Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН С ПОМОЩЬЮ НАРРАТИВНОЙ ТЕРАПИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН С ПОМОЩЬЮ НАРРАТИВНОЙ ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / НЕГАТИВНАЯ И ПОЗИТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОСУЖДЕННАЯ ЖЕНЩИНА / РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сперанская Александра Владимировна

В статье изложены результаты применения нарративной психотерапии в формировании позитивной идентичности у осужденных женщин. Эффективность психокорреционной программы оценена с помощью первичной и повторной диагностики с применением теста «Кто Я?». Выявлен значимый сдвиг в социальной и личностной идентичности у участников эксперимента. Отмечается формирование идентичности «Женщина-Жена-Мать», развитие феминных (верная, заботливая, добрая, понимающая) и маскулинных (сильная, честная, выносливая) составляющих идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF POSITIVE IDENTITY IN CONVICTED WOMEN WITH THE HELP OF NARRATIVE THERAPY

The article presents the results of the use of narrative psychotherapy in the formation of a positive identity in convicted women. Psychocorrectional the effectiveness of the program as assessed by primary and secondary diagnosis with the application of the test "Who am I?" A significant shift in the social and personal identity of the participants of the experiment was revealed. The author notes the formation of the "Woman-Wife-Mother" identity, the development of the feminine (loyal, caring, kind, understanding) and masculine (strong, honest, hardy) components of the identity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН С ПОМОЩЬЮ НАРРАТИВНОЙ ТЕРАПИИ»

5. НикулинаВ.А. Коррекционная работа по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / В.А. Никулина // В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. -2018. - С. 216-219.

6. УльенковаУ.В. Дети с задержкой психического развития/У.В.Ульенкова. - М.: Просвещение, 2000. -294 с.

7. Шамарина Е.В. Чернухина Е.Е. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2005. № 4. С. 26-33.

УДК 159.9

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН С ПОМОЩЬЮ НАРРАТИВНОЙ ТЕРАПИИ

кандидат психологических наук, доцент Сперанская АлександраВладимировна Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказания ВИПЭ ФСИНРоссии (г. Вологда)

Постановка проблемы. Главной задачей пенитенциарных психологов является работа с осужденными с целью их последующей успешной ресоциализации в обществе. Каждый специалист по-разному понимает, как должен реализовать данную непростую задачу. Многие психологи склоняются к тому, что необходимо изучить жизненный путь осужденных, чтобы понять, какие факторы лежат в основе совершения ими преступлений с последующим психологическим анализом этих детерминант и определением доступных средств для психотерапии и психологической коррекции. Так, начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия О.Ю. Столбова отмечает, что основными причинами совершения преступлений женщинами являются их зависимый образ жизни, отсутствие материальных благ и неустойчивые нездоровые семейные отношения. Для некоторых из осужденных женщин также характерны алкогольная и наркотическая зависимость, к которой они пришли в результате неудовлетворенных детско-родительских отношений, пагубной привычки супруга (сожителя). При психодиагностике осужденных женщин была выявлена спутанность идентичности, которая становится барьером к конструктивному разрешению базисных психосоциальных кризисов. Поэтому основным аспектом психологического сопровождения осужденных женщин может стать развитие позитивной идентичности «Женщина-Жена-Мать», которая позволит в дальнейшем сформировать у них установку на создание здоровых семейных отношений, развитие родительской функции, повышение значимости семейных ценностей. Семья выступает мощнейшим ресурсом для формирования личности. Именно от семьи зависит жизненный путь каждого ее члена, она является своеобразным маркером успешной социальной адаптации человека.

В качестве инструмента формирования нужной идентичности у осужденных женщин О.Ю. Столбова предлагает использовать нарративный подход. Нарративный подход базируется на идее о том, что жизни людей конструируются в форме историй (нарративов) [3]. Для нарративных терапевтов истории состоят из событий, связанных в последовательности через время в соответствии с сюжетом. У каждого человека есть своя история жизни, эта история создается нами с помощью соединения определённых событий в особой последовательности во временном интервале, и нахождения способов их объяснения или ощущения. Это значение формирует сюжет истории. Мы придаем значение нашему опыту точно так же, как мы живем нашими жизнями. Нарратив - это нить, сплетающая события вместе и формирующая историю. История жизни может быть о нашем прошлом, настоящем и будущем. У человека одномоментно могут присутствовать истории о себе как успешном и неуспешном. События, по мере возникновения, будут интерпретироваться в соответствии со значением (сюжетом), который доминирует в этот момент. Таким образом, ход жизни требует, чтобы мы вовлекались в посредничество между доминирующими и альтернативными историями нашей жизни. Мы всегда договариваемся и интерпретируем наш опыт [2].

Особенность нарративной психотерапии заключается в разделении «человека» от «проблемы», т.е. специалист не беседует с проблемным человеком, а говорит с человеком о его проблеме. Клиент исследует, как проблема влияет на его жизнь, как убеждает его действовать тем или иным образом, каков его опыт и методы противостояния проблеме, как его планы и мечты отличается от планов проблемы на его жизнь [1].

Изложение основного материала исследования. Теоретический анализ заявленной проблемы позволил разработать О.Ю. Столобовой психокорреционную программу, целью которой стало формирование позитивной идентичности личности осужденных женщин посредством нарративной психотерапии. Опробирование программы проведено на базе ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия. В ней приняли участие 13 осужденных женщин. Психокррекционная программа содержит цикл занятий, состоящих из 10 встреч, направленных на знакомство участников занятий с индивидуальным опытом общения каждого, формирование правопослушного поведения, уважения к правам и свободам каждого человека и с самой себе. По мнению разработчика программы О.Ю. Столбовой, данная программа будет способствовать более успешной адаптации осужденных женщин к новым условиям жизни после освобождения.

Для определения эффективности предложенной программы была проведена первичная и повторная диагностика с помощью методики «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда.

В качестве количественной оценки уровня дифференцированности идентичности может выступать число, отражающее общее количество показателей идентичности, которое использовал человек при самоидентификации. Исследователи указывают, что число используемых показателей колеблется у разных людей чаще всего в диапазоне от 1 до 14. Низкая дифференцируемость (1-3 показателя) идентичности расценивается как кризис идентичности, который может быть вызван личностными особенностями -замкнутостью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями в самоконтроле.

□ Результаты "ДО" ■ Результаты "ПОСЛЕ"

осужденная (преступница)

мать друг (подруга) человек (личность) женщина

Рисунок 1. Показатели социальной идентичности у осужденных до и после проведения психокоррекционной программы

В общей сложности, у 53,8% осужденных женщин наблюдается низкий уровень дифференцированности, только 18% испытуемых идентифицировали себя с социальной ролью - «жена, любимая»; 63,6% респондентов идентифицировали себя с социальной ролью «матери». До проведения психокоррекционной программы осужденные женщины испытывали значительные сложности в идентификации себя с профессиональными, социальными (например, спортсмен, коллекционер, читатель, зритель) и маскулинными / феминными характеристиками (например, сильная, смелая, целеустремленная; заботливая, зависимая, мечтательная, чувствительная). 81,8% осужденных женщин выделяют у себя наличие межличностных ролей, которые проявляются в установлении коммуникаций и указывают на идентификацию себя с определенным социальным окружением.

100% осужденных женщин не смогли идентифицировать себя с «будущим», не указав ответов, связанных с дальней перспективой.

Результаты по данной методике после проведения психокоррекционной программы показали значительные изменения, что подтверждает эффективность применения нарративной психотерапии, которая способствует формированию у осужденных женщин позитивной идентичности, коррекции «Образа Я» и активизации поло-ролевых характеристик по тендерному фактору. На рис. 1 мы видим, что до участия в психокоррекционной программе ответы осужденных женщин сводились только к констатации основных социальных ролей, доминирующих на данный момент (осужденная, мать, друг). Ни одна из женщин не смогла идентифицировать себя с ролью «женщины», также общесоциальная роль «человек-личность» также редко фигурировала в ответах осужденных женщин. После проведения психокоррекционной программы, осужденные женщины на первое место вывели такую позицию, как «мать» (76,9% женщин), на 2 месте социально-гендерная роль - «женщина» (69%), на 3 месте находятся такие социальные роли, как «человек-личность» и «жена» (53,8%). Так же стоит акцентировать внимание, что у осужденных женщин снизилась оценка себя с точки зрения такой характеристики, как «осужденная или преступница» (снижение на 23%), что указывает на то, что участницы исследования стали ориентироваться на будущее и воспринимать ситуацию заключения как просто «проблему», существующую отдельно от их личности, что как раз и является основным постулатом в нарративной терапии.

Методика "Кто Я" (личностная идентичность)

11 1 I 5 N N 2 2 1

умная сильная честная верная заботливая добрая

(выносливая)

□ Результаты "ДО" ■ Результаты "ПОСЛЕ"

Рисунок 2. Показатели личностной идентичности у осужденных до и после проведения психокоррекционной программы

На рис. 2 наглядно представлены изменения в оценивании себя у осужденных женщин с точки зрения личностной идентичности. После проведения психокоррекционной программы у осужденных женщин стали превалировать такие феминные личностные самооценки, как верная, заботливая, добрая, понимающая. Осужденные женщины стали акцентировать внимание на таких маскулинных характеристиках, как сильная, честная, выносливая. Полученные результаты позволяют утверждать о том, что женщины более глубоко заглянули в свой внутренний мир; сконцентрировали своё внимание на семейных ценностях, детско-родительских отношениях; стали более уверенными в себе, повысили свою самооценку и направили внутреннюю мотивацию на поиски ресурсов, способствующих успешной ресоциализации на свободе.

Выводы. Первичная диагностика осужденных женщин выявила наличие негативной идентичности, стремление «быть или казаться ничем» как единственный способ самоутверждения.

Разработанная и опробированная О.Ю. Столбовой психокоррекционая программа позволила осознать осужденным женщинам, что правильные установки играют важную роль в формировании, становлении и коррекции идентичности. Осужденные женщины смогли провести линию тождественности себя как индивида с определенными позитивными качествами и характеристиками. У участниц повысился уровень самоуважения, осознание причастности себя к социально-гендерной общности, такой как «женщина-жена-мать». Формирование данной тождественности с генетически заложенной функцией женщины позволяет высоко оценить эффективность применения нарративной психотерапии в формировании позитивной идентичности у осужденных женщин, что в дальнейшем будет способствовать их успешной ресоциализации после освобождения.

Аннотация. В статье изложены результаты применения нарративной психотерапии в формировании позитивной идентичности у осужденных женщин. Эффективность психокорреционной программы оценена с помощью первичной и повторной диагностики с применением теста «Кто Я?». Выявлен значимый сдвиг в социальной и личностной идентичности у участников эксперимента. Отмечается формирование идентичности «Женщина-Жена-Мать», развитие феминных (верная, заботливая, добрая, понимающая) и маскулинных (сильная, честная, выносливая) составляющих идентичности.

Ключевые слова: нарративная психотерапия, негативная и позитивная идентичность, осужденная женщина, ресоциализации.

Annotation. The article presents the results of the use of narrative psychotherapy in the formation of a positive identity in convicted women. Psychocorrectional the effectiveness of the program as assessed by primary and secondary diagnosis with the application of the test "Who am I?" A significant shift in the social and personal identity of the participants of the experiment was revealed. The author notes the formation of the "Woman-Wife-Mother" identity, the development of the feminine (loyal, caring, kind, understanding) and masculine (strong, honest, hardy) components of the identity.

Keywords: narrative psychotherapy, negative and positive identity, convicted woman, resocialization.

Литература:

1. Воронин P.M., Датий A.B., Ковачев O.B. Социально-демографическая характеристика больных алкоголизмом осужденных//NovaInfo.Ru. -2015. -№ 30. - Том 1. -С. 184-187.

2. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. - М.: Ось-89,2003. - 272 с.

3. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 352 с.

УДК 378

КУРС ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ПЛАТФОРМЕ МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

старший преподаватель Федорова Татьяна Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный техническийуниверситет» (г. Самара)

Постановка проблемы. В современном мире для успешной межкультурной и деловой коммуникации необходимы хорошо развитые иноязычные компетенции. Без этого невозможна международная мобильность студентов и специалистов, которая требует достаточного уровня владения иностранным языком для того, чтобы успешно обучаться или контактировать с зарубежными партнёрами. В условиях, сложившихся на сегодняшнем этапе развития мирового сообщества, дистанционное он-лайн обучение становится всё более востребованным, а уровень развития информационных технологий позволяет совершенствовать методы эффективного формирования необходимых языковых компетенций, способствующих лингвистической и межкультурной интеграции. Одним из таких средств является обучение иностранным языкам на платформе МООБЬЕ (от англ. МООБЬЕ - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), которое требует тщательного анализа и исследования возможностей для развития и совершенствования.

В нашей статье представлено исследование структуры курса и опыта педагогической деятельности по обучению иностранным языкам на платформе МООБЬЕ (от англ. МООБЬЕ - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), которое в настоящее время реализуется в Самарском государственном техническом университете для студентов заочной формы обучения. Преподавателями кафедры «Иностранные языки» разработаны он-лайн программы на трёх языках: английском, немецком и французском для развития языковых и межкультурных коммуникативных компетенций в сфере повседневного и профессионального общения.

Изложение основного материала исследования. Содержание он-лайн курса, его ресурсы и дидактические материалы позволяют реализовать обучение как в форме самообразования, так и под руководством педагога в дистанционной форме, а также, согласно учебному плану, в форме практических занятий. Структура нашего курса соответствует всем этим формам. Каждый из двух семестровых курсов разделён на восемнадцать недель обучения по двум разделам; первый семестр включает разделы с тематикой для повседневной и межкультурной коммуникации, разделы второго семестра содержат общенаучную и профессионально- направленную тематику. Модули создают контекст для развития языковых компетенций. Например, видео материалы эффективно реализуют ситуативность обучения [1]. Методические указания по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.