Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2021, №2 http://www.agequal.ru/pdf/2021/AGE QUALITY 2 2021.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Ибрагимова З.Н., Медведева К.В., Орлова Ю.Р. Формирование правовой культуры личности в образовательном процессе // Электронный научный журнал «Век качества». 2021. №2. С. 187-196. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2021/221014.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Ибрагимова Зарина Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры муниципального и экологического права Орловского государственного университета
им. И.С. Тургенева 302001 г. Орел ул. Комсомольская 39 А. 302001
Медведева Ксения Витальевна,
учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Орла
302001 г. Орел ул. Тургенева 44 teachermedvedeva@yandex. ги
Орлова Юлия Рудольфовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Государственного университета по землеустройству
105064 г. Москва, ул. Казакова, 15 уиог^а76@,таИ ги
Формирование правовой культуры личности и общества являются на современном этапе развития последнего очень актуальными и проблемными вопросами. Все сферы жизни человека связаны с правом и с необходимостью его реализовывать. Реализовать свое право мы можем в рамках демократического и правового государства, но таковым оно будет, если каждый из нас будет обладать высоким уровнем правовой культуры и правового сознания, то есть обладать правовыми знаниями, уважать закон, уметь применять нормы права на практике, то есть жить в рамках закона. Для этого весь период жизни человека можно разделить на несколько блоков, связанных с социальными институтами, такими как школа и университет или институт, поскольку именно в рамках данных институтов, конечно, помимо семьи, происходит формирование правовой культуры. Такие элементы правовой культуры, как право, патриотизм, идеология - все это формируется
УДК 340
Формирование правовой культуры личности в образовательном процессе
в рамках школы и закрепляется в рамках института, университета, то есть в рамках образовательного процесса.
Ключевые слова: правовая культура; правовое воспитание; патриотизм; правовая идеология; правовое сознание; право; обществознание; правовое образование; образовательный процесс.
Если мы хотим охарактеризовать современное общество и государство на предмет демократизма, уважения к праву и закону, количественной составляющей преступлений, уровня законности и правопорядка, то при изучении данного вопроса понятие «уровень правовой культуры» будет центральным. На современном этапе развития теории государства и права нельзя сказать, что есть единственное качественное определение правовой культуры общества. Ряд авторов связывают определение правовой культуры с уровнем правовых знаний, уважением к праву, правомерным поведением. Меньшее число научных исследований показывает связь правовой культуры и правовой системы того или иного государства.
Существует точка зрения, что правовая культура является показателем качественной правовой жизни в государстве. Проанализировав различные теории, мы приходим к выводу, что все ученые, изучающие данное явление, сходятся в едином мнении о том, что формирует правовую культуру не только общество, но и государство, а также, что правовая культура есть совокупность правовых знаний, отношения к праву, правомерное поведение.
Правовая культура всегда предшествует правовому поведению, а потому ее значение особенно важно. Мысли всегда имеют под собой ценностную основу, превращаясь в деяния, они не только отражают поступки - «правомерные» или «неправомерные», но и позволяют судить о воспитании индивида в контексте права.
Правовое воспитание должно начинаться с обучения осознанности своего места в мире, государстве, правовых и политических явлениях современности. Правовым воспитанием достигается не только развитие личности право ответственной, но и грамотной, гармонично сочетающей в своем поведении ценностные нормы и установки с узаконенными образцами
поведения. Правовое воспитание есть воплощение в действиях правовой культуры.
Становление активной личности с твердой гражданской позицией является важной задачей любого правового государства, а потому формирование правовой культуры индивида необходимо начинать с подросткового возраста и продолжать процесс ее совершенствования на протяжении всей жизни. К слову, одного шаблона формирования правовой культуры нет. Это очевидно, поскольку каждому возрасту человека свойственны свои особенности и своя специфика развития.
В целом, взращивание позитивного правового поколения начинается со школьной скамьи. Именно в это время у обучающихся в силу психоэмоциональных и возрастных характеристик происходит усваивание норм и ценностей в том направлении, в котором они им и преподносятся. Собственно, в период обучения в основной школе у детей складывается мировосприятие.
Формирование правовой культуры обучающихся школ, гимназий, лицеев, как правило, осуществляется посредством изучения таких дисциплин, как «Обществознание» и «Право». Основное общее образование, реализуемое посредством изучения основных дисциплин курса с правовым началом, начинает уже с 7-го класса формировать у обучающихся задатки знаний о государстве, его элементах, правоохранительных органах, а также общественно значимом поведении. Постепенно к 9-му классу обучающиеся углубляются в познание системы права, отдельных элементов правовой жизни страны, производят анализ своего правового статуса. К 10-11-му классу у них окончательно оформляется комплекс понятий, необходимый для жизнедеятельности в целом, позволяющий сделать выбор в отношении профессиональной ориентации для дальнейшего пути своего развития. Таким образом, мы можем сказать, что правовой культурой - теоретическими знаниями, достигается правовое воспитание - практическое воплощение идей
теоретической направленности. Если обратиться к самим истокам правового воспитания, то можно отметить, что оно начинается с момента разработки рабочих программ, плавно перетекает в их реализацию, а в последствии их действие мы наблюдаем в применении обучающимися полученных знаний на практике.
Стоит отметить, что немаловажную роль в формировании правовой культуры играет и патриотическое воспитание. По мнению М.А. Горшковой, патриотическое воспитание является одной из наиболее важных и сложных по организации сфер воспитания. В его процессе формируются ценности, личные качества, необходимые молодому поколению для жизнедеятельности в условиях современного общества [1].
Ученые педагогической и правовой науки все чаще приходят к выводу о том, что правовое и патриотическое воспитание можно рассматривать как взаимодополняющие феномены, а также как самостоятельные единицы образовательного процесса. В педагогической среде давно ведутся споры о том, какое же воспитание должно являться первостепенным, какое можно назвать наиболее важным. По нашему мнению, правовое воспитание должно включать в себе патриотическое воспитание. В поддержку данной точки зрения можно привести несколько аргументов. Во-первых, правовое воспитание, в отличие от патриотического, является обязательным компонентом курса школьной программы, реализуемым посредством изучения основных дисциплин. Во-вторых, в такие дисциплины, как «Обществознание» и «Право» включается раздел «Патриотизм», поэтому уместно говорить о первоочередности именно правового начала в обучении.
Однако отметим, что в рамках как правового, так и патриотического воспитания происходит привитие нравственных и духовных составляющих. Правовое и патриотическое воспитание сегодня как никогда актуально на стадии именно основного общего образования, поскольку расценивание человека в качестве личности, а не индивида начинается именно здесь.
Говоря о правовом воспитании личности, мы имеем в виду обучение в рамках обязательного предмета школьного курса, патриотическое же воспитание происходит на этапе внеурочной деятельности обучающихся. Если задаваться вопросом о том, какими инструментами осуществляются упомянутые выше виды воспитания, то мы смело можем ответить, что ими служат образовательные программы и программы дополнительного образования, внутришкольные мероприятия, экскурсии, строевые подготовки, марши, праздники. Для того, чтобы процесс обучения происходил качественно, важно, чтобы основные образовательные и дополнительные программы образования соответствовали действующему законодательству, ФГОС. Речь здесь идет не только о программах школьного курса, но и о программах среднего профессионального, а также высшего образования.
Правовое и патриотическое воспитание неизменно продолжается и на следующем этапе социализации личности -получении средне специального и высшего образования. Анализ направлений подготовки, реализуемый СПО и вузами, показал, что правовое воспитание в контексте профессионального образования чаще имеет место в вузах. Иными словами, это уровень получения высшего образования, когда правовая осведомленность является выше начального школьного звена.
Здесь важно понимать, что уровень правовой культуры у студентов юридических и неюридических специальностей может сильно отличаться. Подготовка к получению юридической специальности имеет свои особенности, в частности, необходимость в получении определенного объема знаний о праве. Таким образом, можно сказать, что на первом курсе юридического факультета вуза у студентов наблюдается определенный уровень правовых знаний, хотя степень их усвоения у каждого студента разная. Именно поэтому в рамках реализации высшего образования
необходимо неуклонно формировать и повышать правовую культуру студентов.
Немаловажным условием формирования правовой культуры студентов является правовое сознание, состоящее из правовой идеологии и правовой психологии. Правовая идеология не может появиться одномоментно. Идеология сегодня - это совокупность идейных течений, союзов, партий. Очевидно, что государство - это институт идеологии, именно оно своей деятельностью в рамках закона ее и формирует. Каким образом возможно сформировать правовую идеологию студента - этот вопрос неоднозначный. Идеология является духовной составляющей жизни студентов и частью культуры. Развитая устойчивая идеология будет иметь место тогда, когда государство будет поощрять полиморфность в этом вопросе и всячески способствовать развитию не только общепринятой идеологии, но и не настолько распространенных направлений и идей. Тогда очевидна возможность выбора и доверия государству. У каждой идеологии есть свои компоненты: восприятие идеологических ценностей, ориентаций, установок, вхождение в идеосферу; интерпретация идеологических ценностей, установок, ориентиров, превращение их в свои собственные убеждения; реализация идеологических знаний, убеждений, установок в практической деятельности в различных областях общественных отношений. Правовая идеология имеет схожую структуру, куда входят подобные компоненты, одинаковой правовой направленности.
Наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают по времени. Формирование правовой культуры происходит не только под влиянием тех знаний, которые дают в вузе, также на этот процесс оказывает влияние объективное правовое состояние общества, уровень развития демократии и уважения к правам и свободам человека и гражданина. Можно сказать, что данный процесс сегодня - это отражение государственных явлений.
Неоспоримым является тот факт, что современные реалии диктуют необходимость повышения объема правовых знаний для того, чтобы будущий специалист мог ориентироваться в своих правах и грамотно их реализовывать. Таким образом, необходимо увеличивать количество часов, предоставляемых под освоение правовых норм в процессе получения всех видов образования, в том числе неюридического.
Огромное влияние на формирование правовой культуры студента оказывает практическая деятельность. С помощью юридической практики формируются практические навыки студента в правоприменительной деятельности, развивается способность сопоставлять теорию и практику, логически мыслить, понимать необходимость защиты прав человека и гражданина. В этой связи, формирование правовой культуры будущих специалистов, проявляющееся, прежде всего, в развитии правовой активности и эффективном умении использовать правовые средства для достижения практических результатов, должно стать неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки студентов в вузе, необходимым компонентом профессионального становления личности [9, с. 20].
В рамках высшей школы производится также и патриотическое воспитание, уже рассмотренное нами выше. Оно представляет собой систематическую и целенаправленную работу по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1, ^ 76].
Патриот и гражданин - эти два понятия идут бок о бок друг с другом, соответственно, существует тесная связь между правовым воспитанием как основным методом формирования правовой культуры и патриотическим воспитанием. Общеправовые дисциплины сегодня направлены на формирование у студентов понятия гражданский долг, а его основой является выраженная гражданская позиция и гражданская ответственность и, как
результат, воспитание личности с высокими моральными и нравственными идеалами, любящей свою страну и уважающей ее идеалы и ценности.
Симбиоз правового и патриотического воспитания сегодня позволяет сформировать законопослушного гражданина с высокой моральной и нравственной ответственностью за себя и за других. Если государство, разрабатывая приоритетные программы развития молодежи, будет учитывать формирование правовых ценностных установок и ориентаций, то они впоследствии перерастут в убеждения, и оформятся идеалы, которые будут реализовываться в правомерной деятельности.
Высокий престиж государства также зависит от кадров высшей школы. Очевидно, что это должны быть люди с высоким уровнем правовой культуры, с развитым правовым сознанием, способные преподнести правовую информацию не однобоко, а дать возможность студентам выбрать вариант поведения в рамках закона. Именно их деятельность сможет заложить основы правового сознания и высокого уровня правовой культуры. Правовая культура, граждане и государство - это триумвират, оформленный в вербальное и невербальное взаимодействие, успех которого определяется количеством социально и право ориентированных индивидов в пределах страны.
Правое воспитание - явление сложное, комплексное, а потому в нем должно участвовать одновременно несколько субъектов, являющихся помощниками в освоении приоритетных начал воспитания личности правом. К подобным субъектам следует относить, в первую очередь, семью, образовательные заведения, профессионалов и профессиональные органы в правовой сфере, а также само государство. Только когда воспитание правовыми нормами будет носить системный, длящийся во времени, регулярный характер, можно судить о высоком качестве подобного воспитания.
Список литературы
1. Горшкова М.А. Патриотическое воспитание студентов как основа гражданского становления молодежи // Социально-гуманитарные проблемы современности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 24 апреля 2020 г. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. - С. 76-78.
2. Ибрагимова З.Н. Правосознание, правовая культура, правовое воспитание: учебное пособие / З.Н. Ибрагимова. - Орел: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2019. - 95 с.
3. Ибрагимова З.Н., Борисов А.С., Агаева А.В., Щеголева Н.А. Правовые ценностные ориентации как основная категория правовой культуры студентов-юристов / Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы лингвистики и дидактики: междисциплинарный подход в гуманитарных и социальных науках" ^^^^2018). - Волгоград, Россия, 23-28 апреля 2018 г.
4. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Дело, 2017. - 528 ^
5. Нерсесянц В.С. Теория права и государства. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
6. Савин В.Н. Правовая культура студентов в современных условиях: социологический анализ // Социум и власть. - 2011. - № 2(30).- С. 88-92.
7. Теория государства и права: учебник / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин, П.А. Гук; под ред. А.В. Малько, А.Ю. Саломатина. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2016. - 432 а
8. Титаренко Т.А. Формирование правосознания и правовой культуры юристов / Т.А. Титаренко // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4. С. 90-95.
9. Тугуз С.Б. Формирование правовой культуры студентов ВУЗа в условиях компетентности модели подготовки специалиста: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Российская академия образования. - М., 2009. - С. 20.
10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. - С. 182.
Formation of the legal culture of the individual in the educational
process
Ibragimova Zarina Nikolaevna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department
of Municipal and Environmental Law of the Oryol State University named after I.S. Turgenev 302040, Orel city, Komsomolskaya St., 39 A
zarina57rus@yandex. ru
Medvedeva Ksenia,
Teacher of history and social studies of MBOU "Secondary school No. 24"
302040 Orel city, Russian Federation [email protected]
Orlova Yulia,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law Disciplines, Faculty of Law, State University of Land Management, 105064, Russian Federation, Moscow, Kazakova St., 15
yuorlova76@mail. ru
The formation of the legal culture of the individual and society at the present stage of the development of the latter is very relevant and problematic issues. All spheres of human life are connected with the right and with the need to implement it. We can exercise our right within the framework of a democratic and legal state, but it will be so if each of us has a high level of legal culture and legal consciousness, that is, have legal knowledge, respect the law, be able to apply the norms of law in practice, that is, live within the law. To do this, the entire period of a person's life can be divided into several blocks related to social institutions, such as school and university or institute, since it is within these institutions, of course, in addition to the family, that the legal culture is formed. Such elements of legal culture as law, patriotism, and ideology are formed within the school and are fixed within the institute, university, that is, within the educational process.
Keywords: legal culture; legal education; patriotism; legal ideology; legal consciousness; law, social studies; legal education; educational process.