Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО, ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 50-Х - НАЧАЛЕ 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО, ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 50-Х - НАЧАЛЕ 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьячин Алексей Сергеевич

Статья посвящена вопросам формирования и развития патриотизма у подрастающего поколения в Советском Союзе во второй половине 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия. Функционирование и деятельность системы дошкольного, основного и дополнительного образования рассматривается с позиций реализации социального заказа общества и государства в области патриотического воспитания подрастающего поколения. Показан вектор развития патриотической работы в свете вступления в силу обновленных федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Патриотизм в работе рассматривается как базовая национальная ценность современного гражданина Российской Федерации, а также как духовный и культурный феномен, который во многом определял вектор развития нашего государства на всех этапах развития. Выявлены предпосылки изменений воспитательных ориентиров в нашей стране в рассматриваемый период. Выделены как субъективные, так и объективные причины проведенных преобразований. Проанализированы нормативно-правовые акты, регламентирующие воспитательную деятельность образовательных организаций от дошкольного до высшего профессионального. Подробно рассмотрен процесс трансформации и модернизации патриотической работы на всех уровнях обучения и воспитания детей и подростков СССР на рубеже 50-х - 60-х годов XX века. Уделено внимание аспектам подготовки студентов очного и заочного отделений педагогических вузов Советского Союза, а также вопросам переподготовки педагогических кадров в условиях изменения парадигмы воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTISM BY THE SYSTEM OF PRESCHOOL, BASIC AND ADDITIONAL EDUCATION OF THE USSR IN THE SECOND HALF OF THE 50S - EARLY 60S OF THE XX CENTURY

The article is devoted to the formation and development of patriotism among the younger generation in the Soviet Union in the second half of the 50s - early 60s of the last century. The functioning and activity of the system of preschool, basic and additional education is considered from the standpoint of the implementation of the social order of society and the state in the field of patriotic education of the younger generation. The vector of development of patriotic work is shown in the light of the entry into force of the updated federal state educational standards of the new generation. Patriotism is considered in the work as the basic national value of a modern citizen of the Russian Federation, as well as a spiritual and cultural phenomenon that largely determined the vector of development of our state at all stages of development. The prerequisites for changes in educational guidelines in our country during the period under review are revealed. Both subjective and objective reasons for the transformations carried out are highlighted. The normative legal acts regulating the educational activities of educational organizations from preschool to higher professional are analyzed. The process of transformation and modernization of patriotic work at all levels of education and upbringing of children and adolescents of the USSR at the turn of the 50s - 60s of the XX century is considered in detail. Attention is paid to the aspects of training students of full-time and part-time departments of pedagogical universities of the Soviet Union, as well as to the issues of retraining of pedagogical personnel in the conditions of changing the paradigm of education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО, ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 50-Х - НАЧАЛЕ 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА»

УДК 37.012.2

А. С. Дьячин

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО, ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 50-Х - НАЧАЛЕ 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования и развития патриотизма у подрастающего поколения в Советском Союзе во второй половине 50 -х - начале 60-х годов прошлого столетия. Функционирование и деятельность системы дошкольного, основного и дополнительного образования рассматривается с позиций реализации социального заказа общества и государства в области патриотического воспитания подрастающего поколения. Показан вектор развития патриотической работы в свете вступления в силу обновленных федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Патриотизм в работе рассматривается как базовая национальная ценность современного гражданина Российской Федерации, а также как духовный и культурный феномен, который во многом определял вектор развития нашего государства на всех этапах развития. Выявлены предпосылки изменений воспитательных ориентиров в нашей стране в рассматриваемый период. Выделены как субъективные, так и объективные причины проведенных преобразований. Проанализированы нормативно-правовые акты, регламентирующие воспитательную деятельность образовательных организаций от дошкольного до высшего профессионального. Подробно рассмотрен процесс трансформации и модернизации патриотической работы на всех уровнях обучения и воспитания детей и подростков СССР на рубеже 50-х - 60-х годов XX века. Уделено внимание аспектам подготовки студентов очного и заочного отделений педагогических вузов Советского Союза, а также вопросам переподготовки педагогических кадров в условиях изменения парадигмы воспитания.

Ключевые слова: патриотизм, воспитательная работа, социальный заказ общества и государства, реформа образования, социализация подрастающего поколения.

A. S. Dyachin

FORMATION OF PATRIOTISM BY THE SYSTEM OF PRESCHOOL, BASIC AND ADDITIONAL EDUCATION OF THE USSR IN THE SECOND HALF OF THE 50S - EARLY 60S OF THE XX CENTURY

Abstract. The article is devoted to the formation and development of patriotism among the younger generation in the Soviet Union in the second half of the 50s - early 60s of the last century. The functioning and activity of the system of preschool, basic and additional education is considered from the standpoint of the implementation of the social order of society and the state in the field of patriotic education of the younger

generation. The vector of development of patriotic work is shown in the light of the entry into force of the updated federal state educational standards of the new generation. Patriotism is considered in the work as the basic national value of a modern citizen of the Russian Federation, as well as a spiritual and cultural phenomenon that largely determined the vector of development of our state at all stages of development. The prerequisites for changes in educational guidelines in our country during the period under review are revealed. Both subjective and objective reasons for the transformations carried out are highlighted. The normative legal acts regulating the educational activities of educational organizations from preschool to higher professional are analyzed. The process of transformation and modernization of patriotic work at all levels of education and upbringing of children and adolescents of the USSR at the turn of the 50s - 60s of the XX century is considered in detail. Attention is paid to the aspects of training students of full-time and part-time departments of pedagogical universities of the Soviet Union, as well as to the issues of retraining of pedagogical personnel in the conditions of changing the paradigm of education.

Keywords: patriotism, educational work, social order of society and the state, education reform, socialization of the younger generation.

Введение. Глобальные вызовы, с которыми столкнулась Российская Федерация, показывают важность и необходимость системной работы по формированию патриотизма у подрастающего поколения. В сложившихся условиях обращение к опыту прошлого приобретает особую актуальность, так как может снабдить нас ценной информацией, которая позволит вывести воспитательную работу с детьми на новый, более качественный уровень. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы могут быть использованы в планировании и осуществлении воспитательной работы, направленной на формирование и развитие патриотизма, в системе общего и дополнительного образования.

Целью работы является теоретический анализ системы работы по формированию патриотизма у подрастающего поколения учреждений

дошкольного, основного и дополнительного образования СССР во второй половине 50-х - начале 60-х годов XX века. Цель работы определила круг приоритетных задач:

- определить возможность реализации социального заказа общества и государства по формированию патриотизма системой дошкольного, основного и дополнительного образования;

- рассмотреть общественно -политическую ситуацию в Советском Союзе на рубеже 50-х - 60-х годов прошлого столетия, а также глобальные вызовы, стоящие перед нашей страной в рассматриваемый период;

- проанализировать структурные изменения в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста с учетом интеграции структуры дошкольного образования в единую систему обучения и воспитания;

- выявить основные направления работы по формированию и развитию патриотизма школьников учреждениями системы основного и дополнительного образования;

- рассмотреть изменения в подготовке и переподготовке профессиональных педагогических кадров СССР 50-х - 60-х годов, связанных с изменениями воспитательных ориентиров в общеобразовательных, дошкольных организациях и учреждениях дополнительного образования.

Материалы и методы. Материалами исследования послужили нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность системы общего и дополнительного образования Советского Союза во второй половине 50-х - начале 60-х годов прошлого века. Автором используется совокупность принципов объективности, историзма и диалектического метода, которые позволили рассмотреть проблему в конкретных хронологических рамках, учесть взаимодействие с общественными процессами СССР 50-х - 60-х годов и соотнести опыт прошлого с современной практикой.

Результаты исследования. Патриотизм можно определить, как социокультурный феномен, при реализации которого граждане имеют положительное отношение к своему Отечеству, выражающееся в идеях и чувствах любви к нему и проявляющееся в деятельности, направленной на благо Родины, в которой участвуют общественные и государственные организации [Кузьмин, 2017; Трифонов, 2017, с. 41].

Значение патриотизма необходимо рассматривать во многих сферах жизнедеятельности людей и в связи с общественными процессами [Кузьмин, 2017; Трифонов, 2017, с. 41]. Для качественного развития государства необходимо, чтобы патриотизм стал массовым, был широко интегрирован в сознание людей. Также патриотизм можно рассматривать в качестве мощного источника прогресса не только страны в целом, но и каждого человека в частности [Кузьмин, 2017; Трифонов, 2017, с. 42].

На современном этапе развития Российской Федерации, в условиях идеологического плюрализма, патриотизм выступает в роли основного фактора стабильного социально-экономического и политического развития [Кузьмин, 2017; Трифонов, 2017, с. 43], является стержнем духовной жизни общества. Патриотизм - один из основных императивов, который определял логику развития нашего Отечества на всем его историческом пути [Кузьмин, 2017; Трифонов, 2017, с. 43].

Система образования, являясь важнейшим социальным институтом, ориентирована на реализацию социального заказа общества и государства. Именно в структуре дошкольного и основного общего образования в личности формируются мировоззренческие ценности и закладываются основы гражданственности. Институт образования должен создать условия для развития у школьников таких компетенций, которые будут способствовать консолидации нации,

развитию духовности всего общества, научно-технического потенциала страны.

Данные задачи определяют приоритетную роль образовательных организаций в воспитании подрастающего поколения [Турсункулова, 2021, с. 572]. Институт образования также можно рассматривать в качестве ближайшего агента социализации, который оказывает колоссальное влияние на формирование активной жизненной и гражданской позиции каждого ребенка [Барабошкина, 2018, с. 52].

В современных условиях значение воспитательной работы в структуре дошкольного, основного и дополнительного образования

трудно переоценить. Вступивший в силу 1 сентября 2022 года, обновленный ФГОС четко определяет направления патриотической работы с подрастающим поколением. Документ определяет, что в нашей стране функционирует единое образовательное пространство, в рамках которого учебно-воспитательный процесс должен обеспечить формирование российской гражданской идентичности, осознание ответственности выполнения гражданских обязанностей, активное участие в жизни государства [Приказ Министерства просвещения, 2021].

На институт образования возлагается задача формирования у учащихся целостных знаний о роли Российской Федерации в мире, ее истории, территориальной целостности, культуре и технологическом развитии, формировании представлений о будущем современной России [Приказ Министерства просвещения,

2021]. Достижению поставленных целей призвано способствовать рациональное и эффективное сочетание урочной и внеурочной деятельности, различных форм и видов занятий, расширение социального партнерства образовательных учреждений с общественными организациями, четкое определение предметных и надпредметных результатов обучения [Приказ Министерства просвещения, 2021].

Во второй половине 50-х -начале 60-х годов XX века в Советском Союзе была проведена масштабная реформа системы дошкольного, основного и дополнительного образования, которая привела к изменению доктрины образования и целевых ориентиров в деле воспитания подрастающего поколения. Анализируя предпосылки модернизации программы воспитания, можно сделать вывод о том, что непосредственное влияние на трансформацию учебно -воспитательного процесса, в целом, и патриотического воспитания, в частности, в садах, школах и центрах дополнительного образования оказывали как субъективные, так и объективные факторы.

Период 50-х - 60-х годов прошлого столетия закрепился в сознании советских граждан как «оттепель». В стране формировались новые элементы политической культуры, прочно связанные с реформаторством [Трофимов, 2006, с. 126127]. XX съезд КПСС оказал самое серьезное влияние на систему образования. 5 марта 1956 года Центральный Комитет партии принял постановление «Об ознакомлении с докла-

дом Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях на XX съезде КПСС» [Хаминов, 2018, с. 63]. Институт образования должен был не только ознакомить подрастающее поколение с решениями съезда, но и дать им необходимую интерпретацию, продолжить патриотическое воспитание в новых общественно -политических условиях.

Во второй половине XX века СССР вступил в эпоху научно -технической революции. Технический прогресс нашей страны достиг небывалых высот. Особенно активно развивалось ракетостроение, атомная энергетика, химическая промышленность, металлургия. Высшее руководство страны ставило задачу перехода к новой, научно -индустриальной, стадии развития общества [Ульянова, 2007; Орельчикова, 2007, с. 18]. Также, в следующие двадцать лет планировалось занять первое место в мире по производству товаров на душу населения, свести к минимуму долю физического труда, достигнуть изобилия культурных и материальных благ [Ульянова, 2007; Орельчикова, 2007, с. 16]. Для дальнейших научных побед требовалось качественное обновление системы обучения и воспитания - революция в науке требовала осуществления революции в образовании.

Советская педагогическая наука к началу 50-х годов прошлого века накопила огромный педагогический опыт, который требовал системного внедрения в практику образовательного и воспитательного процесса. Идеи Заруцкого, Шацкого, Ла-зурского, Выготского, Макаренко

были положены в основу инновационной воспитательной работы с опорой на личностные качества ребенка и эффективное сочетание различных форм педагогической деятельности. Период 1950-х - 1960-х годов был знаменован мощным движением педагогов-новаторов (А. А. Шалва, И. П. Волков, С. Н. Лысенков, И. П. Иванов), которые самым активным образом способствовали широкому внедрению достижений отечественной педагогической мысли в практику.

Одним из центральных аспектов реформы образования 50-х - 60-х годов в СССР стало интегрирование дошкольного образования в единую структуру обучения и воспитания подрастающего поколения. Данный процесс базировался на принципе преемственности и должен был положить начало созданию модели непрерывного обучения в нашей стране. Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев высказал тезис о том, что новое поколение строителей коммунизма необходимо воспитывать с детских лет [Жидченко, 2018, с. 44].

Для того чтобы вывести воспитательную работу на более высокий уровень было необходимо массово повысить профессиональную компетенцию педагогов дошкольного образования. С этой целью были организованы курсы лекций и семинаров на постоянной основе, в содержании которых вопросам патриотической работы с детьми дошкольного возраста уделялось повышенное внимание [Комбу, 2020, с. 212].

Для максимально эффективной реализации социального заказа госу-

дарства в области воспитания патриотизма было необходимо системно и качественно обновить методическую литературу по данному направлению. Уже в 1954 году произошло переиздание пособия для воспитателей [Сурова, 2013, с. 12]. Кроме того, методическая копилка организаций дошкольного образования была пополнена пособиями А. П. Усовой «Обучение в детском саду» и «Занятия в детском саду».

ЦК КПСС и Совет министров СССР в мае 1959 года дали указание Академиям педагогических и медицинских наук СССР разработать единую программу развития и воспитания детей дошкольного возраста [Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 1959]. Результатом продуктивной и системной работы станет утверждение в 1962 году «Программы воспитания в детском саду», которая выдержит девять редакций, будет переведена на многие языки мира и на долгие годы станет своеобразным ориентиром разработки последующих методических и воспитательных и учебных программ для организаций дошкольного воспитания детей.

Принятый документ был инновационным в педагогическом плане и определял новые подходы к формированию и развитию патриотизма детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Подчеркивалась роль воспитания подрастающего поколения в период развернутого строительства коммунизма. Нравственное, умственное, трудовое, патриотическое воспитание детей должно было учитывать возрастные и индивидуальные

особенности каждого ребенка [Программа воспитания в детском саду, 1964]. Используя разнообразные дидактические приемы во время занятий, игр, прогулок воспитатели должны были прививать ребятам любовь к родному краю и государству, его истории [Программа воспитания в детском саду, 1964].

В досуговой деятельности особое место уделялось подготовке и проведению патриотических праздников - день Октябрьской революции, 1 Мая, День Победы. Широко применялся метод просмотра диафильмов, чтения книг, прослушивания песен на патриотическую тематику [Программа воспитания в детском саду, 1964]. Игровая деятельность была направлена на формирование стойких коллективов. Старшей группе подробно и системно показывались особенности пионерского движения, велась работа по формированию чувства национальной идентичности и симпатии к разным народам СССР [Программа воспитания в детском саду, 1964].

Несомненным преимуществом данной программы было то, что воспитательная работа в рассматриваемый период приобрела системный характер - старшая группа детского сада считалась подготовительной к обучению в основной школе, следовательно, деятельность по формированию и развитию патриотизма не заканчивалась, а продолжалась на более высоком уровне, следуя принципу преемственности.

Реформа основного и дополнительного образования, которая прошла во второй половине 50-х -

начале 60-х годов прошлого века, коренным образом перестроила существовавшую систему обучения и воспитания в общеобразовательных школах Советского Союза. Изменились сроки обучения, методологические и концептуальные подходы к организации учебно -воспитательного процесса, появились новые типы школ, выстраивалась модель непрерывного образования, были отменены плата за обучение и раздельное освоение программ мальчиками и девочками. Также в ходе проведения реформы были актуализированы и модернизированы ключевые направления воспитательной деятельности и патриотической работы.

24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который оказал существенное влияние на разработку и реализацию целевых воспитательных ориентиров в системе основного образования. Принятый нормативно -правовой акт определял, что школа должна способствовать преобразованию общества, воспитывать духовно богатого человека [Закон Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, 1958]. Показывалась роль советской молодежи в героических делах и трудовых подвигах. Предполагалось решительно улучшить работу организаций системы образования с целью воспитания подрастающего поколения в духе сознания общественного долга и патриотизма [Закон Об укреплении связи

школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, 1958].

Шестая статья закона признавала необходимость вывести постановку воспитательной работы в школе на более высокий уровень и ставила задачу воспитания учащихся в духе беззаветной преданности Родине и народу [Закон Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, 1958]. Способствовать решению данной задачи должна была интеграция усилий педагогических коллективов школ, законных представителей учащихся и общественных организаций.

Совет министров РСФСР на основе положений закона 29 декабря 1959 года утвердил постановление № 2027 «Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе». Принятое постановление обращало самое серьезное внимание на вопросы патриотического воспитания в школе.

Способствовать максимально эффективной реализации новой концепции воспитательной работы на практике была призвана пионерская организация. Патриотическое воспитание должно было проводиться не только на учебных, но и на внеклассных занятиях в различных формах (кружки, беседы, экскурсии в музеи, посещение театров, выставок, просмотр кинокартин) [Постановление Совмина РСФСР, 1959].

Постановление указывало, что ответственность за организацию и проведение патриотической работы возлагалась не только на учительский состав, но и на классных руководителей, педагога-воспитателя, старшего пионерского вожатого, библиотекаря. В целях улучшения воспитательной работы и обеспечения постоянной и тесной связи школы с законными представителями учащихся в образовательных организациях создавались родительские комитеты [Постановление Совмина РСФСР, 1959].

Свои особенности работа по патриотическому воспитанию имела во вновь созданных во второй половине 50-х годов школах-интернатах. При разработке положения о новом типе школ указывалось, что данные образовательные организации

должны быть инновационными в педагогическом плане. Так, заместитель министра просвещения РСФСР Л. В. Дубровина подчеркивала, что «новые учебные учреждения должны ответить на вопрос, почему мы переходим на новую систему воспитания, поскольку она в перспективе имеет всеобщность» [Майофис, 2016, с. 310].

Президент академии наук А. Н. Несмеянов писал, что в школах-интернатах дети постоянно находятся под присмотром педагога и такая система имеет высокий потенциал [Майофис, 2016, с. 316]. Помимо времени на посещение обязательных занятий и сон у воспитанников оставалось 8-9 часов, которые можно было, в различных пропорциях, посвятить внеурочной работе,

которой уделялось самое пристальное внимание. Формированию и развитию патриотизма способствовали воспитатели, которые выполняли функционал самостоятельных субъектов педагогической деятельности. Воспитатель знал возрастные особенности и личностные качества каждого ребенка и мог выстроить индивидуальную траекторию воспитания, что самым положительным образом сказывалось на качестве патриотической работы.

Изменение воспитательных ориентиров, произошедшее в ходе реформы образования, отразилось и на деятельности учреждений института дополнительного образования. На основании вновь принятой нормативной базы, регулирующей деятельность системы образования, Центральный совет Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина утвердил постановления «Об улучшении работы внешкольных учреждений» в связи с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» и «О дальнейшем развитии инициативы и самостоятельности во Всесоюзной пионерской организации». Принятые постановления закрепляли шефство комсомольских организаций за внешкольными образовательными и воспитательными учреждениями [Каргина, 2013, с. 96].

Во второй половине 50-х -начале 60-х годов XX века различные формы внеклассной патриотической работы получили огромный импульс развития [Анисков, 2020, с. 85]. В этот период в СССР стали массово

функционировать Дома и Дворцы пионеров, которые взяли на себя роль организационно -методических центров воспитательной и патриотической работы дополнительного образования [Каргина, 2013, с. 97].

Созданные Дома и Дворцы пионеров проводили всесоюзные патриотические акции, имели богатые библиотечные фонды, пользовались правом льготной подписки на популярные молодежные журналы Советского Союза [Семивеличенко, 2019; Иванова, 2019; Муругова, 2019, с. 99]. Для организации качественной работы по патриотическому воспитанию и руководству кружками в центры дополнительного образования привлекались не только педагогические работники, но и представители общественных организаций, интеллигенции, преподаватели и студенты вузов [Бурдакова, 2019, с. 75].

Основным документом, который определял направления патриотической работы в центрах дополнительного образования детей СССР, стал принятый в 1958 году примерный перечень умений и навыков пионеров. Преамбула документа указывала на важность и значимость пионерской работы, подчеркивалась идея приобщения к великому делу советского народа [Примерный перечень умений и навыков пионеров, 1958]. Юного пионера перечень знакомил с символикой движения, значимыми делами советской пионерии, патриотическими праздниками [Примерный перечень умений и навыков пионеров, 1958].

Пионеры второй ступени изучали памятные и исторические места своего района, государственный флаг

и герб СССР, имена передовиков производства и героев партийного движения. Ребята читали и публично обсуждали литературные произведения патриотической направленности. Дети старшей возрастной группы (VII-VIII класс) знакомились с уставом ВЛКСМ, изучали достижения советской науки и промышленности, получали информацию о крупнейших стройках страны [Примерный перечень умений и навыков пионеров, 1958]. Пионер, согласно доку-м енту, должен был уметь делать сообщения для товарищей, транслировать новости нашей страны и мирового сообщества. Поощрялась подготовка школьников к вступлению в пионерскую организацию и стремление к получению звания пионера-инструктора.

Отличительной особенностью патриотической работы, которая осуществлялась на базе Домов и Дворцов пионеров, было большое разнообразие направлений подготовки. Министерство просвещения СССР разработало и утвердило более 200 образовательных и воспитательных программ для учреждений института дополнительного образования [Бур-дакова, 2019, с. 75]. Созданные клубы юных краеведов, геологов, экологов, космонавтов уделяли формированию и развитию патриотизма самое пристальное внимание. Таким образом, были созданы условия для массового вовлечения школьников в патриотическую работу и реализации социального заказа общества и государства в области воспитания подрастающего поколения.

Разработчики реформы прекрасно понимали, что итоговый результат патриотической работы во многом зависит от непосредственного исполнителя - школьного учителя. Был взят курс на повышение уровня профессионального мастерства педагогических кадров.

Изменились образовательные программы вузов Советского Союза - срок обучения был увеличен на один год (с четырех до пяти лет), проводилась подготовка учителей широкого профиля. На базе ведущих педагогических вузов страны создавались факультеты общественных профессий, которые готовили учительский состав к организации внеурочной деятельности в новых условиях.

Серьезно вырос уровень подготовки кадров на заочном отделении. За данным направлением закреплялись лучшие специалисты, которые не только контролировали учебную деятельность студентов заочного отделения, но и поддерживали с ними связь в межсессионный период [Постановление Совмина СССР, 1961]. Помимо обязательной практики по предмету студенты занимались общественной работой в школе, приобретали опыт классного руководителя [Закон Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, 1958]. Таким образом, сокращалось время между освоением теоретических сведений в вузе и применением полученных знаний на практике.

В рассматриваемый период широкое распространение получили курсы повышения квалификации пе-

дагогов. Данная практика давала учительскому сообществу возможность повысить свою методическую компетентность, освоить инновационные формы работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Начиная с 1962 года курсы повышения квалификации стали реорганизовываться в факультеты повышения квалификации работников народного образования.

В июле 1960 года в Москве прошел первый послевоенный Всероссийский съезд учителей. В ходе работы съезда были заслушаны доклады Н. С. Хрущева и министра просвещения РСФСР Е. И. Афанасенко, посвященные актуальным задачам развития школы [ТАСС. Всероссийский съезд учителей, 1960]. Делегаты съезда обсудили широкий круг вопросов, многие из которых касались особенностей воспитательной работы в условиях реформирования системы образования.

Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:

- государство рассматривает систему образования как инструмент реализации своего социального заказа в области патриотического воспитания подрастающего поколения;

- глобальные вызовы, которые стояли перед нашей страной во второй половине 50-х - начале 60-х годов XX века, привели к трансформации целевых воспитательных ориентиров в системе основного и дополнительного образования;

- дошкольные учреждения были интегрированы в единую струк-

туру образования, в СССР выстраивалась модель непрерывного обучения и воспитания детей;

- изменение нормативно-правовой базы, регулирующей образовательную отрасль, позволило вывести патриотическую работу в общеобразовательных школах Советского Союза на новый, более качественный уровень;

- институт дополнительного образования в рассматриваемый период оказывал основной школе системную поддержку в области воспитания школьников, совместная работа учреждений основного и дополнительного образования была тщательно скоординирована;

- в структуре подготовки и переподготовки профессиональных педагогических кадров также произошли масштабные изменения с учетом вызовов времени.

Список литературы

1. Анисков, А. С. Особенности системы внешкольного воспитания детей в СССР в 1960-70-х годах / А. С. Анисков. - Текст : непосредственный // В сборнике: Десятилетие детства - формирование региональной политики защиты прав и законных интересов детей. Сборник научных статей. Под редакцией П. В. Са-мылова, Е. В. Емельяновой. - Калуга. - 2020. - С. 84-90.

2. Барабошкина, А. В. Значение патриотизма и героизации в воспитании подрастающего поколения / А. В. Барабошкина. - Текст : непосредственный // Сборник научных трудов участников Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. Филиал ГБОУ ВО МО

«Университета «Дубна» Лыткарин-ский промышленно гуманитарный колледж. - 2018. - С. 51-54.

3. Бурдакова, А. А. История кружковой деятельности учащихся в советский период / А. А. Бурдакова. -Текст : непосредственный // 10 корпус. - 2019. - № 5. - С. 70-77.

4. Жидченко, А. В. Политика по повышению рождаемости в контексте социально-демографического развития СССР в 1950-60-е годы / А. В. Жидченко. - Текст: непосредственный // Filo Ariadne. - 2018. - № 4(12). - С. 40-51.

5. Закон Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. 24.12.1958 г. // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. - Текст : электронный. - URL: http ://www. libus sr. ru/do c_ussr/usr_533 7.htm.

6. Каргина, З. А. История становления системы дополнительного образования детей в России: два «золотых периода» / З. А. Каргина. -Текст: непосредственный // Исто-рико-педагогический журнал. -2013. - № 1. - С. 89-103.

7. Комбу, А. С. О проблемах организации дошкольного образования в Туве в первой половине 60-х годов XX века / А. С. Комбу. - Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6(85). - С. 211-213.

8. Кузьмин, А. В., Трифонов, Ю. Н. Значение патриотизма в жизни российского общества: функциональный подход / А. В. Кузьмин, Ю. Н. Трифонов. - Текст : непосред-

ственный // Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. - 2017. - №2 7. - С. 38-54.

9. Майофис, М. Пансионы трудовых резервов: формирование системы школ-интернатов в 1954-1964 годах / М. Майофис. - Текст : непосредственный // Новое литературное обозрение. - 2016. - № 4(142). -С. 292-324.

10. Постановление Совмина РСФСР №2 2027 Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе от 29.12.1959 г. // Библиотека нормативно -правовых актов СССР. - Текст : электронный. -URL:

http ://www. libussr. ru/doc_ussr/usr_548 1.htm.

11. Постановление Совмина СССР .№ 468 Об улучшении изучения иностранных языков 27.05.1961 г. // КонсультантПлюс. - Текст : электронный. - URL: www.consultant.ru/cons/cgi/online.ru.

12. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» 21 мая 1959 г. // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. - Текст : электронный. - URL: http ://www. libussr. ru/doc_ussr/usr_540 7.htm.

13. Приказ Министерства просвещения РФ № 287 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования» от 31 мая 2021 г. // Информационно -правовой портал Гарант.ру. - Текст : электронный. - URL: http s ://www. garant. ru/pro ducts/ipo/pri me/doc/401333920/#review.

14. Примерный перечень умений и навыков пионеров // Газета «Молодой ленинец». - Текст : непосредственный. - 1958. 1 августа. -С. 1-2.

15. Программа воспитания в детском саду. - Москва. Издательство Просвещение. - 1964. - Текст: электронный. - URL: http ://sskazki. ru/knigi-po-doshkolnomu-vospitamyu/programma-vospitaniya-v-detskom-sadu/.

16. Семивеличенко, Е. А. Иванова, А. Д. Муругова, О. В. Вопросы профессиональной ориентации и воспитания инженерно -технических интересов молодежи и предложения по развитию журнала «Юный техник» (по результатам экономического и педагогического исследований, проведенных для «Союза машиностроителей России») / Е. А. Семивеличенко, А. Д. Иванова, О. В. Муругова. - Текст : непосредственный // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 7. - С. 98-106.

17. Сурова, М. В. Дошкольное образование в Российской империи и СССР / М. В. Сурова. - Текст : непосредственный // Мир образования -образование в мире. - 2013. - № 1(49). - С. 7-13.

18. ТАСС. Всероссийский съезд учителей // Красное знамя. -Текст : непосредственный. - 1960. -№ 158.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Трофимов, В. А. К вопросу о модернизационных изменениях в системе школьного образования России в 1958-1964 годов и на рубеже XX - XXI веков: общность проблем и особенности процессов / В. А. Трофимов. - Текст : непосредственный // Новые педагогические исследования.

- 2006. - № 6. - С. 126-133.

20. Турсункулова, С. Значение формирования патриотизма учащихся в школе / С. Турсункулова. -Текст : непосредственный // Бюллетень науки и практики. - 2021. - №2 9.

- С. 571-575.

21. Реформы и преобразования в СССР во второй половине 50-х - 60-х годов: уч. пособие / под ред. В. С. Ульяновой. - Москва. - МИИТ. -2007. - 23 с. - Текст : непосредственный.

22. Хаминов, Д. В. «Оттепель» для провинциальных историков: содержание, противоречия, неоправдавшиеся надежды / Д. В. Хаминов. -Текст : непосредственный // Новый исторический вестник. - 2018. - № 4(58). - С. 63-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.