Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / САНКЦИИ / ДОЛГОСРОЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ ГРАЖДАН / ИНВЕСТИЦИИ / ДОЛГОСРОЧНЫЕ БЕЗОТЗЫВНЫЕ ВКЛАДЫ / ДЕВАЛЮТИЗАЦИЯ / ПЕНСИОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ / СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ РИСКИ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономаренко Кирилл Сергеевич

В настоящее время изменились условия развития отечественной экономики, которые связаны с её ускоренной структурной трансформацией, требующей поиска внутренних источников финансирования инвестиций. Поэтому актуальность данной темы обусловлена развитием российского финансового рынка и его ролью в формировании внутренних ресурсов для развития российской экономики. При этом, в первую очередь, к российскому финансовому рынку, должен быть обеспечен доступ бизнеса и граждан, с учетом уровня доходов и финансовой грамотности, а также соответствия их личных и деловых потребностей инструментам финансового рынка. То есть, указанная цель и задачи должны осуществляться в тесном сотрудничестве государства и участников финансового рынка. Научная новизна исследования заключается в формировании концепции финансового суверенитета, как одного из важных принципов развития российского финансового рынка. В результате исследования обосновывается вывод о том, что развитие российского финансового рынка должно способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указами Президента РФ, а также служить интересам граждан и бизнеса, трансформируя их сбережения во внутренние источники финансирования инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пономаренко Кирилл Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE LEGAL CONCEPT OF THE FINANCIAL SOVEREIGNTY OF THE RUSSIAN ECONOMY

Currently, the conditions for the development of the domestic economy have changed, which are associated with its accelerated structural transformation, requiring the search for internal sources of investment financing. Therefore, the relevance of this topic is due to the development of the Russian financial market and its role in the formation of internal resources for the development of the Russian economy. At the same time, first of all, business and citizens should have access to the Russian financial market, taking into account the level of income and financial literacy, as well as the compliance of their personal and business needs with financial market instruments. That is, the stated goal and objectives should be implemented in close cooperation between the state and financial market participants. The scientific novelty of the research lies in the formation of the concept of financial sovereignty as one of the important principles of the development of the Russian financial market. As a result of the research, the conclusion is substantiated that the development of the Russian financial market should contribute to the achievement of the national development goals of the Russian Federation established by Presidential Decrees, as well as serve the interests of citizens and businesses by transforming their savings into internal sources of investment financing.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

Формирование правовой концепции финансового суверенитета российской экономики

Пономаренко Кирилл Сергеевич,

к.ю.н., преподаватель кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) E-mail: p.kirill333@mail.ru

В настоящее время изменились условия развития отечественной экономики, которые связаны с её ускоренной структурной трансформацией, требующей поиска внутренних источников финансирования инвестиций. Поэтому актуальность данной темы обусловлена развитием российского финансового рынка и его ролью в формировании внутренних ресурсов для развития российской экономики. При этом, в первую очередь, к российскому финансовому рынку, должен быть обеспечен доступ бизнеса и граждан, с учетом уровня доходов и финансовой грамотности, а также соответствия их личных и деловых потребностей инструментам финансового рынка. То есть, указанная цель и задачи должны осуществляться в тесном сотрудничестве государства и участников финансового рынка. Научная новизна исследования заключается в формировании концепции финансового суверенитета, как одного из важных принципов развития российского финансового рынка. В результате исследования обосновывается вывод о том, что развитие российского финансового рынка должно способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указами Президента РФ, а также служить интересам граждан и бизнеса, трансформируя их сбережения во внутренние источники финансирования инвестиций.

Ключевые слова: финансовый суверенитет; финансовый рынок; санкции; долгосрочные сбережения граждан; инвестиции; долгосрочные безотзывные вклады; девалютизация; пенсионные государственные фонды; сберегательные сертификаты; внешние и внутренние риски; финансовые инструменты.

Существенное влияние на развитие российской экономики и финансового рынка оказывают, как внешние, так и внутренние факторы и риски. При этом наиболее значимыми являются внешние риски, к которым относятся санкции западных стран, применяемые против компаний, банков и бизнесменов с начала вооруженного конфликта на Донбассе с февраля 2014 года [8]. Именно с этого периода должностные лица органов государственной власти России стали обсуждать значение финансового суверенитета в развитии финансового рынка страны, так как санкции способствовали российскому финансовому кризису 2014-2016 годов [13]. По количеству санкций Российская Федерация вышла на первое место в мире [12].

При санкционном давлении страдают, как финансовые организации, так и их клиенты, обслуживающиеся в этих организациях, которые испытывают на себе следующие внешние и внутренние риски:

- сокращение источников внешнего фондирования;

- потерю части доходов;

- сокращение иностранных клиентов;

- возникновение сложностей с импортозамеще-нием технологий и оборудования;

- применение повторных санкций [13]. Медленная адаптация к санкциям, в силу различных факторов, российской экономики и финансового рынка, относится к внутренним рискам, испытываемым финансовыми организациями и их клиентами.

Поэтому, на наш взгляд, для снижения этих рисков необходимо формировать финансовый суверенитет, как независимость от недружественных юрисдикций и способность государства в кратчайшие сроки переходить на иные каналы и формы расчетов и на иное взаимодействие участников финансового рынка для восстановления его устойчивости с целью долгосрочного финансирования экономики. При этом общей целью взаимодействия участников финансового рынка является стремление к преумножению собственного капитала [10].

В противном случае уровень доверия и репутация участников финансового рынка в системе экономических взаимоотношений, в которой происходит аккумулирование и перераспределение денежных средств между субъектами рынка, падает, создавая барьеры в трансформации долгосрочных сбережений участников финансового рынка в инвестиции российской экономики [9].

С 1 сентября 2013 года действует Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

5 -о

сз ж

■с

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» [1].

Поэтому с 1 сентября 2013 года по настоящее время политику по развитию российского финансового рынка с целью служения его интересам граждан и бизнеса, общества в целом, и выполнения им своих функций, в том числе по трансформации сбережений в инвестиции, осуществляют Правительство Российской Федерации и Банк России совместно.

До 1 сентября 2013 года политику в сфере финансовых рынков осуществляла Федеральная служба по финансовым рынкам, образованная Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [4].

В соответствии с Указом Президента РФ № 645 от 25.07.13. «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» Банк России стал её правопреемником [5].

В настоящее время Банк России осуществляет непрерывность операционной деятельности финансовых организаций, способствует стабилизации ситуации на финансовом рынке и принимает все необходимые меры для поддержания финансовой стабильности в российской экономике, создавая новую финансовую инфраструктуру, которая будет свободна от западного вмешательства, обеспечивая финансовый суверенитет страны [6].

Впервые публичность понятию «финансовый суверенитет» придали должностные лица государственных органов и бизнеса 8 сентября 2022 года на Московском финансовом форуме, темой которого являлся финансовый суверенитет [16].

Выступая на этом форуме, министр финансов РФ Силуанов А. напомнил о периодах дестабилизации социально-экономического развития страны из-за разбалансированности в финансах, когда проводили в стране денежные реформы и продолжали жить в долг за счет кредитов.

Силуанов А. приравнял финансовый суверенитет к третьему союзнику России, наряду с армией и флотом, уточнив, что государство не могло бы решить все важные проблемы без независимости финансовых решений.

Основными составляющими финансового суверенитета Министр определил:

- устойчивый сбалансированный бюджет;

- устойчивость макроситуации;

- предсказуемая для инвесторов финансовая политика государства и его доверие к участникам финансового рынка по проведению денежно— кредитной политики [16].

2 Помощник Президента РФ Орешкин М. обознаЯ чил следующие элементы финансового суверени-° тета:

ав - рынок в национальной валюте;

- инструменты для инвестирования;

- наличие платежной инфраструктуры для международных расчетов;

- изменение системы управления экономического развития, ориентированной не на иностранных инвесторов и западные банки, а на финансирование её через внутренние источники инвестиций;

- ограничение государственных вложений в доллар, евро, юань, осуществление внешней торговли посредством рубля [16]. Председатель Банка России Набиулина Э. определила следующие условия прочности финансовой системы и становления финансового суверенитета страны:

- устойчивая денежно-кредитная политика;

- девалютизация кредитных портфелей российских банков, плавающий курс рубля;

- сотрудничество с дружественными странами, создавая условия и стимулы для управления рыночными рисками участниками финансового рынка [16].

Президент РФ Путин В.В. 15 декабря 2022 года на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам обозначил ключевые задачи по достижению национальных целей, установленных до 2030 года, одной из которых является «обеспечение финансового суверенитета страны».

При этом Президент РФ назвал наличие в стране условий достижения финансового суверенитета:

- крепкий платежный баланс;

- финансовые ресурсы экономики [11]. Решение поставленной задачи Президент РФ

видит через повышение доступности граждан и бизнеса, создающих высокотехнологические предприятия по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, к внутренним финансовым ресурсам страны.

11 января 2023 года Президент РФ во время встречи с правительственными чиновниками поручил Правительству РФ и Банку России, совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, уделить особое внимание укреплению финансового суверенитета страны [14].

Президент РФ Путин В.В. подчеркнул, что в работе по укреплению финансового суверенитета страны рассчитывает на Банк России [14].

С развитием высокотехнологических предприятий по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью связано и развитие финансового рынка, который при этом, отвечая на конкретные потребности бизнеса и экономики страны, внедряет новые финансовые инструменты и технологии.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что в период небывалого санкционного давления со стороны Запада на финансовую систему и экономику страны именно на финансовом рынке должен быть обеспечен наиболее приемлемый уровень риска для его участников. Поэтому только при финансовом суверенитете страны инвесторы

смогут успешно вкладывать свои денежные средства для получения прибыли, бизнес сможет осуществлять заимствования, привлекая капитал для реализации своих проектов, финансовые институты смогут предлагать новые услуги, расширяя сферы своего бизнеса.

Правительство РФ во исполнение поручений Президента РФ совместно с Банком России разработало Стратегию развития финансового рынка РФ до 2030 года, которую утвердило 29 декабря 2022 года [7].

Одним из принципов развития российского финансового рынка Стратегией обозначен принцип его финансового суверенитета.

При реализации полномочий в отношении вопросов развития российского финансового рынка, с целью вовлечения его в финансирование инвестиций для выполнения задач структурной трансформации экономики, федеральные органы исполнительной власти должны опираться на указанный принцип.

Устойчивое развитие экономики в целом и нормальное выполнение российским финансовым рынком своих функций возможно только при условии обеспечения финансового суверенитета, а именно при сохранении устойчивости финансовых организаций, достижения системной финансовой стабильности и снижении инфляции до целевого уровня [7].

На основе снижения зависимости российской экономики от влияния мировых рынков, поддержания уровня инфляции вблизи целевого уровня, стабильных макроэкономических показателях, добиваясь устойчивости государственных финансов при осуществлении взвешенной бюджетной политики, Правительство РФ и Банк России ускоряют процесс структурной трансформации российской экономики, уменьшая риски экономической деятельности и укрепляя доверие к национальной валюте [7].

Финансовый суверенитет невозможно обеспечить без повышения финансовой грамотности населения, поэтому необходимо создавать для него систему просвещения и непрерывного образования в этой сфере, так как в финансировании трансформации экономики будут увеличиваться частные источники финансирования при посредничестве:

- негосударственных пенсионных фондов и страховщиков;

- управляющих компаний;

- сберегательных сертификатов;

- долгосрочных безотзывных вкладов.

С целью обеспечения финансового суверенитета Правительство РФ и Банк России будут совершенствовать формы взаимодействия на финансовом рынке с использованием цифровых инструментов партнерского финансирования [7].

С целью обеспечения финансового суверенитета и организации эффективной работы финансового рынка Правительство РФ и Банк России будут содействовать созданию отечественной системы

индикаторов финансового и товарного рынков и их администраторов, что позволит повысить устойчивость российской экономики к возможным рискам на рынках.

Несмотря на то, что наиболее рискованным видом вложений являются венчурные инвестиции, то есть финансирование молодых и перспективных проектов, на которые 75% вложений не оправдываются, Стратегией развития финансового рынка России предусмотрено создание условий для формирования конкурентного рынка венчурных инвестиций. Поэтому развитие финансовой культуры в секторе венчурных инвестиций и повышение уровня финансового образования предпринимателей и инвесторов станут важным элементом Стратегии [7].

Одним из финансовых инструментов долгосрочного инвестирования в России является система негосударственного пенсионного обеспечения, которая требует гарантирования прав участников и повышения уровня их доверия к этой системе с целью привлечения дополнительных долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономику страны и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан.

Стратегией развития российского финансового рынка предусмотрено развитие корпоративных программ долгосрочного накопления, способствующих максимальному увеличению охвата работающих граждан с целью формирования дополнительных доходов к будущей пенсии независимо от уровня финансового обеспечения.

Стратегией развития финансового рынка России обращено внимание на то, что российский рынок страховых услуг продолжает стагнировать по причине слабого качества страховых услуг и низкой клиентской ценности, отсутствия страховой культуры, а также недостаточного уровня циф-ровизации и развития дистанционных каналов обслуживания [7].

Таким образом, Стратегия определила поле деятельности в указанной сфере и указала на необходимость создания условий для развития отечественного рынка перестрахования в период санкци-онного давления.

В области цифровизации финансового рынка внимание будет обращено на развитие равноудаленной цифровой инфраструктуры и выработке единых стандартов к применению цифровых технологий с целью обеспечения финансового суверенитета.

Стратегией развития российского финансового рынка определен запуск и развитие платформы цифрового рубля, выпускаемой Банком России в перспективе до 2030 года [7].

Также Банк России продолжит развитие национальной платежной инфраструктуры и взаимодействие с дружественными странами с целью обеспечения в этих странах использования платежных карт «Мир».

Обеспечению финансового суверенитета и развитию российского финансового рынка будет спо-

5 -о

сз ж

■с

CM

со

собствовать работа Правительства РФ и Банка России по устранению критической зависимости от иностранных поставщиков программно-аппаратных средств.

Одной из задач в сфере развития российского финансового рынка является переориентация внешнеторговых и финансовых отношений государства на дружественные страны, с целью обеспечения национальных интересов на основе финансового суверенитета.

То есть, российский финансовый рынок будет доступен иностранным инвесторам в той мере, которая не противоречит принципу финансового суверенитета [7].

Таким образом, базовой основой суверенитета государства является его способность использовать свои собственные ресурсы в достижении национальных целей, вопреки навязывания ему другими странами «экономических законов» с целью изъятия этих ресурсов в собственных интересах.

Одним из самых важных институтов привлечения инвестиций в экономику страны является российский финансовый рынок, который продемонстрировал устойчивость к санкциям и способность преодолевать кризисные периоды, что подтверждается своевременной реакцией на различные шоки и принятыми мерами Правительства РФ и Банка России.

Литература

1. Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Консультант Плюс справочно-правовая система. Версия Проф. М., 2022.

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817; № 30. Ст. 4717.

3. Указ Президента Российской Федерации от 14.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета. 15 июля 2020.

4. Указ Президента РФ от 09.03. 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Консультант Плюс справочно-правовая система. Дата обращения: 10 марта 2004.

5. Указ Президента РФ от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Консультант

Плюс справочно-правовая система. Дата обращения: 25 июля 2013.

6. Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 15.10.2022) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» // Консультант Плюс справочно-правовая система. Версия Проф. М., 2022.

7. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 № 4355-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года» // Консультант Плюс справочно-правовая система. Версия Проф. М., 2022.

8. Байден назвал санкции альтернативой «Третьей мировой войне» //РБК. Дата обращения: 26 февраля 2022.

9. Гусев И.А. Финансовые рынки и институты. Учебник для академического бакалавриата. М., 2019. С. 19.

10. Киварина М.В. Эволюция моделей и форм взаимодействия властных и предпринимательских структур / М.В. Киварина, Е.И. Костусен-ко // Российское предпринимательство. 2014. № 4 (250). С. 16-22.

11. Лазарева Е. Президент РФ Владимир Путин обозначил ключевые задачи на 2023 год // Российская газета. 16 декабря. 2022.

12. Россию назвали мировым лидером по объёму наложенных санкций После начала войны она опередила Иран, Венесуэлу, Мьянму и Кубу вместе взятых // Meduza. Дата обращения: 8 марта 2022.

13. Россия под санкциями. Что уже ввели, чем ещё грозят и когда отменят // BBC News Русская служба. Дата обращения: 24 марта 2022.

14. Сергеев А. Путин заявил о необходимости формирования финансового суверенитета // Газета. ru. 11 января. 2023.

15. Симонов В.В. / Финансовый рынок. М.: Большая российская энциклопедия, 2017. С. 383; Осипов Ю.С. Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] т. 33. 2004-2017.

16. Формула финансового суверенитета // Meduza. Дата обращения: 8 сентября 2022.

FORMATION OF THE LEGAL CONCEPT OF THE FINANCIAL SOVEREIGNTY OF THE RUSSIAN ECONOMY

Ponomarenko K.S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O.E. Kutafin Moscow State Law University (MSLA)

Currently, the conditions for the development of the domestic economy have changed, which are associated with its accelerated structural transformation, requiring the search for internal sources of investment financing. Therefore, the relevance of this topic is due to the development of the Russian financial market and its role in the formation of internal resources for the development of the Russian economy. At the same time, first of all, business and citizens should have access to the Russian financial market, taking into account the level of income and financial literacy, as well as the compliance of their personal and business needs with financial market instruments. That is, the stated goal and objectives should be implemented in close cooperation between the state and financial market participants. The scientific novelty of the research lies in the formation of the concept of financial sovereignty as one of the important principles of the development of the Russian financial market. As

a result of the research, the conclusion is substantiated that the development of the Russian financial market should contribute to the achievement of the national development goals of the Russian Federation established by Presidential Decrees, as well as serve the interests of citizens and businesses by transforming their savings into internal sources of investment financing.

Keywords financial sovereignty; financial market; sanctions; long-term savings of citizens; investments; long-term irrevocable deposits; devaluation; pension state funds; savings certificates; external and internal risks; financial instruments.

References

1. Federal Law No. 251-FZ of July 23, 2013 (as amended on July 29, 2017) "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Transfer of the Authority to Regulate, Control and Supervise Financial Markets to the Central Bank of the Russian Federation" // Consultant Plus reference and legal system. Prof. version M., 2022.

2. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2018. No. 20. Art. 2817; No. 30. Art. 4717.

3. Decree of the President of the Russian Federation dated July 14, 2020 No. 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030" // Rossiyskaya Gazeta. July 15, 2020.

4. Decree of the President of the Russian Federation of 09.03. 2004 No. 314 "On the system and structure of federal executive bodies" // Consultant Plus reference and legal system. Retrieved: March 10, 2004.

5. Decree of the President of the Russian Federation of July 25, 2013 No. 645 "On the abolition of the Federal Financial Markets Service, amendment and invalidation of certain acts of the Pres-

ident of the Russian Federation" // Consultant Plus reference and legal system. Retrieved: 25 July 2013.

6. Decree of the President of the Russian Federation of March 1, 2022 No. 81 (as amended on October 15, 2022) "On Additional Temporary Economic Measures to Ensure the Financial Stability of the Russian Federation" // Consultant Plus Reference and Legal System. Prof. version M., 2022.

7. Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2022 No. 4355-r "On Approval of the Strategy for the Development of the Financial Market of the Russian Federation until 2030" // Consultant Plus Reference and Legal System. Prof. version M., 2022.

8. Biden called sanctions an alternative to the "Third World War" // RBC. Retrieved: February 26, 2022.

9. Gusev I.A. Financial markets and institutions. Textbook for academic baccalaureate. M., 2019. S. 19.

10. Kivarina M.V. Evolution of models and forms of interaction between government and entrepreneurial structures / M.V. Kivarina, E.I. Kostusenko // Russian Entrepreneurship. 2014. No. 4 (250). pp. 16-22.

11. Lazareva E. President of the Russian Federation Vladimir Putin outlined the key tasks for 2023 // Rossiyskaya Gazeta. December 16th. 2022.

12. Russia was called the world leader in terms of the amount of sanctions imposed After the outbreak of the war, it was ahead of Iran, Venezuela, Myanmar and Cuba combined // Meduza. Retrieved: March 8, 2022.

13. Russia under sanctions. What has already been introduced, what else is being threatened and when will it be canceled // BBC News Russian service. Retrieved: 24 March 2022.

14. Sergeev A. Putin announced the need to form financial sovereignty // Newspaper. ru. January 11th. 2023.

15. Simonov V.V. / Financial market. M.: Great Russian Encyclopedia, 2017. P. 383; Osipov Yu.S. Great Russian Encyclopedia: [in 35 volumes] v. 33. 2004-2017.

16. Formula of financial sovereignty // Meduza. Retrieved: 8 September 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.