Научная статья на тему 'Формирование правовой культуры специалистов сферы туризма в среднем профессиональном образовании на основе принципа преемственности'

Формирование правовой культуры специалистов сферы туризма в среднем профессиональном образовании на основе принципа преемственности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / LEGAL CULTURE / CONTINUITY PRINCIPLE / SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латыпова Елена Насиповна

В статье рассматривается проблема формирования правовой культуры специалистов сферы туризма в среднем профессиональном образовании на основе принципа преемственности, дается авторская трактовка понятий «правовая культура специалиста сферы туризма» и «формирование правовой культуры личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism Experts’ Legal Culture Forming on the Basis of the Continuity Principle in Secondary Professional Education

The article considers the problem of tourism experts’ legal culture forming on the basis of continuity principle in secondary professional education; gives the author's interpretation of such concepts as “tourism experts’ legal culture” and “personality’s legal culture forming”.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой культуры специалистов сферы туризма в среднем профессиональном образовании на основе принципа преемственности»

УДК 374.014 ББК 74.201.507

Латыпова Елена Насиповна

соискатель г. Челябинск Latypova Elena Nasipovna

Applicant for a Degree Chelyabinsk

Формирование правовой культуры специалистов сферы туризма в среднем профессиональном образовании на основе принципа

преемственности Tourism Experts’ Legal Culture Forming on the Basis of the Continuity Principle in Secondary Professional Education В статье рассматривается проблема формирования правовой культуры специалистов сферы туризма в среднем профессиональном образовании на основе принципа преемственности, дается авторская трактовка понятий «правовая культура специалиста сферы туризма» и «формирование правовой культуры личности».

The article considers the problem of tourism experts’ legal culture forming on the basis of continuity principle in secondary professional education; gives the author's interpretation of such concepts as “tourism experts’ legal culture” and —personality’s legal culture forming”.

Ключевые слова: правовая культура, принцип преемственности, система среднего профессионального образования.

Key words: legal culture, continuity principle, system of secondary professional education.

Профессиональное туристское образование играет значительную роль в

кадровом обеспечении экономики, повышении его эффективности и

конкурентоспособности. Современный этап развития профессиональной

туристской школы характеризуется устойчивой тенденцией к расширению

востребованности и масштабов подготовки специалистов. Стратегия развития

профессионального туристского образования, ориентированная на

перспективные потребности экономики, должна быть направлена на решение

таких приоритетных задач, как: качественное обновление содержания

профессионального туристского образования в соответствии с современным

уровнем технологий, применяемых в туристской индустрии, с учетом запросов

новой экономики (при этом необходимо обеспечить соответствие

образовательных программ требованиям модернизации социальной сферы);

совершенствование масштабов и структуры профессиональной подготовки в условиях развития высокотехнологичной сферы туристской индустрии, основанной на автоматизации и информатизации; обеспечение развития качественного туристского образования с учетом принципа преемственности.

Современная экономика ориентирована на высоко-квалифицированные кадры. Более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания и умения, а обобщенные качества, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы. Наиболее значимым в общем контексте формируемых компетенций у специалиста сферы туризма является некоторое целостное профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи правовой направленности, взаимодействовать с другими людьми. По оценкам специалистов, более 80% содержания профессиональной деятельности в сфере туристского менеджмента носит правовой характер. Опрос руководителей туристских предприятий показал, что большинство из них (73%) считают, что успешность правовой деятельности определяется не только хорошими юридическими знаниями. Это качество может быть определено как целостная правовая культура специалиста сферы туризма.

В настоящее время у большей части современной российской молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени. Об этом свидетельствуют исследования Л.И. Глухаревой, Ю.М. Резника, А.И. Соловьева и др. [по: 5].

Под правовой культурой специалиста сферы туризма в данном исследовании мы понимаем способность специалиста сферы туризма к осуществлению эффективной профессионально-правовой деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях. Правовая культура носит интегративный характер и определяется совокупностью правовых компетенций, в зависимости от уровня сформированности которых специалист сферы туризма может проявлять профессионализм в стандартных и

нестандартных производственных ситуациях, осуществлять правовое обслуживание туристских предприятий.

Формирование правовой культуры в учреждении СПО направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся: вооружение студентов системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного, юридически правильного поведения в обществе, воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям личности в обществе, воспитание чувства ответственности за свое поведение, формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка [4; 8].

Ввиду того, что предметом нашего исследования является процесс формирования правовой культуры специалистов сферы туризма в среднем профессиональном образовании на основе принципа преемственности, то необходимо исследовать и его структуру, и его функции. Мы остановили свой выбор на структурно-функциональной модели, так как отношение структуры к функции имеет более однозначный характер, нежели функции к структуре.

В соответствии с социальным заказом государства и общества, выраженным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», на основе системно-деятельностного, модульно-компетентностного и личностно ориентированного подходов нами разработана структурнофункциональная модель формирования правовой культуры специалистов сферы туризма в среднем профессиональном образовании на основе принципа преемственности.

Цель формирования правовой культуры специалистов сферы туризма в среднем профессиональном образовании на основе принципа преемственности определяется социальным заказом государства и общества и заключается в повышении уровня сформированности правовой культуры специалистов сферы туризма в среднем профессиональном образовании на основе принципа преемственности.

В соответствии с вышеназванными задачами мы определили содержательный аспект формирования правовой культуры на основе принципа преемственности, используя концепцию, предложенную А.В. Петровым и А.А. Саламатовым [7]. Согласно представленным в предыдущем параграфе соображениям, преемственность в среднем профессиональном образовании представляется как основополагающий принцип, который, с одной стороны, определяет механизм, динамику и направление развития, а с другой -соответствие старых и новых систем знаний, умений и навыков. Это позволяет использовать в полной мере эвристическую, интеграционную, прогностическую и ориентационную функции принципа преемственности в учебно-воспитательном процессе, включая студентов в деятельность по изучению проблем, используя сущностные параметры развития через содержание различных типов преемственности. Содержательный блок модели представлен в таблице.

Таблица

Содержательный блок модели формирования правовой культуры специалистов сферы туризма в среднем профессиональном образовании

на основе принципа преемственности

Классификация типов преемственности Типы преемственности Компоненты содержания среднего профессионально го образования Результативный аспект формирования правовой культуры

Типы преемственности, отражающие сущностную сторону профессионального образования 1) Частная и общая; 2) Кумуляционная и революционная; 3) Интегративная и дифференциальная; 4) Статическая и динамическая Информационно- познавательный Усвоение содержания правовых и профессиональных знаний, самостоятельная работа с информацией, выполнение учебного и исследовательского эксперимента, усвоение связей и отношений элементов правовых и профессиональных знаний и их обобщение

Типы преемственности, отражающие логику и регулирующие образовательную деятельность 5) Формальная и диалектическая; 6) Эмпирическая и теоретическая; 7) Историческая и логическая Когнитивно- операционный Развитие мышления с эмпирического до теоретического уровня

Типы преемственности, отражающие профессиональную направленность 8) Абсолютная и относительная; 9) Номинальная и концептуальная; 10) Прогрессивная и регрессивная; 11) Перспективная и ретроспективная Мотивационно- деятельностный Формирование профессиональной направленности на основе познавательного, поведенческого и эмоционального отношения к проблемам охраны природы и рационального природопользования

Следует заметить, что данная типология преемственности носит условный, относительный характер, однако она учитывает доминирующую роль того или иного типа преемственности в соответствующем компоненте содержания среднего профессионального образования, каждый из которых имеет свою цель и задачи. Связь между компонентами осуществляется на содержательном и функциональном уровнях, при этом каждый из них влияет на последующий путем решения собственных задач.

Охарактеризуем содержание основных компонентов этого блока модели.

Информационно-познавательный компонент предполагает усвоение студентами содержания правовых и профессиональных знаний; сформированность познавательных умений и навыков, включающих в себя самостоятельную работу с информацией; усвоение связей и отношений элементов правовых и профессиональных знаний; обобщение содержания правовых и профессиональных знаний посредством выполнения исследовательской работы по профессиональной туристической проблематике.

Когнитивно-операционный компонент предполагает развитие мышления студентов с эмпирического до теоретического уровня; обеспечение увеличения темпа развития соответствующего стиля мыслительной деятельности.

Мотивационно-деятельностный компонент включает в себя формирование профессиональной направленности личности, в основу которой положены познавательные, поведенческие и эмоциональные отношения: отношение студентов к познавательной деятельности; отношение студентов удовлетворенность обучаемого правовыми и профессиональными знаниями; деятельностное отношение студентов к овладению правовыми и профессиональными знаниями; интерес студентов к самостоятельной работе; отношение обучаемого к исследовательской, творческой деятельности.

Таким образом, содержание данного блока модели представляется нам как система правовых и профессиональных знаний, умений и навыков, правового мышления и профессиональной направленности, которые могут приобрести и развить учащиеся в процессе среднего профессионального образования, построенного с учетом принципа преемственности.

Традиционный разрыв между содержательной и организационной сторонами процесса среднего профессионального образования студентов препятствует реализации принципов на практике. Но, как уже говорилось, успех образования зависит от того, насколько полно реализованы в учебном процессе дидактические принципы, в том числе и принцип преемственности. В связи с этим в организационном блоке нашей модели мы выделяем процессуальный аспект формирования правовой культуры, представляющий собой нормативную основу проявления преемственности и проявляющийся в формах ее реализации в среднем профессиональном образовании.

Взаимосвязь выделенных компонентов модели формирования правовой культуры специалистов сферы туризма в среднем профессиональном образовании на основе принципа преемственности просматривается на функциональном уровне, что подтверждает проведенное теоретико-экспериментальное исследование: эвристическая функция позволяет включить студентов в различные виды деятельности по изучению профессиональных проблем, ориентационная - позволяет осмыслить приобретенные знания и умения и сформировать профессиональную направленность личности,

45

прогностическая - позволяет раскрыть тенденции профессионального развития, способствует профессиональному прогнозированию, интеграционная -позволяет устанавливать внутри- и межпредметные связи.

Анализ основных психолого-педагогических трудов по проблеме формирования правовой культуры специалистов сферы туризма на основе принципа преемственности и специфике среднего профессионального образования, использование системно-деятельностного, личностно ориентированного и модульно-компетентностного подходов, опора на теорию развивающего обучения позволили нам уточнить и конкретизировать ключевые понятия исследования.

Под правовой культурой специалиста сферы туризма в данном исследовании мы понимаем способность специалиста сферы туризма к осуществлению эффективной профессионально-правовой деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях. Правовая культура носит интегративный характер и определяется совокупностью правовых компетенций, в зависимости от уровня сформированности которых специалист сферы туризма может проявлять профессионализм в стандартных и нестандартных производственных ситуациях, осуществлять правовое обслуживание туристских предприятий.

Анализ термина "формирование правовой культуры", его сравнение с достаточно распространённым понятием "правовое воспитание" позволило нам выявить соотношение между данными категориями. В нашем понимании правовое воспитание представляет собой либо формирование правовой культуры личности, либо управление деятельностью по её формированию. При этом формирование правовой культуры личности следовало бы рассматривать как планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на личность всей совокупностью форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой (широкий смысл), педагогической деятельности, с целью усвоения ей

глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, привычек активного правомерного поведения, осуждения правонарушений; а также позитивные изменения самой личности в результате данного воздействия.

Проделанная работа позволяет сформулировать ряд научно-практических и учебно-методических рекомендаций по совершенствованию формирования правовой культуры будущего специалиста сферы туризма:

• учебный план учреждения среднего профессионального образования туристских специальностей нуждается во введении правовых спецкурсов регионального компонента, направленных на формирование правовой культуры студента в правовой сфере и будущей профессиональной туристической деятельности;

• необходимо использовать для формирования правовой культуры студента потенциал наук, изучающих различные аспекты жизни общества.

Библиографический список

1. Бабак, О.В. Формирование правовой культуры менеджера туризма в

процессе профессиональной подготовки в вузе: дисс. . канд. пед. наук /

О.В. Бабак. - М., 2007. - 168 с.

2. Горбатова, М.К. Профессиональное правосознание как элемент правовой культуры общества / М.К. Горбатова, А.В. Домнина // Российская юстиция. - 2010. - № 5. - С. 9 - 11.

3. Завьялова, М.С. Формирование правовой культуры студентов колледжа в

процессе профессионального образования: диссертация... кандидата

педагогических наук / М.С. Завьялова. - Магнитогорск, 2007. - 178 с.

4. Карева, А.В. К вопросу о формировании правовой компетенции специалиста социально-культурного сервиса и туризма / А.В. Караева // Педагогическое образование. - 2009. - № 4. - С. 145 -151.

5. Маноляк, В.А. Формирование профессионально-правовой компетентности студентов туристского вуза: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В.А. Маноляк.- Москва, 2007. - 28 с.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор шк. - 2001. - № 1. - С. 98-105.

7. Саламатов, А.А. К вопросу о преемственности дидактических приемов и методов при изучении экологической проблематики в процессе проблемно-развивающего обучения / А.А. Саламатов // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ.

- Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2002. - № 9. - С. 209-212.

8. Черватюк, А.П. О необходимых требованиях к специалисту-профессионалу сферы туризма / А.П. Черватюк // XXI век: духовнонравственное и социальное здоровье человека: сб. тез.докл.

Междунар.науч.-практ. конф. - М., 2001. - С.77-79.

Bibliography

1. Babak, O. Tourism Manager’s Legal Culture Forming in the Process of Professional Training: Diss. ... Candidate. of Ped. / O. Babak. - M., 2007. - 168 P.

2. Chervatyuk, A.P. On the Necessary Requirements to a Professional Tourism Specialist / A.P. Chervatyuk // XXI Century: Spiritual, Moral and Social Health: Collected Works of International Scientific-and-Practical Conference. - M., 2001. - P.77-79.

3. Gorbatov, M.K. Professional Legal Consciousness As an Element of Law Culture of Society / M.K. Gorbatov, A. Domnina // The Russian Justice. - 2010.

- № 5. - P. 9 - 11.

4. Karaeva, A. On Socio-Cultural Service and Tourism Professionals’ Legal Competence Forming / A. Karaeva // Pedagogical Education. - 2009. - № 4. -P. 145 -151.

5. Manolyak, V.A. Tourism Higher School Students’ Professional Legal Competence Forming: Synopsis of Diss. ... Candidate of Ped. / V.A. Manolyak.

- Moscow, 2007. - 28 p.

6. National Doctrine of Education in the Russian Federation // School Master. -2001. - № 1. - P. 98-105.

7. Salamatov, A.A. On the Continuity of Teaching Methods and Techniques While Studying the Environmental Issues in the Process of Problem Developing Training / A.A. Salamatov // Herald of the Institute of Education and Upbringing of the Younger Generation at ChSPU. - Chelyabinsk, 2002. - № 9.

- P. 209-212.

8. Zavyalova, M.S. College Students’ Legal Culture Forming in the Process of Professional Education: Dissertation ... Candidate of Pedagogics/ M.S. Zavyalova. - Magnitogorsk, 2007. - 178 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.