Научная статья на тему 'Формирование отраслевой тарифной сетки работников высшей школы'

Формирование отраслевой тарифной сетки работников высшей школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование отраслевой тарифной сетки работников высшей школы»

В 2002 г. правительство предприняло независимую проверку системы управления вузами Новой Зеландии. По ее результатам группа под руководством профессора и директора Национального института управления при Университете Канберры (Director of the National Institute for Governance at the University of Canberra) M. Эдвардса (М. Edwards) подготовила доклад (Edwards Report), который был представлен в апреле 2003 г. в правительство. Он рекомендовал:

- выработать специальный набор принципов и правил «надлежащего управления» вузами, в котором учитываются особенности и специфические потребности вузов, и закрепить их в Национальном протоколе об управлении вузами;

- создать Индивидуальный свод правил управления для каждого вуза;

- учредить ассоциацию деканов и ректоров вузов, на которую будет возложено наблюдение за исполнением Национального протокола и сводами правил отдельных вузов.

В целом эти предложения были восприняты академическим сообществом как попытка ограничить автономию вузов. Однако их обсуждение показало: хотя противоречия между автономией и требования подотчетности сохраняются, тем не менее формируется консенсус относительно необходимости «надлежащего управления» как в масштабе государства, так и самоуправляемых институтов.

O. ^ Минёва

ФОРМИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ РАБОТНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Вопросы стимулирования труда работников социальной сферы в настоящий момент необычайно актуальны. Уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава высшей школы несколько выше, чем в других отраслях за счет обучения студентов с полным возмещением состава. Однако, при этом следует учитывать, что тарифная оплата занимает до 60% в общей структуре заработной платы преподавательского корпуса Российской Федерации.

Как элемент оплаты труда, тарифная оплата призвана способствовать выполнению заработной платой трех ее основных функций, реализуемых на рынке труда: стимулирующей, регулирующей и воспроизводственной, проявление которых на уровне заработной платы и тарифной оплаты не одинаково, что и представлено в таблице 1.

Если функции тарифной дифференциации заработной платы обосновываются самим процессом труда, то размеры тарифной ее дифференциации, как абсолютные, так и относительные, объективно предопределяются экономическими возможностями государства через единую тарифную сетку (далее - ЕТС). Последняя редакция ЕТС изложена в Постановлении Правительства РФ №9 590 от 30.09.2006 г., в котором ставка 1 разряда установлена в размере 1221 рубль, что почти в 4 раза меньше прожиточного минимума2, что эко-

номически не состоятельно, так как главное назначение ETC быть гарантом в бюджетной сфере и ориентиром во внебюджетном секторе экономики по исполнению тарифной заработной платой воспроизводственной функции. Повышение с 01.09.2007г. минимального размера оплаты труда до 2300 рублей реально затронет лишь работников низших квалификационных разрядов, т.к. в минимальный уровень оплаты труда входит не только тарифный оклад, но и все надтарифные выплаты. Проанализировав состав гарантированной тарифной заработной платы преподавателя, можем констатировать, что в настоящий момент времени даже для ректора учебного заведения она не исполняет своей воспроизводственной функции. С учетом гарантированных государством доплат и надбавок - надтарифной части - ситуация коренным образом меняется. Для преподавателей, имеющих ученую степень заработная плата выполняет уже не только воспроизводственную, но и регулирующую, стимулирующую функции. Положение в области оплаты труда высококвалифицированного педагогического состава коренным образом изменилось с принятием Постановления Правительства РФ от 23.11.2006 г. N° 712, установившим доплаты за ученые степени в размере 7000 и 3000 рублей. Мы согласны с мнением многих ученых и политиков, что ставка пер-

120

© O. K. Минёва, 2008

Таблица 1

Проявление функций заработной платы1

Функция На уровне заработной платы На уровне тарифной оплаты

Воспроизвод- ственная Определение абсолютного уровня оплаты труда, необходимого для удовлетворения основных жизненных потребностей работника и его семьи Базируясь на уровне минимальной заработной платы, должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Тенденции в изменении размеров тарифных выплат отражают изменения цены рабочей силы

Стимули- рующая Установление количественной зависимости между размерами оплаты и количеством, качеством и результатами труда. Реализуется посредством объединения норм труда и норм оплаты в конкретных системах заработной платы Увязывает оплату за выполнение норм труда с ценой рабочей силы через тарифные сетки

Цена труда является производной от результата цены рабочей силы и обеспечивает единство между воспроизводственной и стимулирующей функцией

Регулирующая Заработная плата оказывает существенное влияние на платежеспособный спрос населения, а через него и активное воздействие на объем и структуру производимой продукции Проявляется в установлении доли тарифной оплаты в общем объеме заработной платы. Через тарифную оплату проявляется опосредующее влияние государства на спрос и предложения рынка товаров и услуг

Табл и ца 2

Тарифная сетка для государственных высших учебных заведений

Разряд Существующая ЕТС Тарифная сетка для государственных

Тарифный коэффициент Ставка, руб. Научно-педагогический и административный персонал Научно-вспомагательный персонал, руб

1 1 1221 2011

2 1,04 1269 5131

3 1,09 1330 5282

4 1,14 1394 5432

5 1,27 1548 5824

6 1,41 1717 6245

7 1,55 1887 6667

8 1,7 2074 7119

9 1,87 2078 7630 9770

10 2,05 2499 8172 10312

11 2,24 2737 8744 10884

12 2,42 2958 9287 11427

13 2,62 3196 9889 12029

14 2,81 3434 10461 12600

15 3,04 3706 11153 13293

16 3,26 3979 11816 13956

17 3,51 4285 12568 14780

18 4,5 5494 15550 17690

Экономика образования ♦ № 2, 2008І

121

вого разряда ETC должна быть не ниже прожиточного минимума по Российской Федерации. Более того, учитывая специфику преподавательского и научного труда, а также тенденции гуманизации образования и перехода к информационному обществу, основой которого являются знания, автор статьи предлагает при использовании ETC в сфере высшего образования (расчет тарифных ставок), начиная с девятого разряда для профессорско-преподавательского персонала, ориентироваться не только на потребности в материальных благах, но и на социальные потребности в повышении квалификации, обеспечении оргтехникой и средствами связи, увеличивая соответствующие ставки на абсолютную величину, равную стоимости информатизации трудового процесса преподавателя.

Мы считаем, что абсолютную величину стоимости информатизации трудового процесса преподавателя необходимо устанавливать именно к тарифной ставке, чтобы сохранить некую существующую «редукцию труда» преподавателей различной квалификации, проявляемую в надтарифных доплатах, определяемых в процентах к тарифной ставке соответствующего преподавателя. Этим можно будет скорректировать ресурсное обеспечение более интенсивной работы пре-

подавателя, более высокой, по сравнению с ассистентом квалификации. Опираясь на существующие тарифные коэффициенты, предлагается следующая «отраслевая» тарифная сетка, которая представлена в таблице 2.

Используя статистические данные таблицы 2, и прибавив основные надбавки (за ученую степень и звание) мы получаем ежемесячный уровень оплаты труда для преподавателя с ученой степенью кандидата наук в размере 22000 рублей, для доктора наук, профессора - 30000 рублей. Рассчитанный нами рост заработной платы при осуществлении модернизации ETC позволяет сделать вывод о соответствии уровня средней заработной платы ППС, ранее декларируемый федеральными нормативными актами, суть которого заключается в двойном превышении средней заработной платы ППС по сравнению с аналогичным показателем в промышленности.

Примечания

1 Составлено по Яковлеву Р.А. Оплата труда в организации [Текст]. М: МЦФЭР, 2003. С. 74-75.

2 По статистическим данным, прожиточный минимум на 01.07.2007 г. по РФ - 5011 руб., среднемесячная заработная плата соответственно - 11203 руб. -источник: Статистические данные [Электронный ресурс] - 2007. - Режим доступа: http:// www.gks.ru

Баранова Е. М. Поиск путей дополнительного финансирования высших учебных заведений в рыночных условиях // Металлургия: новые технологии, управление, инновации и качество: Труды Всероссийской научно-практической конференции, Новокузнецк, 3-6 окт., 2006. Новокузнецк: СибГИУ 2006, с. 303-306.

В настоящее время перед российскими вузами встала серьезная проблема, связанная с изменениями условий финансирования. С каждым годом доля участия государства в финансировании высших учебных заведений снижается. В результате государственные вузы приобретают все большую самостоятельность на рынке образовательных услуг и вынуждены искать пути привлечения дополнительных средств, чтобы обеспечивать свое функционирование. В качестве источника дополнительного финансирования образовательные учреждения могут использовать свою материальную базу Существует еще один довольно перспективный способ получения высшими учебными заведениями долгосрочного дополнительного финансирования - это взаимодействие вузов с предприятиями-работодателями. Необходимость сотрудничества предприятия и вуза очевидна, также как и их взаимная заинтересованность в таком сотрудничестве. у Однако в России вопросам сближения высшей школы и промышленности не уделяется

\ достаточного внимания на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.