Научная статья на тему 'Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности по технологии'

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности по технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бальцер Э.П., Портнягин И.А.

В данной статье подробно рассмотрены требования Федеральных государственных образовательных стандартов к формированию познавательных универсальных учебных действий в начальных классах. А так же способы их эффективного формирования по средствам таких областей знаний и методов как: образовательная робототехника, теория решения изобретательских задач и проектная деятельность обучающихся на уроках технологии во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бальцер Э.П., Портнягин И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности по технологии»

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 105

2. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/ 543/файл/749/приказ %20Об %20утверждении %201897.

3. Черкашина Е.А. Развитие логического мышления на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО [Текст] / Е.А. Черкашина // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: материалы III междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 24 сент. 2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. -С. 72-73.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ

© Бальцер Э.П.*, Портнягин И.А.*

МАОУ лицей № 97, г. Челябинск МАОУ СОШ № 147, г. Челябинск

В данной статье подробно рассмотрены требования Федеральных государственных образовательных стандартов к формированию познавательных универсальных учебных действий в начальных классах. А так же способы их эффективного формирования по средствам таких областей знаний и методов как: образовательная робототехника, теория решения изобретательских задач и проектная деятельность обучающихся на уроках технологии во внеурочной деятельности.

Ключевые слова познавательные универсальные учебные действия, теория решения изобретательских задач, проектная деятельность, внеурочная деятельность, предмет технология.

Сегодня актуальны слова «отца кибернетики» Норберта Винера «мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, что бы жить в этом новом окружении»[2]. И действительно наше окружение изменилось радикально по сравнению с прошлым веком, чего нельзя сказать про самого человека. Не зря XXI век называют веком информации, ещё несколько десятилетий назад объем информации увеличивался вдвое за 5-7 лет, то уже сейчас удваивается всего за 2-3 года.

* Педагог дополнительного образования МАОУ Лицей № 97.

* Педагог дополнительного образования МАОУ СОШ № 147.

106

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

XXI век начался с «внедрения сети интернет в народ», что в следствии повлекло к бурному росту количества информации во всех отраслях нашего общества, и образование не стало исключением. Если раньше источником информации были только книга, печатные издания и учитель. То теперь количество источников информации колоссально увеличилось. Обучающиеся уже реже используют первоисточники и учебники, и чаще черпают знания из сети интернет, что часто приводит к усвоению неполной, искаженной или вовсе ложной информации.

В связи с этим появилась новая проблема, связанная с отсутствием у обучающихся навыков работы с информацией, а именно умение выделять главное, самостоятельно находить истинную информацию, структурировать знания и т.д. Что бы образование соответствовало требованиям современного мира, оно должно было изменить саму идею с «дать знания» на идею «научить учиться».

На эту тему в своих работах писал выдающийся российский психолог и педагог Д.И. Фельдштейн «Построенное в свое время на основе растущей дифференциации способов постижения мира и отраслей научного знания образование, хорошо работающее в прежние времена, не способно далее в должной мере готовить человека творческого, креативно мыслящего, ориентированного не на подражание, не на повторение состоявшегося опыта, не на его копирование, а на создание нового, собственного пути» [3]. И такие изменения в образовании все же произошли, а именно с момента внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения. Его основной целью является всестороннее развитие личности обучающегося как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

«Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего >...< образования» - выдержка из ФГОС второго поколения [1]. Как мы видит первым звеном, которое охватывает ФГОС, является начальное общее образование. Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования -основная задача Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимается умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Во ФГОС выделяется четыре основных вида УУД:

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 107

- Личностные - это личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание;

- Познавательные - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные УУД в свою очередь делятся еще на три учебных действия, а именно: общеучебные, логическое, постановка и решение проблемы;

- Регулятивные - это целепологание, планирование, корректировка плана.

- Коммуникативные - это умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей.

Из перечисленных выше УУД, именно познавательное решает ту проблему, которая встала перед системой образования в XXI веке. Но ФГОС лишь предъявляет требования к формированию УУД. А значит необходимо на чем - то эти УУД формировать. Мы рассмотрим формирование познавательных УУД на уроках технологии во внеурочной деятельности. Выбор был сделан в пользу предмета технологии в силу того, что современный человек уже не мыслим без новейших технологий. А значит эти технологии должны быть изучаемы ребенком ещё в школьные года, для того что бы он вырос конкурентно способной личностью. Более подходящего предмета как технология мы не найдем в современной системе образования.

Рассмотрим познавательные УУД по подробнее. Как выше сказано, они включают в себя три учебных действия.

1. Общеучебные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Формировать общеучебные учебные действия возможно и на традиционных уроках технологии, но мы считаем, что это будет шагом назад, а не вперед. XXI век - век высоких технологий. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение. И явным показателем новых технологий,

108

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

которые применимы в образовательной деятельности - это образовательная робототехника. Именно образовательная робототехника, на уроках технологии, способна в полной мере обеспечить совокупность всех требований общеучебных универсальных действий предъявляемых во ФГОС.

Следующим составляющим познавательного УУД является логическое учебное действие.

2. Логическое:

- анализ;

- синтез;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Формирование логических учебных действий по предмету технология во внеурочной деятельности, мы считаем, будет более эффективна, если применить такую область знаний как Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Основными задачами ТРИЗ является:

- Развитие качеств, которые присущи творческой личности;

- Научить выявлять проблемы по средствам: синтеза, анализа, аналитики и т.д.

- Выявление проблемы по принципу установления причинно - следственных связей.

- Т.д.

Выбранная область знаний ТРИЗ, считаем более подходящей, так как её основные задачи перекликаются и полностью удовлетворяют требования ФГОС по отношению к логическим учебным действия.

И третья составляющая часть познавательного УУД это - постановка и решение проблемы.

3. Постановка и решение проблемы включает в себя:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Изучив требования третьей составляющей части познавательного универсального учебного действия можно смело говорить, что метод проектов, созданный еще в начале XX столетия Джоном Дьюи, целиком и полностью подходит для эффективного формирования умений постановки и решения проблемы. Метод проектов - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некого конечного продукта.

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 109

В итоге получается, что для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий возможно применение в комплексе таких областей знаний и методов как:

1. Образовательная робототехника.

2. Теория решения изобретательских задач.

3. Проектная деятельность учащихся.

В основе всей деятельности, формирования познавательных универсальных учебных действий, лежит образовательная робототехника с применением элементов ТРИЗ. А формой организации является непосредственно проектная деятельность, которая нацеленная в основном на самостоятельную деятельность обучающихся.

Список литературы:

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012).

2. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине / Пер. с англ. И.В. Соловьева и ГН. Поварова; под ред. Г.Н. Поварова. - 2-е издание. - М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. - 344 с.

3. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века (доклад на Общем собрании РАО 18.12.2012) // Проблемы современного образования. - 2012. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.