ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013
6. Диких, К. В. Реализация физической подготовленности юных конькобежцев на соревнованиях на основе формирования специальных знаний и умений : дис. ... канд. пед. наук / К. В. Диких. — Омск, 2012. — 140 с.
7. Ложкин, Г. В. От психологического обеспечения к психологическому сопровождению субъекта спортивной деятельности / Г. В. Ложкин, А. Б. Колосов // Спортивный психолог. - 2012. - № 3. - С. 5-12.
8. Бабушкин, Г. Д. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена / Г. Д. Бабушкин, В. Н. Смоленцева // Научные труды СибГУФК. - Омск : Сиб-ГУФК, 2006. - С. 115-123.
9. Иванов, А. А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой / А. А. Иванов. - М. : Советский спорт, 2012. - 112 с.
БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой теории, методики и истории физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.04.2013 г.
© Г. Д. Бабушкин
УДК 796 859:159 98 в. Н. СМОЛЕНЦЕВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта г. Омск
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КИКБОКСЕРОВ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ_______________________________________
Представлены результаты экспериментальной проверки эффективности использования психотехник для формирования психологической подготовленности кикбоксеров к соревнованиям.
Ключевые слова: психологическая подготовленность, кикбоксинг, психотехники.
Современный кикбоксинг характеризуется быстрой сменой боевых ситуаций, необходимостью поиска неожиданных решений, лимитом времени, где каждая ошибка может привести к потере 3-4 очков или даже нокауту [1, 2].
Успешность выступления спортсменов на соревнованиях требует не только высокого уровня физической, технической, тактической подготовки, но и максимального напряжения психических функций, лежащих в основе психологической подготовленности спортсмена. Оптимальное предстартовое состояние и успешность выступления спортсмена на соревновании во многом определяются предсо-ревновательной психологической подготовленностью, выступающей результатом психологической подготовки спортсмена к соревнованию. Психологическая подготовка и предсоревновательная психологическая подготовленность спортсмена взаимосвязаны между собой: первое порождает второе. Можно привести очень большое количество примеров, когда недостаточный уровень психологической подготовленности подающих надежды спортсменов приводил к неудачам на ринге и тормозил их спортивный рост.
В настоящее время в научно-методической литературе обнаруживается многообразие методов и приемов, рекомендуемых специалистами для
формирования психологической подготовленности спортсменов к соревнованиям вместе с тем отмечается неоднозначность восприятия тренерами средств и приемов психологической подготовки, а именно недооценивание некоторыми тренерами значимости названных средств в практике спорта.
Проблема исследования заключается в необходимости поиска наиболее эффективных психологических средств формирования предсоревновательной психологической подготовленности кикбоксеров на этапе углубленной специализации.
Цель исследования — экспериментально доказать эффективность применения специальных психотехник при формировании предсоревнова-тельной психологической подготовленности у кикбоксеров на этапе углубленной специализации.
Гипотеза — предполагается, что применение дыхательных и концентрационных психотехник при подготовке к соревнованиям кикбоксеров на этапе углубленной специализации позволит повысить уровень предсоревновательной психологической подготовленности, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на результат соревновательной деятельности.
Исследование психологической подготовленности к соревнованию проводилось в начале контрольно-подготовительного мезоцикла. В эксперименте
Показатели предсоревновательной психологической подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента
Компоненты психологической подготовленности Контрольно-подготовительный мезоцикл Ро Предсоревнова-тельный мезоцикл Ро Соревновательный мезоцикл Ро
Контр. (п = 10) Эксп. (п=10) Контр. (п=10) Эксп. (п=10) о. О ^ я Эксп. (п=10)
Соревновательная мотивация (баллы) 8,3 8,2 р>0, 5 8,2 8 р>0,5 7,6 8,6 р<0,5
Ситуативная тревожность (баллы) 42,8 42,5 р>0,5 39,6 39,4 р>0,5 42,3 36,9 р<0,5
Эмоциональное состояние (баллы) 74,4 75,7 р>0,5 82,3 81 р>0,5 79 85,1 р<0,5
Реакция на движущийся объект (рад.) 9,41 9,55 р>0,5 6,88 4,63 р<0,5 10,46 7,20 р<0,5
Отношение к соревнованию (баллы) 17 18 р>0,5 22 22 р>0,5 21,4 22,1 р>0,5
приняли участие 20 спортсменов-кикбоксеров этапа углубленной специализации. Они были разделены на контрольную и экспериментальную группы, по 10 человек в каждой. С целью изучения предсоревновательной психологической подготовленности выявлялись: характер соревновательной мотивации и отношение к соревнованию; уровни ситуативной тревожности и эмоционального состояния; реакция на движущийся объект.
Анализ и сравнение показателей психологической подготовленности к соревнованию в контрольной и экспериментальной группах до эксперимента показали недостоверность различий между ними.
В процессе педагогического эксперимента, который продолжался в течение контрольно-подготовительного, предсоревновательного и соревновательного мезоциклов, спортсмены экспериментальной группы осваивали дыхательные и концентрационные психотехники.
Занятия со спортсменами проводились три раза в неделю в конце тренировочного занятия, по 10 минут каждое.
Анализ и сравнение показателей психологической подготовленности к соревнованию в контрольной и экспериментальной группах после эксперимента показали следующее (табл. 1). В конце соревновательного мезоцикла у спортсменов экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, достоверно улучшились показатели: соревновательной мотивации (р<0,5); ситуативной тревожности (р<0,5); эмоционального состояния (р<0,5); реакции на движущийся объект(р<0,5).
Для оценки характера поведения спортсменов контрольной и экспериментальной групп в различных, складывающихся в процессе соревнований, ситуациях было организовано педагогическое наблюдение. Наблюдение проводили три эксперта: исследователь, тренер с квалификацией заслуженный тренер России, тренер с квалификацией 1-й категории.
Анализ результатов наблюдения показал следующее.
Ситуация первая: «Поведение перед боем» (наблюдались внешние проявления психического состояния).
Спортсмены экспериментальной группы демонстрировали большую психологическую устойчивость и контроль своего поведения.
Ситуация вторая: «Поведение при явном превосходстве соперника» (наблюдались типы поведения спортсменов: «сопротивление», «уход в защиту, «отказ от боя», «пассивность»).
Спортсмены экспериментальной группы в большей степени, чем спортсмены контрольной, демонстрировали сопротивление, в меньшей степени ------
уход в защиту и пассивность.
Ситуация третья: «Поведение после проигранных двух раундов» (оценивались: потеря самообладания; отказ от боя).
Спортсмены контрольной группы в отличие от спортсменов экспериментальной группы в большей степени демонстрировали потерю самообладания, двое отказались от боя.
Анализ протоколов по окончании соревнований показал, что спортсмены экспериментальной группы заняли восемь призовых мест, спортсмены контрольной группы — четыре призовых места.
Таким образом, применение специальных психотехник при подготовке к соревнованиям позволяет улучшить показатели компонентов предсоревновательной психологической подготовленности спортсменов, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на результат соревновательной деятельности.
Библиографический список
1. Еганов, В. А. Тест выявления индивидуальных особенностей кикбоксера: метод. рекомендации для спортсменов и тренеров по кикбоксингу / В. А. Еганов. — Челябинск : Урал-ГАФК, 2001. - 15 с.
2. Щитов, В. А. Современный кикбоксинг / В. А. Щитов. — М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 544 с.
СМОЛЕНЦЕВА Валентина Николаевна, доктор психологических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой психологии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.02.2013 г.
© В. Н. Смоленцева
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ