Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ESG'

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ESG Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОСИСТЕМА ESG / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИТ-ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрижов Станислав Алексеевич, Абрамович Сергей Юрьевич

Статья посвящена актуальной проблеме управления устойчивым развитием Российской Федерации в условиях трансформации ESG-повестки. Авторы анализируют реакцию российского рынка устойчивого финансирования на продвижение западом ESG-повестки в предсанкционный период и смену приоритетов после введения для России масштабных финансовых и технологических санкций. Авторы рассматривают модель управления устойчивым развитием на основе формирования Экосистемы ESG, анализируют функции и задачи основных групп ее участников, рекомендуют алгоритмы их взаимодействия с учетом современных ИТ технологий. Акцентируется внимание на изменениях, которые должны быть внесены в бизнес-стратегии, систему управления рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SUSTAINABLE DEVELOPMENT MANAGEMENT MODEL BASED ON THE FORMATION OF AN ESG ECOSYSTEM

The article is devoted to the actual problem of managing the sustainable development of the Russian Federation in the context of the transformation of the ESG agenda.The authors analyze the reaction of the Russian market of sustainable financing to the West’s promotion of the ESG agenda in the pre-sanctions period and the change of priorities after the introduction of large-scale financial and technological sanctions for Russia. The authors consider a model of sustainable development management based on the formation of the ESG Ecosystem, analyze the functions and tasks of the main groups of its participants, recommend algorithms for their interaction taking into account modern IT technologies. Attention is focused on the changes that should be made to the business strategy, risk management system.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ESG»

Модель управления устойчивым развитием на основе формирования экосистемы ESG

Стрижов Станислав Алексеевич,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационных технологий в государственной сфере и бизнесе Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Российская E-mail: st.strijov@gmail.com

Абрамович Сергей Юрьевич,

эксперт в области ESG и информационных технологий E-mail: s.y.abramovich@hmail.com

Статья посвящена актуальной проблеме управления устойчивым развитием Российской Федерации в условиях трансформации ESG-повестки.

Авторы анализируют реакцию российского рынка устойчивого финансирования на продвижение западом ESG-повестки в предсанкционный период и смену приоритетов после введения для России масштабных финансовых и технологических санкций. Авторы рассматривают модель управления устойчивым развитием на основе формирования Экосистемы ESG, анализируют функции и задачи основных групп ее участников, рекомендуют алгоритмы их взаимодействия с учетом современных ИТ технологий. Акцентируется внимание на изменениях, которые должны быть внесены в бизнес-стратегии, систему управления рисками.

Ключевые слова: устойчивое развитие, цели устойчивого развития, Экосистема ESG, цифровая экономика, ИТ-платформа.

в

Введение

Для России 2021-й стал вторым годом рекордов и пилотных проектов, связанных с устойчивым развитием. Состоялись первые выпуски государственных зеленых и переходных облигаций, рейтинг-лист существенно расширился, пополнился девелоперами, банками, субъектами Российской Федерации, различными компаниями. Объем рынка устойчивого финансирования достиг в стоимостном выражении 300 млрд рублей. ESG из модной повестки стала финансово осязаемой, в том числе и на уровне планирования будущего [1]. Наступил момент сборки разрозненных инициатив в области климата и экологии, управления отходами, корпоративного управления, бережливого производства в единые стратегии.

Наложенные на экономику России масштабные финансовые и технологические санкции и ограничения заставили внести срочные изменения в планы развития компаний и взаимоотношения с международными инвесторами. На фоне происходящего подвергается ревизии повестка устойчивого развития, которая до недавнего времени была ориентирована на западные стандарты. По оценкам экспертов, несмотря на сложности, большинство компаний не останавливают процесс ESG-трансформации, но при этом корректируют структуру расходов и горизонты планирования.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, в большинстве случаев вопросы устойчивого развития остались в числе приоритетных. Но нужно отметить, что наблюдается постепенная трансформация, смена акцентов от доказывания своей ESG-зрелости западному миру в сторону реализации отечественных проектов устойчивого развития в условиях мобилизационной экономики. Так, экспортно ориентированные ESG-цели, связанные с зелеными в западном понимании проектами и качеством корпоративного управления, постепенно уходят на второй план. Вместе с тем соответствующие локальным потребностям переходные и социальные проекты получают серьезный импульс развития.

Сейчас важно сохранить наработанный опыт, масштабировать его, опираясь на национальные разработки (таксономии), зарекомендовавшие себя мировые практики, меры государственной поддержки и системно выстраивать процессы для формирования пространства, в центре которого должен находиться человек, его ежедневные потребности, благополучие и безопасность.

В настоящей статье авторы рассматривают модель управления устойчивым развитием на осно-

ве формирования Экосистемы ESG, анализируют функции и задачи основных групп ее участников, рекомендуют алгоритмы их взаимодействия с учетом современных ИТ технологий. Акцентируется внимание на изменениях, которые должны быть внесены в бизнес-стратегии, систему управления рисками и раскрытия информации.

Результаты

Введенные санкции и экономическая изоляция РФ дают шанс нашему ESG-рынку избежать шишек,

набитых западным устойчивым финансированием и связанных с избытком провайдеров, а также с несопоставимостью методологий. Уже 30% компаний имеют ESG-рейтинг и еще 13% планируют получить к 2024 году. А доля скептиков сократилась почти на 30 п.п. [1]. К сожалению, все еще ключевой целью получения рейтинга остается улучшение имиджа, но уже вместе с тем набирают популярность и иные формы использования: взаимодействие с банками и инвесторами, соблюдение требований контроля цепочек поставок со стороны контрагентов, в тендерных закупках и пр.

Рис. 1. Модель управления устойчивым развитием на основе Экосистемы ESG

Кроме того, российский потребитель уже начал голосовать рублем за социально-ответственного производителя. Согласно исследованиям международного коммуникационного холдинга Dent-su, 80% российских потребителей задумываются

о проблемах экологии. 52% готовы изменить свои потребительские привычки, чтобы улучшить экологию. 55% учитывают экологичность товаров при их покупке и 41% готов платить больше за экологически чистые товары [17]. Таким образом, совершен-

ен о

со £

m Р

сг

от А ш

но очевидно, что ESG для бизнеса - это не прихоть, а необходимость, если компания хочет расти и развиваться, даже если речь идет сугубо о внутреннем рынке. Любые кризисные явления не вечны. Более того, кризис всегда дает новые возможности, тем более сейчас, когда большое количество европейских компаний уходит с рынка.

Очевидна необходимость формирования и структурирования нового современного пространства ESG-модели системы ESG, направленной на устойчивое развитие государства, безопасность и благополучие человека.

Для координации деятельности основных формальных и неформальных институтов по интеграции повестки устойчивого развития ООН в процесс реализации национальных проектов РФ с целью устойчивого развития государства и повышения качества жизни населения предлагается модель управления, основанная на Экосистеме ESG (см. рис. 1).

Экосистема - динамичное и постоянно развивающееся сообщество, объединяющее различные заинтересованные стороны, которые на основе общих целей и интересов создают новую ценность, отвечающую ожиданиям общества и растущим запросам потребителей. Экосистема как модель

управления применяется в данном случае в связи с тем, что присутствует широкий круг участников с разнообразными интересами в условиях быстро происходящих изменений, характер которых трудно предсказать.

Экосистема интегрирует механизмы взаимодействия ее участников, снижает барьеры присоединения к ее структурным элементам, позволяет создать клиентоцентричную систему. Главный вызов при построении экосистемы - управление ее участниками на основе прозрачных правил и стандартов.

Основным предметом социально ответственного управления на принципах ESG будет являться осуществление мероприятий, направленных на реализацию национальных задач устойчивого развития на всех уровнях управления: федеральном, региональном и местном. В реализацию мероприятий вовлечен широкий круг заинтересованных сторон: государство в лице Правительства РФ и Координационного совета при Правительстве РФ, профессиональные участники финансового рынка, хозяйствующие субъекты, методологические и координационные группы, научно-образовательное сообщество, российские и международные экспертные центры (таблица 1).

Таблица 1. Заинтересованные стороны, обеспечивающие реализацию ЦУР

Заинтересованные стороны Основные функции Основные задачи

Правительство РФ • Разработка и регулирование процессов реализации национальных проектов с учетом ЦУР • Консолидация усилий для реализации ЦУР • Координация деятельности заинтересованных участников • Нормативная поддержка обеспечивающих процессов • Реализация мероприятий, обеспечивающих устойчивое развитие • Сохранение и расширение международных экономических и политических отношений, с учетом «движения на Восток» • Выполнение программ социально-экономического и экологического развития России • Формирование общенациональных подходов, методов, путей и оценочных показателей достигнутых результатов • Создание для бизнеса эффективной системы гарантий • Стимулирование и финансирование развития технологий и технологических решений • Создание систем мотивации для проектов с высокими ESG-метриками (льготное финансирование и др.) • Повышение значимости механизмов персональной ответственности

Координационный совет при Правительстве РФ • Методологическое, координационное сопровождение и контроль • Разработка регулирующих нормативных документов • Определение приоритетности мероприятий • Разработка алгоритмов взаимодействия между органами власти и хозяйствующими субъектами • Формирование прогрессивной и технологически независимой (суверенной) цифровой среды обслуживающий внутренние рынки • Повышение эффективности национальной системы управления рисками • Учет международных практик при реализации национальных проектов развития • Координация и актуализация процессов по реализации национальных проектов, в том числе санкционных • Противодействие экономическим санкциям и минимизация их последствий • Разработка предложений по актуализации нормативной базы, в том числе регулирующей отрасли экономики, финансовый сектор и рынок труда • Определение объемов финансирования проектов устойчивого развития • Совершенствование собственной отечественной финансовой инфраструктуры • Повышение ответственности, в том числе персональной, за реализацию политики и программ национального развития • Создание механизмов побудительного воздействия • Развитие механизмов распределения сфер ответственности

Окончание

Заинтересованные стороны Основные функции Основные задачи

Профессиональные участники финансового рынка • Финансирование на принципах ESG • Обеспечение финансирования проектов устойчивого развития • Создание перспективных и экономически привлекательных систем привлечения капиталов • Обеспечение функционирования модели устойчивого развития и привнесение в каждодневную деятельность социально-ответственных инвестиционных практик • Создание системы финансирования на принципах ESG

Хозяйствующие субъекты • Производство товаров и услуг в рамках решения задач устойчивого развития на основе принципов ESG • Организация хозяйственной деятельности на принципах ESG • Участие в реализации программ и проектов, обеспечивающих устойчивое национальное развитие

Методологическая и координационная группа • Методологическое и координационное сопровождение • Организация взаимодействия бизнеса и регуляторов • Разработка методик оценки социального воздействия • Информационное сопровождение темы ESG • Участие в построении российской ESG инфраструктуры и развитии деловой дипломатии • Помощь при преодолении стратегических и методологических развилок • Создание новых продуктов с позитивным ESG эффектом • Распространение современных ESG разработок • Профессиональное поддержка организации информационных потоков • Разработка инструментария, обеспечивающего выполнение государственных задач • Создание механизмов взаимодействия, гарантирующих баланс интересов заинтересованных сторон • Актуализация процессов деятельности заинтересованных сторон

Основные международные институты • Разработка стандартов, рекомендаций • Анализ и обобщение лучших международных практик по внедрению ESG • Пропагандированное повестки устойчивого развития • Разработка рекомендаций по созданию позитивного имиджа и репутации

Российские независимые экспертные центры • Информационно-консалтинговое сопровождение, верификация отчетности и определение достигнутого уровня социальной ответственности участников рынка • Обобщение и распространение лучших практик в области ESG • Признание статуса социально-ответственных участников процессов • Раскрытие системы объективно оцениваемых показателей • Продвижение участников российских хозяйствующих субъектов на международных площадках

ВУЗы и научные центры • Научное обеспечение достижения технологического суверенитета • Подготовка и повышение квалификации специалистов, работающих в области решения задач устойчивого развития • Разработка и реализация программ подготовки специалистов в системе высшего и среднего профессионального образования для приоритетных направлений устойчивого развития • Оказание содействия в переформатировании рынка труда с учетом его изменения в условиях санкционной политики • Переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов различного уровня в рамках формирования проектных команд по обеспечению устойчивого развития

В целом работа Координационного совета направлена на координацию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и остальных участников Экосистемы ESG в части реализации национальных проектов с учетом целей устойчивого развития.

Определяющая роль в обеспечении эффективного взаимодействия всех участников Экосистемы ESG отводится «Методологической и координационной группе» (МКГ), в которую включены ВЭБ.РФ, «Национальный альянс по во-

просам социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития» (ESG Альянс), публично-правовая компания Российский экологический оператор (ППК РЭО). При очевидной целесообразности присутствия в группе ВЭБ.РФ и ESG Альянса включение в нее ППК РЭО обосновывается тем, что в условиях изменения характера экологической повестки (уход от доминирования климатического регулирования, придание приоритетности проблемам обращения с отходами, экономике замкнутого цик-

ла, расширенной ответственности производителей (РОП) именно на эту структуру возложена функция координации при решении указанных задач.

Данная группа призвана профессионально регулировать и организовывать информационные потоки, формулировать требования для решения задач государства и обеспечивать соблюдение баланса интереса заинтересованных сторон, в том числе за счет разработки правил и инструментов взаимодействия, обеспечивая прямые и косвенные связи между участниками Экосистемы по достижению национальных целей развития.

Кроме того, важным результатом деятельности МКГ предполагается генерация новых реальных продуктов с позитивным ESG эффектом, а также изучение и развитие современных аспектов ESG-тематики.

Сегодня отмечается, что значительная часть проектов, которые не требуют крупных объемов денежных средств, как правило, развиваются инерционно, в то время как проекты, обеспечивающие развитие, сталкиваются с недостаточным финансированием. В связи со сменой факторов, влияющих на поведение хозяйствующих субъектов, методологическая рамка ESG сохраняет актуальность, при этом происходит пересмотр приоритетов и структуры деятельности: Е - смещение фокуса на непосредственные выбросы, временное снижение значимости климатической повестки, акцент на решение проблем с отходами, РОП; S - приоритетное направление, акцент на сотрудников и социальные проблемы в регионах деятельности, возможное изменение структуры социальных инвестиций под влиянием кризиса; G - временное снижение значимости раскрытия информации, включая закрытие данных о владении и управлении.

Очевидно, что государственной системы финансирования недостаточно для реализации обозначенных задач, поэтому необходимо использовать рыночные механизмы привлечения капиталов, требующие активного участия профессиональных финансовых институтов, которые должны менять свои подходы к политикам заимствований для хозяйствующих субъектов. В Экосистеме ESG к этой группе относятся банки, биржи, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и другие участники финансовых рынков.

Финансовые институты нацелены на создание и использование различных финансовых инструментов и механизмов, в первую очередь развитие системы социально ответственного инвестирования. Социально ответственная инвестиционная политика способствует не только экономическому подъему, но и социальной и экологической безопасности, а также созданию необходимой инфраструктуры долгосрочного действия, обеспечиваю-Е щей надежное функционирование модели устой-£ чивого развития [10]. В связи с этим важнейшей — задачей становится устранение недостатков рынка ^ и формирование собственной отечественной финансовой инфраструктуры: утверждение стандар-Ц тов эмиссии ЦБ, листинг на бирже, системы так-

сономии, системы верификации с методическим центром на базе ВЭБ и др.

Важное место в Экосистеме ESG занимают независимые экспертные центры в лице Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палаты (ТПП), Ассоциации менеджеров России (АМР), рейтинговых агентств (АКРА и другие), одной из ключевых задач является помощь хозяйствующим субъектам в демонстрации соответствия деловых практик инициативам в области ESG. Реализация этой цели требует наличия, использования и раскрытия системы объективно оцениваемых показателей. Это позволит заинтересованным сторонам заявлять о своем ESG статусе, включая оценку качества управления и принимаемых решений, степень их влияния на окружающую среду и общество.

Заявляя устойчивое развитие национальным приоритетом, Россия не отделяется от международных тенденций и будет оставаться частью глобальной экономики, поэтому в Экосистеме ESG обозначена группа, включающая основные международные институты и инициативы, связанные с различными аспектами устойчивого развития. Методологической и координационной группе предстоит учитывать лучшие зарубежные практики и основополагающие международные решения при разработке национальной системы регулирования процессов достижения целей устойчивого развития.

Сформировав соответствующие формальные и неформальные институты Экосистемы ESG, следует отметить, что достичь эффективного и результативного функционирования созданной системы невозможно без обеспечения ее образовательного и научного сопровождения.

Существующая система образования требует большей синхронизации с принципами устойчивого развития экономики и общества, а также должна адекватно реагировать на те изменения рынка труда, которые вызваны санкционной политикой. Реальный сектор экономики характеризуют две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, по данным сервиса SuperJob, в 2022-м году спрос на управленческие кадры - главных инженеров, технологов и механиков, вырос на 58%1, с другой - возникла проблема обеспечение занятости работников предприятий, которые, находясь под юрисдикцией западных фирм, прекратили работу в России.

Перед вузами стоит задача корректировки существующих образовательных программ и разработки новых, практикоориентированных, в первую очередь по техническим специальностям. Также назрела необходимость возрождения среднего профессионального образования для подготовки квалифицированных рабочих.

1 Кадровый холод: названы самые дефицитные профессии в промышленности.

https://iz.ru/1375054/marina-sonina/kadrovyi-kholod-nazvany-samye-defitcitnye-professii-v-promyshlennosti

Для реализации сложных межотраслевых проектов, планируемых в рамках достижения технологического суверенитета, целесообразно на базе ведущих вузов страны в сетевом режиме с научными центрами организовать формирование и подготовку проектных команд, состоящих из представителей органов власти, бизнеса и научного сообщества. И, конечно, важной задачей является организация целевых аудиторий образовательных программ в области устойчивого развития и ESG.

В условиях перехода к цифровой экономике ключевые направления устойчивого развития зависят от уровня технологического суверенитета, скорости процессов импортозамещения и глубины трансфера технологий. На базе этого необходимо построение единой информационной системы, одной из ключевых задач которой должна стать поддержка принятия ответственных управленческих решений, включая порядок их объективной оценки.

Авторы предлагают идею создания целевых ИТ-платформ, позволяющих снизить субъективизм при принятии решений. Такие автоматизированные системы управления, созданные на базе цифровых технологий, должны являться ключевой частью

процедур корпоративного управления. Они позволят обеспечить через показатели-индикаторы (BSC, KPI, GRI) встраивание (приоритетный сравнительный учет) принципов, правил и условий ESG в повседневную деятельность и стратегию заинтересованных сторон, что создаст возможность сопоставимости национальных задач с ЦУР. При создании алгоритмов работы таких систем и конструируемых на их основе ИТ-платформ важно учитывать основные элементы, обеспечивающие поддержку принятия управленческих решений, включая инвестиционные: нормативная база, системы показателей-индикаторов, системы оперативного сбора, хранения и обработки информации, риск-менеджмент, системы отчетности, системы контроля и ответственности.

Процесс формирования социально ориентированной информационной основы, доступной ответственным должностным лицам, принимающим управленческие решения, а также другим стей-кхолдерам, состоит из основных этапов, описание и последовательность которых представлены на рисунке 2.

ИТ-платформа

1 »

1 Отбор, оцифровка, снстематюашы и структуризация целевой информации в соответствии с показателями-индикаторами УР и ESG

2 Формирование баз исходной целевой информации

3 Выбор групп целевых показателей-индикаторов, обосновывающих принятие устойчивых управленческих решений (ESG решений)

4 Расчет значений целевых групп показателей-индикаторов, сопровождающих принятие устойчивых управленческих решений (ESG-решеннн)

5 Выбор группы рисков, сопровождающих различные варианты управленческих решений

6 Расчет уровня рисков, сопровождающих различные варианты управленческих решений

7 Выбор оптимального управленческого решения ответственным должностным лицом

8 Мониторинг процесса реализации принятого управленческого решения (в соответствии с концепцией устойчивого развития и принципов ESG).

16 Определение вклада должностных лиц, принимавших управленческие решения, в конечный результат деятельности хозяйствующего субъекта (в соответствии с концепцией устойчивого развития н принципов ЕБО).

15 Определение уровня ответственности должностных лиц, принимавших управленческие решения (в соответствии с концепцией устойчивого развития и принципов ЕЗв).

14 Сопоставление полученных результатов с первоначальными плановыми (контрольными) показателями-ннднкато£)ами

13 Контроль результатов, достигнутых с помощью осуществленных корректировок

! Сопоставление первоначального уровня 1 »*ч ; рисков с уровнем рисков после внесения 1 ^ ; корректировок в управленческие 1 решения

il Расчет уровня рисков с учетом предпринятых корректирующих действий

10 Внесение корректировок в процессы реализации принятых управленческих решений (в соответствии с концепцией устойчивого развития и принципов Е$0

9 Сопоставление фактически достигнутых значений показателей-индикаторов с их плановыми (контрольными) значениями

!____________________________I

Рис. 2. Алгоритм функционирования ^ платформ поддержки принятия управленческих решений с учетом ESG

факторов

Предложенные ИТ-платформы позволят совершенствовать области оценки и управления рисками за счет специализированных групп показателей (BSC, KPI, GRI) и отказаться от практик ручного управления в пользу цифровых технологий, осуществлять своевременную идентификацию рисков и возникновения рисковых ситуаций, вовремя принимать меры по их оптимизации; устанавливать

каждому решению советующую группу; с помощью системы контроллинга производить расчет развития и формировать наилучшие рекомендации, соответствующие потребностям хозяйствующих субъектов и концепции устойчивого развития; сопоставлять первоначальный состав и уровень рисков с составом и уровнем рисков, возникающих после внесения корректировок в управленческие

сз о

со £

m Р

сг

от А

Q. в

решения. Тем самым повышается качество и скорость процесса принятия управленческих решений.

Заключение

Актуальность затронутых авторами проблем определяется теми новыми многочисленными вызовами, которые встали перед Россией и напрямую касаются вопросов устойчивого развития государства и качества жизни его граждан. На фоне общей геополитической турбулентности наблюдается не кризис внутрироссийской ESG-повестки, а переоценка подходов к данной тематике в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предстоит учитывать изменившийся характер взаимодействия с международными и зарубежными организациями, образующими инфраструктуру устойчивого развития, и обеспечивать соблюдение баланса между локализацией ESG инструментов и использованием сформированных глобальных стандартов, принципов и практик.

В контексте необходимости выбора приоритетов в сложившихся условиях отмечается растущее значение таких аспектов реализации ESG повестки, как ресурсосбережение, переход к экономике замкнутого цикла, импортозамещение, сохранение трудового потенциала, благодаря которым создаются возможности обеспечения устойчивости для компаний и дальнейшего развития бизнеса и страны.

Обращено внимание на необходимость объединения усилий всех заинтересованных сторон для выработки понимания направления и путей преобразования национальной модели устойчивого развития, долгосрочного и стратегического подхода к выбору и реализации приоритетных мероприятий в этой сфере. Отмечена важность продолжения внедрения успешных ESG-практик, развития отечественной инфраструктуры в поддержку повестки устойчивого развития и успешной реализации национальных проектов, для координации этой работы предложена Экосистема ESG. Эффективность и жизненность этой системы будет во многом зависеть от позиции государства, от его поддержки принципов ESG, поскольку окончательная ответственность за устойчивое развитие возлагается на федеральные, региональные и муниципальные органы власти.

Литература

1. Будущее рынка устойчивого финансирования: сохранить и усилить национальную экспертизу. Аналитический обзор. АО «Эксперт РА». 30.03.2022 https://raexpert.ru/docbank/5fc/ ba4/29e/5da3d697880e5ea15091 c6e.pdf

2. Вызовы-2030. Устойчивое развитие регионов. Ведомости. 13.07.2022 https://www.vedomosti. ru/ecology/esg/articles/2022/07/13/931136-vipoln enie-esg-povestki-neobhodimo-dlya-ustoichivogo-razvИТiya-regionov

3. Как цифровизация помогает ESG-трансфор-мации бизнеса. Центр устойчивого разви-

тия Школы управления «Сколково» и «ТеДо». 2022. https://sk.skolkovo.ru/storage/file_stor-age/71779f9b-9874-44a0-ab2a-a3ee0b9fdca2/ ESG_FINAL.pdf

4. Корпоративные стратегии и технологии в условиях глобальных вызовов: монография / коллектив авторов; под науч. ред. И.Ю. Беляевой, О.В. Даниловой. - Москва: КНОРУС, 2020.

5. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ системы государственного управления по внедрению повестки устойчивого развития за период 2019 года, истекший период 2020 года» № 6 (271) 2020

6. Парижское соглашение по климату. [Электронный ресурс]. URL: http://unfccc.int/resource/ docs/2015/cop21/eng/l09r01.pdf (дата обращения 20.04.2022) Парижское соглашение [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://un-fccc.int^Tes/default/files/russian_paris_agree-ment.pdf

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. № 234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

8. Постановление Правительства РФ от 21 января 2022 г. N25-2 «Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций»

9. Ростелеком. Цифровые платформы: подходы к определению и типизации. Текст: электронный // D-russia.ru. 2018. URL: https://d-russia.ru/ wp-content/uploads/2018/04/ digИТal_platforms. pdf (дата обращения: 13.08.2022).

10. Сохранить устойчивость: перспективы ESG-повестки в России. Исследование ESG Альянса совместно с ЦСП «Платформа». 23.09.2022.

11. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

12. Стрижов С.А., Абрамович С.Ю. Социально ответственное инвестирование в повестке дня устойчивого развития // Инновации и инвестиции. - 2017. - № 8 - С. 13-17.

13. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"

14. Распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2017 г. № 876-р «О Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плане ее реализации».

15. Цели в области устойчивого развития. 17 целей для преобразования нашего мира. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/sus-tainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения 03.04.2022).

16. ESG-банкинг в России [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www2.de^Tte.com/ content/dam/De^Tte/ru/Documents/research-center/esg-banking-russia.pdf

17. ESG - не прихоть, не рекламный ход, а наше будущее. Редакция «ФедералПресс» / Юлия Литвиненко. 19 июля 2022 https://fedpress.ru/in-terview/3057822

A SUSTAINABLE DEVELOPMENT MANAGEMENT MODEL BASED ON THE FORMATION OF AN ESG ECOSYSTEM

Strijov S.A., Abramovich S. Yu.

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

The article is devoted to the actual problem of managing the sustainable development of the Russian Federation in the context of the transformation of the ESG agenda.

The authors analyze the reaction of the Russian market of sustainable financing to the West's promotion of the ESG agenda in the pre-sanctions period and the change of priorities after the introduction of large-scale financial and technological sanctions for Russia. The authors consider a model of sustainable development management based on the formation of the ESG Ecosystem, analyze the functions and tasks of the main groups of its participants, recommend algorithms for their interaction taking into account modern IT technologies. Attention is focused on the changes that should be made to the business strategy, risk management system.

Keywords: sustainable development, sustainable development goals, ESG ecosystem, digital economy, IT-platform.

References

1. The future of the sustainable finance market: maintain and strengthen national expertise. Analytical review. JSC Expert RA. 03/30/2022 https://raexpert.ru/docbank/5fc/ba4/29e/ 5da3d697880e5ea15091c6e.pdf

2. Challenges-2030. Sustainable development of regions. Vedo-mosti. 07/13/2022 https://www.vedomosti.ru/ecology/esg/artic les/2022/07/13/931136-vipolnenie-esg-povestki-neobhodimo-dlya-ustoichivogo-razvITiya-regionov

3. How digitalization helps business ESG transformation. Center for Sustainable Development of the School of Management Skolkovo and TeDo. 2022. https://sk.skolkovo.ru/storage/file_ storage/71779f9b-9874-44a0-ab2a-a3ee0b9fdca2/ESG_FI-NAL.pdf

4. Corporate strategies and technologies in the face of global challenges: monograph / team of authors; under scientific ed. I. Yu. Belyaeva, O.V. Danilova. - Moscow: KNORUS, 2020.

5. Report on the results of the expert and analytical event "Analysis of the public administration system for the implementation of the sustainable development agenda for the period of 2019, the past period of 2020" No. 6 (271) 2020

6. Paris climate agreement. [Electronic resource]. URL: http://un-fccc.int/resource/docs/2015/cop21/eng/l09r01.pdf (accessed 20.04.2022) Paris Agreement [Electronic resource] - Access mode: https://unfccc.int/sMtes/ default/files/russian_paris_ agreement.pdf

7. Decree of the Government of the Russian Federation dated March 2, 2019 No. 234 "On the management system for the implementation of the national program "Digital Economy of the Russian Federation".

8. Decree of the Government of the Russian Federation of January 21, 2022 N25-2 "On approval of the Regulations on the Government Commission to increase the stability of the Russian economy in the face of sanctions"

9. Rostelecom. Digital Platforms: Approaches to Definition and Typification. Text: electronic // D-russia.ru. 2018. URL: https:// d-russia.ru/wp-content/uploads/2018/04/digITal_platforms.pdf (accessed 08/13/2022).

10. Maintain sustainability: prospects for the ESG agenda in Russia. Study of ESG Alliance together with Platforma CSP. 09/23/2022.

11. Strategy for the socio-economic development of the Russian Federation with a low level of greenhouse gas emissions until 2050.

12. Strijov S., Abramovich S. Socially responsible investment in the agenda of sustainable development // Innovations and investments - 2017. - No. 8 - P. 13-17.

13. Decree of the President of the Russia of July 21, 2020 No. 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030"

14. Decree of the Government of the Russian Federation of May 5, 2017 No. 876-r On the Concept for the Development of Public Non-Financial Reporting and the Action Plan for its Implementation

15. Sustainable Development Goals. 17 goals to transform our world. [Electronic resource]. URL: http://www.un.org/sustaina-bledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (accessed 04/03/2022).

16. ESG banking in Russia [Electronic resource] - Access mode: https://www2.deloITte.com/content/dam/DeloITte/ru/Docu-ments/research-center/esg-banking-russia.pdf

17. ESG is not a whim, not a publicity stunt, but our future. Federal-Press editors / Yulia Litvinenko. July 19, 2022 https://fedpress. ru/interview/3057822

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.