Научная статья на тему 'Формирование постмодернистских направлений в азербайджанской прозе в постсоветский период'

Формирование постмодернистских направлений в азербайджанской прозе в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ / ПОСТМОДЕРНіЗМ / POSTMODERNISM / АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / АЗЕРБАЙДЖАНСЬКА ЛіТЕРАТУРА / AZERBAIJANI LITERATURE / ПРОЗА / PROSE / РОМАН / NOVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахмедова А.В.

В статье мы попытались показать формирование постмодернизма как направления в азербайджанской прозе после распада Советского союза. Постмодернизм оправдал себя как основное художественное течение в мировой литературе в середине ХХ века. В мировой литературной тории постмодернизм, деконструктивизм, постструктурализм анализируется как в отдельности, так и в составе постмодернизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование постмодернистских направлений в азербайджанской прозе в постсоветский период»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 25 (64). № 2, ч. 2. 2012 г. С. 199-203.

УДК 811.512.162

ФОРМИРОВАНИЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ПРОЗЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Ахмедова А. В.

Институт литературы им. Низами Национальной Академии наук Азербайджана, г. Баку, Азербайджан, e-mail: a2folklor@yahoo.com

В статье мы попытались показать формирование постмодернизма как направления в азербайджанской прозе после распада Советского союза. Постмодернизм оправдал себя как основное художественное течение в мировой литературе в середине ХХ века. В мировой литературной теории постмодернизм, деконструктивизм, постструктурализм анализируется как в отдельности, так и в составе постмодернизма.

Ключевые слова: постмодернизм, азербайджанская литература, проза, роман

Постановка проблемы. С распадом Советского Союза в 90-е годы, начинается становление новой государственной системы. Это в свою очередь приводит к резким изменениям в социальной и идеологической жизни страны. Искусство, в том числе и литература в некоторой степени отражает в себе изменения, происходящие в общественной жизни. В последние годы в литературе наблюдаются определённые, пусть не совсем и содержательные тенденции. «Благодаря творчеству писателей-прозаиков, в литературе расширяются аналитические мысли о мире, роли человека в мире, углубляются разницы в стилях, формируются идейно-эстетические тенденции» [2, 512].

Одним из актуальных вопросов для литературы и литературного произведения на тот период является постмодернизм. Вопрос о существовании или отсутствии постмодернизма, как творческого метода в постсоветской прозе интересовал всех, и простого читателя, и профессионального литературного критика.

Постмодернизм оправдал себя как основное художественное течение в мировой литературе в середине ХХ века. Факт создания постмодернизма и его распространения во все области культуры именно в ХХ веке имеет своеобразную закономерность. «В результате революций и мировых войн, происходящих в форме глобальных катаклизм в ХХ веке, человечество было подвергнуто глубоким кризисам, столкнулось с нестабильной ситуацией в связи с уничтожением моральных принципов и нравственно-религиозных ценностей создававшихся на протяжении столетий» [3]. В такой ситуации формируется несколько противостоящих друг другу модернистских концепций. Эти концепции упорно отказываются признавать и «не одобряют принципов мировосприятия и мировоззрения, а также художественных методов и способов воплощения » [3]. В результате, эта индивидуальность и уединение приводит к их постепенной гибели. Несмотря на то, что постмодернизм был создан против модернизма, он не сводил его на нет «... не было и речи о восстановлении классической эстетической ситуации. Постмодернизм был вынужден сопоставить классические традиции с модернистскими взглядами, соединить классические и модер-

нистские тенденции» [3]. Как правило, развитие постмодернизма как мировоззрения, и формирование его как научно-эстетической концепции, относится к началу 1950-х годов.

В мировой литературной теории постмодернизм, деконструктивизм, постструктурализм анализируется как в отдельности, так и в составе постмодернизма. В отличие от постмодернизма, деконструктивизм и постструктурализм больше воспринимаются как методы, используемые для анализа художественного текста.

Деконструктивизм, который был создан на основе теоретических работ по феноменологии, структурному языковедению и структурной антропологии Жака Дер-риды в 60-ые годы ХХ века, очень широко распространён в области философии, эстетике, социологии, критичном мышлении, архитектуре и теории литературы. Постмодернистская художественная литература использует деконструктивизм главным образом при обращении к историческим сюжетам. Например, Кямал Абдулла в романе «Недоконченные рукописи» деконструктирует известные исторические и художественные сюжеты, разбивает их и строит заново. Термин, предложенный Ж. Дерридой, происходит от синтеза слов «деструкция» (разрушение, разгром) и «конструкция» (создание, строение). «Принцип деконструкции даёт читателю возможность разрушать и создавать текст на основе комментирования на всех возможных уровнях - композиции, сюжета, стиля, психологии и других» [3].

Постструктурализм охватывает философский период после структурализма. В процессе подхода к художественному тексту и произведению постструктурализм направляет внимание писателя и читателя на поиски способов формирования понятий и смысла в произведении. Постструктуралисткий подход в первую очередь, не признаёт границы между предметами и разными областями науки, а верит в существование связи между ними, а именно языковедением, семиотикой, социологией, антропологией, литературой и философией. Будучи очень широким понятием, в отношениях писатель-текст-читатель постмодернизм пользуется категориями, относящимися к деконструктивизму и постструктурализму. В современной азербайджанской прозе некоторые писатели и поэты, называющие себя постмодернистами, в свою очередь не только не признают классическое литературное наследие, но также и классиков в лице Анара, Эльчина и их современников. Мятежное настроение, обращение к элементам, противоречащим литературной эстетике - всё это является главным принципом мировоззрения этих «писателей» эти свойства присущи больше российскому постмодернизму 90-х годов. А в западном постмодернизме основную роль играет современный взгляд на историю и её искажение.

В постсоветском пространстве элементы постмодернизма в азербайджанской прозе просматриваются в новом отношении к историческим событиям. Уже известный, стереотипный исторический сюжет, события и люди представляются в новом контексте, искажаются. Постмодернизм выставляет новый взгляд на историю. В сегодняшней прозе творчество Кямала Абдуллы отвечает стандартам и модели постмодернизма. Например, в своём романе «Долина волшебников» писатель использует архетипы, а также обращается к кодам суфизма, одну из составляющих основ классической литературы. «Долина волшебников» сложное по структуре произведение, так как автор включил в роман несколько параллелей, тесно переплетающих-

200

ся между собой. С помощью архетипов повествуется о суфистской философии, о мистических преданиях существующих как в исламе, так и в христианстве.

В романе, написанном в жанре исторической притчи, мы узнаём о чрезвычайных событиях, происходящих на долине, а также о волшебниках, способных управлять временем, людьми.

В аннотации к книге написано:...Судьба привела Карванбаши (ведущий караваном), который ищет дух отца, шахского палача Мамедгулу, на эту долину. Приемник Белого дервиша волшебник Сеййах соглашается помочь ему вызвать дух отца. Тайная встреча отца-духа с сыном заканчивается трагедией. Роману наряду с глубокой философией, нравственными проблемами, присуща и сильная образность. У чуткого читателя, роман оставляет впечатление о мифе, проникнутого народным духом, прямо вытекающего в авторское перо. Вероятно, миф сам возник в подсознании автора, ведь даже в повествовании реальных событий столько мифологии и волшебства.

Появление исторических тем в прозе и постмодернисткое отношение к ним является главными свойствами прозы этого направления. Главные свойства романа молодого прозаика Ильгара Фахми «Воронье гнездо » выражаются в отношении автора к событиям времён Кёроглы и Джалалинского движения. «Воронье гнездо» является шестым произведением автора, и второй книгой из серии проекта «Чанли-бельская лиса».

«Воронье гнездо» - это юмористическо-иронический взгляд на времена Кёрог-лы и Джалалинское движение. С первых же строк привлекательный юмор произведения вовлекает читателя в глубину происшествий. Образы знакомые ещё с эпоса «Кёроглы» рассматриваются автором с иной призмы, т.е. деконструируются. Одним из основных свойств отличающих произведение от эпоса это ознакомление читателя с внутренним миром известных всем исторических личностей. Философская суть личных качеств Кёроглы, свойственных чертам характера Гамзы, представлены читателю с глубоким сарказмом. Это однозначно отличает «Воронье гнездо» от других произведений писателя. В романе явно чувствуется современный взгляд писателя в сочетании с древностью во взгляде на события и личности. Роман состоит из 27 глав, написанных в историко-детективном жанре.

В отличие от эпоса, в романе И. Фахми герой Кёроглы - малодушный человек, который посвящает себя исламу, держит рядом муллу, имеет свою мечеть, а его соратники («Делилер») совершают намаз, соблюдают пост, отмечают священный праздник Рамазан, носят на себе разные молитвы, чтоб уберечься от шайтана. Кё-роглы который отличается верностью к своей возлюбленной Нигяр ханум, в романе имеет гарем, а его самым близким другом представлен Хатам, который в эпосе является отрицательным образом.

Постмодернизм выражает новое отношение к разным историческим этапам, рассматривает исторические факты в новом освещении, делает свои добавления. Воображение автора действует довольно свободно. В романе «Духовный посланник, или Хуан де Персиа - повесть Орудж бей Баята» Наримана Абдульрагманлы деконструируются исторические события. Жизнь исторической личности, известной на востоке как Орудж бей Баят, а на западе как Дон Жуан, пересматриваются авто-

201

ром заново. Он ищет настоящие причины того, как человек тюркского происхождения из байатского рода стал Дон Хуаном на западе. Здесь подключается богатое воображение автора. Он так же, как и Кямал Абдулла, обращается к рукописям, а точнее заверяет читателя в том, что нашёл рукописи о жизни Орудж бей Баята. В романе автор пытается найти объяснение тому, что он не по своей воле поменял религию, стал христианином. Основным свойством романа является историческая реальность и современное отношение к ней.

В романе Али Амирли «Мейдан» (Площадь), описываются события происходящих движений на площади в 1989-ом году, автор показывает связь героя с внутренними колебаниями с нестабильной ситуацией в обществе. В некоторых моментах публицистический стиль превосходит литературный. Это больше всего выражается в описании речей выступающих на площади. Очень важен реалистический подход к описанию событий. Автор в романе намерен решить трудности, которые возникают в результате внутренних и внешних проблем, которые переживает человек на фоне социально-политических конфликтов. Произведение «Жизненное Ура» Сабира Ахмедлы было написано в 2011году и является его последним творением. В романе описываются природные богатства Азербайджана, уничтоженные армянскими агрессорами. Герой произведения Киши (мужчина) - обобщённый образ. Роман начинается с возвращения Киши в свой родной край после преподавания в селе. Когда они приближаются к Бейлагану, их машину встречает табор беженцев. Описывается сцена, когда жители Джебраила бегут в никуда, при захвате их района армянами. Вниманию читателей доводится и тот факт, что правительство, радио, телевидение дают ложную информацию о том, что беженцы уже поселены в Баку и Сумгаите, а некоторые из них уже не хотят возвращаться обратно: «Баку превратился в город беженцев, обстановка совершенно изменилась в городе. С одной стороны город преображался, строились виллы, дворцы новых буржуа, открывались офисы иностранных компаний, а с другой стороны в Ясамале, Алатаве, Хуторе и Бадамда-ре строились картонные хижины похожие на курятники. Беженцы, уже расселившись, не желали возвращаться обратно. Слово беженцы для этих людей стало их участью» [1, 10]. Точно также как герой произведения Агиль Аббаса, Киши предвкушает возвращение в родной край. Их дом со всеми ценностями уничтожен. Герой посещает нововыстроенный дом, в котором не успел поселиться, и памятник, поставленный брату. Как бы ему ни было тяжело, он искренне верит в освобождение родных земель. На этом этапе чувствуется схожесть между отношением Агиль Аббаса и Сабира Ахмедлы к Карабахской войне и её исходу.

Выводы и перспектива. Таким образом, в постсоветский период азербайджанской прозе присуще обращение к модернистскому, абсурдному и сюрреалистическому стилю. В этом отрезке времени проза в основном развивается в двух направлениях. «Новая проза» со своей структурой, сущностью и тенденциями становится ведущим литературным направлением нового этапа. Но изменение времени и места, приводит к изменениям как в отношении художественной проблематики, и художественной действительности, так и в целостности формы и содержания.

202

Литература

1.Ахмедлы С. Жизненное ура / С. Ахмедлы // журнал «Азербайджан». - №5. - С.10-59

2. Джафаров Н. Введение в литературоведение / Н. Джафаров. - Баку: АзАтам, 2002. - 599 с.

3.Гулиев Г. Постмодернизм [Электронный ресурс] / Гулиев Г. - Режим доступа: Тещ1(!пе1У/Ь11р://ки11ж.сот/2008/12/12/ postmodernizm

Ахмедова А. В. Формування постмодершстських напрямюв в Азербайджанськш npo3i в пост-радянський перюд / А. В. Ахмедова // Вчеш записки Тавршського национального утверситету iменi В. I. Вернадського. Серш «Фшолопя. Сощальт комунжаци». - 2012. - Т. 25 (64), № 2, ч. 2. - С. 199-203.

У статп ми спробували показати формування постмодершзму як напрямку в азербайджанськiй прозi пiсля розпаду Радянського союзу. Постмодернiзм виправдав себе як основне художнш напрямок у свгговш лiтературi в серединi ХХ столптя. У свiтовiй лiтературнiй теорп постмодернiзм, деконструк-тивiзм, постсгруктуралiзм аналiзуeться як окремо, так i у складi постмодернiзму. Ключовi слова: постмодершзм, азербайджанська лiтература, проза, роман

Ahmedova A. V. Formation of postmodern trends in Azerbaijan prose in the post-soviet period

/ A. V. Ahmedova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2012. - Vol. 25 (64), No 2, part 2. - P. 199-203.

In this article we have tried to show the formation of post-modernism as a direction in the Azerbaijani prose after the collapse of the Soviet Union. Postmodernism has justified itself as a major artistic movement in the world literature in the mid-twentieth century. In the world of literary theory of postmodernism, deconstruc-tion, post-structuralism is analyzed both individually and as part of post-modernism. Keywords: postmodernism, Azerbaijani literature, prose, novel

Поступила в редакцию 15.09.2012 г.

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.