Научная статья на тему 'Формирование политики национальной безопасности администрации Р. Никсона в условиях разделенного правления (1973-1974)'

Формирование политики национальной безопасности администрации Р. Никсона в условиях разделенного правления (1973-1974) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
276
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗДЕЛЕННОЕ ПРАВЛЕНИЕ / Р. НИКСОН / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США / КОНГРЕСС США / R. NIXON / DIVIDED GOVERNMENT / DEMOCRATIC PARTY / US NATIONAL SECURITY POLICY / US CONGRESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макаров Роман Александрович

Рассматривается вопрос о влиянии разделенного партийного Контроля на формирование политики национальной безопасности администрации Р. Никсона в условиях «Уотергейтского кризиса». Проведенный анализ свидетельствует о том, что отношения между администрацией 37-го президента США и законодательным органом власти, контролировавшимся демократами, носили выраженный конфликтный характер. В результате многие важные программы республиканской администрации были существенно сокращены либо провалены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование политики национальной безопасности администрации Р. Никсона в условиях разделенного правления (1973-1974)»

УДК 94

Р. А. Макаров

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ Р. НИКСОНА В УСЛОВИЯХ РАЗДЕЛЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ (1973-1974)

Аннотация. Рассматривается вопрос о влиянии разделенного партийного Контроля на формирование политики национальной безопасности администрации Р. Никсона в условиях «Уотергейтского кризиса». Проведенный анализ свидетельствует о том, что отношения между администрацией 37-го президента США и законодательным органом власти, контролировавшимся демократами, носили выраженный конфликтный характер. В результате многие важные программы республиканской администрации были существенно сокращены либо провалены.

Ключевые слова: разделенное правление, Р. Никсон, демократическая партия, политика национальной безопасности США, Конгресс США.

Abstract. The article deals with the influence of divided government on the development of Richard Nixon’s national security policy in the US Congress in the period of the Watergate crisis. The analysis indicates that the relations between the 37th president’s administration and the legislative branch, controlled by the Democrats, had distinct conflict nature. Consequently the whole series of the Republican administration’s programs were reduced essentially or collapsed.

Keywords: divided government, R. Nixon, Democratic Party, US national security policy, US Congress.

Одним из важнейших направлений в деятельности администрации 37-го президента США Р. Никсона в 1960-х - начале 1970-х гг. стали вопросы национальной безопасности, под которыми подразумевается комплекс мер, направленных на сохранение внешней безопасности, политической независимости, территориальной целостности, жизнеспособности страны средствами военного рода, военной силы и вооружения [1, с. 642].

Данный вопрос оставался в центре противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти на протяжении всего срока президентства Р. Никсона. В условиях разделенного правления, когда исполнительная и законодательная ветви оказались под контролем разных партий, дискуссии по вопросам оборонной политики приобрели затяжной характер. Они сопровождались серьезными конфликтами между двумя ветвями власти и партийными фракциями в Конгрессе.

К началу второго президентского срока Р. Никсона в 1973 г. значительное влияние на процесс взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти начал оказывать Уотергейтский скандал, который не только вызвал дискредитацию президентской власти, но и повлиял на позиции республиканской администрации в целом. В этих условиях программа национальной безопасности республиканского президента подверглась значительной корректировке демократическим Конгрессом, став одним из факторов противостояния двух ветвей власти.

В начале 1973 г. президент Р. Никсон полагал необходимым продолжать финансирование новых видов вооружения, поддерживать армию и флот,

выделять для них часть средств, сэкономленных в результате сворачивания около 100 различных федеральных программ [2, с. 203]. Ассигнования на 1974-й финансовый год были предусмотрены намного ниже, чем в предшествовавшие периоды, составив 74,2 млрд долларов [3, р. 155]. Тем не менее, бюджет Пентагона оказался весьма значительным, несмотря на протесты либерально настроенных кругов, ожидавших его сокращения после окончания войны во Вьетнаме. По словам госсекретаря Г. Киссинджера, администрация жестко настаивала на своих позициях, считая необходимым продолжение финансирования программ, начатых еще в начале 1970-х гг. [4, р. 198].

Демократическая оппозиция не оставляла попыток использовать любую возможность для того, чтобы урезать финансирование оборонных программ. «У большинства членов в обеих палатах возникает чувство, что бюджет Пентагона вышел из-под контроля», - отмечал либеральный журнал «Нью Рипаблик» [5, р. 9]. Наиболее серьезные межпартийные противоречия выявились в ходе обсуждения билля по закупке военного оборудования и техники (ИЯ-9286). Одна из поправок к этому документу предусматривала сокращение суммы финансирования программы на 950 млн долларов. Она прошла в палате представителей с преимуществом в 79 голосов. Ее поддержало большинство демократической фракции. Большинство республиканцев голосовало против (100)1.

Серьезные разногласия в ходе обсуждения программы вызвал также вопрос о строительстве субмарин «Трайдент». Конгресс выделил 1,3 млрд долларов на эту программу, сократив запросы администрации на 240 млн долларов [3, р. 156]. Это сокращение позволяло продолжить строительство уже разрабатываемых четырех подлодок, но полностью замораживало строительство следующих трех субмарин этого класса. Представители либерального крыла демократов утверждали, что программа осуществляется с чрезвычайной поспешностью, а это может привести к значительным недочетам при ее реализации [6, р. 31807]. Консерваторы поддерживали политику администрации. Им удалось убедить консервативно настроенных демократов-южан и нескольких северных демократов перейти на сторону республиканцев [6, р. 31812]. В итоговом голосовании 30 из 40 республиканцев выступили против поправки, ограничивавшей финансирование «Трайдент» [3, р. 10141015]. Большинство демократов (37 из 56) проголосовали за ее поддержку, но этого оказалось недостаточно для принятия. Она была отклонена большинством в два голоса2.

Наиболее спорным и вызвавшим острые дебаты в Конгрессе стал вопрос о сокращении Вооруженных сил США в Европе. Администрация, поддерживаемая республиканской фракцией Конгресса, всячески пыталась сохранить вооруженные силы в Европе. Отражая позицию Белого дома, сенатор Дж. Тауэр (респ., Техас) отмечал: «Я думаю, что желание вывести войска из Европы является актом безответственности со стороны Конгресса Соединенных Штатов. Сделав это, мы превратимся в изоляционистов и оставим остальной мир Советскому Союзу» [6, р. 31512-31513].

1 Республиканцы: 82 - за; 100 - против; демократы: 160 - за; 63 - против (северные демократы: 138 - за; 14 - против; южные демократы: 22 - за; 49 - против) [3, р. 1016].

2 Республиканцы: 10 - за, 30 - против; демократы: 37 - за, 19 - против (северные демократы: 32 - за, 8 - против; южные демократы: 5 - за, 11 - против) [3, р. 1015].

Основным лозунгом демократического большинства в Капитолии стали слова: «Больше никакого Вьетнама и хватит защищать союзников». Представители демократической фракции связывали рассмотрение данного вопроса с экономической ситуацией в стране, акцентируя внимание на росте инфляции, «которой необходимо положить конец». М. Мэнсфилд (дем., Монтана) отмечал необходимость дальнейшего сокращения войск, т.к. их содержание обходится слишком дорого [6, р. 31510].

В итоге противостояние Белого дома и оппозиции вылилось в настоящие законодательные баталии. Палата представителей отклонила все поправки, принятие которых привело бы к сокращению численности Вооруженных сил США за рубежом на 300 тыс. человек. В сенате поправка М. Мэнсфилда, предусматривавшая сокращение войск на 40 %, имела успех. Голосование 26 сентября 1973 г. носило ярко выраженный партийный характер (49/46), когда республиканцы голосовали пять к одному - против поправки, а демократы три к одному - за нее. Тем не менее, из-за организационных проблем голосование по поправке было проведено в этот же день во второй раз. Во время второй попытки сенат изменил свою позицию и проголосовал против законопроекта (44/51) [3, р. 1014].

Таким образом, голосование в Конгрессе по вопросу о сокращении численного присутствия американских войск за границей стало одними из наиболее ярких примеров глубокого партийного раскола, усилив кризис во взаимоотношениях двух ветвей власти.

В целом, итоги взаимодействия республиканской администрации и демократической оппозиции в 1973 г. оказались противоречивыми. Белому дому удалось получить поддержку и практически полное финансирование оборонных программ со стороны Конгресса на новый финансовый год. С другой стороны, курс президента столкнулся с сильным сопротивлением в законодательном органе власти, контролировавшемся демократами. Линия Р. Никсона на дальнейшее финансирование военных и оборонных программ оказывалась все более непопулярной в условиях острейшей инфляции и дальнейшего развития «Уотергейта».

В начале 1974 г. пресса предсказывала, что «противостояние между ветвями власти станет еще более ожесточенным» [7, р. 22]. Республиканская партия под влиянием крупнейшего политического скандала в истории США находилась в деморализованном состоянии. Дж. Буш-старший, глава национального республиканского комитета, признавал: «Уотергейт, возможно, целиком уничтожит республиканскую партию» [8, р. 23]. Дж. Форд, который занимал пост вице-президента с 1973 г., полагал, что теперь избиратели начнут активно критиковать республиканцев, которых они считали виновными в создавшейся ситуации.

Демократы стремились использовать сложившееся положение для усиления давления на республиканскую администрацию. Глава национального комитета демократической партии Р. Штраусс заявил, что «совершенно очевидно, насколько американский народ разочарован республиканской администрацией и республиканским президентом» [8, р. 23].

Затраты на оборонную сферу оказались одной из первых мишеней для нападок со стороны демократической оппозиции. Позиция либералов была логичным продолжением их прежних выступлений. Прекращение военной помощи ряду государств, уменьшение прямой «вовлеченности» США в ре-

шение политических и экономических проблем в международной сфере, отказ от поддержки не оправдавших себя марионеточных режимов - все это соответствовало общему либеральному курсу в вопросе о помощи иностранным государствам [9, с. 182].

В результате запрашиваемая Пентагоном сумма в размере 87 млрд долларов была урезана комитетом по ассигнованиям палаты представителей и сенатским Комитетом по ассигнованиям [3, р. 160]. При этом в сенате была отклонена поправка Т. Иглтона (дем., Монтана), которая предусматривала сокращение ассигнований еще на 1,1 млрд долларов. Сам инициатор поправки считал, что бюджет для Пентагона «остается пропитанным ненужными программами, которые не могут привнести ничего нового в национальную безопасность» [3, р. 1026]. Однако сумма финансирования осталась без изменений, хотя демократы настаивали, что дополнительное сокращение оборонных расходов убережет Министерство обороны от непредусмотренных растрат. В конечном итоге Конгресс утвердил сумму в размере 82,1 млрд долларов для операций и программ Пентагона в 1975 г.

В ходе голосования 30 сенаторов-демократов поддержали поправку, 23 выступили против1. Международная нестабильность и усилия «ястребов» раскололи мнение демократической оппозиции, вынудив многих консерваторов присоединиться к республиканцам, перетянув с собой часть центристов. Сенатор-консерватор Дж. Маклеллан (дем., Арканзас) отмечал: «Мы живем в мире реальности, а не фантазий. Нестабильность международных отношений вынуждает нас быть более сдержанными и не допустить сокращения военного потенциала страны» [10, р. 29625].

1974-й год оказался менее насыщенным событиями в решении вопросов национальной безопасности. Усилия либералов решить вопрос о сокращении расходов на программы Пентагона и свернуть дорогостоящие программы военной помощи оказались под атакой консерваторов, стремившихся в условиях нестабильной международной обстановки, энергетического кризиса и «Уотергейта» доказать на этих примерах важность и необходимость продолжения всестороннего финансирования подобных проектов. Мнение консервативного блока совпадало с позицией администрации. Однако постоянные слушания в Конгрессе и суде, связанные с Уотергейтом, подорвали многие инициативы президента. Он столкнулся с серьезной оппозицией в Конгрессе со стороны демократов, которые «подправили» в либеральном ключе многие из начинаний президента [11, с. 181]. В условиях разделенного правления дискуссии по вопросам оборонной политики приобрели затяжной характер.

Огромное количество проблем, вызванных Уотергейтом и экономическими трудностями в стране, не позволило Р. Никсону в полной мере заниматься оборонными программами. Однако ему удалось добиться того, что законодатели приняли его предложения без значительных сокращений. Это показывало возможность достижения администрацией компромисса с оппозиционным Конгрессом и определенную эффективность ее действий в отстаивании самого большого оборонного бюджета США после окончания Второй мировой войны.

1 Республиканцы: 7 - за, 32 - против; демократы: 30 - за, 23 - против [3, р. 160]. 16

Проведенный анализ показывает, что взаимодействие между президен-том-республиканцем и демократическим большинством в Конгрессе по вопросам национальной безопасности в условиях разделенного партийного контроля в 1973-1974 гг. нельзя оценить однозначно. Конгресс предпринял широкие действия, направленные на свертывание и уменьшение финансирования программ, которые, по мнению Белого дома, должны были укрепить пошатнувшееся военно-стратегическое положение США на мировой арене. Усилению активности законодательной ветви власти способствовали разрастающийся «Уотергейтский скандал», энергетический кризис и социальная нестабильность в обществе.

Вместе с тем, несмотря на политическую и экономическую нестабильность, республиканской администрации удалось не допустить крупного сокращения оборонных программ, уровень финансирования которых под влиянием оппозиции оказался значительно скорректированным, но не замороженным. Кризисные явления в американском политическом процессе способствовали консолидации сторонников президента в Конгрессе. Результатом этого стало недопущение срыва программы «Трайдент», выделялись деньги на строительство бомбардировщиков B-1, продолжала функционировать программа «Сейфгард».

Таким образом, разделенное правление, обострившее межпартийную борьбу, оказало существенное влияние на прохождение целого ряда законопроектов в сфере национальной безопасности США в 1973-1974 гг., став одним из факторов углубления противоречий между президентом и Конгрессом и уменьшения политического веса республиканцев во второй половине 1970-х гг.

Список литературы

1. Даниленко, В. И. Современный политологический словарь / В. И. Даниленко. -М., 2000. - 1024 c.

2. Лапшина, И. К. Разделенное правление в США / И. К. Лапшина. - М., 2008. -263 с.

3. Congress and the Nation. - Wash. D. C., 1977. - V. 4: 1973-1976. - 1217 p.

4. Kissinger, H. The White House Years / H. Kissinger. - London, 1979. - 1521 p.

5. The New Republic. - 1973. - 22 Sept.

6. Congressional Record. - Wash. D. C., 1973. - V. 119. - Part 24. - Р. 30561-31928.

7. US News and World Report. - 1974. - 7 Jan.

8. US News and World Report. - 1974. - 4 March.

9. Попова, Е. И. Американский сенат и внешняя политика, 1969-1974 гг. / Е. И. Попова. - М., 1978. - 232 с.

10. Congressional Record. - Wash. D. C., 1974. - V. 120. - Part 22. - Р. 28675-30170.

11. Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции. Ч. 2: 1918-1988 / под ред. Е. Ф. Язькова. - М., 1989. - 280 с.

Макаров Роман Александрович Makarov Roman Alexandrovich

аспирант, Владимирский Postgraduate student,

государственный гуманитарный Vladimir State University of Humanities

университет

E-mail: istf@rambler.ru

УДК 94 Макаров, Р. А.

Формирование политики национальной безопасности администрации Р. Никсона в условиях разделенного правления (1973-1974) /

Р. А. Макаров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 2 (10). - С. 13-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.