Научная статья на тему 'Программы президентов сша. Джералд Р. Форд'

Программы президентов сша. Джералд Р. Форд Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6347
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРЕЗИДЕНТА ДЖ. ФОРДА / СТАГФЛЯЦИЯ / ПРОГРАММА СОКРАЩЕНИЯ НАЛОГОВ / РОСТ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА / PRESIDENT G. FORD’S ECONOMIC POLICIES / STAGFLATION / TAX CUT PROGRAMME / BUDGET DEFICIT GROWTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мотылев Вениамин Вольфович

Форду досталось весьма серьезное наследство: позор Уотергейта, огромные жертвы во Вьетнаме, второй мировой экономический кризис с растущей инфляцией, нефтяным шоком от роста цен на бензин, высокой безработицей и т. д. На его президентство пришлась весьма трудная задача — выбор между неокейнсианским и неоклассическим подходами к государственному регулированию, повлекшее смену модели регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The US presidents’ programs. Gerald R. Ford

Ford received a very grave inheritance: Watergate disgrace, huge losses in Vietnam, the second global economic crisis accompanied by the growing inflation, oil shock due to the increase of the price of petrol, high rate of unemployment etc. He had to deal with a hard task while in his office – the choice between the neo-Keynesian and neo-classical state regulations which entailed a change in the model of regulation.

Текст научной работы на тему «Программы президентов сша. Джералд Р. Форд»

программы ПРЕЗИДЕНТОВ США.

ДЖЕРАЛД Р. ФОРД (1974-1977)

Джералд Р. Форд стал президентом весьма неожиданно — после внезапной отставки президента Р. Никсона, когда тот окончательно понял, что в связи с Уотергейтским скандалом отставка лучше импичмента.

В ночь с 16 на 17 июня 1972 г. агенты Белого дома тайно проникли в штаб-квартиру Демократической партии в здании «Уотергейт» и установили подслушивающие устройства на телефоны. Они были пойманы полицией с поличным. Поначалу команда президента Р. Никсона хотела скрыть от общественности этот факт и избежать скандала, встав на путь обмана и коррупции. Р. Никсон, его помощники и министры отказались сотрудничать со следствием при расследовании в комиссиях Конгресса. Осознав реальную угрозу импичмента в Конгрессе, президент вынужден был 8 августа 1974 г. уйти в отставку1. 38-м президентом США стал Джералд Форд, занимавший меньше года должность вице-президента.

Краткая биографическая справка

Джералд Форд родился в 1913 г. Закончил Мичиганский и Иельский (в 1941 г. как юрист) университеты, а в 1942 г. — офицерские курсы в Военно-морской академии в Аннаполисе. В 1943-45 гг. воевал против Японии на авианосце «Монтерей», заслужил 10 боевых наград. В 1948 г. был избран в Конгресс США. С 1964 г. — лидер республиканцев в Конгрессе.

Во время расследования Уотергейтского дела вице-президент С. Агню вынужден был подать в отставку. Вместо него по предложению президента в октябре 1973 г. был назначен Джералд Форд, которого Конгресс утвердил подавляющим большинством голосов. Обстановка в Белом доме тогда была критической и напоминала, по словам госсекретаря Г. Киссинджера, «тонущий Титаник»2. Помощники Р. Никсона продолжали скрывать правду. Президент их защищал, скрывая свое личное участие в Уотергей-те. Большинство членов Конгресса были недовольны тем, что президент покрывал криминальные действия своих подчиненных. Юридический комитет Конгресса и судьи требовали от Никсона представить записи разговоров в Белом доме на магнитной ленте, но президент отказался выдать все пленки. В конце июля 1974 г. большинство сенаторов и конгрессменов выступили за объявление импмчмента Р. Никсону.

Когда Дж. Форд спрашивал президента Никсона о его причастности к Уотергейтскому делу, Никсон все отрицал. Однако есть свидетельства того, что Дж. Форд подозревал летом 1974 г., что Никсон виновен и для него отставка президента Никсона не была неожиданной. 1 августа 1974 г. пре-

зидент Никсон поручил А. Хейгу, занимавшему в 1973-1974 гг. позицию специального помощника президента, известить Форда о готовящейся отставке. А. Хейг спросил Джералда Форда: «Готовы ли вы, мистер вицепрезидент, принять президентство в короткий период времени?» Ошеломленный Форд ответил, что если надо, то готов3. По словам биографов, при нажиме со стороны Хейга и Киссинджера Форд обещал, что простит Никсону совершенное им нарушение законов. Это был «пардон в обмен на отставку», как писал историк Б. Вудвард4. Авторитетный спикер Конгресса Т. О’Нил писал тогда, что Дж. Форд сказал: «Я не хочу видеть, как президент сядет в тюрьму».

8 августа 1974 г. вечером президент Р.Никсон ушел в отставку. На следующий день Джералд Форд дал клятву как президент США. Он заявил в своем обращении к стране: «Мои друзья американцы! Наш национальный кошмар кончился». Форд понимал, что накопилось немало шоков в политике США и в сознании американцев: позор Уотергейта, огромные жертвы во Вьетнаме, растущая инфляция, нефтяной шок с ростом цен на бензин и т.д. Два года политических скандалов, расследование в Конгрессе и отставка президента Р. Никсона деморализовали американцев. Они потеряли веру в избранных лидеров и в институты власти.

Президент Никсон в 1972 г. обещал жить без рецессий. Однако в 1974 г. наступил второй мировой экономический кризис, прологом к которому стали энергетический и финансовый кризисы. Дж. Форд выглядел угрюмым и расстроенным, но стремился всеми силами восстановить доверие к правительству. Его волновало положение в стране, он не торопился с принятием решений, стремясь возможно глубже изучить назревшие проблемы.

Начало президентства

Переходный период — передача власти от правительства Р. Никсона кабинету министров Джералда Форда — прошел организованно. Многие министры старого правительства остались на своих постах, в том числе Государственный секретарь Генри Киссинджер, выдающийся дипломат, подготовивший для Никсона соглашение с советским правительством о разрядке напряженности и сокращении ядерных вооружений. Преемственность в политике обеспечивал и Александр Хейг, весьма опытный администратор. Остались на своих постах министр финансов Уильям Симсон, военный министр Джеймс Шлесинджер. На пост вице-президента Дж. Форд пригласил Нельсона Рокфеллера, укрепив свою власть связью с нефтяными магнатами.

Важную роль в Белом доме стал играть Б. Хартман — старый друг и помощник Форда по работе в Конгрессе, который стоял во главе штата сотрудников Белого дома. Джордж Буш-старший, как председатель Республиканской партии, осуществлял связь партии с Администрацией Форда.

Кроме того, Форд пригласил в аппарат Белого дома своего бывшего помощника в Конгрессе Дональда Рамсфелда.

Джералд Форд добивался коллегиальной работы. Он гораздо в большей степени считался со своими министрами, чем до него это делал Р. Никсон, чаще обращавшийся к членам Совета безопасности в правительстве, чем к министрам. Форд стремился приватно советоваться с министрами до заседания правительства. Он принимал решения, учитывая мнение членов Кабинета. Будучи опытным политиком и конгрессменом с 25-летним стажем, он знал, как провести принятые решения в жизнь.

Главная задача Администрации Дж. Форда состояла в том, чтобы успокоить страну, излечить нацию от кошмара Уотергейта и синдрома поражения во вьетнамской войне. Но не все шло гладко. В сентябре 1974 г. президент Дж. Форд публично заявил, что Р. Никсон принес мир во Вьетнаме американскому народу и должен «уйти с миром из Белого дома». Он заслуживает прощения и освобождается от дальнейшего судебного разбирательства. Этот «пардон» дорого стоил президенту Форду: его рейтинг снизился с 70 до 50%5.

Другое трудное политическое решение, которое президенту пришлось принять осенью 1974 г., касалось молодых американцев, уклонявшихся от призыва в армию во время вьетнамской войны. Многие из них уехали в Канаду, Англию и другие страны. Форд разрешил им вернуться домой и принять участие в альтернативной службе. Одновременно были сняты обвинения с молодых людей, которые протестовали против эскалации войны во Вьетнаме. Таким путем президент стремился преодолеть раскол общества в США, добиться единства нации. Но эти действия вели к потерям в политике. В ноябре 1974 г. на местных выборах опять победили демократы и вернули себе большинство в Конгрессе.

Внутренняя экономическая политика

Президент Дж. Форд оказался у власти в трудное для страны время. В 1974 г. разразился второй мировой экономический кризис, который был системным. Он был связан с энергетическим шоком, вызванным войной в октябре 1973 г. на Ближнем Востоке между арабскими странами (Египтом, Сирией и др.) и Израилем, который получал поддержку (оружием) от США. Страны ОПЕК взвинтили цены на сырую нефть, вызвав дефицит бензина в США и в странах Западной Европы.

Вначале Дж. Форд объявил «проблемой номер один» борьбу с инфляцией, превышавшей 12% в год, но вскоре понял, что безработица страшнее инфляции. Советники Форда экономисты-неоклассики М. Фридмен и А. Гринспен предлагали понизить и безработицу, и инфляцию за счет сокращения государственного аппарата и отказа от государственного контроля над ценами. М. Фридмен считал, что к кризису приводит само правительство своим активным регулированием экономики. Это был ста-

рая догма неоклассиков: кризисы вызывает вмешательство государства в экономику. Тем самым недооценивалась теория циклов, разработанная экономистами-кейнсианцами и поддерживаемая демократами.

Однако кризис углублялся,в декабре 1974 г. президент Форд признал, что страна находится в рецессии. В IV квартале 1974 г. ВНП страны сократился на 6%, безработица превысила 7%, 6 миллионов американцев были без работы6. Осознавая углубление кризиса, президент в очередном ежегодном обращении к Конгрессу предложил сократить налоги на $16 млрд, чтобы поднять покупательную способность потребителей и побудить компании расширять производство. Форд заявил тогда: «Мы должны остановить рецессию, сократить безработицу и создать новые рабочие места». Надо было сдерживать и рост инфляции, как советовали консультанты-неоклассики. Но Конгресс, в котором большинство принадлежало демократам, «проявил негативное отношение к моей речи», — констатировал президент Форд7.

Демократы в Конгрессе полагали, что без кейнсианского регулирования во время мирового кризиса дела лучше не пойдут. В мае 1975 г. президент признал, что безработица поднялась до 9%, а у афро-американцев она была выше в 3 раза8. Инфляция, правда, сократилась до 8%.

В 1975 г. валовой национальный продукт США снизился на 8%, безработица оставалась на уровне 8-9%, инфляция продолжала оставаться прежней из-за роста цен на нефть. Треть потребляемой в США нефти импортировалась, что имело серьезные последствия.

В конце 1974 г. Форд назначил А. Гринспена, имевшего репутацию экономиста-неоклассика, сторонника свободной конкуренции на рынке, председателем Совета экономических консультантов. Неоклассики утверждали, что свободный рынок сам отрегулирует все проблемы без вмешательства государства. Модели неоклассиков, по мнению таких выдающихся экономистов, как В.В. Леонтьев и Дж. Гэлбрейт, часто были априорными и оторванными от практики. Но А. Гринспен обладал редким даром прогнозирования финансовых рынков на основе прагматичного подхода к анализу экономики и интуиции. В условиях стагфляции, т.е. инфляции и экономического спада, Гринспен предложил президенту программу сокращения налогов. Дж. Форд согласился и в январе 1975 г. предложил урезать налоги на $16 млрд в год для преодоления рецессии. Гринспен утверждал тогда, что снижение налогов — лучший способ стимулировать экономическую жизнь9. Позднее Гринспен писал, что снижение налогов при росте государственных расходов ведет к росту бюджетного дефицита, т.е. признавал ошибочность использования налоговых методов регулирования республиканцами-неоклассиками.

Противники Форда в Конгрессе жаловались, что ему не хватает нового видения возникших проблем10. Имелись в виду неокейнсианские теории, которые применял в 1972-1974 гг. президент Р. Никсон.

Демократы в Конгрессе часто блокировали проекты правительства Форда, добиваясь, как минимум, компромисса. При этом они упрекали президента и его советников в политике «флип-флоп», т.е. в непоследовательности. Как ни странно, в 1975 г. демократы в Конгрессе тоже добивались сокращения налогов. Гринспен уговорил президента подписать закон. Позже стало очевидно, что сокращение налогов на $23 млрд вызвало заметный рост дефицита государственного бюджета (до $52 млрд в 1975 финансовом году)

Но Дж. Форд последовательно добивался «значительного и постоянного сокращения наших федеральных налогов и значительного сокращения федеральных расходов»11.

В октябре 1975 г. президент заявил, что инфляция в США имеет ярлык «Сделано в Вашингтоне», т.е. что это контролируемая инфляция. Форд хотел снизить ее путем сокращения налогов и добиться уменьшения бюджетного дефицита. Он предложил в 1976 г. сократить налоги на $28 млрд. К концу правления Форда дефицит государственного бюджета заметно вырос, а инфляция понизилась до 6%. К счастью, США вышли из кризиса: прирост ВНП в 1976 г. составил почти 5%.

Внешняя торговая политика

Правительство Форда уделяло большое внимание внешнеторговой политике. Экспортная стратегия, как ее понимали в правительстве, состояла в усилении наукоемкой, техноемкой и отчасти капиталоемкой продукции во внешней торговле. США производили на экспорт 40% электронновычислительных машин, 23% оффисной техники , 32% нефтепромыслового оборудования и 13% самолетов. При этом экспорт самолетов превышал их импорт в 10 раз, а экспорт компьютеров — в 12 раз. США имели активный торговый баланс по наукоемким и техноемким товарам. В то же время торговый баланс страны оставался пассивным по трудоемким товарам (обуви, текстилю и одежде).

В 1970-х гг. США стали проигрывать в конкурентной борьбе на мировом рынке таким странам, как Япония и ФРГ. Они побеждали на внешних рынках по экспорту легковых автомобилей, телевизоров, химических товаров. США вывозили в 3 раза меньше легковых автомобилей, чем ввозили.

В целом за время правления Никсона и Форда доля США в мировом экспорте сократилась с 15 до 12% и сравнялась с долей ФРГ.

С 1972 по 1976 г. дефицит торгового баланса США почти удвоился: он возрос с $5,6 до 10 млрд. В этот период резко обострилась проблема платежного баланса, главным образом из-за роста военных расходов за рубежом, проходящих через статьи платежного баланса.

Стремясь преодолеть обострение ситуации, президент Форд произвел перестановки в правительстве. Вместо Дж. Шлесинджера, который конфликтовал с госсекретарем Г. Киссинджером, военным министром был

назначен лойяльный молодой политик Д. Рамсфелд. Директором ЦРУ стал Джордж Буш вместо У. Колби. До этого он был посланником США в Китае.

Успехи дипломатии

Президент Дж. Форд уделял большое внимание внешней политике и дипломатии. Ему помогал в этом Государственный секретарь Генри Киссинджер, с которым они дружно работали. Киссинджер подготовил почву для визитов президента Форда в Москву. Активная роль принадлежит и послу СССР в США А.Ф. Добрынину.

Встреча на высшем уровне состоялась в конце ноября 1974 г. во Владивостоке. Переговоры шли в дружеской обстановке. Оба лидера были ветеранами Второй мировой войны и быстро нашли общий язык. Они понимали необходимость срочного сокращения накопленных стратегических запасов ядерного оружия. Президент Форд поддерживал план баланса по количеству стратегических ракет, подготовленный военным министерством. Этот план отличался от плана симметричного сокращения боеголовок, предложенного Г. Киссинджером. В итоге была согласована программа СОЛТ-2 о сокращении количества стратегических межконтинентальных ракет до 2400 единиц с каждой стороны12. Соглашение было важным успехом дипломатии двух стран, но его ратификация затянулась. Перед вылетом домой президент Форд сделал Л.И. Брежневу подарок — полушубок из волчьего меха. Фотография обошла всю мировую печать.

Вторая встреча лидеров США и СССР состоялась в июле 1975 г. в Хельсинки на Европейской конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Президент Форд с Брежневым и Громыко опять вернулись к вопросу сокращения запасов ядерного оружия, в частности ракет с разделяющимися боеголовками. Было решено передать обсуждение деталей группе специалистов. Дж. Форд считал, что в Хельсинки были достигнуты определенные успехи.

В число решенных дипломатических проблем входили и проблемы мирного урегулирования в Юго-Восточной Азии — во Вьетнаме и соседних с ним странах. Войска США покинули Вьетнам и Камбоджу в 1974 г. Перемирие между Северным и Южным Вьетнамом было неустойчивым. США уже не могли спасти коррупционный режим Южного Вьетнама.

Другим регионом, где президент Форд добивался ликвидации очагов военных конфликтов, был Ближний Восток. «Челночная дипломатия» Г. Киссинждера в Израиле, Египте и соседних странах дала свои результаты. Между Израилем и Египтом было достигнуто соглашение о превращении Синайского полуострова в буферную зону и о подготовке мирного соглашения. Одновременно США пытались решить с ОПЕК проблему роста цен на нефть. В 1975 г. цена на нефть повысились в 5 раз по сравнению с 1972 г.

США добивались от стран-экспортеров нефти увеличения добычи и квот на продажу нефти на Западе. Однако времена дешевой нефти ушли в прошлое. Это хорошо понимали советники президента по экономическим вопросам.

У Дж. Форда были также дипломатические успехи в переговорах с Японией и Китаем. За время пребывания у власти он посетил много стран.

Новая предвыборная кампания

В конце 1975 г. президент Форд приял решение об участии в президентской кампании 1976 г. Неожиданно конкурентом Форда стал республиканец, губернатор Калифонии Р. Рейган, критиковавший Форда за политику «уступок России», из-за чего США якобы теряют военное превосходство над СССР. Форд отвечал Рейгану, что он самый консервативный президент и его нельзя судить с позиций политических «ястребов». На съезде Республиканской партии в июле 1976 г. Форд с трудом победил Рейгана большинством голосов.

Пока Форд и Рейган критиковали друг друга, очки набирал кандидат от Демократической партии Джимми Картер, губернатор штата Джорджия. У него была типичная программа демократов, принципиально иная, чем у Форда и Рейгана. Он подчеркивал острые вопросы антикризисной политики, дипломатии и моральных норм. Напомним, что в итоге победил Дж. Картер, который был избран 39-м президентом США в ноябре 1976 г.

Примечания

1 Vestal B. Gerry Ford. Up Close. N.-Y., 1974. P. 53-63, 192.

2 KissingerH. Years of Upheaval. Boston, 1982. P. 90, 102, 115.

3 A Time to Heel. The Autobiography of Gerald Ford. N.-Y., 1979. P. 3.

4 Woodward B. Shadow. Five Presidents and the Legacy of Watergate. N.-Y., 1999. P. 6,

10-11.

5 Vestal B. Op. cit. P. 53.

6 A Time to Heel. P. 227.

7 Ibid. P. 230-233.

8 Ibid. P. 257.

9 The Presidents and the Council of Economic Advisers. N.-Y., 1984. P. 409.

10 A Time to Heel. P. 263.

11 Ibid. P. 314.

12 A Time to Heel. P. 216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.