Научная статья на тему 'Формирование предпринимательской среды малого бизнеса в сфере социально значимых услуг'

Формирование предпринимательской среды малого бизнеса в сфере социально значимых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
781
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ УСЛУГИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / SERVICES SECTOR / SOCIALLY IMPORTANT SERVICES / SMALL BUSINESSES / BUSINESS ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаревич А. Н.

Внимание акцентируется на значимости уровня развития предпринимательской среды для эффективного функционирования сервисного сектора, подчеркивается ее разделение на экономическую и социальную составляющие, выделяются основные приоритеты влияния малого бизнеса на социальную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование предпринимательской среды малого бизнеса в сфере социально значимых услуг»

УДК 338.46

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ УСЛУГ

А.Н.Макаревич

Институт экономики и управления НовГУ, [email protected]

Внимание акцентируется на значимости уровня развития предпринимательской среды для эффективного функционирования сервисного сектора, подчеркивается ее разделение на экономическую и социальную составляющие, выделяются основные приоритеты влияния малого бизнеса на социальную сферу.

Ключевые слова: сфера услуг, социально значимые услуги, малый бизнес, предпринимательская среда

The author focuses on the importance of development level of the business environment for the effective functioning of service sector, emphasizes the separation into economic and social components, identifies the basic priorities of small business influence on the social sphere.

Keywords: services sector, socially important services, small businesses, business environment

Проблема коммерциализации сервисного сектора российской экономики до настоящего времени остается открытой, а процесс формирования предпринимательской среды в сфере услуг в целом нельзя считать успешным. В частности, применение предпринимательского подхода сегодня особенно актуально для решения социальных проблем, так как перед обществом стоят серьезные задачи по регулированию процессов, происходящих не только внутри его самого, но и носящих глобальный характер. Предложение социально значимых услуг со стороны частного сектора подвержено дифференциации в зависимости от уровня дохода, вкусов и предпочтений потребителей, что влечет за собой закрепление бизнеса в нишах того или иного рыночного сегмента, приводит к исключению из потребления части населения, например малообеспеченных.

Несмотря на обилие научных работ по данной проблематике отдельные теоретико-методологические и прикладные аспекты исследований нельзя признать полностью разработанными. Во-первых, отраслевой подход к социальной сфере на сегодняшний день является весьма условным. Во-вторых, с научной точки зрения не существует строго определенной методологической позиции в отношении термина «предпринимательская деятельность» в отличие от такого явления как «предпринимательство». Под последним подразумевается «система хозяйствования, при которой главным ее субъектом является предприниматель как движущая сила и посредник, соединяющий ресурсы, организующий и управляющий процессом воспроизводства на инновационной основе, хозяйственном риске и экономической ответственности за конечные результаты с целью получения предпринимательского дохода» [1]. В-третьих, требуют дальнейшего углубления вопросы разработки новых методических подходов и практических рекомендаций, обеспечивающих повышение эффективности функционирования и развития предпринимательских структур в сервисной сфере в условиях социализации рыночной среды.

В рыночном секторе экономики принято выделять три основные группы предпринимательства, обладающие внутренними интересами, предопределяющими их взаимоотношения с органами власти: крупный бизнес, средний и малый бизнес. Экономическая и технологическая мощь любого государства зависит от эффективности функционирования крупного бизнеса, который склонен к интеграции, способен поглощать более мелких партнеров. Иная специфика среднего бизнеса, который в свою очередь зависим как от конъюнктуры внутреннего рынка, так и от конкурентного давления со стороны партнеров по своей группе и со стороны крупного капитала. Однако в современном социальном рыночном типе хозяйствования преобладает слой мелких предпринимателей.

Малый бизнес институционально утвердился как важный элемент экономики, закрепив за собою выполнение как экономических, так и социальных функций. Отличительным признаком этой группы предпринимателей считается двойственная сущность их деятельности — они одновременно являются и поставщиками, и потребителями товаров, услуг. Широко разветвленная сеть предпринимательских струк-

тур создает массовость, за счет которой малые предприниматели непосредственно получают выходы на широкие слои потребителей. Способность чутко реагировать на колебания рыночной конъюнктуры, обусловленная управленческой, технологической и производственной гибкостью, позволяет им возобновлять экономическую деятельность при любых условиях.

«Сервисная революция» усиливает значение услуги как важнейшего экономического ресурса и сопровождается доминированием сервисного сектора над другими отраслями национальной экономики. К странам-лидерам относятся США, Бельгия, Люксембург, Г ермания, доля доходов сферы услуг в которых в 2010 г. превысила 60% от ВВП (см. табл.). В России данный показатель набирает темпы роста, и в 2010 г. составил около 53% против 39% в 2000 г. и 45% в 2006 г. [2,3].

Доля сервисного сектора и малого бизнеса (2010 г.)

Страна Доля сферы услуг в ВВП, % Доля малого бизнеса в ВВП, %

США 73,7 51

Бельгия 72,5 83

Люксембург 72,0 67

Г ермания 63,4 64

Великобритания 62,6 58

Россия 52,6 19

Мировая практика также доказывает, что основными хозяйствующими субъектами, функционирующими в сфере услуг, сегодня являются небольшие предприятия, на долю которых приходится большая часть ВВП. Например, в 2010 г. доля малых предприятий в ВВП отдельных странах ЕС (Австрия, Латвия, Литва, Люксембург, Франция) составила 67% (см. табл.). Кроме того, в последние десятилетия специалисты отмечают быстрый рост занятости населения в сфере услуг. Так, в США, Швеции, Великобритании, Франции, Норвегии, Японии и некоторых других развитых странах доля занятых в сервисном секторе в 2006 — 2010 гг. стабильно составляла 70-80% от общего числа трудоспособного населения.

Необходимо отметить, что в современных условиях изучение процесса формирования малого бизнеса основывается в первую очередь на рассмотрении критериев отнесения предприятий к малым, которые в мировой практике различны. Согласно законодательству США малым считается предприятие, если оно существует и действует независимо от других предприятий, но не доминирует в своей области. В США используют три варианта отнесения предприятий к малым — по сфере деятельности, по численности занятых на предприятии и по нормативноправовому статусу. В Венгрии введены два критерия отнесения предприятий к малым — численность и годовой оборот. В Бельгии и Польше предприятие относится к малым и средним, если численность его работников не превышает 50 человек, в Греции — не более 100 человек, в Дании малые предприятия имеют численность работающих не более 500 человек, в Финляндии к малым относят предприятия, в которых

работают от 10 до 249 человек. В Румынии критерии по численности малого предприятия — от 2 до 25 человек, среднего — от 26 до 250 человек. В Европейском Союзе (ЕС) признана классификация малых предприятий по критериям: численность работающих (от 10 до 250 человек), величина годового оборота (740 млн евро) или величина балансовой стоимости активов (527 млн евро) [4].

В России расчет удельного веса малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП проводится профильным департаментом Минэкономразвития, аналитиками банковского сектора, издательскими домами и другими частными аналитическими агентствами. Поэтому данные за 2010 г. противоречивы и варьируются от 12% до 21%. Самая высокая оценка по малому бизнесу (без среднего) в российском ВВП исчисляется в 30% [5]. Согласно официальным статистическим данным в 2008 г. доля МСП в ВВП составила 15,5%, в 2009 г. сократилась до 12,4%, а в 2011 г. резко возросла до 23%. По оценкам обследования субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного Росстатом в 2011 г., «каждый пятый занятый в российской экономике работает в секторе малого и среднего предпринимательства». В данном случае можно говорить о прослеживающейся зависимости между развитием сервисного сектора и российского малого бизнеса, что в свою очередь предопределяет необходимость в более детальном изучении последнего на предмет выявления возможностей, способных оказать позитивное влияние на его развитие.

Для определения роли предпринимательства в экономической науке необходимо наряду с изучением предпринимательской активности рассмотреть и предпринимательскую среду, так как осуществление бизнеса на эффективном уровне возможно лишь при наличии рыночной системы отношений, а также личной свободы, независимости, позволяющей принять максимально прибыльное решение. Особое значение имеет изучение предпринимательской среды в сфере социально значимых услуг, под которыми принято понимать нерыночные услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения: обществу в целом — управление, оборона и др.; домохозяйствам — бесплатное образование, здравоохранение и т.п. Действуя в соответствии с рыночными законами товарного производства и денежного обращения, малые предприятия в сфере социально значимых услуг не могут решать кардинальные задачи научно-технического прогресса по причине отсутствия инвестиций, нехватки высококвалифицированного персонала, неспособности самостоятельно обеспечивать эффективность воспроизводства, являясь источником экономических и социальных рисков.

Предпринимательская среда в сфере вышеуказанных услуг имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая сторона — это общественная экономическая ситуация, включающая в себя доминирование рыночного типа экономических связей, предполагающего определенную степень экономической свободы, обеспечивающей появление слоя предпринимателей, а также возможность формирования предпринимательского капитала и использования

необходимых ресурсов. Одним из показателей степени экономической свободы предпринимательства является число вновь возникающих в течение определенного периода времени (обычно года) самостоятельных, независимых предприятий. Данный показатель, на наш взгляд, одновременно является и характеристикой самой предпринимательской среды. Учитывая постоянно изменяющиеся условия осуществления предпринимательской деятельности, нельзя согласиться с тем, что предпринимательская среда формируется только за счет активной экономической деятельности предпринимателей. Следует учитывать и другую сторону — социальную, под которой следует понимать тот уровень взаимодействия с внутренней (микро) и внешней (макро) средой, на котором возможно появление результата отражения накопившихся потребностей в обществе на среду экономическую.

Таким образом, по степени воздействия на предприятие можно выделить своего рода микро- и макроуровни социальной среды. Микросреда носит субъективный характер, и подразумевает под собой процессы, проистекающие в рамках предприятия (интеллектуальные ресурсы, психологические качества предпринимателя и работников, предпринимательская культура, способность удовлетворять собственные потребности за счет поставок социально значимых услуг и т.д.). Изучение взаимосвязи малого бизнеса с макросредой приобретает исключительную важность. Речь идет о воздействии таких характеристик внешней среды, как законодательная база, социальная поддержка со стороны государства и, возможно, крупного бизнеса, сложившийся уровень и образ жизни населения, стабильность социально-экономической ситуации и т.д. В соответствии с макроэкономическим подходом к слабым сторонам малого бизнеса можно отнести: недоверие со стороны государственных учреждений и крупных предприятий ввиду неустойчивости на рынке; положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями; сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановке, изменениям законодательства; большая степень зависимости от государственной системы поддержки.

В настоящее время малые предприятия в сервисном секторе экономике выполняют вполне конкретные функции. К числу основных направлений и приоритетов влияния малого бизнеса на социальную сферу можно отнести:

— создание новых рабочих мест и. соответственно, поддержание уровня безработицы в определенном приемлемом (для конкретной территории) диапазоне;

— привлечение субъектов малого предпринимательства к деятельности в сферах, в которых могут решаться те или иные социальные проблемы населения;

— рост благосостояния и уровня жизни групп населения, которые участвуют в успешном малом бизнесе;

— формирование альтернативных традиционным структурам предприятий, предоставляющих населению более качественные и разнообразные товары и услуги;

— опережающее развитие сферы сервиса;

— организация рабочих мест для инвалидов, студентов и других недостаточно обеспеченных категорий населения (адресная социальная защита);

— повышение разнообразия и качества продукции и услуг, предоставляемых населению в социально значимых областях (жилищно-коммунальное хозяйство; сфера общественного питания, бытовых услуг и других направлений коммунального сервиса; сфера рекреации и услуг по здравоохранению и поддержанию здорового образа жизни и т. п.);

— решение комплекса социальных проблем (гарантированное трудоустройство, сохранение или повышение доходов и т. п.) при проведении реструктуризации или преобразовании (с учетом образования новых предпринимательских структур) градообразующих отраслей или предприятий;

— изменение отношения населения к предпринимательской деятельности, к соответствующим структурам и к работающим в этой сфере людям, ориентирующимся не на сиюминутное извлечение прибыли любой ценой, а на активное участие в вопросах жизнеобеспечения и развития конкретной территории.

Однако в сфере социально значимых услуг существуют сдерживающие факторы и ограничения, не позволяющие малому бизнесу в полной мере обеспечить удовлетворение потребностей населения. Например, в сфере ЖКХ к факторам, сдерживающим (ограничивающим) участие малого предпринимательства, следует отнести:

— нежелание и неподготовленность органов, ответственных за управление ЖКХ, к работе по созданию конкурентных отношений;

— недостаточность нормативно-правовой базы, касающейся участия предприятий различных форм собственности в решении данных вопросов;

— недостаточный уровень доходов (в сопоставлении с развитыми странами) индивидуальных потребителей соответствующих услуг.

Перечисленные выше основные направления являются стратегическими приоритетами не только самих предпринимательских структур, но и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также других объектов территориальной рыночной инфраструктуры. В марте 2008 г. Президентом РФ поставлена задача: обеспечить условия, позволяющие к 2020 г. увеличить долю доходов малых предприятий в ВВП до 50% против 11% в 2011 г., а число занятых в этой сфере довести до 60-70% от всего трудоспособного населения (в 2011 г. 12%).

В мировой практике имеется множество подходов к организации государственной поддержки малого бизнеса в сфере социально значимых услуг, следующих национальным традициям государственного устройства и предпринимательской деятельности. Среди этого многообразия подходов выделяются два основных. Первый свойственен тем странам, в которых создана благоприятная экономическая среда для малого и среднего предпринимательства путем дерегулирования, ослабления налогового бремени, поддержки конкуренции, расширения приватизации и т.д. (большинство стран ЕС). Второй вариант базируется на использовании целевых программ содействия малому предпринимательству и

соответствующих им прогрессивных мер финансирования (налоговые льготы, субсидии, дотационные займы и т.п.), усиливающих их позиции на рынке и ведущих к росту занятости. Данный вариант поддержки более естественен в условиях развитых рыночных отношений (США, Германия, Япония).

Применительно к российским условиям могут быть реализованы оба варианта. Однако необходимо преодолеть восприятие предпринимательской деятельности только как средства насыщения рынка товарами и услугами. Сложность состоит в том, что предпринимательская деятельность, а особенно малый бизнес, отличается региональной ориентацией и спецификой. По настоящее время институт малого предпринимательства в сфере социально значимых услуг развивается поступательно, поэтому создание соответствующей инфраструктуры и благоприятной среды для дальнейшего формирования данного сектора является первоочередной задачей государства. Основной акцент должен быть сделан на повышение его социальной активности, что позволит вовлечь дополнительные ресурсы в наиболее значимые отрасли народного хозяйства. Кроме того, не стоит рассматривать малые предприятия как источник «сиюминутного» фискального дохода государства.

От степени активизации малого предпринимательства во многом зависит не только экономическая, но и политическая стабильность, поскольку данные предприятия играют важную роль в региональной политике. Они организуются с целью более эффективного и рационального использования местных ресурсов, выпуска товаров и услуг, производство которых крупными предприятиями является нерентабельным. Речь идет не о противопоставлении малых и крупных предприятий, а о необходимости предоставления равных прав для субъектов экономических отношений, условий развития и функционирования различным формам хозяйствования.

Работа осуществлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-12-53002).

1. Половинкин П.Д., Савченко В.Е. Экономическая сущность предпринимательства. СПб.: Изд-во Ун-та экономики и финансов, 1995. С. 18-19.

2. Сайт Всемирного банка — http://www.worldbank.org (дата доступа 26.04.2012).

3. Сайт Организации экономического сотрудничества и развития — http://www.oecd.org/home (дата доступа 26.04.2012).

4. Бойко И.П., Мессенгиссер М. Российские малые предприятия: история, тенденции, перспективы. М.: Наука, 2005. С.25.

5. Буев В. Сбились со счета // Бизнес и власть. 2011. №824 (42)

— http://www.rg.ru/2011/11/22 (дата доступа 15.04.2012).

Bibliography (Transliterated)

1. Polovinkin P.D., Savchenko V.E. Ehkonomicheskaja sushhnost' predprinimatel'stva. SPb.: Izd-vo Un-ta ehko-nomiki i finansov, 1995. S. 18-19.

2. Sajjt Vsemirnogo banka — http://www.worldbank.org (data dostupa 26.04.2012).

3. Sajjt Organizacii ehkonomicheskogo sotrudnichestva i razvitija

— http://www.oecd.org/home (data dostupa 26.04.2012).

4. Bojjko I.P., Messengisser M. Rossijjskie malye predprijatija: istorija, tendencii, perspektivy. M.: Nauka, 2005. S.25.

5. Buev V. Sbilis' so scheta // Biznes i vlast'. 2011. №824 (42)

— http://www.rg.ru/2011/11/22 (data dostupa 15.04.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.