Научная статья на тему 'Формирование поляризованного пространства в экономике макрорегиона'

Формирование поляризованного пространства в экономике макрорегиона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЛЯРИЗАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ПОЛЮСА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / МАКРОРЕГИОН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Созаева Танзиля Хакимовна, Нотов Тимур Адальбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование поляризованного пространства в экономике макрорегиона»

непосредственного производства продукции, процессов товародвижения, продажи продукции до получения прибыли.

Вывод. Обоснован выбор конкурентной стратегии объединения предприятий хлебопекарной подотрасли пищевой промышленности Запорожского региона, а именно стратегии оптимальных расходов. Основным назначением выбранной конкурентной стратегии объединения предприятий является успешная адаптация к конкурентной среде и создание устойчивой конкурентной позиции на рынке хлеба и хлебобулочной продукции Запорожского региона.

Разработанная конкурентная стратегия объединения предприятий хлебопекарной подотрасли пищевой промышленности Запорожского региона позволяет выявить перспективу развития кластерного объединения, усовершенствовать систему стратегического управления кластером, увеличить эффективность работы, конкурентоспособность предприятий кластера, улучшить финансово-экономические результаты деятельности как отдельных предприятий, так и кластера в целом.

Библиографический список

1. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.

2. Porter M. Competitive Strategy. - New York: The Free Press, 1980. - 396 р.

3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Пер. с англ.; Ф. Котлер - под ред. С.Г. Божук. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.

4. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учеб. для вузов / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд; пер. с англ.; под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.

5. Саенко М.Г. Стратепя шдприемства: шдручник. - Тернотль: Економiчна думка. -2006. - 390 с.

6. Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика: учебно-практическое пособие / А.Д. Юданов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Тандем, 1998. - 576 с.

7. Хулей Грэм. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование [Текст] / Ху-лей Грэм, Сондерс Джон, Пирси Найджел. - Пер. с англ. - Днепропетровск: Баланс-Бизнес Брукс, 2005. - 800 с.

Т.Х. Созаева Т.А. Нотов

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛЯРИЗОВАННОГО ПРОСТРАНСТВА В ЭКОНОМИКЕ МАКРОРЕГИОНА

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, поляризация, дифференциация, полюса экономического роста, макрорегион.

Проблема социально-экономического развития регионов никогда не теряет своей актуальности в связи с переменчивостью различных влияющих факторов, а также в свете вызовов новейшего времени: глобализации, информатизации, интеграции и дезинтеграции. В России

© Созаева Т.Х. Нотов Т. А., 2013

не только сохраняются накопленные различия адаптации регионов к рыночным условиям, а продолжает усиливаться территориальная социально-экономическая дифференциация. Неизбежным следствием резкой межрегиональной дифференциации является увеличение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет реализацию единой общероссийской политики социально-экономических преобразований и ведет к социальной и экономической нестабильности. Отсюда возникает необходимость совершенствования системы государственного управления как на общегосударственном, так и на региональном уровне в целях повышения экономического роста, способствующего устранению диспропорций в территориальном развитии [2]. Для этого необходимы новые ориентиры, инструменты и технологии, поиск других средств, эффективных структур, форм и методов преодоления проблем регионального развития. До сих пор отсутствует целостная системная программа, содержащая комплекс эффективных мероприятий по стабилизации и обеспечению устойчивого социально-экономического развития регионов страны. Сложность решения этих задач обусловлена широким разнообразием специфики регионов, которые в значительной степени различаются как по уровню своего развития, природно-климатическими особенностями, так и по характеру накопленных проблем и решаемых на конкретном этапе задач.

Межрегиональные различия уровней социально-экономического развития и уровня жизни населения в макрорегионах страны привели к неоднородности экономического пространства. Существенные отличия субъектов Российской Федерации связаны с характером и особенностями экономического развития регионов. Среди федеральных округов страны наиболее низкие показатели экономического развития отмечены в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО).

В целом СКФО, площадь территории которого составляет 170,5 тыс. км2 (1 % территории всей страны), имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности, а также развитые транзитные функции. Однако на сегодняшний день эти потенциальные преимущества остаются нереализованными, поскольку макрорегион по-прежнему не обладает достаточной инвестиционной привлекательностью в силу политической и социально-экономической нестабильности.

По основным социально-экономическим показателям согласно статистическим данным за 2011 г. Северо-Кавказский федеральный округ занимал 8-е место в структуре Российской Федерации, по численности населения - 7-е, по объему продукции сельского хозяйства - 5-е место (см. табл.).

Таблица

Сравнительная характеристика основных социально-экономических показaтeлей РФ и cyбъeктoв СКФО*

Название территории Площадь территории на 01.01. 2012 Численность населения на 01.01.2012 ВРП в 2010 г. Объем отгруженных тoвapoв coбcтвeннoгo производства, выполненных работ, услуг Продукция сельского хозяйства Инвестиции в основной капитал

Дoбычa пoлeзныx иcкoпaeмыx Oбpaбa-тывaющиe пpoизвoдcтвa Пpoизвoд- cтвo, pаcпpeдe-лeниe гaзa и вoды

Тыс. км2 % Млн чел. % Млрд руб. % Млрд руб. % Млрд руб. % Млрд руб. % Млрд руб. % Млрд руб. %

Российская Федерация 17 098,2 - 143,1 - 37 398,5 - 8 031,1 - 22 802,3 - 4219,1 - 3261,7 - 10776,8 -

СКФО 170,5 100 9,5 100 887,6 100 17,0 100 255,4 100 103,0 100 246,4 100 346,3 100

Республика Дагестан (РД) 50,3 29,5 2,9 30,5 285,3 32,1 2,9 17,1 24,8 9,7 14,1 13,7 57,2 23,2 134,9 39,0

Республика Ингушетия (РИ) 3,6 2,1 0,4 4,2 21,5 2,4 0,8 4,7 1,1 0,4 1,6 1,6 4,5 1,8 4,5 1,3

Кабардино-Балкарская Республика (КБР) 12,5 7,3 0,9 9,5 76,1 8,6 0,1 0,6 27,7 10,8 10,2 9,9 27,7 11,2 17,7 5,1

Карачаево-Черкесская Республика (КЧР) 14,3 8,4 0,5 5,3 43,3 4,9 1,6 9,4 23,4 9,2 5,2 5,0 19,2 7,8 14,0 4,0

Республика Северная Осетия- Алания (РСОА) 8,0 4,7 0,7 7,4 74,8 8,4 0,3 1,8 15,5 6,1 7,1 6,9 21,5 8,7 21,1 6,1

Чеченская Республика (ЧР) 15,6 9,2 1,3 13,7 69,7 7,9 4,4 25,9 1,6 0,6 4,6 4,5 12,9 5,2 47,4 13,7

Ставропольский край (СК) 66,2 38,8 2,8 29,5 316,9 35,7 6,8 40,0 161,2 63,1 60,2 58,4 103,5 42,0 106,7 30,8

*Источник: Социально-экономические показатели - 2012 // Стат. сб. Росстат. - М., 2012. - 996 с.

Суммарный объем валового регионального продукта, произведенный регионами СКФО в 2010 г., составил 887,6 млрд рублей (2,4 % ВРП РФ), а доля каждого субъекта СКФО в суммарном ВРП РФ не превышает 1 %, и вследствие относительно невысоких объемов производства ВРП в данных регионах возможны значительные колебания основных макроэкономических показателей [3].

Количество безработных в СКФО с 2000 по 2011 гг. уменьшилось на 0,8 % (см. рис. 1), по данному показателю округ в 2011 г. среди субъектов РФ занимал 4-е место.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 1. Динамика численности безработных СКФО (тыс. чел.)

Среди субъектов РФ в 2011 г. по среднедушевым денежным доходам населения СКФО занимал 8-е место. Наибольший объем денежных доходов в среднем на душу населения (см. рис. 2) наблюдался в Республике Дагестан (19 %), Чеченской Республике (14,5 %), Республике Северная Осетия-Алания (14,3 %), а также в Ставропольском крае (15 %). А по объему денежных доходов в среднем на душу населения в 2011 г. субъекты СКФО в структуре РФ располагались следующим образом: Дагестан - 28-е место, Ингушетия - 8-е, Кабардино-Балкария - 75-е, Карачаево-Черкессия - 79-е, Северная Осетия-Алания - 72-е, Чеченская Республика - 70-е, Ставропольский край - 62-е [3]. Высокий уровень безработицы и низкие доходы населения отражают низкую капитализацию человеческих ресурсов в СКФО.

12,2%

^ Республика Дагестан □I Республика Ингушетия

И Кабардино-Балкарская Республика О Карачаево-Черкесская Республика а Республика Северная Осетия -Алания О Чеченская Республика О Ставропольский Край

Рис. 2. Удельный вес среднедушевых денежных доходов населения субъектов СКФО в 2011 г. (в %)

Таким образом, основными проблемами социально-экономического развития СКФО являются: значительные отличия показателей социально-экономического развития Северокавказского региона по сравнению со среднероссийскими; низкая динамика промышленного производства; невысокий объем инвестиций в основной капитал и высокий уровень зарегистрированной безработицы, слабые показатели производительности труда в экономике, уровень качества качестве жизни макрорегиона ниже среднего по стране. Для решения существующих проблем необходимо, во-первых, обеспечить условия для преодоления диспропорций в производстве ВВП; во-вторых, формируемая модель реинтеграции СКФО должна обеспечивать переход на новую ступень экономического развития.

В современных условиях хозяйствования нарастает необходимость формирования новой государственной политики регионального развития, в основе которой вместо политики выравнивания уровня регионального развития лежал бы принцип поляризованного развития отдельных регионов (полюсов роста), которые подтянули бы до своего уровня остальные регионы. В рамках этой модели предлагается осуществить концентрацию финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в полюсах роста, которые быстрее обеспечивают отдачу вкладываемых бюджетных вложений, при этом отказавшись от принципа выравнивающего развития регионов страны. Вместе с тем предполагается, что население не относящихся к полюсам роста регионов получит равный доступ к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав и свобод граждан. Важно отметить, что поляризованное развитие - это известный инструмент рыночной экономики, который применяется как на уровне стран, так и в конкретных отраслях экономики. В основе теории полюсов роста, предложенной французским экономистом Ф. Перру, лежит представление о ведущей роли лидирующих отраслей, создающих новые товары и услуги. Центры и ареалы экономического пространства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей, становятся полюсами притяжения факторов производства, поскольку обеспечивают наиболее эффективное их использование [1].

В условиях финансово-экономического кризиса актуальным вопросом является разработка новых инструментов сглаживания поляризации территориального развития. Установлено, что понятие конкурентоспособности региона включает ресурсные, экологические, научно-технические, социальные условия для создания и поддержания наиболее благоприятной среды для функционирования предприятий на территории региона и обеспечения достойного уровня жизни проживающих в регионе людей. Следовательно, регионы, не обладающие естественным потенциалом, в современных условиях приобретают возможность повысить конкурентоспособность своих территорий и улучшить качество жизни населения благодаря применению инструментов регулирования региональной экономики, отвечающих требованиям мировой информационной экономики.

Основными направлениями обеспечения экономической самодостаточности региона являются, во-первых, реализация новых подходов в государственной сфере, бюджетной и налоговой политике, во-вторых, формирование более совершенной модели развития с применением инновационных инструментов регулирования экономики. В этой связи обеспечение экономического развития территории в рамках инновационной политики определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Регион не сможет удерживать конкурентные позиции за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для СКФО решение этих проблем предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций

в развитии человеческого потенциала. Разделены и систематизированы уровни реализации сбалансированного развития регионов, проведена детализация трехуровневых задач согласно зонам ответственности и полномочиями в процессе перехода от экспортно-сырьевой к диверсифицированной и модернизированной экономике. Определены новые регуляторы роста потенциала и конкурентоспособности территорий: система электронного правительства, механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), концессионные соглашения, инфраструктурная подготовка территории. Следовательно, для полноценной реализации ГЧП необходимы дополнительные вспомогательные механизмы, стимулирующие или поддерживающие инициативность частного бизнеса, в том числе заимствованные за рубежом. Проведена тщательная экспертиза трудовых ресурсов региона, в ходе которой проанализированы следующие компоненты: закономерность динамики населения, городской каркас, подвижность населения, роль миграции и т.д. Выяснены основные социальные проблемы: старение населения и депопуляция, невысокая продолжительность жизни, слаборазвитая городская сеть, неблагоустройство городских поселений, малонаселенность некоторых районов, затрудняющая функционирование социальной сферы, недостаточная развитость сети высших и средних специальных учебных заведений. Основными причинами, способствующими возникновению проблем экономического развития СКФО, являются несовершенство структуры экономики и промышленного производства, из-за чего в ней преобладают низкотехнологичные и проблемные сектора (АПК, пищевая перерабатывающая отрасль и др.), периферийное местоположение и экономическая доминанта крупнейших столичных агломераций.

Таким образом, теоретически решения, способствующие большей региональной поляризации, могут приводить к улучшению соответствующих экономических или социальных показателей во всех регионах. Политика регионального выравнивания предполагает достижение социально-экономического равновесия между регионами только как долговременную тенденцию.

Возрастающая конкуренция за ресурсы и факторы производства имеет существенное значение для интенсивного сбалансированного развития области как приграничного региона и закрепления его на глобальном рынке в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых и других обменов. Обеспечение сбалансированного регионального развития как один из векторов социально-экономического развития страны в целом определяет следующие тенденции региональной политики:

- стимулирование экономического развития путем создания «полюсов роста» в регионах на основе конкурентных преимуществ;

- координация инфраструктурных государственных инвестиций и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений;

- сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

Библиографический список

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2012: стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 996 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.