Научная статья на тему 'Формирование предметных умений по истории у учащихся основной школы как научно-методическая проблема'

Формирование предметных умений по истории у учащихся основной школы как научно-методическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2498
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ / SCHOOL HISTORY EDUCATION / BASIC GENERAL EDUCATION / SUBJECT-SPECIFIC SKILLS / CLASSIFICATION OF SUBJECT-SPECIFIC SKILLS / DEVELOPMENT OF STUDENTS'' SUBJECT-SPECIFIC SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широкий Владимир Александрович

В статье рассматривается проблема формирования предметных умений у учащихся основной школы на уроках истории как сложный целенаправленный процесс, который должен осуществляться в течение всего периода обучения в школе. Данный процесс предполагает наличие специальной методики формирования предметных умений, методического инструментария. Представлена авторская классификация предметных умений учащихся основной школы на уроках истории: логические, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Широкий Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students'' subject-specific skills on history at secondary schools as a scientific methodological problem

The article deals with development of subject-specific skills of school students at the history lessons as a complex task-oriented process that should be carried out during the whole period of training in school. This process requires a special methodology of subject-specific skills development, and methodological tools. The author presents an original classification of school students' subject-specific skills at the history lessons: logical, educational intelligence, dealing with educational information.

Текст научной работы на тему «Формирование предметных умений по истории у учащихся основной школы как научно-методическая проблема»

УДК 372.893

Широкий Владимир Александрович

Shirokiy Vladimir Aleksandrovich

аспирант кафедры отечественной истории и теории и методики обучения истории Уральского государственного педагогического университета, учитель истории и обществознания лицея № 110 имени Л.К. Гришиной

ФОРМИРОВАНИЕ

ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ПО ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ КАК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

PhD student, Department for Russia's History and Theory and Methodology of History Teaching, Ural State Pedagogical University, Teacher of History and Social Studies at Lyceum № 110, Yekaterinburg

DEVELOPMENT OF STUDENTS' SUBJECT-SPECIFIC SKILLS ON HISTORY AT SECONDARY SCHOOLS AS A SCIENTIFIC METHODOLOGICAL PROBLEM

Аннотация:

В статье рассматривается проблема формирования предметных умений у учащихся основной школы на уроках истории как сложный целенаправленный процесс, который должен осуществляться в течение всего периода обучения в школе. Данный процесс предполагает наличие специальной методики формирования предметных умений, методического инструментария. Представлена авторская классификация предметных умений учащихся основной школы на уроках истории: логические, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные.

Ключевые слова:

школьное историческое образование, основное общее образование, предметные умения, классификация предметных умений, формирование предметных умений у учащихся.

Summary:

The article deals with development of subject-specific skills of school students at the history lessons as a complex task-oriented process that should be carried out during the whole period of training in school. This process requires a special methodology of subject-specific skills development, and methodological tools. The author presents an original classification of school students' subject-specific skills at the history lessons: logical, educational intelligence, dealing with educational information.

Keywords:

school history education, basic general education, subject-specific skills, classification of subject-specific skills, development of students' subject-specific skills.

В 2013/14 учебном году в целом ряде школ РФ, в том числе в школах Свердловской области и г. Екатеринбурга (например в МАОУ «Лицей № 110 им. Л.К. Гришиной»), началась реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (далее - ФГОС ООО). В структуре требований стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее - ООП ООО) отдельной позицией выделены предметные умения как специфические для каждой предметной области [1, с. 7]. Следует также отметить, что во ФГОС обозначены результаты освоения ООП ООО по каждой предметной области и предмету с учетом специфики их содержания. Так, в перечне требований к результатам обучения предметам «История России» и «Всеобщая история» предметной области «Общественно-научные предметы» указано на развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в разных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и конкретизировать свое отношение к ней и др. [2, с. 13].

В разделе третьем «Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования», определяющем цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования, отдельным пунктом показана роль программ отдельных учебных предметов и курсов в обеспечении планируемых результатов освоения ООП ООО [3, с. 31], а в четвертом - «Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования» отдельным развернутым пунктом выделены информационно-методические условия реализации ООП ООО, что предполагает, в частности, укомплектованность школ печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками (в том числе с электронными приложениями), учебно-методической литературой и другими материалами [4, с. 47].

Одним из основополагающих нормативных документов для разных субъектов образовательной сферы является «Фундаментальное ядро содержания общего образования» как важная составная часть новой концепции стандартов общего образования. В данном документе зафик-

сированы базовые национальные ценности, основополагающие элементы научного знания, универсальные учебные действия [5, с. 3]. Следует отметить и обратить внимание на то, что в этом документе говорится о необходимости организации экспериментальной работы по апробации и внедрению нового содержания образования [6, с. 8]. В разделе «Фундаментального ядра» «Система основных элементов научного знания в средней школе» в пояснительной записке к предметной области «История» одной из целей изучения данного предмета устанавливается необходимость развития навыков исторического анализа, формирования понимания взаимовлияния исторических событий и процессов [7, с. 24].

В «Примерных программах по учебным предметам» («История. 5-9-е классы») в разделе «Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории» пояснительной записки также одними из предметных учебных действий названы анализ и объяснение. В группу предметных результатов входят: называние характерных, существенных признаков исторических событий и явлений; раскрытие смысла, значения важнейших исторических понятий; сравнение исторических событий и явлений, определение в них общего и различного; изложение суждений о причинах и следствиях исторических событий [8, с. 8].

В связи с этим важным, на наш взгляд, является обращение к понятию учебной деятельности как необходимой составляющей формирования предметных умений. В словарно-педагогической литературе находим разные определения учебной деятельности, так как сама учебная деятельность - достаточно многогранное явление. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, обучения, учения. В классической советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она характеризуется как особая форма социальной активности, осуществляемой способами предметных учебных действий [9, с. 834]. В начале своего формирования учебная деятельность возможна только на основе постановки учебных задач обучающим, осуществляющим также функции контроля и оценки [10, с. 835]. Поэтому учебная деятельность и определяется как один из видов деятельности, направленной на усвоение знаний, приобретение умений и навыков самостоятельно учиться, применять полученные знания на практике, то есть развиваться [11, с. 174].

Учеными-педагогами (например И.С. Якиманской) предлагается структура учебной деятельности: потребности и мотивы, учебные задачи, их реализация в учебных действиях, разных по своему содержанию и характеру, приемы (способы) их выполнения, контроль и оценка учебных результатов, анализ способов их достижения. При этом подчеркивается, что хотя все здесь изучено, но совершенно ясно, что обучение в школе будет развивающим только тогда, когда организация учебной деятельности в процессе овладения знаниями будет основной задачей учителя, когда будут определены эффективные пути и средства ее формирования [12, с. 175].

В Федеральный перечень учебников по истории Древнего мира для учащихся 5-х классов включено восемь учебников. В лицее № 110 им. Л.К. Гришиной учащиеся и учителя работают с учебником В.И. Уколовой и Л.П. Маринович, выдержавшим несколько переизданий и переработанным в соответствии с ФГОС основного общего образования второго поколения. Также на данное учебное издание получены положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования.

Если взглянуть на учебник В.И. Уколовой и Л.П. Маринович с позиций заявленного в названии статьи предмета разговора, то следует отметить, что уже само обращение авторов к ученикам, предваряющее основной текст, озаглавленное «Как работать с учебником», содержит разные объяснения и подсказки школьникам. Это вступление к учебнику нацеливает обучающихся на описание, анализ, осмысление, сравнение, оценивание исторических событий.

В учебнике В.И. Уколовой и Л.П. Маринович содержатся вопросы и задания разного рода. Например, в главе 10 «Полисы Греции» учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, требующие определенных навыков анализа и объяснения: «раскройте смысл понятия "гражданин"», «назовите не менее четырех различий в управлении Афинами и Спартой», «сравните правление Писистрата и Клисфена», «в чем заключались противоречия между аристократами и демосом в Афинах», «заполните таблицу по реформам Солона (причины, суть, итоги реформ)» и т. д. [13, с. 171].

Данные вопросы и задания направлены на осмысление исторических событий, их анализ и объяснение исторического процесса. Чтобы выполнить задания, недостаточно предложенного материала в тексте параграфа, необходимо воспользоваться дополнительной литературой или ресурсами Интернета. Конечно, авторы учебника предлагают учащимся воспользоваться рекомендованным списком литературы и сайтов Интернета, который размещен в конце учебника. Но данный список является общим для всего курса истории древнего мира, не разбит по конкретным темам или разделам. В связи с этим одной из задач учителя, на наш взгляд, является разработка методического инструментария для учащихся, где обозначены критерии для работы с вопросами

и заданиями (как внимательно прочитать условие, достаточно полно и доказательно построить ответ на поставленный вопрос, то есть научить ребенка приводить необходимые аргументы и соответственно обосновывать свои выводы; как правильно найти необходимые факты, понятия, установить причинно-следственные связи, которые помогут при выполнении задания или, например, при устном ответе на вопросы, и т. д.).

Таким образом, научить ребенка правильно работать с учебником - одна из главных развивающих целей в процессе обучения истории - нуждается в дальнейшей методической разработке и осмыслении в связи с новыми учебными задачами, которые поставил перед учителем ФГОС общего образования.

Исходя из вышесказанного, предметными результатами могут быть названы освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

К планируемому результату по формированию предметных учебных действий можно отнести то, что выпускник основной школы должен освоить периодизацию истории человечества с древнейших времен до начала XXI в., иметь представление об основных трактовках ключевых проблем истории и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям и составлять их биографии, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Таким образом, представляется возможным выделить следующую классификацию группы предметных умений учащихся основной школы на уроках истории: логические (предполагают умения выполнять исторический анализ, делать выводы, составлять планы, схемы причинно-следственных связей и т. д.); учебно-информационные (работа с источниками исторической и современной информации); учебно-интеллектуальные (работа с понятийно-категориальным аппаратом, решение проблемно-познавательных заданий). Основными формами занятий, направленными на формирование предметных учебных умений, являются проблемные уроки, практикумы, уроки-исследования, групповая работа, уроки «открытия» нового знания, уроки общеметодологической направленности, уроки рефлексии.

Междисциплинарной формой является проведение «Дней великих открытий», где учащиеся могут продемонстировать свои учебные достижения и результаты своей интелектуально-по-знавательной деятельности.

Для этого в лицее № 110 им. Л.К. Гришиной реализуется практико-ориентированный курс «Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы», который в свою очередь ориентирован на развитие предметных умений по истории. Главный акцент сделан на формирование и развитие у учащихся основной школы умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключения и т. д.

Ссылки:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011.

2. Там же. С. 13.

3. Там же. С. 31.

4. Там же. С. 47.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., 2011.

6. Там же. С. 8.

7. Там же. С. 24.

8. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9-е классы. М., 2010.

9. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. Минск, 2010.

10. Там же. С. 835.

11. Там же. С. 174.

12. Там же. С. 175.

13. Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира. 5-й класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.О. Чубарьяна. М., 2013.

References:

1. The federal state educational standard of general education 2011, Moscow.

2. The federal state educational standard of general education 2011, Moscow.

3. The federal state educational standard of general education 2011, Moscow.

4. The federal state educational standard of general education 2011, Moscow.

5. The fundamental core of general education 2011, Moscow.

6. The fundamental core of general education 2011, Moscow.

7. The fundamental core of general education 2011, Moscow.

8. Indicative Programme for the academic subjects. History. 5-9th grades 2010, Moscow.

9. Rapatsevich, ES (comp.) 2010, Innovative Psychology and Education Dictionary, Minsk.

10. Rapatsevich, ES (comp.) 2010, Innovative Psychology and Education Dictionary, Minsk.

11. Rapatsevich, ES (comp.) 2010, Innovative Psychology and Education Dictionary, Minsk.

12. Rapatsevich, ES (comp.) 2010, Innovative Psychology and Education Dictionary, Minsk.

13. Ukolova, VI & Marinovich, LP 2013, Ancient world history. 5th grade, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.