DOI: 10.12731/2218-7405-2013-1-22 УДК 37.017.4
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ НА ЭТАПЕ 1960-1980 гг.
Кленчев А.Н.
Цель - проанализировать особенности содержания и методов патриотического воспитания в советской школе в определенный исторический период (1960-1980 гг.).
Метод или методология проведения работы. Исследование выстроено с учетом историко-логического хода становления системы патриотического воспитания в рамках общегосударственных изменений, происходивших в России в 1960-1980 гг. Особенности содержания и методов патриотического воспитания в советской школе на данном этапе проанализированы во взаимосвязи.
Результаты. Установлено, что резонансные достижения в отечественной науке, наряду с созданием условий, помогающих достичь более высокого уровня образования и воспитания подрастающего поколения, обеспечили в 19601980 гг. повышение эффективности гражданского, идейно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Разнообразие методов и форм патриотического воспитания, эффективное их применение явилось причиной заметного качественного скачка в развитии системы патриотического воспитания в советской школе.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть включены в содержание учебных программ и учебных модулей по теории и истории педагогики, теории воспитания; использованы при разработке современных программ патриотического воспитания детей и молодежи.
Ключевые слова: патриотическое воспитание; школа; педагогическая система.
PARTICULARITIES OF THE CONTENT AND SINGULARITIES
OF METHODS OF SCHOOL PATRIOTIC TUTORAGE ON THE
STAGE 1960-1980-TH YEARS
Klenchev A.N.
Purpose. To analyze features of the content and methods of patriotic education at the Soviet school during the chosen historical period (1960-1980).
Methodology. The research process was designed to be aligned with the historical and logical way of the patriotic education system formation in the condition of nation-wide changes happening in Russia in the 1960-1980. Features of the contents and methods of patriotic education at the Soviet school were analyzed in the interrelation at this stage.
Results. It is established that resonant achievements in domestic science, along with the creation of the conditions providing higher education level and education of younger generation was provided the increase of the efficiency of civil, ideological and patriotic education of studying youth in the 1960-1980. A variety of methods and forms of patriotic education, their effective application was at the bottom of a noticeable quantum leap in the development of the system of patriotic education in the Soviet school.
Practical implications. Results of the research can be included in content of training programs and educational modules according to the theory and stories of pedagogics, the education theory; are used when developing modern programs of patriotic education of children and youth.
Keywords: patriotic education; the school; pedagogical system.
Исторический этап 1960-1980-й годы является одним из рубежных этапов в развитии системы патриотического воспитания, и особенно в истории становления системы патриотического воспитания «социалистического патриотизма». В рамках этих временных границ воспитание патриотизма в школах СССР достигает своей наибольшей эффективности, что было обусловлено с одной стороны достигшей к этому времени своей зрелости системы патриотического воспитания «социалистического патриотизма» и ее освоением педагогическим составом школ. С другой стороны последовавшее после смерти И.В.Сталина (1953 г.) и XX съезда КПСС (1956 г.) ослабление идеологической цензуры и репрессивных действий со стороны государства, наряду с достижениями в науке, и стабильной экономической ситуацией укрепило положительный взгляд общества на будущность государственной социалистической системы. Отметим также, что рубежность исторического этапа 1960-1980-й год состоит также и в том, что он является последним циклом действительно эффективного патриотического воспитания в рамках социалистической системы. Уже к началу 1980-х - на следующем историческом этапе (1980-1989-й гг.) в развитии системы патриотического воспитания происходит кризисный спад, связанный с неэффективными реформами образовательной системы (1984 г., 1988 г.) и изменениями, связанными с перестройкой в государственном управлении.
Таким образом, хронологические рамки 1960-1980-й год были определены с учетом историко-логического хода становления системы патриотического воспитания в рамках общегосударственных изменений. Выбор нижней границы был обусловлен переходом от обязательного семилетнего к восьмилетнему обучению учащихся школ (1958 г.), принятием законодательных актов в сфере образования, достижениями в науке. Верхняя граница была установлена с учетом кризисных явлений в системе образования к началу 1980-х, началом перестроечных реформ и экономическим спадом.
Эффективность патриотического воспитания в школе на этапе 1960-1980-х годов достигает пика своего развития, благодаря достигшим в это время сво-
его апогея мерам по улучшению деятельности не только школы, но и действовавшей на ее базе пионерской организации, органично встроенной в систему школьной жизни (закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958); постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966), «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972), «Устав средней общеобразовательной школы» (1970) и «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (1973)).
Интенсивное развитие страны с точки зрения научных разработок и прорывных технологий на историческом этапе 1960-1980-х годов, оказало положительное влияние на укрепление содержательной стороны системы патриотического воспитания школьников: нобелевскими лауреатами стали Н.Н.Семенов (1956 г., исследование химических цепных реакций), Л.Д.Ландау (1962 г., теория жидкого гелия), Н.Г.Басов и А.М.Прохоров (1964 г., совместно с И.Таунсом, труды по радиоэлектронике, создание первого квантового генератора - мазера). В СССР была пущена первая в мире атомная электростанция (1954 г.), построен самый мощный в мире ускоритель протонов - синхрофазотрон (1957 г.). Под руководством ученого и конструктора С.П.Королева разрабатывалась ракетная техника. В 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника, а 12 апреля 1961 г. Ю.А.Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос.
Резонансные достижения в науке, наряду с созданием условий, обеспечивающих более высокий уровень образования и воспитания подрастающего поколения, заложили основу для повышения эффективности гражданского, идейно-патриотического воспитания учащейся молодежи. В тоже время освобождение от излишних идеологических оков - преодоление культа личности Сталина после ХХ-го съезда КПСС, внесли в деятельность такой важной составляющей
системы патриотического воспитания учащихся, как пионерская организация -некоторую идеологическую свободу.
В работе пионерской организации начинает активно применяться событийный метод. Пионерская организация перестраивала позицию школьника, ориентируя его на идеолого-патриотические ценности через включение в деятельность. Поэтому основой метода стало создание ощущения причастности к общегосударственным событиям путем именования пионерских отрядов в честь знаменательных событий или привязывание деятельности к важным датам.
В 1960-1980-е гг. у пионерской организации действовало сочетание краткосрочных акций-программ социального значения (экспедиция, соревнование-двухлетка) с долгосрочной воспитательной возрастной пионерской программой «Примерный перечень умений и навыков для пионера» (1958 г.) [1]. Содержание включало данные по истории СССР, Коммунистической партии, Ленинского комсомола, пионерской организации, деятельности В.И.Ленина, достижений науки и культуры.
Интернациональный аспект как важная составляющая социалистического патриотизма реализовывался на базе клубов интернациональной дружбы, создаваемых в пионерских дружинах, дворцах пионеров в конце 1960-х. Их деятельность включала проведение встреч с участниками войн, «Дней памяти»; военно-спортивные лагеря, начальную военную подготовку, военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок» (Всесоюзная пионерская игра «Зарница» стартовала в 1967 году), а также форумы, фестивали молодежи, сбор вещей и средств для помощи зарубежным пионерам и др.
Мотивационный метод формирования патриотизма учащихся в деятельности пионерской организации был представлен в различных формах: внесение в Книгу Почета пионерской организации, вручение Красного Знамени пионерской организации (19 мая 1960 г.), награждение пионерской организации орденом Ленина (18 мая 1962 г). Мотивационный метод популяризировал пионер-
скую организацию, наделяя содержание деятельности патриотическими смыслами принадлежности к «Вождю» и «Красному знамени».
Школа как составляющая системы образования использовала отдельные методы патриотического воспитания, встраивая патриотический компонент в значительный перечень предметов, что явилось закономерным продолжением этой педагогической традиции появившейся в начале 1920-х годов.
Воспитание патриотических качеств начиналось в начальной школе, базируясь на формировании любви к родным местам и уже постепенно через это чувство к просторам большой страны. На основании отобранных фактов обосновывалось величие страны и преимущества социалистического строя. Таким образом, у школьников формировалась заданная государством через разработанную педагогами педагогическую систему становления патриота положительная оценка политического строя.
На уроках истории педагогическим инструментом патриотического воспитания выступало изучение рассказов о массовом героизме советских людей в годы гражданской и Великой Отечественной войн. В У-УШ классах учителя разворачивали героическую летопись: от Ледового побоища до обороны Севастополя в Крымской войне, выявляя в этих событиях народный характер причин победы. В IX классе раскрывалась сущность советского патриотизма, источник массового героизма в 1918-1922 гг. и в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Фиксировалась патриотическая установка: в результате победы революции трудящиеся обрели подлинное социалистическое Отечество. В итоге, складывалась историческая картина становления Советского государства, благодаря героическим сражениям народа. Выделение народного стержня в основе государства и народного характера побед во всех известных сражениях, обосновывало парадигму превосходства государственной системы СССР, фиксируя на мировоззренческом уровне патриотическую формулу: Народ - Патриотизм - Победа - СССР.
На уроках обществоведения в выпускном классе преподавалась идеология коммунизма в контексте своих теоретических закономерностей. Курс содержал марксистско-ленинское учение о войне и мире, знакомил учащихся с состоянием военно-экономического потенциала СССР. Обосновывалось оборонное значение достижений СССР в хозяйственном строительстве. Все это развивало уважение к Вооруженным Силам, ответственность за Родину.
На уроках географии патриотический компонент встраивался в характеристику рассматриваемых на уроках территорий СССР путем освещения происходивших там боев Великой Отечественной войны. Подробно героические моменты Великой Отечественной войны рассматривались в отношении тех географических единиц, где располагалось образовательное учреждение.
Другими формами патриотического воспитания, которые использовались советской школой в 1960-80е годы стали:
- изучение планов-схем как наглядную форму передачи информации, применяемую в качестве педагогического инструмента ознакомления школьников с решениями съездов КПСС, планов пятилеток в 1970-е годы [5]. Изучение в школах планов развития государства укрепляло веру школьников в будущее страны и понимание перспектив личного участия в этом процессе;
- экспедиции как форма патриотического воспитания осуществлялись круглогодично по специально разработанным маршрутам, привязанным к местам сражений Великой отечественной войны, местам «революционной славы», или к географии тех или иных населенных пунктов. Широкую известность получает экспедиция «Моя Родина - СССР». Экспедиции выполняли ряд воспитательных функций. Через них прививалась любовь к географии страны, через взаимодействие с людьми в процессе экспедиций воспитывались коллективистские качества, которые наряду с пропагандой исторических ценностей государства (экспедиции были нацелены на «места революционной, боевой и трудовой славы») встраивали в личность школьника социалистические ценности;
- школьный музей боевой славы поддерживал в школьниках историческую память о победах в боях Великой Отечественной войны. В создании музеев участвовали школьники, в процессе сбора данных, усваивая исторический материал и проникаясь патриотическими установками.
- ученические производственные бригады как метод патриотического воспитания школьников коррелировался с пионерским методом социалистических соревнований. Ученические производственные бригады создаются в начале 50-х годов [3]. Они помогали колхозам и совхозам выращивать урожай. В школах открывали «пионерские фабрики», комбинаты. Через создание псевдопроизводств у школьников образовывалось ощущение соучастия с индустриализацией страны.
Среди педагогических методов патриотического воспитания в 1960-1980-е наиболее теоретически разработано было воспитание патриотических качеств на Ленинском примере. Оно получило теоретическую разработку в конце 1960-х гг., став развитием метода изучения биографий Советских вождей (1940-е гг.). Воспитание методом примера было продиктовано программой Академии педагогических наук СССР, состоявшей из нескольких частей, с ориентацией на возраст учащихся. Содержание составлял биографический материал, расположенный с ориентиром на формирование образа великого человека, вождя трудящихся. Метод транслировался в различных формах: возложение цветов к подножию памятника вождя в революционные праздники, проведение бесед и создание школьных музеев освещавших в нужном ключе жизнь этой известной личности. Интересен тот факт, что в Ленинских музеях наряду с биографическими материалами, находился макет броневика (с которого вождь трудящихся выступал у Финляндского вокзала) и атомного ледокола «Ленин». Это были не случайные украшения, а продуманный психологический прием, трансформировавший историческую личность в образ громадных машин, придававших ему божественные черты в новом смысле, на уровне технических чудес того времени.
Форма патриотической беседы находит свое распространение в середине 1960-х годов. Беседы были насыщены фактическим материалом из жизни той или иной школы, тематически распределенным с учетом возрастных особенностей и ориентированы идеологически. Приведем примеры бесед в I классе и в X классе для противопоставления: I класс-«Наше счастливое детство», «Наш школьный музей боевой славы»; X класс - «Коммунистическая идейность-наши крылья», «Принимаем эстафету революционной, трудовой и боевой славы отцов и дедов» и др. [5].
Изучение патриотических песен на этапе расцвета педагогической системы патриотического воспитания 1960-1980-х находит все более широкое применение. Использовались песни советской музыкальной классики («По долинам и по взгорьям», «Священная война», «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат» и др.) [5, с. 93]. Перед изучением текстов рассказывался исторический контекст их создания, связанный с подвигами советских граждан.
Общественно-полезная работа как метод патриотического воспитания, в 1960-80-е обрела повсеместное применение. Этот метод появился еще в середине 1930-х гг., но в конце 1960-х гг. сфера его применения расширилась. Закрепляются новые формы: участие во всесоюзных трудовых операциях, сбор металлолома, макулатуры и др. Для активации связи общественно-полезной работы и индустриальных строек, проводились специальные беседы. В итоге, школьники вовлекались в выполнение планов страны, что формировало у них представление о себе как о звене государственного механизма, укрепляя патриотическое самосознание.
Таким образом, в рамках рассмотренного нами исторического этапа (1960-1980-й гг.) наблюдался расцвет системы воспитания социалистического патриотизма учащихся школ. С одной стороны, во многом это стало результатом эффективного применения логически взаимосвязанных педагогических методов и форм: методы общественно-полезной работы, изучения патриотических песен в контексте их исторического создания, воспитания на Ленинском при-
мере; методы патриотического воспитания в рамках пионерской организации как составной части школьной образовательной системы (событийный, мотива-ционный, создание клубов интернациональной дружбы, сочетание кратко- и долгосрочных программ); создание ученических производственных бригад, создание школьных музеев боевой славы, экспедиции и патриотические беседы как формы воспитания коллективистских и патриотических качеств; встраивание патриотического компонента в учебные предметы: география, обществоведение, история и др. С другой стороны, расцвету системы патриотического воспитания школьников способствовала стабильная экономическая ситуация и скачок развития научных разработок в значимых отраслях, что упрочивало патриотические настроения граждан страны.
Список литературы
1. Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания: теория, история, практика. Монография. М., 2002. 221 с.
2. Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. Документы и материалы / Под ред. А.В.Федуловой. М., 1981. 105 с.
3. Грохольская О.Г. Проблемы теории обучения : Монография. Иркутск, 2007. 340 с.
4. Зайцева М.А. Школа и комсомольская организация как главные институты воспитания социальной активности старшеклассников в 50-80-е годы / Подготовка кадров в условиях модернизации образования: Мат-лы конференции «Чтения Ушинского». Ч.1. Ярославль, 2010. С.76-77.
5. Идельчик Я.Е. Патриотическое воспитание школьников (Из опыта). Минск, 1968. 144 с.
References
1. Alieva L.V. Detskoe dvizhenie - subyekt vospitaniya: teoriya, istoriya, praktika [Children's Movement - the subject of education: theory, history, and practice]. М., 2002. 221 p.
2. Vsesoyuznaya pionerskaya organizatsiya imeni V.I.Lenina. Dokumenty i materialy [All-Union Pioneer Organization named after Lenin. Documents and Materials] / Ed. A.V.Fedulova, 1981. 105 p.
3. Grokhol'skii O.G. Problemy teorii obucheniya [Problems of the theory of learning]: Monograph. Irkutsk, 2007. 340 p.
4. Zaitseva M.A. Shkola i komsomolskaya organizatsiya kak glavnye instituty vospitaniya sotsialnoi aktivnosti starsheklassnikov v 50-80-e gody [The school and the Komsomol organization of education as major institutions of social activity in the 50 high school students 80 years] / Training in the modernization of education: Materials of the conference «Reading Ushinskogo». Part 1. Yaroslavl, 2010. pp. 76-77.
5. Idelchik Y.E. Patrioticheskoe vospitanie shkolnikov (iz opyta) [Patriotic education of students (from experience)]. Minsk, 1968. 144 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Кленчев Александр Николаевич, аспирант
Университет Российской Академии образования ул. Большая Полянка, д. 58, Москва, 119180, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR Klenchev Alexsandr Nikolaevich, graduate
University of the Russian Academy of Education 58, Bolshaya Polyanka str., Moscow, 119180, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Михайлова Н.Н., доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией экспертно-аналитического сопровождения Государственного бюджетного научного учреждения города Москвы «Научно-исследовательский институт развития профессионального образования»