Кенжина Ю.А.
Акбулакский филиал Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В статье рассмотрена проблема формирования познавательной мотивации будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин. Представлены этапы формирования познавательной мотивации в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. Определены приемы, повышающие познавательную активность студентов на занятиях и во внеаудиторной работе.
Ключевые слова: познавательная мотивация, мотивация достижений, ситуация успеха, диалогический стиль общения, успешность в деятельности.
Специфика современного университетского образования предполагает преимущественно универсальный и фундаментальный характер получаемых знаний, исследование как имманентную сферу университетской деятельности, обеспечение высокого уровня культуры, духовности и открытость взаимодействию с социальными подразделениями. Эти взятые в совокупности основополагающие принципы обусловливают нормативный характер ценностных ориентаций современного университета [3]. Отбор содержания университетского образования должен осуществляться с учетом этих общих методологических принципов, обеспечивая принцип функциональной полноты высшего профессионального образования [5].
Радикальные изменения в сфере высшего образования, инновационные процессы в университете предполагают педагогическую поддержку студента и преподавателя, изучающих науку в развитии. Педагогика призвана обосновать методологию учебной деятельности студентов от ее замысла до реализации. Ни одна другая отрасль научного знания не может решить эту задачу [5]. Развивающая функция обучения не должна рассматриваться вне его связи с содержанием, логикой, научностью, уровнем аргументации, если игнорируется изучение основ наук. Правомерно рассматривать деятельностную природу педагогического знания.
Педагогика, как и любой другой учебный предмет, выполняет в образовательном процессе три функции: обучающую, развивающую и воспитывающую. Таким образом, поставленная нами цель - формирование познавательной мотивации будущего учителя - не превращается в самоцель, ибо является средством достижения
другой, более общей цели - развития личности студента. При этом необходимо учитывать отношение студента к данному процессу, которое трансформируется сначала в потребность, а затем в деятельность, в процессе которой решаются задачи образования, развития и воспитания. Данные процессы в значительной степени следует рассматривать как самообразование, саморазвитие и самовоспитание студента.
Познавательной у студентов мы считаем такую мотивацию, при которой неизвестное для них новое знание совпадает с целью деятельности, а мотивация достижения - с мотивацией, при которой познавательная деятельность являлась лишь средством, обеспечивающим становление личности каждого из студентов. Формирование познавательной мотивации будущего учителя обеспечивается с учетом имеющегося у студента опыта познавательной деятельности, его кругозора, внутренних побуждений и устремлений. По способу использования усвоенной информации различают два вида учебнопознавательной деятельности: репродуктивную и продуктивную. Для репродуктивной деятельности характерны в основном алгоритмические действия, или действия по точно описанным правилам в хорошо известных условиях. В процессе продуктивной деятельности студент всегда создает новую ориентировочную основу действий, то есть создает новую или субъективно новую информацию.
Результаты проведенного анкетного опроса будущих учителей показывают, что в основном всех студентов по их отношению к изучению педагогических дисциплин условно можно разделить на две группы. Одних в большей мере интересует педагогика, им нравится приобре-
тать новые знания в этой области, решать творческие, исследовательские задачи, и они, как правило, не задают себе и преподавателю вопрос об актуальности этих знаний в будущей профессиональной деятельности. В этом случае педагогическая деятельность является самодостаточной для ее мотивации.
Студенты из другой группы находятся в противоположной ситуации: они постоянно задают себе и преподавателю вопрос о необходимости тех или иных педагогических знаний для их будущей профессиональной деятельности. А так как самый убедительный ответ на этот вопрос студенты могут получить только в процессе собственной деятельности, то в данной ситуации требуется корректирование познавательной деятельности посредством внесения изменений в ее технологию и прежде всего в ее цели.
Психологами установлено, что условиями и источниками психической активности ученика является сложная система потребностей, мотивов, интересов, желаний, стремлений, которые воспитываются под влиянием среды на основе имеющихся у человека врожденных качеств и задатков. Считается, что мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять [2]. Познавательный мотив является одним из наиболее действенных мотивов учения. Педагогами и психологами доказано, что на формирование личности и ее психическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, основанные именно на познавательных мотивах, которые значительно повышают активность студентов в процессе обучения.
Нами были определены этапы формирования познавательной мотивации в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. Ориентационно-эмпирический этап (1 курс - учебная дисциплина «Введение в педагогическую деятельность»), на котором происходит накопление информации об исходном уровне сформированности познавательной мотивации будущего учителя; актуализация способности студентов к формированию познавательной мотивации, осознание и планирование студентами жизненной перспективы, профессионального становления. Теоретико-практический этап (1-2 курсы - учебные дисциплины «История образования и педагогической мысли», «Теория и методика воспитания»), в ходе которого осуществляется личностное включение сту-
дента в процесс овладения знаниями, умениями, способствующими формированию познавательной мотивации будущего учителя; создаются условия для формирования педагогической направленности будущих учителей, креативности, педагогического мышления и воображения.
Апробирующий этап (2 курс - учебная дисциплина «Теоретическая педагогика»), где происходит применение на практике (в пределах группы, курса) полученных знаний, умений, а также студентами рефлексируются собственные педагогические воздействия. Корректиру-юще-стабилизирующий этап (3 курс - учебная дисциплина «Практическая педагогика») способствует осуществлению индивидуально-кор-ректирующих действий. Рефлексивно-закреп-ляющий этап (4-5 курсы - педагогическая практика в школе), на котором закрепляется индивидуальный стиль педагогической деятельности, способствующий развитию личности ребенка.
Ни один из рассмотренных этапов не является первостепенным в формировании познавательной мотивации будущего учителя. Эти этапы взаимообуславливают и взаимодополня-ют друг друга.
Для стимулирования и активизации деятельности будущего учителя, обеспечения благоприятного психологического климата преподаватель создает на занятиях и во внеаудиторной работе ситуацию успеха. Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации, которую способен организовать педагог [1]. Создание ситуации успеха мы связываем с профессионализмом преподавателя, который, транслируя профессионально значимые педагогические знания и умения студенту и вооружая его методами и приемами самостоятельной работы, создает благоприятный климат для формирования познавательной мотивации будущего учителя.
В качестве необходимого приема создания ситуации успеха мы рассматриваем субъект-субъектный диалогический стиль общения, способствующий взаимной адаптации, заинтересованности в достижении успеха, личностному росту участников педагогического процесса [4]. Положительное эмоциональное воздействие на студентов оказывают новизна материала, яркие красочные средства наглядности, использование таких приемов, как соревнование, кон-
курс, игра и т. д. Здесь многое зависит от личности преподавателя. Общий мажорный настрой занятия, жизнерадостность, взаимное доверие, чувство юмора и обусловленное такими факторами настроение делают студента добрее, отзывчивее, и вместе с тем он становится более восприимчивым, положительно настроенным к занятиям.
Успешность в деятельности - сильная мотивировка к познавательной самостоятельности и творческой активности студентов. Для стимулирования творческой активности студентов используются творческие задания, курсовые работы и т. д. Причем необходимо отметить, что в заданиях творческого характера студенты самостоятельно формулируют цель, определяют этапы решения, выбор необходимой технологии и т. д. Для создания ситуации успеха мы используем различные приемы:
- создание положительного психологического климата в группе, эмоционального подъема в ходе проведения лекционных и практических занятий;
- стимулирование интеллектуальной активности посредством включения студентов в различные виды интеллектуальной и профессиональной деятельности;
- создание оптимистической перспективы учения;
- привлечение студентов к формулировке целей и выработке решений;
- включенность будущего учителя в коллективистические формы организации разных видов деятельности;
- анализ жизненных ситуаций и др.
При этом ключевая задача преподавателя при создании ситуации успеха - обеспечить атмосферу доброжелательной критики и объективного анализа работы каждого студента членами группы на практических занятиях. Это позволяет оценивать каждого не с точки зрения преподавателя (хотя и его мнение учитывается), а с точки зрения самих студентов. По сути, мотивирующим фактором выступает ситуация успеха, но через стремление самореализоваться, отличиться, быть признанным в студенческой группе. Таким образом, используя ситуацию успеха как действенный стимул к личностному достижению, мы обеспечиваем реальную возможность для студента отличиться при решении творческих задач различного уровня.
Приемами, стимулирующими познание и сомнение, чаще всего выступают оценка качества вопроса, замечания, оппонирование, выступление с противоположной точкой зрения, просьба об аргументации. На основе выполнения подобных заданий студенты формулируют выводы об условиях, необходимых для успешного развития умений адекватно понимать научный текст, выделять основную идею автора, оценивать степень обоснованности суждений, утверждений. Усвоению педагогических категорий и понятий способствуют следующие процедуры: работа с понятиями (определение, деление, ограничение, обобщение, формулирование вопросов-понятий); работа с суждениями (формулирование вопросов-суждений и умозаключений по данным вопросам); работа с формальнологическими законами (закон тождества, закон непротиворечия, закон исключения третьего, закон достаточного основания); работа с диалектическими категориями (содержание - объем, качество - количество, общее - частное, сущность -явление); работа с диалектическими законами (единства и борьбы противоположностей, взаи-моперехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания). Эти процедуры апробируются на педагогических категориях, понятиях, законах.
Положительный результат дают следующие приемы:
1) мотивированное введение понятий посредством создания проблемной жизненной ситуации или на основе анализа научных фактов;
2) умение педагога выбрать оптимальный способ формирования понятия с учетом специфики содержания понятия, имеющейся у студентов понятийной базы, уровня их умственного развития и жизненного опыта;
3) организация активной познавательной деятельности обучаемых на всех этапах формирования понятия;
4) предположение этапов развития понятий, «узловых точек» их обогащения, что необходимо для видения перспективы в развитии понятий;
5) обеспечение единства в интерпретации понятий при изучении различных предметов.
«Школа будущего учителя» - основа внеаудиторной работы со студентами, используемая нами для формирования познавательной мотивации будущего учителя. Лекции, семина-
ры, дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, моделирование, деловые и интеллектуальные игры, разнообразные формы исследовательской работы в «Школе будущего учителя» носят творческий характер. Особый акцент делается на активные методы обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский. На наш взгляд, «Школа будущего учителя» обладает высоким потенциалом в формировании познавательной мотивации будущего учителя, так как в ней происходит: чередование индивидуальной и коллективной работы, способствующей самоутверждению каждого в атмосфере сотрудничества; осознание процесса творческого поиска и личного участия в нем; усвоение законов проблемного обучения через практическую деятельность; переосмысление собственных педагогических взглядов, профессиональных позиций; совместный творческий поиск решения волнующей педагогов проблемы; реализация творческих замыслов и инновационных идей; предоставление возможности сопоставить свою педагогическую Я-концепцию с Я-концепцией другого студента или педагога.
В «Школе будущего учителя» происходит не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное решение творческих задач. В основе занятий - проблемная ситуация, стимулирующая всех присутствующих к постановке как можно большего числа вопросов, а потом осуществляется индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Кульминация творческого процесса -«взрыв», озарение, новое видение предмета, переход к новому осознанию явления. Студенты в «Школе будущего учителя» имеют возможность
встретиться с молодыми учителями, победителями конкурса «Учитель года». Тематика диалогов, дискуссий, встреч, круглых столов разнообразна. Например, студентами обсуждаются вопросы: «Философия духовно-нравственного становления», «Я-концепция жизнедеятельности личности», «Методология педагогического исследования», «Творческий потенциал учителя», «Способы ведения и обогащения рефлексивного опыта будущих учителей», «Рефлексивно-исследовательская деятельность», «Профессиональная компетентность и исследовательская деятельность учителя» и др.
Важным показателем сформированности познавательной мотивации является количество задач, выполненных студентами по собственному желанию. При этом качество выполненных задач определяется степенью продуктивности (репродуктивности), сложности и глубины, а также неординарностью предложенных решений. Многократная проверка указанных приемов стимулирования позволяет в последующем утверждать, что в соответствующих учебных ситуациях эти приемы повышают уровень познавательной мотивации студентов на занятиях, вне занятий, что ведет к формированию устойчивого интереса к педагогической профессии.
Таким образом, мы эффективно решаем ряд задач в формировании личности будущего педагога, труднодостижимых в традиционном обучении: добиваемся того, что в мотивации студентов преобладают познавательные мотивы и мотивы достижения, интерес к профессии, желание сформировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения с другими.
20.01.2013
Список литературы:
1. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать / А. С. Белкин. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
2. Битянова, Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии / Н. Р. Битянова. - М. : Флинта, 1998. - 48 с.
3. Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Деркач. - Москва - Воронеж, 2004. - 752 с.
4. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике : обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1998. - 180 с.
5. Краевский, В. В. Методология педагогической науки. Пособие для научных работников в области образования, учителей, аспирантов, студентов педагогических вузов / В. В. Краевский. - М. : Центр «Школьная книга», 2001. - 248 с.
Сведения об авторе:
Кенжина Ю.А., старший преподаватель кафедры педагогического образования, заместитель директора Акбулакского филиала Оренбургского государственного университета,
кандидат педагогических наук 461550, Оренбургская область, п. Акбулак, ул. Горбунова, 21, e-mail: [email protected]