Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурная образовательная среда / методологическая рефлексия / научная картина мира / межкультурная коммуникация / школьное и вузовское образование / адресное взаимодействие школ / сетевое сообщество / проектная деятельность / multicultural educational environment / methodological reflection / scientific picture of the world / intercultural communication / school and university education / interaction between schools / network community (Internet) / project activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.О. Непоклонова, Л.В. Кипнес, П.В. Токарева

Статья посвящена рассмотрению способов формирования поликультурной образовательной среды как эффективного средства обучения отечественных и иностранных студентов. Методическая проблематика рассматривается в аспекте взаимосвязи научной картины мира и культуры, особое внимание уделено определяющей роли методологической рефлексии в компетентностной модели современного исследователя, а также способам ее формирования в процессе обучения навыкам исследовательской деятельности на этапах школьного и вузовского обучения. Подчеркивается важность системных взаимосвязей школьного и вузовского обучения в аспекте развития методологической рефлексии обучающихся. Особое внимание уделено современным образовательным проектам, направленным на формирование эффективного поликультурного взаимодействия отечественных и иностранных студентов, с целью интенсификации обучения, повышения мотивации, развития исследовательской рефлексии, навыков межкультурного взаимодействия в процессе научной деятельности. В статье обсуждаются методические аспекты лингвистических олимпиад и совместной проектной деятельности иностранных и русских студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.О. Непоклонова, Л.В. Кипнес, П.В. Токарева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE PROCESS OF TRAINING MODERN SPECIALISTS

The article considers methods of forming a multicultural educational environment as an effective way of teaching Russian and foreign students. Methodological problems are considered in the aspect of the relationship between scientific picture of the world and culture, special attention is paid to the decisive role of methodological reflection in the competence model of a modern researcher, as well as the methods of its formation in the process of teaching researcher skills at the stages of school and university education. The importance of the systemic relationships between school and university education in the aspect of the development of methodological reflection is emphasized. Particular attention is paid to modern educational projects aimed at the formation of effective multicultural interaction between domestic and foreign students, in order to intensify learning, increase motivation, develop researcher reflection, skills of intercultural interaction in the process of scientific activity. The article discusses the methodological aspect of linguistic Olympiads and joint project activities of foreign and Russian students

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

6. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. Международный доклад. Под редакцией М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина.

Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. У. Куприянов Б.В., Косарецкий С.Г Туристическая палатка или санаторная палата? Оценка потенциальных форм организации летнего отдыха детей. Народное образование. 2016; № 2-3: 1У5 - 181.

8. Байбородова Л.В., Симонова ГИ., Харисова И.Г. Педагогические основы деятельности детских оздоровительных лагерей. Ярославский педагогический вестник. 2019; № 2 (10У): 8 - 15.

9. Такой доступный детский отдых. Где и как отдыхают в России. Москва, 2016.

10. Логинова А.Н., Киселёва Т.Г Сетевая форма реализации дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности. Внешкольник. 2018; № 2 (182): 23 - 28.

References

1. Ippolitova N.V. Sistema nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik YuUrGU. 2018; T. 10, № 1: 6 - 12.

2. Uspenskij V.B. Teoreticheskie imetodologicheskie osnovy doprofessional'nojpedagogicheskojpodgotovkishkol'nikov. Yaroslavl': YaGPU imeni K.D.Ushinskogo, 1999.

3. Slovar'social'nogopedagoga isocial'nogorabotnika. Pod redakciej I.I. Kalachevoj. Minsk, 2003.

4. Kotova N.A. Istoriko-logicheskij analiz stanovleniya ponyatiya «obrazovatel'naya sreda» v nauchno-pedagogicheskoj literature v kontekste metodologicheskogo bazisa. Vestnik TGU. 2015; T. 20, № 11 (151): 29 - 45.

5. Blyasova I.Yu. Pedagogizaciya sredy kak social'no-pedagogicheskij rezul'tat integracii vospitatel'nyh vzaimodejstvij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 64-3: 34 - 3У.

6. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': ot lozungov k real'nosti. Mezhdunarodnyj doklad. Pod redakciej M.S. Dobryakovoj, I.D. Frumina. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2020.

У. Kupriyanov B.V., Kosareckij S.G. Turisticheskaya palatka ili sanatornaya palata? Ocenka potencial'nyh form organizacii letnego otdyha detej. Narodnoe obrazovanie. 2016; № 2-3: 1У5 - 181.

8. Bajborodova L.V., Simonova G.I., Harisova I.G. Pedagogicheskie osnovy deyatel'nosti detskih ozdorovitel'nyh lagerej. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2019; № 2 (10У): 8 - 15.

9. Takoj dostupnyj detskij otdyh. Gde i kak otdyhayut v Rossii. Moskva, 2016.

10. Loginova A.N., Kiseleva T.G. Setevaya forma realizacii dopolnitel'noj obscheobrazovatel'noj programmy social'no-pedagogicheskoj napravlennosti. Vneshkol'nik. 2018; № 2 (182): 23 - 28.

Статья поступила в редакцию 29.11.20

УДК 378.02:37.016

Nepoklonova E^., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian Language and Literature, Russian State Hydrometeorological University (St. Petersburg, Russia), E-mail: elenaneocom@gmail.com

Kipnes L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Russian Language and Literature, Russian State Hydrometeorological University (St. Petersburg, Russia), E-mail: ksludmila@yandex.ru

Tokareva P.V., postgraduate, Institute of Education Management of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia), E-mail: pelageya-230694@yandex.ru

FORMATION OF A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE PROCESS OF TRAINING MODERN SPECIALISTS. The article considers methods of forming a multicultural educational environment as an effective way of teaching Russian and foreign students. Methodological problems are considered in the aspect of the relationship between scientific picture of the world and culture, special attention is paid to the decisive role of methodological reflection in the competence model of a modern researcher, as well as the methods of its formation in the process of teaching researcher skills at the stages of school and university education. The importance of the systemic relationships between school and university education in the aspect of the development of methodological reflection is emphasized. Particular attention is paid to modern educational projects aimed at the formation of effective multicultural interaction between domestic and foreign students, in order to intensify learning, increase motivation, develop researcher reflection, skills of intercultural interaction in the process of scientific activity. The article discusses the methodological aspect of linguistic Olympiads and joint project activities of foreign and Russian students.

Key words: multicultural educational environment, methodological reflection, scientific picture of the world, intercultural communication, school and university education, interaction between schools, network community (Internet), project activity.

Е.О. Непоклонова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Российского государственного гидрометеорологического университета», г. Санкт-Петербург, E-mail: elenaneocom@gmail.com

Л.В. Кипнес, канд. пед. наук, доц., зав. каф. русского языка и литературы ФГБОУ ВО «Российского государственного гидрометеорологического университета», г. Санкт-Петербург, E-mail: ksludmila@yandex.ru

П.В. Токарева, аспирант, ФГБНУ «Институт управления образованием Российская академия образования», г. Москва, E-mail: pelageya-230694@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Статья написана в ходе выполнения научно-исследовательской работы кафедры русского языка и литературы по теме «Биоадекватные технологии в филологическом образовании»

Статья посвящена рассмотрению способов формирования поликультурной образовательной среды как эффективного средства обучения отечественных и иностранных студентов. Методическая проблематика рассматривается в аспекте взаимосвязи научной картины мира и культуры, особое внимание уделено определяющей роли методологической рефлексии в компетентностной модели современного исследователя, а также способам ее формирования в процессе обучения навыкам исследовательской деятельности на этапах школьного и вузовского обучения. Подчеркивается важность системных взаимосвязей школьного и вузовского обучения в аспекте развития методологической рефлексии обучающихся. Особое внимание уделено современным образовательным проектам, направленным на формирование эффективного поликультурного взаимодействия отечественных и иностранных студентов, с целью интенсификации обучения, повышения мотивации, развития исследовательской рефлексии, навыков межкультурного взаимодействия в процессе научной деятельности. В статье обсуждаются методические аспекты лингвистических олимпиад и совместной проектной деятельности иностранных и русских студентов.

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, методологическая рефлексия, научная картина мира, межкультурная коммуникация, школьное и вузовское образование, адресное взаимодействие школ, сетевое сообщество, проектная деятельность.

В настоящее время сохраняется актуальность поиска наиболее эффективных методов профессиональной подготовки современных специалистов, обсуждаются методы и образовательные технологии, способствующие совершенствованию компетенций выпускников высших учебных заведений. В современном обществе от молодых специалистов, как отечественных, так и иностранных, ожидают способности включаться в живой научный диалог, аргументировать свои утверждения, осознавать ценность научного знания и объективную логику его развития, самостоятельно продуцировать научное знание, осуществлять междисциплинарные исследования для решения комплексных задач науки, техники и производства.

Большое значение для успешной подготовки современного специалиста имеет реализация принципа преемственности основных этапов образования. Речь идет, прежде всего, о взаимосвязи школьного и вузовского образования как в содержательном, так и в методологическом аспектах. Современная профессиональная культура на этапе вузовской подготовки предполагает не только усвоение в полном объеме предметных знаний, но и сформированную научную рефлексию, позволяющую контролировать результаты собственного процесса познания на всех его этапах, свободное владение общенаучным стилем мышления, способность понимать и оценивать динамику культурных процессов и связанных с ними изменений в современной научной картине мира [1].

Однако сформировать такую рефлексию возможно только при условии непрерывности ее развития, начиная с ранних этапов школьного обучения, а также при условии организации эффективной образовательной среды, стимулирующей развитие навыков рефлексивной деятельности. О необходимости «методологической рефлексии как необходимом элементе компетентностной модели современного исследователя в связи со значительным усилением субъектной составляющей в процессе познания» в последние годы говорится очень много [2, с. 189].

Современные требования ФГОС к школьному образованию также ориентированы на формирование исследовательской рефлексии обучающихся, насколько это возможно на этапе школьного обучения. Часто отмечается, что формированию методологической рефлексии во многом способствует развитие коммуникативной культуры обучающихся, проявляющейся, в частности, в способности к научной коммуникации, осуществляемой как в формах, предусмотренных учебным процессом, так и в рамках различных неформальных коммуникационных структур научно-учебных сообществ [3].

Не менее важным в процессе подготовки современного специалиста является формирование способности к эффективной внутрипредметной и межпредметной интеграции, что является одним из критериев, позволяющих оценить степень сформированности научно-рефлексивных способностей молодого исследователя [4].

Современная научная картина мира, являясь плюралистичной и многомерной, требует новых подходов к обучению как в общеобразовательной, так и в высшей школе. Сформировавшиеся требования к обучению, построенному на системной рефлексии участников образовательного процесса, ставят вопрос о развитии у обучающихся осознанного приобретения предметных знаний, регулярной самопроверки степени их сформированности, понимания и прогнозирования способов практического применения полученных знаний, выстраивания межпредметных связей в процессе обучения, готовности к совместной учебной и внеучебной исследовательской деятельности в поликультурной среде. Всё это невозможно без непрерывного совершенствования коммуникативных навыков в процессе обучения с учетом современных форм и технологий социальной коммуникации.

Данные задачи актуальны как для вузовского, так и для школьного этапов обучения. В частности, способность обучающихся работать в поликультурном и полиязыковом коллективе все больше осмысливается не только как полезное коммуникативное умение, но и как эффективное средство усвоения нового знания благодаря выстраиванию т.н. гибких горизонтальных связей между представителями различных культур, что активизирует процесс познания, самоконтроль в процессе получения знания, непрерывность диалогической установки познающего.

На наш взгляд, необходимость преодоления языкового барьера в процессе совместной познавательной деятельности в поликультурной среде способствует концентрации внимания на изучаемом предмете, наблюдению за отбором языковых средств, необходимых для аргументации или формулировке проблемы, тем самым подспудно способствуя усилению исследовательской рефлексии. Рост различных сетевых и несетевых поликультурных сообществ, позволяющих в процессе полисемичного взаимодействия динамично и целостно осваивать изучаемый предмет, свидетельствует об актуальности поликультурного взаимодействия в процессе познания. Характерно, что требования сформированной исследовательской рефлексии у современных специалистов не являются чем-то искусственно привнесенным теоретиками науки или педагогами; эти требования - всего лишь фиксация результатов стихийных культурных процессов, преобразовывающих все сферы человеческой деятельности, в том числе научной и педагогической. Неслучайно в настоящее время растет стремление к созданию новых форм группового взаимодействия в процессе обучения новому; развиваясь спонтанно, эти новые формы все чаще получают институциональную поддержку, прежде всего, теоретическое обоснование и материально-техническое

обеспечение (например, появление вузовских очных и заочных научных центров, образовательных порталов, профессиональных педагогических интернет-сообществ и т.д.) [5].

В настоящее время продолжается рост новых форм и технологий интеграции обучающихся в различные сообщества. Так, растет число сетевых сообществ, в которые входят как отечественные, так и иностранные обучающиеся, благодаря чему возникает поликультурная образовательная среда, в рамках которой происходит совместное изучение обучающимися разных стран иностранных языков, древних языков, истории родного языка [6].

В первую очередь такие сообщества занимаются созданием библиотек, корпусов текстов, обсуждением методик обучения, обменом опытом изучения иностранных языков, созданием учебников и видеоматериалов нового формата, ориентированных на современную разговорную речь и общение с носителями языка, разработкой совместных проектов. В качестве одного из успешных проектов следует упомянуть фестиваль языков, ежегодное культурно-просветительское мероприятие в России и за рубежом, подготовка которого осуществляется в рамках сетевого взаимодействия. Полиэтническая среда оказывается мощным стимулирующим фактором, активизирующем познавательный процесс, развитие исследовательских навыков в процессе взаимодействия в формирующейся новой образовательной среде.

Одним из наиболее перспективных средств повышения эффективности обучения нам представляются проекты, направленные на создание полиэтнической образовательной среды, способствующей формированию личностной рефлексии обучающихся в процессе межкультурной коммуникации, что требует гибкого диалогического взаимодействия участников образовательного процесса как представителей различных культур. Основу для создания такой среды должны составить межпарадигмальный и поликультурный подходы [7 - 10].

Так, например, в Санкт-Петербурге в Российском государственном гидрометеорологическом университете (РГГМУ) был создан проект, ориентированный на формирование межкультурного взаимодействия отечественных и иностранных школьников и студентов, основанный на взаимосвязях между основными этапами образования - школьным и вузовским. Первым этапом проекта стала организация адресного взаимодействия профильных школ Туркмении и Санкт-Петербурга в сфере изучения русского языка, следующие этапы были ориентированы на совместную учебную деятельность туркменских и русских студентов в процессе вузовского образования. Целью организации системы адресного взаимодействия туркменских профильных школ с изучением русского языка как иностранного с профильными школами Санкт-Петербурга явилось повышение эффективности обучения русскому языку как иностранному благодаря активизации познавательной активности обучающихся в процессе поликультурного взаимодействия, а также стимулирование процесса профессионального самоопределения обучающихся при переходе из общеобразовательных организаций в образовательные организации профессионального и высшего образования. Адресное взаимодействие школ позволило сформировать поликультурную образовательную среду, обладающую значительным методическим потенциалом, способствующим формированию как исследовательской рефлексии, так и общих навыков профессиональной деятельности. Данный проект позволил создать образовательную среду, способную обеспечить эффективное межкультурное и научное взаимодействие российских и иностранных школьников в рамках совместной научно-практической деятельности под руководством преподавателей кафедры русского языка и литературы РГГМУ и представителей других образовательных организаций Санкт-Петербурга и Туркмении. Перечислим основные задачи проекта:

• создание эффективной системы изучения русского языка как средства постижения ценностей русской культуры, образования и науки в среде учащихся зарубежных стран;

• расширение условий для системного изучения русского языка и культуры иностранными школьниками, уже имеющими определенное представление о русском языке и культуре;

• повышение мотивации иностранных учащихся в области изучения русского языка;

• создание и продвижение новых форматов взаимодействия учащихся разных стран, а также иностранных учащихся и преподавателей высших учебных заведений с целью формирования поликультурного взаимодействия в сфере образования;

• разработка эффективных методик изучения русского языка и культуры иностранными школьниками на основе совместной научно-практической деятельности русских и иностранных учащихся профильных школ, направленной в первую очередь на формирование навыков совместной исследовательской деятельности в условиях поликультурного взаимодействия;

• создание сетевого сообщества учащихся и учителей профильных зарубежных школ с изучением русского языка как иностранного совместно с петербургскими школами и РГГМУ, позволяющего координировать совместную учебную деятельность, ориентируясь на статус русского языка как одного из языков научного и разговорного общения (в том числе интернет-общения) и др.;

• расширение представлений иностранных школьников о методиках, традициях и инновациях школьного и вузовского образования, особенностях научной и культурной жизни России;

• организация совместной проектной деятельности русских и иностранных учащихся на базе РГГМУ и профильных школ Санкт-Петербурга;

• презентация совместных проектов иностранных учащихся и учащихся петербургских школ в рамках различных культурных мероприятий в Санкт-Петербурге;

• представление полученных результатов в рамках мероприятий, организованных на базе РГГМУ: научно-практических конференций, конкурсов, олимпиад.

Целевой аудиторией проекта являются обучающиеся туркменских профильных школ, в которых преподается русский язык как иностранный и обучающиеся профильных школ Санкт-Петербурга. В проекте не рассматриваются т.н. «русские школы», ориентированные, прежде всего, на детей русских эмигрантов или на детей из полиэтнических семей, стремящихся сохранить русский язык как родной, поскольку основная цель проекта связана с продвижением русского языка в иноязычной культурной среде. Создание сообщества школ (учителей и учащихся) и гуманитарных факультетов на базе преподавания и изучения русского языка должно способствовать развитию поликультурных многоуровневых научных сообществ, изучающих и преподающих русский язык, и тем самым -совершенствованию методики преподавания русского языка как иностранного. Совместная проектная деятельность учащихся профильных школ разных стран, осуществляемая как на русском, так и на иностранном языке, позволила открыть иностранным школьникам доступ к научным текстам, существующим только на русском языке, а тем самым будет способствовать осмыслению ими русского языка как одного из языков международного научного общения. Кроме того, системная организация взаимодействия профильных школ-партнеров на основе

Библиографический список

совместной проектной деятельности под руководством коллектива вузовских преподавателей позволит достичь консолидации усилий различных педагогов и ученых России и зарубежных стран, направленных на реализацию гуманистических принципов педагогики, преодоление идеологических барьеров в процессе совместного решения педагогических и научных задач [11].

Таким образом, адресное взаимодействие профильных школ Туркмении и России, результаты которого в дальнейшем оказываются востребованными на этапе вузовского образования, будет способствовать формированию единой межкультурной среды, методический потенциал которой позволит сделать более эффективным процесс изучения русского языка как иностранного, а также поможет русским и туркменским школьникам и студентам углубить представления о родном и иностранном языках, о различиях языков разных семей и морфологических типов, приобрести опыт сравнительно-исторического изучения русского и туркменского языков в условиях совместной работы с представителями иных языков и культур. Активизация рефлексивных процедур в процессе реализации проектов в условиях поликультурной среды позволила обучающимся сформировать навыки исследовательской деятельности, приобрести опыт эффективного взаимодействия в процессе познания нового.

В заключение отметим, что тенденции развития современного российского образования, в том числе и лингвистического [6 - 8, 10, 12 - 18], показывают, что формирование поликультурной образовательной среды обладает значительным дидактическим и методическим потенциалом, актуальность которого существенно возрастает в настоящее время в связи с реализацией личностно ориентированной образовательной модели современного специалиста в условиях как трансформации ценностей, так и цифровизации современного социума.

1. Баумане К.И., Рыжова Н.И. Об использовании метода межпарадигмальной рефлексии в обучении языкам программирования. Педагогический университетский вестник Алтая. 2002; № 3: 113 - 115.

2. Непоклонова Е.О. Подготовка учащихся к лингвистическим олимпиадам как одна из составляющих современного профессионального стандарта педагога. Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы: сборник научных статей по итогам III Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2017: 188 - 191.

3. Баранова И.В., Непоклонова Е.О., Харченкова Л.И. Квест-технологии в преподавании иностранных языков. Иностранный язык и культура в контексте образования для устойчивого развития: сборник статей IV Международной научно-методической конференции преподавателей, магистрантов и аспирантов. Псков, 2019; Выпуск 9: 133 - 139.

4. Непоклонова Е.О. Формирование основ исследовательской деятельности обучающихся на примере решения лингвистических задач. Наука и школа. 2020; № 1: 95 - 107.

5. Кипнес Л.В. Создание единой культурно-образовательной среды: из опыта работы АНО «Университетские образовательные округа». Вестник Оренбургского государственного университета.2017; № 10 (210): 78 - 82.

6. Васильева И.В., Непоклонова Е.О. Совершенствование профессиональной коммуникативной компетентности студентов в процессе создания авторского научного текста в рамках эвристического подхода к обучению. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019; № 9: 31 - 36.

7. Рыжова Н.И., Тулушева И.В., Гришанин Н.В., Тулубьев В.Б. Поликультурность как актуальная составляющая направлений развития системы современного российского образования. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 65-2: 204 - 207.

8. Башмакова Н.И., Королева Н.Ю., Рыжова Н.И. Направления развития профессиональной подготовки в гуманитарном вузе в условиях поликультурной социально-образовательной среды. Современные проблемы науки и образования. 2014; № 3. Available at: http://www.science-education.ru/117-13459

9. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И., Фомин В.И. Составляющие информационной культуры специалиста в контексте информатизации образования. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007; № 9: 94 - 99.

10. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И., Королева Н.Ю. Использование межпарадигмального подхода в условиях полипарадигмальности современного образования: актуальность и сущность. Мир науки, культуры, образования. 2011; № 5: 146 - 150.

11. Кипнес Л.В. Университетские образовательные округа: опыт реализации инновационных и просветительских проектов. Университетский округ: прошлое и настоящее. 2014; № 1: 14 - 19.

12. Лубков А.В., Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Тенденции развития современного образования в условиях становления цифровой экономики. Информатизация образования: теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции. Омск: ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», 2017: 41 - 47.

13. Нужнова Н.М., Котова С.А. Вызовы времени и новые перспективы развития дополнительного образования. Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка: стратегии будущего: V Всероссийская научно-практическая конференция c международным участием. 2019; Т. 5, Выпуск 1: 278 - 289.

14. Баранова И.В., Зенталя Г, Ротмистрова О.В. Тенденции развития лингвистического образования в аспекте обучения русскому языку как иностранному. Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: сборник материалов международной научной конференции. Барнаул, АлтГПУ 2017: 146 - 151.

15. Башмакова Н.И., Рыжова Н.И., Громова О.Н. Актуальность аксилогизации профессиональной подготовки современных специалистов в условиях трансформации ценностей. Наука и школа. 2016; № 1: 37 - 46.

16. Рыжова Н.И., Фомин В.И., Филимонова Е.В. Использование семиотического подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов. Стандарты и мониторинг в образовании. 2009;№ 2: 60 - 62.

17. Турунен Н., Дудина ГО., Харченкова Л.И. Педагогические инновации в процессе обучения русскому языку как иностранному (на примере технологий музейной педагогики). Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: сборник материалов Международной научной конференции. Барнаул, АлтГПУ 2017: 168 - 172.

18. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Обеспечение стабильности и развития образовательных систем в условиях трансформации ценностей. Преподаватель 21 век. 2016; Т. 1, № 4: 15 - 27.

References

1. Baumane K.I., Ryzhova N.I. Ob ispol'zovanii metoda mezhparadigmal'noj refleksii v obuchenii yazykam programmirovaniya. Pedagogicheskijuniversitetskij vestnikAltaya. 2002; № 3: 113 - 115.

2. Nepoklonova E.O. Podgotovka uchaschihsya k lingvisticheskim olimpiadam kak odna iz sostavlyayuschih sovremennogo professional'nogo standarta pedagoga. Podgotovka uchitelya russkogo yazyka i literatury v sisteme vuzovskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy: sbornik nauchnyh statej po itogam III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2017: 188 - 191.

3. Baranova I.V., Nepoklonova E.O., Harchenkova L.I. Kvest-tehnologii v prepodavanii inostrannyh yazykov. Inostrannyjyazyk ikultura v kontekste obrazovaniya dlya ustojchivogo razvitiya: sbornik statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii prepodavatelej, magistrantov i aspirantov. Pskov, 2019; Vypusk 9: 133 - 139.

4. Nepoklonova E.O. Formirovanie osnov issledovatel'skoj deyatel'nosti obuchayuschihsya na primere resheniya lingvisticheskih zadach. Nauka i shkola. 2020; № 1: 95 - 107.

5. Kipnes L.V. Sozdanie edinoj kul'turno-obrazovatel'noj sredy: iz opyta raboty ANO «Universitetskie obrazovatel'nye okruga». Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta.2017; № 10 (210): 78 - 82.

6. Vasil'eva I.V., Nepoklonova E.O. Sovershenstvovanie professional'noj kommunikativnoj kompetentnosti studentov v processe sozdaniya avtorskogo nauchnogo teksta v ramkah 'evristicheskogo podhoda k obucheniyu. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; № 9: 31 - 36.

7. Ryzhova N.I., Tulusheva I.V., Grishanin N.V., Tulub'ev V.B. Polikul'turnost' kak aktual'naya sostavlyayuschaya napravlenij razvitiya sistemy sovremennogo rossijskogo obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 65-2: 204 - 207.

8. Bashmakova N.I., Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I. Napravleniya razvitiya professional'noj podgotovki v gumanitarnom vuze v usloviyah polikul'turnoj social'no-obrazovatel'noj sredy. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; № 3. Available at: http://www.science-education.ru/117-13459

9. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Fomin V.I. Sostavlyayuschie informacionnoj kul'tury specialista v kontekste informatizacii obrazovaniya. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo 'ekonomicheskogo universiteta. 2007; № 9: 94 - 99.

10. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Koroleva N.Yu. Ispol'zovanie mezhparadigmal'nogo podhoda v usloviyah poliparadigmal'nosti sovremennogo obrazovaniya: aktual'nost' i suschnost'. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; № 5: 146 - 150.

11. Kipnes L.V. Universitetskie obrazovatel'nye okruga: opyt realizacii innovacionnyh i prosvetitel'skih proektov. Universitetskij okrug: proshloe i nastoyaschee. 2014; № 1: 14 - 19.

12. Lubkov A.V., Karakozov S.D., Ryzhova N.I. Tendencii razvitiya sovremennogo obrazovaniya v usloviyah stanovleniya cifrovoj 'ekonomiki. Informatizaciya obrazovaniya: teoriya i prakiika: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk: FGBOU VO «Omskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet», 2017: 41 - 47.

13. Nuzhnova N.M., Kotova S.A. Vyzovy vremeni i novye perspektivy razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya. Gercenovskiechteniya. Hudozhestvennoeobrazovanierebenka: strategii buduschego: V Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya c mezhdunarodnym uchastiem. 2019; T. 5, Vypusk 1: 278 - 289.

14. Baranova I.V., Zentalya G., Rotmistrova O.V. Tendencii razvitiya lingvisticheskogo obrazovaniya v aspekte obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu. Modernizaciya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: tendencii, strategiya, zarubezhnyj opyt: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Barnaul, AltGPU, 2017: 146 - 151.

15. Bashmakova N.I., Ryzhova N.I., Gromova O.N. Aktual'nost' aksilogizacii professional'noj podgotovki sovremennyh specialistov v usloviyah transformacii cennostej. Nauka i shkola. 2016; № 1: 37 - 46.

16. Ryzhova N.I., Fomin V.I., Filimonova E.V. Ispol'zovanie semioticheskogo podhoda v professional'noj podgotovke buduschih specialistov. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2009;№ 2: 60 - 62.

17. Turunen N., Dudina G.O., Harchenkova L.I. Pedagogicheskie innovacii v processe obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu (na primere tehnologij muzejnoj pedagogiki). Modernizaciya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: tendencii, strategiya, zarubezhnyj opyt: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Barnaul, AltGPU, 2017: 168 - 172.

18. Karakozov S.D., Ryzhova N.I. Obespechenie stabil'nosti i razvitiya obrazovatel'nyh sistem v usloviyah transformacii cennostej. Prepodavatel'21 vek. 2016; T. 1, № 4: 15 - 27.

Статья поступила в редакцию 29.11.20

УДК 372

Kashekova I.E., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chief Researcher, Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education

(Moscow, Russia), E-mail: kashekova@yandex.ru

SEMANTICS OF SPEECH COMMUNICATION IN LIFE, IN ART, IN EDUCATION. The study is aimed at finding the resources of the educational process that will help the teacher effectively convey information to the student, and the child, relying on his own life experience, to quickly and efficiently learn it. One of the options for increasing the effectiveness of the educational process may be its figurative-spatial organization. Many Russian teachers, teaching their subject well, do not care about the perception of information by each individual student, perhaps this is the reason for the problems of Russian students when testing according to the PISA for Schools model (PISA for schools) and checking the level of mathematical, natural science and reading literacy of children. The study shows the possibilities of applying a universal iconic system of non-speech communication in education using vectors of a three-dimensional rectangular system of coordinates and such forms of visual non-speech messages as a graphic mark and artistic composition, creating expressive, memorable images.

Key words: semantics, spatial model, education, art, associations, image.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.Э. Кашекова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр., ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии

образования», г. Москва, E-mail: kashekova@yandex.ru

СЕМАНТИКА ВНЕРЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ, ИСКУССТВЕ, ОБРАЗОВАНИИ

Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по проекту «Теория комплементарно-семантического подхода в образовании» на 2020 год

Исследование, получившее освещение в настоящей статье, направлено на поиск ресурсов учебного процесса, которые помогут учителю эффективно донести информацию до школьника, а ребенку, опираясь на собственный жизненный опыт, качественно и быстро ее усвоить. Одним из вариантов увеличения результативности образовательного процесса может оказаться его образно-пространственная организация, семантику которой мы и попытаемся продемонстрировать в данной статье. Многие российские учителя, хорошо преподавая свою учебную дисциплину, не заботятся о восприятии информации каждым отдельным учеником, возможно, это и является причиной проблем российских школьников при тестировании по модели PISA for Schools (PISA для школ) и проверке уровня математической, естественнонаучной и читательской грамотности детей.

Ключевые слова: семантика, пространственная модель, образование, искусство, ассоциации, образ.

Длящаяся в течение ряда лет модернизация образования связана со многими факторами, среди которых одно из доминирующих мест занимает устоявшийся взгляд на современное общество как общество информационное. Возникший еще в середине прошлого века термин, к началу XXI столетия прочно занял свои позиции во всех политических, научно-технических, культурных, социальных и других структурах. Несмотря на то, что понятие «информационный» зачастую ассоциируется с информационными технологиями и телекоммуникациями, в реальности оно значительно шире, т.к. формирует новые условия жизни, общения, хранения и передачи знаний. Разработанным Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструментом оценки качества образования по модели PISA for Schools (PISA для школ) проверяется уровень математической, естественнонаучной и читательской грамотности детей в возрасте 15 - 16 лет с целью определения способности применять полученные в учебном процессе знания в жизненных ситуациях. Наше исследование направлено на поиск ресурсов учебного процесса, которые помогут учителю эффективно донести информацию до школьника, а ребенку, опираясь на собственный жизненный опыт, качественно и быстро ее усвоить [1 - 5].

Сталкиваясь с проблемами современного образования, которые можно сформулировать как поиск путей наиболее эффективной передачи знания, его усвоения и использования, понимаешь, что огромное количество информации в различных областях науки и искусства, накопленной в культурном опыте человечества на сегодняшний день, не позволяет современному школьнику качествен-

но ее освоить. И здесь возникает дилемма: что важнее для школьника, а значит и для общества: получить общее представление о развитии культуры «вообще» и детализированные знания в одной области или все-таки продолжать прилагать усилия к освоению каждым учеником всего массива информации. Сложность и степень корректности поставленной проблемы не позволяет решить ее однозначно. Общему образованию трудно сойти с рельс «все» и «всем», но в то же время в условиях увеличивающегося и ускоряющегося информационного потока достижение цели оказывается нереально.

Если предположить, что концепция современного общего образования останется прежней, то есть «наш паровоз» будет «вперед лететь» по тем же рельсам, не меняя маршрута, то, может быть целесообразно изменить формат его движения? По ассоциации с железной дорогой (раз мы уже обратились к ее образу), на которой в последние десятилетия появляется все больше скоростных маршрутов, стремительно сокращающих расстояние между точками А и В, может быть стоит рассмотреть варианты интенсификации движения по образовательному маршруту современным школьником?

Одним из вариантов увеличения результативности образовательного процесса может оказаться его образно-пространственная организация, семантику которой мы и попытаемся продемонстрировать в данной статье.

Образно-пространственная организация предъявления знания связана в первую очередь с визуализацией и психологизацией содержания образования и методов его передачи. Под визуализацией мы здесь понимаем значимость для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.