседа
Значение имени Тит (греческое) почтенный. Почему писатель выбрал именно это имя для героя? Обращение к репродукциям картин И. Н. Крамского «Пасечник» (1872) и В. М. Максимова «Портрет старика» (1874). В чём заключается внутреннее сходство образов стариков, созданных писателем и художниками? Найдите в тексте детали портрета деда Тита, помогающие установить эту общность.
Писатель и художники создали образы много видевших на своём веку, умудрённых жизнью людей.
Подберите эпитеты, которые помогут оха-растеризовать Афоню. Почему герою скучно в избе?
Беспокойный, непоседливый, энергичный, любознательный, добрый, внимательный, заботливый Афоня наделён чувством сопричастности миру. В замкнутом пространстве избы всё уже давно знакомо: и печь, и скамейка, и часы-ходики. Герой стремится открыть для себя целый мир. Слово учителя.
Герои-дети А. П. Платонова наделены от рождения безотчетным чувством радости бытия, жадным любопытством и неуемной энергией, простодушием, доброжелательностью, потребностью любить и действовать.
«Ребенок долго учится жить, — пишет в запис-
ных книжках А. П. Платонов, — он учится самоучкой, но ему помогают и старшие люди, которые уже приучились жить, существовать. Наблюдать за развитием сознания в ребенке и за осведомленностью его в окружающей неизвестной действительности составляет для нас радость» [Платонов 2002: 155].
Почему Афоня не пробует самостоятельно уйти «пытать» белый свет? Постижение мира возможно лишь путём осмысления опыта предшествующих поколений.
Почему дед Тит проснулся лишь тогда, когда Афоня остановил часы-ходики?
В художественном мире, созданном писателем, остановилось безжалостное время, отнимавшее у старика последние силы.
Почему дед повел Афоню именно полевой дорогой навстречу жизни?
Дорога в рассказе — это образ жизненного пути, по которому идёт человек в поисках смысла жизни и истины.
Слово учителя
Дед Тит ведёт Афоню по дороге, а над головой сияет солнце. Как изображено солнце в рассказах «Никита» и «Цветок на земле»?
В рассказе «Никита» солнце глядело на героя «тёплым лицом» и было «похоже на умершего дедушку». Солнце «горит» на дворе в рассказе «Цветок на земле». Оно даёт жизнь зреющему хлебу на полях, цветам, сладкому клеверу, голубому цветку на земле.
Слово учителя
Содержание образа солнца у Платонова было связано с научными открытиями К. Тимирязева, русского естествоиспытателя, физиолога, физика, историка науки, писателя, переводчика, публициста, профессора Московского университета, основоположника русской и британской научных школ физиологов растений. Писатель был знаком с его трудами. К. Тимирязев считал, что солнечный свет является созидающей жизнь на земле творческой силой и «превращается в те силы, которыми <...> живет человек». Писатель считал что человек, так же, как и солнце, наделён созидающей жизнь силой и способен зажечь свет иной, заменив «усталое» солнце.
Герой рассказа А. П. Платонова «Никита» совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным,
когда сам себя создаст.
Какое открытие совершил Афоня, наблюдая за цветком на земле, «терпеливо» растущим из мёртвого праха? Найдите в тексте ответ на вопрос.
«Ты спи, а когда умрешь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха живут, и ты опять будешь жить из своего праха».
Афоня, в процессе познания мира впервые сталкивается с добром и злом, определяет для себя главные жизненные задачи и цели — окончательно победить самое большое зло — смерть, открыть тайну самого большого блага — жизни вечной.
Значение имени Афанасий: «бессмертный духом» (в переводе с древнегреческого). Почему писатель выбрал это имя для героя?
Слово учителя.
О вечной жизни человек мечтал во все времена. В произведениях писателя находят отражение идеи, прозвучавшие много веков назад в диалоге «Политик» древнегреческого философа Платона, ученика Сократа, учителя Аристотеля: «Вначале люди были порождены землей, а вовсе не другими людьми»; «уделом тогдашнего поколения было снова рождаться из земли, как встарь люди были земнорожденными». «Старческая природа переходит в природу младенческую, следует, что и мертвые, лежащие в земле, снова восстанут из нее и оживут, следуя перемене пошедшего вспять рождения и возникая по необходимости как земле-рожденное племя» [Платон Политик].
Итоги урока
Почему цветок, который является самым главным, голубого цвета?
Сообщение о символике голубого цвета.
Голубой цвет — цвет мудрости, великодушия, щедрости, веры, славы и истины, а у восточных народов — цвет вечности, символ неба, моря. У разных народов голубое небо отождествляется с бесконечностью и Богом. Для романтиков — это цвет далёкой мечты (голубая мечта).
Какой смысл приобретает образ голубого цветка в рассказе?
Образ голубого цветка на земле, согретой солнцем, — поэтическое воплощение идеи обращения сил смерти в силы жизни. В нём воплощён принцип усиления и накопления жизни на земле и представления писателя о предназначении человека.
Что объединяет деда Тита и Афоню?
Филологический класс № 1 (39), 2015
Дед Тит и Афоня — это «цветы на земле», творящие из мёртвого живое.
Дед Тит, много сделавший во имя жизни, завершает свой жизненный путь, но находит продолжение в своём внуке, которому предстоит «из смерти работать жизнь». Каким был первый шаг героя на пути обретения бессмертия для всех людей? Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, содержащий ответ на вопрос.
Чтение от слов: «Он собрал желтых цветов, сколько мог их удержать в охапке, и отнес в аптеку» до конца рассказа.
В годы страшной войны цветок на земле — Афоня, вопреки всему творит жизнь.
Выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева. Найдите строчки, созвучные художественной идее рассказа А. П. Платонова. Кому «доступна благодать веры» в бесконечность жизни?
Чему бы жизнь нас ни учила, Но сердце верит в чудеса: Есть нескудеющая сила, Есть и нетленная краса. И увядание земное Цветов не тронет неземных, И от полуденного зноя Роса не высохнет на них. Того, кто ею лишь живёт, Не всё, что здесь цвело, увянет, Не всё, что было здесь, пройдёт!
Но этой веры для немногих Лишь тем доступна благодать, Кто в искушеньях жизни строгих, Как вы, умел, любя, страдать.
Чужие врачевать недуги Своим страданием умел, Кто душу положил за други И до конца всё претерпел.
В процессе разработки концепции урока литературы, ориентированного на осмысление понятий аксиологии гуманизма, учитель должен помнить о том, что формирование представлений о гуманистических ценностях не должно превращаться в пропаганду определённых идей, истин, правил, так или иначе выводимых из изучаемого литературного материала. Процесс формирования гуманистического мировоззрения — это больше, чем приобщение к какой-либо этической доктрине или теории воспитания. Необходимо помнить, что задача гуманизма — интегрировать и культивировать на уровне мировоззрения и образа жизни
нравственные, философские, эстетические, научные, экологические и другие ценности, а предметом гуманизма является человечность человека и все проявления человечности.
цепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.
Платон Политик. URL: http://grani.roerich. com/plato/txt/statesman.htm (дата обращения: 10.07.2011).
ЛИТЕРАТУРА
Борзенко И. М, Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма: учебное пособие для вузов; под ред. В. А. Кувакина и А. Г. Кру-глова. М.: Российское гуманистическое общество,
Платонов А. П. Из неопубликованного. Рассказ. Сценарий. Наброски. Записи. URL:http:// imwerden.de/pdf/platonov_iz_neopublikovannogo_ novy_mir_1991_01_text.pdf (дата обращения: 10.07.2011).
2002. 350 с.
Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. М : Просвещение, 2011.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Кон -
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Соловьёва Фаина Евгеньевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры литературы и методики преподавания литературы Смоленского государственного университета. Адрес: 214000 Смоленск, ул. Пржевальского, 4 Эл. почта: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Solovyova Faina Evgenyevna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the department Literature and Teaching Methods, Smolensk State University.