Научная статья на тему 'Формирование представлений о традициях коренных народов Югры в ходе подвижных игр как условие воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста'

Формирование представлений о традициях коренных народов Югры в ходе подвижных игр как условие воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасова Р. В.

В статье представлен авторский взгляд на возможность использования подвижных игр с опорой на представления детей о традициях коренных народов Югры в процессе решения задачи воспитания у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Некрасова Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование представлений о традициях коренных народов Югры в ходе подвижных игр как условие воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

7. Мальшакова В. Поиск новых подходов // Дошкольное воспитание. -1990. - № 11.

8. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. - М., 1984.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРАДИЦИЯХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮГРЫ В ХОДЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Некрасова Р.В.*

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

В статье представлен авторский взгляд на возможность использования подвижных игр с опорой на представления детей о традициях коренных народов Югры в процессе решения задачи воспитания у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств.

Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир, что подтверждает важность и необходимость раннего формирования представлений о традициях и быте народов, воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. В настоящее время активизируются движение в защиту национальных культур, процесс возрождения многих обычаев и обрядов, традиций, особенно, коренных народов, решаются вопросы ознакомления с ними разных категорий населения, среди которых центральное место занимают дети дошкольного возраста.

В условиях духовного возрождения общества и его национального самосознания, вполне закономерен интерес к освоению народных традиций как корневой системы, питающей современное общество, способствующей духовному оздоровлению всего народа. Не случайно так остро последнее десятилетие стоит вопрос о необходимости гуманизации образовательного процесса, его открытости культуре, дающей верные духовно-ценностные ориентации, способствующей максимальному раскрытию творческого потенциала человека.

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, предоставляют возможность освоения культурного пространства ре-

* Кафедра Педагогического и специального образования. Научный руководитель: Ставрино-ва Н.Н., ведущий научный сотрудник лаборатории Инновационных образовательных технологий, доктор педагогических наук, доцент.

гиона, которое позволяет знакомиться не только с образом жизни разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутреннее сущностное сходство.

Необходимость возрождения историко-культурных, прежде всего этнокультурных, традиций в сфере дошкольного образования сегодня уже не нуждается в специальном обосновании. На передний план выдвигается другой вопрос: как от лозунгов и благих пожеланий перейти к созданию такого содержания образования (дошкольного и школьного), которое органично сочетало бы в себе ориентации на общечеловеческие и национально-культурные ценности? Вряд ли у кого возникнут сомнения относительно того, что сегодня крайне необходимо планомерно, системно формировать у детей дошкольного возраста представления об особенностях быта коренного населения, о его традициях, прививать любовь к родному краю.

У детей с ранних лет формируются представления об окружающем мире, и это происходит, прежде всего, через ознакомление с традициями разных народов, окружающих ребенка, и социокультурной средой, - местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, об обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, т.к. именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему народу А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Воспитывать патриота надо, знакомя детей с народным искусством, историей, культурой, бытом, что помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность своей жизни не только для самого себя, но и для общества в целом.

Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей дошкольного возраста.

На современном этапе развития нашего общества знание и уважение традиций своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе.

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средств приобщения к народным традициям является подвижная игра. Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Тради-

ционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.

Игры коренных народов Югры зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна распространены у малых народов. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью национальной культуры. Участвуя в них, дети знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка людей коренных национальностей. Подвижные игры влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, соревновательного настроя и обеспечивает развитие симпатий, интереса, уважения к представителям коренных народов. Все это, на наш взгляд, способствует не только приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов ханты и манси, но помогает формировать у старших дошкольников представления о традициях данных народов и воспитывать у них патриотические чувства.

Педагог, используя народные подвижные игры с целью формирования представлений о народных традициях, должен рассказывать детям о жизни народов ханты и манси, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства, т.е. косвенно управлять игрой. Опыт нашей практической деятельности показал, что детям интересны игры, отражающие традиционные обычаи народов ханты и манси («Бег по-медвежьи», «Запомни название», «Охотники и утки»). В играх с зачинами присутствуют диалоги, характеризующие персонажей и их действия («Охотник», «Лягушка и цапля»). Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа, вызывают массу эмоций, переживаний.

По мнению многих исследователей [1, 2], народные подвижные игры являются одним из больших разделов общенациональной культуры. Они разносторонне отражают все области материального и духовного творчества, затрагивают, прежде всего, эмоциональную сферу человека.

В результате глубокого теоретического изучения и анализа подвижных игр, мы пришли к выводу, что в процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, целесообразно использовать, прежде всего, подвижные игры этих народов, которые основаны на представлениях детей о традициях народов ханты и манси:

- игры с бегом: «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Здравствуй, догони», «Важенка и оленята», «Волк и олени»;

- игры с прыжками: «Нарты - сани», «Охота на куропаток», «Заячьи следы»;

- игры с метанием: «Сюлы» (ледяные палочки), «Отбивка оленей», «Ловкий оленевод», «Охота на волка»;

- игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости, воображения, силы: «Борьба на палке», «Перетягивание палки», «Успей поймать», «Хейро», «Бег в снегоступах», «Полярная сова и евражки»;

- игры на развитие мелкой моторики: «Вывко» (детская гуделка), «Меткий охотник», «Колечко».

В ходе практической деятельности выявлено, что дети с удовольствием участвовали в игре под названием «Заячьи следы» - «Чевэр лэк». Игра может проводиться в любое время года: летом - на песке, зимой - на снегу. Количество участников произвольное. Дистанцию для прыжков определяют перед игрой по договоренности между участниками. Перед игрой на снегу или на песке делают отметки - обозначающие «следы зайца», расстояние между которыми устанавливается в зависимости от пола, возраста играющих, их физической подготовленности. Один из игроков становится в первый «след», т.е. принимает исходное положение - «стоя ноги врозь», отталкивается двумя ногами, стараясь при этом точно приземлиться в следующий «след», но уже на одну ногу. Далее, отталкиваясь этой ногой, приземляется на две ноги в следующий «след» и т.д. Таким способом игрок должен преодолеть все расстояние, стараясь точно попасть в «следы зайца». После того как первый участник преодолевает всю дистанцию, в игру вступает следующий игрок. Победителем становится тот, кто точнее всех прыгает по «следам». Часто игра усложняется и продолжается дальше - увеличивается расстояние между «следами», изменяется их направление (таким образом «следы зайца» запутываются) и т.д. Расположение «следов» зависит от фантазии участников игры [1, 3]. Перед тем, как познакомить детей с новой игрой, воспитателю нужно провести предварительную работу, т.е. осуществить косвенное руководство игрой, например через:

1. чтение сказок народа манси «Трусливый заяц», «Зайчик и медведь»;

2. знакомство с орнаментом «Заячьи ушки», украшениями из бисера и меха;

3. рассматривание альбома «Животные нашего края» (знания о внешнем виде, повадках);

4. изготовление атрибутов к подвижной игре (шапочки, эмблемы);

5. составить макет в уголке природы «Многообразие тайги» (с участием родителей).

В ходе предварительной работы педагог актуализирует, уточняет имеющиеся у детей представления (о животных), формирует новые представления, используя сказки, орнамент, украшения народов ханты и манси, формирует у детей уважительное, заинтересованное отношение к традициям этих народов. Затем в процессе игры педагог закрепляет у детей представления об особенностях жизни народов ханты и манси, сформированные в других видах деятельности, побуждает их к реальному проявлению чувств, их описанию.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что подвижные игры народов ханты и манси в комплексе с другими воспитательными средствами пред-

ставляют собой мощное средство формирования патриотических чувств и положительных нравственных качеств. Помимо этого, игры оказывают огромное влияние на укрепление здоровья детей, выступают одним из важнейших условий формирования у дошкольников представлений о традициях коренных народов Югры. Использование народных подвижных игр, состязаний, самобытных физических упражнений, основанных на представлениях о традициях народов ханты и манси, в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств позволит значительно обогатить духовную жизнь детей, расширить круг переживаемых ими чувств и эмоций. Однако добиться этого можно только при грамотном руководстве подвижными играми, их сбалансированном и научно обоснованном планировании, определении последовательности различных приемов руководства игрой на всех её этапах, которые позволят достичь как результата игры, так и решаемой нами задачи: воспитания у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств. Найденные нами варианты решения этих вопросов будут представлены в следующих публикациях.

Список литературы:

1. Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: учебно-методическое пособие. - Ханты-Мансийск: Изд-во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. - 83 с.

2. Синявский Н.И. Физическое воспитание народов Севера ханты и манси: монография. - Сургут: РИО СурГПИ, 2004. - 155 с.

3. Красильников В.П. Этнопедагогические условия использования народных игр и состязаний хантов // Теория и история игры: сб. науч. тр. - М.: Педагогика, 1995. - 220 с.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ РЕБЕНКА

© Савельева Н.В.*

Детский сад № 3 «Сказка», Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, д. Савино

В настоящее время одной из проблем, стоящей перед системой дошкольного образования, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада по защите ребенка от насилия и жесткого обращения в семье.

* Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.