Научная статья на тему 'Формирование подхода к стратегическому управлению компаниями горно-химического комплекса в условиях динамизма внешней среды'

Формирование подхода к стратегическому управлению компаниями горно-химического комплекса в условиях динамизма внешней среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОДХОДА / ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / РЫНОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ГОРНО-ХИМИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ / ДИНАМИЗМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / СТРАТЕГИЯ / ОЛИГОПОЛИЯ / МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС / STRATEGIC MANAGEMENT / MINING AND CHEMICAL COMPANIES / THE DYNAMISM OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT / FORMATION OF THE APPROACH / INDUSTRY PECULIARITIES / MARKET PECULIARITIES / STRATEGIC ANALYSIS / STRATEGY / OLIGOPOLY / RAW-MINERAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Диана Михайловна, Ильинова Алина Александровна

Обеспечение высокоэффективной деятельности, повышение инвестиционной привлекательности и формирование долгосрочных перспектив развития на настоящий момент является актуальной задачей для компаний любых отраслей. Добиться эффективных результатов не только в текущей деятельности, но и в долгосрочной позволяет разработка научно обоснованной и современной стратегии. Однако в современных рыночных и отраслевых условиях на деятельность компаний минерально-сырьевого комплекса в целом и горно-химической отрасли в частности оказывают влияние огромное количество разнонаправленных факторов и событий, обуславливая высокую степень динамизма внешней среды. При этом, несмотря на разнообразие существующих методов и инструментов стратегического управления, на настоящий момент не сформировано подхода, позволяющего учесть отраслевые и рыночные особенности функционирования предприятий горнохимического комплекса. Горно-химическую отрасль характеризует ряд отличительных особенностей, таких как олигополистический рынок, институциональное регулирование недропользования, масштабность и высокая капиталоемкость производства и стратегических решений, высокая стратегическая и социальная значимость компаний, обуславливающая необходимость формирования стратегии с учетом интересов региональных и государственных структур, населения и т.д., обуславливающих необходимость формирования особого подхода к стратегическому управлению. Кроме того, на настоящий момент, существуют актуальные проблемы стратегического управления на предприятиях минерально-сырьевого комплекса, таких как отсутствие согласованности при разработке стратегий крупных горно-химических компаний со стратегиями развития регионов, в которых они функционируют недостаточный контроль над процессом реализации стратегии, недостаточность научно-методической проработки вопросов стратегического планирования горнопромышленного производства, дефицит математического инструментария моделирования стратегий и т.д. В этой связи необходимо формирование особого подхода к стратегическому управлению компаниями горно-химического комплекса, учитывающего отраслевые и рыночные особенности, а также высокую степень динамизма внешней среды, что представлено в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитриева Диана Михайловна, Ильинова Алина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the approach to strategic management of mining and chemical complex’ companies in conditions of the External environment dynamism

Nowadays ensuring of high-performance activity, increase of the investment attractiveness and creation of long-term prospects are actual issues for every company independently of its activity field. Development of actual and science based strategy allows to reach high effective results in both current activity and long-term prospect. In current market and industry conditions mineral-raw companies in general and mining and chemical sector in particular are influenced by numerous factors and events that cause high dynamism of the environment. At the same time despite of diversity of existing methods and instruments of strategic management today there is no approach that allows considering industry and market peculiarities of mining and chemical companies’ activity. Mining and chemical industry is characterized by several distinguishing features: oligopolistic market, institutional regulation of industry, high capital intensity of production and strategic decisions, high strategic and social significance of companies that stipulates necessity of taking into account interests of regional and state structures, population and etc. in strategy development. Moreover there are several actual problems of strategic management that mineral-raw companies face: lack of co-ordination in strategy development between large mining and chemical companies’ strategies and strategies of regions they operate in; lack of control over strategy realization; lack of scientific guidance of strategic planning of mining production, shortage of strategy mathematical modeling methods etc. So development of specific approach to strategic management of mining and chemical companies, that considers market and industry peculiarities and high dynamism of the environment, is necessary.

Текст научной работы на тему «Формирование подхода к стратегическому управлению компаниями горно-химического комплекса в условиях динамизма внешней среды»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №2 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-2

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/61EVN216.pdf

DOI: 10.15862/61EVN216 (http://dx.doi.org/10.15862/61EVN216)

Статья опубликована 21.04.2016.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Дмитриева Д.М., Ильинова А.А. Формирование подхода к стратегическому управлению компаниями горнохимического комплекса в условиях динамизма внешней среды // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/61EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/61EVN216

Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда «Программно-целевое управление комплексным развитием Арктической зоны РФ (проект №14-38-00009)». Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

УДК 338.2

Дмитриева Диана Михайловна

ФБГОУ ВПО «Национальный минерально -сырьевой университет «Горный», Россия, Санкт-Петербург1

Ассистент кафедры «Организации и управления» Кандидат экономических наук E-mail: Diana-dmitrieva@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=617505

Ильинова Алина Александровна

ФБГОУ ВПО «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Россия, Санкт-Петербург

Ассистент кафедры «Организации и управления» Кандидат экономических наук E-mail: iljinovaaa@mail.ru

Формирование подхода к стратегическому управлению компаниями горно-химического комплекса в условиях

динамизма внешней среды

Аннотация. Обеспечение высокоэффективной деятельности, повышение инвестиционной привлекательности и формирование долгосрочных перспектив развития на настоящий момент является актуальной задачей для компаний любых отраслей. Добиться эффективных результатов не только в текущей деятельности, но и в долгосрочной позволяет разработка научно обоснованной и современной стратегии. Однако в современных рыночных и отраслевых условиях на деятельность компаний минерально-сырьевого комплекса в целом и горно-химической отрасли в частности оказывают влияние огромное количество разнонаправленных факторов и событий, обуславливая высокую степень динамизма внешней среды. При этом, несмотря на разнообразие существующих методов и инструментов стратегического управления, на настоящий момент не сформировано подхода, позволяющего учесть отраслевые и рыночные особенности функционирования предприятий горнохимического комплекса.

Горно-химическую отрасль характеризует ряд отличительных особенностей, таких как олигополистический рынок, институциональное регулирование недропользования,

1 199106, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21 линия, д. 2 1

масштабность и высокая капиталоемкость производства и стратегических решений, высокая стратегическая и социальная значимость компаний, обуславливающая необходимость формирования стратегии с учетом интересов региональных и государственных структур, населения и т.д., обуславливающих необходимость формирования особого подхода к стратегическому управлению. Кроме того, на настоящий момент, существуют актуальные проблемы стратегического управления на предприятиях минерально-сырьевого комплекса, таких как отсутствие согласованности при разработке стратегий крупных горно-химических компаний со стратегиями развития регионов, в которых они функционируют недостаточный контроль над процессом реализации стратегии, недостаточность научно-методической проработки вопросов стратегического планирования горнопромышленного производства, дефицит математического инструментария моделирования стратегий и т.д. В этой связи необходимо формирование особого подхода к стратегическому управлению компаниями горно-химического комплекса, учитывающего отраслевые и рыночные особенности, а также высокую степень динамизма внешней среды, что представлено в статье.

Ключевые слова: стратегическое управление; стратегический анализ; формирование подхода; отраслевые особенности; рыночные особенности; горно-химические компании; динамизм внешней среды; стратегия; олигополия; минерально-сырьевой комплекс

Введение

Уникальность российской минерально-сырьевой базы, а именно запасов фосфорной и калийной руды, позволяет отечественным горно-химическим компаниям обеспечивать не только внутренний спрос, но и быть значимыми в глобальном масштабе. Отечественные горно-химические холдинги, интегрированные на базовых сырьевых ресурсах, занимают значительные доли на мировых рынках удобрений, а также имеют огромное стратегическое и социальное значение для национальной экономики.

Благодаря наличию и уникальности природных ресурсов отечественная продукция отрасли в целом отличается высоким качеством и конкурентоспособной ценой. Однако конкурентные преимущества российских производителей, которые носят в большей степени ресурсный характер, могут быть частично или полностью утеряны. Ужесточение ценовой конкуренции на рынках удобрений, повышение динамизма внешней среды и волатильность мировых рынков заставляют горно-химические компании во всем мире концентрироваться на управлении издержками, повышать эффективность стратегического управления и маркетинговой деятельности. При этом, несмотря на разнообразие существующих методов и инструментов стратегического управления [1, 2], на настоящий момент не сформировано подхода, позволяющего учесть отраслевые и рыночные особенности функционирования предприятий горно-химического комплекса.

Анализ отраслевых и рыночных особенностей горно-химической отрасли

В силу глобальных масштабов отрасли по производству минеральных удобрений основной конкурентной средой для нее является мировой рынок, развитие которого подвержено ряду макроэкономических факторов, обеспечивающих стабильный рост спроса на удобрения, таких как увеличение численности населения, и, как следствие, сокращение площади пахотных земель в расчете на душу населения, рост ВВП на душу населения и покупательской способности в развивающихся странах, увеличение спроса на альтернативные источники энергии (биотопливо) [3]. Так, привлекательные фундаментальные характеристики отрасли определяют устойчивый рост спроса на удобрения в долгосрочной перспективе [16].

Мировое потребление минеральных удобрений в 2009-2014 сельскохозяйственных годах2 представлено на рисунке 1.

200

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

176,1

176,3

180,5

162,9

0 Всего ж Азотные и Фосфатные | Калийные

2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014

Источник: Fertilizer Outlook 2013-2017. 81-st IFA Annual Conference Chicago 20 - 22May2013

Рисунок 1. Мировое потребление минеральных удобрений (сельхоз год), млн. т

Так, можно сделать вывод о положительной динамике потребления удобрений по всем трем сегментам; наибольший рост наблюдается по азотным удобрениям, которые являются наиболее распространенными в мировом масштабе.

В таблице 1 представлены основные показатели развития рынка в 2013 и 2017 гг.

Таблица 1

Основные показатели развития рынка минеральных удобрений, млн. т

Показатель Калийные Азотные Фосфатные

2013 2017П 2013 2017П 2013 2017П

Мировые производственные 49,7 59,6 173,5 199,5 54,6 63,7

мощности

Производство в мире 41,7 49,7 150,4 159,8 45,5 52

Потребление в мире (включая 32,7 34,7 141,5 154,2 42,1 46,5

производственное)

Баланс предложение -спрос и превышение в % от предложения 9 22% 12,3 25% 8,9 6% 15,7 9% 3,5 8% 5,5 10%

Источник:Fertilizer Outlook 2013-2017. 81-st IFA Annual Conference Chicago 20 - 22May2013

Из рисунка и таблицы видно, что в 2013-2014 гг. темп прироста потребления минеральных удобрений находился на уровне 2,4%, а к 2017-2018 гг. планируется его

2 Сельскохозяйственный год (начало июля - конец июня).

снижение до 1,8%. Как свидетельствуют данные таблицы, несмотря на привлекательные фундаментальные характеристики отрасли, в краткосрочной перспективе во всех сегментах будет наблюдаться превышение предложения над спросом. Это связано с активным наращиванием мировых производственных мощностей и ростом объемов производства, превышающим планируемое потребление. Особенно значительный профицит наблюдается и будет наблюдаться по калийным удобрениям: к 2017 году планируемое превышение предложения над спросом, по прогнозам, достигнет 25%. По азотным удобрениям будет наблюдаться перепроизводство до 9%, по фосфорным - до 10%. Однако, на настоящий момент, многие компании ввиду кризиса откладывают ввод новых производственных мощностей, что пока сдерживает рост производства.

На мировой рынок минеральных удобрений, определяющий развитие современной российской горно-химической промышленности, оказывают влияние многие факторы [4]:

• баланс спроса и предложения на рынке минеральных удобрений;

• ограниченная географическая доступность минерально-сырьевых ресурсов (калийных солей и фосфорных руд);

• особенности растениеводства, различные масштабы сельскохозяйственной деятельности в разных странах и объемы потребления удобрений;

• концентрация производственных мощностей вблизи источников сырья, рынков сбыта или морских портов;

• направления аграрной политики разных стран;

• условия международной торговли сельскохозяйственной продукцией и удобрениями и т.д.

Кроме того, рост цен на сырье и энергоносители оказывает значительное влияние на уровень цен на удобрения. В силу несовпадения географии производства и потребления значительная доля продукции отрасли экспортируется [5].

Необходимо отметить, что некоторые факторы оказывают влияние постоянно или предсказуемо (такие как рост населения планеты, обеспеченность различных стран природными ресурсами и т.д.), в то время, как влияние других может меняться в значительной степени (как ослабляться, так и усиливаться) или даже менять свое направление (например, положения аграрной политики или регулирование внешней и внутренней торговли).

Комплекс перечисленных и прочих факторов, в том числе совокупность динамичных и разнонаправленных, формирует высокий динамизм внешней среды и затрудняет разработку научно-обоснованной стратегии интегрированных горно-химических компаний, однако вместе с тем повышает ее значение для выработки курса расширения своих позиций на мировом и внутреннем рынках. Под динамизмом внешней среды следует понимать скорость и неравномерность изменений, происходящих во внешней среде. Чем быстрее происходят изменения, тем выше степень динамизма. [6]

Важная особенность горно-химической отрасли - ее олигополистический характер, который определяет поведение участников на олигополистическом рынке и ожесточенную конкуренцию за долю рынка, особенно в условиях увеличения мировых мощностей. Рыночная среда отличается высокими барьерами входа-выхода, избытком производственных мощностей, высокой степенью стандартизации продукции и доминирующим положением покупателя минеральных удобрений [3].

Олигополия на рынке ведет к значительной взаимозависимости конкурентов. Взаимозависимость компаний на олигополистическом рынке предопределяет определенную специфику их поведения. В отличие от компаний других рыночных структур компания -олигополист должна учитывать, что изменение стратегии одной компании приводит к изменению ситуации на рынке в целом, а выбранные ею цены и объем производства продукции напрямую зависят от выбранной рыночной стратегии ее конкурентов, в свою очередь определяемой выбранным ею решением.

Характерные признаки олигополии и отраслевые особенности функционирования горно-химических холдингов на олигополистическом рынке представлены в таблице 2.

Таблица 2

Отраслевые особенности функционирования горно-химических холдингов на олигополистическом рынке (составлено авторами)

Характерные признаки Отраслевые особенности

Ограниченное число продавцов Наличие у крупных фирм рыночной власти. Отдельные горнохимические компании контролируют значительные доли рынка, что позволяет им оказывать влияние на рыночные параметры. Высокая степень концентрации на рынке определяет сильную конкурентную борьбу. Так, доля компании OCP по добыче фосфорного сырья -около 14%, доля крупнейших 8 компаний по добыче - около 40%; доля компании Mosaic по производству промышленных фосфатов -около 20%; доля крупнейших 8 компаний - около 60%. Суммарная доля основных четырех мировых экспортеров P2O5 составляет около 60%. Калийный рынок контролируют всего 11 компаний, суммарная доля четырех мировых производителей составляет около 70%.3

Множество покупателей Покупателями продукции в большинстве случаев выступают конечные потребители (несколько сотен тысяч фермерских хозяйств). В странах присутствия продукция реализуется через собственные сбытовые подразделения или международных трейдеров. Ни один из покупателей не может оказать влияние на условия заключения рыночных сделок и уровень конкуренции на рынке.

Стандартизированный продукт Минеральные удобрения различных производителей идентичны и полностью заменяют друг друга; это продукция, которую потребитель покупает у любого продавца при условии одинаковой цены. Товары-заменители отсутствуют.

Наличие отраслевых барьеров Выход на рынок требует значительных затрат, связанных, прежде всего, с необходимостью завоевания значительной доли на олигополистическом рынке для получения части отраслевой прибыли, а также с высокой капиталоемкостью производства (строительство новых мощностей обходится примерно в 1,5 млрд. долл. на 1 млн. т. P2O5).

3 Официальный сайт информационно-аналитического центра «Минерал». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mineral.ru/ (дата обращения 05.06.2015).

Характерные признаки Отраслевые особенности

Наличие взаимодействия фирм Решение каждой горно-химической компании влияет на рыночную ситуацию и одновременно зависит от решений конкурентов: принимая решение, компания учитывает возможную реакцию других участников рынка. Существует возможность сговора.

Конкуренция в отрасли определяет направления развития компаний, стратегические решения вырабатываются в условиях тесной взаимозависимости участников, реализация стратегий компаний влияет на конкуренцию в отрасли. Интенсивность конкурентной борьбы на рынке достаточно высокая.

Ключевые особенности и проблемы стратегического управления горно-химическими компаниями

Интеграция и укрупнение компаний в отрасли, а также истощение мировых запасов богатой фосфорной и калийной руды оказывают основное влияние на развитие горнохимических компаний, угрожают неинтегрированным производителям, тогда как доступ к сырью и эффективная добыча являются ключевым фактором успеха в отрасли.

Таким образом, возрастание динамизма внешней среды, ужесточение конкурентной борьбы и сложившаяся мировая ситуация требует от горно-химических предприятий мониторинга глобальной обстановки, гибкости и способности к изменениям. Зарубежный и отечественный опыт показывают, что решение подобных задач осуществимо лишь при наличии развитого и эффективного стратегического управления. В современной экономике на формирование стратегии компании оказывает влияние огромное количество факторов [7], а их взаимодействие носит специфический характер для отрасли и предприятия.

Поэтому представляется крайне важным проведение детального анализа всех влияющих на стратегическое положение горно-химических компаний факторов и событий с помощью соответствующих методов (рисунок 2).

Внешние факторы и события

Политические, экономические, социальные, технологические, экологические и др. факторы Привлекательность отрасли и уровень конкуренции на рынке Возможности и угрозы компании, ее сильные, слабые, нейтральные стороны 1 1 1 1 Структура 1 | минерально- 1 I События, сырьевых 1 1 происходящие активов 1 1 на рынке отрасли 1 1 1 1

PEST - анализ Конкурентный анализ М.Портера SWOT - анализ SNW - анализ . , ,1 Событииныи Анализ МСА 1 . ■ 1 анализ |_ 1_

„ „ „Ii

Стратегическое положение компании

Ресурсная база компании, конкурентные преимущества Миссия и цели компании, философия ведения бизнеса, принципы менеджмента Общие ценности и корпоративная культура

Управленческий анализ (диаграмма Омае, GAP - анализ), анализ конкурентных преимуществ Анализ миссии и целей организации, построение дерева целей, SMART-метод Анализ корпоративной культуры предприятия

Внутренние факторы

Рисунок 2. Факторы, определяющие стратегическое положение горно-химических компаний

и способы их анализа

Кроме того, можно выделить следующие особенности стратегического управления горно-химическими компаниями:

• институциональное регулирование недропользования [8];

• масштабность и высокая капиталоемкость производства и стратегических решений;

• уникальность месторождений полезных ископаемых;

• долгий период реализации и необратимость принимаемых решений;

• высокий уровень транзакционных издержек;

• высокая степень специфичности активов;

• высокая стратегическая и социальная значимость компаний, обуславливающая необходимость формирования стратегии с учетом интересов региональных и государственных структур, населения;

• необходимость учета экологической составляющей при разработке и реализации стратегии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отсутствие широких возможностей для снижения рисков за счет диверсификации производства.

По результатам проведенных исследований также были выявлены основные проблемы стратегического управления горно-химическими компаниями:

• недостаточность научно-методической проработки вопросов стратегического планирования горнопромышленного производства;

• необоснованность стратегических целей горно-химических компаний, что зачастую приводит к их невозможности их достижения;

• недостаточный контроль над процессом реализации стратегии;

• недостаточность инструментария стратегического управления, учитывающего специфику российских рыночных условий;

• отсутствие согласованности при разработке стратегий крупных горнохимических компаний со стратегиями развития регионов, в которых они функционируют;

• дефицит математического инструментария моделирования стратегий;

• отсутствие методического подхода к оценке эффективности стратегического управления горно-химическими компаниями.

Кроме того, одной из важнейших проблем стратегического развития российских горнохимических компаний можно выделить практически полную ориентированность на экспорт. Такое положение объясняется низкой платежеспособностью российского рынка, что связано с неудовлетворительным финансовым состоянием сельскохозяйственной отрасли, потребность которой в минеральных удобрениях полностью не удовлетворяется. Поэтому совершенствование стратегического управления горно-химическими компаниями необходимо осуществлять с мерами государственной поддержки, некоторыми из которых могут быть следующие:

1. Увеличение объема средств федерального бюджета, которые направляются на возмещение затрат сельскохозяйственных производителей на приобретение минеральных удобрений.

2. Обеспечение государственной поддержки высокоэффективных и долгосрочных инвестиционных проектов, направленных на модификацию сельскохозяйственных производств.

3. Снижение таможенных пошлин на ввоз технологий, оборудования, инструментов и других изделий, не имеющих российских аналогов.

4. Государственная поддержка объектов в сфере горно-химической промышленности.

5. Оказание содействия по возрождению предприятий, специализирующихся на использовании или производстве сельскохозяйственной химии.

6. Оказание поддержки предприятиям среднего и малого бизнеса, применяющих минеральные удобрения (фермерские хозяйства).

Формирование подхода к стратегическому управлению компаниями

горно-химической отрасли

Все вышеперечисленное обуславливает необходимость формирования особого подхода к стратегическому управлению компаниями горно-химического комплекса (рисунок 3) [9].

Стратегический анализ горно-химических компаний необходимо проводить не только на основе общераспространенных инструментов, но и с помощью особых методов, учитывающих отраслевые характеристики. Значительное влияние на выбор стратегии развития горной компании, в отличие от компаний других отраслей, оказывает состояние и распределение минерально-сырьевых активов, поэтому крайне важным представляется проведение такого вида анализа [4]. В рамках анализа необходим мониторинг информации о существующем распределении ресурсов, завершенных и планируемых конкурсах и аукционах. Необходимо отслеживание информации о запусках новых производственных мощностей и расширении действующих мощностей конкурентов.

Рисунок 3. Концептуальная схема процесса стратегического управления горно-химическими компаниями

Для горных компаний, особенно с высокой степенью концентрации запасов, анализ структуры минерально-сырьевых активов (анализ МСА) как элемент стратегического анализа представляется крайне важным. На настоящий момент ввод новых производственных мощностей во всем мире откладывается ввиду падения спроса и цен на продукцию, что позволяет уже существующим компаниям принять упреждающие меры для обеспечения конкурентных преимуществ.

Кроме того, необходимо учитывать неожиданные события, происходящие на рынке, и реакцию этого рынка на них, что возможно с помощью событийного анализа, который в рамках экономического контекста предполагает мониторинг информации, значимой для

изменения поведения рынка. В основном, это макроэкономические индикаторы состояния экономики, основополагающие высказывания крупных политических фигур, сообщения о природных или техногенных катастрофах, терактах, мировые кризисы, реорганизации компаний, изменение законодательства в странах, оказывающих влияние на данный рынок и т.д. Событийный анализ позволяет сделать предположения о наиболее вероятной реакции рынка в ответ на изменения макроэкономических, политических и иных индикаторов. Он может использоваться в качестве инструмента анализа внешней или внутренней среды компании (в зависимости от того, какого уровня события планируется анализировать) и служить информационной основой для прогнозирования [9].

Затем на основе проведенного анализа необходимо формирование стратегических альтернатив в рамках активного, реактивного и преактивного подходов к стратегическому управлению [10].

Реактивное управление подразумевает адаптацию к уже произошедшим изменениям во внешней среде. То есть компания принимает меры уже после того, как последствия изменений привели к негативным последствиям и ухудшению показателей деятельности. Компания, управление которой имеет лишь реактивный характер, применяет стратегические мер лишь тогда, когда оперативные меры не приводят к каким-либо положительным результатам.

Наиболее эффективный подход заключается в том, чтобы превратить угрозу в благоприятную возможность [10]. Возрастающее число компаний старается применять методы неэкстраполятивного планирования, что позволяет принимать стратегические меры до того, как изменения во внешней среде окажут негативное воздействие на деятельность компании в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Такое управление называется активным.

Преактивное (проактивное) управление ориентировано на предугадывание будущих тенденций развития внешней среды и на построение траектории своего развития, согласно этим тенденциям [11]. «Преактивность - это предвидение событий, инициирование перемен, стремление «держать в своих руках» судьбу организации» [12]. Преактивное управление позволяет компаниям, улавливая тенденции изменения во внешней среде, не только предотвратить ущерб от них, но и, возможно, своими действиями предотвратить сами изменения или использовать их в свою пользу.

Вместе с формированием альтернатив необходима разработка критериев выбора альтернативы и составление подходящей модели. Наиболее применяемыми и хорошо изученными методами оценки и сравнения многокритериальных альтернатив являются [13]: многокритериальная теория полезности (MAUT); методы аналитической иерархии (AHP); методы, основанные на теории нечетких множеств; группа методов Электра (ELECTRE); вербальный анализ решений (ВАР); метод простой многокритериальной оценки SMART.

Осуществив выбор наиболее подходящей стратегической альтернативы, необходима ее реализация, контроль реализации и оценка эффективности на каждом этапе реализации [14, 15].

Заключение

Российская промышленность минеральных удобрений представляется стратегически важной, потенциально конкурентоспособной на мировых рынках и имеющей хорошие условия для стабильного роста в России. На долю России приходится около 10% мирового производства минеральных удобрений и только 1,8% мирового потребления, то есть основная часть продукции отрасли экспортируется. Экспорт минеральных удобрений не носит сырьевую направленность, это экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью, который связан со значительными мультипликативными, бюджетными и социально-экономическими эффектами.

В этой связи исследование современных тенденций и перспектив развития рынка минеральных удобрений, особенностей конкурентной среды и форм ведения конкурентной борьбы для упрочнения позиций российских производителей на мировых рынках приобретает особую актуальность.

Кроме того, современная отраслевая и рыночная ситуация производителей минеральных удобрений определяет требования к повышению эффективности системы стратегического управления. На основании проведенного исследования и выявленных особенностей, и проблем функционирования горно-химических компаний предложен подход к стратегическому управлению компаниями горно-химической отрасли, основанный на комплексном стратегическом анализе компаний и разработке стратегических альтернатив в рамках активного, реактивного и преактивного подходов к стратегическому управлению. Такой подход позволит повысить эффективность деятельности компаний горно-химического комплекса в условиях динамизма внешней среды и увеличивающегося конкурентного давления.

Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда «Программно-целевое управление комплексным развитием Арктической зоны РФ (проект №14-38-00009)». Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Aaker D.A. Strategic Market Management.: Wiley; 10 edition. - 2013. - 336 p.

2. Barney J.B. Firm resources and sustainable competitive advantage // Journal of Management, №17, 1991. p. 99-120.

3. Череповицын А.Е., Ильинова А.А. Ключевые факторы конкурентоспособности в отрасли фосфорсодержащих минеральных удобрений // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - Петрозаводск.: Изд-во ПетрГУ. - 2012. - №1 (122). - с. 94-99.

4. Пономаренко Т.В., Дмитриева Д.М. Методические основы стратегического анализа внешней среды интегрированной горной компании // Организационно-экономический механизм рационального недропользования: оценка, эффективность и стратегическое управление: Отдельные статьи Горного информационно-аналитического бюллетеня (научно-технического журнала). -М.: Изд-во «Горная книга». - 2011. - №10. - С. 57-70.

5. Ильинова А.А., Череповицын А.Е., Ларичкин Ф.Д. Отраслевые особенности формирования конкурентных стратегий в горнохимическом комплексе // Всероссийский экономический журнал «ЭКО», 2014 г., №1, с. 121-135.

6. Ефремова Т., Демчук О. Теория организации: учебное пособие. - М: Издательство «Флинта», 2009. - 264.

7. Ибрагимова М.Х. Анализ внешней среды компании для принятия стратегических решений // Проблемы современной экономики, №2 (42), 2012. -с. 140 - 143.

8. Sergeev, I., Ponomarenko T., Methodological Aspects Of Sustainable Development: Particularity Of Russia // Management theory and studies for rural business and infrastructure development. - Research papers. 2011. - Nr. 2 (26).

9. Дмитриева Д.М. Событийный анализ как информационная основа формирования активной стратегии калийной компании // Экономика и предпринимательство. - 2013. - №12 (ч. 4). - С. 509-512.

10. Ansoff H.I. Strategic Management.: Palgrave Macmillan. - 2007. - 272 p.

11. Богомолова Е.В., Толстых Т.Н. Формирование конкурентных преимуществ предпринимательских структур, резервы конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №12, c. 35-45.

12. Newstrom J.W., Davis K. Organizational behavior: human behavior at work.: McGraw-Hill/Irwin. - 2002. - 534 р.

13. Roy B. Multicriterial Methodology for Decision Aiding. - Kluwer, Dordrecht, 1996. -Chapter 1-2.

14. Grant R.M. Contemporary Strategy Analysis.: Wiley. - 8th Edition. - 2013. - 480 p.

15. Spender J.-C. Business Strategy: Managing Uncertainty, Opportunity, and Enterprise.: Oxford University Press/ - 1 edition. - 2014. - 376 p.

16. Ильинова А.А. Конкурентные стратегии горнохимических компаний: отраслевые факторы и особенности формирования // Российский экономический интернет-журнал, 2014 г., №2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-rej.ru/upload/iblock/c5f/c5f340da0033f8e7b9cd2dae4df0979b.pdf. (дата обращения 04.09.2015).

Dmitrieva Diana Mikhailovna

National University Mineral Resources University, Russia, Saint-Petersburg

E-mail: Diana-dmitrieva@mail.ru

Ilinova Alina Aleksandrovna

National University Mineral Resources University, Russia, Saint-Petersburg

E-mail: iljinovaaa@mail.ru

Formation of the approach to strategic management of mining and chemical complex' companies in conditions of the External

environment dynamism

Abstract. Nowadays ensuring of high-performance activity, increase of the investment attractiveness and creation of long-term prospects are actual issues for every company independently of its activity field. Development of actual and science based strategy allows to reach high effective results in both current activity and long-term prospect. In current market and industry conditions mineral-raw companies in general and mining and chemical sector in particular are influenced by numerous factors and events that cause high dynamism of the environment. At the same time despite of diversity of existing methods and instruments of strategic management today there is no approach that allows considering industry and market peculiarities of mining and chemical companies' activity.

Mining and chemical industry is characterized by several distinguishing features: oligopolistic market, institutional regulation of industry, high capital intensity of production and strategic decisions, high strategic and social significance of companies that stipulates necessity of taking into account interests of regional and state structures, population and etc. in strategy development. Moreover there are several actual problems of strategic management that mineral-raw companies face: lack of co-ordination in strategy development between large mining and chemical companies' strategies and strategies of regions they operate in; lack of control over strategy realization; lack of scientific guidance of strategic planning of mining production, shortage of strategy mathematical modeling methods etc. So development of specific approach to strategic management of mining and chemical companies, that considers market and industry peculiarities and high dynamism of the environment, is necessary.

Keywords: strategic management; mining and chemical companies; the dynamism of the external environment; formation of the approach; industry peculiarities; market peculiarities; strategic analysis; strategy; oligopoly; raw-mineral complex

REFERENCES

1. Aaker D.A. Strategic Market Management.: Wiley; 10 edition. - 2013. - 336 p.

2. Barney J.B. Firm resources and sustainable competitive advantage // Journal of Management, №17, 1991. p. 99-120.

3. Cherepovitsyn A.E., Il'inova A.A. Klyuchevye faktory konkurentosposobnosti v otrasli fosforsoderzhashchikh mineral'nykh udobreniy // Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. - Petrozavodsk.: Izd-vo PetrGU. -2012. - №1 (122). - s. 94-99.

4. Ponomarenko T.V., Dmitrieva D.M. Metodicheskie osnovy strategicheskogo analiza vneshney sredy integrirovannoy gornoy kompanii // Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm ratsional'nogo nedropol'zovaniya: otsenka, effektivnost' i strategicheskoe upravlenie: Otdel'nye stat'i Gornogo informatsionno-analiticheskogo byulletenya (nauchno-tekhnicheskogo zhurnala). - M.: Izd-vo «Gornaya kniga». - 2011. - №10. -S. 57-70.

5. Il'inova A.A., Cherepovitsyn A.E., Larichkin F.D. Otraslevye osobennosti formirovaniya konkurentnykh strategiy v gornokhimicheskom komplekse // Vserossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal «EKO», 2014 g., №1, s. 121-135.

6. Efremova T., Demchuk O. Teoriya organizatsii: uchebnoe posobie. - M: Izdatel'stvo «Flinta», 2009. - 264.

7. Ibragimova M.Kh. Analiz vneshney sredy kompanii dlya prinyatiya strategicheskikh resheniy // Problemy sovremennoy ekonomiki, №2 (42), 2012. - s. 140 - 143.

8. Sergeev, I., Ponomarenko T., Methodological Aspects Of Sustainable Development: Particularity Of Russia // Management theory and studies for rural business and infrastructure development. - Research papers. 2011. - Nr. 2 (26).

9. Dmitrieva D.M. Sobytiynyy analiz kak informatsionnaya osnova formirovaniya aktivnoy strategii kaliynoy kompanii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2013. -№12 (ch. 4). - S. 509-512.

10. Ansoff H.I. Strategic Management.: Palgrave Macmillan. - 2007. - 272 p.

11. Bogomolova E.V., Tolstykh T.N. Formirovanie konkurentnykh preimushchestv predprinimatel'skikh struktur, rezervy konkurentosposobnosti // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. - 2011. - №12, c. 35-45.

12. Newstrom J.W., Davis K. Organizational behavior: human behavior at work.: McGraw-Hill/Irwin. - 2002. - 534 r.

13. Roy B. Multicriterial Methodology for Decision Aiding. - Kluwer, Dordrecht, 1996. -Chapter 1-2.

14. Grant R.M. Contemporary Strategy Analysis.: Wiley. - 8th Edition. - 2013. - 480 p.

15. Spender J.-C. Business Strategy: Managing Uncertainty, Opportunity, and Enterprise.: Oxford University Press/ - 1 edition. - 2014. - 376 p.

16. Il'inova A.A. Konkurentnye strategii gornokhimicheskikh kompaniy: otraslevye faktory i osobennosti formirovaniya // Rossiyskiy ekonomicheskiy internet-zhurnal, 2014 g., №2. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://e-rej.ru/upload/iblock/c5f/c5f340da0033f8e7b9cd2dae4df0979b.pdf. (data obrashcheniya 04.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.