Научная статья на тему 'Формирование положительного имиджа образовательной организации'

Формирование положительного имиджа образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
312
59
Поделиться
Ключевые слова
имидж / образовательная организация / конкурентоспособность / школа

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Малых Юлия Валентиновна, Широкова Татьяна Вениаминовна

В статье рассматривается проблема формирования позитивного имиджа школы как фактора, оказывающего влияние на конкурентоспособность и привлекательность школы для потребителей образовательных услуг. Особо актуален этот вопрос для малокомплектных образовательных организаций, поскольку с переходом на нормативно-подушевое финансирование материальное благополучие школы имеет напрямую зависимость от количества обучающихся в ней детей.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Малых Юлия Валентиновна, Широкова Татьяна Вениаминовна,

CREATING THE POSITIVE IMAGE OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article considers the issue of school positive image creating, as a factor, which influences of a school competitiveness and attractiveness for consumers of educational services. This item is relevant for the educational establishment with a few numbers of students, whereas the changes to per capita financing make its budget dependent on the students number

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование положительного имиджа образовательной организации»

УДК 37.0+316.6+659

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Малых Юлия Валентиновна.

г. Нижний Новгород, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 140», заместитель директора, malyhy@mail.ru.

Широкова Татьяна Вениаминовна.

г. Нижний Новгород, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 140», директор, school140nn@yandex.ru.

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования позитивного имиджа школы как фактора, оказывающего влияние на конкурентоспособность и привлекательность школы для потребителей образовательных услуг. Особо актуален этот вопрос для малокомплектных образовательных организаций, поскольку с переходом на нормативно-подушевое финансирование материальное благополучие школы имеет напрямую зависимость от количества обучающихся в ней детей.

Ключевые слова: имидж, образовательная организация, конкурентоспособность, школа.

CREATING THE POSITIVE IMAGE OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

Malykh Juliya.

Nizhny Novgorod, Municipal budget educational institution "School № 140", Vice Principal, malyhy@mail.ru.

Shirokova Tatyana.

Nizhny Novgorod, Municipal budget educational institution "School № 140", Principal, school140nn@yandex.ru.

Abstract. The article considers the issue of school positive image creating, as a factor, which influences of a school competitiveness and attractiveness for consumers of educational services. This item is relevant for the educational establishment with a few numbers of students, whereas the changes to per capita financing make its budget dependent on the students number.

Key words: image, educational organization, competitiveness, school.

Проблема малокомплектности становится особо актуальной для образовательных организаций, поскольку переход на нормативно-подушевое финансирование ставит материальное благополучие школы в зависимость от количества обучающихся в ней детей. Поэтому важнейшей задачей сегодня становится создание позитивного имиджа школы для привлечения в неё обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зависимость конкурентоспособности любой образовательной организации от сложившегося имиджа исследуется уже не первый год. Данные вопросы рассматриваются в трудах И. Аликперова, Т.Н. Пискуновой, И. Алёшиной, Р.И. Саубановой и др.

По мнению И. Аликперова, руководители образовательных организаций вынуждены сегодня заниматься увеличением материального благосостояния школы в ущерб стратегическим целям развития организации. В результате чётко спланированной, комплексной, целенаправленной работы администрации по созданию позитивного и устойчивого имиджа образовательной организации не ведётся, хотя именно это является важным инструментом повышения её конкурентоспособности, занятии достойного места в рейтинге лучших учебных заведений [1].

Автор И. Зуевская считает, что необходимость формирования имиджа образовательной организации определяется рядом причин:

- сложная демографическая ситуация (особенно в небольших населённых пунктах) усиливает конкуренцию между образовательными организациями одной территории в борьбе за сохранение контингента и набор обучающихся;

- сложившийся положительный имидж облегчает возможность доступа образовательной организации к лучшим ресурсам из возможных: человеческим, финансовым, информационным и т.д.;

- имея грамотно сформированный позитивный имидж, при прочих равных условиях образовательная организация становится более привлекательной для педагогов, так как предстает способной в большей степени обеспечить социальную защиту и стабильность, профессиональное развитие и удовлетворённость трудом;

- устойчивый положительный имидж дает эффект приобретения образовательной организацией определённой силы - создаётся запас доверия ко всему, что происходит в стенах организации, в том числе и к инновационным процессам.

Это делает работу руководства школы в области прикладной (образовательной) имиджелогии актуальной [3].

Специалисты ВЦИОМ в 2008 году выяснили наиболее важные критерии, влияющие на выбор школы родителями. Всего было опрошено 1600 респондентов в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Так, критерий «Хорошие преподаватели, пользующиеся репутацией у моих соседей, знакомых, родственников» очень важен для 71% опрошенных. Почти 40% не считают близость к дому важным фактором при выборе школы, а руководствуются показателем «Известность школы в регионе, авторитет школы» (68%). [2]

На основании изученных практик формирования успешного имиджа можно сделать вывод о том, что имидж любой организации, в том числе и образовательного учреждения структурирован. Основные элементы структуры имиджа, которые требуют постоянного внимания и проработки:

- Образ руководителя (профессионализм руководителя организации, репутация администрации).

- Качество образовательных услуг, известность в профессиональных кругах и среди общественности; мнение потребителей услуг об организации образовательного процесса, уровне преподавания.

- Уровень психологического комфорта.

- Образ персонала (профессионализм педагогов, их известность и требовательность, отношение педагогических работников к обучающимся).

- Стиль образовательного учреждения (местонахождение, стиль).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Внешняя атрибутика (внешнее и внутреннее оформление здания).

- Присутствие в социальных сетях.

- Информационная открытость, взаимодействие со СМИ (эффективная работа администрации со СМИ в продвижении своих образовательных услуг).

- Самобытность, история ОО (опыт работы и стаж в отрасли).

- Социальное партнерство.

Эффективными инструментами формирования имиджа школы являются: содержательные PR-мероприятия, такие как дни открытых дверей, экскурсии и презентации; публичные отчеты, публикации в СМИ и т.д.; благоустройство территории школы, работа над интерьером и экстерьером; повышение профессиональной культуры педагогов и всего коллектива школы [3].

В результате выработанный устойчивый, сильный положительный имидж образовательной организации должен стать особым инструментом измерения степени развития всей организации, оценки перспективности её начинаний, профессионализма и зрелости всего педагогического коллектива и уникальности методической работы в школе.

Оценка эффективности проводимых мероприятий субъективна, однако можно выделить и использовать несколько методов:

1 метод. Измерение и подсчёт количественных показателей деятельности по созданию положительного имиджа. Подсчитывается количество подготовленных информационных статей, сколько реализовано пунктов плана, в скольких СМИ были размещены фото- и видеоматериалы, публикации и т.д. Основным минусом данного метода следует отметить то, что он не отражает качественные показатели проведённой кампании.

2 метод. Подсчёт осуществленной «обратной связи». То есть насколько увеличилась осведомленность потребителей о деятельности школы; как изменилось общественное мнение о школе; удалось ли отвлечь внимание общественности от негативной информации или слухов; сколько было получено откликов и т.д.

3 метод. Измерение показателей численности контингента. Насколько выросла численность в сравнении за три года, откуда к нам пришли дети и т.д.

Библиографический список: 1. Аликперов И. Формирование имиджа образовательного учреждения: западный и российский варианты [Электронный ресурс] // Международные

отношения в развитии социально-экономических процессов в странах СНГ : материалы междунар. науч.-практ. конф. 14-15 июня 2001 г. Омск. - Омск, 2001. -Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/53.htm

2. База результатов опросов ВЦИОМ «Экспресс» - всероссийский квартирный опрос ВЦИОМ 24.08.2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/database/baza_rezultatov_oprosa_s_1992_goda (дата обращения: 12.11.2017).

3. Зуевская И.Н. Имидж школы как ресурс ее развития [Электронный ресурс]. - URL: http://upr.1september.ru/article.php?ID=200500704 (дата обращения: 10.11.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.