Научная статья на тему 'Формирование положительного профессионального имиджа сотрудника полиции с помощью иноязычных фонетических навыков'

Формирование положительного профессионального имиджа сотрудника полиции с помощью иноязычных фонетических навыков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ИНОЯЗЫЧНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ИМИДЖ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кравчук Л. С., Погорелый М. Ю.

Данная статья посвящена исследованию иноязычных фонетических навыков в контексте имиджа сотрудника полиции. Систематизированы теоретические основы профессионального имиджа. Рассматриваются некоторые факторы, влияющие на имидж сотрудника полиции; сущность дефиниции «профессиональный имидж». Уточняется содержание термина «иноязычные фонетические навыки». По мнению авторов, сотрудник полиции должен обладать коммуникативной компетентностью и языковыми способностями, определенными моральными ценностями и нормами поведения, закрепленными в языке, владеть речевым поведением (речевые акты, коммуникативные стратегии и тактики), обладать хорошо развитыми иноязычными лингвистическими компетенциями для осуществления коммуникации в профессионально значимых ситуациях, что является основой профессионального имиджа сотрудника полиции, способствующей сотрудничеству с гражданами и установлению доверия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование положительного профессионального имиджа сотрудника полиции с помощью иноязычных фонетических навыков»

УДК 81-25

Л. С. КРАВЧУК, заведующий кафедрой иностранных языков Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина, доцент (г. Белгород)

L. S. KRAWTSCHUK, Head of the Chair of Foreign Languages of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin, associate professor (Belgorod)

М. Ю. ПОГОРЕЛЫЙ, доцент кафедры иностранных языков Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород)

M. YU. POGORELY, assistant professor of the Chair of Foreign Languages of Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin (Belgorod)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ С ПОМОЩЬЮ ИНОЯЗЫЧНЫХ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

CREATING A POSITIVE PROFESSIONAL IMAGE OF A POLICE OFFICER BY MEANS OF FOREIGN LANGUAGE PHONETIC SKILLS

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию иноязычных фонетических навыков в контексте имиджа сотрудника полиции. Систематизированы теоретические основы профессионального имиджа. Рассматриваются некоторые факторы, влияющие на имидж сотрудника полиции; сущность дефиниции «профессиональный имидж». Уточняется содержание термина «иноязычные фонетические навыки». По мнению авторов, сотрудник полиции должен обладать коммуникативной компетентностью и языковыми способностями, определенными моральными ценностями и нормами поведения, закрепленными в языке, владеть речевым поведением (речевые акты, коммуникативные стратегии и тактики), обладать хорошо развитыми иноязычными лингвистическими компетенциями для осуществления коммуникации в профессионально значимых ситуациях, что является основой профессионального имиджа сотрудника полиции, способствующей сотрудничеству с гражданами и установлению доверия.

Ключевые слова и словосочетания: факторы, иноязычные фонетические навыки, имидж сотрудника полиции, формирование имиджа, положительный профессиональный имидж.

Annotation. This article deals with the investigation of foreign language phonetic skills, taking into account the image of a policeman. The theoretical foundations of professional image are systematized. Some factors affecting the image of a policeman are considered. The authors explore the essence of the definition of «professional image». The term «foreign language phonetic skills» is concretized. According to the authors, a police officer must have communicative competence and language abilities, certain moral values and norms of behavior enshrined in the language. A police

162

officer must possess speech behavior, speech acts, communication strategies and practices, as well as have well-developed foreign language linguistic competence to communicate in professionally significant situations. All this is the basis of the professional image of a law enforcement officer, which contributes to cooperation with citizens and the establishment of trust.

Keywords and phrases: factors, foreign language phonetic skills, police officer image, creating image, positive professional image.

На данном этапе развития общества большую актуальность приобрел вопрос, связанный с отношением граждан к правоохранительным органам, а также с самооценкой и профессиональным самосознанием сотрудников органов внутренних дел. Целью написания данной статьи является необходимость описать некоторые факторы, влияющие на профессиональный имидж сотрудника полиции в контексте иноязычных фонетических навыков.

Анализ литературы по теме применительно к имиджу сотрудников органов внутренних дел показал, что практически отсутствуют исследования в педагогическом аспекте. Изучение формирования имиджа сотрудников органов внутренних дел носит стихийный характер; отсутствует целостная система его создания. Это актуализирует проблему изучения имиджа сотрудника полиции и поиска путей и средств формирования позитивного имиджа на этапе профессиональной подготовки специалистов в образовательных организациях МВД России.

Один из эффективных методов формирования положительного имиджа - владение иностранным языком, что является неотъемлемым компонентом общей профессиональной культуры сотрудника полиции. Изучение иностранного языка в образовательных организациях нефилологического профиля положительно влияет на расширение кругозора и уровня образованности обучающихся, повышение культуры общения, мышления, речи, тем самым способствуя осуществлению гуманитаризации образования.

Задачи основанного на компетент-ностном подходе профессионально ориентированного курса иностранного языка для сотрудников полиции определены коммуникативными, познавательными и социокультурными потребностями специалиста. Владение иностранным языком является неотъемлемым компонентом общей профессиональной культуры сотрудника полиции.

В условиях интернационализации полицейского взаимодействия, усиления борьбы с терроризмом, другими видами международной преступности успех в деятельности правоохранительных органов обеспечивает владение иностранным языком и профессионально ориентированными социокультурными знаниями. Немаловажную роль в формировании положительного имиджа сотрудника полиции играют иноязычные фонетические навыки.

Для достижения поставленных в статье целей решаются сопутствующие задачи:

1. Исследовать некоторые факторы, влияющие на имидж сотрудника полиции, в контексте иноязычных фонетических навыков.

2. Раскрыть содержание термина «иноязычные фонетические навыки» с точки зрения имиджа сотрудника полиции.

Далее рассмотрим рисунок 1 «Образовательные организации высшего образования и научные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры» за период 1993-2018 гг. (на начало учебного года).

Гк'ри ОцЫ нйча л О учебного гйд.1|

Рис. 1. Образовательные организации высшего образования и научные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры [1, с. 141]

Содержание рисунка 1 свидетельствует о возникновении нисходящего тренда. По состоянию на окончание 2018 года в России насчитывалось 766 образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Исходя из этого, мы можем предположить, что граждане страны стремятся быть образованными и культурными. Деятельность полицейского (инспектор ГИБДД, участковый уполномоченный полиции, следователь) заключается в большем контактировании с населением, в сравнении с другими видами профессий.

От имиджа сотрудников органов внутренних дел зависит степень доверия населения к МВД России и как следствие, эффективность профессиональной деятельности отдельных подразделений. В частности, в ст. 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» общественное мнение о деятельности полиции называется одним из основных критериев оценки их работы. Оно связано с имид-

жем органов внутренних дел и отражает степень доверия граждан к органам власти.

Следует отметить тот факт, что научной тематике имиджа в психологии, педагогике уделяется определенное внимание российскими и иностранными учеными. Несмотря на социальную значимость данного явления, понятие имиджа в литературе имеет множество толкований как по структуре, так и по содержанию. Начиная с 90-х годов прошлого века, появилось большое количество исследований имиджа, сформировалась наука имиджелогия и профессия имиджмейкера.

В рамках данной тематики определенный интерес представляют исследования О. Н. Астафьевой (о новых моделях в условиях глобализации) [2, с. 255], М. Н. Богомоловой (о специфике формирования позитивного имиджа делового человека) [3, с. 4], З. Н. Босчаевой (об имидже просто человека и делового человека) [4, с. 398], Е. В. Димитровой (об основных компонентах имиджа делового человека) [5, с. 65], Ф. А. Иге-баевой (о ролевых моделях поведения

в современных управленческих технологиях) [6, с. 98], М. О. Кошляковой (об имидже и социальной идентичности в условиях глобализации) [7, с. 182], И. А. Муратовой (о применении новой методологии в изучении имиджа человека, позволяющей рефлексировать его строение) [8, с. 117], Д. Д. Саврасовой (об имидже делового человека) [9, с. 273]. Большинство авторов определяют структуру имиджа будущего специалиста как систему взаимосвязанных характеристик: внешняя составляющая, культура вербального и невербального общения, социальная роль, ценности профессиональной деятельности, нравственные ценности и модель поведения.

«Имидж [англ. image - образ] - целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные целостные характеристики, призванный оказать эмоционально психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.» [10, с. 229]. Поскольку реклама характерна для товарно-денежных отношений, то рекламной деятельностью занимаются производители различных товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности с целью увеличения объёмов продаж производимой ими продукции. Современные производители активно используют бренд, цель которого побудить потребителя приобрести именно их товар, поскольку бренд якобы гарантирует высокое качество товара, услуги или результата интеллектуальной деятельности a priori (лат). Существует мнение, согласно которому бренд производителя произошёл от испанского слова «firma», когда ремесленник ставил на произведенный им товар свою подпись. Именно этот знак гарантировал определенный стандарт качества товара. С другой стороны, Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» закрепляет в ст. 1 «Назначение полиции» следующее положение: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья,

прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности» [11, с. 3]. На наш взгляд, рассматривать профессиональный имидж полицейского в контексте рекламы некорректно. Будет ли верным утверждать, что статус сотрудника полиции нуждается в популяризации? Для этого обратимся к одному из популярных сайтов вакансий - HeadHunter (далее - hh.ru), который помогает соискателю найти работу в России. Компания hh.ru позиционирует себя в виртуальной среде как один из лидеров Интернет-ре-крутмента. По состоянию на май 2019 г. сайт hh.ru предлагал за прошедший месяц 8 вакансий в Москве, а сайт «https:// ru.jooble.org» - 10 вакансий в Краснодаре и Краснодарском крае.

Имеются объявления относительно вакансий полицейского в других городах и регионах нашей страны. Вышеприведенная информация свидетельствует о некотором уровне текучести кадров, следовательно, говоря об имидже полицейского, вернее будет рассматривать эту составляющую в контексте популяризации данной профессии среди граждан.

Для нас представляет интерес содержание дефиниции «иноязычные фонетические навыки» в контексте профессионального имиджа сотрудника полиции. В этой связи обратимся к мнению В. Г. Орешкина, который считает, что «дальнейшее исследование речевой составляющей профессионального имиджа как целенаправленного выражения субъектом своего профессионального качества в дискурсе делового общения позволило определить речевой имидж специалиста как целенаправленную презентацию определенных личностных характеристик и выражение профессионального качества адресату общения (индивидуальному, групповому, массо-

вому) в условиях деловой или массовой коммуникации речевыми средствами» [12, с. 14]. Исследователь В. Г. Ореш-кин применяет термин «речевой имидж специалиста», который близок к дефиниции «иноязычные фонетические навыки». Мы полностью разделяем данную точку зрения, хотя речевой имидж специалиста в большей степени относится к речевым навыкам сотрудника полиции на русском языке. Наряду с высокой культурой, образованием, самосознанием, культура речи, хорошо развитые иноязычные фонетические навыки являются наиболее значимыми составляющими, влияющими на имидж сотрудника органов внутренних дел.

Авторы Т. В. Парникова, С. Н. Озер-ская в своей научной статье отмечают: «The aims of foreign language teaching at non-linguistic universities are the following: practical, educational and cultural» [13, с. 203]. Можно поставить под сомнение применение «practical» aim вместе с «educational» aim, поскольку образование подразумевает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практических навыков. Особенно это важно в контексте обучения иностранному языку в образовательных организациях нефилологического профиля, в том числе МВД России, поскольку современный образ полицейского, его профессиональный имидж предполагает совокупность высоких профессиональных качеств в комбинации с высокой этикой делового общения, независимо от содержания выполняемых профессиональных функций, реальных задач и приказов вышестоящего командования.

Успешному формированию у обучающихся иноязычных фонетических навыков способствуют следующие виды упражнений: перевод, выполнение практических фонетических упражнений, упражнений типа «вопрос-ответ», составление монологических и диалогических высказываний, представление презентаций, участие в анализе и обсуж-

дении презентаций, формулирование высказываний с обоснованной собственной позицией для участия в ролевой игре, аудирование.

Авторы статьи не отрицают полезности применения у обучающихся и иных форм формирования иноязычных фонетических навыков, но следует уточнить, что стремление правильно и красиво высказать свою точку зрения на иностранном языке предполагает, помимо иноязычных фонетических навыков, знания в области грамматики и лексики. Исходя из этого, мы уделяем большое внимание в своей практике преподавания иностранных языков изучению грамматики, лексики, работе с оригинальными текстами. В этом смысле обратимся к содержанию научной статьи авторов Т. В. Парниковой и С. Н. Озерской: «We believe that together with speaking reading is one of the two main aims of instruction in the foreign language and reading texts gives great opportunities in achievement of the practical, educational and cultural aims of teaching English» [13, с. 203]. На наш взгляд, употребление «with speaking reading is» является спорным, хотя такой авторский оборот подчёркивает необходимость комплексного подхода к формированию у обучающихся иноязычных фонетических навыков.

Классический академический подход к изучению иностранного языка предполагает в обязательном порядке необходимость составления и ведения собственного глоссария, в котором обучающийся использует общепринятые методы транскрипции. Однако это требование иногда вызывает у обучающихся возражение. По их мнению, при наличии автоматических переводчиков известных поисковых систем Интернета (веб-браузеров) Yandex, Google, Yahoo, Opera, AOL, медийный и сервисный Интернет-портал Rambler и т. п. нет необходимости в собственном глоссарии. Мы придерживаемся общепринятых академических требований, которые

обеспечивают формирование и развитие иноязычных фонетических навыков, определяющих высокую культуру делового общения.

Речевые навыки, качество письменной и устной речи сотрудника полиции являются значимыми для сотрудников правоохранительной сферы и играют важную роль в успешности их деятельности, так как профессия полицейского относится к сфере «человек - человек», в котором большинство задач выполняется в процессе субъект-субъектного и субъект-объектного взаимодействия, причем коммуникативная сторона является обязательной составляющей. Таким образом, сотрудник полиции должен обладать коммуникативной компетентностью и языковыми способностями,

определенными моральными ценностями и нормами поведения, закрепленными в языке, владеть речевым поведением (речевые акты, коммуникативные стратегии и тактики), обладать хорошо развитыми иноязычными лингвистическими компетенциями для осуществления коммуникации в профессионально значимых ситуациях, что является основой профессионального имиджа сотрудника полиции, способствующей сотрудничеству с гражданами и установлению доверия. Отличная фонетика как элемент иноязычных речевых навыков сотрудника полиции является своего рода визитной карточкой. Правильные фонетические навыки сотрудника полиции в ходе деловой коммуникации способны вызвать симпатию у граждан.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Россия в цифрах: краткий статистический сборник. М.: Ростат, 2018. 522 с.

2. Астафьева О. Н. Реструктуризация и демаркация коллективных идентичностей в условиях глобализации: будущее национально-культурной идентичности // Вопросы социальной теории: научный альманах / под ред. Ю. И. Резника, М. В. Тлостановой. М.: Ассоциация «Международное общество социальной теории», 2010. 528 с.

3. Богомолова М. Н. Специфика формирования позитивного имиджа делового человека // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 (28). URL: http://human/snauka. ru/2013/12/5240.

4. Босчаева З. Н. Об имидже: просто человека, делового человека, предприятия и организации. Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, 2018. С.398-404.

5. Димитрова Е. В. Имидж делового человека // Научные записки ОрелГИЭТ. 2016. № 2 (14). С.65-67.

6. Игебаева Ф. А. Ролевые модели поведения в современных управленческих технологиях // Перспективы развития современной России (экономический, социальный, философский, правовой аспекты): материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Изд-во «КУБиК», 2011. С. 98-100.

7. Кошлякова М. О. Имидж в условиях глобализации // Вестник Российского нового университета. 2011. № 2. С. 182-185.

8. Муратова И. А. Имидж человека как текстуальная реальность // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 2-1 (40). С. 117-120.

9. Саврасова Д. Д. Имидж делового человека // Экономические науки и прикладные исследования: фундаментальные проблемы модернизации экономики России: сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2014. С. 273-274.

10. Современный словарь иностранных слов: около 20 000 слов. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз., 2001. 742 с.

11. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

12. Орешкин В. Г. Формирование речевого имиджа в системе профессиональной подготовки специалиста (на примере профессий типа «человек - человек»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2006. 28 с.

13. Парникова Т. В. The Use of English and American Authors' Texts in Improvement of Students' Reading Habits and Skills at Non-Linguistic Universities // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10 (76). С. 203-205.

© Кравчук Л. С.

© Погорелый М. Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.