Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ДЕЙСТВИЯ С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ"'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ДЕЙСТВИЯ С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / DIFFERENTIATED APPROACH / УРОВНИ ЗНАНИЙ / LEVELS OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пыжанкина И. А., Гордеева В. Н.

Статье актуализирован дифференцированный подход при изучении темы «Действия с положительными и отрицательными числами», для того чтобы сделать урок более интересным и увлекательным при формировании познавательного интереса учащихся.In article the differentiated approach when studying the subject “Actions with Positive and Negative Numbers” is explained to make a lesson more interesting and fascinating when forming cognitive interest of pupils

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ДЕЙСТВИЯ С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ"»

УДК 376.112.4

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ДЕЙСТВИЯ С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ» FORMATION OF COGNITIVE INTEREST THROUGH THE DIFFERENTIAL APPROACH WHILE STUDYING THE THEME OF «ACTION WITH POSITIVE AND NEGATIVE NUMBERS»

Пыжанкина И. А.,учитель математики и информатики

МОУ «Бийкинская СОШ» Россия, Республика Алтай, Турочакский р-он, с. Бийка [email protected] Гордеева В. Н.,студентка ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск [email protected]

Аннотация. В статье актуализирован дифференцированный подход при изучении темы «Действия с положительными и отрицательными числами», для того чтобы сделать урок более интересным и увлекательным при формировании познавательного интереса учащихся.

Ключевые слова: образование, дифференцированный подход, уровни знаний.

Abstract. In article the differentiated approach when studying the subject "Actions with Positive and Negative Numbers" is explained to make a lesson more interesting and fascinating when forming cognitive interest of pupils.

Key words: education, differentiated approach, levels of knowledge.

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: « ...Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам». Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку из опыта работы и личных наблюдений знаем, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости [1].

В последнее время многое поменялось в образовании. Учителя понимают, что при изучении математики нельзя придерживаться прошлых стандартов. Поэтому возникает потребность сделать урок более интересным и занимательным. При рассмотрении темы «Действия с положительными и отрицательными числами», возникает необходимость проведения урока так, чтобы эта важная тема усвоилась всеми учащимися, так как это является базой для дальнейшего развития математических знаний. Учащиеся имеют различный уровень обучености в математике, поэтому при ее изучении необходимо применять дифференцированный подход.

Необходимо создать условия для повышения интереса к математики и развития математических способностей детей.

Согласно этой концепции, авторы методики обучения математики предлагают разделить класс на подгруппы с тремя уровнями знаний, по их отношению к курсу

математики. Эти триподгруппы можно соответственно назвать общекультурным, прикладным и творческим [2, С. 30].

1. Общекультурный уровень (низкий). Эту группу составляют учащиеся, которые владеют математическими знаниями базового уровня или ниже базового, то есть объем их знаний не значительный. Этой категории обучающихся необходимо овладеть общематематической культурой.

2. Прикладной уровень (средний). В этой группе находятся учащиеся, которые осознают значимость математики, так как она является важнейшим инструментом в их беуующей профессиональной деятельности. У этой категории обучающихся достаточно прочные знания по математике, они отлично владеют базовыми знаниями, обладают навыками логического мышления и пространственныого представления, могут справиться с заданиями более сложного уровня. Трбуют помощи со стороный учителя.

3. Творческий уровень (высокий). Эта категория обучающихся имеют прочные знания в математики и других точных науках. Проявляют повышенный интерес к заданиям повышенного уровня сложности. Обладают пространственным воображением, развито логическое мышление, творчески подходят к выполнению задач, а участвуя в олимпиаде, добиваются достаточно высоких результатов. Трудности при выполнении задания вызывают только интерес, поэтому стремятся найти решение, не прибегая к помощи со стороны.

Рассмотрим один из вариантов разработки задания с учетом этой концепции.

1 группа 2 группа 3 группа

1) -95 + 95; 1) +5 ■ (-27); 1. -1 + 1 =

2) (-2) ■ (+29); 2) (+88) : 2; = а г- Г г- V

3) 0 ■ (-74); 3) -91 + (-14); 2. !+(-;) =

4) +2 - 49; 4) 58 - (-8); 4 \ 3/ Е» 2!

5) -48 : (-8); 5) (-59) : (+12); 3. 7 Д

6) (-49) : (+1); 6) -27-1-5 = 4. Г *з 3+0,42=

7) (+4) ■ (-36);

8) -39 - 10; 7) "-г:- — 8) 15-0,35= 3 / 1 \ 5. -2-+4 =

9) 39 - (-7); 6. —17— + 4 =

10) (-5) + (-47); 24

11) -55 + 0; 7. 13-0,85=

12) +18 : (+6). 8. £ V 10,-'

При выполнении задания, каждая из групп получает возможность выполнить упражнение с учетом своих способностей. Задания первого уровня относятся к базовым знаниям, поэтому учащиеся всех подгрупп способны их выполнить, но в первую очередь учащиеся 1 группы (прикладной). Можно сказать, что при выполнении этого упражнения в памяти обучающихся происходит механическая фиксация ранее изученных правил. На таких простых примерах им проще всего запомнить и отработать полученные знания. Выполняя задания второго уровня, учащиеся способны выполнить не только задания базового уровня, но и задания, которые содержат другие ранее изученные темы для их повторения. Третья группа, в основном таких детей не много, выполняют наиболее сложные задания. Примеров в задании меньше, так как на их выполнение уходит больше времени. Здесь при составлении упражнения учитывается взаимосвязь нескольких важных тем, чтобы развить способности учащихся.

При этом каждый учащийся получает другую карточку, при удачном выполнении своего задания, так как дифференцированный подход направлен на развитие способностей учащегося и вовлечениеего в процесс работы.

Вообще разноуровневые технологии можно применять на различных этапах обучения. Поэтому при проведении урока необходимо разрабатывать карточки, в которых имеется три уровня заданий. С этой целью для проведения каждой работы

разрабатываются карточки с инструкциями, в которых четко определены три уровня заданий: низкий, средний и высокий. Такие работы можно предлагать как индивидуально для каждого ученика, так и используя работу учащихся в парах, в группах, которые предварительно определяет учитель.

Следует отметить, что дифференцированное обучение математики - наиболее труднейший вид работы. Он требует от учителя вдумчивой, трудоемкой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников. Данный способ требует последовательности и систематизации, только так можно достигнуть положительных результатов при обучении [3, С. 172].

Таким образом, применяя на уроках математики дифференцированный подход, учитель способствует повышению интереса обучающихся к предмету, формирует практическую направленность на изучаемую область знаний.

Библиографический список:

1. Прыгунова, Л. Н. Развитие познавательных интересов младших школьников на уроках математики [Электронный ресурс] / Л. Н. Прыгунова. - URL : http://www.открытыйурок.рф/ (24.01.2018).

2. Темербекова, А. А. Методика обучения математике: учебное пособие (для студентов высших учебных заведений) [Текст] / А. А. Темербекова, И. В. Чугунова, Г. А. Байгонакова. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013. - С. 351.

3. Сафонова, А. А. Дифференцированный подход к обучающимся на уроках матметики [Текст] / А. А. Сафонова, А. А. Темербекова // Информация и образование : границы коммуникаций INFO №8 (16); под ред. А. А. Темербековой, Л. А. Альковой. -Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2016. - С. 172.

УДК 371.38

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ FORMATION OF LEARNING COURSE OF STUDENTS AT LESSONS OF MATHEMATICS

Подъяпольский В. А., студент ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск

Аннотация. Проблема развития познавательного интереса - одна из актуальных. Актуальность темы исследования состоит в рассмотрении методов обучения, оказывающих влияние на активизацию познавательной деятельности.

Ключевые слова: познавательный интерес, методика, педагогика.

Abstract. The problem of development of cognitive interest is one of the most urgent. The relevance of the research topic is to consider the methods of teaching that have an impact on the activation of cognitive activity.

Key words: cognitive interest, technique, pedagogy.

В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познанию, или как его сегодня принято называть - познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Проблема интереса в обучении не нова. Значение ее утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию познавательного интереса все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика было желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Проблема интереса не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках, от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.