Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК ЗНАЧИМОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК ЗНАЧИМОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое мастерство / педагогические технологии / педагогический такт / профессиональная компетенция / педагогические методы / образовательная система. / pedagogical skills / pedagogical technologies / pedagogical tact / professional competence / pedagogical methods / educational system.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Бохан К.А., Латышева А.Т., Самыгин С. И.

Система обучения в высших учебных заведениях претерпевает постоянные изменения. Поэтому перед преподавательским составом стоит задача постоянного самосовершенствования и повышения квалификации. В свою очередь, педагогических методов воздействия на обучающихся становится все больше. Эффективное использование методов и технологий обучения зависит от педагогического мастерства преподавателя. Творческий подход, преподавательский такт являются одними из основополагающих элементов педагогического мастерства, в исследовании им уделяется значительное внимание. Далее рассматривается педагогическое мастерство как профессионально необходимое качество практикующего преподавателя, а также особенности и составляющие элементы педагогического мастерства. Анализируются и сопоставляются понятия педагогическое мастерство и профессионализм. Также исследуются зарубежные подходы и практики к определению педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Бохан К.А., Латышева А.Т., Самыгин С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PEDAGOGICAL SKILLS AS A SIGNIFICANT PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The education system in higher education institutions is undergoing constant changes. Therefore, the teaching staff is faced with the task of constant self-improvement and professional development. In turn, there are more and more pedagogical methods of influencing students. The effective use of teaching methods and technologies depends on the teacher's pedagogical skills. Creativity and teaching tact are among the fundamental elements of pedagogical excellence, and considerable attention is paid to them in the study. Next, pedagogical skills are considered as a professionally necessary quality of a practicing teacher, as well as the features and constituent elements of pedagogical skills. The concepts of pedagogical skills and professionalism are analyzed and compared. Foreign approaches and practices to the definition of pedagogical skills are also being investigated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК ЗНАЧИМОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SEM.2024.98.63.003 УДК 37.013

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК ЗНАЧИМОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Бохан К.А.1, Латышева А.Т.2, Самыгин С.И.3

13Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 2Таганрогский институт А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета

Аннотация. Система обучения в высших учебных заведениях претерпевает постоянные изменения. Поэтому перед преподавательским составом стоит задача постоянного самосовершенствования и повышения квалификации. В свою очередь, педагогических методов воздействия на обучающихся становится все больше. Эффективное использование методов и технологий обучения зависит от педагогического мастерства преподавателя. Творческий подход, преподавательский такт являются одними из основополагающих элементов педагогического мастерства, в исследовании им уделяется значительное внимание. Далее рассматривается педагогическое мастерство как профессионально необходимое качество практикующего преподавателя, а также особенности и составляющие элементы педагогического мастерства. Анализируются и сопоставляются понятия педагогическое мастерство и профессионализм. Также исследуются зарубежные подходы и практики к определению педагогического мастерства.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, педагогические технологии, педагогический такт, профессиональная компетенция, педагогические методы, образовательная система.

FORMATION OF PEDAGOGICAL SKILLS AS A SIGNIFICANT PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Ksenia A. Bokhan1, Anna T. Latysheva2, Sergey I. Samygin3

1,3Rostov State University of Economics, 2A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch) Rostov State University of Economics

Abstract. The education system in higher education institutions is undergoing constant changes. Therefore, the teaching staff is faced with the task of constant self-improvement and professional development. In turn, there are more and more pedagogical methods of influencing students. The effective use of teaching methods and technologies depends on the teacher's pedagogical skills. Creativity and teaching tact are among the fundamental elements of pedagogical excellence, and considerable attention is paid to them in the study. Next, pedagogical skills are considered as a professionally necessary quality of a practicing teacher, as well as the features and constituent elements of pedagogical skills. The concepts of pedagogical skills and professionalism are analyzed and compared. Foreign approaches and practices to the definition of pedagogical skills are also being investigated.

Keywords: pedagogical skills, pedagogical technologies, pedagogical tact, professional competence, pedagogical methods, educational system.

Введение. Сегодня система образования претерпевает большие изменения, что отражается на требованиях к профессиональной компетенции педагога. Ранее, концепция деятельности педагога основывалась на исключительно теоретическом обобщении материала и передачи знаний обучающимся. Но на сегодняшний день концепция значительно изменилась и роль педагога изменилась. Теперь педагог в образовательном процессе становится наставником с практикоориентированным психологическим подходом к обучающимся. Помимо этого, педагог должен обладать высокой моралью и нравственностью, подбирать индивидуальный подход к обучающимся.

Понятие «педагогическое мастерство» имеет несколько размытые границы и учеными-исследователями понимается по-разному. В образовательном процессе педагог представляет собой центральную фигуру, которая является примером дисциплины, мудрости и опыта в глазах студентов. Изменчивость образовательной системы, новые подходы, технологии и инструменты деятельности педагогов и их профессиональная компетенция, которая отчасти представляет собой педагогическое мастерство, являются основополагающими факторами вовлеченности студентов в процесс обучения, что и определяет актуальность темы исследования.

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Предметом исследования является образовательный процесс в высших учебных заведениях.

Объектом исследования выступает педагогическое мастерство, его основы и критерии.

На практике значительная часть преподавателей не имеют представления о педагогическом мастерстве и ограничиваются устаревшими методами обучения, основанным на теоритической подготовке обучающихся. Часто педагоги сконцентрированы на знаниях о дисциплине, которую ведут, при этом не беря в расчет основы педагогического мастерства, владение которым необходимо для качественного обучения студентов.

Педагогическое мастерство определяется как личностноориентированный психологический подход к образовательному процессу, а также явление постоянно изменяющееся, вбирающее в себя теоретический и практический подходы, а также совокупность объективности и субъективности, вносимые самим педагогом в процессе своей деятельности.

Сочетание субъективности и объективности в педагогическом мастерстве на первый взгляд может показаться отрицательным воздействием, которое вносит педагог. На самом деле, субъективность и объективность вносится педагогом ввиду его личностных и психологических характеристик, которые определяют подходы, которые он использует в своей деятельности.

Обсуждение. Педагогическое мастерство, как уже было отмечено выше, представляет собой не только процесс, явление и практический подход в преподавании, но также целую систему со своими компонентами. Педагогическое мастерство состоит из следующих четырех компонентов:

1) блок, включающий в себя знания о дисциплине, научные знания и знания о практическом применении, а также эрудицию, критическое мышление и другое;

2) личностный подход к деятельности;

3) способности к обучению;

4) умения и навыки планировать учебный процесс.

Из предыдущих рассуждений можно сделать вывод о том, что педагогическое мастерство представляет собой интегративную систему, в которой сочетаются профессионализм педагога, знание дисциплины, творческий подход педагога к своей деятельности, а также его умения и навыки.

Все проявления педагогического мастерства актуализируются в учебном процессе за счет взаимодействия с обучающимися, направленного как на практикоориентированное взаимодействие, так и на коммуникативное. Налаженная

взаимосвязь с обучающимися является критерием к эффективному взаимодействию в образовательном процессе.

Процесс обучения, в парадигме современного образования, выстраивается как субъект-субъектные взаимоотношения. Студент выступает в качестве активного субъекта взаимодействия, который, прежде всего, заинтересован в получении знаний и направляет свою деятельность на самосовершенствование. В связи с этим, обязательным условием для эффективного взаимодействия в образовательном процессе является наличие обратной связи, которая исходит от обучающегося к преподавателю с целью закрепления знаний и получения ответов на интересующие вопросы.

Сама деятельность педагога также представляет собой систему, в которой есть пять компонентов, которые стоит рассмотреть:

- гностический компонент. Происходит от греческого слова дпоэеоэ - знание. Данный подход определяется процессом передачи знаний педагога о преподаваемой дисциплине, а также основной терминологии;

- проективный компонент. Представляет собой определение целей курса, а также задачи, которые необходимо выполнять студентам на пути к достижению целей;

- конструктивный компонент. Здесь преподаватель определяет содержание курса, а также избирает педагогические методы и инструменты для проведения занятий;

- организационный компонент отвечает за определение задач, необходимых для реализации курса;

- коммуникативный компонент включает в себя установление межличностного контакта между преподавателем и обучающимся, а также его закрепление на установленный период проведения дисциплины.

Деятельность преподавателя является научно-просветительской, и она тоже имеет свои компоненты: управленческий компонент, воспитательный, организаторский, диагностический, что, в совокупности, позволяет педагогу быть центральной фигурой в образовательном процессе. Педагогическая деятельность имеет множество ответвлений и педагогическое мастерство является одним из них.

Педагогическое мастерство является основополагающим фактором всей педагогической культуры, которым должен владеть каждый преподаватель. Он вбирает в себя компоненты психологического воздействия, профессиональных навыков и знаний, а также различные средства выразительности речи, что в совокупности позволяет педагогу осуществлять свою деятельность.

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Все вышесказанное подтверждает тот факт, что педагогическое мастерство является по своей сущности способностью, которой педагог может овладеть. Поэтому педагог является наставником, организатором и оратором в одном лице.

В педагогическое мастерство, в свою очередь, входят следующие компоненты:

- ораторское мастерство;

- мастерство организации лекционных и практических занятий, а также организация деятельности студентов во время занятия;

- мастерство владения педагогическими технологиями.

Все перечисленные компоненты тесно связаны между собой и в совокупности определяют педагогическое мастерство. Помимо прочего, владение педагогическим мастерством подразумевает личностный и творческий вклад преподавателя.

Творческое начало также есть и в использовании педагогических техник, которые преподаватель использует на свой выбор. Педагогические технологии помогают преподавателю воздействовать на студентов и управлять их темпом обучения.

Из этого можно сделать вывод о том, что педагогическая техника - это используемые педагогом способы и приемы с целью повышения эффективности работоспособности студентов путем применения средств и методов обучения и воспитания.

В педагогическое мастерство, помимо перечисленных компонентов, входит также и способность преподавателя к ораторскому мастерству. Одним из важнейших условий для эффективной преподавательской деятельности является речь педагога, которая должна обладать выразительностью, доступностью и ясностью изложения для обучающихся. Для многих людей выразительность определяется громкостью. На самом деле, это не так. Слишком громкая речь не является эффективной и напротив отталкивающе воздействует на студентов, не централизует внимание, а расфокусирует его; тем самым, студенты не вникают в то, что до них хочет донести педагог.

Другой категорией, входящей в педагогическое мастерство, является педагогический такт. Такт преподавателя - его профессионально-личностное умение нравственно и целенаправленно воздействовать на обучающихся.

Помимо этого, педагогический такт является элементом нравственной культуры, поэтому его соблюдение является основой педагогического мастерства и всей деятельности преподавателя. Педагогический такт проявляется в верном подходе, который избрал педагог для поддержания интереса аудитория и вовлечения в учебный процесс.

С педагогическим тактом тесно связаны понятия нравственности, уважения, гуманизма, чуткости, справедливости.

Стоит отметить, что педагогическое мастерство имеет свою структуру, в которую входят следующие компоненты:

- способность отобрать материал и донести его до студентов;

- умение выявлять проблематику и задавать вопросы студентам по теме дискуссии с целью развития их критического мышления, сплотить студентов и развить их творческий потенциал;

- способность подобрать индивидуальный подход к обучающимся.

Индивидуально-личностный подход является важной составляющей образовательного процесса. Каждый из студентов является личностью с разными навыками и способностями к обучению. Если для одного учебная деятельность дается легко, то для другого ситуация может быть противоположной. Для того, чтобы каждый студент эффективно обучался и изучил подготовленный для него материал, педагог подбирает индивидуальный подход.

Творческий потенциал педагога представляет собой особенность педагогической деятельности, которая определяется личностным потенциалом. Педагогическая деятельность, в свою очередь, состоит из трех основных компонентов [2]:

- личностной составляющей;

- общения с обучающимися;

- деятельности педагога на лекционных и практических занятиях.

Ключевой особенностью педагогических практик является проявление во время взаимодействия педагога со студентами. Педагогические практики носят индивидуально-личностный характер и зависят от пола педагога, его возраста, опыта деятельности, темперамента и характера.

Помимо знаний о самой дисциплине, у педагога должны быть знания профессионально-педагогические, которые делятся на следующие группы:

- специфические первого вида. Представляют собой знания о педагогической деятельности и ее особенности. Механизмы применения специфических знаний происходит через восприятие, запоминание, ассоциации со знакомыми ситуациями;

- специфические знания второго вида. Основываются на опыте педагогической деятельности. Способы овладения этими знаниями, следующие: на основе образца, эмпирическое осуществление педагогической деятельности, применение методов и технологий в новых ситуациях;

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

- специфические знания третьего вида. Овладение этими знаниями основываются на критическом мышлении и умении выявлять проблемы, поиске новой информации и научно-исследовательской деятельности педагога;

- специфические знания четвёртого вида. Основываются на формировании модели собственного поведения в соответствии с педагогической этикой и нормами, а также творческой составляющей педагога.

Опыт педагогической деятельности преображает характер педагога и в нем проявляются профессиональные элементы педагогического мастерства, которые стоит рассмотреть [1]:

- система профессиональных знаний;

- система навыков и умений, необходимых для педагогической деятельности;

- творческое начало;

- личностные качества, формирующие педагогическую деятельность.

Рассуждая о профессионально-педагогических навыках и умениях, стоит рассмотреть их общий вид.

Прежде всего, это дидактические навыки, умение рассуждать, отбирать и классифицировать информацию, рассматривать педагогическую деятельность как объект своей деятельности и подобрать подходы для эффективного взаимодействия.

Другой навык - общение с обучающимися подразумевает перевод самих обучающихся с уровня объекта образовательного процесса в субъект, это происходит в период обучения и формирования у обучающихся критического мышления, а также опыта по усвоению содержания дисциплины.

Следующее умение - организация собственной профессионально-педагогической деятельности, а также стремление к самосовершенствованию как личности и педагога.

И последнее - умение использовать педагогические практики, технологии и инструменты для решения задач, возникающих в образовательном процессе.

Все перечисленные умения и навыки составляют педагогическое мастерство, которое необходимо не только для успешной профессиональной деятельности педагога, но также и для личностного развития.

Так как образовательный процесс представляет собой взаимодействие двух субъектов - педагога и обучающегося, его эффективность напрямую зависит от активности и преподавателя, и студентов.

Педагогическое мастерство является не просто набором профессиональный характеристик, умения и навыков, но также непрерывным процессом постоянного развития, а также свидетельствует об опыте работы педагога, его гражданском статусе, его статусе в качестве специалиста.

Проблема воспитания является актуальной во все времена развития общества. Поэтому особое внимание в процессе обучения уделяется индивидуальному подходу и психологическим качествам обучающихся. Подобрать индивидуальный подход можно, используя различные педагогические методики. Педагогическая методика представляет собой набор инструментов, используемые педагогом для оптимизирования процесса обучения и социального взаимодействия со студентами. Средства и методики педагогического воздействия направлены на воспитание обучающихся и стимулирование их к учебной деятельности, что является одним из проявлений педагогического мастерства преподавателя.

Само мастерство педагогической деятельности проявляется на практике во время взаимодействия преподавателя со студентами, которое проявляется в поощрении, требованиях, перспективах, наказании [6].

Стоит рассмотреть перечисленные взаимодействия подробнее.

Требование является распространенным педагогическим методом, используемым для стимулирования обучающегося, и является одним из проявлений личного отношения преподавателя к обучающемуся.

Также, требование как метод педагогического воздействия направлен на организацию учебного процесса. Особенностью требования как метода педагогического воздействия является то, что применяется данный метод в процессе образования с целью организации работы коллектива студентов для достижения эффективного взаимодействия.

Метод перспективы является одним из самых эффективных способов вовлечения студентов в процесс обучения через установление конкретных целей студентов, которые связаны с их личными стремлениями и интересами. Помимо этого, данный метод способствует развитию у обучающихся целеустремленности.

Наказание и поощрение или метод «кнута и пряника» является наиболее распространенным в образовательной сфере. Данный метод применяется с целью корректировки поведения студентов. В случае успеха студента в обучении, педагог его поощряет, и отмечает его успехи, в случае отлынивания - моральное воздействие с целью привлечения студента к процессу обучения. Специфика использования данного метода заключается в ограниченности его применения, осторожности, вежливости и чуткости педагога.

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Педагогическое мастерство позволяет преподавателю-специалисту оценить ситуацию и применить методы и технологии педагогического воздействия для конкретной ситуации. Успешность применения зависит от компетентности специалиста.

Владение педагогическим мастерством не является особенностью или предрасположенностью, овладеть им может каждый специалист, но это требует целенаправленной и упорной работы над собой, готовности к постоянному обучению и самосовершенствованию. Педагогическое мастерство подразумевает совершенство владения всеми техниками, инструментами и методами, которые используются в обучении, что определяет уровень профессионализма преподавателя.

Многие исследователи рассматривают профессионализм как профессиональные характеристики и опыт. На самом деле, под профессионализмом понимается особая система ценностей и мировоззрение, определяющее отношение человека к своей профессиональной деятельности и обществу в целом.

Профессиональная компетентность многими отечественными учеными-исследователями понимается как характеристика подготовки преподавателя и его потенциал эффективной деятельности.

Профессиональная компетентность рассматривается с позиции четырех ее видов: личностная профессиональная компетенция, социальная, специальная и индивидуальная. Стоит рассмотреть их подробнее [7]:

- специальная профессиональная компетентность характеризуется владением профессиональными знаниями и их эффективное применение на практике;

- социальная профессиональная компетентность определяет навыки коммуникативного общения педагога со студентами и коллегами;

- личностная профессиональная компетентность характеризуется личностным развитием педагога и стремлением к самосовершенствованию, а также способность планировать свое профессиональное развитие, принимать решения;

- индивидуальная профессиональная компетентность характеризует особенности педагога и наличие профессиональной мотивации.

Стоит отметить, что педагогическая компетентность представляет собой иерархическую систему взаимосвязанных элементов: деятельности, знаний, коммуникации, личностный, эмоциональный и творческий.

Труды отечественных исследователей позволили выявить несколько закономерностей в педа-

гогической деятельности. Как уже было упомянуто выше, определение круга задач и деятельность по достижению целей является функциями, которые определяют педагогическую систему. Ее функциональными элементами являются: конструктивность, коммуникативность, гностический подход, организационный подход.

Гностический подход в преподавательской деятельности основывается на использовании педагогом различных методик в процессе обучения. Одним из важнейших умений в гностическом подходе преподавателя является умение анализировать результаты проведенного занятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функции, которые выполняется в процессе педагогического анализа следующие [5]:

- анализ практической деятельности с теоретической составляющей педагогического мастерства, что позволяет выявить способы совершенствования педагогического процесса;

- критическое осмысление недостатков и трудностей педагогической системы, стремление к самосовершенствованию;

- способность адаптировать техники и методики педагогического воздействия в зависимости от ситуации, возникшей в процессе обучения.

Педагогическое мастерство, помимо вышеперечисленных категорий, включает в себя планирование. Оно необходимо для формирования учебного процесса, определения навыков и умений студентов, которые они получат по завершению обучения.

Результаты. Для полного рассмотрения такой специфической категории как педагогическое мастерство, необходимо проанализировать зарубежный опыт педагогического мастерства в такой развитой стране, как Китайская Народная Республика. Россия и Китай являются стратегическими партнерами, сотрудничество между ними расширяется в различных сферах, включая образование.

Учитывая важность высшего образования для обеспечения экономического и социального развития обоих государств, понимание специфики педагогического мастерства преподавателей высшей школы в Китае является необходимым условием для успешного развития российско-китайских отношений.

Россия и Китай являются двумя важными государствами, тесно сотрудничающими в различных сферах, включая образование. Обмен опытом и знаниями в области педагогического мастерства между преподавателями высшей школы в обеих странах может способствовать развитию образовательных программ и повышению качества обучения в обеих странах.

Китай является одной из ведущих экономических и инновационных сил в мире, и его образова-

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

тельная система привлекает все большее внимание со стороны международного сообщества [4]. Изучение специфики подхода к педагогическому мастерству преподавателей высшей школы в КНР позволит понять, каким образом Китай достигает успеха в образовании и какие методы, и подходы используются для развития специалистов в различных областях.

Обмен опытом и знаниями между Россией и Китаем в области педагогического мастерства может способствовать укреплению культурных связей и взаимопониманию между двумя странами. Учитывая значительное количество китайских студентов, обучающихся в российских высших учебных заведениях, и студентов из России, обучающихся в Китае, а также активное сотрудничество между университетами обеих стран, обмен опытом и знаниями в области педагогического мастерства может создать дополнительные возможности для развития более глубоких и взаимовыгодных отношений между Россией и Китаем. Образование в Китае развивается быстрыми темпами, равно как и экономика страны, в целом. Местные ВУЗы - мировые лидеры по числу научных публикаций. Лучшие учебные заведения страны уже опережают многие университеты американской «Лиги плюща» в рейтингах Tsinghua University и Peking University занимают 15-ю и 23-ю строчки QS, соответственно.

При предметном рассмотрении специфических особенностей высших учебных заведений в Китае следует отметить жесткость учебной программы. В китайских высших школах существует высокий уровень академической интенсивности. Учебная программа обычно очень плотная с большим количеством предметов, обязательных и факультативных курсов. Студентам необходимо уделять много времени на учебу и выполнение обязательных и дополнительных работ.

Другой особенностью является массовость обучения. Так как численность обучающихся в китайских высших учебных заведениях весьма высокая и возрастает все больше ежегодно, поэтому общепринята массовость обучения. Классы могут быть очень большими, вполне стандартная ситуация - присутствие на занятии более 120 человек одновременно, при этом преподаватели стараются обеспечить равный доступ к образованию для всех студентов.

Преподаватели играют центральную роль в обучении, а студенты подчиняются их авторитету беспрекословно в 98 % случаев. На всех этапах обучения в Китае культивируется исключительно серьезное отношение к учебе. Студенты вкладывают много усилий в свое образование и обычно проводят дополнительное время вне учебы на самостоятельное изучение материала и подготовку к экзаменам, что прослеживается в их ежедневном распорядке дня: в 8:00 начинается учебный день, и только в 23:30 китайские студенты возвращаются домой из библиотеки. Подобное отношение к образовательному процессу

также обусловлено высокой конкурентной средой. Большое внимание уделяется экзаменам и рейтинговой системе, что стимулирует студентов к достижению успеха. Практически все студенты стремятся достичь высоких результатов для успешного окончания высшего учебного заведения с целью получения в будущем более широких профессиональных перспектив.

Как упоминалось ранее, в КНР активно применяются современные технологии в образовании. Это включает в себя использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, виртуальные классы, электронные учебные материалы и дистанционное обучение. Преподаватели также получают специальную подготовку по использованию этих технологий и их интеграции в учебный процесс для повышения эффективности обучения.

Процесс обучения в университетах Китая основывается на разнообразных методах, которые помогают преподавателям развивать свое педагогическое мастерство и эффективно обучать студентов. Вот некоторые из основных методов обучения, используемых преподавателями высшей школы Китая [3]:

1. Лекции: являются одним из основных методов обучения в университетах Китая. Преподаватели используют этот метод для передачи ключевых знаний и информации студентам. Лекции проводятся как в аудитории, так и в онлайн-формате.

2. Практические занятия: позволяют студентам применять полученные знания на практике. Преподаватели могут использовать групповые проекты, лабораторные работы, кейс-стади, видеоконтент с анализом проведенной работы каждого студента и другие методы, чтобы учащиеся могли применить свои знания в реальных ситуациях.

3. Дискуссии: являются важной частью обучения в университетах Китая. Они способствуют развитию критического мышления, аналитических навыков и способности высказывать свою точку зрения. Преподаватели могут проводить дискуссии в классе или организовывать групповые обсуждения.

4. Интерактивные методы обучения: преподаватели в Китае также используют разнообразные интерактивные методы обучения, чтобы вовлечь студентов в учебный процесс. Этот подход может включать в себя использование технологий, таких как интерактивные доски, онлайн-голосования, онлайн-тестирования и другие средства коммуникации.

5. Исследовательская работа: преподаватели в университетах Китая стимулируют студентов к самостоятельному исследованию и развитию исследовательских навыков. Студенты могут быть вовлечены в научные проекты, написание исследовательских статей, участие в конференциях и другие активности.

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

6. Самообучение: является важной частью обучения в Китае. Преподаватели стимулируют студентов к самостоятельному изучению материала, чтению дополнительной литературы и самоорганизации учебного процесса. Во многих высших учебных заведения Китая студенты могут самостоятельно формировать свое учебное расписания из списка дисциплин, обязательных к освоению, и предметов на выбор. Также, распространенной практикой считается предоставление студентам на выбор нескольких факультативных онлайн-курсов, связанных либо не связанных с изучаемой специальностью, которые учащимся необходимо освоить до конца текущего семестра.

Все эти методы обучения активно используются преподавателями высших учебных заведений в Китае, отражая их педагогическое мастерство.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Они помогают развивать у студентов навыки критического мышления, самостоятельности, коммуникации и исследовательской работы, что является важным для их будущей карьеры и профессионального развития.

Заключение. По итогам данного исследования было установлено, что педагогическое мастерство - это комбинация навыков и таланта педагога, которое является движущим механизмом системы образования. Образовательный процесс требует профессионалов; их педагогическое мастерство непрерывно развивается и формируется путем регулярного повышения квалификации и прохождения всех этапов беспрерывного образования. Потому очень важно, чтобы каждый преподаватель овладел всеми аспектами педагогического мастерства.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Бохан К.А. Методы развития профессиональной рефлексии у студентов высших учебных заведений / К.А. Бохан, А.М. Усенко, С.И. Самыгин // Наука. Образование. Современность. 2023. № 3. С. 93-96.

2. Дабиева У.М. О педагогическом мастерстве и личности педагога / У.М. Дабиева // Экономика и социум. 2017. №3 (34). URL : https://cyberleninka.rU/article/n/o-pedagogicheskom-masterstve-i-lichnosti-pedagoga (дата обращения 05.02.2024).

3. Павлова С.А. К вопросу о педагогическом мастерстве преподавателя / С.А. Павлова // Теория и практика современной науки. 2017. № 12(30). URL : https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-o-pedagog icheskom-masterstve-prepodavatelya (дата обращения 07.02.2024).

4. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и методы педагогического воздействия / З.Т. Рахимов, Д.Э. Явкочдиева // Наука, техника и образование. 2020. № 4(68). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskoe-masterstvo-i-metody-pedagogicheskogo-vozdeystviya (дата обращения 07.02.2024).

5. Решетов А.П. К вопросу о педагогическом мастерстве лектора / А.П. Решетов, А.С. Копосов, А.С. Алексеев // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2018. № 1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pedagogicheskom-masterstve-lektora (дата обращения 06.02.2024).

6. Самыгин С.И. Значение, особенности и применение педагогических технологий в обучении менеджеров / С.И. Самыгин, К.А. Бохан // Наука. Образование. Современность. 2023. № 2. С. 88-95.

7. Суржиков М.А. Формирование самостоятельной деятельности студентов высших учебных заведений путем использования педагогических методов развития у них когнитивности / М.А. Суржиков, К.А. Бохан, С.И. Самыгин // Наука. Образование. Современность. 2023. № 3. С. 105-111.

References:

1. Bokhan K.A. Methods of development of professional reflection in students of higher educational institutions / K.A. Bokhan, A.M. Usenko, S.I. Samygin // Nauka. Education. Modernity. 2023. № 3. P. 93-96.

2. Dabieva U.M. On pedagogical skills and personality of a teacher // Economics and society. 2017. No.3 (34). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/o-pedagogicheskom-masterstve-i-lichnosti-pedagoga (date of application 02/05/2024).

3. Pavlova S.A. On the question of pedagogical skills of a teacher / S.A. Pavlova // Theory and practice of modern science. 2017. № 12(30). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pedagogicheskom-masterst ve-prepodavatelya (date of application: 02/07/2024).

4. Rakhimov Z.T. Pedagogical skills and methods of pedagogical influence / Z.T. Rakhimov, D.E. Yavkochdieva // Science, technology and education. 2020. № 4(68). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-masterstvo-i-metody-pedagogicheskogo-vozdeystviya (date of application 02/07/2024).

— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

5. Reshetov A.P. On the question of the lecturer's pedagogical skills / A.P. Reshetov, A.S. Koposov, A.S. Ale-kseev // Scientific and analytical journal «Bulletin of the St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia». 2018. № 1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pedagogicheskom-masterstve-lektora (date of application 02/06/2024).

6. Samygin S.I. The meaning, features and application of pedagogical technologies in the training of managers / S.I. Samygin, K.A. Bokhan // Nauka. Education. Modernity. 2023. № 2. p. 88-95.

7. Surzhikov M.A. Formation of independent activity of students of higher educational institutions through the use of pedagogical methods for the development of their cognition / M.A. Surzhikov, K.A. Bokhan, S.I. Samygin // Nauka. Education. Modernity. 2023. № 3. P. 105-111.

Информация об авторах

Бохан Ксения Александровна

методист кафедры финансового и Ш-менеджмента, магистрант кафедры антикризисного и корпоративного управления, Ростовский государственный экономический университет ks2252939@gmail.com

Латышева Анна Трофимовна

кандидат социологических наук,

доцент кафедры психолого-педагогического

образования и медиакоммуникации,

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал)

Ростовского государственного

экономического университета

89281115155@mail.ru

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор,

профессор кафедры финансового и Ш-менеджмента, Ростовский государственный экономический университет samygin78_@yandex.ru

Ksenia A. Bokhan

Methodologist of the Department of Financial and HR Management, Master of the Department of Anti-Crisis and Corporate Governance, Rostov State University of Economics ks2252939@gmail.com

Anna T. Latysheva

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education and Media Communication, A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch) Rostov State University of Economics 89281115155@mail.ru

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Professor of the Department of Financial and HR Management, Rostov State University of Economics samygin78_@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.