4. Лавинский Г. В. Построение и функционирование сложных систем управления: учеб. пособие для вузов. Киев: Выща школа, 1989. 334 с.
N.S. Vasin, А. V. Andriuhin
Construction conceptual and economic-mathematical model of steady economic development of the enterprise
Construction of the conceptual and economic-mathematical model describing financial and economic activity of the enterprise is carried out. On the basis of the offered criterion of efficiency the ratio describing steady economic development of the enterprise are received.
Keywords: stability, model, economic development and growth, economic system
УДК 331.225.3:61
Н.Г. Шамшурина, д-р экон. наук, профессор, 5Ьат5Ьиппу2@таП.ги. (Россия, Москва, ФУЭЗ ГОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова); Л.А. Воропаева, канд. мед. наук, главный врач, [email protected]. www.gkbl.org. (Россия, Чебоксары, МУЗ «Городская клиническая больница № 1»);
М.В. Жукова, канд. соц. наук, доцент, [email protected]. (Россия, Тула, ТулГУ)
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ ВИДОВ ВЫПЛАТ СТИМУЛИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА И РАЗРАБОТКА ИНДИКАТОРОВ ИНТЕНСИВНОСТИ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ ПЕРСОНАЛОМ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Приводится перечень видов выплат стимулирующего характера работникам медицинского учреждения. Разработаны критерии (индикаторы) интенсивности, результативности и качества выполняемых работ, применяемые в практике деятельности конкретного лечебного учреждения при оценке эффективности работы различных категорий работников.
Ключевые слова: стимулирование, персонал, оплата труда, премия, индикатор, интенсивность работ, результативность работ, качество работ, эффективность.
Рассматривая вопросы совершенствования медицинской деятельности при использовании новых методик управления, основанных на учете экономической эффективности работы лечебно-профилактических учреждений, становится важным изучение кадрового потенциала учреждения. Здесь необходимо обратить внимание на то, что во многом эффективность деятельности ЛПУ зависит от ее интенсификации и профессионального статуса оказывающего медицинскую помощь персонала. Следовательно,
особую важность приобретают вопросы повышения мотивации в деятельности персонала лечебного учреждения.
В связи с этим был сформирован список видов выплат стимулирующего характера, составленный в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях» (далее перечень выплат стимулирующего характера).
При формировании перечня используются наименования и условия осуществления выплат стимулирующего характера, установленные законодательством. В нем определяются качественные и количественные показатели для каждой конкретной стимулирующей выплаты, при достижении которых данные выплаты производятся.
Размеры стимулирующих выплат устанавливаются в процентном отношении к рекомендуемым минимальным окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ.
Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.
«Стимулирующие выплаты» включают перечень (конкретные наименования) и рекомендуемые размеры выплат стимулирующего характера.
Конкретный процент ассигнований средств местного бюджета на выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения определяется распорядителем средств местного бюджета, в ведении которого находится учреждение, самостоятельно в зависимости от размера фонда оплаты труда, планируемой суммы на выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения с учетом результатов деятельности учреждения, объемов работ, их сложности и социальной значимости (на основе: «Разъяснение о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» в части использования централизованных бюджетных ассигнований в размере до 5 процентов на выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений». Утверждено приказом Минздрав-соцразвития России от 29 декабря 2008 г. № 823).
При этом могут предусматриваться следующие показатели для установления выплат стимулирующего характера руководителю учреждения:
- выполнение учреждением в установленном порядке показателей его деятельности;
- выполнение учреждением решений Правительства Российской Федерации и федеральных органов государственной власти, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, местных органов власти, принятых в отношении учреждения в соответствии с их компетенцией;
- отсутствие нарушений законодательства Российской Федерации при проведении мероприятий по контролю (надзору);
- отсутствие в учреждении задолженности по заработной плате;
- участие в реализации национальных проектов, федеральных целевых программ и др.
В учреждении может быть выделен на данный период главный показатель его деятельности, за выполнение которого устанавливается не менее 30 % общей суммы выплат, предусмотренных на стимулирование руководителя данного учреждения.
Ассигнования из местного бюджета, направленные в текущем году учреждению на выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения сверх утвержденных данному учреждению плановых объемов, не учитываются при формировании общего фонда оплаты труда учреждения на очередной и последующие годы.
Конкретные показатели, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются ежегодно исходя из задач, стоящих перед учреждением.
Выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения производятся на основании предоставляемой информации о показателях деятельности учреждения. Размеры стимулирующих выплат устанавливаются в процентном отношении к рекомендуемым окладам (ставкам) по соответствующим профессионально-квалификационным группам. Должностной оклад руководителя зависит от размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения. При расчете средней заработной платы учитываются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы и выплаты стимулирующего характера работников основного персонала учреждения (См. подробнее: Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения. Утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. № 167н).
Положения о выплатах стимулирующего характера вносятся в трудовой договор путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.
В целях поощрения всех работников за выполненную работу в учреждении в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера устанавливаются следующие выплаты:
- по итогам работы (за квартал, полугодие, девять месяцев, год);
- за образцовое качество выполняемых работ;
- за выполнение особо важных и срочных работ;
-за интенсивность и высокие результаты работы.
Разработка критериев (индикаторов) оценки эффективности работы различных категорий работников напрямую зависит от результатов работы самого работника; целевых показателей работы, достижимых для большинства работников, и следует из возможности оценки работы по критериям эффективности методами, которые не должны вызывать двойственных толкований и быть понятными для работника.
Для административно-управленческого персонала устанавливаются:
1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы:
- надбавка за обеспечение условий для лечебного процесса.
2. Выплаты за качество выполняемых работ.
3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет:
- надбавка за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения;
- надбавка за выслугу в данном учреждении (три года и более).
4. Премиальные выплаты по итогам работы.
В зависимости от меняющихся управленческих задач (табл. 1) могут быть дополнительно введены новые индикаторы.
Таблица 1
Индикаторы интенсивности, результативности и качества выполняемых работ административно-управленческим персоналом
№ Перечень индикаторов Значение индикатора
1. Индикаторы интенсивности
Увеличение объема медицинской деятельности учреждения (структурного подразделения учреждения) без снижения качества о,з
Участие учреждения (структурного подразделения учреждения) в реализации национальных проектов; федеральных целевых программах, региональных программах модернизации здравоохранения о,з
Публикации статей и монографий, участие в работе научно-практических конференций, выставках, направленных на повышение ресурсного потенциала руководителей учреждений здравоохранения 0,1
Максимальное использование рабочего времени 0,1
2. Индикаторы результативности
Выполнение учреждением (структурного подразделения учреждения) в установленном порядке показателей его медицинской деятельности 0,1
Улучшение основных показателей деятельности учреждения (структурного подразделения учреждения) за период не менее чем на 10 % 0,1 за каждые 10%
Обеспечение надлежащих условий для лечебного процесса 0,1
Экономия ресурсов учреждения (структурного подразделения учреждения) не менее чем на 10 % за период 0,2
Увеличение прибыли от разрешенной законодательством предпринимательской деятельности учреждения (структурного подразделения учреждения) не менее чем на 10 % за период од
3. Индикаторы качества
Эффективный контроль над соблюдением стандартов медицинской помощи и протоколов ведения больных 0,2
Удовлетворенность пациентов качеством выполняемых работ, медицинских услуг 0,2
Внедрение современных форм и методов организации труда на базе информационных технологий 0,3
Высокая степень ответственности за персонал, работа персонала без нарушений 0,1 за каждого подчиненного
Надлежащая степень ответственности за оборудование 0,1
Надлежащая степень ответственности за материалы 0,1
Качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения 0,2
Итого (сумма коэффициентов)
Например, если рекомендуемый минимальный размер оклада врача-интерна 1-го квалификационного уровня ПКГ «Врачи и провизоры» составляет 3560 руб., а врач-специалист хирургического профиля, относимый к 4-му квалификационному уровню ПКГ «Врачи и провизоры», имеет коэффициент к минимальному окладу 0,52, то его минимальный оклад составляет 5411,2 руб. в месяц (см. подробнее: Приложение № 1 к Примерному положению об оплате труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденному приказом от 28 августа 2008 г. № 463н). При этом, если в соответствии с табл. 2 «Индикаторы интенсивности, результативности и качества выполняемых работ врачами стационарной медицинской помощи» врач-специалист хирургического профиля набирает максимальный коэффициент, равный 3, то его заработная плата составит 16 233,6 руб. в месяц.
Таблица 2
Индикаторы интенсивности, результативности и качества выполняемых работ врачами стационарной медицинской помощи
№ Перечень индикаторов Значение индикатора
1. Индикаторы интенсивности
Перевыполнение отраслевых норм нагрузки 0,1 за каждые 5 % перевыполнения
Увеличение объема медицинской деятельности врача без снижения качества работы, освоение субспециальности 0,3
Участие врача в выполнении национальных проектов, в федеральных и отраслевых программах, региональных программах модернизации здравоохранения 0,3
Публикации статей и монографий, участие в работе научно-практических конференций, выставках, направленных на повышение ресурсного потенциала врачей 0,1
Максимальное использование рабочего времени 0,1
2. Индикаторы результативности
Высокие результаты в динамике лечения 0,3
Сокращение длительности стационарного лечения без снижения качества 0,2
Достигнутый результат по цели госпитализации 0,1
Рекомендации, данные в полном объеме, по реабилитации больного, соответствующие диагнозу и оказанному объему медицинской помощи 0,1
3. Индикаторы качества
Качественное выполнение стандартов медицинской помощи и протоколов ведения больных, соблюдение технологии лечебно-диагностического процесса 0,2
Применение в практической работе новых медицинских технологий 0,2 за каждую новую медицински эффективную технологию
Оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи 0,3
Высокая оценка сбора анамнеза (проведен полностью) 0,1
Соответствие комплекса диагностических услуг стандартизированным протоколам ведения больных ОД
Соответствие результатов комплекса предоставленных медицинских услуг установленному диагнозу 0,1
Инициативное проведение мероприятий, направленных на улучшение качества медицинской помощи 0,2
Высокая оценка качества оформления документации 0,1
Удовлетворенность пациентов качеством медицинских услуг врача 0,2
Итого (сумма коэффициентов)
Также, как и в табл. 1, в зависимости от меняющихся целей и задач деятельности медицинского персонала стационара перечень табл. 2 может быть дополнен новыми индикаторами.
Таблица 3
Индикаторы интенсивности, результативности и качества выполняемых работ врачами амбулаторно-поликлинической службы
№ Перечень индикаторов Значение индикатора
1. Индикаторы интенсивности
Перевыполнение отраслевых норм нагрузки 0,1 за каждые 5 % перевыполнения
Увеличение объема медицинской деятельности врача без снижения качества работы, освоение субспециальности 0,3
Участие врача в выполнении национальных проектов, в федеральных и отраслевых программах, региональных программах модернизации здравоохранения 0,3
Публикации статей и монографий, участие в работе научно-практических конференций, выставках, направленных на повышение ресурсного потенциала врачей 0,1
Максимальное использование рабочего времени ОД
2. Индикаторы результативности
Высокие результаты в динамике лечения 0,3
Стабилизация уровня госпитализации прикрепленного населения од
Снижение уровня госпитализации прикрепленного населения 0,2
Снижение частоты вызовов скорой медицинской помощи 0,2
Увеличение числа посещений с профилактической целью не менее чем на 10 % 0,3
Надлежащий охват профилактическими прививками 0,1
Снижение числа случаев первичного выхода на инвалидность по поводу заболевания лиц трудоспособного возраста на 1000 не менее чем на 5 % 0,3
3. Индикаторы качества
Качественное выполнение стандартов медицинской помощи и протоколов ведения больных, соблюдение технологии лечебно-диагностического процесса 0,2
Применение в практической работе новых медицинских технологий 0,2 за каждую новую медицински эффективную технологию
Оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи 0,2
Обоснованность назначения лекарственных средств 0,1
Увеличение числа охваченных диспансерным наблюдением от числа подлежащих диспансеризации 0,2
Снижение количества осложнений заболеваний 0,1
Снижение количества повторных госпитализаций 0,1
Снижение уровня несвоевременного направления больных на госпитализацию 0,1
Инициативное проведение мероприятий, направленных на 0,2
улучшение качества медицинской помощи
Снижение уровня числа обоснованных жалоб со стороны пациентов на 1000 населения од
Итого (сумма коэффициентов)
В зависимости от меняющихся целей и задач деятельности медицинского персонала амбулаторно-поликлинической службы перечень табл. 3 может быть дополнен новыми индикаторами.
Таблица 4
Индикаторы интенсивности, результативности и качества выполняемых работ медсестринским персоналом
Перечень индикаторов Значение индикатора
1. Индикаторы интенсивности
Перевыполнение отраслевых норм нагрузки ОД за каждые 5 % перевыполнения
Увеличение объема медицинской сестринской деятельности без снижения качества работы 0,2
Участие в выполнении национальных проектов, в федеральных и отраслевых программах, региональных программах модернизации здравоохранения 0,3
Публикации статей, участие в работе научно-практических конференций, выставках, направленных на повышение ресурсного потенциала медсестринского персонала 0,1
Максимальное использование рабочего времени 0,2
2. Индикаторы результативности
Высокие результаты сестринской помощи в динамике лечения больного 0,3
Снижение уровня внутрибольничной инфекции и надлежащее гигиеническое содержание пациента 0,1
Неукоснительное соблюдение санэпидрежима од
Полнота и своевременность выполнения процедур лежачим больным од
Надлежащий уровень организации питания больного од
Надлежащий уровень оптимизации рабочего места од
Надлежащее ведение документации сестринской деятельности ОД
Улучшение самоорганизации работы постовой медицинской сестры од
Экономия расходных материалов без снижения качества ухода за пациентом 0,2
Внедрение передового опыта в сестринский процесс 0,2
3. Индикаторы качества
Качественное выполнение технологических стандартов манипу-ляционной техники, протоколов ухода за пациентами, соблюдение технологии лечебно-диагностической деятельности в рамках сестринского процесса 0,2
Высокое качество выполнения врачебных назначений 0,1
Высокое качество сбора биосред, качество подготовки пациента к выполнению назначений по обследованию од
Применение в практической работе новых сестринских технологий 0,2 за каждую новую медицински эффективную технологию
Высокая культура обслуживания пациентов (доброжелательность; надлежащий внешний вид, одежда, фартуки; раскладка блюд, хранение передач и т.п.) 0,2
Отсутствие обоснованных жалоб со стороны пациентов на оказание медицинской помощи и соблюдение принципов этики и деонтологии 0,2
Итого (сумма коэффициентов)
В зависимости от меняющихся целей и задач деятельности медсестринского персонала перечень табл. 4 может быть дополнен новыми индикаторами.
Таблица 5
Индикаторы интенсивности, результативности и качества выполняемых работ вспомогательным персоналом
№ Печень индикаторов Значение индикатора
1. Индикаторы интенсивности
Увеличение объема деятельности без снижения качества работы 0,2
Участие в рамках своих функциональных обязанностей в выполнении национальных проектов, в федеральных и отраслевых программах, региональных программах модернизации здравоохранения 0,3
Участие в течение соответствующего рабочего периода в выполнении важных работ, мероприятий в дополнение к своим должностным обязанностям по поручению главного врача, руководителя подразделения 0,1
2. Индикаторы результативности
Соответствие фактического и планируемого результата деятельности од
Созданные условия для безаварийной, безотказной, бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения 0,3
Высокий уровень соблюдения санитарно-эпидемического режима 0,1
Высокий уровень соблюдения правил внутреннего трудового распорядка учреждения 0,1
Высокий уровень техники безопасности и противопожарной защиты 0,1
Результативное проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа учреждения среди населения 0,1 за каждое мероприятие
3. Индикаторы качества
Отсутствие жалоб пациентов обслуживаемых подразделений 0,2
Способность с высоким качеством выполнять требуемую работу в 0,3
условиях самоорганизации и в короткие сроки
Качественная подготовка и своевременная сдача отчетности 0,1
Итого (сумма коэффициентов)
В зависимости от меняющихся целей и задач деятельности младшего медицинского и другого вспомогательного персонала перечень табл. 5 может быть дополнен новыми индикаторами.
В завершении необходимо отметить, что разработанные критерии (индикаторы) интенсивности, результативности и качества выполняемых работ, применяемые в практике деятельности конкретного лечебного учреждения при оценке эффективности работы различных категорий работников, позволяют применять выплаты стимулирующего характера работникам медицинского учреждения с учетом их индивидуального вклада.
Shamshurina N. G., Voropaeva L.A., Zhukova М. V.
The bonus list and intensity, effectiveness and quality indicators developing for the personal of the municipal public health institution forming.
The bonus list for medical institution personal is given in the article. The indicators of intensity, effectiveness and quality are developed on the example of concrete municipal public health institution for valuating the efficiency of various categories workers.
Key words: bonus, personal, remuneration of labour, indicator, intensity, effectiveness, effectiveness, quality, efficiency.
УДК 339.17
И.Д. Котляров, кавд. экон. наук, доцент кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента, [email protected]. (Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета Высшая школа экономики)
ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ТОРГОВЛИ: ТРАДИЦИОННАЯ, ДИСТАНЦИОННАЯ, ЭЛЕКТРОННАЯ
Рассмотрены основные этапы эволюции торговли. Показаны достоинства и недостатки выявленных форм торговли. Установлены главные направления, по которым происходило развитие форм торговли.
Ключевые слова: эволюция торговли, традиционная торговля, дистанционная торговля.
ВВЕДЕНИЕ
Электронная коммерция в современных источниках считается инновационным способом ведения бизнеса, позволяющим участникам предпринимательской деятельности с минимальными затратами взаимодействовать друг с другом независимо от расстояния в удобном для них режиме.