УДК 329
М. А. Скосарева
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КАПИТАЛА ПАРТИИ: ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА
Аннотация. Актуальность и цели. Изменения в политической системе российского общества вызывают необходимость исследования тех политических процессов, которые обусловливают деятельность политических акторов, в частности политических партий и движений. К таким процессам относится формирование политического капитала. Цель работы - проанализировать теоретические основы политического капитала и исследовать региональные особенности его формирования (на примере политических партий и движений в Пензенской области). Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута на основе анализа определений политического капитала, а также выделения его основных характеристик, в которых он проявляется. Затем с помощью анкетного опроса были исследованы факторы формирования политического капитала в условиях региона. Результаты. Исследованы статистические материалы о деятельности политических партий и движений в Пензенской области, об их участии в управлении, а также по репрезентативной выборке исследовано общественное мнение жителей Пензы и Пензенской области, выражающее их отношение и доверие к властным структурам, к роли политических партий и движений в деятельности этих структур. На основе результатов исследований автор называет три группы факторов: социально-экономические и организационные, политико-психологические, политический статус партии. Выводы. Изучение статистических материалов и опрос общественно мнения позволяют сделать вывод о том, что накопление политического капитала политической партии зависит от избирательных стратегий, от политического взаимодействия структур власти, политических партий и граждан в регионе.
Ключевые слова: политический капитал, политические партии, регион.
M. A. Skosareva
FORMATION OF PARTY’S POLITICAL CAPITAL: REGIONAL PECULIARITIES
Abstract. Background. Changes in the political system of the Russian society make it necessary to study the political processes which determine the activities of political actors, in particular, political parties and movements. Such processes include formation of political capital. The goal of the study is to analyze the theoretical foundations of political capital and explore the regional peculiarities of its formation (for example, political parties and movements in the Penza region). Materials and methods. Implementation of the tasks was achieved on the basis of the analysis of definitions of political capital, as well as highlighting its main characteristics, in which it manifests itself. Then with the help of a questionnaire the author investigated factors of the formation of political capital in conditions of the region. Results. The resercher studied statistical materials about the activities of political parties and movements in the Penza region, their involvement in the management, as well as public opinion of the residents of Penza and Penza region, examined through representative sample, expressing their attitude and confidence to the power structures, the role of political parties and movements in the activities of these structures. Based on the obtained results the author identified three groups of factors: socio-
economic and institutional, political and psychological, political status of the party. Conclusions. The study of statistics and the survey of public opinion suggests that the accumulation of political capital of a political party depends on the electoral strategies of political interaction of the authorities, political parties and citizens in the region.
Key words: political capital, political parties, region.
Как известно, в апреле 2012 г. в России был принят Федеральный закон «О политических партиях» (№ 28-ФЗ от 2 апреля 2012 г.), который призван обеспечить рост политической конкуренции в стране, но ведет к ситуации, когда при избыточном количестве создаваемых структур избиратели будут голосовать за хорошо известные им парламентарные партии или случайным образом. Но лишь немногие из действующих и создаваемых организаций отвечают новым условиям эффективного функционирования партий [1, с. 97].
Современные политические преобразования российского общества вызывают необходимость создания новой концепции формирования политического капитала, которая учитывала бы региональные особенности этого формирования. При исследовании процесса такого формирования возникают следующие задачи:
- определить структуру политического капитала региона;
- выявить региональные особенности и факторы его формирования.
Решению этих задач способствует институциональный подход, предметом которого является состояние политических институтов.
В научной литературе известны различные определения политического капитала. Остановимся на определении, которое дает В. В. Радаев. Политический капитал означает воплощенную (или инкорпорированную) способность одних контрагентов к мобилизации, а других - к участию в коллективных действиях [2, с. 28]. При этом в основу кладется действие как совместное участие, политическое взаимодействие, которое делает возможным и формирование деятельности, и управление ее процессом, и регулирование отношений (в данном случае политических). Исходя из того, что основным является взаимодействие, взаимоотношения, общение в процессе совместной деятельности, представляется возможным определить структуру политического капитала как сумму трех составляющих: информационно-политической (информирование о целях и методах деятельности), коммуникативно-политической (участие во взаимодействии), субъективно-политической (создание и восприятие политического имиджа). В политических отношениях складываются и проявляются различные виды политического капитала. По признаку их принадлежности можно выделить политические капиталы государства, структур власти, политических партий, общественных организаций, политических движений, политических лидеров.
Политический капитал политической партии проявляется:
- в знаниях и оценках со стороны самой партии и ее лидеров, а также представителей регионального социума;
- политическом поведении (деятельности) партии и ее лидеров.
Предложенная концепция была использована при исследовании структуры и факторов формирования политического капитала политических партий в Пензенской области.
Политические партии в Пензенской области представлены 17 региональными отделениями различных партий (из 32, действующих в РФ). В том числе в данном регионе представлены: Пензенское региональное отделение всероссийской политической партии «Единая Россия»; Пензенское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»; Пензенское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России»; Пензенское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»1.
14 октября 2012 г. состоялись выборы депутатов Законодательного собрания Пензенской области пятого созыва. В 2012 г. численность областных парламентариев увеличена с 25 до 36 человек. Выборы в парламент региона проходили по смешанной системе: 18 депутатов избирались по партийным спискам, 18 - по одномандатным округам. В процедуре принял участие 421 кандидат: 346 проходили по партийным спискам и представляли 11 политических партий, 75 человек - самовыдвиженцы.
По итогам выборов партия «Единая Россия» набрала 70,64 % голосов, КПРФ - 12,52 %, ЛДПР - 4,61 %, «Справедливая Россия» - 2,87 %, «Коммунисты России» - 2,69 %, «Партия пенсионеров» - 2,20 %, «Зеленые» - 0,89 %, «Яблоко» - 0,73 %, «Народная партия» - 0,37 %, «Правое дело» - 0,33 % и «Демократическая партия» - 0,27 %.
По всем одномандатным округам победу одержали представители партии «Единая Россия». В Законодательном собрании Пензенской области осуществляют деятельность две фракции - «Единая Россия» и КПРФ.
В соответствии с Уставом Пензенской области из числа депутатов Законодательного собрания были образованы следующие постоянные органы:
- комитет по бюджетной, налоговой и финансовой политике;
- комитет по государственному строительству и вопросам местного самоуправления;
- комитет по социальной политике;
- комитет по экономической политике;
- комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного собрания Пензенской области, и депутатской
этике2.
За пять лет деятельности фракции состоялось 44 заседания, итогом которых стало рассмотрение более 1000 вопросов, в том числе около 750 законопроектов, 319 постановлений, обращений и законодательных инициатив, а также ряда других вопросов.
По сферам регулирования рассмотренные законопроекты распределились следующим образом:
- государственное строительство, местное самоуправление - 327 законопроектов;
1 Список политических партий, их соответствующих региональных отделений и иных общественных объединений, имеющих право принимать участие в выборах депутатов представительных органов муниципальных образований (по состоянию на 11 декабря 2012 г.). - иЯЬ: 5р1зок_роШ1сЬе5кШ_ра111у_па_ууЬогу_3_та11:а_2012_ goda_3_version.doc (дата обращения: 08.10.2013).
2 иЯЬ: http://www.zspo.ru/about/assotiations/edinros/ (дата обращения: 20.03.2013).
- социальная сфера - 207 законопроектов;
- экономическая сфера (в том числе бюджетные правоотношения) -162 законопроекта;
- промышленность, транспорт, строительство, энергетика - 23;
- агропромышленная сфера - 13.
Информационно-аналитическая справка о работе фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании Пензенской области (четвертый созыв)
Все рассмотренные и поддержанные фракцией нормативные правовые акты были впоследствии приняты Законодательным собранием [5].
В рамках реализации проекта «Народный бюджет» в Пензенской области проведено 11 слушаний по параметрам бюджета Пензенской области, в том числе 10 отраслевых, в которых приняли участие около 2000 человек:
- восемь круглых столов, в том числе: один по обсуждению основных параметров бюджета; семь по обсуждению основных параметров бюджета в сферах физической культуры, спорта и туризма, агропромышленного комплекса, культуры, малого предпринимательства и занятости, правопорядка и профилактики правонарушений, инновационного и инвестиционного развития, промышленности и строительства;
- три видеоконференции по обсуждению параметров бюджета в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства [5].
При взаимодействии фракции с избирателями основной формой работы являются приемы граждан по личным вопросам. Депутаты оказывали содействие в решении проблем, связанных с работой жилищно-коммунальных служб, ремонтом жилья и дорог, медицинским обслуживанием населения, ненадлежащей работой местных органов власти1.
Для исследования факторов формирования политического капитала в условиях региона (на примере Пензенской области) студенты и аспиранты Пензенского государственного университета (под руководством профессора Ш. Г. Сеидова) опросили 353 человека - жителей Пензы и Заречного (227 человек) и ряда населенных пунктов Пензенской области (126 человек). Целью исследования было изучение участия населения в политической жизни регионального социума. Количество опрошенных мужчин и женщин разделилось в соотношении 46,3 к 52,9 % в городах и 45,2 к 54,8 % в сельской местности соответственно.
Исследование структуры политического капитала представляется в виде изучения общественного мнения по следующей схеме: знания - отношение - доверие - взаимодействие.
Компонент «знания» требует выяснить то, как воспринимается в общественном сознании понятие политического капитала. В научной литературе приводится и такое определение. Политический капитал - это вся совокупность приобретенных политическим лидером «достоинств» (званий, титулов, должностей, статусов, политической практики, принятых решений, сделан-
1 Аналитическая справка о деятельности фракции политической партии «Единая Россия» в Законодательном собрании Пензенской области. - иЯЬ: http://www. zspo.ru/upload/raznoe/Inf_fr_ER_4_soz.pdf (дата обращения: 20.09.2013).
ных прогнозов) в прошлом и в настоящем1. Данное определение согласуется с тем вариантом ответа на вопрос «С чем можно связать понятие политического капитала?», который гласит: «С рейтингом политического лидера». Этот ответ выбрали 37,0 и 19,8 % респондентов. Такой показатель означает, что довольно многие представители населения все же могут дать соответствующую интерпретацию этому политическому термину.
Респондентам был задан вопрос: «Если вам знакомо понятие “политический капитал”, то в какой информации, где Вы его встречали?». Распределение ответов представлено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Если Вам знакомо понятие “политический капитал”, то в какой информации, где Вы его встречали?», чел./%
Ответы По области (п = 126 чел.) Заречный (n = 40 чел.) Пенза (n = 187 чел.) Пенза и Заречный (п = 227 чел.)
В средствах массовой информации 42/33,3 17 76 93/41,0
В Интернете 20/15,8 15 55 70/30,8
В разговоре 16/12,7 3 23 26/11,5
В книгах, научных журналах 19/15,1 3 27 30/13,2
Компонент «отношения» требует выяснить то, что больше всего ценится в политическом деятеле (лидере, представителе). Какие же качества, влияющие на формирование политического капитала, должны быть присущи политическому лидеру? Оказалось, что большей популярностью пользуется качество, определяющее ответственное отношение к своему делу. Данного мнения придерживаются 52,4 и 46,8 %. На втором месте оказались «трезвый взгляд на вещи, понимание реальной ситуации» (37,4 и 30,2 %), на третьем -«умение добиваться своих целей» (30,3 и 31,0 %). Действительно, если политический деятель со всей ответственностью относится к своему делу, то от такого политика можно ждать трезвых решений, отвечающих реалиям нашей сегодняшней жизни.
Итак, большинство респондентов ценят в политическом деятеле компетентность, ответственное отношение к делу, справедливость, а также трезвый взгляд на вещи, понимание реальной ситуации.
Для изучения мотивов возможного взаимодействия респондентам был задан вопрос: «Знакомясь с программой политического лидера, на какие проблемы, отмеченные в ней, Вы прежде всего обращаете внимание?». Ответы на данный вопрос представлены в табл. 2.
Повышение материального благосостояния людей - одна из актуальных тем, которая часто обсуждается по телевидению, радио, в Интернете. Поэтому не удивительно, что, отвечая на данный вопрос, большинство опрошенных выбрали именно этот вариант ответа. Социальная защита населения
1 иЯЬ: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/funkcii-politicheskih-liderov.html (дата обращения: 23.04.2013).
и поддержка образования и здравоохранения - это три насущные проблемы, по отношению к которым население ждет, что они будут решаться благодаря организованной и скоординированной деятельности представителей власти.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Знакомясь с программой политического лидера, на какие проблемы Вы прежде всего обращаете внимание?», чел./%
Ответы По области (п = 126 чел.) Заречный (п = 40 чел.) Пенза (n = 187 чел.) Пенза и Заречный (п = 227 чел.)
Повышение материального благосостояния населения 62/49,2 21 179 200/88,1
Реформирование отношений собственности 9/7,1 5 8 13/5,7
Развитие науки и культуры 20/15,9 5 34 39/17,2
Поддержка образования и здравоохранения 40/31,8 16 74 90/39,2
Социальная защита населения 44/34,9 23 99 122/53,7
Проблема занятости населения 39/31,0 7 67 74/32,6
Поддержка предпринимательства 10/7,9 4 23 27/11,9
Охрана окружающей среды 10/7,9 1 20 21/9,3
Снижение налогов 45/35,7 11 42 53/23,3
Снижение цен 53/42,1 11 27 38/16,7
Расширение прав местных органов власти 3/2,4 2 2/0,9
Для выяснения показателя доверия как одной из основ формирования политического капитала опрошенным был задан вопрос: «Кому, по Вашему мнению, сегодня больше доверяет население?». Было получено следующее распределение ответов (табл. 3).
Наибольшая доля опрошенных не доверяют никакому политическому движению, осуществляющему свою деятельность в настоящее время. Предпочтение чаще отдается партиям и движениям, защищающим либеральнодемократические ценности, чем остальным.
Периодическое проведение подобных исследований позволяет выявить тенденции в политических процессах и в политическом поведении регионального социума.
Несмотря на то, что большая часть опрошенных не участвуют ни в каких политических акциях, они все же считают, что основными средствами влияния на изменение политики являются участие в выборах представительных органов, а также участие во всевозможных демонстрациях и митингах (табл. 4).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос «Кому, по Вашему мнению, сегодня больше доверяет население?», чел./%
Ответы По области (п = 126 чел.) Заречный (п = 40 чел.) Пенза (n = 187 чел.) Пенза и Заречный (п = 227 чел.)
Национально- патриотическим движениям 20/15,9 1 18 19/8,4
Партиям и движениям, защищающим либерально-демократические ценности 26/20,6 3 19 22/9,7
Партиям социалистической ориентации 14/11,1 6 17 23/10,1
Никому не доверяет 48/38,1 23 87 110/42,5
Затрудняюсь ответить 6/4,8 5 53 58/25,6
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос «Какими средствами граждане могут влиять на изменение политики?», чел./%
Ответы По области (п = 126 чел.) Заречный (п = 40 чел.) Пенза (n = 187 чел.) Пенза и Заречный (п = 227 чел.)
Участием в выборных представительных органах 43/34,1 14 81 95/41,9
Участием в демонстрациях, митингах 4233,3 11 73 84/37,0
Участием в деятельности политических партий 24/19,0 6 54 60/26,4
Участием в общественных движениях 25/19,8 6 57 63/27,8
Поддержкой талантливого политика 13/10,3 3 28 31/13,7
Осуществлением деятельности местных органов власти 35/27,8 9 17 26/11,5
Участием граждан в органах местного самоуправления по месту работы 12/9,5 15 15/6,6
Региональные факторы формирования политического капитала партий можно разделить на три основные группы:
1) социально-экономические и организационные: финансовые ресурсы; организационная структура; поддержка местных органов власти и взаимодействие со СМИ;
2) политико-психологические: наличие харизматичных лидеров, способных возглавить партию; выразительное название, чтобы оно постоянно вызывало положительные ассоциации у избирателей;
3) политический статус: конкурентоспособность; степень участия партии в высших органах власти на региональном (и федеральном) уровне; возможность контроля деятельности властных структур.
На дальнейшее развитие политического капитала политических партий в регионе оказывают значительное влияние тенденции развития политического процесса в России. Л. В. Сморгунов называет четыре ведущие тенденции:
- муниципализация политики;
- своеобразное возвращение голосования за кандидатов, а не за партии;
- повышение роли избирателя;
- изменение избирательных стратегий (коалиционные и предварительного голосования) [3, с. 102-103].
Вероятность развития политического капитала политической партии, на наш взгляд, наиболее зависит от эффективности избирательных стратегий, а также от результатов политического взаимодействия структур власти, политических партий и граждан в условиях своего региона.
Список литературы
1. Попова, О. В. Влияние Федерального закона «О политических партиях» на политическое развитие России / О. В. Попова // Куда пойдет Россия: новые возможности и ограничения современного развития. Ч. II // Политические исследования. - 2013. - № 2.
2. Радаев, В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация / В. В. Ра-даев // Экономическая социология. - 2002. - Т. 3, № 4.
3. Сморгунов, Л. В. Региональные выборы 2012 г. и демократический процесс в России: новые возможности и ограничения / Л. В. Сморгунов // Куда пойдет Россия: новые возможности и ограничения современного развития. Ч. II // Политические исследования. - 2013. - № 2.
References
1. Popova O. V. Kuda poydet Rossiya: novye vozmozhnosti i ogranicheniya sovremennogo razvitiya. Ch. II. Politicheskie issledovaniya [Where will Russia head: new opportunities and limitations of the modern development. Chapter II. Political research]. 2013, no. 2.
2. Radaev V. V. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economic sociology]. 2002, vol. 3, no. 4.
3. Smorgunov L. V. Kuda poydet Rossiya: novye vozmozhnosti i ogranicheniya sovremen-nogo razvitiya. Ch. II. Politicheskie issledovaniya [Where will Russia head: new opportunities and limitations of the modern development. Chapter II. Political research]. 2013, no. 2.
Скосарева Мадина Ахмедуллаховна аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected], [email protected]
Skosareva Madina Akhmedullakhovna
Postgraduate student, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 329 Скосарева, М. А.
Формирование политического капитала партии: особенности региона / М. А. Скосарева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 4 (28). - С. 63-71.